Научная статья на тему 'Развитие механизма государственного управления в современной России'

Развитие механизма государственного управления в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / PUBLIC ADMINISTRATION MECHANISM / STATE INNOVATION POLICY / COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN ECONOMY / BUSINESS CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козельская Ирина Николаевна, Козельский Алексей Викторович

В статье раскрываются результаты совершенствования механизма государственного управления в современной России, выявляются положительные и негативные тенденции в развитии российской экономики, раскрываются факторы, влияющие на ее динамику. Выявляются проблемы, которые необходимо решать в процессе развития механизма государственного управления, факторы, ограничивающие деловую активность организаций. Дается оценка эффективности государственной инновационной политики, и раскрываются возможности ускорения технико-технологического обновления российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE GOVERNANCE MECHANISM IN MODERN RUSSIA

The article reveals the results of improving the mechanism of public administration in modern Russia, identifies positive and negative trends in the development of the Russian economy, reveals the factors affecting its dynamics. The problems that need to be addressed in the process of developing the mechanism of public administration, factors limiting the business activity of organizations are identified. An assessment of the effectiveness of state innovation policy is given, and the possibilities of accelerating the technical and technological renewal of the Russian economy are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма государственного управления в современной России»

ISSN 1994-5G94 ♦-

51 -♦

trina Nikolaevna Kozelskaya,

Doctor of Economics,

professor of the department of state and municipal administration and personnel management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Aleksey Viktorovich Kozelskiy,

PhD in Economics,

Advisor of the Department,

Ministry of Finance of the Russian Federation

Ирина Николаевна Козельская,

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

igordeeva61@mail.ru

Алексей Викторович Козельский,

кандидат экономических наук, Советник Департамента, Министерство финансов Российской Федерации

УДК 351(470)

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье раскрываются результаты совершенствования механизма государственного управления в современной России, выявляются положительные и негативные тенденции в развитии российской экономики, раскрываются факторы, влияющие на ее динамику. Выявляются проблемы, которые необходимо решать в процессе развития механизма государственного управления, факторы, ограничивающие деловую активность организаций. Дается оценка эффективности государственной инновационной политики, и раскрываются возможности ускорения технико-технологического обновления российской экономики.

Ключевые слова: механизм государственного управления, государственная инновационная политика, конкурентоспособность российской экономики, условия ведения бизнеса.

DEVELOPMENT OF THE GOVERNANCE MECHANISM

IN MODERN RUSSIA

The article reveals the results of improving the mechanism of public administration in modern Russia, identifies positive and negative trends in the development of the Russian economy, reveals the factors affecting its dynamics. The problems that need to be addressed in the process of developing the mechanism of public administration, factors limiting the business activity of organizations are identified. An assessment of the effectiveness of state innovation policy is given, and the possibilities of accelerating the technical and technological renewal of the Russian economy are revealed.

Keywords: public administration mechanism, state innovation policy, competitiveness of the Russian economy, business conditions.

Развитие современной российской экономики происходит под воздействием сложного сочетания ограничивающих и стимулирующих внешних и внутренних условий реализации ее целевой установки - достижения стабильных темпов экономического роста.

Сохранение таких неблагоприятных внешнеэкономических факторов, как расширение санкций со стороны развитых стран по отношению к Российской Федерации и формирование пониженных темпов роста мировой экономики, ограничивает возможности ускорения темпов роста ВВП. По результатам 2018 г. в России сохраняются низкие темпы прироста ВВП - всего лишь 2,3% по сравнению с предыдущим годом [5, с. 38].

Решение проблемы существенного повышения темпов роста российской экономики на современном этапе ее развития возможно лишь за счет дальнейшего совершенствования механизма государственного управления. Определенные успехи в его развитии были достигнуты в последние годы в процессе реализации мероприятий в соответствии с целевыми установками Указов Президента РФ 2012 г.

Россия усилила свою позицию по результатам рейтинга по Индексу глобальной конкурентоспособности, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума, и занимает в 2019 г. 43-е место среди 141 страны [10, с. 482]. Международные эксперты выделяют такие положительные результаты, как сохранение инфляции на низком уровне, устойчивое состояние государственных финансов, развитие цифровых технологий, быстрое распространение интернета.

Сильные позиции Россия занимает по таким субиндексам, как «бюджетная прозрачность» (15-е место), «уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий» (22-е место), «цифровые навыки среди активного населения» (27-е место), «уровень развития конкурсов в сфере услуг» (17-е место). Улучшилась по сравнению с предыдущим годом позиция России по субиндексу «инновационный потенциал» (32-е место) благодаря росту уровня расходов на НИОКР (в % к ВВП) и повышению качества научно-исследовательских институтов. Неплохую позицию Россия имеет и по новому субиндексу «адаптируе-

52 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦

мость нормативно-правовой базы к цифровым бизнес-моделям» (51-е место).

