Научная статья на тему 'Современные модели повышения квалификации педагогических работников СПО'

Современные модели повышения квалификации педагогических работников СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2143
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL WORKERS / TRADITIONAL AND INNOVATIVE MODELS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субочева Марина Львовна

В статье анализируется современная педагогическая практика традиционных и инновационных моделей повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Обосновывается необходимость развития тех моделей повышения квалификации, которые обеспечивают развитие творческого потенциала личности педагога СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субочева Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENTOF PEDAGOGICAL WORKERS OF SPE (Secondary Professional Education)

This article analyzes the current teaching practice of traditional and innovative models of professional development of pedagogical workers of educational institutions of secondary professional education. The necessity of development of those models of professional development which facilitate the development of creative potential of personality of a teacher is defined.

Текст научной работы на тему «Современные модели повышения квалификации педагогических работников СПО»

УДК 377.018.48 ББК 74

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО

I М.Л. Субочева

Аннотация. В статье анализируется современная педагогическая практика традиционных и инновационных моделей повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Обосновывается необходимость развития тех моделей повышения квалификации, которые обеспечивают развитие творческого потенциала личности педагога СПО.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования; традиционные и инновационные модели повышения квалификации.

MODERN MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL WORKERS OF SPE (Secondary Professional Education)

I M.L. Subocheva

54

Abstract. This article analyzes the current teaching practice of traditional and innovative models of professional development of pedagogical workers of educational institutions of secondary professional education. The necessity of development of those models of professional development which facilitate the development of creative potential of personality of a teacher is defined.

Keywords: professional development of pedagogical workers of educational institutions of secondary vocational education; traditional and innovative models of professional development.

В последние годы в отечественной психолого-педагогической науке проведена значительная работа по обобщению и научному осмыслению практического опыта повышения квалификации педагогических работни-

ков, в том числе преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования (Н.А Белан, В.А. Волков, Е.Е. Гиль-ман, Т.С. Горбунова, Т.Н. Данилова, Б.П. Дьяконов, О.Г. Згурян, Е.А. Ле-

ванова, В.И. Сахарова и др.) [1; 2, с. 22; 3; 4, с. 233; 5-8]. Исследователи отмечают, что новые технологии передачи информации, технологии обучения, а также новые источники, средства, формы и методы обучения предоставляют современному педагогу огромные возможности для удовлетворения своих образовательных потребностей, профессионального и личностного развития.

Кроме практики повышения квалификации в специальных образовательных организациях в настоящее время обосновываются идеи обучения и развития персонала как одного из основных направлений системы управления персоналом (СУП) организации или проводимой кадровой политики [9, с. 42]. По мнению М.Н. Глухенькой, обучение и развитие персонала в организации позволяет учитывать интересы и потребности именно данной организации. В основу такой системы развития персонала должен быть положен системный подход, поскольку осуществление обучения и развития персонала состоит из множества составляющих, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Внедрение такой модели позволит обеспечить эффективное функционирование организации, поскольку процесс обучения и развития персонала направлен на достижение главной цели организации.

Модель методической работы с начинающими преподавателями СПО, широко используемая в педагогической практике учреждений среднего профессионального образования страны, основана на учете типичных затруднений, которые испытывают начинающие преподаватели.

Наибольшие сложности у этой категории педагогов вызывают вопросы дисциплины и порядка на занятиях, методические и технологические аспекты занятия (использование современных ТСО (интерактивных досок) и ПК), оформление различной документации, осуществление кураторства. Эти проблемы связаны с тем, что начинающие (не зависимо от возраста) преподаватели имеют достаточные специальные знания, но у них недостаточно сформирована методическая компетентность.

Традиционная модель, используемая методическими службами московских колледжей, состоит из следующих компонентов: концептуального, содержательного, организационного и результативного. Концептуальный компонент основывается на акмеологическом и компе-тентностном подходах. Акмеологиче-ский подход нацеливает на развитие творческих способностей начинающего педагога с учетом различных аспектов совершенствования их квалификации. Компетентностный подход ориентирует, с одной стороны, на выяснение профессиональной пригодности, психологической готовности к данному виду трудовой деятельности и степени социальной ответственности за его процесс и результаты, а с другой стороны — нацеливает на формирование и развитие профессиональных компетенций (методической, проектировочной, организаторской, коррекционной и т.д.). Содержательный компонент модели методической работы образовательной организации СПО с начинающими педагогами включает в себя реализацию обучающих модулей, направленных на формирование ком-

55

56

петентностей, отсутствие или низкий уровень сформированности которых выявляется в результате анализа и самоанализа профессиональной деятельности. Организационный компонент модели методической работы включает ресурсное обеспечение обучения начинающих педагогов и собственно организацию обучения. Диагностический компонент модели обеспечивает объективную диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций.

