Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

УСИЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-образовательная среда / педагогическое условие / спортивный компонент / спортивно-патриотическое воспитание / студенческая молодежь / informational and educational environment / pedagogical condition / sports component / sports and patriotic education / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Б. Букша, Е А. Полухин

Делу спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи в значительной мере способствуют логично подобранные и умело применённые педагогические условия. В статье на основе подходов отечественных ученых обосновывается и раскрывается одно из существенных педагогических условий спортивно-патриотической деятельности, каким является усиление физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды морского вуза. Приведено авторское определение понятия «информационно-образовательная среда морского университета», показана её структура, функции и основные характеристики. Раскрыта сущность физкультурно-спортивного компонента, его состав, ключевые принципы эффективной деятельности, пути повышения качества и результативности, обобщены достоинства и недостатки. Статья обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью. Она представляет интерес для организаторов спортивно-патриотической деятельности, преподавательского состава и воспитателей учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Б. Букша, Е А. Полухин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPONENT OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE MOST IMPORTANT PEDAGOGICAL CONDITION OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Logically selected and skillfully applied pedagogical conditions greatly contribute to the cause of sports and patriotic education of student youth. Based on the approaches of Russian scientists, the article substantiates and reveals one of the essential pedagogical conditions of educational and patriotic activity, which is the strengthening of the physical culture and sports component of the information educational environment of the maritime university. The author’s definition of the concept of “information and educational environment of a maritime university” is given, its structure, functions and main characteristics are shown. The essence of the physical culture and sports component, its composition, key principles of effective activity, ways to improve quality and effectiveness are revealed, advantages and disadvantages are summarized. The article has scientific novelty, theoretical and practical significance. It is of interest to the organizers of educational and patriotic activities, teaching staff and educators of educational institutions.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Определим педагогические условия, которые способны влиять на иноязычную подготовку студентов экономических специальностей. Во-первых, организация подачи учебного материала должна укладываться в рамки ситуативно-тематических требований. В неязыковом вузе обучение иностранному языку проводится не из огромной любви к нему, а потому что он является инструментом профессиональной реализации, ключом к решению производственных задач, которые могут быть сопряжены с иностранными партнерами по ведению бизнеса. Во-вторых, нужно учитывать психо-мотивационный потенциал обучения будущих экономистов языку специальности (факторы це-леполагания, результативности, квазипрофессионального общения, игровых способов подачи материала, профессиональной ориентации). Этот потенциал будет находить отражение в индивидуальных особенностях каждого студента, поэтому важно уметь мотивировать к изучению языка специальности не студенческую массу в целом, а каждого участника образовательного процесса, видя в нем личность с набором уникальных характеристик и запросов. В-третьих, необходимо внедрять прогрессивные формы проведения занятий, чтобы студенты тянулись к педагогу-новатору, ждали каждого семинара с радостью и готовились к нему. В-четвертых, администрации вуза нужно поддерживать и стимулировать работу тех педагогов, которые занимаются не только научно-методической работой (пишут статьи, выступают на конференциях и включены в прочие формы медиа активности для поднятия рейтинга университета), но и развивают свой методический потенциал, находя новые

Библиографический список

интересные подходы, технологии, дидактические инструменты. Проведение встреч в школе педагогического мастерства не должно быть формальной обязанностью. Основная их цель - обогащаться за счет возможности поделиться друг с другом педагогическими и методическими новинками. Кроме того, вуз и его библиотечно-информационный комплекс должны обеспечить доступ к качественным аутентичным источникам информации на иностранном языке. В-пятых, работа с профильными (выпускающими) кафедрами становится как нельзя востребованной. Преподаватели иностранного языка не всегда знают о тонкостях профессиональной деятельности будущих специалистов, которых они обучают. Поэтому такой формат сотрудничества с коллегами, как менторство и наставничество, может самым позитивным образом повлиять на результаты освоения дисциплины «Иностранный язык».

