Научная статья на тему 'Возвращение значимости малым рекам в городе на примере реки Ушаковки'

Возвращение значимости малым рекам в городе на примере реки Ушаковки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
158
35
Поделиться
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕРРИТОРИИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PUBLIC SPACE / RECREATION SPACES / REDEVELOPMENT OF THE TERRITORY / CITY ENVIRONMENT / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / DESIGNING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савант К., Ставицкая В.В., Белякова Е.В., Владимиров И., Уваров О.С.

Цель. Повышение комфортности проживания населения одна из главных целей устойчивого развития городов. В рамках 18-й сессии Зимнего градостроительного университета, интегрируя опыт различных градостроительных школ, междисциплинарная команда сформировала концепции, принципы и стратегии развития малых городских рек как составляющих городского развития. Методы. Использовались методы фотофиксации, натурного исследования, проводился анализ разработанной документации, анализ методом абстрактных моделей. Результаты. При выработке стратегии, направленной на улучшение существующего общества посредством создания возможностей для социальной и финансовой привлекательности и повышения качества среды, авторы опирались на проведенный анализ и опыт разных стран для внедрения принципов решений восстановления и развития рассматриваемой территории. В статье приведены основные принципы формирования общественных пространств, прибрежной и жилой территорий, а также определены направления решения обозначенной проблемы на основе проекта команды Е. Исследование среды показало наличие проблем, касающихся транспорта, комфортности и привлекательности использования прибрежной и прилегающих территорий. В задачи исследования и проекта входило: изучение возможных типов рекреационных пространств на набережной; выявление функционально-планировочных и ландшафтных особенностей территории; разработка структуры и типологии рекреационных пространств прибрежной территории. Команда разработала принципы реконструкции территории для каждой из задач, предложила план реализации: создание связей между берегами, усиление зеленого каркаса города, введение новых регламентов застройки для прибрежной зоны, повышение инвестиционной привлекательности путем создания мест приложения труда, создание новой объездной дороги, усиление перпендикулярных и параллельных связей реки. Выводы. Авторы разработали проект на основе выполненного исследования, полученные решения можно использовать как по отношению к реке Ушаковке, так и к другим малым рекам Иркутска. Результаты являются субъективными и условными, и все же представляют собой попытку создать рабочую основу для дальнейшего развития территории.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Савант К., Ставицкая В.В., Белякова Е.В., Владимиров И., Уваров О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE RETURN OF THE IMPORTANCE OF SMALL RIVERS IN THE CITY ON THE EXAMPLE OF THE USHAKOVKA RIVER

Purpose. Improving the living comfort of society is one of the main goals of sustainable urban development. Within the framework of the 18th session of Winter University of urban planning design, which integrates the experience of various urban schools from all over the world, interdisciplinary teams formed concepts, principles and strategies for the development of small urban rivers as components of urban development. Methods. Photographic images, field research, analysis of the documentation. Results. Formulating a strategy for enhancing the existing society by creating opportunities of social and financial attractions along with enhancing attractiveness of the environment, the authors relied on the analysis and experience of different country representatives to integrate the principles of recovery solutions and the development of the territory. In the articles showed the main principles of formation of public spaces, coastal and residential areas, also identifies directions of solving the problem on the basis of the project team E. The Study of environment showed the presence of traffic problems, comfort and attractiveness of the using of coastal and surrounding areas. Objectives of the study and of the project included: A study of the possible types of recreation spaces on the waterfront; exposure of functionally-planning and landscape features of the territory; development of the structure and typology of the recreational spaces of the coastal territory. The team developed principles of redevelopment of site and suggested an implementation plan for each of the following tasks: Create relationships of riverbanks, enhancing the green framework of the city, new development regulations for the coastal zone, the creation of jobs, creation of new bypass roads, and the strengthening of the perpendicular and parallel relationships of the river. Conclusions. The authors have done the project based on the studies, and the solutions will be appropriate for the Ushakovka river, and also can be used for other small rivers of Irkutsk. The result is subjective and conditional, but still is an attempt to create a working base for the further development of the territory.

