Научная статья на тему 'Уровни адаптации рабочих к инновационным изменениям на промышленном предприятии'

Уровни адаптации рабочих к инновационным изменениям на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
456
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ / СТЕРЕОТИПНЫЙ / СТЕРЕОТИПНО-ИНИЦИАТИВНЫЙ И ИНИЦИАТИВНЫЙ УРОВНИ АДАПТАЦИИ / СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА К ИННОВАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ / PERSONNEL'S BEHAVIOUR STRATEGIES OF ADAPTATION TO INNOVATIVE CHANGES / INNOVATIVE CHANGES / DYSFUNCTIONAL / STEREOTYPE-BASED / STEREOTYPE-PROACTIVE / PROACTIVE LEVELS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Субочева Оксана Николаевна, Субочева Антонина Дмитриевна

В статье рассматривается проблема адаптации работников к инновационным изменениям. Раскрываются особенности инновационного поведения рабочих, находящихся на различных ступенях адаптации к предприятию (дисфункциональной, стереотипной, стереотипно-инициативной, инициативной). Авторами сделан прогноз отношения сотрудников к изменениям и предложены меры по снижению социально-психологической напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVELS OF WORKERS’ ADAPTATION TO INNOVATIVE CHANGES AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with adaptation of workers to innovative changes. The paper considers peculiarities of the innovative behaviour of workers at different stages of adaptation to the enterprise (dysfunctional, stereotype-based, stereotype-proactive, proactive). The authors develop a forecast of the workers’ attitude to the transformations and propose measures aimed at the reducing of social and psychological tension.

Текст научной работы на тему «Уровни адаптации рабочих к инновационным изменениям на промышленном предприятии»

УДК 316.454.2

Субочева Оксана Николаевна

доктор социологических наук, профессор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Субочева Антонина Дмитриевна

доктор социологических наук, профессор Московского государственного авиационно-технологического университета им. К.Э. Циолковского

УРОВНИ АДАПТАЦИИ РАБОЧИХ К ИННОВАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Subocheva Oksana Nikolayevna

D.Phil. in Social Science, Professor, Bauman Moscow State Technical University

Subocheva Antonina Dmitrievna

D.Phil. in Social Science, Professor, MATI - Russian State Technological University

THE LEVELS OF WORKERS' ADAPTATION TO INNOVATIVE CHANGES AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация:

В статье рассматривается проблема адаптации работников к инновационным изменениям. Раскрываются особенности инновационного поведения рабочих, находящихся на различных ступенях адаптации к предприятию (дисфункциональной, стереотипной, стереотипно-инициативной, инициативной). Авторами сделан прогноз отношения сотрудников к изменениям и предложены меры по снижению социально-психологической напряженности.

Ключевые слова:

инновационные изменения, дисфункциональный, стереотипный, стереотипно-инициативный и инициативный уровни адаптации, стратегии адаптационного поведения персонала к инновационным изменениям.

Summary:

The article deals with adaptation of workers to innovative changes. The paper considers peculiarities of the innovative behaviour of workers at different stages of adaptation to the enterprise (dysfunctional, stereotype-based, stereotype-proactive, proactive). The authors develop a forecast of the workers' attitude to the transformations and propose measures aimed at the reducing of social and psychological tension.

Keywords:

innovative changes; dysfunctional, stereotype-based, stereotype-proactive, proactive levels of adaptation; personnel's behaviour strategies of adaptation to innovative changes.

Активность промышленных предприятий в области инноваций является одним из способов адаптации к конкурентной среде, содействует их выживанию, сохранению и развитию в сложных экономических условиях. Инновационная деятельность промышленного предприятия в различных сферах (модификации продукта и технологического процесса, переподготовка персонала для применения новых технологий и оборудования, реорганизация структуры управления и т. д.) сопровождается перераспределением трудовых ресурсов, что в свою очередь приводит к увеличению числа работников, вынужденных осваивать новые профессии, менять рабочее место, условия труда, коллектив. Таким образом, инновации, являясь средством адаптации промышленных предприятий к внешней среде, в свою очередь интенсифицируют процессы адаптации работников к нововведениям внутри предприятия [1]. Классический процесс адаптации приобретает новый, более сложный характер. В условиях инновационных преобразований критерием завершения производственной адаптации является не только включение работника в нормальное функционирование и развитие производственной среды, но и его непосредственное участие в инновационных процессах. Исходя из сказанного выше, возникает вопрос о том, на каком уровне адаптации работник быстрее приспосабливается к инновациям? Путь к этой цели состоит из четырех основных этапов, ступеней адаптации, которым соответствуют дисфункциональный, стереотипный, стереотипно-инициативный и инициативный уровни взаимодействия адаптантов и производственной среды [2].

На дисфункциональном уровне адаптации происходит ознакомление нового рабочего с производственной средой. Его знания и навыки в этот период еще не соответствуют предъявляемым требованиям, так как он не может в полном объеме выполнять свои функции. Отсюда следует характеристика этого уровня как дисфункционального. Если характер протекания инновационных процессов носит лавинообразный характер и не обеспечивается со стороны руководства дополнительным профессиональным обучением, социально-психологическим сопровождением, то у работников возникает чувство неудовлетворенности профессией, ухудшается самочувствие

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)

в коллективе, снижается удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным руководителем, что увеличивает вероятность увольнения из организации. В этой ситуации необходимо обратить внимание на то, что отсутствие дозированности (слишком большой объем) в передаче информации о нововведениях приводит к эффекту «оглушения» воспринимающей стороны, к порождению неуверенности в своих силах или неприятию грядущих изменений. Неадаптированный к аудитории характер подачи информации, например, частое использование терминов, смысл и значение которых не совсем и не всем понятны, нежелание руководителей перевести сложные понятия на простой и доступный язык, четко очертить задачи, стоящие перед каждым коллективом, предложить алгоритм нововведений также приводит к отторжению инноваций у работников, способствуя снижению их самооценки.