Педагогическая практика представляет не только модель методической работы с начинающими преподавателями СПО, но и модель научно-методического сопровождения совершенствования профессиональной компетентности педагогического коллектива колледжа [10, с. 42] в условиях образовательной организации СПО. Цель реализации такой модели заключается в создании условий, обеспечивающих совершенствование профессиональной компетентности преподавателей на всех этапах профессионального становления, осуществляя включение преподавателей в систему непрерывного повышения квалификации и достижения значительных результатов профессиональной деятельности. Эта модель предполагает деятельность педагогов в следующих направлениях: обобщение своего профессионального опыта; участие в научно-практических конференциях; повышение квалификации через систему практико-ориентированных семинаров на базе колледжа с приглашением специалистов высшей школы; участие в конкурсном движении внутри колледжа и внешних организациях; работа в творческих

микрогруппах; работа в предметно-методических комиссиях; работа по самообразованию; участие в работе Школы молодого специалиста; участие в работе Школы наставничества; проведение открытых учебных занятий и мастер-классов.

Что касается повышения уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования, то, на наш взгляд, наиболее эффективную модель профессионального и личностного развития педагогов описала Т.Н. Данилова [4]. По мнению автора, в современных социально-экономических условиях РФ обеспечить качественный образовательный процесс повышения квалификации для преподавателей СПО одному отдельному образовательному учреждению довольно проблематично, поскольку необходимо объединение материальных, научно-методических, кадровых и др. рода ресурсов. Решение проблемы, считает Т.Н. Данилова, возможно только на базе Ресурсных центров, которые как раз и позволяют объединить необходимые ресурсы. В такие центры входят работодатели (производство или организации), образовательные организации СПО, Институты повышения квалификации. По сути, речь как раз и идет о системе социального взаимодействия.

Каждая из существующих сегодня моделей повышения квалификации преподавателей СПО имеет свои характерные признаки, положительные черты и недостатки. Так, традиционная модель, сложившаяся в 70-80-е гг. прошлого века, предполагает очную форму обучения, поскольку основное обучение

проходит в аудитории при непосредственном общении преподавателя и обучающихся. Основными методами обучения являются лекции, семинары, практические работы. Формы контроля: индивидуальные и групповые зачеты, курсовые работы. Положительной ее чертой является то обстоятельство, что обучающиеся обеспечиваются новой информацией по актуальным проблемам теории и методики профессионального образования. К недостаткам следует отнести процесс получения информации обучающимися в готовом виде. Не четко учитываются личные достижения обучающихся из-за формализованных форм контроля итогов обучения. Нет связи с содержанием преподаваемых дисциплин. Роль обучающегося в процессе обучения достаточно пассивна, так как от него требуется только запоминать и воспроизводить изученный материал. Курсовые работы не требуют исследовательской деятельности.

Полиинституциональная модель (на основе сетевой формы обучения) характеризуется диссеми-нацией инновационного педагогического опыта в образовательной системе. Организация регулярной обратной связи позволяет своевременно определять проблемы обучающихся. Положительными характеристиками являются активные и интерактивные методы обучения; формирование необходимых компетенций; поэтапный контроль уровня сформированности компетенций. Тем не менее, имеются и недостатки, такие как: увеличение объема документации трудоемкости контроля; изменение структуры учебной нагрузки обучающихся, в частности

увеличение внеаудиторной составляющей; необходимость разработки и внедрения новых форм контроля, в том числе для самостоятельной работы для обучающихся с разным уровнем сложности.

Весьма распространенной является модель дистанционной формы обучения с использованием ИТ. Модель ориентирована на формирование умений самостоятельного представления и извлечения знания, на осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании современных методов и средств формализации знания, средств автоматизации, информатизации и коммуникации в процессе решения комплексных педагогических задач. Несомненным достоинством этой модели можно считать обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся и индивидуальной работы с ними. Но и данная модель несвободна от недостатков. Так, исследователи отмечают, что сегодня эта модель в процессе становления и «Превалирует набор эмпирически найденных приемов, средств и правил» [11, с. 189], что затрудняет создание эффективной модели дистанционного обучения.

