Оригинальная статья / Original article УДК 711.123
РЕКА -«ПОЗВОНОЧНИК» ГОРОДА © Г. Рой1, А.А. Воронина2, Х. Карло3, К. Салиман4, П. Хервие5
1«АТКИНС»,
Республика Индия, 560052, г. Бангалор, ул. Али Аскар, Софина Тоуерс, 3. 2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 3«Ателиер Отто»,
Франция, 75018, г. Париж, Вилла Данцоурт, 7. 4Касликский университет Святого духа, Ливан, провинция Горный Ливан, г. Джуния, п/я 446. 5Страсбургский университет географии и городского планирования, Франция, 67081, Страсбург, руе Блаисе Пасцал, 4.
Резюме. Цель. Разработка предложений по реабилитации прибрежных территорий малых рек, определение их значения в городе. Объект изучения - прибрежная территория реки Ушаковки. Методы. В работе использованы методы систематизации, типологизации, фотофиксации, сравнительный анализ. Результаты. Представлены основные выводы из работы команды А, состоящей из студентов и молодых специалистов из разных стран. Команда разработала решения для реабилитации прибрежных территорий в рамках 18-й сессии Зимнего университета. Главной идеей команды стало сделать Ушаковку «позвоночником» города. Основными задачами проекта стали: достижение экологической устойчивости территории, решение транспортных проблем, улучшение качества городской среды, повышение инвестиционной привлекательности. По каждой из задач разработаны предложения и план их реализации: усиление зеленого каркаса города, создание систем зеленых коридоров, новая типология застройки для прибрежной зоны, повышение инвестиционной привлекательности территории путем создания новых функций, строительство новой объездной дороги и городского бульвара, усиление перпендикулярных и параллельных связей реки. Совокупность всех мер по улучшению прибрежной территории реки Ушаковки будет способствовать ее устойчивому развитию. Вывод. На основе проведенного исследования авторами предлагается ряд решений для восстановления и развития рассматриваемой территории. Решения являются универсальными и могут быть применены для других прибрежных территорий. Ключевые слова: реабилитация, экологическая устойчивость, зеленые коридоры, развитие, инвестиционная привлекательность, городская среда, связи, прибрежная зона.
Формат цитирования: Рой Г., Воронина А.А., Карло Х., Салиман К., Хервие П. Река - «позвоночник» города // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвидимость. 2017. Т. 7, № 2. C. 160-171.
RIVER - "BACKBONE" OF THE CITY © G. Roy, A.A. Voronina, H. Carlo, K. Sleiman, P. Hervie
ATKINS,
3 Ali Askar Road, Sofina Towers, 560052 Bangalore, India. Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation. Atelier Otto,
7 Villa Dancourt, 75018, Paris.
University of Holy Spirit Kaslik,
P.O. Box 446, Jounieh, Mount Lebanon, Lebanon.
Strasbourg's university of geography and city planning,
4 rue Blaise Pascal, 67081, Strasbourg, France.
Abstract. Purpose. Development of proposals for rehabilitation of small rivers coastal areas, determination of their significance in the city. Subject. Coastal area of the Ushakovka River. Methods. Systematiza-tion, typology, photographic fixation, comparative analysis. Results. The article presents main conclusions from work of Team A, consisting of students and young specialists from different countries. The team has developed solutions for rehabilitation of coastal areas within the framework of the 18th session of the Winter University. The main idea of Team A, is to make the Ushakovka backbone of the city. The main objectives of the project are: to achieve environmental sustainability of the territory, solve transport problems, improve quality of urban environment, increase investment attractiveness. For each of the
tasks, solutions and a plan for their implementation are developed: strengthening green framework of the city, creating green corridor systems, a new typology of development for coastal zone, increasing investment attractiveness by creating new functions, creating a new ring road and a city boulevard, strengthening perpendicular and parallel network of the river. A combination of measures for the improvement of this area will contribute to its sustainable development. Conclusion. Based on study, authors proposed some solutions for the reconstruction and development of the territory. The solutions are universal and can be applied to other coastal areas.
Keywords: rehabilitation, ecological sustainability, green corridor, development, investment attractiveness, urban realm, networks, coastal area
For citation: Roy G., Voronina A.A., Carlo H., Sleiman K., Hervie P. River - "backbone" of the city. Izves-tiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 2, pp. 160-171. (In Russian)
Введение
Иркутск имеет уникальную речную сеть, отдельное место в ней занимают малые реки, но, к сожалению, на сегодняшний день значение таких рек в российских городах недооценено, прибрежные территории часто заняты индустриальными зонами или вовсе заброшены. А ведь именно реки определяют экологический каркас города и являются его ценным рекреационным ресурсом. Кроме того, прибрежные зоны обладают высоким инвестиционным потенциалом.
