84 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦
Irina Nikolaevna Kozelskaya,
Doctor of Economics,
professor of the department of public administration, municipal governance and personnel management, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
УДК 336.02
Ирина Николаевна Козельская,
доктор экономических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В статье раскрываются направления и последствия развития механизма денежно-кредитной политики Банка России, выявляются факторы, влияющие на формирование этой политики в современных условиях функционирования российской экономики. Раскрываются особенности использования отдельных инструментов денежно-кредитной политики государства. Выявляются проблемы, которые необходимо решать в условиях современного кризиса, и рассматриваются меры, направленные на смягчение его последствий. Дается оценка результатов функционирования российской финансовой системы, выявляются возможности повышения ее устойчивости и доступности кредитования для реального сектора экономики.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, ключевая ставка, финансовая система, таргетирование инфляции.
DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF STATE MONETARY POLICY
The article studies the mechanism of the monetary policy of the Central Bank of Russia, its evolution and results and identifies factors that influence the development of monetary policy in current Russian economy. Individual instruments of the state monetary policy and their specific aspects are examined. Problems that need to be addressed in the current crisis are identified, and measures that need to be taken to mitigate them are revealed. The author assesses the performance of the Russian financial system as well as suggests ways to increase its stability and ensure more business loans to the real sector of economy.
Keywords: monetary policy, interest rate, financial system, inflation targeting.
Развитие механизма денежно-кредитной политики в современной России осуществляется в процессе адаптации к сложным как внешним, так и внутренним условиям функционирования экономики. Продление санкций развитых стран по отношению к РФ по-прежнему сужает возможности повышения темпов роста ВВП, ограничивает доступ к мировым источникам получения финансовых ресурсов, сдерживает процесс технико-технологического обновления производства.
Пониженные темпы роста мировой экономики стали одним из существенных неблагоприятных внешнеэкономических факторов воздействия на российскую экономику, необходимость противодействия которому требовала усиления стимулирующей активности денежно-кредитной политики государства. Пандемия коронавируса оказывает в настоящее время еще более негативное влияние на глобальную экономику, провоцируя выраженное замедление темпов ее роста.
В условиях возросшей неопределенности развития ситуации на мировых рынках задача своевременного реагирования Банка России на колебания экономической конъюнктуры, совершенствования механизма денежно-кредитной политики с учетом предыдущих достижений становится особо актуальной. Денежно-кредитная политика последних пяти лет была направлена на обеспечение адаптации российской экономики к резкому ухудшению
внешнеэкономических условий. Поставленная цель, по заявлению председателя Банка России, в основном была достигнута: повышен уровень макроэкономической стабильности, снижена зависимость российской экономики от геополитических рисков и колебаний конъюнктуры сырьевых рынков [2]. Это, в свою очередь, позволило завершить переход от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике.
Сотрудничество стран ОПЕК+ в рамках ограничения добычи нефти обеспечивало в последние годы поддержание мировых цен на нефть на стабильном, достаточно высоком уровне, что позволяло России получать сверхдоходы от экспорта сырьевых ресурсов. Однако прекращение действия соглашения об ограничении добычи нефти между РФ и странами - экспортерами нефти привело к резкому падению цен на нефть, что поставило российскую экономику в жесткие финансовые рамки. Возможное улучшение ситуации в связи с заключением нового соглашения при условии его соблюдения должно смягчить негативные последствия рецессии мировой экономики.
Введение с 2015 г. режима таргетирования инфляции и его успешная реализация обеспечили ценовую стабильность в стране: индекс потребительских цен в прошлом году (декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г.) составил всего лишь 103% [5]. Это способствовало повышению определенности усло-
НБЫ1994-5094 ♦-
85 -♦
вий для ведения бизнеса, снижению рисков финансового и инвестиционного планирования, повышению эффективности управления накоплениями и заимствованиями. Однако ухудшение внешнеэкономической ситуации привело к ослаблению рубля к настоящему времени, что является существенным проинфляционным фактором. Следовательно, в процессе развития механизма денежно-кредитной политики необходимо учитывать новые вызовы с целью возвращения уровня инфляции на обозначенный целевой уровень в 4%.
Поскольку основным инструментом, который используется Банком России для влияния на темпы инфляции, является ключевая ставка, постольку решения об ее изменении отражают направленность денежно-кредитной политики. Развертывание политики импортозамещения, адаптация российской экономики к сложным внешнеэкономическим условиям способствовали снижению темпов инфляции, что, в свою очередь, позволило снижать ключевую ставку - до 6% с 10 февраля 2020 г. Целенаправленное снижение ключевой ставки обеспечивало формирование у участников экономических отношений уверенности в экономической и ценовой устойчивости, стабилизировало инфляционные ожидания и тем самым создавало стимулы для роста инвестиционной активности.
Формирование решений по дальнейшему изменению ключевой ставки предполагает уточнение макроэкономического прогноза с учетом устойчивых тенденций и факторов продолжительного действия. С помощью варьирования ключевой ставки Банк России обеспечивает создание денежно-кредитных условий, способствующих достижению целевой установки по инфляции и одновременно не препятствующих эффективному использованию потенциала российской экономики.