Делая вывод о способах повышения мотивации к изучению иностранного языка при обучении языку специальности в бакалавриате, стоит подчеркнуть, что путь этот совсем не легкий, он требует усилий всех участников образовательного процесса: администрации вуза, профессорско-преподавательского состава, представителей реального сектора экономики в роли приглашенных лекторов, провайдеров интернет-данных на иностранном языке, потенциальных работодателей, самих студентов. Хочется верить, что заинтересованность в такой кол-лаборации способна вывести иноязычную подготовку будущих экономистов на новую высоту. А от их профессионализма во многом зависит и успешность экономики страны, и жизнь ее граждан.

1. Юлдашев Ж.Г Внутренняя и внешняя мотивация в обеспечении учебной деятельности. Экономика и социум. 2021; № 9 (88): 871-877.

2. Умарова Б.Х. Аспекты, направленные на формирование мотивов учебной деятельности студентов. Endless Light in Science. 2022; № 5-5: 22-29.

3. Хромова Е.Б. Профессиональная направленность обучения как важнейший путь повышения мотивации к изучению иностранных языков в техническом вузе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020; Т. 5, № 3: 337-341.

4. Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. О необходимости и возможности организации личностно центрированного обучения в вузе. Педагогическое образование в России. 2015; № 7: 16-23.

5. Дробышева Н.Н., Звягинцева Е.П. Учет пожеланий студентов при составлении учебных пособий: инновация или норма? Инновации в образовании. 2022; № 10: 21-33. References

1. Yuldashev Zh.G. Vnutrennyaya i vneshnyaya motivaciya v obespechenii uchebnoj deyatel'nosti. 'Ekonomika i socium. 2021; № 9 (88): 871-877.

2. Umarova B.H. Aspekty, napravlennye na formirovanie motivov uchebnoj deyatel'nosti studentov. Endless Light in Science. 2022; № 5-5: 22-29.

3. Hromova E.B. Professional'naya napravlennost' obucheniya kak vazhnejshij put' povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannyh yazykov v tehnicheskom vuze. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020; T. 5, № 3: 337-341.

4. Pak N.I., Doroshenko E.G., Hegaj L.B. O neobhodimosti i vozmozhnosti organizacii lichnostno centrirovannogo obucheniya v vuze. Pedagogicheskoeobrazovanie vRossii. 2015; № 7: 16-23.

5. Drobysheva N.N., Zvyaginceva E.P. Uchet pozhelanij studentov pri sostavlenii uchebnyh posobij: innovaciya ili norma? Innovacii v obrazovanii. 2022; № 10: 21-33.

Статья поступила в редакцию 15.01.24

УДК 378.01

Buksha S.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kerch State Marine Technological University, Kerch, E-mail: buksha.svetlana@yandex.ru

Poluhin E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

STRENGTHENING OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPONENT OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE MOST IMPORTANT PEDAGOGICAL CONDITION OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. Logically selected and skillfully applied pedagogical conditions greatly contribute to the cause of sports and patriotic education of student youth. Based on the approaches of Russian scientists, the article substantiates and reveals one of the essential pedagogical conditions of educational and patriotic activity, which is the strengthening of the physical culture and sports component of the information educational environment of the maritime university. The author's definition of the concept of "information and educational environment of a maritime university" is given, its structure, functions and main characteristics are shown. The essence of the physical culture and sports component, its composition, key principles of effective activity, ways to improve quality and effectiveness are revealed, advantages and disadvantages are summarized. The article has scientific novelty, theoretical and practical significance. It is of interest to the organizers of educational and patriotic activities, teaching staff and educators of educational institutions.

