Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ВОСПИТАНИИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ВОСПИТАНИИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / КОМПОНЕНТЫ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев А. А., Аминов Р. Х.

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания спортивной культуры личности будущих бакалавров физической культуры. Рассмотрены возможности образовательного потенциала вуза в данном направлении. Выявлены структурные элементы образовательной среды университета физической культуры, которые влияют на эффективность процесса воспитания спортивной культуры личности студентов: информационно-когнитивный, социально-коммуникативный, материально-технический, эмоционально-событийный, физкультурно-спортивный, ценностно-смысловой. Материалы и методы. Основными методами исследования проблемы воспитания спортивной культуры личности будущих бакалавров физической культуры в образовательной среде вуза являются: анкетирование, наблюдение, опрос, теоретический анализ и обобщение. Изучение зарубежного и отечественного опыта работы по исследованию возможностей образовательного потенциала вуза в воспитании спортивной культуры личности. Результаты. Выявлены компоненты (информационно-когнитивный, социально-коммуникативный, материально-технический, эмоционально-событийный, физкультурно-спортивный, ценностно-смысловой) образовательной среды вуза. Разработан комплекс диагностических параметров, позволяющих выявить уровень воспитания спортивной культуры личности. Обсуждение. Подчеркивается значение образовательной среды высшего учебного заведения при формировании спортивной культуры личности у обучающихся вуза физической культуры. Наши наблюдения показывают, что студенты не осознают в полной мере деятельность тренера. Часто данная миссия трактуется однобоко: «Тренер должен воспитывать чемпионов», либо «Тренер должен формировать навыки здорового образа жизни». Заключение. Описаны и предложены качественные характеристики компонентов спортивной культуры личности. Применяя педагогические условия, выявленные в структуре образовательной среды вуза физкультурно-спортивного профиля, можно воспитывать у человека субъективные качества, позволяющие ему стать полноценными носителям спортивной культуры. Основные положения: - определены компоненты образовательной среды вуза; - выявлены педагогические условия включения студента в социокультурные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев А. А., Аминов Р. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY IN EDUCATION OF SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF FUTURE BACHELORS

Introduction. The article is devoted to the topical issue of education of sports culture of the personality of future bachelors of physical culture. The possibilities of the educational potential of the university in this direction are considered. The structural elements of the educational environment of the university of physical culture, which affect the effectiveness of the process of educating the sports culture of the personality of students, are revealed: information-cognitive, social-communicative, material-technical, emotional-event, physical culture-sports, value-semantic. Materials and methods. The main methods of researching the problem of education of sports culture of the personality of future bachelors of physical culture in the educational environment of the university are: questioning, observation, questioning, theoretical analysis and generalization. The study of foreign and domestic experience in researching the possibilities of the educational potential of the university in the education and sports culture of the individual. Results. The components (information-cognitive, social-communicative, material-technical, emotional-event, physical culture-sports, value-semantic) of the educational environment of the university are revealed. A set of diagnostic parameters has been developed to identify the level of education of a person's sports culture. Discussion . The importance of the educational environment of a higher educational institution in the formation of a sports culture of a personality among students of a higher education institution of physical culture is emphasized. Our observations show that students are not fully aware of the activities of the coach. Often this mission is interpreted one-sidedly: “A coach must educate champions”, or “A coach must form healthy lifestyle skills”. Conclusion. Qualitative characteristics of the components of a personality's sports culture are described and proposed. Applying the pedagogical conditions identified in the structure of the educational environment of a higher educational institution of a physical culture and sports profile, it is possible to educate a person's subjective qualities, allowing him to become full-fledged bearers of sports culture. Highlights: The components of the educational environment of the university are determined; The pedagogical conditions for the inclusion of a student in socio-cultural relations are determined.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ВОСПИТАНИИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.001

доцент кафедры теории и методики бокса, Уральский государственный университет физической культуры,

ВУЗА В ВОСПИТАНИИ СПОРТИВНОМ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