Текст научной работы на тему «Возвращение значимости малым рекам в городе на примере реки Ушаковки»

Оригинальная статья / Original article УДК 711.123

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МАЛЫМ РЕКАМ В ГОРОДЕ НА ПРИМЕРЕ РЕКИ УШАКОВКИ

© К. Савант1, В.В. Ставицкая2, Е.В. Белякова3, И. Владимиров4, О.С. Уваров5, Т. Зреб6

1Колледж архитектуры Пилаи,

Республика Индия, 410206, г. Нави Мумбаи, Панвел, Пилайский кампус, сектор 16.

2 5Иркутский национальный исследовательский технический университет,

Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

3Уральский федеральный университет,

Российская Федерация, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 17.

4Высшая нормальная школа Лиона,

Франция, 69007, г. Лион, 46 аллея Италии.

6Касликский университет Святого духа,

Ливан, провинция Горный Ливан, г. Джуния, п/я 446.

Резюме. Цель. Повышение комфортности проживания населения - одна из главных целей устойчивого развития городов. В рамках 18-й сессии Зимнего градостроительного университета, интегрируя опыт различных градостроительных школ, междисциплинарная команда сформировала концепции, принципы и стратегии развития малых городских рек как составляющих городского развития. Методы. Использовались методы фотофиксации, натурного исследования, проводился анализ разработанной документации, анализ методом абстрактных моделей. Результаты. При выработке стратегии, направленной на улучшение существующего общества посредством создания возможностей для социальной и финансовой привлекательности и повышения качества среды, авторы опирались на проведенный анализ и опыт разных стран для внедрения принципов решений восстановления и развития рассматриваемой территории. В статье приведены основные принципы формирования общественных пространств, прибрежной и жилой территорий, а также определены направления решения обозначенной проблемы на основе проекта команды Е. Исследование среды показало наличие проблем, касающихся транспорта, комфортности и привлекательности использования прибрежной и прилегающих территорий. В задачи исследования и проекта входило: изучение возможных типов рекреационных пространств на набережной; выявление функционально-планировочных и ландшафтных особенностей территории; разработка структуры и типологии рекреационных пространств прибрежной территории. Команда разработала принципы реконструкции территории для каждой из задач, предложила план реализации: создание связей между берегами, усиление зеленого каркаса города, введение новых регламентов застройки для прибрежной зоны, повышение инвестиционной привлекательности путем создания мест приложения труда, создание новой объездной дороги, усиление перпендикулярных и параллельных связей реки. Выводы. Авторы разработали проект на основе выполненного исследования, полученные решения можно использовать как по отношению к реке Ушаковке, так и к другим малым рекам Иркутска. Результаты являются субъективными и условными, и все же представляют собой попытку создать рабочую основу для дальнейшего развития территории.

Ключевые слова: общественное пространство, рекреационные пространства, реконструкция территории, городская среда, доступная среда, проектирование.

Формат цитирования: Савант К., Ставицкая В.В., Белякова Е.В., Владимиров И., Уваров О.С., Зреб Т. Возвращение значимости малым рекам в городе на примере реки Ушаковки // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 2. C. 172-184.

THE RETURN OF THE IMPORTANCE OF SMALL RIVERS IN THE CITY ON THE EXAMPLE OF THE

USHAKOVKA RIVER

© K. Sawant, V.V. Stavitskaya, E.V. Belyakova, I. Vladimirov, O.S. Uvarov, T. Zogheib

Pillai College of Architecture,

16, Sector, Pillai campus, Panvel, 410206, Navi Mumbai, India. Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation. Ural Federal University,

17, Mira St., Ekaterinburg, 620002, Russian Federation. The École normale supérieure de Lyon,

15 parvis Descartes, 69007 Lyon, France.

Holy Spirit University of Kaslik,

P.O. Box 446 Jounieh, Mount Lebanon, Lebanon.