Целью данной работы является разработка общих механизмов реабилитации малых рек и включения прибрежных территорий в городские процессы, применение этих механизмов для разработки проекта участка прибрежной территории реки Ушаковки.
Материал и методы исследования
Команде предоставлены следующие исходные данные: Генеральный план города Иркутска, проект охранных зон, общие сведения о реке Ушаковке, информация о городе Иркутске, примеры реабилитации малых рек.
Команда проводила исследование реки, было сделано несколько выездов на участок проектирования, благодаря этому участники смогли составить личное мнение о площадке проектирования.
Во время выездов осуществлялась фотофиксация. Проведены натурные исследования, на их основании выявлены типы застройки прибрежной зоны по видам использования, по морфологии, сделан сравнительный анализ зон территории реки Ушаков-ки. Благодаря этому удалось систематизиро-
вать прибрежные участки, выявить их проблемы и возможности для развития данных территорий.
Результаты исследования и их обсуждение
Команда провела анализ реки Уша-ковки и прилегающей территории в микро- и макромасштабе. На основе данного анализа разработана концепция развития прибрежной зоны, отвечающая принципам устойчивого развития территорий: экологическому, экономическому, социальному, планировочному.
Основными идеями концепции стали:
- создание перпендикулярных связей, соединяющих два берега;
- создание параллельных связей, позволяющих объединить территорию реки на всем ее протяжении;
- создание двух входов в реку (акцентов);
- разработка нового типа застройки для прибрежной зоны, которая позволит реабилитировать экологическое состояние реки. Будущая застройка будет отражать морфологию реки, сохраняя и подчеркивая существующий естественный ландшафт;
- усиление экологического каркаса города путем создания систем зеленых коридоров, которые сохранят и подчеркнут существующий естественный ландшафт.
В процессе анализа были выявлены несколько типологических зон прибрежных территорий, в соответствии с этим разработана концепция развития прибрежной территории в масштабе города, в рамках которой река разделена на 5 частей, для каждой из
1
Рой Гарди, ассистент, городской дизайнер, e-mail: [email protected] Gargi Roy, assistant, urban designer, e-mail: [email protected]
2Воронина Анна Александровна, студент бакалавриата по направлению «Городской дизайн», e-mail: [email protected]
Anna A. Voronina, student of urban design, е-mail: [email protected]
3Карло Хелен, ландшафтный дизайнер, e-mail: [email protected] Helen Carlo, landscape architect, e-mail: [email protected]
4Салиман Кристьян, бакалавр архитектуры, е-mail: [email protected] Christian Sleiman, bachelor of architecture, e-mail: [email protected]
5Хервие Пьер, магистр городского планирования, e-mail: [email protected] Pierre Hervie, master of urban planning, e-mail: [email protected]
которых предложены решения по улучшению городской среды и планы их реализации на 15 лет.
Рассмотрим деление территории реки Ушаковки на зоны (рис. 1).
A. Дельта Ушаковки. В этой местности предлагается организация связей между прибрежными территориями Ангары и Ушаковки, создание туристической зоны.
B. Смешанное использование. В данной части территории реки возможна организация зоны высотного строительства, жилой и общественной застройки, концентрация образовательных и спортивных функций.
C. Слабоурбанизированная территория. В этой зоне предполагается сохранение типологии городской деревни. Также в данном районе располагается ипподром, который может стать новой точкой притяжения района.
D. Смешанное использование. Это зона промышленной и жилой функций включает в себя новое экологически чистое промышленное производство, а также новое жилье, общественные функции.
E. Защитная зона. Переход от урбанизированных территорий к природным.
Рис. 1. Концепция развития прибрежной зоны в масштабе города Fig. 1. Development concept of the coastal area within the city
Следующим шагом стало применение разработанных механизмов для проектирования на территории реки в районе ипподрома. Территория включает в себя ветхую индивидуальную застройку, жилую застройку средней этажности, ипподром, промышленные зоны. На сегодняшний день территория характеризуется как неиспользуемое, депрессивное городское пространство, доступ к прибрежной зоне осложнен, ипподром не реализует свой потенциал.
Создание городской деревни является возможностью для развития этой территории как переходной зоны между сильноурбанизированным городским пространством и природой. Команда предлагает решения для преобразования выбранной зоны в комфортный для жизни экологически устойчивый район с высокой пешеходной доступностью. На примере этой территории разработаны ре-
шения для реабилитации прибрежных территорий в черте города.
