Научная статья на тему 'УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ'

УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паатова М.Э., Асламов И.Ф.

В настоящее время остро стоят вопросы формирования патриотизма подрастающего поколения. Данное исследование посвящено проблеме формирования социально-личностной жизнеспособности гражданско-патриотической направленности у подростков, обучающихся в кадетских общеобразовательных организациях. В статье раскрывается содержание рассматриваемой социально-культурной характеристики личности подростков, приводится качественная характеристика уровней сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет (противопоставление индивидуального благополучия и необходимости гражданско-патриотического служения в государственной и/или военно-профессиональной деятельности; признание необходимости гражданско-патриотического служения для достижения личного благополучия; принятие гражданско-патриотических ценностей и смыслов при неакцентуированной гражданско-патриотической личностной направленности; стойкая и осознанная гражданско-патриотическая личностная направленность) на основе статистического выделения массовых групп и сравнительного анализа существенных характеристики для каждой группы. Статическое исследование проводилось на базе четырех общеобразовательных учреждений. Это Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»; государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №266» с углубленным изучением иностранных языков Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ №266»); государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №306» с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ №306») и государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ №5»). Представленный материал будет интересен исследователям проблем гражданско-патриотического воспитания подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паатова М.Э., Асламов И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF MANIFESTATION OF SOCIAL AND PERSONAL VIABILITY OF CIVIL-PATRIOTIC ORIENTATION IN CADET ADOLESCENTS

Currently, the problems of the formation of the patriotism of the younger generation are urgent. This study is devoted to the problem of the formation of social and personal viability of civil-patriotic orientation in adolescents studying in cadet educational organizations. The article reveals the content of the considered socio-cultural characteristics of the personality of adolescents, provides a qualitative characteristic of the levels of formation of the socio-personal viability of adolescent cadets (contrasting individual well-being and the need for civil and patriotic service in state and/or military professional activities; recognition of the need for civil and patriotic service to achieve personal well-being; adoption of civic-patriotic values and meanings with a non-accentuated civic-patriotic personal orientation; persistent and conscious civic-patriotic personal orientation) on the basis of statistical identification of mass groups and comparative analysis of essential characteristics for each group. The static study was conducted on the basis of four educational institutions: the Federal State State Treasury Educational Institution "St. Petersburg Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation"; the state budgetary educational institution "Secondary school No. 266" with in-depth study of foreign languages of the Admiralteysky district of St. Petersburg (GBOU SOSh No. 266); state budgetary educational institution "Secondary general education school No. 306" with in-depth study of the English language of the Admiralteysky district of St. Petersburg (GBOU SOSh No. 306) and state budgetary educational institution "Secondary general education school No. 5" of the Admiralteysky district of St. Petersburg (GBOU SOSh No. 5). The presented material will be of interest to researchers of the problems of civil and patriotic education of adolescents.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ»

Научная статья

УДК 37.035.6/7:316.612-053.6 ББК 74.005.2 П 12

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313- 58-64

УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ-КАДЕТ

(Рецензирована )

Паатова Мария Эдуардовна1*, Асламов Иван Федорович2

1,2Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия шmpaatova@mail.ru, http:// orcid.org/ 0000-0003-2168-2576 2aslamov1@rambler.ru, http:// orcid.org/0000-0003-0421-7242

Аннотация. В настоящее время остро стоят вопросы формирования патриотизма подрастающего поколения. Данное исследование посвящено проблеме формирования социально-личностной жизнеспособности гражданско-патриотической направленности у подростков, обучающихся в кадетских общеобразовательных организациях. В статье раскрывается содержание рассматриваемой социально-культурной характеристики личности подростков, приводится качественная характеристика уровней сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет (противопоставление индивидуального благополучия и необходимости гражданско-патриотиче-ского служения в государственной и/или военно-профессиональной деятельности; признание необходимости гражданско-патриотического служения для достижения личного благополучия; принятие гражданско-патриотических ценностей и смыслов при неакцентуированной гражданско-патриотической личностной направленности; стойкая и осознанная гражданско-патриоти-ческая личностная направленность) на основе статистического выделения массовых групп и сравнительного анализа существенных характеристики для каждой группы. Статическое исследование проводилось на базе четырех общеобразовательных учреждений. Это Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»; государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №266» с углубленным изучением иностранных языков Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ №266»); государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №306» с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ №306») и государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ №5»). Представленный материал будет интересен исследователям проблем гражданско-патриотического воспитания подростков.

Ключевые слова: кадеты, жизнеспособность, социально-личностная жизнеспособность, гражданско-патриотическая направленность, уровни формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет.