Abstract. Purpose. Improving the living comfort of society is one of the main goals of sustainable urban development. Within the framework of the 18th session of Winter University of urban planning design, which integrates the experience of various urban schools from all over the world, interdisciplinary teams formed concepts, principles and strategies for the development of small urban rivers as components of urban development. Methods. Photographic images, field research, analysis of the documentation. Results. Formulating a strategy for enhancing the existing society by creating opportunities of social and financial attractions along with enhancing attractiveness of the environment, the authors relied on the analysis and experience of different country representatives to integrate the principles of recovery solutions and the development of the territory. In the articles showed the main principles of formation of public spaces, coastal and residential areas, also identifies directions of solving the problem on the basis of the project team E. The Study of environment showed the presence of traffic problems, comfort and attractiveness of the using of coastal and surrounding areas. Objectives of the study and of the project included: A study of the possible types of recreation spaces on the waterfront; exposure of functionally-planning and landscape features of the territory; development of the structure and typology of the recreational spaces of the coastal territory. The team developed principles of redevelopment of site and suggested an implementation plan for each of the following tasks: Create relationships of riverbanks, enhancing the green framework of the city, new development regulations for the coastal zone, the creation of jobs, creation of new bypass roads, and the strengthening of the perpendicular and parallel relationships of the river. Conclusions. The authors have done the project based on the studies, and the solutions will be appropriate for the Ushakovka river, and also can be used for other small rivers of Irkutsk. The result is subjective and conditional, but still is an attempt to create a working base for the further development of the territory.

Keywords: public space, recreation spaces, redevelopment of the territory, city environment, accessible environment, designing

For citation: Sawant K., Stavitskaya V.V., Belyakova E.V., Vladimirov I., Uvarov O.S., Zogheib T. The return of the importance of small rivers in the city on the example of the Ushakovka river. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Reales-tate], 2017, vol. 7, no. 2, pp. 172-184. (In Russian)

Введение

С самого основания Иркутска река Ушаковка была важным местом труда и отдыха людей. Постепенная утрата утилитарного значения реки породила процесс насыщения прибрежных территорий новым функциональным значением, что привело к экологической и эстетической деградации прибрежной территории и исключению реки из жизни района: обнаружилась нехватка комфортных пространств, отсутствие связности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

берегов, несогласованность ветхой деревянной жилой застройки и новой, возникли гаражные кооперативы.

Рекреационно-туристические ресурсы прибрежной территории не освоены, хотя на прилегающих территориях находятся потенциальные места притяжения пользователей: большие неосвоенные зеленые территории, памятники архитектуры, церкви, промышленные территории, торгово-складские площади. У рассматриваемого участка есть возможно-

1Савант Кавита, бакалавр архитектуры, магистр архитектуры в городском дизайне, ассистент профессора, e-mail: kavitas.sawant@gmail.com

Kavita Sawant, bachelor of architecture, master of architecture in Urban Development, assistant professor, e-mail: Kavitas.sawant@gmail.com

Ставицкая Валерия Вячеславовна, архитектор, студентка магистратуры по направлению подготовки «Градостроительство», e-mail: stavitskayavaleriya@yahoo.fr

Valeria V. Stavitskaya, architect, master's degree student of Urban Development, e-mail: stavitskayavaleriya@yahoo.fr

3Белякова Елизавета Валерьевна, бакалавр городского строительства, e-mail: lizabelyakova11@gmail.com

Elizaveta V. Belyakova, bachelor of Urban Construction, e-mail: lizabelyakova11@gmail.com

4Владимиров Ирэн, студентка направления подготовки «География и городские исследования», e-mail: irene.vladimirov@ens-lyon.fr

Irene Vladimirov, student of specialty "Geography and Urban Studies", e-mail: irene.vladimirov@ens-lyon.fr

5Уваров Олег Сергеевич, архитектор, студент магистратуры по направлению подготовки «Градостроительство», e-mail: uvarov.profi@gmail.com

Oleg S. Uvarov, architect, master's degree student of Urban Development, e-mail: uvarov.profi@gmail.com

6Зреб Тьерри, магистр архитектуры, e-mail: thierryzgheib@gmail.com Thierry Zogheib, master of architecture, e-mail: thierryzgheib@gmail.com

сти и условия для развития водного спорта, купания, пешего туризма, зимнего спорта, а также территории для проведения мероприятий.

