УДК 338.1
Направления совершенствования инвестиционной политики региональных инновационных агросистем
Е. А. Дерунова
Дерунова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории инновационного развития производственного потенциала агропромышленного комплекса, Институт аграрных проблем РАН, Саратов, [email protected]
Введение. В решении проблем создания высокопроизводительного экспортно ориентированного аграрного сектора экономики России важнейшая роль принадлежит развитию инвестиционной деятельности. Теоретический анализ. В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты формирования инвестиционной политики региональных инновационных агросистем. Научно обоснована необходимость сбалансированности проводимой инвестиционной политики в части ресурсного обеспечения на всех этапах инновационной цепи. Эмпирический анализ. Проведен анализ и дана оценка динамики производства сельскохозяйственной продукции по отраслям, динамики экспорта и импорта продовольствия, представлен анализ развития рынка сельскохозяйственной техники и тенденции инвестиционного обеспечения сельскохозяйственного производства. По результатам эмпирических расчетов выявлены диспропорции в инвестиционном обеспечении производственных процессов и вклада сельскохозяйственной отрасли в валовую добавленную стоимость. Результаты. Разработаны организационно-экономические условия формирования инвестиционной политики региональных инновационных агросистем, методические подходы к развитию рынка передовых научно-технологических достижений на основе стимулирования спроса. Практическая реализация данных предложений будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, рост инвестиционной активности агропромышленных предприятий, привлечение инвестиций в приоритетные направления развития аграрной экономики в соответствии с потребностями регионов в условиях перехода к модели экспортно ориентированной аграрной экономики.
Ключевые слова: инвестиционная политика, региональные агросистемы, экспортно ориентированная экономика, рынок инноваций в АПК, стимулирование инновационной активности.
DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-51-59
Введение
В решении проблем создания высокопроизводительного экспортно ориентированного аграрного сектора экономики России важнейшая роль принадлежит развитию инвестиционной деятельности и ее ориентации на развитие научно-технологических достижений, направленных на обновление технической, технологической,
организационной базы сельскохозяйственного производства и получение конкурентоспособной наукоемкой продукции.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. сформулированы основные национальные цели развития России. Среди них было названо вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, а также превышение среднемировых темпов экономического роста. Главой государства была поставлена задача повысить в ВВП к 2024 г. долю инвестиций в основной капитал до 25%. При этом подчеркивалось, что в настоящее время в структуре ВВП она не превышает 21%. Повышение данного показателя всего лишь на 4% к 2024 г. приведет к существенному изменению структуры расходов в экономике страны [1].
Увеличение доли инвестиций свидетельствует о существенном изменении структуры расходов в экономике: рост нормы сбережения населения, увеличение инвестиционной активности для модернизации и технологического обновления [2]. В Послании отмечается, что за последние пять лет индекс физического объема инвестиций в основной капитал в агропромышленном комплексе составил всего 3,3%. Этого явно недостаточно. Акцент сделан на том, что активизировать процесс инвестирования в отечественный агропромышленный комплекс возможно при условии обеспечения роста эффективности производства в сельскохозяйственной сфере, принятия мер для его устойчивости, совершенствования ценовой политики в АПК, развития конкурентных отношений между сельхозпроизводителями при решении вопросов их кредитования, а также радикального изменения государственной финансовой политики по отношению к сельскому хозяйству.
Теоретический анализ
Экономические преобразования и стремление России к интегрированию в мировую рыночную экономику связаны с ростом инвестиционно-инновационной активности во всех сферах народного хозяйства, включая агропромышленный комплекс. Обеспечение продовольственной безопасности страны и наращивание
экспортного потенциала подразумевают оптимизацию использования имеющихся финансовых ресурсов, привлечение в сельское хозяйство новых инвесторов, одновременное стимулирование научных разработок и изобретений на селе, их технологическое освоение и внедрение, модернизацию форм организации и управления производственными процессами [3]. Привлечение дополнительных источников финансирования в аграрный сектор экономики, поиск потенциальных инвесторов взаимосвязано с производством новых знаний и идей, внедрением передовых производственных технологий и инноваций; обоснование современных форм организации и управления производством является каркасом современного развития АПК страны [4].
В отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к сущности инвестиционно-инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Мы разделяем мнение И. С. Санду в подходах к определению сущности инвестиционно-инновационного развития региона, представляющей собой социально-экономическое развитие на основе эффективного функционирования региональных инновационно-инвестиционных процессов [5].
В эпоху цифровой трансформации экономики и ориентации на экспорт региональная инвестиционно-инновационная политика и ресурсы для ее реализации должны быть сбалансированы на всех участках инновационной цепи.
Целью нашего исследования является разработка рекомендаций, направленных на формиро-
вание инвестиционной политики региональных инновационных агросистем, ориентированной на повышение экспортного потенциала в условиях цифровой структурной трансформации.
Специфические особенности функционирования организаций сельского хозяйства связаны с различными природно-климатическими условиями, фактором сезонности и характеристиками технологического процесса [6]. Актуальность приобретают проблемы поиска источников привлечения инвестиций, вложения инвестиций для повышения инновационной активности в сельскохозяйственных организациях, что позволит увеличить объемы сельскохозяйственного производства и восстановить воспроизводство в АПК [7]. При этом необходимы четкое и тесное взаимодействие инвестиционных и инновационных процессов, обоснование необходимого уровня инвестиций в инновационное развитие отраслей и территорий. Данный подход направлен на комплексное рассмотрение инноваций и инвестиций как целостной системы, от эффективного функционирования которой зависит устойчивое развитие сельского хозяйства и экономический рост страны [8].
Эмпирический анализ
Сельское хозяйство России с 1995 г. показывает колебания производственных показателей как в растениеводстве, так и в животноводстве (рис. 1).
В табл. 1 представлены тенденции развития АПК России с 2012 по 2017 г.
Рис. 1. Индексы производства продукции сельского хозяйства по Российской Федерации (в сопоставимых ценах, % к предыдущему году, по данным Росстата)
Fig. 1. Indices of agricultural production in the Russian Federation (in comparable prices, % of the previous year
according to Russian Statistics Agency)
Таблица 1 / Table 1
Темпы роста ВВП сельскохозяйственного и промышленного производства в 2012-2017 гг., % Growth rates of agricultural and industrial production's gross domestic product in 2012-2017, %
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Физический объем валового внутреннего продукта 103,5 101,3 100,7 97,2 99,8 101,5
Объем промышленного производства 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1 101,0
Объем сельскохозяйственного производства 95,2 105,8 103,5 102,6 104,8 102,5
Сост. по данным Росстата.
На 2018 г. сельское хозяйство показывало достаточно серьезный рост и серьезные результаты импортозамещения. Так, на фоне сокращения в 2015-2016 гг. ВВП на 3% рост индекса сельскохозяйственного производства к 2016 г. составил 9,6% [9]. Такой значительный скачок повлек за собой увеличение числа заказов на сельскохозяйственную технику российского производства, при этом увеличение в этом же году индекса промышленного производства составило 3,5%. В 2018 г. эти показатели остались практически неизменными. Таким образом, направленная на импортозамещение большей части всех сельско-
хозяйственных товаров продуктовой корзины Доктрина продовольственной безопасности начинает показывать результаты [10].
На рис. 2 отражено, как доля зарубежного импорта медленно снижается. 2013 год показывает максимальные объемы импорта. За период 2014-2016 гг. из-за введения санкций, резкого падения курса рубля, волны глобального экономического кризиса произошло падение объема импортируемой сельскохозяйственной продукции в 2 раза, при этом объем экспорта за это время остался на том же уровне [11, с. 18].
■ экспорт в импорт
42,5
43,3
40,7
39,9
2009 2010 2011 2012 2013 2014
2015 2016
2017
Рис. 2. Внешняя торговля Российской Федерации сельскохозяйственным продовольствием, млрд долл.
(по данным Росстата)
Fig. 2. Foreign trade of the Russian Federation in agricultural food, billion dollars (according to Russian
Statistics Agency)
Необходимо отметить наличие главной положительной тенденции - существенное изменение пропорций импорта и экспорта на рынке сельскохозяйственной продукции в 2017 г. Разрыв между ними сократился до 8,7 млрд долл. США. В результате удалось обеспечить выполнение Доктрины продовольственной безопасности по всем видам такой продукции. Путем выделения дополнительных субсидий на модернизацию отрасли молочного скотоводства планируется под-
нять до пороговых значений производство молока и молочных продуктов. При этом, несмотря на наличие положительной динамики развития агропромышленной сферы, до сих пор сохраняется ряд нерешенных вопросов, касающихся организации межотраслевого взаимодействия, вовлечения научно-исследовательских институтов сельского хозяйства в практическое применение новых технологий в АПК, внедрения инновационных технологий производства и переработки.
