Д.В. Богданов
Модернизация современных информационно-коммуникативных технологий
«дружественной» к инновациям социокультурной среды может обеспечить успех проекта инновационной модернизации.
Список литературы:
[1] Зеленов Л.А. Философские проблемы модернизации: монография / Л.А. Зеленов, П.Л. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н. Новгород: Изд-во «ВГАВТ», 2011. - 184 с.
[2] Тоффлер Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. - М.: АСТ: АСТ-МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008. - 569 с.
[3] Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 784 c.
[4] Шишкова И.С. Эффективная инвестиционная политика как важнейшее условие соблюдения принципов бюджетного федерализма / И.С. Шишкова // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 4. - С. 57-60.
[5] Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: монография / А.А. Чернов. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2003. - 250 с.
[6] Шарипов Ю.К. Отечественные телекоммуникационные системы / Ю.К. Шарипов, В.К. Коб-ляков. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. - 832 с.
[7] Инновационная модернизация России. Политологические очерки / под ред. Ю.А. Красина. -М.: Институт социологии РАН, 2011. - 253 с.
[8] Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
[9] Кашлев Ю.Б. Информация и PR в международных отношениях / Ю.Б. Кашлев, Э.А. Галу-мов. - М.: Известия, 2003. - 432 с.
[10] «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
MODERNIZATION OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
D. V. Bogdanov
Key words: modernization, information, communication technology, means of communication, network.
The article investigates the principles of modernization of information and communication technologies, examines the impact of modern means of communication on society.
УДК 1
А.А. Владимиров, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
Л.А. Зеленов, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «ННГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65
УРОВНИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ (НОВАЯ ПАРАДИГМА)
Ключевые слова: эксплуатация, частная собственность, классы, наемный труд, государство, бизнес, предприниматель.
В статье представлена попытка дифференцированного рассмотрения уровней и социальных субъектов эксплуатации наемных работников в современной России и форм проявления эксплуатации.
Идея нового парадигмального понимания (иерархический подход) эксплуатации наемных работников (пролетариев всех видов) представителями частной собственности (буржуазии всех видов) подсказана членом Философского клуба академиком А.И. Субетто (9.05.2015).
Эта парадигма объективно обусловлена новым состоянием капиталократии в эпоху глобализации (конец ХХ - начало XXI вв.), которая пришла на смену империализму (XX век), сменившему классический капитализм (XVIII-XIX вв.). Сущность трёх исторических эпох существования частной собственности не изменяется: эксплуатация наемного труда, - но меняются формы проявления эксплуатации.
Парадигмальный характер нового понимания эксплуатации можно объяснить тремя обстоятельствами:
1) прежде всего выделением иерархических уровней эксплуатации с учетом разного социального статуса частных собственников от планетарных монополий и государства до спекулятивных олигархов и малого бизнеса;
2) четким выражением эксплуатационной (эксплуататорской) сущности частной собственности во всех сферах общественной жизни, а не только в экономике;
3) отражением уровневого подхода в существовании и понимании всех аспектов классового подхода в изучении общества от типов социальных субъектов до создания коалиций и до форм классовой борьбы.
Эти объективные обстоятельства должны быть субъективно осознаны левыми партиями, чтобы в новых исторических условиях не впадать в две метафизических крайности в своей деятельности: а) догматизм в односторонней ортодоксальной форме «почитания Маркса» (капитализм XIX века) или «почитания Ленина» (империализм 20 века), а не в диалектической форме анализа глобализма XXI века; б) релятивизм в эклектической ревизионистской форме «поправок Маркса» (XIX век!) или «дополнений Ленина» (XX век!) со ссылкой на глобализацию XXI века.
Проявления догматизма и релятивизма по отношению к сущности марксистского мировоззрения мы встречаем сегодня и в государственном (Китай) и в партийном (КПРФ, «Справедливая Россия», «Коммунисты России») виде или в идеологическом отражении (Нина Андреева, В.В. Орлов, Г.А. Зюганов...). Правильную интерпретацию сегодняшних проблем «левого движения» мы находим в работах В.И. Табакова, А.И. Субетто, А.В. Грехова. Нам приходилось на эту тему писать неоднократно [1].
Классики марксизма-ленинизма оставили нам в наследство на новые исторические времена не столько теоретические знания (они не любили «гадать на кофейной гуще» и заниматься конкретными прогнозами и предписаниями), сколько диалектическую методологию, которая является эвристически универсальной и константной. Поэтому и сегодня надо не увлекаться цитированием классиков, а более всего применять диалектику к анализу новых и новейших проблем, преодолевая метафизический догматизм и релятивизм.
1. Иерархические уровни эксплуатации. В системологии [2] проблемы иерархии и ранжирования множества возникают в связи с процессом классификации множества, основанном на предварительном процессе типологизации множества.