При проведении анализа территории были выявлены несколько различных зон (рис. 2), для каждой из которых были разработаны решения и планы их реализации на 15 лет.
01. Экологическая буферная зона.
02 а. Зона развития застройки. Про-мышленно-жилая зона.
02 Ь. Застройка в прибрежной зоне.
02 с. Зона индивидуального строительства.
03. Прибрежная зона.
04. Ипподром.
Для территории также разработаны общие решения: новая транспортная система, социальная инфраструктура и система зеленых коридоров.
Рис. 2. Концепция развития территории в районе ипподрома Fig. 2. Development concept of the territory in the territory of the racing track
Анализ транспортной ситуации выявил ряд проблем: загруженность дорожного движения, плохая доступность общественного транспорта, слабая связь двух берегов реки. Новая скоростная магистраль, заложенная генеральным планом, проходит через зоны охраняемого ландшафта. Она окажет сильное антропогенное воздействие на данную местность, нарушит экологию реки. Для улучшения системы транспортной организации прибрежной территории реки предлагается ряд решений, которые позволят снять
нагрузку с транспортной системы и улучшат доступность прибрежной зоны:
1. Реорганизация системы общественного транспорта: создание новых маршрутов общественного транспорта, увеличение частоты их курсирования (рис. 3).
2. Строительство новой объездной дороги, которая позволит улучшить связь двух берегов реки, при этом не нарушая экологию Ушаковки (рис. 4).
3. Изменение функции улицы Баррикад с магистрали на городской бульвар с сохранением автомобильной дороги.
Рис. 3. Схема реорганизации общественного транспорта в масштабе города (слева) и
района (справа)
Fig. 3. Scheme of reorganization of public transport within the city (on the left) and within the
district (on the right)
Рис. 4. Схема реорганизации транспортной системы в масштабе города (слева) и
района (справа)
Fig.4. Scheme of reorganization of transport system the city (on the left) and within the district
(on the right)
Также в процессе анализа выявлена низкая пешеходная доступность прибрежной зоны, доступ к реке затруднен или вовсе невозможен. Для решения этой проблемы и введения новых видов использования реки предлагается создание сети пешеходно-велосипедных дорожек, маршрутов для прогулок на лошадях вдоль реки, а также строительство двух велосипедно-пешеходных мостов (рис. 5). Это позволит повысить привлекательность прибрежной зоны для горожан. Для повышения комфортности городской среды разработана новая социальная инфраструктура пешеходной доступности (рис. 6). Экологическая ситуация в районе на сегодняшний день является неудовлетворительной. Проект предлагает решения, позволяющие улучшить экологическую ситуацию: усиление экологического каркаса города; со-
здание системы зеленых коридоров; создание системы инфильтрации воды.
Экологическая буферная зона. Свободное пространство между урбанизированной средой и лесополосой является перспективным для создания экологической буферной зоны. Согласно генеральному плану города эта зона отводится под среднеэтаж-ную застройку. Проектом предлагается внести изменения в генеральный план и сохранить данную территорию в качестве экологической буферной зоны, ограничивающей процесс разрастания урбанизированной городской среды (рис. 7). Эта территория может быть использована для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также для различных исследований в области сельского хозяйства.
III«,!« 'ЛПрщруТЫ
а б в г
Рис. 5. Схемы связей: а - велосипедные маршруты; б - конные; в - автомобильные;
г - пешеходные
Fig. 5. Traffic diagram: a - bicycle routes; б - horse; в - automobile; г - pedestrian
Рис. 6. Социальная инфраструктура Fig. 6. Social infrastructure
Рис. 7. Экологическая буферная зона Fig. 7. Ecological buffering zone
Промышленно-жилая зона. Следующей была выделена зона, располагающаяся ниже буферной. Сейчас на территории размещены ветхие деревянные многоквартирные дома, подлежащие сносу. По Генеральному плану города Иркутска эта зона отведена под многоэтажную жилую застройку. На основании проведенного анализа сделан вывод, что это решение не подходит для данной территории. Для создания привлекательной среды и устойчивого развития предлагается развивать эту местность как зону смешанного использования жилой и индустриальной застройки.