Недостаточное инвестирование в сельское хозяйство является одной из главных проблем агропромышленной сферы [12]. В условиях санкций и возникшего в связи с этим давления на российскую экономику частный капитал
стал опасаться вкладывать свои денежные средства при непрогнозируемых рисках и сложной внешней экономической политики страны [13]. На рис. 3 отражено колебание объема инвестиций.
134,8
117,1
103,1
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Рис. 3. Объем инвестиций в сельское хозяйство Российской Федерации в 2008-2017 гг., % к предыдущему
году (по данным Росстата)
Fig. 3. Volume of investments in agriculture of the Russian Federation in 2008-2017, % to the previous year
(according to Russian Statistics Agency)
Актуальной проблемой в аграрной экономике современного периода является состояние парка отечественной сельскохозяйственной техники и сохранение зависимости от ее импорта. Сложившаяся тенденция пока не переломлена, несмотря на положительную динамику темпов технологической модернизации АПК России. По данному показателю российский АПК отстает от развитых стран мира. Средний возраст основной отечественной сельскохозяйственной техники составляет 25-30 лет и более, таким образом, она перешагнула все возможные сроки эксплуатации в 3-4 раза. Кроме того, отечественное машиностроение не может обеспечить должный уровень конкуренции со своими зарубежными коллегами.
Причиной этого является провал отрасли сельскохозяйственного машиностроения в 1990-х гг., а также общая технологическая отсталость отрасли.
По состоянию на 2016 г. по тракторам доля такой техники составила 67,8%; большинство оборудования для животноводства поставляется из-за границы; производство готовой продукции зависимо от поставок импортных запасных частей [14]. За 2017 г. в России произведено 8105 тракторов, что на 3,2% больше по сравнению с 2016 г., среди них 7063 ед. (+5,5%) сельскохозяйственной техники и 1042 ед. (-10,2%) промышленного назначения [15]. На рис. 4 представлена доля отечественной и импортной сельскохозяйственной техники.
71,9
79,2
Зерноуборочные комбайны Тракторы Кормоуборочные комбайны
□ Отечественная сельскохозяйственная техника ■ Импортная сельскохозяйственная техника
Рис. 4. Доля отечественной и импортной сельскохозяйственной техники в ее общем количестве в 2017 г., %
(по данным Росстата)
Fig. 4. The share of domestic and imported agricultural machinery in its total quantity in 2017, % (according to
Russian Statistics Agency)
Однако наличие высокой доли зерно- и кормоуборочных комбайнов отечественного производства может ввести в заблуждение, поскольку они давно выработали свой лимит. Именно поэтому, рассматривая технический потенциал агропромышленного комплекса, преждевременно говорить о выполнении показателя по продовольственной безопасности. Для этого положение дел в данном сегменте АПК должно быть кардинально изменено.
Перспективной стоит признать цель перехода в сфере научно-технологического прогресса в сельском хозяйстве к опережающим темпам разработки инновационных решений с одновременным немедленным внедрением перспективных разработок. Выявлена непосредственная связь между системой подготовки специализированных кадров для сельского хозяйства и освоением научных разработок. С 2015 г. в российских регионах прослеживается тенденция к сокращению численности выпускников аграрных вузов по направлениям «Экономика» и «Управление», что негативно отражается на количестве и качестве
Индекс инвестиций по Р
The index of investment i
управленческого кадрового потенциала для инновационной деятельности в АПК. Таким образом, нанесен мощный удар по подготовке экономистов и менеджеров для сельскохозяйственных предприятий малого и среднего бизнеса, научных учреждений и управленческих структур АПК. С подготовкой научных кадров складывается похожая ситуация. Отсюда следует, что изменение технологического образа российского сельского хозяйства невозможно без изменения отношения государства к аграрной науке и образованию.