туры в образовательной среде вуза являются: анкетирование, наблюдение, опрос,

© Афанасьев А. А., Аминов Р. Х., 2022

to

о

8

УДК 378 : 796.07 с

ББК 74.480 : 75.1 й

к

о

о

№ а

А. А. Афанасьев1, Р. Х. Аминов2

^RCID № 0000-0002-1833-7459 Доцент кафедры теории и методики бокса, Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск, Российская Федерация. о

E-mail: leo-artem@mail.ru

о

л н

2ORCID № 0000-0002-3771-1047 а

Кандидат педагогических наук, а

а

г. Челябинск, Российская Федерация. ос

E-mail: amirus@list.ru j

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА j

с

a

к

н

Аннотация §

о*

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания спортивной культуры личности будущих бакалавров физической культуры. Рассмотрены возможности образовательного потенциала вуза в данном направлении. Выяв- р лены структурные элементы образовательной среды университета физической ^ культуры, которые влияют на эффективность процесса воспитания спортивной н культуры личности студентов: информационно-когнитивный, социально-комму- о никативный, материально-технический, эмоционально-событийный, физкуль-турно-спортивный, ценностно-смысловой. д

Материалы и методы. Основными методами исследования проблемы воспитания спортивной культуры личности будущих бакалавров физической куль- х

а

теоретический анализ и обобщение. Изучение зарубежного и отечественного а опыта работы по исследованию возможностей образовательного потенциала вуза р в воспитании спортивной культуры личности.

^

50

•О

SJ

а ж а

Результаты. Выявлены компоненты (информационно-когнитивный, социально-коммуникативный, материально-технический, эмоционально-событийный, физкультурно -спортивный, ценностно-смысловой) образовательной среды вуза. Разработан комплекс диагностических параметров, позволяющих выявить уровень воспитания спортивной культуры личности.

Обсуждение. Подчеркивается значение образовательной среды высшего учебного заведения при формировании спортивной культуры личности у обучающихся вуза физической культуры. Наши наблюдения показывают, что студенты не осознают в полной мере деятельность тренера. Часто данная миссия трактуется однобоко: «Тренер должен воспитывать чемпионов», либо «Тренер должен формировать навыки здорового образа жизни».

Заключение. Описаны и предложены качественные характеристики компонентов спортивной культуры личности. Применяя педагогические условия, выявленные в структуре образовательной среды вуза физкультурно-спортивного профиля, можно воспитывать у человека субъективные качества, позволяющие ему стать полноценными носителям спортивной культуры.

Ключевые слова: образовательная среда вуза; компоненты; спортивная культура личности; воспитанность.

Основные положения:

- определены компоненты образовательной среды вуза;

- выявлены педагогические условия включения студента в социокультурные отношения.

1 Введение (Introduction)

За последнее время исследователи всё чаще обращают внимание на феномен «спортивная культура личности» [1; 2; 3]. Как считают Л. И. Лубышева и А. И. Загревская, «... для того, чтобы спорт действительно оказывал только положительное воздействие на личность и не вызывал её деформации, необходимо в процессе физкультурно-спортив-ного образования осуществлять формирование спортивной культуры

§ студентов» [4, 8].

Авторы проводят исследование проблемы воспитания спортивной культуры личности будущих бакалавров физической культуры в образовательной среде вуза. Значимость данной работы определяется необходимостью устранения следующих противоречий:

- потребностью общества в специалистах по спорту, которые об-

^ ладают достаточным уровнем спортивной культуры личности, и недос-

таточной разработанностью теоретико-методологических оснований исследования данной проблемы в педагогической науке;

- широкими возможностями образовательной среды вуза физической культуры в воспитании спортивной культуры личности будущих бакалавров и недостаточным его применением профессорско-преподавательским составом в практической работе со студентами.

Цель исследования — определить структурные компоненты образовательной среды вуза физической культуры, оказывающие влияние на эффективность процесса воспитания спортивной культуры личности обучающихся. Научное изыскание проводилось на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» со студентами, обучающимися с первого по четвертый курсы. В первую очередь, хотелось бы отметить, что спортивную культуру личности мы рассматриваем как компонент общей и профессиональной культуры бу-

дивидуально-личностного развития, как базовую ценность, определяющую начало и перспективы профессионального пути будущего бакалавра в сфере физической культуры и спорта.