Key words: informational and educational environment, pedagogical condition, sports component, sports and patriotic education, student youth

С.Б. Букша, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь,

E-mail: buksha.svetlana@yandex.ru

Е.А. Полухин, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

УСИЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Делу спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи в значительной мере способствуют логично подобранные и умело применённые педагогические условия. В статье на основе подходов отечественных ученых обосновывается и раскрывается одно из существенных педагогических условий спортивно-патриотической деятельности, каким является усиление физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды морского вуза. Приведено авторское определение понятия «информационно-образовательная среда морского университета», показана её структура, функции и основные характеристики. Раскрыта сущность физкультурно-спортивного компонента, его состав, ключевые принципы эффективной деятельности, пути повышения качества и результативности, обобщены достоинства и недостатки. Статья обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью. Она представляет интерес для организаторов спортивно-патриотической деятельности, преподавательского состава и воспитателей учебных заведений.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, педагогическое условие, спортивный компонент, спортивно-патриотическое воспитание, студенческая молодежь

Цифровизация образовательного процесса - приоритетная задача модернизации системы высшего образования. В «Стратегии развития цифрового общества Российской Федерации на 2017-2030 гг.» сказано, что инновационные цифровые технологии способствуют формированию личности гражданина, развивают навыки получения, использования и распространения достоверной информации с учётом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни студенческой молодежи, а значит, физическая культура и спорт не могут быть отделены от общей тенденции цифровизации.

Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи неразрывно связано с процессом формирования информационно-образовательной среды в морском университете. Проведенный опрос курсантов морского университета (декабрь 2023 г) показал, что 88% юношей и девушек постоянно интересуются спортивными событиями в интернете; 74% юношей признались, что следят по телетрансляциям за результатами игр сборной России по футболу, хоккею, баскетболу и волейболу. В индивидуальных беседах с респондентами установлено, что 63% из них знают выдающихся спортсменов нашей страны; 61% смогли перечислить результаты выступлений российских команд на олимпийских играх и чемпионатах мира и Европы.

Возможности электронных ресурсов университета, разработка информационных порталов, создание условий для доступности и эффективности учебного и воспитательного процесса способствуют активизации интереса курсантов к физкультуре и спорту.

На наш взгляд, эффективность воспитательной работы повысится при условии успешного формирования и развития физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды морского университета.

В ходе анализа научных публикаций были определены следующие тенденции, подтверждающие актуальность темы:

- крайне сложная международная и военно-политическая обстановка в мире, требующая консолидации граждан России и их реального участия в укреплении экономического и оборонного потенциала страны;

- необходимость максимального использования ресурсов информационно-образовательной среды, её физкультурно-спортивного и воспитательного компонентов в интересах формирования патриотизма у студенческой молодежи, готовности к защите Отечества.

Развитие чувства патриотизма у студенческой молодежи, гордости за спортивные достижения страны требует поиска новых форм и методов воспитательной работы. В данном контексте целесообразность и актуальность проведения намеченного исследования не вызывает сомнений.

Цель исследования: определение физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды морского университета как педагогического условия для активизации спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи.

Задачи исследования:

- определение понятия «информационно-образовательная среда морского университета»;

- выявление сущности и структуры физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды морского университета;

- определение роли физкультурно-спортивного компонента в спортивно-патриотическом воспитании студенческой молодежи, его достоинств и недостатков.

Методы исследования: теоретический анализ; обобщение; конкретизация; анализ нормативно-правовых документов; опыта применения потенциала информационно-образовательной среды.

Научная новизна: разработана и предложена научная идея применения потенциала физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды в процессе спортивно-патриотического воспитания курсантов морского университета.

Теоретическая значимость: разработаны принципы использования ресурсов физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды университета как педагогическое условие активизации спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи.

Практическая значимость заключается в возможности эффективного использования предложенного педагогического условия в практике спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи.

Проблема спортивно-патриотического воспитания студенческой молодёжи в отечественной педагогике пока не получила достаточного изучения. Теме исследования потенциала педагогических условий спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи посвящены исследования И.А. Прилюдь-ко (2007); Д.З. Джандарова (2011) и других учёных. Однако данные авторы не включают физкультурно-спортивный компонент в структуру информационно-образовательной среды (ИОС) системы высшего образования. Кроме того, многие исследователи патриотической тематики в своих работах при выборе педагогических условий не уделяют внимания воспитательным возможностям физической культуры и спорта.