Для цитирования: Паатова М.Э., Асламов И.Ф. Уровни проявления социально-личностной жизнеспособности гражданско-патриотической направленности у подростков-кадет // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 1(313). С. 58-64. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-311-58-64

Original Research Paper

LEVELS OF MANIFESTATION OF SOCIAL AND PERSONAL VIABILITY OF CIVIL-PATRIOTIC ORIENTATION IN CADET ADOLESCENTS

Mariya E. Paatova1*, Ivan F. Aslamov2

1,2 Adyghe State University, Maikop, Russia

1Mmpaatova@mail.ru, http:// orcid.org/ 0000-0003-2168-2576

2aslamov1@rambler.ru, http:// orcid.org/0000-0003-0421-7242

Abstract. Currently, the problems of the formation of the patriotism of the younger generation are urgent. This study is devoted to the problem of the formation of social and personal viability of civil-patriotic orientation in adolescents studying in cadet educational organizations. The article reveals the content of the considered socio-cultural characteristics of the personality of adolescents, provides a qualitative characteristic of the levels of formation of the socio-personal viability of adolescent cadets (contrasting individual well-being and the need for civil and patriotic service in state and/or military professional activities; recognition of the need for civil and patriotic service to achieve personal well-being; adoption of civic-patriotic values and meanings with a non-accentuated civic-patriotic personal orientation; persistent and conscious civic-patriotic personal orientation) on the basis of statistical identification of mass groups and comparative analysis of essential characteristics for each group. The static study was conducted on the basis of four educational institutions: the Federal State State Treasury Educational Institution "St. Petersburg Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation"; the state budgetary educational institution "Secondary school No. 266" with in-depth study of foreign languages of the Admiralteysky district of St. Petersburg (GBOU SOSh No. 266); state budgetary educational institution "Secondary general education school No. 306" with in-depth study of the English language of the Admiralteysky district of St. Petersburg (GBOU SOSh No. 306) and state budgetary educational institution "Secondary general education school No. 5" of the Admiralteysky district of St. Petersburg (GBOU SOSh No. 5). The presented material will be of interest to researchers of the problems of civil and patriotic education of adolescents.

Keywords: cadets, viability, social and personal viability, civic and patriotic orientation, levels of formation of social and personal viability of adolescent cadets.

For citation: Paatova M.E., Aslamov I.F. Levels of manifestation of social and personal viability of civil-patriotic orientation in adolescent cadets // Bulletin of the Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 1(313). P. 58-64. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-58-64

Проблема исследования. В современных условиях формирование жизнеспособности подрастающего поколения как проявление индивидуальной способности к саморазвитию и самоопределению, формирующейся в первую очередь в результате личного жизненного выбора, является актуальной для педагогической теории и практики (А.В. Махнач, А.И. Лактионова, М.Э. Паатова и др.) [1]. В условиях нарастания противостояния России и западного мира особенно актуальное значение приобретает формирование у подростков социально-личностной жизнеспособности гражданско-патри-отической направленности. Одним из механизмов решения данной проблемы призвано быть кадетское образование. В Концепции развития кадетского образования в России, разработанной рабочей группой Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию в 2017 году, формулируется четкая цель: «Выпускники кадетских образовательных организаций призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной гражданской и военной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической мощи» [2: 4]. Однако в настоящее время небольшое количество выпускников кадетских образовательных учреждений демонстрируют субъектное отношение к военно-профессиональной деятельности и к государственной службе.

Цель исследования. На основе массового статического педагогического исследования подростков общеобразовательных организаций и подростков-кадет (296 респондентов) выделить объективно существующие группы с существенно различными характеристиками проявления социально-личностной жизнеспособности с гражданско-

патриотической направленности (уровни сформированности) и установить особенности проявления исследуемого качества у подростков-кадет по сравнению с обычными сверстниками.

Теоретическая база исследования. Развивая положения концепции М.Э. Паатовой по формированию социально-личностной жизнеспособности подростков, мы рассматриваем социально-личностную жизнеспособность подростков-кадет гражданско-патриотической направленности как личностную готовность к самоопределению и разработке конструктивных стратегий субъектного развития в будущей государственной и военно-профессиональной деятельности, а не только готовность к преодолению жизненных трудностей во взаимодействии с социумом [3].

Методика исследования.

Проанализировав теорию и практику формирования у подростков социально-личностной жизнеспособности М.Э. Паатовой [3, 4], мы выделили следующий диагностический инструментарий: методика «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд в модификации Т.В. Румянцевой; методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; диагностический инструментарий: опросник М. Рокича «Ценностные ориентации» по определению ценностей-целей и ценностей-средств; опросник Э. Штейна «Якоря карьеры» по выявлению предпочтения в выборе профессионального пути и построения карьеры; эссе «Я и моя карьера».

