Объективным показателем уровня персонального менеджмента в рамках организации являются следующие факторы: привлекается ли менеджер по персоналу на совещания руководства или только используются подготовленные им статистические данные; бывает ли он на семинарах, профессиональных конференциях, то есть способствует ли руководство его профессиональному росту; насколько хорошо осведомлен менеджер по персоналу о том, что происходит в ресторане. Ответив на эти вопросы, вы поймете, какое же все-таки положение занимает менеджер по персоналу в вашем ресторане, его статус и реальную позицию - молчаливого исполнителя или профессионала.
Но на эти вопросы можно и не отвечать, если специалистом по кадрам в вашей организации является человек «старой закалки», для которого, например, слово «Интернет» - это что-то незнакомое и пугающее. Вряд ли в таком случае вы вправе рассчитывать на мобильность в решении кадровых вопросов, на то, что персонал будет постоянно обучаться и совершенствоваться, что вы будете избавлены от работников на один день, что к вам придут самые лучшие и подготовленные сотрудники, так как уже на первом этапе
- встрече с кадровым работником они столкнутся, скорее всего, с глубоко непрофессиональным подходом к собеседованию и ведению интервью. И вряд ли вы будете иметь возможность получать
точную информацию о причинах и следствиях того или иного конфликта в ресторане.
К подбору менеджера по персоналу надо относиться особенно тщательно еще и потому, что вам нужен специалист по работе с коллективом, человек гибкий и ответственный, способный к обучению и лояльный к интересам ресторана в целом, который сумеет выстроить систему приоритетов в решении сложных и запутанных ситуаций, ориентированный на успех и постоянный личный рост. В итоге такой позитивный личный настрой менеджера по персоналу приведет к успеху ресторана в целом, так как в нем будут работать лучшие специалисты и руководители.
Литература:
1. Д.Джой-Метттьюз, Д.Меггинсон, М.Сюрте. Развитие человеческих ресурсов. - М.: Эксмо,2006
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - 2-е изд.
- М.: ИНФРА-М, 2007
3. Комисарова Т.А. «Управление человеческими ресурсами»: Учебное пособие - М.: Дело, 2002
4. Марк А.Хьюзлид, Дэйв Ульрих. Измерение результативности работы НЯ-департамента. Люди, стратегии и производитель-ность.-М.: Вильямс ИД, 2007
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Сахаров Н.Н., аспирант ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»
Статья показывает основные особенности социально ориентированной экономики, влияния научно-технический прогресса, обоснованы условия управления социально-ориентированным предприятием как основы функционирования экономики.
Ключевые слова: социально ориентированная экономика, условия управления, социальный субъект, предприятие
CREATION OF CONDITIONS OF MANAGEMENT BY THE SOCIALLY-FOCUSED ENTERPRISE AS BASES OF FUNCTIONING OF ECONOMY
Saharov N., The post-graduate student, GOU VPO Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry
Article shows the basic features of socially focused economy, influence scientific and technical progress, management conditions by the socially-focused enterprise as bases offunctioning of economy are proved.
Keywords: socially focused economy, management conditions, the social subject, the enterprise.
Определяющей целью для утверждения современных европейских стандартов качества жизни населения является построение социально ориентированной рыночной экономики европейского типа. К настоящему времени в современной научной литературе понятие «социально ориентированной рыночной экономики» окончательно не определено.
В научной литературе социально ориентированную рыночную экономику определяют как высоко эффективную открытую экономику с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния работающим; достойное социальное обеспечение нетрудоспособным, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам. Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества.
Вместе с тем, имеются различные подходы, базирующиеся на положениях неоклассической теории воспроизводства. Так, в модели либеральной рыночной экономики на первом месте стоит задача максимизации прибыли каждой фирмы, достижения ею максимальной экономической эффективности. Но выполнение этой цели вступает в противоречие с принципом социальной справедливости в обществе.
Иначе ставились макроэкономические задачи в странах Запада после второй мировой войны, когда было внедрено государствен-
ное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами, в результате такого подхода существенно изменился характер государства: оно стало правовым и демократическим. Правительства впервые объявили своей важнейшей целью «борьбу против бедности» и достижение «всеобщего благосостояния». В результате в западных странах, вступивших в историческую полосу постиндустриального и посткапиталистического общества, сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированный.
Первой отличительной особенностью социально ориентированной экономики является то, что в ней признается разнообразие форм собственности, т.е. больший демократизм отношений собственности. В то время как в модели либеральной рыночной экономики преобладает господство частной формы собственности.
Вторая особенность заключается в том, что в социально ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Подтверждается это тем, что в правовом демократическом обществе само государство содержится за счет средств налогоплательщиков. Поэтому все граждане через демократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь соблюдения их законных социально-экономических интересов.
Третья особенность заключается в том, что в социально ориентированной экономике государство создает условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого государство берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и иные виды экономической деятельности по
производству услуг. К этому можно добавить большие расходы на социальные программы.
В развитых странах общество обычно делят на три основных класса:
богатый класс, на долю которого приходится 10-15%; средний класс - 70-80% и бедный класс - 15-20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Следовательно, в социально ориентированной рыночной экономике возникает социальная опора гражданского общества, который по уровню получаемых доходов относится к «среднему классу».
Вполне очевидно, что при наличии сильного среднего класса государству удается добиться того, что недоступно рынку, - максимальной социальной ориентации хозяйственного развития.
Среди факторов, влияющих на развитие экономики, ведущее место принадлежит научно-техническому прогрессу. С ним, так или иначе, связаны все изменения, которые происходят в экономике. И, благодаря развитию науки и техники, повышается производительность труда, совершенствуются машины и оборудование, внедряют новые технологии, разрабатываются более рациональные способы организации труда, профессиональной подготовки и переподготовки работников.