Главная цель проекта - повышение комфортности проживания населения. Соответственно, он направлен на качественное улучшение жилищных условий, решение транспортно-пешеходных проблем, развитие рекреационной индустрии, создание социально-культурного наполнения и связи между берегами путем разработки градостроительных и архитектурно-планировочных решений и мероприятий по реабилитации реки. Поэтому при реконструкции пространства набережной и прилегающих кварталов нужен комплексный градостроительный анализ. В то же время в целях экологического оздоровления и повышения привлекательности территории необходимо осуществление системного подхода к созданию концепции интегрированных в городскую структуру рекреационных пространств, ориентированных на удовлетворение многообразных потребностей различных групп населения и имеющих всесезонное функциональное насыщение. Данные проблемы требуют рассмотрения и анализа специфики рекреаци-

онных пространств в соответствии с потребностями населения г. Иркутска.

Материал и методы исследования

В работе использовался метод натурного исследования, сбора и анализа документальных источников (изучение исходных данных, международного опыта проектирования и реконструкции пространств, работа с нормативными документами), метод фотофиксации.

Натурное исследование заключалось в замере времени и обследовании пешеходной доступности участка от улиц Баррикад и Советской до реки, что позволило не только апробировать и уточнить путь от остановок до реки, но и доступность, комфортность и время в пути. Также замерялась средняя транспортная доступность территории от жилой застройки в микрорайоне Предместье Рабочее до центра города, и фиксировались существующие незаконные зимние переправы через реку, которые указывают на недостаточное количество связей между берегами.

Результаты исследования были оформлены графически в виде схем и диаграмм (рис. 1).

Рис. 1. Система существующего общественного транспорта Fig. 1. System of the existing public transport

Пилотажное исследование подтвердило мнение авторов о необходимости сохранения рекреационной функции центральной набережной и создания концепции реконструкции и развития пространств с учетом предпочтений населения и градостроительной документации.

На основе систематизации фактического материала и учета статистических данных была разработана структура общественных рекреационных пространств и сформулированы рекомендации по их развитию.

Для исследования территории применялся метод абстрактных моделей, кото-

2227-2917

рый заключался в поиске точек притяжения на территории. Если обозначить точками все архитектурные объекты на анализируемой площадке или объекты в соответствии с одним критерием (места досуга, памятники архитектуры) и соединить их между собой, то в результате получится абстрактная графическая модель - система, которая может рассматриваться вне карты. Именно на примере

абстрактной модели можно изучить закономерности городского пространства данной территории и найти возможности для ее улучшения. Возвращая абстрактную сетку на карту территории и материализуя добавленные точки в виде мест притяжения людей, можно понять, какие связи нужно укрепить, а для каких создать пространство и задать ему настроение и атмосферу (рис. 2).

Рис. 2. Метод абстрактных моделей Fig. 2. Method of abstract models

Использование метода абстрактных моделей позволяет лучше узнать территорию, прочувствовать ее наполненность и привлекательность или понять, где необходимо добавить объекты для ее социальной и культурной полноценности.

Результаты исследования и их обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе натурных исследований и предпроектного анализа были сделаны следующие выводы. Территория обладает мощным рекреационным потенциалом, который в настоящий момент не реализован. Водные ресурсы практически не используются. При условии проведения грамотной модернизации набережная может стать привлекательным местом отдыха для жителей ближайших микрорайонов. Анализ транспортной инфраструктуры исследуемой территории показал проблемы улично-дорожной сети: часть магистралей требует переноса и реконструкции, нужны новые полосы для общественного транспорта и уплотнение улично-дорожной сети, которая

сможет привести население к реке. Были выявлены нарушения, касающиеся зон отчуждения и санитарно-защитной зоны коммунально-складских предприятий, некоторые жилые дома находятся в границах этих зон, что недопустимо в соответствии с нормами.