Проектом предусматривается сохранение существующей промышленной зоны, возможность создания новых промышленных зон на месте ветхой застройки при условии того, что вся промышленность будет экологически чистой. Модель создания промышленных зон на территории города устарела, она создает новые транспортные проблемы, усиливает миграцию населения внутри города. На сегодняшний день новой тенденцией является сохранение промышленности в пределах города, но с переоборудованием ее в экологически чистую. Таким образом, за счет создания комплексной промышленно-жилой зоны формируется город пешеходной доступности. Кроме того, экологически чистая промышленность облагается меньшими на-
логами, что делает ее привлекательной для инвесторов.
Новая застройка в рассматриваемой зоне также должна следовать естественной морфологии реки.
Прибрежная зона. Территория прибрежной зоны по генеральному плану города отведена под высотное жилищное строительство, однако в рамках проекта предложено иное решение: она может стать зоной смешанного использования жилых и общественных функций, застройка в которой должна быть средней этажности. Командой разработана особая конфигурация застройки для прибрежных зон. Постройки должны следовать естественному ландшафту, быть ориентированными на север, тем самым обеспечивая естественные дренажные потоки (рис. 8). Вдоль дренажных потоков формируются зеленые коридоры, вдоль них выстраиваются новые пешеходные связи, способствуя тем самым созданию экологически благоприятной, комфортной городской среды (рис. 9). Для обеспечения выполнения требований к застройке разработаны регламенты, в соответствии с которыми высотность застройки увеличивается в зависимости от ее удаленности от реки. Плотность застройки квартала должна быть не более 50 процентов, застройка квартального типа предполагает образование частно-публичных пространств между домами.
Рис. 8. Архитектурно-планировочное предложение Fig. 8. Architectural planning proposal
1Г
Рис. 9. Новая типология застройки в прибрежной зоне Fig. 9. New development typology in the coastal area
Для прибрежной зоны был разработан план развития на 15 лет (рис. 10.) В соответствии с ним через 5 лет территория застраивается с учетом разработанной конфигурации, через 15 лет создается система зеленых коридоров. Предложение по развитию прибрежной зоны базируется на учете динамичного характера реки (изменение русла,
уровня реки, появление новых островов). Основываясь на проведенном анализе, авторы предлагают ограничить капитальное строительство в прибрежной зоне. Берегоукрепле-ние планируется осуществлять за счет систем габионов и высадки укрепляющих растений, стабилизацию русла реки - с помощью системы деревянных свай (рис. 11).
Рис. 10. План развития прибрежной зоны Fig. 10. Development plan of the coastal area
Рис. 11. Развитие прибрежной зоны Fig.11. Development of the coastal area
Разработаны решения, не нарушающие экологию реки, а учитывающие ее особенности, но при этом позволяющие создать новые функции в прибрежной зоне. Было предложено использовать деревянные настилы с размещением на них некапитальных деревянных сооружений. Деревянные домики могут использоваться под различные общественные функции: кафе, пункты проката, ярмарочное пространство, магазины, летний кинотеатр.
На рис. 12 показан процесс разработки деревянных сооружений в течение года. Весной в почву устанавливаются деревянные конструкции, помогающие стабилизации реки. Летом на них размещается деревянный настил, на который помещаются некапитальные деревянные домики.
Зона индивидуального жилого строительства. В этой зоне располагается индивидуальное жилье различных классов и объекты мелкой торговли.
На сегодняшний день территория развивается хаотично, создавая неоднородное непривлекательное городское пространство.
На основании анализа был сделан вывод о невозможности изменения морфологии застройки данной территории. Предложением стало упорядочивание уже существующего процесса естественного обновления территории, введение регламентов нового строительства и реконструкции существующего индивидуального жилья.
Регулирование процесса урбанизации позволит контролировать развитие территории и обеспечит создание городской среды нового качества, улучшит пешеходную дос-
тупность данной территории. Предлагается регулировать параметры строительства зданий, их расположение на участке, соотношение площади застройки и свободной зеленой зоны на участке, высотность зданий, ширину отступа от красных линий (рис. 13).
На рис. 14 представлен план развития территории. В настоящее время возможно введение регламентов для данной территории, проведение общественных слушаний. По плану через 5 лет территория становится более комфортной городской средой, муни-циалитет выкупает заброшенные участки для создания новых пешеходных связей и улучшения тем самым доступа к реке. Через 15 лет территория приобретает вид городской деревни, вдоль пешеходных связей формируются зеленые коридоры.
Ипподром. Основываясь на анализе существующего использования ипподрома, команда выявила потенциал для его развития, разработаны решения для его модернизации.