Сегодня в основном недифференцированно рассматривают социальные группы (типы, виды) частных собственников и, следовательно, формы эксплуатации наемных работников. Аморфность этой проблемы выражается многопланово:
а) социально-размытая трактовка частной собственности, которую с подачи либералов стали отождествлять с личной или индивидуальной (6 соток огорода, автомобиль, квартира, дача...);
б) примитивная трактовка «среднего класса», к которому стали причислять 80% населения (по наивному основанию годового финансового дохода гражданина);
в) совершенно необоснованное причисление к отряду «Бизнесменов» людей, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью без наемного труда, без наемных работников;
г) абсурдно-примитивное подразделение частных собственников на предпринимателей и бизнесменов, выделение по волюнтаристским основаниям крупного, среднего, малого и даже «мелкого» предпринимательства и бизнеса.
В реальной общественной жизни в тени остаются лики-типы частных собственников, использующих и эксплуатирующих наемный труд граждан своей страны и армии мигрантов: государство как собственник, министерства как собственники, олигархи, банкиры, предприниматели, бизнесмены, коммерсанты, перекупщики, коррупционеры, валютчики, арендодатели... Абстрактный образ олигарха (безименный, безфамильный) используется как образ Мистера-Твистера у Маршака, владельца заводов и пароходов, а сегодня лесов, рек, озер, нефти, газа, золота, алюминия, рыбы, оленей, земли, власти... Абстрактно, а часто уже с гордостью называют 131 миллиардера в России (догоним и перегоним США и Китай!), молчат СМИ и партии о 280 млн. руб. в год дохода Хлопонина, 160 млн. Матвиенко..., а на Порошенко и Коло-мойского нападают: «нехорошие украинские олигархи, эксплуатируют народ».
Нужен специальный финансово-экономический анализ типов частных собственников (а их всего-то не более 3 млн. человек на 145 млн. страну), которым практически принадлежит все в России, а 142 млн. - это наемные работники с радостной ВЦИОМовской цифрой - 30 тыс. руб. в месяц средней зарплаты, а у собственника -млн. рублей в месяц!
Нужен специальный анализ скрытых форм эксплуатации в виде налогов, инфляции, кредитов, ипотек, тарифов, стоимости обучения, лечения, проезда, услуг, билетов на концерты...
Нужен специальный анализ лукавых цифр СМИ, социологов, журналистов о «процветании» населения России.
2. Эксплуататорская сущность сферных бизнесменов. Бизнес из сугубо экономического явления стал универсальным, то есть охватившим все сферы общественной жизни. Для россиян, выросших в советских условиях было сначала смешно (платные туалеты!), потом тревожно (удорожание транспортных услуг), затем страшно (платное образование, здравоохранение, прогулки в лес, тарифы).
К. Маркс очень осторожно относился к проблеме экономического (меркантильного, финансового) анализа духовной сферы общества (наука, искусство, образование...), всячески отодвигая ее на отдаленное будущее. Сегодня нет ни одной деятельности в обществе, которая не была бы захвачена бизнесом: от подметания домовых подъездов и их освещения и обогрева до ухода за престарелыми, выдачи справки в ЖЭУ, сбора утиля, пригляда за детьми, защиты диссертации, публикации стихов, управления «персоналом» и т.д. Все стало продаваться и покупаться!
При этом затуманивается причина этой всеобщей «продажности» частная собственность на мусорный бак, на утилизацию, на печатание, на концерт, на «персонал», на детсад... Отсюда наемность и лавина хищных продюсеров, спонсоров, собственников разного уровня: собственник информации, собственник рекламы, собственник рекламного места, собственник дорожки к рекламному месту, собственник билетов на концерт.
Все сказанное и не сказанное говорит об универсальном охвате частной собственностью всей жизни граждан от рождения (наемная роженица) до смерти (плата за убийство или захоронение) - везде миллионы рублей или долларов. Деньги стали богом!
Тысячи раз прав Маркс, подсказавший человечеству причину всех бедствий, зол, войн, конфликтов - частную собственность, которая рождает всеобщее отчуждение народа от власти, от образования, от искусства, от права, от медицины, от спорта: все только для собственников или «плати деньги!».
Продажные СМИ, журналисты, публицисты, социологи, чиновники всех мастей спешат объявить все это отчуждение демократией - свободой для собственников. И народ поверил!!! Пора понять, что эксплуататором является не только «владелец
заводов и пароходов», не только М. Прохоров или А. Усманов, но и кассир Большого театра, эксплуатирующий нас при помощи наемных нелегальных продавцов билетов, и чиновник ЖэКа, требующий деньги за справку, и охранник школы, пропускающий родителей к ребенку, и врач, обогащающийся за счет рекламной продажи дефицитных лекарств и т.д. Развращающая сила денег, сила, рожденная частной собственностью, убивает человеческое в человеке, а для маскировки запускается идея о «Социальном государстве», о филантропии, благотворительности [3].
