Научная статья на тему 'УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРАВОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРАВОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовая интеграция / интеграционные процессы / уровни интеграции / внешняя интеграция / внутренняя интеграция.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова А.В.

Статья посвящена исследованию уровней правовой интеграции. Активное развитие интеграционных процессов в мире, рост их интенсивности и глубины, увеличение уровня взаимной зависимости между субъектами интеграции, развитие связей между различными видами и уровнями интеграции обуславливают особенную важность и необходимость правильного оформления и координации указанных процессов с помощью различных правовых средств. Эти обстоятельства, а также наличие страновых особенностей, противоречий и резких изменений в динамике интеграционных процессов определяют актуальность исследования проблем правовой интеграции. Целью исследования стало обобщение имеющихся представлений и формирование собственного целостного теоретического определения категории уровней правовой интеграции. С этой целью автор статьи обращается к широкому набору общенаучных методов: диалектическому, системному, эмпирическому. Также использованы логические научные приемы анализа, синтеза, дедукции, индукции, гипотезы. При этом основной философской основой используемого автором подхода является всеобщий метод материалистической диалектики. Автор исходит из того, что в составе юридической категории «правовая интеграция» существительное «интеграция» отражает внутреннее содержание исследуемого явления, а определение «правовая» более точно характеризует форму его реализации. Иными словами, правовая интеграция может отличаться различным содержанием (экономическим, политическим, культурным и т.д.), однако общим объединяющей характеристикой данных процессов является правовая форма их осуществления. Вопросы правовой интеграции достаточно активно и подробно исследуются в науке, однако при этом отсутствует единство мнений относительно критериев выделения и содержания уровней правовой интеграции. Автором предложено собственное понимание данной категории правовой интеграции, поставлена задача научного осмысления и теоретического обобщения определения уровней правовой интеграции в рамках единого общетеоретического представления о правовой интеграции. Автором обосновано деление правовой интеграции на внутреннюю и внешнюю правовую интеграцию. В рамках внешней интеграции также выявлено несколько подуровней: в частности, говорят о международном и внутригосударственном (федеративном) уровне. Ключевой вывод автора статьи состоит в том, что каждый из указанных уровней правовой интеграции имеет свою специфику, при этом сохраняя единство базовых признаков интеграции как некоторой объединительной тенденции не зависимо от уровня и сферы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРАВОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-400-405 NIION: 2018-0076-5/22-721 MOSURED: 77/27-023-2022-5-920

ИВАНОВА Анастасия Вячеславовна,

аспирант,

e-mail: nastya.starosta.ivanova@mail.ru

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРАВОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию уровней правовой интеграции. Активное развитие интеграционных процессов в мире, рост их интенсивности и глубины, увеличение уровня взаимной зависимости между субъектами интеграции, развитие связей между различными видами и уровнями интеграции обуславливают особенную важность и необходимость правильного оформления и координации указанных процессов с помощью различных правовых средств. Эти обстоятельства, а также наличие страновых особенностей, противоречий и резких изменений в динамике интеграционных процессов определяют актуальность исследования проблем правовой интеграции. Целью исследования стало обобщение имеющихся представлений и формирование собственного целостного теоретического определения категории уровней правовой интеграции. С этой целью автор статьи обращается к широкому набору общенаучных методов: диалектическому, системному, эмпирическому. Также использованы логические научные приемы анализа, синтеза, дедукции, индукции, гипотезы. При этом основной философской основой используемого автором подхода является всеобщий метод материалистической диалектики.

Автор исходит из того, что в составе юридической категории «правовая интеграция» существительное «интеграция» отражает внутреннее содержание исследуемого явления, а определение «правовая» более точно характеризует форму его реализации. Иными словами, правовая интеграция может отличаться различным содержанием (экономическим, политическим, культурным и т.д.), однако общим объединяющей характеристикой данных процессов является правовая форма их осуществления.