Научно-технический прогресс изменяет не только экономику, но и человека. Чтобы справляться с современными машинами, оборудованием и технологиями, работнику приходится повышать образование, укреплять здоровье, расширять кругозор.
Особенно значительные изменения происходят в связи с наступлением нового этапа научно-технического прогресса - Научно-технической революции. На этом этапе осуществляется переход от механизированного к более производительному, автоматизированному труду. Внедряются передовые технологии производства: лазерные, компьютерно-информационные, цифровые, микроэлектронные, космические, биологические (биотехнологии).
Научно-техническая революция поднимает требования к работникам на новую высоту. Они вынуждены непрерывно повышать опробование и профессиональную подготовку, выдерживать возрастающие объемы психологических нагрузок, уметь справляться с растущим количеством информации.
В экономике увеличивается роль и значение отраслей, деятельность которых непосредственно направлена на обслуживание человека, его совершенствование и развитие. В наибольшей мере это относится к образованию, здравоохранению, культуре, отдыху, туризму, спорту. Возникают новые отрасли и производства, обеспечивающие наиболее благоприятными условиями выполнение этого процесса: охрана окружающей среды, психотерапия, социальная педагогика (оказание общественной помощи детям), социальная работа (оказание общественной помощи всем нуждающимся).
Еще одна черта, характерная многим зарубежным странам, -процессы преобразования собственности. С одной стороны, расширяются масштабы общественной собственности за счет строительства новых предприятий в сырьевых и энергетических отраслях промышленности, инфраструктуре, бытовом обслуживании, а также за счет национализации и покупки предприятий в частном секторе. С другой стороны, происходят изменения внутри частной собственности: объединение, укрупнение, образование коллективных владений (например, акционерных компаний).
Здесь наблюдается последовательность и взаимосвязь процессов: научно-технический прогресс - усиление позиций государства в экономике - социальная ориентация экономики.
Действительно, все страны с социально ориентированной рыночной экономикой являются высокоразвитыми, обладающими наивысшими достижениями научно-технического прогресса, и отличаются сильными позициями государства в экономике, высокой степенью государственного регулирования. Основой социальной ориентации экономики служит научно-технический прогресс, исполнителем - государство.
Вместе с тем название «социально ориентированная рыночная экономика» не совсем верное. Точнее сказать «ориентированная государством на социальные нужды смешанная экономика», или кратко «социально ориентированная экономика.
Дело в том, что рыночная экономика не может быть социально ориентированной, т.е. направленной на общественные интересы. В основе этой экономики лежит частная собственность, которая служит причиной ориентации на частные интересы.
В формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика
предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне.
Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как выразителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, социальная политика предприятия, как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.
Заинтересованность работников в работе на предприятии и его успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых предприятием льгот и услуг и чем больше их величина установленного законом размера. При этом сокращается текучесть кадров, т.к. работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать существование работников в случае невысокого уровня заработной платы (например, на государственных предприятиях) -или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы.
Социальное обеспечение работников, развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности фирмы. В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации. Можно выделить следующие основные цели социальной политики:
• отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);
• личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им;
• рост производительности труда и желание работников трудиться;
• социальная защищенность работников;
• поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач;
• улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;
• рост имиджа предприятия в глазах работников и общества. Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:
• защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием.
• воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;
• стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование.
Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только работающие сотрудники, но в определенной мере и бывшие работники (имеющие акции предприятия) или работники, вышедшие на пенсию.
К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, уровень влияния профсоюзов, форма собственности, доля акций у внешних акционеров и др.
Направленность социальной политики предприятий и структуры расходов в разных странах и на разных предприятиях различна. В Германии, например, основную долю в добровольных социальных расходах предприятия составляют расходы по обеспечению работников в старости - 51,8%, денежные пособия - 25,5%, на обучение и повышение квалификации - 11%, на социальные нужды
?9%, на прочие расходы - 2,7%. Сами по себе расходы могут быть достаточно высокими. Обследование на 1,5 тысячах предприятий США показало, что доля дополнительных выплат и льгот в общих издержках на рабочую силу на разных предприятиях составляет от 18 до 65%. Средняя доля выплат и льгот в общих издержках на рабочую силу в середине 80-х годов увеличилась с 31% в1971 г. оду до 38%[1]. Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг по своему усмотрению на определенную сумму заработной платы, пенсии от фирмы, страхования жизни, других льгот, выбора времени работы, отпуска, их комбинации.
Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования здорового образа жизни работников. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам, постоянно занимающимся спортом.
Все выплаты такого рода выплачиваются в конце года и весьма значительны. Хотя дополнительные выплаты и гарантии такого рода, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда, но в то же время очевидны положительные стороны социальной политики (повышение мотивации труда, стабилизации коллектива и других). Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.
Экономика для сохранения устойчивости и динамичного развития в рамках такого общества требует от работника стремления к изменениям, ориентации на достижение максимальных результатов в труде, что и составляет основу для формирования социальноориентированного предприятия.
Литература:
1. К.И. Микульский, Социально ориентированная рыночная
экономика - выбор России, М,2009
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Овчинникова И.М.
В статье обоснована необходимость формирования стратегии развития малого и среднего предпринимательства в промышленности, рассмотрены основные особенности малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, промышленности, государственная поддержка, стратегия.
FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN THE INDUSTRY
Ovchinnikova I.
In article necessity offormation of strategy of development of small and average business for the industry is proved, the basic features of small and average business are considered.
Keywords: small business, average business, the industries, the state support, strategy.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности - чуть более 3%./1/
На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.