В современной педагогической практике широкое распространение получила модель непрерывного профессионального развития (повышение квалификации на базе образовательной организации). Эта модель предполагает несколько направлений, в частности методическую работу с начинающими преподавателями СПО, в основе которой лежит оказание методической помощи для адаптации начинающих преподавателей

57

ВЕК

в профессионально-педагогической деятельности. Кроме этого, предполагается научно-методическое сопровождение совершенствования профессиональной компетентности педагогического коллектива колледжа. Цель реализации заключается в создании условий, обеспечивающих совершенствование профессиональной компетентности преподавателей на всех этапах профессионального становления, осуществляя включение преподавателей в систему непрерывного повышения квалификации и достижение значительных результатов профессиональной деятельности. По сравнению с традиционным обучением эта модель позволяет расширить формы и методы обучения: обобщение своего профессионального опыта; участие в научно-практических конференциях; повышение квалификации через систему прак-тико-ориентированных семинаров на базе колледжа с приглашением специалистов высшей школы; участие в конкурсном движении внутри колледжа и внешних организациях;

58 работа в творческих микрогруппах; работа в предметно-методических комиссиях; работа по самообразованию; участие в работе Школы молодого специалиста; участие в работе Школы наставничества; проведение открытых учебных занятий и мастер-классов. Но и в этой модели имеются существенные недостатки, а именно ограничивается взаимодействие обучающихся с внешними организациями, а также существует реальная возможность субъективности в оценке профессиональных достижений обучающихся.

Модель временных творческих объединений (в том числе выездных),

в основе которой лежит модульно-на-копительная организация образовательного процесса, обеспечивает непрерывность и адресность повышения квалификации педагогических кадров. В качестве важных положительных характеристик этой модели следует выделить расширение практики построения и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями педагога и образовательного учреждения. Тем не менее, следует отметить неразработанность теории и практики объективной оценки результатов такого повышения квалификации.

Представляется важным отметить появление инновационной смысло-деятельностной модели, главной отличительной чертой которой является то, что в основе функционирования этой модели лежит идея создания условий для актуализации и развитии рефлексии педагогов в процессе повышения их квалификации. Основополагающими являются следующие позиции: процессы смыслообразования должны происходить как в поле усвоения системы знаний обучающихся, так и в поле профессионального развития и самоосуществления личности. Интенсификация процесса повышения квалификации педагогов-практиков осуществляется за счет активного использования в нем рефлексивных методов, становится возможным не только повысить качество образовательного процесса, но и перейти к реальной смене парадигмы во всей системе повышения квалификации. Но, как и в предыдущем случае, отмечается неразработанность теории и практики

объективности оценки результатов такого повышения квалификации.

Не отвергая ценности всех перечисленных моделей повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций СПО, можно выделить, как наиболее перспективные в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса, две последние модели. Наше утверждение основывается на том, что именно они в большей степени обеспечивают развитие творческого потенциала личности педагога. Творческий потенциал личности преподавателя СПО представляет собой интегративное свойство личности, включающее в себя когнитивную, социально-психологическую и технологическую составляющие: когнитивная составляющая выражает особенности протекания процессов обучения личности педагога, его способность к самообучению; социально-психологическая составляющая включает в себя особенности эмоционального реагирования на проявления внешнего мира, самооценку, организаторские, лидерские и коммуникативные способности, мотивационную включенность в профессиональную деятельность; креативность; технологическая составляющая предполагает наличие способности к обучению и воспитанию обучающихся разных возрастных групп, в частности подростков и взрослых, а также владение методиками преподавания и современными образовательными технологиями; умение осуществлять самопознание и саморазвитие через рефлексивный анализ своей деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков, В.А. Дистанционная форма обучения в системе дополнительного профессионального образования: первый опыт [Текст] / В.А. Волков // Методист. -2014. - № 2. - С. 7-10.

2. Гильман, Е.Е. Дидактические условия развития дистанционного образования в информационном пространстве колледжа [Текст] / Е.Е. Гильман: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2005.

3. Горбунова, Т.С. О реализации модели непрерывного профессионального развития педагогических работников Омского региона [Текст] / Т.С. Горбунова, Н.А. Белан // Методист. - 2013. - № 10. - С. 3-4.