Вопросы правовой интеграции достаточно активно и подробно исследуются в науке, однако при этом отсутствует единство мнений относительно критериев выделения и содержания уровней правовой интеграции. Автором предложено собственное понимание данной категории правовой интеграции, поставлена задача научного осмысления и теоретического обобщения определения уровней правовой интеграции в рамках единого общетеоретического представления о правовой интеграции.

Автором обосновано деление правовой интеграции на внутреннюю и внешнюю правовую интеграцию. В рамках внешней интеграции также выявлено несколько подуровней: в частности, говорят о международном и внутригосударственном (федеративном) уровне. Ключевой вывод автора статьи состоит в том, что каждый из указанных уровней правовой интеграции имеет свою специфику, при этом сохраняя единство базовых признаков интеграции как некоторой объединительной тенденции не зависимо от уровня и сферы ее развития.

Ключевые слова: правовая интеграция, интеграционные процессы, уровни интеграции, внешняя интеграция, внутренняя интеграция.

IVANOVA Anastasia Vyacheslavovna,

aspirant

TIERED APPROACH IN LEGAL INTEGRATION STUDIES: GENERAL THEORETICAL ASPECTS

Annotation. Ivanova A.'s article is devoted to the study of the levels of legal integration. The complication of integration processes, the complexity and increased social significance of economic, political, cultural integration predetermine the need to formalize and coordinate these processes using various legal means. These circumstances, as well as the presence of country specifics, contradictions and abrupt changes in the dynamics of integration process, determine the relevance of studying the problems of legal integration. The aim of the study was to generalize the existing ideas

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

and form own holistic theoretical definition of the category of levels of legal integration. To this end, the author of the article uses a wide range of general scientific methods: dialectical, statistical, systemic, empirical, as well as logical scientific methods of analysis, synthesis, deduction, induction, hypothesis. At the same time, the main philosophical basis of the approach used by the author is the general method of materialistic dialectics.

The author proceeds from the fact that when analyzing the term "legal integration" as a legal category, the noun "integration" refers to the content of the characterized process, and the adjective "legal" is associated with the form of implementation of this process. That means that legal integration process can have different content (economic, political, cultural, etc.), but the legal form of their implementation is the only connecting feature of these processes.

The issues of legal integration are studied quite actively and in detail in science, however, there is no consensus on the criteria for identifying and maintaining the levels of legal integration. The author proposes his own understanding of this category, sets the task of scientific understanding and theoretical generalization of the definition of the levels of legal integration within the framework of a single general theoretical idea of legal integration.

As a result of the study, the author substantiates the division of legal integration into internal and external legal integration. Within the framework of external integration, several sublevels have also been identified: in particular, they speak of the international and domestic (federal) levels. The key conclusion of the author of the article is that each of the indicated levels of legal integration has its own specifics, but the main signs of integration as a trend and a process aimed at unification remain the same and express the unchanging basis, the essence of legal integration, regardless of the level and scope of its development.

Key words: legal integration, levels of integration, internal legal integration, external legal integration.

Общественные отношения на современном этапе исторического развития находятся на очень интересном этапе, который кардинально отличается от всего предыдущего опыта человечества. Данный этап в литературе получил общее обозначение как «глобализация». Можно смело утверждать, что глобализация, не смотря на наличие страновых особенностей этого процесса, а также наличие определенных противоречий и резких изменений в динамике данного процесса, охватила практически все сферы общественно-социальной жизни всех государств мира. На настоящем этапе общественного развития происходит всеобщее объединение экономических, политических, сырьевых, финансовых ресурсов человечества.

Именно процессы глобализации во-многом определяют особенности современного развития экономических и правовых систем нашего времени. Глобализация имеет своим последствием рост взаимозависимости государств и их стремление оптимизировать и повысить эффективность своего взаимодействия путем сознательного формирования своей стратегии участия в мировых интеграционных процессах.

Динамика развития мировых интеграционных процессов неоднородна, она имеет свою цикличность, переживая периоды бурного развития и спада. В частности, в настоящее время свои коррективы в этот процесс внесла мировая пандемия коронавируса и обострение геополитических противоречий между Российской Федерацией и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

мировым сообществом, что оказало радикальное влияние и вызвало кардинальное изменение характера и степени участия России в отдельных интеграционных процессах на традиционных направлениях, однако одновременно эти факторы могут ускорить интеграционные процессы на иных направлениях.

