Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ'

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
601
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / PARADIGM / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЯ / HISTORY / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / MANKIND / STRATUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимиров А.А.

В статье рассматривается проблема существующих центральных концепций периодизации и структурирования человеческой истории с оценкой каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PARADIGMS OF THE HUMAN HISTORY

The article highlights the problem of existing at present central concepts of chronology and structuring of the human history, each of them being estimated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ»

Key words: social networks, the Internet, users, communication, information, relations

The article takes a look at the evolution of social networks and the Internet. The structure of virtual relations and features of socio-communicative activities are brought into focus. The basics of the Internet functioning and its impact on modern society are shown.

Статья поступила в редакцию 18.07.2016 г.

УДК 1

А. А Владимиров, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Ключевые слова: парадигма, цивилизация, культура, формация, история, человечество.

В статье рассматривается проблема существующих центральных концепций периодизации и структурирования человеческой истории с оценкой каждой из них.

Многотысячелетняя история человеческого общества подвергается многомерному мировоззренческому толкованию. Прежде всего, можно назвать типы мировоззрения, с позиций которых осмысливается человеческая история, при этом с констатацией объединения этих типов:

- народно-художественное, традиционно-образное отражение истории множеством этносов на планете;

- религиозно-мифологическое, догматико-символическое отражение истории человечества мировыми религиями и мифологиями;

- философско-научное, концептуально-номологическое отражение истории с позиций философских концепций и множества наук.

Но в границах каждого из трех обозначенных подходов складываются самые различные учения, доминирующие из которых исторически приобретают статус основных парадигм. С позиций этих парадигм и происходит массовое осмысление исторического пути человеческого общества.

1) Долгое время функционировала парадигма эмпирического изложения и понимания истории человечества как совокупности хронологически последовательных событий от возникновения человечества до настоящего момента. Историческая закономерность воспринималась как историческая случайность в форме необходимой объективной длительности. Такова история в представлениях Плутарха, Плиния, Геродота, Гомера...

2) В Новое время (17-18 вв.) возникает тенденция рассмотрения человеческой истории как закономерной смены циклов, как хронологической последовательности смены циклов. Этот подход представлен и обоснован Жаном-Батистом Вико, в его теории циклов, которые выстраивались генетически по аналогии с временными циклами жизни человека: рождение, взросление, зрелость, возмужание, старость, смерть. Такой подход доминирует, например, у Татищева или Карамзина в их историях Российского государства: в хрониках королевских династий европейских государств, в периодике китайских династий...

3) Развитие археологии, этнографии, истории материальной культуры человеческого общества, основанных на реставрации прошлых времен по раскопкам, памятникам культуры и т.д., стимулировало становление новой парадигмы системного представления истории человечества с тремя хронологическими периодами: дикость, варварство, цивилизация. Эта периодизация основана на констатации постепенного преодоления человеком и обществом животного и стадного существования и возрастанием собственно человеческих специфических черт превращение пред-труда - в труд, пред-сознания - в сознание, пред-языка - в язык, пред-общества - в общество, пред-человека - в человека. В XIX веке эта парадигма получает утверждение и распространение, а представлена она в работах Моргана, Леви-Брюля, Тэна, Ключевского и многих историков разных стран. Свою естественно-научную подпитку она получает в эволюционной концепции Ч. Дарвина о животном происхождении человека.

4) В XIX веке эта орудийно-циклическая парадигма послужила основанием для возникновения двух доминирующих и противостоящих друг другу парадигм: цивили-зационной и формационной. Их соотношение основательно рассматривает Е.В. Па-шинцев в двух томах своей монографии «Введение в теорию формационного анализа. Критика классического формационного учения» [1]. Примечательно, что «критику» формационного учения К. Маркса автор выстраивает за счет добавления в нее элементов цивилизационного учения.