Исследуемые личностные качества были выделены в соответствии со структурой социально-личностной жизнеспособности подростков, разработанной М.Э. Паатовой [5]. Для каждой методики были установлены условные границы: несущественное проявление необходимых

качеств; проявление необходимых качеств ниже норм; проявление необходимых качеств на уровне нормы и/или чуть выше; проявление необходимых качеств существенно выше нормы.

База исследования. Статическое исследование проводилось на базе четырех общеобразовательных учреждений: Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»; государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа

№ 266» с углубленным изучением иностранных языков Адмирал-

тейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ № 266»); государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 306» с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ № 306») и государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «СОШ № 5»).

В Санкт-Петербургском суворовском военном училище Министерства обороны Российской Федерации участвовало в обследовании 152 подростка (мальчика) 2 и 3 учебной работы (6-ой и 7-ой классы

№ Выявленные группы Суворовское военное училище СОШ № 266 СОШ № 306 СОШ № 5

1. Несущественное проявление необходимых качеств по всем методикам или проявление необходимых качеств ниже нормы по 3-м методикам. 20 (13,2%) 8 (15,4%) 14 (30,5%) 18 (40,9%)

2. Проявление необходимых качеств ниже нормы по всем методикам или проявление необходимых качеств на уровне нормы и/или чуть выше по 3-м методикам. 46 (30,3%) 19 (36,5%) 17 (36,9%) 14 (31,8%)

3. Проявление необходимых качеств на уровне нормы и/или чуть выше по всем методикам, возможно проявление необходимых качеств ниже нормы по 2-м методикам и/или проявление необходимых качеств выше нормы по методикам. 54 (35,5%) 18 (34,6%) 10 (21,7%) 8 (18,2%)

4. Отсутствие показателей проявления необходимых качеств ниже нормы и проявление необходимых качеств выше нормы по 2-м методикам. 32 (21,1%) 7 (13,5%) 5 (10,9%) 4 (9,1%)

ИТОГО: 152 (100%) 52 (100%) 46 (100%) 44 (100%)

Таблица 1. Результаты статистического обследования подростков на сформированность социально-личностной жизнеспособности гражданско-патриотической направленности

Table 1. Results of a statistical survey of adolescents on the formation of social and personal viability of a civil and patriotic orientation

общеобразовательной школы), которые отучились в кадетском корпусе 2, 3 года.

В общеобразовательных школах в обследовании участвовали обучающиеся 6-7-х классов обоего пола: ГБОУ «СОШ № 266» - 52 подростка; ГБОУ «СОШ № 306» - 44 подростка; ГБОУ «СОШ № 5» - 46 подростков.

Анализ результатов. Исследование проводилось в апреле 2022 года. Полученные результаты представлены в таблице.

Анализ статистических результатов, представленных в таблице, позволяет утверждать, что во всех общеобразовательных организациях подростки одного возраста разделились на четыре группы, статистически сравнимые между собой в процентном отношении, что свидетельствует о наличии у них некоторого единого личностного качества (социально-личностной жизнеспособности).

Качественный анализ выделенных групп подростков по уровням сформированности социально-личностной жизнеспособности граж-данско-патриотической направленности проводился с опорой на методологию выделения уровней социально-личностной жизнеспособности подростков, разработанной М.Э. Паатовой [6].

Для первой группы подростков характерна осознанная антитеза индивидуального благополучия, служения Отечеству на государственной и/или военной службе. У таких подростков присутствует скорее негативное отношение к большинству гражданско-патриотических ценностей и смыслов (чем нейтральное или близкое к равнодушному). Поэтому у них отсутствует готовность к государственной и военно-профессиональной деятельности, которая не входит в их жизненные планы. Однако при сильных внешних эмоциональных воздействиях они могут проявить эмоциональное сопереживание гражданско-патри-

отической направленности в некоторых жизненных ситуациях (спортивные соревнования, просмотр кинофильмов военной тематики и т.п.). Волевые усилия в различных жизненных ситуациях по их разрешению на основе гражданско-патри-отических ценностей и смыслов маловероятны, происходят стихийно под сильным внешним эмоциональным воздействием.

Вторая группа подростков признает не только существование гражданско-патриотических ценностей, но и необходимость им следовать в некоторых жизненных ситуациях. Государственная и военно-профессиональная деятельность рассматривается этими подростками как возможный вариант достижения личного благополучия в результате карьерного роста. Поэтому их поведение, отношение к окружающей действительности поддается корректировке в соответствии с гражданско-патриотически-ми ценностями и смыслами. В то же время длительность желаемого поведения пропорциональна силе воздействия внешней необходимости (требования педагогов, коллектива, необходимость карьерного роста). В большинстве жизненных ситуаций жизненные планы подростков второй группы сочетают гражданско-патриотические ценности и смыслы, и материальную выгоду, и личное благополучие по отношению к определенным социально-культурным условиям.