Жилые здания на некоторых участках располагаются слишком близко к автомобильным магистралям. Сложившийся вид застройки набережной, в котором преобладают частные малоэтажные дома, не соответствует требованиям современной городской инфраструктуры и не реализует в полной мере градостроительный потенциал, заложенный в исследуемой территории.

Однако высотная застройка также не соответствует ландшафтно-визуальному восприятию прибрежной территории. Полоса неорганизованного озеленения не представляет эстетической ценности и не может служить местом отдыха жителей в силу санитарно-гигиенических требований. Требу-

ется создание обширной рекреации на обоих берегах.

Транспортно-пешеходная система. Анализ существующей транспортно-пешеходной схемы на данной территории и генерального плана города выявил направления, которые стоит проработать в проекте, такие как доступность общественного транспорта, связи берегов и новая скоростная магистраль, заложенная генеральным планом. Для улучшения ситуации решено:

1. Убрать предложенную генеральным планом скоростную магистраль через реку, предложить кольцевую объездную дорогу (рис. 3, а).

2. Пустить новый маршрут общественного транспорта по улице Култукской (рис. 3, б).

3. Убрать существующую магистраль с берега и создать зеленые пешеходные коридоры для снижения антропогенной нагрузки на долину реки.

4. Создать маршрут велодорожек (летнее время) и лыжной трассы (зимнее), что направит людей из центра вдоль реки Ушаковки к более отдаленным от центра территориям, а в лучшем случае разгрузит общественный транспорт.

5. Устроить пешеходно-велосипедную платформу-мост.

Рис. 3. Предлагаемая объездная магистраль (а) и предложение по развитию

общественного транспорта (б) Fig. 3. Offered roundabout road (а) and proposal to develop public transport (б)

Главный акцент проекта команда сделала на организацию пешеходно-велосипедной платформы, на которой возможно размещение объектов малого бизнеса (рис. 4). Она создает не только перпендикулярные связи между берегами, но и соединяет части города с запада на восток, обеспечивая короткий путь между жилыми районами и центром города.

Структура намеренно противопоставляется естественной морфологии реки, чтобы создать наиболее короткие связи и сохранить и подчеркнуть существующий естественный ландшафт. Платформу решено сделать подвижной, приводимой в действие системой лебедок, для того чтобы избежать затопления в период паводков. С помощью системы пандусов с пешеходной платформы возможен спуск до уровня земли, а также плавный переход с улиц на платформу, что позволит ее использовать людям с ограниченными возможностями и велосипедистам и создаст безбарьерную среду (рис. 5).

Вместе с тем платформа не будет мешать зимним видам спорта на берегах реки, таким как катание на лыжах и коньках.

Она предназначена не только для пеших прогулок и пробежек, на ней размещаются различные площадки для отдыха и игр.

Жилая застройка. Жилое строительство на рассматриваемой территории развивается хаотично, особенно объекты индивидуального жилого строительства, что сказывается на привлекательности и комфорте проживания не только рассматриваемого района, но и всего города. Команда разработала принципы развития для этой территории.

На прибрежном участке, во-первых, застройка должна учитывать морфологию реки, во-вторых, постройки должны располагаться не параллельно реке, так как при этом движение автотранспорта будет направлено вдоль фасадов, а перпендикулярно. Решение такой задачи возможно только путем перемежевки территории и введения новых регламентов застройки для контроля над процессом реконструкции жилой застройки и воздействия на него (рис. 6).

Рис. 4. Детали решений пешеходно-велосипедной платформы-моста Fig. 4. Solution details of pedestrian-bicycle platform-bridge

WfTFOWt

00

L

RESIMMTWL

h

Рис. 5. Вид на пешеходно-велосипедную платформу-мост. Примеры пандусов Fig. 5. View to the pedestrian-bicycle platform-bridge. Types of rampants

Новый регламент касается высоты построек, плотности застройки квартала, обеспечения пешеходных связей внутри жилых районов и прибрежной территории. Данный регламент:

• предполагает квартальную застройку, каждые 250 метров должен присутствовать местный проезд или пешеходная улица, обеспечивающая связь между берегами реки и городскими улицами;

• запрещает расположение застройки ближе 30 метров от установленной границы Ушаковки для охраны долины реки и обеспечения города зелеными территориями;

• разрешает вынос площадок различного назначения, таких как спортивные и детские, в 30-метровую зону;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ограничивает высоту зданий первой береговой линии до не более 10 м, при этом высота остальных зданий не более 20 м;

Рис. 6. Предложение по развитию жилой застройки Fig. 6. Proposals to develop residential building

• рекомендует для привлечения малого бизнеса на примагистральной территории и первой линии жилых домов первые этажи отдать под коммерческие площади.

Промышленное наследие. Вдоль реки Ушаковки находится большое количество промышленных зданий, некоторые из них являются наследием города. Именно поэтому предлагается сохранить часть этих зданий как историческую достопримечательность и развить в них альтернативные функции путем модернизации пространств, в которых могут открыться культурные центры, офис-

ные помещения, музеи, студии, магазины и кафе. Культурные центры могут стать рекреационной зоной и местом приложения труда общегородского значения.

Учреждения и предприятия обслуживания. В процессе анализа была выявлена нехватка объектов обязательной инфраструктуры, таких как школа, сервисы по обслуживанию населения, детские сады и прочее (рис. 7). По генеральному плану на территории гаражного кооператива располагается школа.

Рис. 7. Существующая схема расположения образовательных учреждений Fig. 7. Existing scheme of arrangement of educational establishments

ISSN 2227-2917

Однако на этой территории находится свыше 130 собственников, и в рамках существующего законодательства ее освобождение не представляется возможным, поэтому команда предлагает школу разместить на территории ближе к реке, где участок принадлежит одному собственнику (рис. 8) и отведен под сквер. Территорию гаражного кооператива рекомендуется использовать под

«народные» гаражи и малый районный центр.

Районный центр будет включать все объекты, необходимые для обслуживания жителей, такие как супермаркеты, прачечные, аптеки, банки, лингвистические и компьютерные школы и т.д. Также на его территории будут присутствовать площади для развития малого бизнеса (рис. 9).

I " яиыр I I

"ill |РЬ' V.

1I I, |г| • >ч

Li

шя ящ

I 'V

mz:

• im

{jj^ ^ >л1

—ЛМч С-"

и * vv*

./llll^T" ¿vi4-

Г ■■ I At ' «Г> ■ ■ ■ *

.яКултукская Kultukskaya St.

Ф

Рис. 8. Предлагаемое местоположение школы Fig. 8. Offered place for school

Existing car park I Существующий гаражный кооператив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Proposal for plot division

I Предложение по разделению ЗУ

Proposed layout option 1 I Предлагаемый вариант компоновки 1

у J. V

ij 1

1Ш i 1

Предложение по разделению ЗУ

Proposed layout option 2 I Предлагаемый вариант компоновки 2

Рис. 9. Предложение по развитию территории на месте гаражного кооператива Fig. 9. Proposal to develop the territory of garage cooperative

Один из способов достижения поставленной цели (повышения комфортности городской среды) - разработка новой социальной инфраструктуры, включающей необходимые и дополнительные предприятия обслуживания в пешеходной доступности. Необходимыми объектами инфраструктуры являются школа, детские сады, места приложения труда, рынок, почта и т.п.; дополнитель-

ными - пункты проката и ремонта спортивного оборудования, такого как велосипеды или лыжи, и другие объекты некапитального строительства. Также команда решила, что большому району необходимы площадки для проведения праздников. Предложенная система позволит создать точки притяжения людей и соединит оба берега реки (рис. 10).

Walk Shop Café

Прогулка магазины Кафе church

Церковь Прогулка Магазины

Мероприятия Игры с мячом Shop Спорт Game for children

/ tirmurei

/

tjfaS®®' '"izf

\ Education J Обучение Banja

Shops I Магазины Events I Мероприятия Праздники Fishirig | Рыбалка Отдых

Игры ^......... ...>

y-SV.