В России сложилась недостаточно устойчивая тенденция притока инвестиций в сельское хозяйство. Динамика индекса инвестиций на развитие сельского хозяйства в основной капитал представлена в табл. 2. Несмотря на рост инвестиций в 2016-2017 гг., согласно официальным данным, удельный их вес в общем объеме по экономике в 2017 г. составил 3,1% [16, с. 319], а это существенно ниже вклада сельскохозяйственной отрасли в валовую добавленную стоимость, что объясняет сложившиеся диспропорции в объемах сельскохозяйственного производства.
Таблица 2 / Table 2
ссии в 2008-2017 гг., % Russia in 2008-2017, %
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства 97,8 86,5 88,8 130,5 101,0 106,6 94,8 87,3 117,1 103,1
Инвестиции в основной капитал по всем видам экономической деятельности 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,8 104,2
Инвестиции на развитие сельского хозяйства к общему объему инвестиций в основной капитал 2,7 2,5 3,0 3,0 2,9 3,1 3,0 2,9 3,4 3,1
Сост. по данным Росстата.
Общий дефицит отечественных и иностранных инвестиций в сельское хозяйство сопряжен с высокой степенью рисков, характерных для данной сферы, а также недостаточно полной информацией потенциальных инвесторов о состоянии инновационного климата в региональных агросистемах [17].
В результате проведенного анализа можно выделить тенденции в области инвестиций и инноваций, характерные для региональных агро-систем. В сфере инвестирования наблюдаются небольшое повышение инвестиционной активности российских и зарубежных инвесторов, совершенствование структуры и источников инвестирования, структурные изменения инвестиционной
политики ввиду инертного государственного регулирования аграрного сектора экономики, недостаточно проработанная нормативно-правовая база регулирования инвестиционных процессов. Для инновационной сферы характерны медленное наращивание внедренческой деятельности на основе передовых научно-технологических достижений, концентрация новых разработок в сфере производства, слабая обеспеченность инновационными кадрами [18].
К факторам, оказывающим прямое влияние на инвестиционно-инновационное состояние регионов, относится уровень развития инновационной среды. Решение задачи по повышению эффективности инновационно-инвестиционной
деятельности в региональных агросистемах возможно при интеграции усилий представителей органов государственной власти и муниципального уровня по всей властной иерархии управления [19].
Весомая роль в развитии инвестиционной деятельности российских аграриев должна принадлежать мерам косвенной поддержки, в том числе мероприятий налоговой, ценовой и финансово-кредитной политики.
Результаты
Анализ сложившейся ситуации дает возможность выяснить, что в российских регионах в последние годы сформировались разнонаправленные тенденции изменения показателей, характеризующих активность предприятий в сфере инноваций. В результате регионы сосредоточились на сохранении и усилении инвестиционно-инноваци-
онного потенциала своих самых перспективных отраслей, повышении эффективности их работы.
Основная часть проблем, с которыми сталкиваются регионы при внедрении инноваций и передовых научно-технологически разработок, имеет глобальный характер и должна решаться, главным образом, на федеральном уровне. Среди них, в первую очередь, можно назвать налоговые вопросы, слабые законодательные гарантии инвестиционной деятельности, вопросы интеллектуальной собственности и прав на нее. Чтобы решить их, необходимо обеспечить условия сопровождения инвестиционно-инновационной политики развития региона комплексом мер, которые сопряжены с развитием внешних механизмов предпринимательства в агробизнесе, административных мер по внедрению и ведению агроинноваций, а также совершенствованием налоговой и кредитной политики (рис. 5).
