Оригинальная статья / Original article УДК 711.123
УШАКОВКА - РЕКА КАК МЕХАНИЗМ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
© Ф. Блашке1, И.С. Головицкая2, И.А. Ботвинкин3, Д. Лубоз4, Ф. Видберг5, А.В. Лузина6,
Ж. Пиров7
Архитектурное бюро «Блашке»,
Германия, 68804, г. Альтлусхайм, Альбрехт-Дюрер-вег, 5.
Региональная общественная организация поддержки образовательных и исследовательских программ «Летняя Школа»,
Российская Федерация, 117447, г. Москва, ул. Винокурова, 24. 3,7Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 4архитектурная студия «ЛубозАкитект», Франция, 75011, г. Париж, ул. Фоли-Реньо, 54. 5архитектурно-градостроительная фирма «Ти-Джи-Ти-Эф-Пи», Франция, 75020, г. Париж, ул. Жуйе, 6. 6архитектурная компания «КонцептАрк Эс-Эм», Российская Федерация, 620014, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 7-27.
Резюме. Цель. Освещается работа над эскизным проектом для участка вблизи р. Ушаковки, ограниченного улицами Черского, Баррикад, Ушаковской и Култукской. Целью этого проекта стала разработка предложения по организации нового экономически и культурно значимого городского пространства с использованием высокого рекреационного потенциала реки. Методы. Работа включала в себя изучение картографических материалов, исследование социальной активности вблизи р. Ушаковки, ознакомление с участком проектирования и фотофиксацию его элементов. Результаты. В процессе работы был проведен градостроительный анализ поймы реки и прилегающих к ней территорий в границах города Иркутска. По результатам анализа была сформулирована концепция преобразования этих территорий. Выводы. Проектируемый участок был условно разделен на семь зон, отличных по составу функций, типологии застройки и потенциалу использования. Для каждой из зон были составлены предложения по развитию с учетом социальных и экономических аспектов. Особое внимание было уделено сохранению и благоустройству существующей зеленой зоны вдоль русла реки, а также созданию связующего пешеходного маршрута. Ключевые слова: жилой район, транспортная схема, пойма реки, городское благоустройство, рекреационная зона, пешеходный маршрут, центр притяжения.
Формат цитирования: Блашке Ф., Головицкая И.С., Ботвинкин И.А., Лубоз Д., Видберг Ф., Лузина А.В., Пиров Ж.. Ушаковка - река как механизм городской жизни // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 2. C. 91-100.
USHAKOVKA - THE RIVER AS A MECHANISM OF URBAN LIFE
© F. Blaschke, I.S. Golovitskaya, I.A. Botvinkin, D. Luboz, F. Vidberg, A. Luzina, J. Pirov
Architektur buro Blaschke,
5, Albrecht-Durer-Weg, AltluBheim, 68804, Germany.
Regional Non-Governmental Organisation for Support of Educational and Research Programmes "Letnyaya Shkola",
24, Vinokurov St., Moscow, 117447, Russian Federation. Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation. Luboz Architect,
54, Rue de la FolieRegnault, Paris, 75011, France. TGTFP Architecture and Urbanism,
6, Rue Juillet, Paris, 75020, France. Concept ARCH SM,
7-27, Malyshevast., Yekaterinburg, 620014, Russian Federation.
Abstract. Purpose. This article throws light on the master plan work for the area near the Ushakovka river framed by Cherskogo, Barricad, Ushakovskaya and Kultukskaya streets. The aim of this project was to find an approach for the new economically and culturally valuable city space organization using high
recreational potential of the river. Methods. The work involved cartoghraphic materials research, investigation of social activities near the Ushakovka river, acquaintance with project area and photographing of its elements. Results. During the process, article authors made an urban analysis of the riverbed and surrounding territories in borders of Irkutsk city. In the result, the main renewal conception for these territories was formulated. Conclusion. The area of urban design was, for convenience, divided on seven different zones according to building typology and using potential. For each zone, development strategies were written taking into account social and economical aspects. Special attention was made to maintenance and improvements of existing green zone and also creating of over-connecting pedestrian route. Keywords: neighborhood, transport scheme, riverbed, municipal improvements, recreational zone, pedestrian route, attraction center
For citation: Blaschke F., Golovitskaya I.S., Botvinkin I.A., Luboz D., Vidberg F., Luzina A., Pirov J. Ushakovka - the river as a mechanism of urban life. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments.Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 2, pp. 91-100. (In Russian)
Введение
Вопрос сохранения малых рек в границах городов становится все более актуальным, т.к. их фактическая роль в городской жизни с каждым годом снижается пропорционально росту масштаба антропогенного освоения этих природных систем. Активная застройка и засорение прибрежных территорий приводят к иссушению и исчезновению водоемов, которые потенциально содержат в себе необходимые для поддержания качественного состояния городской ткани функции, в числе которых:
1) рекреационная функция (которая, в свою очередь, включает в себя оздоровительную, эстетическую и культурно-развлекательную функции);
2) просветительская функция;
3) историческая функция (к примеру, р. Ушаковка напрямую связана с историей строительства г. Иркутска, а также событиями Гражданской войны в России 19171922 гг.).