Pedestrian links I Пешеходная дорожка

Walk I Прогулка Shop Магазины Cafe j Кафе church Walk Shop

Церковь Прогулка Магазины

Everts Tobboganglng Sport Banja . ^

Ski on rent Rest

Pedestrian path

Pedestrian links | Пешеходная дорожка

Рис. 10. Схема расположения объектов и учреждений обслуживания. Примеры деятельности в летний (вверху) и зимний (внизу) сезоны Fig. 10. Arrangement scheme of objects and establishments of service. Examples of activity in summer (above) and winter (down) seasons

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация мероприятий рассчитана на 20 лет и разделена на этапы. Первый этап предполагает разработку и введение регламентов на территории в течение пяти лет, а также создание пешеходных связей, которые обеспечат доступ жителей к реке (рис. 11, а). На этом этапе происходит ограничение движения частного автотранспорта вдоль реки и создание маршрутов для пешеходов, вело-

сипедистов, лыжников, обустройство пикни-ковых зон с обязательной проработкой утилизации бытовых отходов отдыхающих, что поможет защитить зону рекреации вдоль реки от загрязнения воздуха, почвы и воды. Предлагаемые маршруты свяжут общественные пространства и создадут удобную среду для пешеходов, велосипедистов и лыжников. Через пять лет строительство многоквартир-

ных домов на северо-восточной части участка будет, скорее всего, завершено. На территории этих домов будут располагаться необходимые объекты, такие как детский сад, игровые площадки и спортплощадки. Это поможет созданию системы общественных пространств. На втором этапе (10 лет) предполагается строительство школы и детского сада на прибрежных территориях, это привлечет людей к использованию и спортивных объектов, и парка на прибрежной территории (рис. 11, б). На третьем этапе (15 лет) планируется строительство районного центра с паркингом. Таким образом, огромный участок, занятый гаражами, превратится в центр

со смешанными функциями, в котором будут находиться бизнес-парк и стоянка для жителей и сотрудников. Бизнес-парк предоставит возможность начать малый бизнес для жителей соседних территорий, а также граждан, которые не могут позволить себе пространство для бизнеса в центре города (рис. 11, в). Финансировать реконструкцию этого участка предлагается посредством государственно-частного партнерства. Полное обеспечение инженерными сетями, социальной инфраструктурой и реконструкция индивидуальной застройки по введенным регламентам планируются к концу четвертого этапа реализации (20 лет).

Рис. 11. Этапы реализации проекта: а - первый этап (5 лет); б - второй этап (10 лет); в - третий этап (15 лет); г - четвертый этап (20 лет) Fig. 11. Stages of project realization: а - first stage (5 years); б - second stage (10 years); в - third stage (15 years); г - fourth stage (20 years)

Инженерные мероприятия. Реке Ушаковке свойственны разливы. Для стабилизации русла команда предложила дренажную систему, позволяющую защитить новые здания и территорию школы от наводнений, а также габионы и высадку укрепляющих растений. Кроме того, планируется строительство пешеходной платформы таким образом, чтобы в районе улицы Ипподромной она проходила поверх нового теплопровода.

Рекреация. Команда представила реку как линейный рекреационный центр для близлежащих районов и насытила ее спортивной, культурной и торговой функциями, при этом пешеходно-велосипедная платформа будет играть роль связующего звена (рис. 12). Все предложения, связанные с рекреацией, представлены в сводной таблице.

Рис.12. Мастер-план Fig. 12. Master-plan

Структура рекреационных пространств набережной р. Ушаковки (концепция) Structure of recreational space of embankment of the Ushakovka river (concept)

Открытые пространства / Open spaces Вид / Type Подвид / Subtype Рекомендации / Recommendations

Для детей / For children Детские площадки / Children's playgrounds - Устройство детских площадок / Organization of children's playgrounds

С основной функцией - спортивной / With the main function -sport Велодорожка / Bike path Внедрение системы велодорожек, объединяющих несколько рекреационных пространств в структуре набережной и города / Implementation of the system of bike paths, which unite several recreational spaces within the structure of embankment and the city