Так, Н.П Тимакова, исследовавшая социально-педагогические условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-до-суговой деятельности, выявила и обосновала комплекс педагогических условий,

необходимых для результативного проведения воспитательно-патриотической деятельности. Однако автор не рассматривала физическую культуру и спорт в контексте педагогических условий [1]. И.П. Финский, изучая педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования, также не включал физическую культуру и спорт в поле исследований педагогических условий [2].

Анализ научной литературы позволяет заключить, что сегодня следует обосновать основные сущностные положения применения физкультурно-спортивно-го компонента ИОС в целях патриотического воспитания студентов и курсантов.

Классики отечественной науки К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие акцентировали внимание на существенное влияние среды на процесс формирования, становления и развития личности.

К.Д. Ушинский призывал рассматривать личность обучающегося как живущую, действующую и развивающуюся в определенной среде [3]. Л.С. Выготский утверждал, что именно «среда определяет развитие человека через переживание среды» [4, с. 383]. Особо значимым является формула воспитания, предложенная Л.С. Выготским: «Воспитание осуществляется через собственный опыт, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» [5, с. 35]. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что проблема развития и формирования личности тесно связана со средой, которую люди сами могут качественно изменить, улучшить, что существенно влияет на результативное изменение самой личности [6]. Таким образом, чем шире поле активности и социальных контактов личности, тем эффективнее влияние среды на её становление. Информационная среда современного цифрового мира создает особые уникальные возможности, которые важно учитывать в работе с молодёжью.

О значимости факторов среды в процессе воспитания личности пишет О.Ю. Ефремов: «Поскольку человек объединяет в себе как природное, так и социальное, культурное, духовное начало, то каждое из них также является фактором воспитания». Ученый к социальным факторам воспитательного значения относит основные аспекты жизнедеятельности государства и общества; создание нормативно-правовой базы как условия и предпосылки для формирования и развития личности гражданина; подготовку кадров для общественных, образовательных и культурно-досуговых организаций, имеющих функции воспитания молодёжи [7, с. 89-90].

Существенный вклад в обоснование средового подхода в воспитании внес Ю.С. Мануйлов, определяющий его как «систему действий со средой, обеспечивающих её превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата» [8, с. 6].

Следовательно, среда имеет огромное влияние на формируемую личность. Влияние социальной среды проявляется на институциональном (образовательные и другие организации), социально-психологическом (трудовые коллективы), межличностном (субъектное взаимодействие членов коллектива) и личностном (процесс самовоспитания) уровнях. Условия социальной среды формируют обстановку, в которой определенные факторы оказывают специфическое воздействие. Таким образом, можно определить педагогические условия, как достаточно подвижные, меняющиеся под влиянием культурных, исторических и других процессов внешние обстоятельства, которые можно конструировать для достижения поставленных целей.

С конца ХХ века наблюдается развитие информационно-образовательной среды (ИОС), тесно связанное с началом применения электронной вычислительной техники в образовательном пространстве. Интерес к этой теме существенно возрос с учетом возможностей современных информационных технологий. В отечественной педагогике бытуют различные подходы к определению сущности феномена «информационно-образовательная среда». Так, А.А. Андреев [9] придерживается взгляда, что ИОС - это определённая педагогическая система, и её необходимое качественное обеспечение включает: нормативно-правовую, материально-техническую, финансово-экономическую и маркетинговую подсистемы, а также менеджмент. О.А. Ильченко [10] видит ИОС как системно организованную совокупность компонентов обеспечения учебного процесса (учебно-методического, информационного, технического) позволяющие осуществлять эффективную профессиональную подготовку студенческой молодежи. И.М. Осмоловская и Ю.Е. Шабалин позиционирует ИОС как среду, богато оснащенную информационными ресурсами, что разрешает проводить процесс обучения на высоком уровне, соответствующем всем современным требованиям [11, с. 22]. Л.Н. Кечиев и соавторы подчеркивают, что ИОС представляет собой некую специфическую совокупность технических средств, применение которых содействует качественной реализации образовательного процесса в учебном заведении [12, с. 37].