Третья группа подростков отличается от второй расставлением акцентов между личным благополучием и служением Отечеству. Подростки третьей группы рассматривают служение Отечеству как обязательное условие для достижения общественного и личного благополучия. У этих подростков готовность к государственной и военно-профессиональной деятельности носит устойчивый, осознанный характер и эмоционально

позитивно окрашена, но не всегда конкретна. В большинстве жизненных ситуаций подростки третьей группы проявляют эмоции и поведение в соответствии с социально-культурными нормами и правилами и гражданско-патриотическими смыслами. Государственная и военно-профессиональная деятельность рассматривается ими как престижное самоопределение и проявление индивидуальности. Устойчивая, осознанная мотивация к государственному служению практически без внешнего подкрепления стимулирует внутренние усилия по изменению себя в соответствии с определенными социально-культурными нормами государственной и военно-профессиональной деятельности.

Подростков четвертой группы можно отнести по личному и общественному самоопределению к «государственникам», так как для них счастливая и благополучная жизнь рассматривается как результат реализации социально ориентированных смысложизненных установок на государственной службе. Такой подросток способен:

а) выступить публично на защиту гражданско-патриотических ценностей и смыслов;

б) оценивать жизнедеятельность (собственную и окружающую) с позиций достижения общественного благополучия на гражданско-патри-отической основе;

в) к планированию своей жизни в государственной и военно-профес-сионально-деятельности и реализации этого плана в общих чертах.

Сравнительный анализ распределения подростков по выделенным уровням социально-личностной жизнеспособности гражданско-па-триотической направленности показывает, что в Суворовском военном училище ситуация с формированием социально-личностной жизнеспособности существенно отличается от общеобразовательных организаций в положительную сторону. В частно-

сти, третья и четвертая группы подростков преобладают над первой и второй (21,1%, 35,5%, 30,3% и 13,2% соответственно). Данный факт может быть объяснен нестандартным подходом к организации образовательного процесса и особым подбором обучающихся в Суворовском военном училище.

Однако в Суворовском военном училище выявлена относительно большая группа подростков с недостаточно высоким проявлением сформированности социально-личностной жизнеспособности (43,5%), что подтверждает недостаточное внимание к формированию исследуемого личностного качества.

Заключение. В процессе нашего исследования нами выделены и охарактеризованы статически значимые группы подростков по проявлениям сформированности социально-личностной жизнеспособности гражданско-патриотической направленности. Качественный анализ личностных характеристик выделенных групп позволил установить следующие уровни исследуемого явления: противопоставление индивидуального благополучия и необходимости гражданско-патри-отического служения в государственной и/или военно-профессиональной деятельности; признание необходимости гражданско-патри-отического служения для достижения личного благополучия; принятие гражданско-патриотических ценностей и смыслов при неакцен-туированной гражданско-патриоти-ческой личностной направленности; стойкая и осознанная гражданско-патриотическая личностная направленность. Представленный материал, кроме несомненной научно-теоретической значимости, имеет актуальную практическую ценность, так как может послужить основанием для проектирования конструктивных стратегий личностного развития субъекта будущей государственной и военно-

профессиональной деятельности (в частности, подбор методов, средств и форм индивидуализации про-

цесса гражданско-патриотического воспитания для подростков первых двух уровней).

Примечания:

1. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 5. С. 69-84.

2. Концепция кадетского образования в России. URL: http://edu.gov.ru/ activity/main_activities/general_edu/cadets/

3. Паатова М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Педагогика. 2020. Т. 84, № 10. С. 69-75.

4. Асламов И.Ф. Практика формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-кадет на гражданско-патриотической основе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2021. Вып. 1(273). С. 15-21.

5. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2018. 429 с.

6. Паатова М.Э. Методологические основы формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 1(144). С. 10-16.

References:

1. Makhnach A.V., Laktionova A.I. Personal and behavioral characteristics of adolescents as a factor in their viability and social adaptation // Psychological journal. 2013. Vol. 34, No. 5. P. 69-84.

2. The concept of cadet education in Russia. URL: http://edu.gov.ru/activity/ main_activities/general_edu/cadets/

3. Paatova M.E. Formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior // Pedagogy. 2020. Vol. 84, No. 10. P. 69-75.

4. Aslamov I.F. Practice of social-personal viability formation in teenagers-cadets on civil-patriotic basis // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. Iss. 1(273). P. 15-21.

5. Paatova M.E. Concept of the formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior in special educational institutions of a closed type: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop, 2018. 429 pp.

6. Paatova M.E. Methodological foundations of the formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior // Bulletin of Volgograd State Pedagogical University. 2020. No. 1(144). P. 10-16.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 21.02.2023; принята к публикации 07.03.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 21.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

© Паатова М.Э., Асламов И.Ф., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.