При этом, как подчеркивается в документах Банка России, попытки стимулировать экономический рост в России путем необоснованного снижения ключевой ставки приведут к масштабным негативным последствиям [8, с. 6]. В краткосрочном периоде это может сформировать стимулы к ускоренному расширению масштабов кредитования, способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса. Однако в дальнейшем это приведет к инфляционным последствиям, поскольку рост кредитования и спроса будет опережать возможности наращивания производства. Следовательно, необоснованное смягчение денежно-кредитной политики не позволит ускорить темпы экономического роста, но приведет к росту инфляции.
Вместе с тем упреждающее повышение ключевой ставки в сентябре 2018 г. было обоснованной мерой, позволившей ограничить негативное влияние на темпы инфляции таких факторов, как усиление волатильности на мировых финансовых рынках и повышение ставки налога на добавленную стоимость. Поскольку в РФ сохраняется достаточ-
но высокая чувствительность инфляционных ожиданий к проинфляционным тенденциям, принятие решения об увеличении ставки косвенного налога могло спровоцировать рост этих ожиданий и привести к устойчивому закреплению инфляции на уровне, значительно превышающем целевую установку в 4%.
Значительное влияние динамики ключевой ставки на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности предопределяет необходимость совершенствования информационной политики Банка России. В настоящее время в соответствии с его установками принятие решения по изменению ключевой ставки обязательно сопровождается разъяснением логики и причин этого изменения, информированием о дальнейших возможных мерах в рамках денежно-кредитной политики [8, с. 9]. Раскрытие дальнейших действий выполняет важную сигнальную роль, формируя соответствующие ожидания участников финансовых рынков.
С целью повышения доверия участников экономических отношений к действиям Банка России, особенно в случаях временных отклонений уровня инфляции от целевой установки, важно поддерживать информационную открытость процесса реализации денежно-кредитной политики, обеспечивать своевременность соответствующих разъяснений.
В настоящее время глобальные сырьевые и финансовые рынки претерпевают кардинальные изменения, включая резкий рост волатильности финансовых рынков и глубокое падение мировых цен на нефть. В этих условиях Банк России принимает решение сохранить значение ключевой ставки, но утвердить определенную совокупность мер денежно-кредитной политики, направленных на обеспечение финансовой стабильности, возможности кредитования экономики, а также поддержки как граждан, так и предпринимателей в условиях пандемии коронавируса [3].
Эти меры включают поддержку кредитования малого и среднего бизнеса, ипотечного кредитования, защиту интересов граждан, пострадавших от пандемии, в процессе расширения возможностей финансовых институтов по реструктуризации и пролонгации кредитов граждан и предпринимателей. Также повышается доступность для населения онлайн-платежей и обеспечивается поддержка онлайн-торговли. Одновременно смягчение регу-ляторных требований будет усиливать адресность и иметь более быстрый эффект влияния на кредитно-денежные отношения в рамках оперативного и упреждающего воздействия на финансовый сектор экономики.
Развитие механизма денежно-кредитной политики предполагает усиление его согласованности с мерами бюджетной политики. Признано, что сохранение сбалансированности бюджетной политики - это необходимое условие отсутствия
86 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦
инфляционного давления по бюджетному каналу, а несбалансированность бюджета и необоснованный значительный рост его расходов, как правило, способствуют повышению темпов инфляции [8, с. 12].
Важным инструментом сбалансированной бюджетной стратегии в современной России признается бюджетное правило. С его помощью сглаживается влияние колебаний внешнеэкономической конъюнктуры на динамику российской экономики, в том числе на изменение курса рубля. В свою очередь, уменьшение волатильности курса рубля обеспечивает улучшение условий для реализации мер денежно-кредитной политики. Проведение Банком России валютных операций в рамках бюджетного правила должно осуществляться таким образом, чтобы не провоцировать рост волатильности валютного курса, допустимо даже временное приостановление этих операций в случае повышенной волатильности внутреннего валютного рынка.
Стабильное поступление в Россию в последние годы сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов формировало возможность наращивания за их счет Фонда национального благосостояния. Средства этого фонда увеличились за 2019 г. в два раза и достигли к марту 2020 г. 7,3% к ВВП [11]. Это превышает пороговое значение, утвержденное бюджетным правилом (7% к ВВП), а значит, Фонд национального благосостояния можно было использовать в целях стимулирования национальной экономики.
Однако экономическая ситуация, в которой оказалась Россия в настоящее время, когда сжимаются целые сектора экономики и многие категории граждан нуждаются в финансовой поддержке, предопределяет необходимость использования средств Фонда национального благосостояния на реализацию возможных мер поддержки российской экономики, малого и среднего предпринимательства, отдельных граждан, на покрытие прогнозируемого дефицита бюджета 2020 г.