Однако по-прежнему эксперты выставляют низкие оценки Российской Федерации по таким субиндексам, как «защита интеллектуальной собственности» (90-е место), «уровень коррупции» (116-е место), «свобода прессы» (122-е место), «качество налоговой системы и системы субсидий» в аспекте их негативного влияния на условия конкуренции (67-е место). Россия ухудшила позицию по сравнению с предыдущим годом по субиндексам «эффективность правовой базы в сложных нормативных актах» (93-е место), «уровень развития финансовой системы» (95-е место), «надежность коммерческих банков» (115-е место), «качество профессионального обучения» (76-е место). Следовательно, необходимость улучшения многих составляющих конкурентоспособности России требует существенного совершенствования механизма государственного управления.

О значительных успехах, достигнутых в процессе развития механизма государственного управления в последние годы, свидетельствует и существенное усиление позиции России в рейтинге Doing Business, которая занимает в 2019 г. 28-е место среди 190 стран [9, с. 4]. Еще в майском указе 2012 г. президентом РФ была отмечена необходимость повышения позиции РФ в рейтинге условий ведения бизнеса: с 120-й позиции в 2011 г. до 20-й -в 2018 году [6]. Несмотря на то что это поручение не было выполнено в полной мере, многие условия для ведения бизнеса стали значительно более благоприятными: по доступности подключения к системе электроснабжения Россия занимает 7-е место, по простоте регистрации собственности - 12-е место, по возможности кредитования - 25-е место, по легкости получения разрешений на строительство -26-е место.

По оценкам международных экспертов, позиция России по сравнению с предыдущим годом улучшилась за счет ускорения процесса подключения к электросетям, сокращения времени рассмотрения налоговыми органами заявлений на возврат средств по налогу на добавленную стоимость, а также усиления защиты миноритарных инвесторов путем установления требований к большей корпоративной прозрачности. Значительный вклад в улучшение условий бизнеса при этом вносит реализация механизма трансформации делового климата в соответствии с утвержденными планом мероприятиям [4].

Развитие системы государственного управления в современной России должно осуществляться в первую очередь путем совершенствования механизма государственной инновационной политики, поскольку только принципиальное технико-технологическое обновление российской промышленности позволит обеспечить высокие темпы экономического роста.

Однако пока реализация государственной инновационной политики не приносит высоких результатов. В Глобальном инновационном индексе

Россия снизила в последние годы свой рейтинг и занимает в 2019 г. всего лишь 46-е место среди 129 стран [11, с. 1]. Эксперты выставляют низкие оценки сформированной для реализации инноваций инфраструктуре (62-е место) и регулирующим инновационную деятельность институтам (74-е место), в том числе нормативно-правовым условиям (95-е место), политической стабильности (91-е место), качеству регулирования (103-е место). Вместе с тем эксперты отмечают и преимущества инновационной системы России: высокий уровень охвата высшим образованием (17-е место), значительное количество работников, занятых в сфере наукоемких услуг (18-е место), большое количество патентных заявок на изобретения (20-е место). Таким образом, можно отметить, что если по имеющимся ресурсам инноваций, человеческому капиталу Россия имеет более сильные позиции, то по эффективности использования инновационного потенциала, к сожалению, отстает от современных требований.

Невысокие результаты государственной инновационной политики подтверждают и низкие показатели инновационной активности российского бизнеса: только 7,5% обследованных в рамках статистического учета организаций осуществляли в 2017 г. технологические, 2,3% - организационные, 1,4% - маркетинговые инновации [5, с. 406-407]. В результате коэффициенты обновления основных фондов в России имеют низкий уровень (всего лишь 4,3% в 2018 г.), а степень их износа достигла в 2018 г. 47,4% [5, с. 406-407].

Важным вкладом в развитие механизма государственного управления стало утверждение национальных целей развития РФ до 2024 г. и разработка соответствующих ключевых действий [7; 3]. Так, для достижения национальной цели ускорения технологического развития РФ и повышения числа организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего количества, правительством РФ предусмотрена реализация ряда важнейших мер. В их составе необходимо выделить: содействие расширению доступа к высокотехнологичному оборудованию, введение механизмов государственной поддержки инжиниринговой деятельности и содействие развитию цифровых сервисов сопровождения инновационной деятельности.

Ускорение технологического развития при этом будет обеспечено за счет решения таких задач, как: создание новых высокотехнологичных предприятий (стартапов), повышение уровня коммерциализации научно-исследовательских разработок, расширение финансовой поддержки инновационной деятельности путем развития рынка венчурного финансирования.