Основываясь на подходах отечественных ученых, будем исходить из понимания информационно-образовательной среды (ИОС) морского университета как комплекса постоянно развивающихся компонентов образовательного процесса, его программно-сетевого, научно-методического и коммуникативно-технического обеспечения, способствующего эффективной образовательной и воспитательной деятельности, личностному развитию и подготовке выпускника как компетентного специалиста, востребованного на современном рынке труда.

ИОС высшего учебного заведения имеет свою структуру. Однако каждый автор включает в её состав различные компоненты. По мнению А.А. Андреева, структура ИОС содержит печатные и электронные носители информации, информационно-технические средства, прикладные программы, программные

продукты. По мнению Е.А. Волковой, у ИОС структурными элементами являются управленческий, кадровый, информационно-содержательный, организационно-коммуникативный и технико-технологический [13, с. 376]. М.Ю. Корнилова и А.Н. Томилин полагают, что ИОС вуза состоит из следующих компонентов: организационная структура, предметная среда, воспитательная среда, программная среда, коммуникационно-технологическая среда, методическая среда [14].

В ходе изучения специфики деятельности ИОС морского университета были определены следующие компоненты её структуры:

1. Субъекты образовательного процесса: это основные носители информации, отвечающие за её объективность, научность, актуальность и широту. Субъектность проявляется в готовности осуществлять открытое общение и решать образовательные задачи в постоянно меняющихся условиях на принципе интерактивности; это передача передового опыта и расширенный обмен информацией с помощью современных коммуникативных средств; организация коллективного взаимодействия и работа в группах.

2. Печатные материалы (учебные пособия, программы, тесты, контрольные задания, глоссарии, справочники и другие). Преимуществом данного компонента ИОС является наличие свободного доступа к методическим материалам, обучение расширенным способам поиска информации; проверка её научности, возможность глубокой аналитической работы, а также хранение и обработка множества текстовых литературных источников.

3. Электронные материалы: электронная библиотека университета и электронные библиотечные сети, а также другие электронные интерактивные ресурсы сегодня являются незаменимыми и неотъемлемыми образовательными ресурсами.

4. Мультимедийное оборудование: аудитории с компьютерным оборудованием, проекторами, интерактивными досками, выходом в Интернет, обеспечивающие качественное проведение лекций, научно-практических конференций, дискуссий, презентаций, групповых бесед и других мероприятий. Возможность группового просмотра видеофайлов позволяет грамотно осуществлять морскую подготовку, обсуждать технологические процессы, оказывать воспитательное влияние при анализе различных производственных ситуаций и многое другое.

5. Порталы для дистанционной образовательной деятельности обеспечивают удаленный доступ к ресурсам образовательной организации. Это современные возможности не прерывать образовательную и воспитательную деятельность даже во время практической подготовки, нахождения курсантов в море, во время службы в армии, участия в спортивных сборах и соревнованиях и т. д.

6. Современное техническое и программное компьютерное обеспечение (CD-ROM, файлы различного вида и назначения, программы и др.); программное обеспечение морского образования позволяет создавать виртуальную среду, погружаясь в которую курсанты учатся управлять техническими системами, действовать в сложных аварийных ситуациях, отрабатывать алгоритмы профессиональных действий в команде.

7. Физкультурно-спортивный компонент (порталы поддержки студенческого спорта, интернет-сообщества болельщиков, учебно-спортивные материалы, материально-техническая база, кадровый потенциал, музей спортивных достижений, спортивная и рекреационная инфраструктура и др.). Содержание данного компонента основывается на культивировании физкультурно-спортив-ных ценностей, мировых и отечественных спортивных традиций, спортивных идеалов, эталонов и образцов поведения.