Денежно-кредитная политика Банка России в последние годы формировалась в условиях растущего структурного профицита ликвидности банковского сектора, основной причиной которого следует признать планомерную реализацию мер по финансовому оздоровлению коммерческих банков. Структурный профицит ликвидности увеличился до 3,6 трлн руб. в январе 2020 г. [1, с. 64]. В связи с этим в рамках операций на открытом рынке Банк России не проводил аукционов репо, а осуществлял операции по абсорбированию избыточной ликвидности с помощью депозитных аукционов [1, с. 84]. В целях абсорбирования ликвидности банковского сектора Банк России также наращивал объемы размещения купонных облигаций (КОБР).
В настоящее время Банк России признает уровень ликвидности банковского сектора как достаточный для устойчивого функционирования
российской финансовой системы. Вместе с тем для расширения возможностей коммерческих банков по управлению собственной ликвидностью и обеспечения условий формирования ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки Банк России осуществил проведение в конце марта 2020 г. аукциона репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд руб. [4].
Основой реализации денежно-кредитной политики государства является стабильная финансовая система. Банком России отмечается, что в 2019 г. финансовая система России поступательно развивалась и укреплялась, в том числе в результате усиления пруденциального и макропруден-циального регулирования [7, с. 2]. В процессе реализации политики стабилизации банковской системы количество действующих кредитных организаций уменьшилось за 2019 г. на 9% и составило на 1 марта 2020 г. только 436 организаций [10, с. 102]. Однако их зарегистрированный уставный капитал в расчете на одну организацию увеличился в 2019 г. в 1,16 раз, что говорит о том, что на финансовом рынке оставались более крупные и надежные банки.
Вместе с тем в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2019 г. по субиндексам, характеризующим финансовую систему, Россия занимает слабые позиции: по уровню развития финансовой системы - только 95-е место, по надежности коммерческих банков - только 115-е место [12, с. 485]. Резкое изменение экономической ситуации к настоящему времени значительно ухудшает условия реализации банковской деятельности, но финансовые институты, благодаря накопленным в предыдущие годы резервам прочности и принимаемым антикризисным мерам, должны сохранить свой потенциал и обеспечить возможности кредитования реального сектора экономики.
Повышению доверия к банковской системе России способствовало развитие системы страхования банковских вкладов. Сначала повышение размера страхового возмещения до 1,4 млн руб., а затем расширение с 1 января 2019 г. состава застрахованных вкладчиков (включение в него малых предприятий) сформировали стимулы к росту банковских вкладов [9]. Застрахованные средства малых предприятий на 1 января 2020 г. составили уже 10% от общей суммы вкладов [6, с. 2].
Несмотря на то что банки занимают доминирующее положение на финансовом рынке России (им принадлежит более 80% совокупных активов), небанковские финансовые институты показывают хорошие темпы роста. Интеграция деятельности банковских и небанковских финансовых институтов способствовала укреплению финансовой системы России.
Меры, предпринимаемые Банком России в последние годы с целью обеспечения устойчивости российской финансовой системы, способствовали повышению доверия участников финансового рын-
ISSN 1994-5094 ♦-
87 -♦
ка к действиям регулятора. Финансовые институты в гораздо большей мере способны в настоящее время противостоять возможным сильным колебаниям волатильности финансовых рынков. Однако усиление финансовых рисков требует от них повышения качества управления рисками в современных условиях финансового стресса.
Таким образом, дальнейшее развитие механизма денежно-кредитной политики государства должно быть направлено на предотвращение резкого повышения уровня инфляции и последующее снижение ее уровня до целевой установки, а также на укрепление финансовой системы, обеспечивающей доступность кредитов для развития реального сектора экономики.
1. Доклад о денежно-кредитной политике: информац.-аналит. сб. 2020. № 1. URL: https://www.cbr.ru/about_br/publ/ ddkp/longread_1_29/page/.
2. Заявление Председателя Банка России по итогам заседания Совета директоров от 7 февраля 2020 года. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=6358.
3. Заявление Председателя Банка России по итогам заседания Совета директоров от 20 марта 2020 года. URL: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=6528.
4. Комментарий Банка России об операциях по предоставлению ликвидности. URL: https://www.cbr.ru/press/ event/?id=6603.
5. Краткосрочные экономические показатели. 2019. URL: https://www.gks.ru/compendium.
6. Мониторинг застрахованных вкладов в 2019 году. ГК «Агентство по страхованию вкладов». URL: https://www. asv.org.ru/information-analytics_docs/new/653355/.
7. Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов. 2019. URL: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/107372/overview_2019.pdf.
8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. URL: https://www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/ on_2020_2022/.
9. О страховании вкладов в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/.
10. Статистический бюллетень Банка России. 2020. № 3. URL: https://www.cbr.ru/statistics/bbs/statisticheskiy-byulleten-banka-rossii/.
11. Фонд национального благосостояния России. Статистика. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/national-wealthfund/statistics/
12. The Global Competitiveness Report: World Economic Forum. 2019. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_The-GlobalCompetitivenessReport2019.pdf.