Соответственно, главной целью авторов статьи в процессе работы над эскизным проектом генплана для городского участка вблизи русла р. Ушаковки являлась разработка таких способов преобразования городской среды, которые способствовали бы сохранению и улучшению природного потенциала реки, поддержанию ее вышеупомяну-
тых функций и обеспечению горожан комфортным доступом к этим функциям.
Материал и методы исследования
На первом этапе работы был проведен анализ территории реки в городских границах, который выявил комплекс проблем, определивших задачи для дальнейшей работы. Во-первых, это загрязнение реки, вызванное активной застройкой прибрежных территорий и высокой транспортной нагрузкой (в особенности у устья). Во-вторых - слабая организация и хаотичность части имеющейся застройки, приводящая к тому, что структуры различных районов не взаимодействуют между собой, они не образуют единого «организма» и не имеют визуальных связей с рекой. Река же, в свою очередь, создает для пешеходов барьер между берегами. И, наконец, из-за многочисленных пренебрежений границами водоохранной зоны вдоль всего русла возникает третья проблема: весенние-паводки, которые создают угрозу постройкам на берегу. Прежде всего, на этом этапе возникло предложение по разрешению транспортной ситуации (рис. 1), которое учитывает создание новой окружной кольцевой дороги с целью снижения интенсивности дорожного движения и, как следствие, уменьшения загрязнения среды вблизи зон отдыха на берегу реки. Еще одна окружная дорога (уже внутри города) должна стать «городским
1
Блашке Франциска, архитектор, e-mail: [email protected] Franziska Blaschke, architect, e-mail: [email protected]
2Головицкая Ирина Сергеевна, директор мастерской урбанистики, e-mail: [email protected]
Irina S. Golovitskaya, Head of Urban Studies Department, e-mail: [email protected]
3Ботвинкин Иван Александрович, студент, e-mail: [email protected]
Ivan A. Botvinkin, student; e-mail: [email protected]
4Лубоз Делфин, архитектор, e-mail: [email protected]
Delphine Luboz, architect; e-mail: [email protected]
5Видберг Фаустин, архитектор, e-mail: [email protected]
Faustine Vidberg, architect; e-mail: [email protected]
6Лузина Анна Викторовна, архитектор, e-mail: [email protected]
Anna V. Luzina, architect; e-mail: [email protected]
7Пиров Жахонгир, аспирант, e-mail: [email protected]
Jahongir Pirov, postgraduate student; e-mail: [email protected]
бульваром» с выделенными полосами для предлагаемой генеральным планом магист-
общественного транспорта, велодорожками, рали, пересекающей прибрежные террито-
широкими пешеходными зонами и зелеными рии. насаждениями. Такая схема - альтернатива
Рис.1. Схема предложения по разрешению транспортной ситуации Fig. 1. Scheme of proposal to improve transport situation
Итогом анализа стало концептуальное предложение (рис. 2), в котором р. Уша-ковка рассматривается как центр притяжения, способный соединить районы, расположенные на ее берегах, и стать осью нового механизма городской жизни. Образно говоря, существующий на настоящий момент механизм не работает, потому что ему недостает соединительных элементов между «шестеренками», которые необходимо починить или добавить. Этими связующими звеньями могут быть организованные маршруты с пешеходными мостами, общественные пространства и новые многофункциональные центры.
Результаты исследования и их обсуждение
Территория, для которой осуществлялось проектирование, находится в границах улиц Черского, Баррикад, Ушаковской и Култукской. Общие проблемы площадки аналогичны тем, что были выделены при анализе в общегородском масштабе. Следовательно, концепция, предложенная для всей
прибрежной территории, применима и к данному участку. Река должна стать центром жизни района, его основным местом притяжения, связывающим воедино разнородные элементы и образующим открытое пространство для комфортного времяпрепровождения. Для этого предлагается обновить существующие зоны и сделать их более доступными и комфортными для проживания путем небольших изменений среды.