Мы исходим в своём исследовании из понимания того, что физкультур-но-спортивный компонент есть важный составной элемент современной информационно-образовательной среды университета. Возможности ИОС способствуют обогащению знаний и практического опыта студенческой молодежи в сфере спортивно-патриотического воспитания. Специфическими особенностями физкультурно-спортивного компонента ИОС являются следующие: возможность постоянного доступа к информации о спортивных событиях в вузе, стране, мире; конструктивное сотрудничество с успешными спортсменами и выдающимися тренерами; формирование гордости за отечественный спорт и его достижения; обмен спортивным опытом; проведение виртуальных и дистанционных соревнований и спартакиад; содействие физическому и спортивному совершенствованию; стимулирование готовности к воинской службе и защите Отечества.

Изучение нормативно-правовых документов («Федеральный государственный стандарт высшего образования», «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года», Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», «Стратегии развития цифрового общества Российской Федерации на 2017-2030 гг.») и анализ научной литературы по теме исследования позволил вычленить следующие функции физкультурно-спортив-ного компонента ИОС морского университета:

1) обеспечение информационного сервиса для преподавателей и курсантов по вопросам организации физкультурно-спортивной деятельности;

2) информационное обслуживание процесса физкультурно-спортивного и патриотического воспитания курсантов;

3) анализ реальных физкультурно-спортивных потребностей студенческой молодежи;

4) активное взаимодействие преподавателей и курсантов в процессе спортивно-патриотического воспитания;

5) управление процессом физкультурно-спортивного и патриотического воспитания, в том числе дистанционное освоение программ;

7) осуществление образовательного процесса по целевой программе спортивно-патриотического воспитания.

Ключевыми принципами эффективной деятельности физкультурно-спор-тивного компонента ИОС морского вуза являются:

- принцип насыщенности: требует соответствия ИОС содержанию ФГОС ВО, РУПов, спортивных и воспитательных программ, возрастным особенностям курсантов;

- принцип трансформируемости: призывает к конструктивно-творческому изменению предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей в сфере физкультуры и спорта;

- принцип полифункциональности: ориентирует на предоставление курсантам множества возможностей, качественное обеспечение всех составляющих процесса физкультурно-спортивного компонента;

- принцип вариативности: предполагает систематическую смену видов воспитательно-патриотической деятельности, конструирования педагогических ситуаций, стимулирующих участие в спортивной, физкультурной, волонтерской, массово-политической, воспитательной, культурно-досуговой работе патриотической направленности;

- принцип доступности: заключается в соблюдении строгого соответствия содержания, методов и форм физкультурно-спортивного компонента возрастным особенностям курсантов, уровню их умственного и физического развития;

- принцип психологической и педагогической безопасности: защита личности, обеспечение психологической поддержки, комфортности личности и гармоничного личностного роста.

Перспективное развитие физкультурно-спортивного компонента ИОС морского университета возможно при реализации вышеперечисленных условий и принципов.

Формами активизации спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи через компоненты информационно-образовательной среды морского университета могут служить освещение спортивных событий на официальном сайте университета; создание виртуального музея спортивных достижений отечественного спорта; разработка интерактивных образовательных, научных, спортивных программ; использование ресурсов Интернета для повышения квалификации; разработка материалов для тематических мероприятий; проведение дистанционных виртуальных конференций, дискуссий, встреч с выдающимися спортсменами, тренерами, ветеранами спорта; организация трансляций межвузовских спортивных соревнований; создание спортивных клубов болельщиков и другие виды информационного обеспечения.

К достоинствам целенаправленного применения физкультурно-спортивно-го компонента ИОС в интересах спортивно-патриотического воспитания можно отнести возможность его целевого использования для обеспечения круглосуточного доступа к информации; возможность погружения в виртуальные условия, приближенные к реальным; уменьшение аудиторной нагрузки преподавателей; содействие знакомству курсантов со спортивными достижениями мирового и отечественного спорта; формирование идеала патриотизма и самоотдачи на примере достижений выдающихся спортсменов.