При исследовании интеграционных процессов центральное место занимают вопросы правовой интеграции, так как любой вид интеграции осуществляется и в конечном счете оформляется при помощи правовых средств. Активное развитие интеграционных процессов в мире, рост их интенсивности и глубины, увеличение уровня взаимной зависимости между субъектами интеграции, развитие связей между различными видами и уровнями интеграции обуславливают особенную важность и необходимость правильного оформления и координации указанных процессов с помощью различных правовых средств. В условиях формирования многополярного мира, видоизменения и совершенствования интеграционных процессов на различных уровнях особую актуальность приобретает необходимость научного осмысления и обоснования правовых интеграционных процессов и задача формирования единого общетеоретического представления о правовой интеграции. Этими обстоятельствами определяется актуальность и практическая значимость темы исследования.

Одним из важнейших для осмысления и теоретического обоснования является вопрос об

уровнях правовой интеграции. Правовая интеграция, будучи явлением комплексным и сложным, можно распределить на несколько уровней. Такое разделение необходимо для того, чтобы более полно и верно понять сущность данного явления как объекта исследования.

Разделение по уровням правовой интеграции, как правило, проводят исходя из сферы распространения данного явления. Выделенные уровни должны обладать определенной самостоятельностью. Конечно, степень выявленной самостоятельности достаточно условна и характеризуется относительностью.

При исследовании данного вопроса целесообразно придерживаться мнения С.С. Алексеева о том, что система права формируется не «сверху вниз», а «снизу вверх» [4, с.35]. Это позволяет выявить функции внутрисистемных интеграционных процессов и установить их роль. Как известно, система права обладает сложным и многоуровневым строением, которое является итогом контакта и взаимного влияния различных свойств правовых норм, а также следствием интеграции норм различных систем на базе некоторого общего объединяющего фактора.

Чтобы выявить некоторые признаки и черты объективно существующего внутреннего строения системы права, важно сосредоточиться более на критериях его интеграции, нежели на признаках его интеграции. Следование этому принципу необходимо для того, чтобы деление не имело искусственный характер и не способствовало нивелированию различий различных элементов и уровней структуры права.

Наиболее распространенным является деление на внутреннюю и внешнюю правовую интеграцию [9, с.28]. Можно выделить внутреннее и внешнее проявление правовой интеграции. Внутренняя интеграция, часто она называется также внутрисистемной, имеет место в рамках определенной системы (экономической, политической, правовой и т.д.). Внешняя (межсистемная) правовая интеграция - проявляется как некоторая форма взаимодействия систем. Свое название она получила по той причине, что обусловлена объединением самостоятельных, характеризующихся собственной внутренней структурой социальных систем и их элементов.

С одной стороны, правовая интеграция - это деятельность каждого отдельного государства, которое осуществляет объединение разрозненных элементов правовой системы в одно целое, обеспечивающую повышение уровня эффективности нормативного регулирования. В рамках правовой интеграции каждое отдельное государство развивает и изменяет свою правовую систему таким образом, чтобы «приблизиться» к опреде-

ленному эталонному уровню, к общим стандартам правового регулирования в рамках определенного интеграционного уровня. В случае же крупной правовой системы, которая даже в рамках одного государства, может включать в себя несколько отдельных правовых подсистем, обладающих различной степенью автономности (например, это возможно в рамках федеративного государства, где каждый член федерации имеет свое законодательство), задачи правовой интеграции также могут концентрироваться на уровне одного государства. В любом случае, говоря о внутреннем проявлении правовой интеграции, мы акцентируем внимание на взгляде на этот процесс со стороны отдельного государства, подчеркивая, что правовая интеграция - это деятельность отдельного государства, направленная на достижение определенных целей, заданных задачами всего интеграционного сообщества будь-то на уровне одного государства или межгосударственного интеграционного объединения.