Опыт научных исследований об изучении воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций о физичес-

дрова, В. И. Столярова, С. В. Алексеева, М. Я. Виленского, Р. Г. Гостева, Н. Г. Лутченко, Н. И. Перевозниковой, Н. Н. Григорьева, Е. С. Лю-

системе организации тех потенциалов образовательного пространства

ж о

с т и о бр

аз о

в а т

ель

о* н

о г о п о т е н

§ а

дущего тренера, как важнейшую динамическую характеристику его ин- б

а н

и и

2 Материалы и методы (Materials and methods) о

р

у р

о*

К № Ж О Й

кой и спортивной культуре личности, об инновационных направлениях § физкультурно-спортивной работы с населением, о физической культуре

и спорте в образовательном пространстве РФ, в том числе в системе §

ж

высшего образования, о воспитании устойчивого потребностно-мотива- § ционного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятель-

л

ности представлен в работах И. В. Манжелей, Д. В. Чаюна, Г. Л. Дран- л

К §

таевой, И. В. Жеребцовой). Глубокие ценностные смыслы заложены в а

О

а

учебного заведения, которые способствуют обретению молодым человеком своей неповторимости, непохожести на других, т. е. собственной индивидуальности. Данный потенциал имеется в научно-исследовательской работе студента, посвященной спортивной тематике; в системе эмоционально насыщенного досуга, участии в спортивных мероприятиях (соревнования, конкурсы, праздники и пр.), где молодой человек получает возможность яркого творческого самовыражения [5-10].

Н. М. Борытко выделяет три аспекта воспитательного влияния образовательного учреждения на обучающегося:

- социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценностей, в первую очередь);

- индивидуальный (выделение себя из среды: самоопределение, самоставновление, самореализация);

- коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения) [11, 9].

Как видим, все три аспекта имеют, прежде всего, ценностно-смысловую основу.

Так, для будущего бакалавра физической культуры важны мощные воспитательные воздействия того вуза, где он обучается: целостный образ образовательного учреждения; его интеллектуальная и психологическая атмосфера, от которой зависит возникновение чувства единения с вузовским коллективом, чувства сопричастности со спортивной элитой, в разное время обучающейся в данном учебном заведе-| нии; стремление продолжать спортивные традиции. Всё это наполняет бытие студента-спортсмена высокими ценностными смыслами. При-^ нимая ценности социальной, профессиональной и физкультурно-спор-тивной среды, будущий бакалавр становится частью вузовского сооб-

<з щества, что даёт ему основание быть гордым данной сопричастностью,

но в тоже время понимать степень своей ответственности.

^ 3 Результаты (Ке8иИ8)

В ходе научного изыскания мы пытались уточнить структуру образовательной среды вуза физкультурно-спортивного профиля, компоненты которой могут оказывать влияние на процесс воспитания спортивной культуры личности обучающихся вуза. Эта структура включает следующие компоненты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- информационно-когнитивный;

- социально-коммуникативный;

также курсов по выбору, факультативных предметов и т. д. Информационный материал образовательной среды физкультурно-спортивного

Ьо

о

ж

о

с

и о

а

материально-технический; О

- эмоционально-событийный;

- физкультурно-спортивный;

- ценностно-смысловой [12].

Обратимся к их анализу.