5) Парадигма цивилизационного понимания истории человеческого общества с XIX по XX век строилась на неизбежном соотношении понятий цивилизации и культуры, что приводило к включению в цивилизационную историю человечества культурных циклов (12-16 циклов: Данилевский, Шпенглер...), что, например, явно у А. Тойнби в его «Цивилизации перед судом истории», где определения цивилизации и культуры по существу совпадают или пересекаются. Выделение цивилизаций - культур в истории осуществляется по разным основаниям: пространственным (Север -Юг, Восток - Запад), временным (древняя, античная, средневековая, готическая, индустриальная...), политическим (варварская, просвещенная, демократическая, деспотическая...), технологическим (ремесленная, мануфактурная, промышленная, индустриальная, постиндустриальная...), объектным (вещественная, энергетическая, информационная...). В конечном счете, Хантингтон просто говорит о конфликте, столкновении цивилизаций «восточной» или «западной» с размытым субъективным критерием деления всех цивилизаций на «хорошие» и «плохие», «передовые» и «отсталые», «надежные» и «ненадежные»...

6) В первой половине XX века У. Ростоу в своей монографии «Теория стадий роста» формулирует и, как ему кажется, на примере США как самой передовой страны, идею о том, что «общество массового потребления» (!) как бы возвращает нас к теории циклов (стадий) Ж-Б. Вико: подготовка к подъему, подъем, рост, ускорение, массовое потребление, спад...

Критерий «потребительства» здесь явно в духе бизнесменской психологии американцев. Даже европейские экономисты стали вносить коррективы в духе «бережливости», «экономии», «справедливого распределения» или даже абсурдной теории «золотого миллиарда» жителей на планете.

7) Формационная теория К. Маркса, сложившаяся в середине XIX века, базируется на едином основании периодизации истории. Таким основанием является экономическая категория собственности, историческая динамика ее объекта - реальной объективной собственности - определила становление трех принципиальных формаци-онных эпох:

а) доклассовая эпоха первобытно-родового общества, основанная на «общественной собственности», предполагающей единство субъекта-труженика и субъекта-собственника, а поэтому исключающей наемный труд с неизбежной его эксплуатацией;

б) классовая эпоха рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций, основанная на «частной собственности», предполагающей отчуждение собствен-

ности от субъекта-труженика, с наемным трудом при его эксплуатации и неизбежным наличием охранных институтов государства, права, налогов, политики, армии и классово-идеологической трансформацией всех иных институтов общества: религии, морали, науки, образования...;

в) бесклассовая эпоха коммунистической формации, основанная на «общественной собственности», исключающей наемный труд, предполагающей единство субъекта-труженика и субъекта-собственника, а поэтому (по Ф. Энгельсу - «Анти-Дюринг») исключающей само явление-понятие «собственность», как исторически изжившее себя, преодоленное гуманистической природой меры человеческого рода.

Если первая и вторая формационные эпохи характеризуют пребывание человечества в «царстве необходимости», то третья формационная эпоха (коммунистическая) означает вступление человечества в «царство свободы».

При этом, если первая эпоха (первобытно-родовая, доклассовая) осваивала и преодолевала необходимость как объективную силу природы (абиотической и биотической), как естественную необходимость, то вторая эпоха (классовая) осваивала и преодолевала необходимость как объективную силу общества (классовые социальные институты), как общественную необходимость.

Движение к освобождению от отчужденного бытия человечеству предстояло совершить в формах осознания и овладения как естественной, так и общественной необходимостью, которые в философском отношении предстают как родовые меры природы и человека. Коммунистическая формация и предстает как длительный период поэтапного становления свободы человека на основе познания и овладения мерой естественных явлений и мерой человеческого рода. Гармонизация этих мер на полюсе природы представлена гуманистической концепцией ноосферизма, а гармонизация мер на полюсе человека (общества) представлена гуманистической концепцией коммунизма. Обе концепции как разумные, гуманистические, свободные совпадают, что академик А.И. Субетто выражает общей концепцией: «Ноосферного социализма» [2].