Необходимо отметить, что правовая интеграция свойственна любому государству. Мировая обстановка по своей сути диктует правила, по которым законодатель вынужден создавать новое или обновлять старое правовое поле, тем самым осуществляя правовую интеграцию.

Внешнее проявление правовой интеграции мы можем определить как процесс сближения систем национального права различных государств, входящих в региональные международные организации на основе международных многосторонних региональных соглашений и двусторонних договоров в рамках конкретного региона. В этом случае подчеркивается общность направления движения нескольких государств в рамках интеграционного сообщества.

В рамках внешней интеграции выделяют несколько подуровней. Как правило, говорится о международном и внутригосударственном (федеративном) уровне [6, с.62].

При международной интеграции между собой взаимодействуют системы различных государств, а также взаимовлияют национальные системы с международным правом. Термин «внутригосударственная (федеративная) правовая интеграция» применяется в отношении взаимодействия правовых систем субъектов федерации в федеративных государствах между собой и с федеральным центром. Мы не считаем, что имеются основания относить внутригосударственную правовую интеграцию к межсистемной. В частности, это не является верным в отношении унитарных государств, в которых данный вид расценивается как внутренняя (внутрисистемная) правовая интеграция.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Аналогично внутригосударственная интеграция в федеративных государствах, по нашему мнению, не может относиться к межсистемной. Рассматривая качественное своеобразие региональных социальных систем во взаимодействии друг с другом и проводя их соотношение, то с учетом того факта, что субъекты федерации обладают собственными правотворческими полномочиями (несмотря на их ограниченность определенным кругом случаев) есть возможность исследовать данный вид правовой интеграции в качестве межсистемной.

Выделение подуровней правовой интеграции может быть углублено дальнейшим делением.

П.А. Цыганков предлагает классификацию международно-правовой интеграции по географическому принципу [11, с. 124]:

- универсальная (глобальная). Данный уровень интеграции переживает в настоящий момент определенный кризис в своем развитии в связи с обострением противоречий на уровне ООН. В связи с тем, что любая степень интеграции влечет за собой определенную степень отказа от суверенитета путем передачи ряда полномочий на уровень интеграционного образования, то на всемирном (универсальном) уровне это представляется достаточно отдаленной перспективой;

- региональная интеграция. Данный уровень интеграции в настоящий момент переживает наибольшее развитие в мире и является наиболее востребованным уровнем, на котором происходит взаимодействие субъектов [7, с. 62]. Классический пример интеграции на данном уровне представляет собой Евросоюз [10, с.70]. Придерживаются движения в этом направлении интеграционные объединения Латинской Америки (Меркосур, Андское сообщество), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

Одним из проявлений интеграции является создание наднациональных судов в рамках интеграционного объединения. Спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко предложила создать суд по правам человека в рамках Содружества независимых государств (СНГ), который стал бы для россиян заменой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Поручение обсудить возможность создания подобного суда было дано президентом Владимиром Путиным еще в 2020 г. и сейчас оно близко к реализации [12].

Иными словами, международная интеграция имеет глобальный и региональный уровни. На уровне глобальной правовой интеграции мы можем наблюдать общие объединительные тенденции практически всех национальных систем. В настоящее время международная интеграция на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

данном уровне переживает кризис, после которого контуры интегративного процесса, очевидно, будут сильно изменены. Региональная интеграция, напротив, в настоящее время активно развивается. Каждый из указанных уровней правовой интеграции обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, однако основные признаки интеграции, определяющие ее как некоторый объединительный процесс, являются общими и отражают неизменную основу, сущность правовой интеграции вне зависимости от уровня и сферы ее развития.

В зависимости от специфики механизма правовой интеграции и субъектов формирования правовой основы можно выделить интеграцию, осуществляемую посредством присоединения (когда данный субъект принимает правила осуществления интеграции, выработанные другими субъектами, например, присоединение присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [2]); интеграцию, осуществляемую путем согласования и совместной разработки правовых основ ее осуществления. Тем самым, можно провести различие между правовой интеграцией в рамках международных интеграционных объединений (которая осуществляется, чаще всего, путем присоединения) и международную правовую интеграцию, осуществляемую в рамках иных международных объединений (которая чаще осуществляется путем согласования и совместной разработки ее правовой основы).