Информационно-когнитивный компонент содержит профессио- ■§ нально и ценностно значимую информацию для субъекта спортивной культуры личности. От качества её освоения студентом зависит, в частности, сформированность когнитивного компонента спортивной культуры личности. Усваиваемая информация черпается из содержания преподаваемых учебных дисциплин (согласно учебному плану и про-

а н

и и

граммам): специальных, общепрофессиональных, теоретических, а О

ж а

н

о Й

вуза оказывается не только предметом, который необходимо изучить, у§

но также тем материалом, который направлен на самосовершенствова- у

ние и самореализацию будущего бакалавра, на освоении им ряда прио- §

и

ч

ритетных компетенций. о

с

Социально-коммуникативный компонент. В нём отражается

выстраивание сложной системы отношений между субъектами образо- у вания в вузовской среде. Происходит становление социально-коммуникативного компонента спортивной культуры личности студента. В

и

к

ка§

данном случае воспитывающим фактором является сам процесс ком- аа

о

а

муникации, в который оказываются вовлечёнными будущие бакалавры

(это внешние коммуникативные связи, контакты студентов друг с другом, преподавательским составом, ответственными за спортивную и воспитательную работы, кураторами, тренерами и др.), как во внутри-вузовском пространстве, так и вне его.

Материально-технический компонент вузовского образовательного пространства предполагает создание максимально комфортных условий для субъекта образования, а также повышения качества образовательного процесса.

Эмоционально-событийный компонент. Спортивная деятельность традиционно связана с накалом страстей и эмоций. Такая особенность делает спорт привлекательным как для занимающихся (спортсменов разного уровня), так и для миллионов болельщиков. Для студента-спортсмена обучение в вузе также должно быть связано с рядом событий, вызывающих соответствующий эмоциональный отклик.

Эмоционально-событийная составляющая подразумевает наличие доверительной атмосферы, взаимоуважения, совместного творчества. Необходимо иметь в виду, что эмоциональные проявления молодых людей, особенно тех, кто связан со спортом, представляют подлинную ценность лишь в том случае, если они проявляются через призму культуры. В плане рассматриваемой проблемы речь идёт о спортивной культуре. В противном случае чрезмерная эмоциональность в юношеском и молодом возрасте чревата тем, что может повлечь за собой негативные последствия: алкоголизм, наркотики, игромания и

в

| другие виды асоциальной направленности.

Физкультурно-спортивный компонент. Данный компонент в образовательном пространстве вуза физической культуры, помимо раз-

йн

вье вития физических качеств занимающихся, имеет задачу воспитания об-

ас

ан разованного специалиста, за счёт его систематического включения в спортивную, физкультурно-оздоровительную деятельность как в инди-

^ видуальных, так и в групповых и коллективных формах занятий.

Ценностно-смысловой компонент. Данная составляющая является основной, синтезирующей в себя пять других, представленных выше составляющих. Это связано с тем, что ценностными смыслами должно быть «пропитано» все образовательное пространство вуза физ-культурно-спортивного профиля.

4 Обсуждение (Discussion)

В результате анализа влияния образовательной среды вуза физ-культурно-спортивного профиля на воспитание спортивной культуры личности будущих бакалавров мы выдвинули гипотезу, о том, что образовательную среду вуза можно представить в виде системы. В этом случае главным компонентом системы образовательного пространства выступает цель её организации, в основе которой лежит погружение студента в культурную среду, помощь в освоении субъектом культур- | ных норм и образов деятельности (в первую очередь, которые связаны со спортом, но этим не ограничиваются), освоение необходимой системы ценностей и идеалов. При этом нельзя исключить такую форму работы, как научно-исследовательская деятельность. Активизации

s

процесса познания, стимулированию интереса и появлению инициатив | в исследовательской деятельности способствует погружение студента § в мир научного знания, процесс рождения которого создаёт мощную |

s

мотивацию к подключению субъекта к научному творчеству, собствен- | ному научному поиску.

Важнейшим педагогическим условием включения студента в у

о*

социокультурные отношения является проведение интерактивной, диа- ^

|

т-> Л

логовой коммуникации студентов. В процессе исполнения различных § ролей, освоения позиций и разнообразных функций как субъекта общения будущих бакалавров формируется культура взаимодействия, что у

позволяет открывать для себя новые смыслы будущей профессии спортивного педагога. Благоприятное влияние социокультурной образова-

