ПРОБЛЕМНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
ХАЦИЕВА Л.У.,
соискатель,
Северо-Осетинский государственный университет,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются актуальные аспекты анализа социально-ориентированной экономики в свете модернизации.
Ключевые слова: социально-ориентированная экономика; модернизация российской экономики; современная экономическая теория.
This article deals with relevant aspects of the analysis of socio-oriented economy in light of modernization.
Keywords: socially-oriented economy; modernizing the Russian economy and modern economic the-ory.
Коды классификатора JEL: D51, D61.
Современная система государственного регулирования экономических процессов требует определенной институциональной поддержки, ориентированной на рост уровня социальной справедливости и социальной ответственности в экономических отношениях. Поэтому в проблемно-теоретическом аспекте важнейшее значение приобретает формирование социально-ориентированных и экономически эффективных институтов функционирования национальной экономики.
Следует согласиться с мнением Л. Абалкина, утверждающего, что «главный ориентир социальной политики на современном этапе - всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества» [1, c.643].
Социальная справедливость в системе экономических отношений как специфический вид социальноэкономического института формируется и в полной мере реализуется в секторе «социального предпринимательства», создавая объективные предпосылки становления более эффективных форм хозяйствования в рамках национальной экономики.
Как справедливо отмечает А. Акрамовская, «необходимость и целесообразность взаимодействия власти и некоммерческих организаций определяется тем, что государство и общественно-добровольческий сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции. Относительно новый для сегодняшней России термин «социальное партнерство» в широком его значении определяется как конструктивное взаимодействие представителей трех секторов общества (государственного, коммерческого и некоммерческого) при решении социально-значимых проблем (бедность, бездомность, сиротство, одиночество, насилие в семьи и т.п.), осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на улучшение нормативно-правовой базы проведения рациональной социальной политики» [2].
Социальные предприятия могут быть описаны следующим образом.
1. Социальные предприятия организуются для интеграции маргинальных социальных групп работников в производственную и непроизводственную структуру общества.
2. Социальные предприятия реинвестируют свою прибыль в собственную (или аналогичную) деятельность.
3. Социальные предприятия расширяют права и возможности для своих сотрудников на основе права собственности.
4. Социальные предприятия организационно независимы от государственного сектора.
5. Социальные предприятия организуются для вовлечения в социально-трудовую сферу неактивных людей.
6. Высшая цель социальных предприятий - диаметрально противоположна высшей цели капиталистических предприятий: если для последних главное экономическое содержание деятельности образует производство и продажа товаров и услуг по максимальным рыночным ценам, в рамках которых и происходит пассивное развитие работников, то для социальных предприятий главным экономическим содержанием деятельности выступает активное развитие работников, и этой цели подчинены производство и продажа товаров и услуг.
© Л.У. Хациева, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
28
Л.У ХАЦИЕВА
7. Социальные предприятия базируются в основном на «себестоимости» данного предприятия. Большинство социальных предприятий - кооперативы, поэтому их функционирование подчинено реализации кооперативных экономических ценностей: принципов взаимопомощи, личной ответственности, демократии, равенства, справедливости и солидарности.
Социальные предприятия выполняют следующие виды деятельности:
■ предоставление социальных услуг, направленных на поддержку и помощь лицам для обеспечения им полноценной жизни и социальной интеграции;
■ предоставление медицинских услуг1;
■ обеспечение обучения и образовательных услуг.
На европейском уровне удельный вес предприятий социальной экономики составляет примерно 10% от числа всех европейских компаний (иными словами, около 2 млн предприятий) и 6% от общей численности занятых на европейском континенте (11 млн чел.) [3].
Современная экономика четко распадается на три сектора:
■ бизнес частного сектора, ресурсы и объекты которого находятся в частной собственности, а прибыль превращается в главный мотив деятельности;
■ бизнес в рамках государственного сектора, ресурсы и результаты которого являются собственностью государства;
■ бизнес социальной экономики, который охватывает широкий спектр общественных, добровольных и некоммерческих (неприбыльных) предприятий [4].
В третьем («социальном») секторе может быть условно выделено также три подотрасли - общественный сектор, некоммерческий сектор и сектор социальной сферы предприятия.