При успешном течении адаптации происходит переход рабочего на следующий, стереотипный уровень взаимодействия со средой. В этот период он овладевает необходимыми трудовыми операциями, привыкает к условиям труда и отдыха, усваивает основные нормы, стереотипы поведения и деятельности и становится способным поддерживать функциональный способ взаимодействия со средой. Основными признаками стереотипного уровня адаптации являются отсутствие или эпизодический характер заболеваний из-за условий труда и случаев травматизма, высокая удовлетворенность работой в целом и большинством ее частных элементов, отсутствие или случайный характер нарушений трудовой дисциплины, выработка на уровне, среднем для рабочих с таким же стажем, а также благоприятное самочувствие адаптанта в коллективе.

На стереотипной ступени проявления инициативы со стороны рабочих в виде практических предложений и действий по преобразованию среды носят эпизодический характер. Однако инновационные процессы их не пугают и даже вызывают интерес. Работники, находящиеся на этом уровне адаптации, обладают инновационным потенциалом и создают базу дальнейшего развития инноваций.

Усиление инновационной активности рабочих наблюдается на стереотипно-инициативном уровне, который характеризуется проявлением творческой инициативы в одних сферах производственной среды и сохранением стереотипного - в других. Для таких работников инновационные процессы и их усовершенствование являются важной составляющей их профессиональной деятельности, а также проводниками, агентами инновационных процессов на предприятии и могут активизировать инновационную деятельность работников, находящихся на стереотипном уровне адаптации.

В качестве основных признаков стереотипно-инициативного уровня отметим перевыполнение норм выработки; рационализацию и применение новых инструментов и приемов; овладение смежными профессиями; помощь советом и делом товарищам по работе; участие в общественной жизни коллектива; выступления на заседаниях, собраниях, в печати с критикой недостатков и конструктивными предложениями, направленными на их устранение; высокая удовлетворенность взаимоотношениями с членами коллектива и мастером.

В дальнейшем часть молодых рабочих может перейти на инициативный уровень взаимодействия со средой. Отличительной чертой этой категории адаптантов является сильно выраженная активная жизненная позиция. Рабочие, достигшие инициативного уровня, вливаются в наиболее активную и авторитетную часть коллектива, его идентификационное ядро. Составляющие это ядро рабочие не просто добросовестно относятся к своим обязанностям, но готовы действовать по неформальным нормам и образцам поведения ради успешного решения задач предприятия и повышения его престижа. Такие работники являются инновационной элитой предприятия, осуществляя постоянный поиск выходов из сложных ситуаций. Это инновационные лидеры, которые способны не только разрабатывать стратегию и тактику инновационных преобразований, но и внедрять их в производственный процесс.

Социологические исследования помогут выявить все перечисленные группы адаптантов и оценить потенциал промышленного предприятия с точки зрения готовности персонала к инновациям. Рассматривая всё многообразие стратегий адаптационного поведения персонала к изменениям на предприятии, Р.Е. Быковский [3] приходит к двум результирующим: стремление к внедрению инноваций, боязнь и сопротивление инновациям. Положительное отношение к инновациям формируется, в частности, при поддержке новаторов со стороны высшего менеджмента, эффективном обмене информацией с коллективом и другими подразделениями. На этапе внедрения инноваций важны развитие и поддержка стремления рабочих к постоянному повышению квалификации, возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях. Блокируют инновации недоверие к идеям «снизу», жесткий контроль со стороны вышестоящего руководства, кулуарное принятие решений.

Вследствие указанного выше, актуальной представляется разработка мер по снижению уровня социально-психологической напряженности работников, столкнувшихся с инновациями.

Большой положительный эффект может быть достигнут при применении положительных санкций в случае выполнения сотрудником поставленных задач. Представляется целесообразным также обращать внимание работников на преимущества, которые они получат в случае введения инноваций, а не на проблемы и трудности, которые и так всем очевидны. Подобные рекомендации целесообразно разработать и по отношению к рабочим, находящимся на стереотипном и стереотипно-инициативном уровнях адаптации. Например, для того чтобы активизировать рабочих на этих ступенях адаптации, необходимо организовать канал коммуникации с лидерами инновационных процессов, являющихся адаптантами более высокого, инициативного уровня.

Ссылки:

1. Артеменко В.Б., Агафонова М.С. Вопросы адаптации экономических систем к инновациям // Экономические науки. 2013. № 10. С. 196.

2. Субочева А.Д., Субочева О.Н. Управление адаптацией в производственной организации (опыт исследования) : монография. М., 2007. С. 38.

3. Быковский Р.Е. Возможные стратегии адаптационного поведения персонала к изменениям на предприятии [Электронный ресурс] // Социология : электрон. журн. 2008. № 3. URL: http://www.zpu-joumal.ru/e-zpu/2008/3/Bykovskiy/ (дата обращения: 29.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.