ж о о

S |

о

о

№ а

S §

о*

s

о г о ж о S

л s

8 к

Ц

тельной среды за счёт налаживания «живого» обмена информацией а

о

а

позволяет: эффективно воспитывать патриотические ценности и чувства

студента-спортсмена, развивать систему социальных связей с людьми разного возраста и статуса, вырабатывать ответственность за свои действия и поступки перед студенческим и спортивным коллективами. Во-первых, это оснащение современными техническими средствами (электронные устройства нового поколения, интернет, различные обучающие компьютерные программы, локальные сети, мультимедийные средства, информационные стенды и др.). Такое оснащение не только делает образовательные процесс информационно насыщенным, но и за счет насыщенности и доступности к информационным ресурсам позволяет удовлетворять познавательные потребности обучаемых, учит ориентироваться в бесконечных информационных потоках; отбирать лишь ту информацию, которая действительно нужна субъекту спортивной культуры личности для интеллектуального развития и самосовершенствования. Во-вторых, большое воспитательное значение для будущих спортивных педагогов имеет эстетика образовательного учреждения, его дизайн, архитектура. Отражать профиль вуза (физкультура и спорт) призваны соответствующие атрибутика и символика, в которых зашифрованы сложившиеся традиции образовательной организации. За счёт этого создается определённая психологическая атмосфера, чувство гордости за тот коллектив, в котором студенту-спортсмену выпала честь обучаться и быть включённым во взаимоотношения с теми, кто находится в стенах вуза. Отнесем к этому и обустройство учебных аудиторий, лабораторий, где должны соблюдаться требования чистоты, санитарно-гигиенические нормы. | Следующим педагогическим условием является профессио-

нальная социально-коммуникативная функция спортивного педагога, имеющая двойственную природу: во-первых, подготовка спортсменов, способных к достижению высоких спортивных результатов; во-вто-

ан рых, приобщение к физической культуре как ценности, забота о сбере-

жении и укреплении здоровья своих воспитанников. Исходя из этого,

^ образовательная среда вуза должна формировать культуру здоровья

студентов.

Основным субъектом образовательного потенциала вуза в данном случае является студент, который овладел ценностями спортивной деятельности, обладает системой высокоразвитых и устойчивых мотивов и потребностей, психических и двигательных способностей, обеспечивающих повышение уровня спортивной культуры.

5 Заключение (Conclusion)

Итак, выявлены и описаны компоненты образовательной среды вуза, оказывающие влияние на эффективность процесса воспитания спортивной культуры личности обучающихся.

При этом педагогические условия воспитания спортивной культуры будущих бакалавров мы определяем как совокупность внешних обстоятельств, мер и средств, с учетом внутренних особенностей. U Сформулированы возможности образовательной среды вуза, цель которых — создание образа, эскиза будущего; той перспективы воспита-

ж о о S s о

8 о № а

S §

о*

ж о

г о

ж о

S л ж

ния структурных компонентов спортивной культуры личности, задаю- §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

„ж щих общее направление, реализующееся на первый взгляд разными, но |

ан

едиными по своей внутренней сути действиями. |

с

ж

Библиографический список р

1. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волго град : ВГИПКРО, 2004. - 120 с.

2. Лубышева Л. И., Романович В. А. Спортивная культура в старших клас- <3 сах общеобразовательной школы. М., 2001. - 240 с.

3. Лубышева Л. И., Загревская А. И. Структура и содержание спортивной культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2013. № 3. С. 3-15.

4. Столяров В. И., Баринов С. Ю. Понятие и формы спортивной культуры личности // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олим-пизма. Омск : СибГУФК, 2009. С. 366-370.

и

2020. № 4 С. 108-119. §

6. Драндров Г. Л. Физическая и спортивная культура личности // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта : материалы Между-

а

3

S а s

л ж

о

о

5. Манжелей И. В., Чаюн Д. В. Воспитательный потенциал спортивной у среды образовательных организаций // Наука и спорт: современные тенденции.

g* а

а

народного научю-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК, 3

о

30-31 мая 2018 года / под общ. ред. А. А. Передельского. Москва, 2018. С. 595-598.

7. Столяров В. И. Инновационные направления, формы и методы физ-культурно-спортивной работы с населением ( отечественный и зарубежный опыт) . Ч.1 : монография. М. : РУСАЙНС, 2020. - 160 с.