К недостаткам следует отнести то, что при переходе на активное использование электронной составляющей физкультурно-спортивного компонента ИОС сокращается реальное время, уделяемое физической подготовке, прямое общение и взаимодействие между курсантами и преподавателями. Поэтому необходимо гармонично сочетать традиционные источники информации и цифровые, соблюдать гигиеническое нормирование времени работы с цифровыми носителями; структурировать информационно-образовательное пространство согласно меняющимся условиям современного мира, его инновациям, которые быстро вытесняют устаревшие формы и методы работы с молодежью.

Физическая культура и спорт - важнейшие составляющие общей культуры общества, представляющие существенный интерес для современной студенческой молодежи, воспитательный потенциал которых следует всемерно применять в интересах спортивно-патриотического воспитания будущих специалистов морской отрасли. Значимая роль в спортивно-патриотическом воспитании отводится выбору и реализации определенных педагогических условий, понимаемых как уникальный комплекс целенаправленных методов, форм, обстоятельств, специально созданных в образовательном пространстве университета и обеспечивающих высокую результативность процесса формирования патриотизма у студенческой молодежи.

Важным педагогическим условием спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи является усиление физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды морского университета. Информационно-образовательная среда, дополненная физкультурно-спортивным компонентом, позволяет успешно реализовывать инновационные разработки и специфические технологии цифровых ресурсов.

Потенциал информационно-образовательной среды позволяет использовать физкультурно-спортивный компонент для формирования у курсантов необходимых компетенций, обогащения знаний о физической культуре и спорте, достижениях российских спортсменов; для формирования гордости за отечественный спорт и нашу страну; для выработки мотивации физического совершенствования, активного участия в массово-спортивных мероприятиях, готовности к воинской службе и защите Отечества.

Библиографический список

1. Тимакова Н.Г. Социально-педагогические условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2G12.

2. Финский И.П. Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Томск, 2GG9.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Вопросы воспитания. Москва: Просвещение, 1974; Т. 1.

4. Выготский Л.С Кризис семи лет. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1984; Т. 4; Э76-Э85.

5. Выготский Л.С Педагогическая психология. Психология и педагогика среды: конспект работ. Костанай: ГорУО, 1997.

6. Рубинштейн СЛ. Развитие и обучение. Основы общей психологии. Cанкт-Петербург: Питер, 2GG2: 15G-16G.

7. Ефремов О.Ю. Педагогика. Cанкт-Петербург: Питер, 2G1G.

8. Мануйлов IO.C. Средовой подход в воспитании. Москва; Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академической государственной службы, 2GG2.

9. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах. Инновации в образовании. 2GG4; № 6: 98-112.

1G. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: На примере подготовки специалистов с высшим образованием. Available at: http://www.dissercat.com/content/

11. Осмоловская И.М., Шабалин Ю.Е. Состав и структура модели образовательного процесса в информационно-образовательной среде. Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г и Н.Г Cтолетовых, 2G14; № 19 (38): 18-32.

12. Кечиев Л.Н., Путилов ГП., Тумковский CP Методы и средства построения образовательного портала технического вуза. Открытое образование. 2GG2; № № 2: 34-42.

13. Волкова Е.А. Организация информационно-образовательной среды в ОУ как средство реализации требований ФПХ. Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2G15: 376-377.

14. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2G17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Timakova N.G. Social'no-pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v processe kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2G12.

2. Finskij I.P. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnostipatrioticheskogo vospitaniya v sisteme vysshego voennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2GG9.

3. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Voprosy vospitaniya. Moskva: Prosveschenie, 1974; T. 1.

4. Vygotskij L.S. Krizis semi let. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1984; T. 4; 376-385.

5. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Psihologiya i pedagogika sredy: konspekt rabot. Kostanaj: GorUO, 1997.