Условно участок был разделен на семь основных зон (рис. 3):
I. Парковая зона.
II. Малоэтажный жилой район.
III. Образовательный центр.
IV. Благоустроенная торговая зона.
V. Территория военной части.
VI.Среднеэтажный жилой район.
VII. Культурно-научный центр.
Далее раскрывается суть предлагаемых изменений для каждой из этих зон в отдельности.
Рис. 2. Концептуальное предложение в общегородском масштабе Fig. 2. Concept proposal in the municipal scale
Рис. 3. Схематичный генплан участка проектирования с выделенными зонами Fig. 3. Schematic master-plan of the designing site with reserved areas
I. Парковая зона (рис. 4) включает в себя участок реки и ее берега, вдоль которых планируется организовать два пешеходных пути, связанных между собой деревянными мостами, соединенными, в свою очередь, платформой, приподнятой над рекой. На правом берегу планируется создать променад с террасами для ресторанов и кофеен, пространства для районных и городских событий. Здесь, на протяжении маршрута мы создаем несколько функциональных площадок: детскую игровую зону, скейтпарк и кинотеатр под открытым небом.
Маршрут на другой стороне реки предполагается адаптировать для велосипедов, сделать его более «скоростным». Ближе к руслу реки планируется создать песчаные тропинки для неспешных прогулок и отдыха. Эта система пешеходных путей призвана
связать между собой все основные места притяжения вдоль берега, среди которых уже существующий стадион «Динамо» и планируемый образовательный центр со спортивными функциями.
Для максимального сохранения природных элементов в тех местах, где здания и дороги подходят слишком близко к руслу реки, предлагается укрепить берега с помощью системы габионов; там же, где природное течение реки не было нарушено, достаточной мерой защиты послужит посадка деревьев, корни которых предотвратят размытие берегов. Кроме того, для естественной очистки воды по ходу течения планируется создать террасированные сады многолетних растений, которые также могут использоваться и в образовательных целях.
Рис. 4. Парковая зона Fig. 4 Parking zone
Для защиты от весенних паводков предлагается создать обводной канал и запланированный напротив реконструируемой фабрики амфитеатр. При сезонных разливах он будет заполняться водой, компенсируя общий уровень ниже по течению; таким образом, амфитеатр будет использоваться в качестве места отдыха и проведения мероприятий, направленность которых будет меняться в зависимости от времени года.
II. На левом берегу реки располагается частный сектор, лишенный необходимой городской инфраструктуры и благоустройства. Поэтапно здесь предлагается реализовать следующие изменения: во-первых, это преобразование улично-дорожной сети одновременно с созданием ливневой канализации и обеспечением искусственного освещения. Преимущественно улицы предполагаются смешанными с использованием имеющихся свободных площадок вблизи дорог в качест-
ве зон отдыха. На ул. Красноярскую с прилегающей набережной въезд личного транспорта запланировано полностью ограничить, а на месте пустующих участков вдоль улицы организовать магазины и кофейни (рис. 5). Вторым этапом станет регламентация высотности застройки и введение дизайн-регламентов, регулирующих внешний вид заборов. Все эти меры призваны запустить естественный процесс джентрификации без конфликтов и переселения.
III. Между ул. Ушаковской и частным сектором расположен гаражный комплекс и бетонный завод. Предложение состоит в строительстве комплекса, в одной части которого будут расположены парковки (взамен существующих гаражей) и новое жилье, а в другой - школа, необходимая району. Кроме того, логичным решением видится перенос из этой зоны производства и создание на его месте нового образовательного центра, в ко-
тором будут расположены спортивные парки и площадки, мастерские, кафе и профориен-тационный центр для подростков (рис. 6). Здесь школьники смогут проводить свободное время без необходимости ехать в центр города.
Предполагается, что создаваемый как локальное место притяжения центр станет важной точкой в масштабе всего города, а программа развития общественного транспорта обеспечит его доступность.
IV. На пересечении улиц Баррикад и Ушаковской расположена торговая зона с магазинами строительных материалов, супермаркетом и шиномонтажной мастерской. Для формирования единой линии застройки улицы предлагается преобразовать эту зону, заменив имеющиеся торговые центры пяти-
этажными зданиями с подземным паркингом, магазинами, расположенными на первых двух этажах, а также офисами и жильем - на остальных. Кроме того, планируется расширение улиц Ушаковской и Баррикад с целью создания выделенных полос для общественного транспорта (включая новую трамвайную
линию) и велосипедистов (рис. 7). Мост предлагается реконструировать в «зеленый» для того, чтобы снизить вредное воздействие
на рекреационные зоны, находящиеся поблизости.