3. Дифференцированный классовый подход. Сегодня требуется в свете сказанного выше пересмотр оценки друзей и врагов, эксплуатируемых и эксплуататоров, угнетенных и угнетателей: социально-классовая сеть общества усложнилась. Патриотические интересы эксплуатируемых побуждают к союзу с национальной буржуазией, а интернационализм эксплуатируемых («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») требует отказа от такого союза. Чувство пролетарской солидарности подталкивает на союз с наемными охранниками, чиновниками, менеджерами, ибо их тоже эксплуатируют, но осознание их служебной продажности отталкивает от такого союза и т.д. Социальная сеть общества усложнилась и нужен четкий классовый анализ различных групп населения, различных социальных субъектов: студенты, журналисты, чиновники, военные, охранники, менеджеры, экономисты, ученые, рекламщики, дипломаты, депутаты... Иллюзорных друзей и врагов легко придумать, но также легко впасть в иллюзии всеобщей «толерантности», освободиться от «образа врага» или ортодоксально признать всех «наемных» врагами. Идеологическая зрелость политических партий и определяется их способностью такой дифференцированный классовый анализ делать, освобождаясь от наивных идей о всеобщем «единстве и согласии» - с кем?
А.И. Субетто о проблеме системной иерархии уровней эксплуатации с конкретным анализом фактического, статистического, экономического материала пишет специальную монографию, используя весь свой междисциплинарный энциклопедизм.
Вероятно, его анализ заставит задуматься многих лидеров «левых» партий в России и за рубежом. Критические соображения он намерен высказать и относительно тактики Компартии Китая.
В целом же есть основания развивать марксистскую идеологию на базе классовых позиций марксизма, но с учетом новой исторической реальности (НТР, глобализация, космонавтика, экологический кризис).
Человечеству еще предстоит осознать историческое значение России для судеб Планеты, потому что четыре великих события в XX столетии произошли именно в России:
1) 1917 год - Октябрьская Революция,
2) 1945 год - Победа над фашизмом,
3) 1961 год - Полет Гагарина,
4) 1993 год - Развал СССР.
Список литературы:
[1] Капитализм - Имперализм - Глобализм // Ленинская концепция имперализма и современная глобализация. - СПб.: ПАНИ, 2002; Правда о коммунизме. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2004; Марксизм и коммунизм. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014; Современная глобализация: состояние и перспективы. - М.: УРСС, 2009.
[2] Введение в общую методологию. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2002; Сумма методологии. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2007; Забытый Маркс и проблемы системологии. - Н.Новгород: НПА, 2009.
[3] Зеленов Л.А. Атрибутивная теория социального государства / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014.
OPERATING LEVEL WAGE EARNERS (NEW PARADIGM)
A.A. Vladimirov, L.A. Zelenov
Key words: exploitation, private property, class, wage labor, the state, business, businessman.
This paper is an attempt to review the differentiated levels and social actors operating employees in modern Russia or forms of exploitation.
УДК 1
Л.А. Зеленов, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «ННГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65
А.А. Владимиров, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ДИАЛЕКТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Ключевые слова: национальное, социальное, патриотизм, интернационализм, глобализм, мера человеческого рода, менталитет, классы, гуманизм.
В статье с позиций диалектической методологии рассматривается отношение деления людей по национальному и социальному основаниям и делается вывод о единстве национально-социального статуса трудящихся по формуле «единства патриотизма и интернационализма».
С точки зрения диалектико-материалистической методологии не расовые, этнические, генетические, биологические качества и особенности людей определяли и определяют становление и развитие человеческого общества с его социальными деятель-ностями, отношениями, институтами, государством, классами, социальными группами, а именно и, прежде всего, общественные, социальные качества и основания, связанные с собственностью, классами, экономической, политической и идеологической поляризацией и дифференциацией общества.
Исторически буржуазные идеологи стали объяснять социальную дифференциацию людей и народов, классовое деление общества причинами биологического или антропологического характера, этническими различиями людей, что привело к возникновению идеологических концепций расизма и национализма, а на их основе сформировались антигуманные идеи нацизма, геноцида и фашизма, принесшие человечеству страдания и колоссальные утраты, варварские унижения и социальную мизантропию. Не только рабовладельческая и феодальная формации, но и вся колониальная система уже в капиталистическую эпоху явно доказали антигуманизм расистской и нацистской идеологии, которые к тому же породили фашизм в XX веке, а неонацизм и неофашизм возрождаются в веке XXI.
При всех расовых, национально-этнических различиях людей объединяющей и разъединяющей силой обладают социальные различия, например, классового, сословного, профессионального характера. Японские и американские олигархи ближе друг к другу, чем японские рабочие и японские олигархи, или американские рабочие и американские олигархи. Социальные различия важнее, значительнее, главнее, чем этно-национальные. Не удивительно, что Маркс и Энгельс как идеологи трудящихся сформулировали общенациональный, интернациональный призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»