4. Данилова, Т.Н. Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Т.Н. Данилова: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: МПГУ, 2010.

5. Дьяконов, Б.П. Перспективы дистанционного образования [Текст] / Б.П. Дьяконов // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 1. - С. 40-41.

6. Згурян, О.Г. Модель методической работы с начинающими преподавателями [Текст] / О.Г. Згурян // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 1. -

С. 38-41. 59

7. Леванова, Е.А. Современные технологии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования [Текст] / Е.А. Леванова // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. - М.: МПГУ, 2006. -С. 246-248.

8. Сахарова, В.И. Новые подходы к повышению квалификации работников профшколы [Текст] / В.И. Сахарова // Профессиональное образование. Столица. - 2007. -№ 4. - С. 12-14.

9. Глухенькая, Н.М. Обучение и развитие персонала: принципы, подходы, методы [Текст] / Н.М. Глухенькая // Профессиональное образование. Столица - 2015. -№ 1. - С. 42-44.

10. Джус, К.Я. Возможности совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях образовательной организации среднего профессионального образования [Текст] / К.Я. Джус // Методист. - 2015. - № 2. -С. 42-45.

11. Начальный курс дидактики дистанционного образования: обобщающая монография [Текст] / Под ред. В.И. Овсянникова - М.: Педагогика, 2006. - 393 с.

REFERENCES

1. Danilova T.N., Povyshenie professionalno-pedagogicheskoi kompetentnosti prepoda-vatelei spetsialnykh distsiplin uchrezhdenii srednego professionalnogo obrazovaniya, PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2010. (in Russian)

2. Dyakonov B.P., Perspektivy distantsionnogo obrazovaniya, Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa, 2013, No. 1, pp. 40-41. (in Russian)

3. Dzhus K.Ya., Vozmozhnosti sovershenst-vovaniya professionalnoi kompetentnosti pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh obra-zovatelnoi organizatsii srednego professionalnogo obrazovaniya, Metodist, 2015, No. 2, pp. 42-45. (in Russian)

4. Gilman E.E., Didakticheskie usloviya raz-vitiya distantsionnogo obrazovaniya v infor-matsionnom prostranstve kolledzha, Extended Abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Kursk, 2005. (in Russian)

5. Glukhenkaya N.M., Obuchenie i razvitie personala: printsipy, podkhody, metod, Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa, 2015, No. 1, pp. 42-44. (in Russian)

6. Gorbunova T.S., Belan N.A., O realizatsii modeli nepreryvnogo professionalnogo raz-vitiya pedagogicheskikh rabotnikov Omsk-ogo regiona,Metodist, 2013, No. 10, pp. 3-4. (in Russian)

7. Levanova E.A., "Sovremennye tekhnologii povysheniya kvalifikatsii i professionalnoi podgotovki rabotnikov obrazovaniya", in: Problemy i perspektivy razvitiya professionalnoi kompetentnosti organizatorov obrazovaniya: Sb. materialov mezhdunar. nauch.-praktich. konf, Moscow, 2006, pp. 246-248. (in Russian)

8. Nachalnyi kurs didaktiki distantsionnogo obrazovaniya: obobshchayushchaya mono-grafiya, Pod red. V.I. Ovsyannikova, Moscow, 2006, 393 p. (in Russian)

9. Sakharova V.I., Novye podkhody k povysh-eniyu kvalifikatsii rabotnikov profshkoly, Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa, 2007, No. 4, pp. 12-14. (in Russian)

10. Volkov V.A., Distantsionnaya forma obu-cheniya v sisteme dopolnitelnogo profes-sionalnogo obrazovaniya: pervyi opyt, Metodist, 2014, No. 2, pp. 7-10. (in Russian)

11. Zguryan O.G., Model metodicheskoi raboty s nachinayushchimi prepodavatelyami, Pro-fessionalnoe obrazovanie. Stolitsa, 2015, No. 1, pp. 38-41. (in Russian)

Субочева Марина Львовна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой технологии и профессионального обучения, Институт физики, технологии и информационных систем, Московский педагогический государственный университет, subo4eva.marina@yandex.ru Subocheva M.L., ScD in Pedagogy, Department of Technology and Vocational Training, Chairperson, Institute of Physics, Technology and Information Systems, Moscow State University of Education, subo4eva.marina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.