Для решения задач технико-технологического обновления экономики складываются к настоящему времени более благоприятные условия. Продолжение сотрудничества стран ОПЕК+ в рамках ограничения добычи нефти способствует поддержанию мировых цен на нефть на стабильном, достаточно высоком уровне, что позволяет получать

ISSN 1994-5094 ♦-

53 -♦

сверхдоходы от экспорта сырьевых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает возможность перечисления в Фонд национального благосостояния дополнительных нефтегазовых доходов.

Вследствие этого объем средств в Фонде национального благосостояния увеличился за год в 1,7 раз и составил на конец 2019 г. 7,3% к ВВП [8]. Превышение порогового уровня в 7% к ВВП дает возможность в соответствии с установленным бюджетным правилом использовать средства фонда на стимулирование инновационной деятельности, дополнительное финансирование инвестиционных проектов инновационной направленности. При этом в процессе развития механизма государственного управления необходимо совершенствовать конкурсные процедуры с целью выбора наиболее эффективных, соответствующих национальным целям инвестиционных проектов.

Продолжение экономического роста вместе с этим способствует формированию профицита консолидированного бюджета, который в 2018 г. составил 2,9% к ВВП [5, с. 422]. Это также создает возможности для дополнительного стимулирования инновационной деятельности, для роста инвестиций в основной капитал. Стабильности экономической ситуации и формированию инвестиционной активности способствует также накопление международных золотовалютных резервов, которые увеличились за год в 1,2 раза и составили на конец 2019 г. 548,7 млрд долл. [2].

О положительных результатах развития механизма государственного управления свидетельствует формирование устойчивого уровня инфляции вблизи 4%. Несмотря на рост ставки НДС, существенного скачка инфляции не произошло, что создает благоприятные условия для расширения инвестиционной деятельности. Это позволило в очередной раз снизить ключевую ставку до 6,25% с декабря 2019 г., что делает кредиты более доступными для реального сектора экономики и способствует расширению кредитования.

Росту инвестиционной активности российских предпринимателей должно способствовать также осуществление правительством РФ мер по преодолению структурных ограничений, переход к более активной реализации национальных проектов и рост государственных инвестиций. Положительным итогом развития механизма государственной инвестиционной политики следует признать обеспечение прироста инвестиций в основной капитал: 4,3% в 2018 г. [5, с. 211]. Однако темпы прироста пока невысокие, и всего лишь 21,6% ВВП идет на валовое накопление основного капитала [5, с. 196], что явно недостаточно для принципиального технико-технологического обновления российской экономики.

Итоги проведенного в ноябре 2019 г. статистического обследования экономического поведения российских организаций показывают определенное

улучшение: индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах увеличился за год на 1 п.п., доля респондентов, оценивающих экономическую ситуацию в своей организации как благоприятную, возросла также на 1 п.п. [1]. Однако по-прежнему сохраняются факторы, ограничивающие деловую активность организаций: 46% руководителей организаций отметили высокий уровень налогообложения, 44% - неопределенность экономической ситуации в России, 25% - высокий процент коммерческого кредита.

Следовательно, развитие механизма государственного управления экономикой должно быть направлено на дальнейшее совершенствование налоговой системы, стабилизацию экономических условий для ведения бизнеса и формирование благоприятных условий для расширения кредитования предприятий реального сектора, в первую очередь в обрабатывающей промышленности.

Таким образом, формирование конкурентоспособной российской промышленности на базе дальнейшего развертывания процесса импортозамеще-ния, наращивания инновационного потенциала и принципиального улучшения показателей инновационной деятельности должно стать первоочередной стратегической установкой развития механизма государственного управления в современной России.

1. Деловая активность организаций в России в ноябре 2019 года. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssW-WW.exe/Stg/d04/232.htm.

2. Международные резервы Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_7d/

3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв/ Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года). URL: http://www.consultant.ru.

4. План «Трансформация делового климата» (утв/ Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р). URL: http://www.consultant.ru.

5. Россия в цифрах. 2019: фат. стат. сб. М.: Росстат, 2019. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf.

6. Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года № 596. URL: http://www.consultant.ru.

7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://www.consultant.ru.

8. Фонд национального благосостояния. Статистика. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/ statistics/

9. Doing Business 2020: Russian Federation. World Bank Group. 2020. 120 p. URL: https://www.doingbusiness.org/ content/dam/doingBusiness/country/r/russia/RUS.pdf.

10. The Global Competitiveness Report: World Economic Forum. 2019. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_The GlobalCompetitivenessReport2019.pdf.

11. The Global Innovation Index 2019: Russian Federation. WIPO. 2019. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo_pub_gii_2019/ru.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.