Предлагается сохранить ипподром и развивать на нем функции, связанные с лошадьми, а также ввести ряд новых функций, способствующих его развитию, но при этом не нарушающих деятельность ипподрома (рис. 15), таких как: сельскохозяйственная зона, общественное пространство. Необходимо открыть ипподром городу, создать новые входы на него, для того чтобы горожане могли использовать его как общественно-рекреационное пространство в свободное от скачек время.
Это будет способствовать экономическому развитию данной организации и прилегающего района.
EMS Знш 00 Winter 00
Лете Summer
Зим 11 Winter m
Рис. 12. Процесс разработки деревянных сооружений Fig. 12. Development process of wooden constructions
Рис. 13. Зона индивидуального жилого строительства Fig. 13. Zone of individual residential development
96
Г7"
! 'аЛ L ■
Г "
jfi| L ,-AcJ
-г '
I
Г 1 ■
I Jjüd
!.: ■ г ' з j 1 1 7 h '
1 Jl [
г 1 | 1ГГ1Т — — _a_ | ______i
+ 05
I "
I
---, _
-T——t
......
!
ö i
i
_______
IT
a
i
. -L -"- ■ ■ ' j
I 1 I . . k и !
+ 15
P---------1
■ 's В
f'iÄ ! Г
I
■ • д.....-j
f: - - -j -......j
j и-. , j
T/f i
t r!
ta
r
■.iiip
Рис. 14. План развития зоны индивидуального жилого строительства Fig. 14. Development plan of the zone of individual residential development
L 9 1 1
i-j 8 !
Г. ~ 5Г--3 ITS ~' i 6
Ids 1
L 1J
10
деятельность саяэ. с лсшадьми первдабат. зона
1 "Т
ix!
парк
еелыедзона
фест. пр-во
"""«esil;
Mi
Рис. 15. Ипподром: 1 - загоны; 2 - манеж; 3 - манеж для выступлений; 4 - беговая дорожка; 5 - перерабатывающая зона; 6 - общественное пространство; 7 - манеж; 8 - сельскохозяйственная зона; 9 - маленькая сельскохозяйственная зона; 10 - парковка;
11 - магазин; 12 - касса; 13 - трибуны Fig.15. Racing track: 1 - corrals; 2 - riding hall; 3 - riding hall for performances; 4 - tread mill; 5 - manufacturing area; 6 - public space; 7 - riding hall; 8 - agricultural zone; 9 - small agricultural zone;
10 - parking; 11 - shop; 12 - cash desk; 13 - tribunes
Для ипподрома так же, как и для других территорий, предлагается 15-летний план развития (рис. 16). Предполагается, что через 5 лет добавляется сельскохозяйственная функция и появляется новая деятельность,
Заключение
На основе проведенного исследования авторами предлагается ряд решений для восстановления и развития рассматриваемой территории. Решения являются универсальными и могут быть применены для других прибрежных территорий.
Экологические решения: создание буферной зоны и системы зеленых коридоров, ограничение капитального строительства в прибрежной зоне, использование ипподрома как экологического центра - направлены на восстановление экологического статуса реки, достижение экологической устойчивости территории.
Перечислим планировочные решения: предложены новая типология застройки для прибрежных зон, ограничение капитального строительства в прибрежной зоне, регламентация развития существующей застройки; разработаны система пешеходных
Критерии авторства
Рой Г., Воронина А.А., Карло Х., Салиман К., Хервие П. имеют равные авторские права. Воронина А.А. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 19.04.2017 г.
связанная с лошадьми, начинают проводиться различные мероприятия, фестивали, ярмарки. Через 15 лет ипподром становится общественным пространством, открытым для жителей города.
ИННА _ потали \
:твл = < '
* '
ЗАЩИПНЯ
связей, а также программа реорганизации транспортной системы. Планировочные решения учитывают уникальные особенности прибрежной зоны, помогают создать комфортную городскую среду с высокой пешеходной доступностью, не нарушая экологию реки.
Экономические решения: создание новых коммерческих функций, использование ипподрома как центра экономического развития - направлены на повышение инвестиционной привлекательности территории.
Благодаря реализации всех этих решений прибрежная территория будет включена в городское пространство, изменит свой облик с депрессивной неиспользуемой на полноценную привлекательную экологичную городскую среду. Река Ушаковка станет «позвоночником» города, на котором будет выстраиваться дальнейшее его развитие.
Contribution
Roy G., Voronina A.A, Carlo H., Sleiman K., Hervie P. have equal author's rights. Voronina A.A. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 19 April 2017
Рис. 16. План развития ипподрома Fig. 16. Development plan of a race track