Научная статья на тему 'Уровни социально-ориентированной экономики и процесс становления различных форм «Новой экономики»'

Уровни социально-ориентированной экономики и процесс становления различных форм «Новой экономики» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВАЯ ЭКОНОМИКА" / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / NEW ECONOMY" / SOCIALLY GUIDED ECONOMY / SOCIALLY GUIDED REGION / SOCIALLY-GUIDED THE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощина Ирина Викторовна, Мальцев Дмитрий Борисович

Рассматриваются вопросы формирования и развития социально ориентированной экономики. Предлагается изучать «новую» (постиндустриальную) экономику с помощью граневого подхода, позволяющего устранить односторонность в существующих концепциях. Основным недостатком исследований, посвященных социально ориентированной экономике, является их ориентация только на макроуровень. Обосновывается необходимость исследований условий и процессов формирования социально ориентированной экономики на мезои микроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article questions of formation and development of socially guided economy 405 are considered. It is offered to study «new» (post-industrial) economy with the help of the faceted approach. There is a basic lack of the researches devoted to the socially guided economy, with their orientation on the macro-level only. The necessity of researches of conditions and processes of socially guided economy formation on various levels is proved.

Текст научной работы на тему «Уровни социально-ориентированной экономики и процесс становления различных форм «Новой экономики»»

И. В. Рощина, Д.Б. Мальцев

УРОВНИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ «НОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Рассматриваются вопросы формирования и развития социально ориентированной экономики. Предлагается изучать «новую» (постиндустриальную) экономику с помощью граневого подхода, позволяющего устранить односторонность в существующих концепциях. Основным недостатком исследований, посвященных социально ориентированной экономике, является их ориентация только на макроуровень. Обосновывается необходимость исследований условий и процессов формирования социально ориентированной экономики на мезо- и микроуровнях.

Ключевые слова: «новая экономика»; социально ориентированная экономика; социально ориентированный регион; социально ориентированные предприятия.

При изучении различных концепций «новой экономики» (постиндустриального общества) следует учитывать:

- объективный характер нового направления развития и его неотвратимость для любой национальной экономики;

- незаконченный характер теорий;

- изучение человека преимущественно как работника.

Начиная с середины 70-х гг. ХХ в. в формировании

теорий постиндустриального общества выделяется период, связанный с изучением отдельных частных тенденций, характеризующих развитие общества. Наиболее широкое распространение получила концепция информационного общества, сформировавшаяся благодаря результатам анализа роли информации в развитии западных стран. В теории постиндустриального общества в качестве особого направления выделяется концепция постмодернити, основанная на использовании культурологического подхода. Результатом его реализации стала периодизация общественного развития, имеющая достаточно много общего с периодизацией, созданной в рамках теории постиндустриального общества.

При современном уровне развития экономики все настоятельнее становится потребность в отказе от восприятия человека лишь как фактора производства (ресурсный подход к человеку), а также ограничения его внутреннего мира только разумом. Поскольку человека, на наш взгляд, нельзя рассматривать только как приращение разумности, то с учетом тенденции к дальнейшей гуманизации необходимо использовать не только традиционные для экономических исследований методы, но и сочетать их с методами, получившими признание в других научных областях (соционика, социология, психология и др.).

Присущая односторонность в существующих концепциях, тем не менее, не означает отсутствие в каждой из них оригинальных идей, что позволяет их оценивать как предпосылку дальнейшего развития теории постиндустриального общества. В качестве точки соприкосновения теории постиндустриального общества, концепции информационного общества и концепции постмодернити, на наш взгляд, может рассматриваться концепция самоактуализации личности. Потребность в самоактуализации личности определяется техническим прогрессом, ростом научного знания, состоянием культуры. Для устранения ограничений и субстанционального, и системного, и синергетического подходов в мировоззрении можно применять граневый подход, представляющий дальнейшее развитие структурно-

функционального подхода. Суть граневого подхода заключается в выделении на основе анализа основных характеристик (граней) объекта (явления) и в исследовании не только их взаимодействия и трансформации, но и в изучении функционирования объекта (явления), прежде всего, через призму взаимного влияния отдельных граней объекта и окружающей его среды.