Социальную экономику можно представить «третьим сектором», которая, в свою очередь, может быть сгруппирована в три подотрасли: общественный сектор, некоммерческий сектор и сектор социальных предприятий.
1. «Общественный сектор» социальной экономики включает те организации, которые действуют на местном и общинном уровнях, как правило, небольшого размера, скромно финансируемые и в значительной степени зависящие от добровольных, а не оплачиваемых, усилий.
2. «Некоммерческий сектор» представлен теми организациями, которые легализованы в соответствии с законными требованиями (в том числе - с утверждёнными уставами регламента своей деятельности), независимы от правительства и самоуправляются, привлекая значительные группы добровольцев и не стремясь к прибыли как к главной цели своей деятельности.
3. «Социальный сектор» предприятий включает те организации, которые являются «социальноориентированными» предприятиями (то есть в первую очередь преследуют социальные цели) и прибыль которых главным образом реинвестирована для этой цели в бизнес-сектор или в общественный сектор, а не обусловлена необходимостью максимизировать прибыль для акционеров и собственников данных предприятий.
Однако во всех подсекторах социальной экономики участвуют организации, действующие на муниципальном и общинном уровне. Это, как правило, небольшие, скромно финансируемые организации, которые в значительной степени зависят от добровольных, а не доходных, платежей.
По определению правительства Великобритании, в социальную сферу входят организации, которые «имеют социальные цели и прибыль которых реинвестируются для этих же целей, а не регулируется стремлением максимизировать прибыль для акционеров и собственников» [4]. Примеры включают кооперативы, строительные общества, фонды развития и кредитные союзы.
Социальная экономика обычно развивается из-за необходимости поиска новаторских решений проблем (будь то социальные, экономические или экологические проблемы), а также направлена на удовлетворение социальных потребностей, которые были или проигнорированы, или ненадлежащим образом выполнены частным или государственным сектором.
Предприятия и организации социальной экономики активны во всех секторах производства, они созданы для удовлетворения социальных потребностей людей. Они характеризуются спецификой своих целей и методов: другой способ ведения бизнеса, которому присущи общая работа, общий интерес, демократическая организация работы.
Успешные с экономической точки зрения социальные предприятия создают новые или дополнительные рабочие места. Они имеют потенциал для удовлетворения важных потребностей путем объединения весьма трудоемких производств с применением новых технологий и социальной интеграции наиболее уязвимых социальных групп2.
В настоящее время предложения по развитию социальных предприятий и социальной экономики вносят практически все правительства Европейского союза. На европейском уровне комитет «Социальная экономика Европы» представляет и содействует её развитию.
Особенно обнаружилась значимость сектора социальной экономики на фоне глобального корпоративного, экономического и финансового кризиса, в котором мировая экономика пребывает в настоящее время. Сотни тысяч
1 Организации, действующие в качестве социальных предприятий в этой сфере, как правило, обеспечивают основные медицинские услуги - измерение артериального давления, измерение уровня сахара в крови, поддержка со стороны медсестры реабилитации, гинекологическое обследование, психиатрические консультации, бесплатное анонимное консультирование и тестирование СПИДа и других заболеваний.
2 В 2002 г. в Брюсселе была принята специальная «Социальная хартия экономики», в которой отмечалось, что организации общественного хозяйства активно функционируют во всех секторах, отличаясь, главным образом, своими некоммерческими целями и своей своеобразной формой предпринимательства; в европейской экономике получили известность «предприятия с социальными целями» (Бельгия), «социальные кооперативы» (Италия), «кооперативные предприятия» (Франция).
ПРОБЛЕМНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
29
предприятий потерпели крах либо находятся на грани краха. Результатом экономической депрессии может стать необратимая социальная дезинтеграция.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалкин Л.И. Избранные труды: Т. IV. В поисках новой стратегии. М.: Экономика, 2000. С. 643.
2. Акрамовская А. Правовые основы взаимодействия власти и некоммерческих организаций в России // http://roscha. do.am/load/1-1-0-7.
3. Social Economy Conference // http://www.flythekite.eu/22/social-economy-conference.
4. «International Conference on Applied Social Sciences, Social Economy and Digital Convergence» (IC-ASSSE-DC'11) // http:// www.isi-publication.com/2010/07/international-conference-on-social.html.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2