Спортивные площадки / Sports grounds Строительство спортивных площадок, расположение спортивного ядра на пришкольном участке / Development of sports grounds, arrangement of a sports core at the site adjusting to the school

С культурно-зрелищной функцией / With cultural and spectacular function Открытые / Open Ландшафтный амфитеатр, площадь для проведения мероприятий / Landscape amphitheatre, Ground for events Использование возможности размещения большого количества людей для проведения фестивалей; организация мероприятий с помощью территориальных общественных самоуправлений / Use of the possibility to arrange a big number of people to hold festivals; organization of events with the help of territory public autonomies

Открытые пространства / Open spaces Вид / Type Подвид / Subtype Рекомендации / Recommendations

Ограждающие конструкции (заборы) закрытых территорий / Fencing constructions (fence) of the closed areas Фестиваль стрит-арта / Street-art festival

Закрытые / Closed Концертная площадка: мобильная, стационарная / Concert ground: mobile, stationary Использование промышленных большепролетных существующих зданий; применение современных экологических материалов / Use of industrial long span existing buildings; use of modern ecological materials

С основной функцией - рекреационной / With the main function -recreational Озелененные /Landscaped Парк, бульвар / Park, avenue Свободная посадка деревьев; организация на обоих берегах / Free trees planting; organization at both banks

С твердым покрытием / With firm cover Променад - платформа, площадь / Promenade -platform, square Подвижная платформа; использование экологических материалов, таких как дерево, камень; организация удобных спусков к воде, в том числе для маломобильных групп населения / Moving platform; use of ecological materials, such as wood, stone; organization of convenient paths to water, as well as for groups of people with mobility impairments

На воде / On the water Пляж, кафе / Beach, cafe Использование возможности создания условий для пляжного отдыха, а также создания искусственных водоемов для прогулок на лодках / Use of possibility to create conditions for beach rest, to create artificial water basins for boating

Кемпинг, баня / Camping, banya Организованные площадки со столиками и местами для гриля / Organized grounds with tables and areas for barbecue

Для привлечения внимания населения к реке и повышения ее привлекательности в глазах инвесторов решено выделить площадки для проведения городских мероприятий, организованных территориальными общественными самоуправлениями (ТОС). ТОС - это некоммерческие организации, базирующиеся на территории района или двора. В городе 77 таких организаций, их фонд пополняется гражданами, но муниципалитет Иркутска ежегодно проводит конкурс на лучшее территориальное общественное самоуправление и предоставляет деньги победителю. Главными задачами ТОС является защита интересов граждан и сотрудничество с муниципалитетом. Таким образом, реконструкцию набережной и привлечение денежных средств можно начать уже сейчас.

Заключение

Благоустроенные жилые кварталы, городские центры и, конечно, прибрежные зоны малых рек должны стать существенными факторами в создании комфортной среды для человека, обеспечивая высокий уровень рекреационного, социального и культурного обслуживания рядом с домом, а набережные - важным идентификационным знаком, придавая прилегающей застройке дополнительные эстетические и функциональные качества.

Команда авторов разработала проект рекреационной зоны и прилегающих территорий на основе выполненного исследования, принятые в проекте решения могут быть использованы для русла реки Ушаковки, а также рекомендованы для других малых рек Иркутска.

Рассчитаны сроки реализации проекта, и предложены источники альтернативного финансирования проекта (государственно-частное партнерство, частные инвестиции, ТОС и волонтеры).

Критерии авторства

Савант К., Ставицкая В.В., Белякова Е.В., Владимиров И., Уваров О.С., Зреб Т. имеют равные авторские права. Ставицкая В.В. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила 28.04.2017 г.

Результаты являются субъективными и условными, и все же представляют собой попытку создать рабочую основу для дальнейшего развития территории.

Contribution

Sawant K., Stavitskaya V.V., Belyakova E.V., Vladimirov I., Uvarov O.S., Zogheib T. have equal author's rights. Stavitskaya V.V. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The article was received 28 April 2017