(й) ®
II
Рис. 7. Благоустроенная торговая зона Fig. 7. Comfortable trading area
V. Военные зоны управляются федеральным ведомством, поэтому городская власть не может изменять их режим. Однако для повышения эстетических свойств территории представляется возможным сделать окружающий ее бетонный забор привлекательным для прохожих, задействовав местных художников или скрыв его за вертикальными садами. В далекой перспективе предлагается открыть для горожан небольшой участок, на котором находится объект культурного наследия - Здание женского епархиального училища - и создать небольшой музей военной истории. От музея к берегу реки может быть организована аллея, что создаст визуальную связь между ул. Баррикад и рекой (рис. 8).
VI. Жилая зона на правом берегу не требует радикальных преобразований, здесь можно ограничиться простыми мерами по благоустройству, например созданием зеленых зон вдоль существующих домов и пешеходных дорожек сквозь дворы от ул. Баррикад к реке. Городские огороды, которые смогут создавать жители этого района, будут привлекать пешеходов (рис. 9). На берегу реки может быть создано небольшое общественное пространство с точками продажи кофе и еды на вынос. Там, где это возможно, планируется применить средства по модернизации существующей застройки с помощью «зеленых» источников энергии.
Рис. 8. Территория военной части Fig. 8. Military territory
\
Рис. 9. Среднеэтажный жилой район Fig. 9. Middle-rise residential area
VII. Действующий генеральный план города предполагает вынос производства с территории фабрики «СтройДеталь» (улица Черского). Авторское проектное предложение состоит в сохранении промышленного здания и реконструкции его под новые функции: мастерские ремесленников и художников, ковор-кинги, культурные институции, хостелы, лоф-ты, кафе (рис. 10). В производственном корпусе предлагается создать технолаборато-
рию для проведения исследований и разработки новых материалов. Одно из ключевых предложений - реконструкция одного из промышленных зданий под Лютеранскую церковь, которая запланирована на берегу реки вместо зеленой зоны. Планируемое место притяжения городского масштаба находится в непосредственной близости к автобусной остановке, поэтому приватность жилых зон по соседству не будет нарушена.
Рис. 10. Культурно-научный центр Fig. 10. Culture and scientific centre
Заключение
Двадцатилетний план по реализации предложенных изменений в каждой зоне разбит на 5 этапов (рис. 11) и учитывает применение частных инвестиций, использование средств муниципалитета и инициативного бюджетирования. В общих чертах этапы включают в себя следующие мероприятия:
1-й этап - создание новых пешеходных дорожек, реконструкция ул. Красноярской, запуск инвестиционных проектов, декорирование стены вокруг военной части.
2-й этап - создание мостов, благоустройство дворов, развитие малого бизнеса, вынос производства с фабрики и завода.
3-й этап - развитие пешеходной ин-
фраструктуры и активности парка, строительство новых улиц смешанного типа, устройство новых парковочных мест вместо гаражного кооператива.
4-й этап - реализация проектируемого паркового ландшафта, открытие военного музея с общественным пространством, реконструкция промышленного здания под лютеранскую церковь, организация культурной деятельности в бывшей промзоне.
5-й этап - строительство новой школы, спортивных площадок и многофункционального комплекса, расширение улиц и организация новых трамвайных линий, прокладка аллеи через военную зону, открытие технолаборато-рии.
40 ''
г f>
20 1 5-йэтгп
ПЕТ
Рис. 11. Поэтапный план реализации изменений Fig. 11. Step-by-step plan to implement changes
Результатом станет обновленный район, центром которого будет прибрежная зона с парком, насыщенным разнообразными функциями. Территория реки также будет представлять собой сосредоточение путей организованного пешеходного маршрута с системой табличек и указателей, призванных
Критерии авторства
Блашке Ф., Головицкая И.С., Ботвинкин И.А., Лубоз Д., Видберг Ф., Лузина А.В., Пиров Ж. имеют равные авторские права. Ботвинкин И.А. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 12.05.2017 г.
связать основные зоны воедино. При этом маршрут затронет объект культурного наследия, спортивные, образовательные и торговые центры, что сделает район привлекательным как для местных жителей, так и для всего города.
Contribution
Blaschke F., Golovitskaya I.S., Botvinkin I.A., Luboz D., Vidberg F., Luzina A., Pirov J. have equal author's rights. Botvinkin I.A. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 12 May 2017