Развитие инновационной инфраструктуры
Развитие региональных инновационных агросистем
Предоставление государственных гарантий поддержки инвестиционно-инновационных программ
Разработка и реализация инвестиционно-инновационных проектов
Совершенс нормативно базы иннов деятель твование -правовой ационной ности
Условия формирования инвестиционной политики
Алгоритм отбора сетевых инвестиционных проектов
Разработка приоритетов
инвестиционно-инновационного развития в соответствии с потребностями региона
Цифровизация и информатизация сельскохозяйственного производства
Обеспечение
безопасности
инвестиционных
процессов
Экспертиза и оценка
эффективности
инвестиционной
деятельности в
регионах
Маркетинговое обеспечение
инвестиционно-
инновационнои деятельности
Рис. 5. Организационно-экономические условия формирования инвестиционной политики региональных инновационных агросистем Fig. 5. Organizational and economic conditions for the regional innovative agricultural systems'
investment policy formation
С целью дальнейшего развития инновационно-инвестиционной политики региональных агросистем предлагается на основе применения маркетинговых подходов и модели инклюзивного развития трехуровневая схема формирования приоритетов инвестирования в разрезе отраслей и регионов с учетом состояния бюджетов рассматриваемых регионов, платежеспособности агробизнеса и потребностей населения. Становление инновационной среды в региональных отраслевых агросистемах также будет направлено на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Развитие рынка передовых научно-технологических достижений предполагает формирование и стимулирование спроса на инновационные разработки, защиту научного и инновационного потенциала регионов, а также создание специальных условий для функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в инновационной сфере.
Практическая реализация данных предложений будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, рост инвестиционной активности агропромышленных предприятий, привлечение инвестиций в приоритетные для развития региона сферы экономической деятельности в соответствии с диагностикой их потребности, увеличение объема выпускаемой наукоемкой продукции в общем объеме производства при условии сохранения ее конкурентоспособности, устойчивость воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект «Разработка методологии и оценочно-прогнозного инструментария мониторинга инновационного развития АПК» № 18-010-01129).
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 10.10.2019).
2. Семенов А. С., Дерунов В. А. Математическое обоснование экономического роста в условиях попадания страны в «ловушку отсталости» // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 3. С. 288-293. DOI: https://doi. org/10.18500/1994-2540-2016-16-3-288-293
3. Дерунова Е. А., Устинова Н. В., Дерунов В. А., Семенов А. С. Моделирование диверсификации рынка
как основы устойчивого экономического роста // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6. С. 91-109. DOI: 10.15838/ esc/2016.6.48.5
4. Полунин Г. А., Поляк В. Е., Видро В. Л., Андрющен-ко С. А. Разработка стратегии развития аграрной науки // Аграрная наука.1998. № 9-10. С. 3-5.
5. Ковалева И. В., Санду И. С., Семина Л. А., Заряки-на О. М. Формирование региональной политики на основе инвестиционно-инновационного подхода // Вестн. АГАУ. 2015. № 5 (127). С. 153-157.
6. Организация внедрения программно-целевых методов управления при реализации Государственных программ развития сельского хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации (методические рекомендации) / под ред. И. Г. Ушачева, И. С. Санду. Тула : Гриф и К, 2010. 264 с.
7. Национальная продовольственная безопасность России : стратегические приоритеты и условия обеспечения / под общ. ред. Т. В. Блиновой. Саратов : Саратовский источник, 2018. 413 с.
8. Дерунова Е. А. Развитие организационно-экономического механизма освоения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве (на материалах Саратовской области). Саратов : КУБиК, 2010. 160 с.
9. Инвестиции в инновационном процессе / под ред. М. Ю. Архиповой, В. Е. Афониной. М. : РУСАЙНС, 2018. 238 с.
10. Александрова Л. А., Киреева Н. А. Трансформация агропродовольственной политики России в условиях членства в ВТО : институциональный анализ // Управление экономическими системами. 2013. № 9 (57). URL: http://www.uecs.ru/uecs-57-572013/item/2334-2013-09-07-06-31-42 (дата обращения: 10.10.2019).
11. Кучумов А. В., Воробьева Е. С. Продовольственное обеспечение и экономическая безопасность : проблемы и перспективы // Московский экономический журнал. 2016. № 4. С.18.
12. Макарычев С. С., Ковалева И. В. Оценка эффективности социально-экономической политики региона // Вестн. АГАУ. 2013. № 2 (100). С. 129-132.
13. Поспелова И. Н. Инвестиционное обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства // Экономика и бизнес : теория и практика. 2018. № 10-2. С. 53-57. DO1: 10.24411/2411-0450-2018-10087
14. Бюллетень «Основные показатели сельского хозяйства в России в 2017 году». URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main (дата обращения: 10.10.2019).