С позиций граневого подхода модель человека призвана отразить четыре его стороны (грани): работник, потребитель, самодостаточная индивидуальность (многогранное существо), социализированная индивидуальность (общественное существо).

В большинстве экономических систем человек воспринимался в основном как работник (в условиях индустриального общества). По мере развития индустриального общества все большее значение приобретала сфера личного потребления как необходимого условия развития самого работника.

Если не отказываться от привычной уже, традиционно сложившейся систематизации общественного развития (доиндустриального общества, индустриального общества, постиндустриального общества), то их содержание все-таки требует уточнения. Последующий за индустриальным этапом новый (постиндустриальный) будет характеризоваться появлением других определяющих факторов, позволяющих конкретизировать раннюю постиндустриальную экономику. В настоящее время можно говорить о двух формах постиндустриальной экономики, последовательно сменяющих друг друга. Первой формой можно считать социальную экономику, которая через определенное время трансформируется в экономику индивидуумов. В свою очередь, каждая из выделенных форм имеет свой жизненный цикл. В частности, в качестве начальной ступени социальной экономики может рассматриваться социально ориентированная рыночная экономика.

Социально ориентированная экономика является результатом органичного взаимодействия государства и рыночной экономики. Развитие социально ориентированной экономики сопровождается социализацией экономики и её усилением по мере формирования условий, достаточных для перехода от одной формы «новой экономики» (постиндустриальной экономики) к другой.

В качестве принципов, специфичных для традиционной экономики, но естественных для социально ориентированной экономики, можно сформулировать следующие:

- диалектическое единство государства и экономики;

- разнообразные формы социального партнерства (как своеобразное проявление проникновения экономики в сферу государства и общества - перерастание рыночных отношений за границы собственно экономики и переход их в сферу социальных отношений);

- экономическая эффективность и социальная справедливость;

- активная экономическая политика государства в сферах и направлениях, влияющих на социальные отношения;

- гарантия и обеспечение расширяющейся системы прав и свобод человека;

- условия для экономической и социальной активности человека, условия для социальной мобильности;

- экономические и социальные основы гражданского общества, вовлечение все больших членов общества в решение вопросов о перспективах экономики (страны, региона и пр.);

- социальная ответственность не только государства, но и предпринимателей, разного рода общественных образований (как своеобразное проявление взаимопроникновения государства, общества и экономики);

- политическая стабильность и экономическая устойчивость.

Однако основное внимание при изучении вопросов формирования и функционирования социально ориентированной экономики уделяется макроуровню, в то же время ощущается серьёзный недостаток исследований на мезо- и микроуровне.

Государственное регулирование в процессе функционирования социально ориентированной региональной экономики должно быть направлено на более полное раскрытие внутренних источников и резервов самоуправления регионов, более рациональное использование их потенциала. При этом следует отойти от традиционного подхода к выявлению ресурсов и начать их освоение, прежде всего, с укрепления региональной интеллектуальной собственности, концептуального освоения регионального пространства, более полного использования информационно-аналитических и человеческих ресурсов.

Однако превращение регионов из объектов региональной политики в их активные субъекты не должно привести к распаду единой территории, преобладанию локальных, местнических интересов над государственными. Необходимо сбалансировать развитие двух тенденций в процессе формирования социально ориентированной национальной экономики: тенденции децентрализации, стремления регионов к самостоятельности, самоуправлению и одновременно тенденции сохранения и укрепления органа власти, его ведущих позиций в государственном регулировании, т.е. централизации.

Многообразие, новизна и острота региональных проблем управления экономикой для их успешного решения требуют разработки новой концепции государственного управления, которая должна быть органичной составной частью общей федеральной концепции формирования социально ориентированной экономики. Ее разработка и реализация начинаются с создания необходимого правового пространства, нормотворческой деятельности представительных органов власти федерации.