8. Алексеев С. В., Виленский М. Я., Гостев Р. Г. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России : монография. М. : Еврошкола, 2017. 520 с.

9. Лутченко Н. Г., Перевозникова Н. И., Григорьев Н. Н. Воспитание устойчивого потребностно-мотивационного отношения студентов к физкуль-турно-спортивной деятельности // Наука и спорт: современные тенденции. 2020 № 2 С. 121-128.

10. Лютаева Е. С., Жеребцова И. В. Физическая культура и спорт в системе высшего образования. Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017 № 2. С. 189-195.

11. Афанасьев А. А., Кузьмин А. М., Аминов Р. Х. Аксиологические аспекты воспитания спортивной культуры личности студентов Вуза физической культуры // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2019. № 2. С. 63-69.

12. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград : ВГИПКРО, 2004. - 120 с.

A. A. Afanasiev1, R. Kh. Aminov2

1ORCID No. 0000-0002-1833-7459 Associate Professor at the Department of Theory and Methods of Boxing, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: leo-artem@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-3771-1047 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Methods of Boxing, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: amirus@list.ru

POSSIBILITIES OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY ^ IN EDUCATION OF SPORTS

1 CULTURE OF THE PERSONALITY OF FUTURE

. Am BACHELORS

§

a; Abstract

Introduction. The article is devoted to the topical issue of education § of sports culture of the personality of future bachelors of physical culture. The

s

possibilities of the educational potential of the university in this direction are considered. The structural elements of the educational environment of the uni-

versity of physical culture, which affect the effectiveness of the process of

educating the sports culture of the personality of students, are revealed: information-cognitive, social-communicative, material-technical, emotional-event, physical culture-sports, value-semantic.

Materials and methods. The main methods of researching the problem ^

s

of education of sports culture of the personality of future bachelors of physical §§

culture in the educational environment of the university are: questioning, ob- §

servation, questioning, theoretical analysis and generalization. The study of g'

foreign and domestic experience in researching the possibilities of the educa- ^ tional potential of the university in the education and sports culture of the

The pedagogical conditions for the inclusion of a student in socio-cul-

References

ata

individual. !

c ö i

S' s

ö

-

S

ff s

Results. The components (information-cognitive, social-communicative, material-technical, emotional-event, physical culture-sports, value-semantic) of the educational environment of the university are revealed. A set of diagnostic parameters has been developed to identify the level of education of a person's sports culture.

Discussion. The importance of the educational environment of a higher educational institution in the formation of a sports culture of a personality ^

a

among students of a higher education institution of physical culture is empha- ^

n

sized. Our observations show that students are not fully aware of the activities ç

e

a

ft

0

c

ö S

s

of the coach. Often this mission is interpreted one-sidedly: "A coach must educate champions", or "A coach must form healthy lifestyle skills".

Conclusion. Qualitative characteristics of the components of a personality's sports culture are described and proposed. Applying the pedagogical conditions identified in the structure of the educational environment of a higher educational institution of a physical culture and sports profile, it is pos- 0 sible to educate a person's subjective qualities, allowing him to become full- ^ fledged bearers of sports culture. t

Keywords: Educational environment of the university; Components; sports culture of personality; Upbringing Highlights:

The components of the educational environment of the university are

P -

s f

a

determined; t

ff

ft

S

tural relations are determined. s

ö

1. Borytko N.M. (2004), Professional'noye vospitaniye studentov vuza [Professional education of university students], "VGIPKRO", Volgograd, 120 p. & (In Russian). ^

2. Lubysheva L.I. & Romanovich V.A. (2001), Sportivnaya kul'tura v h

starshikh klassakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Sports culture in the senior °

r

classes of a comprehensive school], Moscow, 240 p. (In Russian).

3. Lubysheva L.I. & Zagrevskaya A.I. (2013), Struktura i soderzhaniye sportivnoy kul'tury lichnosti [Structure and content of personality sports culture], Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 3, 3-15. (In Russian).