6. Rubinshtejn S.L. Razvitie i obuchenie. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2GG2: 15G-16G.

7. Efremov O.Yu. Pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2G1G.

8. Manujlov Yu.S. Sredovojpodhod v vospitanii. Moskva; Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo Volgo-Vyatskoj akademicheskoj gosudarstvennoj sluzhby, 2GG2.

9. Andreev A.A. Nekotorye problemy pedagogiki v sovremennyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah. Innovacii v obrazovanii. 2GG4; № 6: 98-112.

1G. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razrabotki i primeneniya setevyh kursov v uchebnom processe: Na primere podgotovki specialistov s vysshim obrazovaniem. Available at: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razrabotki-i-primeneniya-setevykh-kursov-v-uchebnom

11. Osmolovskaya I.M., Shabalin Yu.E. Sostav istruktura modeliobrazovatel'nogoprocessa vinformacionno-obrazovatel'nojsrede. Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet im. A.G. i N.G. Stoletovyh, 2G14; № 19 (38): 18-32.

12. Kechiev L.N., Putilov G.P., Tumkovskij S.R. Metody i sredstva postroeniya obrazovatel'nogo portala tehnicheskogo vuza. Otkrytoe obrazovanie. 2GG2; № № 2: 34-42.

13. Volkova E.A. Organizaciya informacionno-obrazovatel'noj sredy v OU kak sredstvo realizacii trebovanij FGOS. Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategiirazvitiya: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2G15: 376-377.

14. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2G17.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 378.01

Tomilin A.N., Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mall@nsma.ru

Kasimova N.S., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

THE ESSENTIAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS. The transformational processes in full swing in the Russian Federation urgently require strengthening the education of student youth and the formation of a high spiritual and moral culture among them. The article provides the essential foundations for forming the spiritual and moral culture in students. The most important factors confirming the relevance of the topic are contained. The objective of the publication is to familiarize the general pedagogical community with the content of the essential foundations of the formation of the spiritual and moral culture of modern student youth in the course of educational work. The authors in their research relied on a set of pedagogical methods, including: analysis of scientific publications of domestic and foreign authors, generalization, abstraction, synthesis, forecasting. Based on the approaches of Russian scientists and researchers, the definition of the term "spiritual and moral culture of student youth" has been concretized. The proposed essential provisions contain the following components: purpose, objectives, principles, directions, implementation mechanism, methods and forms of work, the result of educational activity. A well-thought-out and systematic application of the developed essential foundations in educational activities will make it possible to give scientific support, logical focus and effectiveness to educational activities.

Key words: relevance, education, spiritual and moral culture, essential foundations, student youth, factors, phenomenon

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

Н.С. Касимова, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Трансформационные процессы, активно проводимые в Российской Федерации, настоятельно требуют усиления воспитания студенческой молодежи, формирования у неё высокой духовно-нравственной культуры. Настоящая статья посвящена обоснованию сущностных основ развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи. Содержатся важнейшие факторы, подтверждающие актуальность темы. Цель публикации - ознакомить широкую педагогическую общественность с содержанием сущностных основ формирования духовно-нравственной культуры современной студенческой молодёжи в ходе учебно-воспитательной работы. Авторы в своём исследовании опирались на комплекс педагогических методов, включающий анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, обобщение, абстрагирование, синтез, прогнозирование. С учетом взглядов современных ученых и исследователей конкретизировано сущностное толкование понятия «духовно-нравственная культура студенческой молодёжи». Разработанные теоретические положения содержат ряд элементов: цель, задачи, принципы, направления, механизм реализации, методы и формы работы, результат воспитательной деятельности. Продуманное и систематизированное применение разработанных сущностных основ в воспитательной деятельности даст возможность придать воспитательной деятельности научную опору, логическую целенаправленность и результативность.

Ключевые слова: актуальность, воспитание, духовно-нравственная культура, сущностные основы, студенческая молодежь, факторы, феномен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.