К основным признакам социально ориентированного региона можно отнести:

- активную региональную экономическую политику в сферах и направлениях, влияющих на социальные отношения (доходы, занятость, здравоохранение, жилье и т.д.), причем не только в сфере услуг;

- гарантию и обеспечение расширяющейся системы прав и свобод человека (с учётом региональных особенностей и возможностей);

- развитие государственного сектора региональной экономики, в том числе в сфере услуг;

- условия для экономической и социальной активности человека, условия для социальной мобильности (образование, пенсионное обеспечение, рынок труда и т.д.);

- экономические и социальные основы для стимулирования развития в регионе институтов гражданского общества, вовлечение все больших членов общества в решение вопросов о перспективах экономики (страны, региона и пр.);

- социальную ответственность не только государства, но и предпринимателей, разного рода общественных образований, функционирующих на территории региона;

- политическую стабильность и экономическая устойчивость региона.

Однако «первичную» основу социально ориентированной экономики составляют социально ориентированные предприятия, которые и являются низовым элементом социально ориентированной экономики. С этой целью важно не только обеспечить социальную ориентацию хозяйственной деятельности предприятий, но и её сращивание с экономической, экологической, культурной составляющими.

Поскольку эффективное и справедливое функционирование экономики, общества, государства невозможно без обеспечения оптимального баланса интересов всех участвующих в этом сторон, то необходимо формирование соответствующего механизма для достижения искомого баланса. Данная задача, с одной стороны, неизмеримо усложняется количеством участвующих сторон, противоречивостью и многообразием их интересов, а с другой - необходимостью нахождения и обеспечения устойчивого баланса их интересов. Отсюда вытекает необходимость выбора средств и инструментов, обеспечивающих учет и защиту общественных, коллективных и личных интересов в деятельности предприятий всех форм собственности.

Определенный опыт в этом направлении уже имеется как в отечественной, так в мировой практике (некоммерческие предприятия, народные предприятия и др.).

Некоммерческие предприятия можно условно отнести к социально ориентированным предприятиям. Их главной целью является не извлечение прибыли, а удовлетворение экономических и социальных нужд и потребностей граждан страны, региона, города, территории. Для стимулирования появления и функционирования подобных предприятий применяются налоговые и иные льготы на национальном, региональном и местном уровнях.

К социально ориентированным предприятиям можно также отнести:

1. Предприятия, не распределяющие полученную прибыль (в случае, если предприятие ведет хозяйст-

венную деятельность) между собственниками его имущества государством, регионом, городом, территорией, гражданами и их объединениями. Такая прибыль используется исключительно для реализации социальных и других общественно полезных целей. В некоторых странах, например в Испании и Франции, подобные предприятия могут распределять полученную им прибыль, но в строго ограниченных размерах.

2. Предприятия, основанные на участии его работников в управлении и, прежде всего, на основе реализации трудовых прав (прав работников как участников процесса производства материальных благ и услуг).

3. Предприятия, обладающие широкой автономией в управлении (прежде всего, когда это касается государственных и муниципальных предприятий).

4. Предприятия, поставленные под общественный контроль, прежде всего, за целевым использованием государственных и иных средств, выделенных предприятию в рамках различного рода экономических и социальных программ и заказов.

Организационно-правовые формы социально ориентированных предприятий могут быть самыми различными:

1. Казенное или госбюджетное предприятие, ориентированное на решение экономических и социальных проблем, с которыми рыночная конкуренция не справляется или в принципе справиться не может.

2. Муниципальное предприятие, финансируемое из муниципального бюджета.

3. Производственный кооператив (в случае, если в его учредительных документах имеется запись о том, что главной целью его хозяйственной деятельности является не прибыль, а удовлетворение экономических и социальных нужд граждан и их объединений).

4. Так называемый социальный кооператив, деятельность которого нацелена исключительно на удовлетворение социальных нужд граждан конкретного региона, города, территории.

5. Потребительский кооператив.

6. Другие виды коллективного предприятия в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством и учредительными документами. Многие из них состоят членами Европейской конфедерации производственных кооперативов, предприятий «ассоциированного труда», «социальных кооперативов», а также предприятий, основанных на участии работников в управлении ими. По данным этой организации, в нее входят 83 000 предприятий из 37 стран с числом занятых порядка 1,3 млн чел.

7. Частное некоммерческое предприятие.

8. «Предприятия самопомощи граждан». Создание подобных предприятий в России, особенно на малонаселенных территориях, может стать одним из условий спасения населения.