4. Stolyarov V.I., Barinov S.Yu. (2009), Ponyatiye i formy sportivnoy kul'tury lichnosti [The concept and forms of sports culture of personality], Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kul'tury, sporta i olimpizma [Problems of improving physical culture, sports and olympism], Sibirskiy gosudar-stvennyy universitet fizicheskoy kul'tury i sporta, Omsk, pp. 366-370. (In Russian).

5. Manzheley I.V. & Chayun D.V. (2020), Vospitatel'nyy potentsial sportivnoy sredy obrazovatel'nykh organizatsiy [Educational potential of the sports environment of educational organi-zations], Nauka i sport: sovremen-nyye tendentsii, 4, 108-119. (In Russian).

6. Drandrov G.L., Edr. Peredelsky A.A. (2018), Fizicheskaya i spor-tivnaya kul'tura lichnosti [Physical and sports culture of personality], Materi-aly Mezhdunarodnogo nauchyu-prakticheskogo kongressa, posvyashchennogo 100-letiyu GTSOLIFK "Nauchno-pedagogicheskiye shkoly v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta", 30-31 maya 2018 goda [Materials of the International Scientific and Practical. congress dedicated to the 100th anniversary of GTSOL-IFK "Scientific and pedagogical schools in the field of physical culture and sports"], Moscow, May 30-31, 2018, pp. 595-598. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Stolyarov V.I. (2020), Innovatsionnyye napravleniya, formy i metody fizkul'turno-sportivnoy raboty s naseleniyem (otechestvennyy i za-rubezhnyy opyt) [Innovative directions, forms and methods of physical culture and sports work with the population (domestic and foreign experience)], Monografiya, "RUSAYNS", Moscow, 1, 160 p. (In Russian).

8. Alekseyev S.V., Vilenskiy M.Ya. & Gostev R.G. (2017), Fizicheskaya kul'tura i sport v obrazovatel'nom prostranstve Rossii [Physical culture and sport in the educational space of Russia], Monografiya, Yevroshkola, Moscow, 520 p. (In Russian).

9. Lutchenko N.G., Perevoznikova N.I. & Grigor'yev N.N. (2020), Vospitaniye ustoychivogo potrebnostno-motivatsionnogo otnosheniya studen-

> tov k fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti [Education of a sustainable need-

nio motivational attitude of students to physical culture and sports activities],

mi

Nauka i sport: sovremennyye tendentsii, 2, 121-128. (In Russian). ga 10. Lyutayeva Ye.S., Zherebtsova I.V. (2017), Fizicheskaya kul'tura i

sport v sisteme vysshego obrazovaniya [Physical culture and sport in the system of higher education], Vestnik nauchnogo obshchestva studentov, aspiran-§ tov i molodykh uchenykh, 2, 189-195. (In Russian).

11. Afanas'yev A.A., Kuz'min A.M. & Aminov R.Kh. (2019), Aksio-

A

^ logicheskiye aspekty vospitaniya sportivnoy kul'tury lichnosti studentov Vuza ^ fizicheskoy kul'tury [Axiological aspects of the education of sports culture of

the personality of students of the Higher Educational Institution of Physical Culture], Nauchno-sportivnyy vestnik Urala i Sibiri, 2, 63-69. (In Russian).

12. Borytko N.M. (2004), Professional'noye vospitaniye studentov vuza [Professional education of university students], Volgogradskiy gosudar- o

stvennyy institut povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki rabotnikov obra- §

b

zovaniya, Volgograd, 120 p. (In Russian). g

10.06.2021; accepted for publication 28.02.2022.

Статья поступила в редакцию 03.06.2021; одобрена после рецен- ° зирования 10.06.2021; принята к публикации 28.02.2022.

л л

The article was submitted 03.06.2021; approved after reviewing ^

о a

о n

a p o

te n

th

e

Uni ver

rsi ty

duc c

a

i o

n of Sp o

rt

ul tu

re

th

e

Pe ft

rs o

n a

i

ty of

tu

re a

c h e

<—1 o

r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.