Рассмотрим характеристику уровней правовой интеграции более подробно. Внутренняя правовая интеграция имеет свои специфические особенности. Главное, что отличает внутрисистемные интеграционные процессы от иных уровней -это то, что они имеют место внутри уже сформированной системы и в этом смысле произ-водны от общих системных законов, подвластны их логике. Иными словами, это особый уровень правовой интеграции, имеющий место внутри сложившейся системы с сохранением общесистемной логики и правил. https://kstu.antiplagiat.ru/ report/full/65?v=1&c=1 &раде=32

Данный уровень интеграции крайне важен и значим для развития самой системы, он обеспечивает согласованное развитие структурных компонентов выстроенной системы, работая на поддержание целостности этой системы. Благодаря этому процессу происходит прогрессивное развитие этой системы, так как зарождаются новые системно-структурные связи, улучшается уровень организации.

Причины правовой интеграции в системе права имеют внешний и внутренний характер. В

качестве внешних причин можно обозначить объективное развитие и усложнение общественных отношений, которые требуют совершенствования их правового регулирования. В качестве основной внутренней предпосылки называется дифференциация правовых норм, которые нуждаются в определенном согласовании между собой и выстраивании определенной системы [3, с.50].

Непрерывный процесс дифференциации правовых норм, который происходит при активном нормотворчестве, может иметь своим негативным последствием нарушение связей внутри правовой системы. По этой причине происходящее усиление дифференциации элементов закономерно влечет активизацию интеграционных процессов. Интеграция в свою очередь ограничивает дифференциацию. Эти два процесса, таким образом, находятся в диалектическом единстве.

При исследовании внешней (межсистемной) правовой интеграции рассматриваются, основное внимание уделяется проблеме взаимодействия обладающих самостоятельностью общественно-социальных систем и того, какую функцию и значение при этом играют процессы правовой интеграции.

Активный рост международного экономического и политического взаимодействия закономерно влечет необходимость сближения правовых систем. Именно посредством права такое фактическое взаимодействие получает формализацию и закрепление, которое помогает предотвратить неверное понимание одной из сторон особенностей и степени интеграции, вносит ясность и определенность, предупреждает нарушения и злоупотребления.

Именно внешняя правовая интеграция, с одной стороны, дает возможность национальным системам развиваться не обособленно, а использовать положительный опыт и успехи правовых систем других стран, а с другой, - способствует устранению противоречий между субъектами, способствуя тем самым дальнейшему развитию и наращиванию сотрудничества.

Процесс интеграции на международном (межгосударственном) уровне осуществляется на основе сближения национальных систем и их объединения, основываясь на общих правовых принципах и общих целях [5, с.79].

Таким образом, наиболее распространенным является деление на внутреннюю и внешнюю правовую интеграцию. Внутренняя (или внутрисистемная) интеграция происходит в пределах конкретной системы (экономической, политической, правовой и т.д.). Внешняя (межсистемная) правовая интеграция - определенная форма взаимодействия систем. В рамках внешней интеграции

выделяют несколько подуровней: в частности, говорят о международном и внутригосударственном (федеративном) уровне. Каждый из указанных уровней правовой интеграции имеет свою специфику, при этом сохраняя единство базовых признаков интеграции как некоторой объединительной тенденции не зависимо от уровня и сферы ее развития.

Список литературы:

[1] Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // Собрание законодательства РФ. -2000. - № 7. - Ст. 786.

[2] Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (Подписан в г. Москве 23.12.2014) (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 38. - Ст. 5213.

[3] Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. М., 1974.

[4] Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. - С. 35-36.

[5] Бахин С.В. Понятие и механизмы международноправового сближения правовых систем // Российский ежегодник международного права. СПб., 2001. - С. 79-83.

[6] Безбородов Ю.С. Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена // Российский юридический журнал. -2012.- № 1. -С. 62 - 67.