Что же касается проблем формирования и функционирования социально ориентированных предприятий в России, то можно выделить некоторые наиболее значимые, на наш взгляд:

1. Ограничение перечня организационно-правовых форм, приемлемых для данного типа предприятий. Так, например, за его пределы выведены производственные кооперативы (во многих странах они, в отличие от Рос-

сии, могут функционировать как «неприбыльные», а в российской терминологии - как некоммерческие предприятия), а также федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия, которые отнесены законодателем к категории коммерческих, главной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Это особенно важно с учетом сокращающегося государственного сектора экономики.

2. Недостаточная развитость так называемых опорных структур для предприятий подобного типа (собственных банков, органов власти по оказанию правовых и экономических услуг, высококвалифицированных управленческих кадров и др.).

3. Отсутствие эффективного механизма обеспечения баланса интересов страны, региона, территории, граждан в деятельности данных предприятий (в том числе действенного контроля за выполнением взятых предприятием обязательств в рамках соответствующих соглашений).

4. Отсутствие реального социального партнерства на предприятии, обеспечивающего учет и согласование основных интересов наемных работников и работодателей на основе равноправного сотрудничества.

Для разрешения отмеченных проблем формирования и эффективного функционирования социально ориентированных предприятий можно предложить следующие направления:

- необходима дальнейшая разработка теории «социально ориентированного региона» и «социально ориентированного предприятия». Это особенно важно и сложно с учетом отсутствия в настоящее время теорий социально ориентированной экономики, социальной экономики и социального государства;

- расширение перечня организационно-правовых форм, применимых для социально ориентированных предприятий, в частности, за счет предоставления статуса некоммерческого предприятия производственным кооперативам, а также федеральным казенным предприятиям, казенным предприятиям субъектов Российской Федерации и муниципальным казенным предприятиям при условии внесения соответствующей записи в их учредительные документы;

- повышение эффективности механизма влияния государства, региона, территории на политику социально значимых предприятий (предоставление льгот по уплате налогов и таможенных сборов, а также льготных кредитов; размещение государственных и муниципальных заказов; предоставление льгот гражданам и юридическим лицам, оказывающим таким предприятиям материальную помощь; введение жестких и неукоснительных штрафных санкций в случае невыполнения условий соглашения между предприятием и соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления и т.д.);

- развитие различных форм самоуправления на предприятии;

- создание экспертно-консультационных и образовательных центров, обслуживающих предприятия, а также инкубаторов некоммерческих организаций, ставящих своей целью их патронаж;

- подготовка высококвалифицированных менеджеров для социально ориентированных предприятий.

К основным признакам социально ориентированного предприятия можно отнести:

- активную политику предприятия, влияющую на социальные отношения (регулирования доходов, карьерного роста, обеспечения медицинскими услугами, спортивными заведениями, жильем и т.д.);

- гарантию системы прав и свобод, расширяющуюся с учётом отраслевой специфики предприятия;

- условия для повышения экономической и социальной активности всех членов коллектива (страхования, дополнительное пенсионное обеспечение);

- вовлечение всех членов трудового коллектива в управление предприятием;

- формирование и развитие предпринимательской активности, включающей не только ответственность предприятия перед своими работниками, но и перед потребителями продукции и населением региона и распространяющейся не только на руководство предприятия, но и весь трудовой коллектив, на каждого его работника;

- экономическую устойчивость предприятия и пр.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 14 апреля 2009 г.

Всё это позволяет сформулировать авторское определение социально ориентированной экономики.

Социально ориентированная экономика страны -это система, включающая экономики разного уровня (макро-, мезо- и микро-), преимущественно направленные на повышение экономической и социальной активности всех субъектов и обеспечение оптимального для конкретно-исторических условий баланса их интересов.

Таким образом, социально ориентированную экономику следует рассматривать, прежде всего, как многоуровневую систему, где каждая из составляющих (мезо-и микро-) является социально ориентированной. Более того, в соответствии с признаками, присущими системе в целом, она обладает свойствами, отсутствующими у каждого из составляющих её элементов. От степени развития социально ориентированной экономики как многоуровневой системы зависит формирование условий, достаточных для её постепенного перехода на более высокий качественный уровень, характерный для соответствующей формы «новой экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.