Закономерности исторического перехода от «царства необходимости» к «царству свободы», закономерности становления общества, гармонизации родовых мер природы и человека рассмотрены профессором Л.А. Зеленовым в ряде работ [3].

Очень примечательно, что формационная теория К. Маркса при всем критическом отношении к ней невольно используется даже ее противниками, когда они вынуждены употреблять при характеристике самых разных явлений и самых разных эпох «формационную терминологию»: рабство, рабовладельческое общество, феодальная мораль, средневековое искусство, буржуазная революция, социалистическое государство, коммунистическая идеология, капиталистический рынок, эпоха империализма, первобытное искусство... Понятия «цивилизационного» характера не дают точной картины явлений, а само «цивилизационное портретирование» человеческой истории совершается в границах формационной периодизации.

Что касается «античной формации», которая будто бы разрушает логику форма-ционного анализа общества, то следует подчеркнуть, что:

- классики марксизма впервые включили это понятие в анализ периодической истории общества, обозначив его гибридность, переходность, комплексность;

- в работах советских ученых природа «античного» (классово-становящегося, переходного, общинно-родового) общества достаточно исследована с позиций форма-ционной теории, а не цивилизационной, или культурологической, или «стадий роста», или «теории циклов». Мы имеем в виду, например, докторские диссертации нижегородских профессоров: В.Я. Израителя, Н.А. Бенедиктова, В.И. Табакова, В.И. Мишина, Е.Г. Куделина (1975-2000 гг.)...

Наконец, анализ всей обществоведческой литературы (и левой, и правой, и оппортунистической, и анархической) показывает, что постоянно существовала, существует и будет существовать критика человеческого общества в его наличном бытии как несвободного, отчужденного, закрепощенного, ограниченного, антигуманного, экологи-

чески-кризисного, экономически-противоречивого, политически-неустойчивого, юридически-несовершенного, эстетически-безобразного, этически-абсурдного, образовательно-недостаточного и т.д. То есть в разных вариантах критика констатирует нарушения: а) меры человеческого рода, б) меры природных явлений, в) соотношения этих мер как дисгармоничное. Это выражается в самых разных формах, движениях, анализах:

- «Гринпис», «зеленые»,

- «девиантная педагогика»,

- «фовизм», «ташизм», «примитивизм»,

- «симулякры», «имиджи», «бренды»,

- «однополые браки»,

- «терроризм», преступления,

- «инфантилизм», миграции,

- «межконфессиональные конфликты»,

- «дефицит» и «затоваривание»,

- «золотые парашюты», «золотой миллиард»,

- продажа детей, продажа человеческих органов...

Человечеству нужно осознание естественной и социальной необходимости, а не стохастическое подчинение их дикому разгулу, которое грозит планетарной катастрофой уничтожить «род людской». Человечеству нужны концепции ноосферизма и коммунизма, как ступени движения к свободе.

Список литературы:

[1] Пашинцев Е.В. Введение в теорию формационного анализа. Критика классического формационного учения / Е.В. Пашинцев. - Челябинск: ЧИПС, 2009. - Т. 1-2.

[2] Субетто А.И. Роды действительного разума / А.И. Субетто. - СПб: Астерион, 2015.

[3] Зеленов Л.А. Уроки истории (к 100-летию Октября) / Л.А. Зеленов. - Н. Новгород: РУСО, ОАЧ, НФК, 2015; Мера человека. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2009.

THE BASIC PARADIGMS OF THE HUMAN HISTORY

A.A. Vladimirov

Key words: paradigm, civilization, culture, stratum, history, mankind

The article highlights the problem of existing at present central concepts of chronology and structuring of the human history, each of them being estimated.

Статья поступила в редакцию 09.09.2016 г.

УДК 141

Л.А. Зеленое, профессор, доктор философских наук, ФГБОУВО «ННГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород ул. Ильинская, 65

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ

Ключевые слова: модернизация, методология, мировоззрение, аксиология.

В статье рассматривается необходимость модернизации современной российской философии с учетом ее духовно-ведущего значения в модернизации всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.