15. Цели и задачи по производству российской сельскохозяйственной техники и повышение ее качества. URL: http://atf.rosspetsmash.ru/upload/iblock/3e1/chekmarev-p.a.pdf (дата обращения: 10.10.2019).
16. Российский статистический ежегодник. 2018 : стат. сб. / Росстат. М., 2019. 694 с.
17. Полунин Г. А., Санду И. С., Оглоблин Е. С. Факторы и направления научно-технического прогресса в АПК // Вестн. Рос. акад. сельскохоз. наук. 2000. № 4. С. 25-27.
18. Методические рекомендации по определению эффективности научных разработок и внедрения инноваций / Е. И. Семёнова, В. А. Семёнов, А. В. Серёгин, Е. Е. Можаев. М. : Изд-во РГАЗУ, 2009. 158 с.
19. Ткаченко И. Н., Евсеева М. В. Возможность применения контрактных форм государственно-частного партнерства и специального инвестиционного контракта при реализации комплексных инвестиционных проектов развития территорий // Государственно-частное партнерство. 2016. Т. 3, № 4. С. 273-290. БО!: 10.18334/ррр.3.4.37438
Образец для цитирования:
Дерунова Е. А. Направления совершенствования инвестиционной политики региональных инновационных агро-систем // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 51-59. БО!: Ийр8:// doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-51-59
Regional Innovative Agricultural Systems' Investment Policy Improvement Directions
E. A. Derunova
Elena A. Derunova, https://orcid.org/0000-0002-9391-0123, Institute of Agrarian Problems RAS, 94 Moskovskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
Introduction. In solving the problems of creating a highly productive export-oriented agricultural sector of the Russian economy, the most important role belongs to the development of investment activity. Theoretical analysis. The article discusses the theoretical and methodological aspects of the regional innovative agricultural systems' investment policy formation. The need for a balanced investment policy in terms of resource provision at all stages of the innovation chain is scientifically justified. Empirical analysis. The analysis and evaluation of the agricultural production dynamics by industry, the food exports and imports dynamics, the analysis of the agricultural machinery market development and trends in agricultural production investment support are given. According to the results of empirical calculations, the disproportions in the investment support of production processes and the contribution of the agricultural industry to the gross value added are revealed. Results. The organizational and economic conditions for the regional innovative agricultural systems' investment policy formation, methodological approaches to the advanced scientific and technological achievements' market development on the basis of stimulating demand have been developed. The practical implementation of these proposals will be aimed at increasing the investment attractiveness of agriculture, increasing the investment activity of agro-industrial enterprises, attracting investment in priority areas of the agricultural economy development in accordance with the needs of the regions in the transition to the model of export-oriented agricultural economy.
Keywords: investment policy, regional agricultural systems, export-oriented economy, innovation market in agriculture, stimulating innovation activity.
Acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project "Development of methodology and assessment and forecasting tools for monitoring the innovative development of the agro-industrial complex" No. 18-010-01129).
References
1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniiu ot 01.03.2018 (Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 03/01/2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_291976/ (accessed 10 October 2019) (in Russian).
2. Semenov A. S., Derunov V. A. Mathematical Justification of Economic in the Conditions of Falling of the Country in the "Underdevelopment Trap". Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2016, vol. 16, iss. 3, pp. 288-293 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2016-16-3-288-293.
3. Derunova E. A., Ustinova N. V., Derunov V. A., Semenov A. S. Modeling of diversification of market as a basis for sustainable economic growth. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 6, pp. 91-109 (in Russian). DOI: 10.15838 / esc / 2016.6.48.5
4. Polunin G. A., Polyak V. E., Vidro V. L., Andryushchen-ko S. A. Development of a strategy for the development of agricultural science. Agrarnaia nauka [Agricultural Science], 1998, no. 9-10, pp. 3-5 (in Russian).
5. Kovaleva I. V., Sandu I. S., Semina L. A., Zaryakina O. M. Formation of regional policy on the basis of investment-innovative approach. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2015, no. 5 (127), pp. 153-157 (in Russian).