[7] Доценко И.Д. Понятие региональной экономической интеграции: правовой аспект // Юрист. -2021. -№ 7. - С. 61 - 66.

[8] Егоров А.В. К вопросу о формировании правовой системы Союзного государства Беларуси и России // Журнал российского права. -2021.-№ 6. -С. 14 - 26.

[9] Кулапов В.Л., Потапенко Е.Г. Теоретические основы правовой интеграции: монография. — М.: Юрлитинформ, 2011. — 184 с.

[10] Матвиенко рассказала о новом суде по правам человека URL: https://pravo.ru/ news/240073/ (дата обращения - 15.04.2020 г.)

[11] Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Л.Х. Мингазова. - М.: Проспект, 2022. - 848 с.

[12] Рудоквас А.Д. Перспективы создания единого правового пространства ЕАЭС в свете опыта гармонизации частного права в ЕС // Евразийская экономическая перспектива: Сборник докладов V Международного экономического форума.- 2018.

[13] Степаненко Р.Ф. Кумулятивный интерес правовой и экономической наук в междисципли-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

нарных исследованиях современных социальных проблем // Государство и право. - 2021.- № 5. - С. 42-54.

[14] Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М., 1994.

Spisok literatury:

[1] Dogovor mezhdu RF i Respublikoi Belarus' ot 08.12.1999 «O sozdanii Soiuznogo gosudarstva» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2000. - № 7. - St. 786.

[2] Dogovor o prisoedinenii Kyrgyzskoi Respub-liki k Dogovoru o Evraziiskom ekonomicheskom soi-uze ot 29 maia 2014 goda» (Podpisan v g. Moskve 23.12.2014) (red. ot 01.10.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2015. - № 38. - St. 5213.

[3] Aver'ianov A.N. Kategoriia «sistema» v dial-ekticheskom materializme. M., 1974.

[4] Alekseev S.S. Struktura sovetskogo prava. M., 1975. - S. 35-36.

[5] Bakhin S.V. Poniatie i mekhanizmy mezhdunarodnopravovogo sblizheniia pravovykh sis-tem // Rossiiskii ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. SPb., 2001. - S. 79-83.

[6] Bezborodov lu.S. Mezhdunarodno-pravo-vaia integratsiia: podkhody k ponimaniiu fenomena // Rossiiskii iuridicheskii zhurnal. -2012.- № 1. - S. 62 -67.

[7] Dotsenko I.D. Poniatie regional'noi ekonom-icheskoi integratsii: pravovoi aspekt // lurist. -2021. -№ 7. - S. 61 - 66.

[8] Egorov A.V. K voprosu o formirovanii pravovoi sistemy Soiuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii // Zhurnal rossiiskogo prava. -2021.- № 6. -S. 14 - 26.

[9] Kulapov V.L., Potapenko E.G. Teoretich-eskie osnovy pravovoi integratsii: monografiia. — M.: lurlitinform, 2011. — 184 s.

[10] Matvienko rasskazala o novom sude po pravam cheloveka URL: https://pravo.ru/ news/240073/ (data obrashcheniia - 15.04.2020 g.)

[11] Mezhdunarodnaia i vnutrigosudarstvennaia zashchita prav cheloveka: uchebnik / pod red. L.Kh. Mingazova. - M.: Prospekt, 2022. - 848 s.

[12] Rudokvas A.D. Perspektivy sozdaniia edinogo pravovogo prostranstva EAES v svete opyta garmonizatsii chastnogo prava v ES // Evrazi-iskaia ekonomicheskaia perspektiva: Sbornik dokladov V Mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma.- 2018.

[13] Stepanenko R.F. Kumuliativnyi interes pravovoi i ekonomicheskoi nauk v mezhdistsiplinarnykh issledovaniiakh sovremennykh sotsial'nykh problem // Gosudarstvo i pravo. - 2021.- № 5. - S. 42-54.

[14] Tsygankov P.A. Politicheskaia sotsiologiia mezhdunarodnykh otnoshenii. M., 1994.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.