6. Organizatsiya vnedreniya programmno-tselevykh me-todov upravleniya pri realizatsii Gosudarstvennykh programm razvitiya sel'skogo khoziaystva na urovne sub#ektov Rossiiskoi Federatsii (metodicheskie reko-mendatsii) [Organization of the introduction of program-targeted management methods in the implementation of State programs for the development of agriculture at the level of the constituent entities of the Russian Federation (guidelines). Ed. by I. G. Ushachev, I. S. Sandu]. Tula, Grif and K Publ., 2010. 264 p. (in Russian).
7. Natsional'naia prodovol'stvennaia bezopasnost' Rossii: strategicheskie prioritety i usloviya obespecheniya [National food security of Russia: Strategic priorities and conditions of support. By total ed. T. V. Blinova. Saratov, Publishing House "Saratovskii istochnik", 2018. 413 p. (in Russian).
8. Derunova E. A. Razvitie organizatsionno-ekonomich-eskogo mekhanizma osvoeniya dostizheniy nauchno-tekhnicheskogo progressa v srl'skom khoziaystve (na materialakh Saratovskoi oblasti) [The development of the organizational and economic mechanism for mastering the achievements of scientific and technological progress in agriculture (based on the materials of the Saratov region)]. Saratov, KUBiK Publ., 2010. 160 p. (in Russian).
9. Investitsii v innovatsionnom protsesse [Investments in the innovation process. Ed. by M. Yu. Arkhipova, V. E. Afonina]. Moscow, RUSAINS Publ, 2018. 238 p. (in Russian).
10. Alexandrova L. A., Kireeva N. A. Transformation of agrofood policy of Russia in the conditions of WTO membership: institutional analysis. Management of economic systems, 2013, no. 9 (57). Available at: http:// www.uecs.ru/uecs-57-572013/item/2334-2013-09-07-06-06-31-42 (accessed 10 October 2019) (in Russian).
11. Kuchumov A. V., Vorobyeva E. S. Food Supply and Economic Security of Russian Federation: Problems and Prospects. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal [Moscow Economic Journal], 2016, no. 4, pp. 18 (in Russian).
12. Makarychev S. S., Kovaleva I. V. Evaluation of the effectiveness of the socio-economic policy of the region. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2013, no. 2 (100), pp. 129-132 (in Russian).
13. Pospelova I. N. Investment ensuring sustainable development of agriculture. Journal of Economy and Business, 2018, vol. 10-2, pp. 53-57 (in Russian). DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10087
14. Biulleten' "Osnovnyepokazateli sel 'skogo khoziaystva v
Rossii v 2017 godu" (Bulletin "Key indicators of agriculture in Russia in 2017"). Available at: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main (accessed 10 October 2019) (in Russian).
15. Tseli i zadachi po proizvodstvu rossijskoj sel'sko-hozyajstvennoj tekhniki ipovyshenie ee kachestva (Goals and objectives for the production of Russian agricultural machinery and improving its quality). Available at: http:// atf.rosspetsmash.ru/upload/iblock/3e1/chekmarev-p.a.pdf (accessed 10 October 2019) (in Russian).
16. Rossiiskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2018 (Russian statistical yearbook. 2018. Statictical Handbook. Rosstat). Moscow, 2018. 694 p. (in Russian).
17. Polunin G. A., Sandu I. S., Ogloblin E. S. Factors and directions of scientific and technological progress in the agricultural sector. Vestnik Rossiiskoi akademii sel 'skokhoziaystvennykh nauk [Bulletin of the Russian Academy of Agricultural Sciences], 2000, no. 4, pp. 25-27 (in Russian).
18. Semenova E. I., Semenov V. A., Seregin A. V., Mozha-ev E. E. Metodicheskie rekomendatsiipo opredeleniyu effektivnosti nauchnykh razrabotok i vnedreniya in-nivatsiy [Guidelines for determining the effectiveness of scientific development and innovation]. Moscow, Izdatel'stvo Rossiiskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta, 2009. 158 p. (in Russian).
19. Tkachenko I. N., Evseeva M. V. Possibility of using contractual forms of public-private partnerships and special investment contract during the implementation of complex investment projects of territorial development. Public-private partnership, 2016, vol. 3, no. 4, pp. 273-290 (in Russian). DOI: 10.18334/ppp.3.4.37438
Cite this article as:
Derunova E. A. Regional Innovative Agricultural Systems' Investment Policy Improvement Directions. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 51-59 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-51-59