Научная статья на тему 'Уровневая модель психосоциального взаимодействия субъектов'

Уровневая модель психосоциального взаимодействия субъектов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МАЛЫЕ ГРУППЫ / ОБЩЕСТВО / УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PERSONALITY / SMALL GROUPS / SOCIETY / THE LEVELS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халитов Рашид Гусманович, Юсупов Ильдар Масгудович

Субъекты общения – личность, малая группа и общество рассматриваются на трех уровнях психосоциального взаимодействия: предметном, энергетическом, информационном. Взаимодействие происходит на всех уровнях одновременно, но в каждой конкретной ситуации доминирует один из них. Динамика характеристик для каждого субъекта взаимодействия представлена от уровня к уровню в матричном виде. Отклонения характеристик субъектов сигнализируют о психосоциальном диссонансе, дезадаптирующем личность, группу или общество в целом. Диагностика уровня, на котором личность или общность людей испытывают психосоциальный диссонанс, позволяет контролировать возможные аномалии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL MODEL OF PSYCHOSOCIAL INTERACTION OF SUBJECTS

Subjects of communication the person, small group and society are considered at three levels of psychosocial interaction : subject, energy and information. Reaction takes place at all levels simultaneously, but in each particular situation is dominated by one of them. Dynamics characteristics for each subject represented interaction from level to level in a matrix form. Deflection characteristics of the subjects indicate psychosocial dissonance, dezadaptiruyuschem person, group or society as a whole. Diagnosis of the level at which a person or community of people experiencing psychosocial dissonance allows you to control the behavior of anomalies encountered.

Текст научной работы на тему «Уровневая модель психосоциального взаимодействия субъектов»

Р.Г. Халитов, И.М. Юсупов УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

УДК 159.923 : 316.6

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ

© 2013

Р.Г. Халитов, кандидат психологических наук, ст. научный сотрудник Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, Казань (Россия) И.М. Юсупов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии

и психофизиологии развития

Институт экономики управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Субъекты общения - личность, малая группа и общество - рассматриваются на трех уровнях психосоциального взаимодействия: предметном, энергетическом, информационном. Взаимодействие происходит на всех уровнях одновременно, но в каждой конкретной ситуации доминирует один из них. Динамика характеристик для каждого субъекта взаимодействия представлена от уровня к уровню в матричном виде. Отклонения характеристик субъектов сигнализируют о психосоциальном диссонансе, дезадаптирующим личность, группу или общество в целом. Диагностика уровня, на котором личность или общность людей испытывают психосоциальный диссонанс, позволяет контролировать возможные аномалии поведения.

Ключевые слова: личность, малые группы, общество, уровни взаимодействия.

Постановка проблемы. В современном быстроизме-няющемся мире адаптация и дезадаптация диалектически предстают в ипостасях необходимых условий выживания людей, социальных групп, общества в их взаимодействии. Адаптивность, с одной стороны, приводит к гомеостазу макросистемы: человек - группа - общество. С другой стороны, она закрывает путь к личностному развитию субъекта взаимодействия. Непатологическая дезадаптивность позволяет вырваться из плена адаптированного состояния в новую реальность.

В последующих теоретических посылках опираемся на свои разработки психосоциального диссонанса и представления о многоуровневости бытия [1, 2, 4]. Психосоциальный диссонанс - это несоответствие представлений субъекта взаимодействия нормам социальной группы, общества в целом, вызывающее психическое напряжение, которое способно спровоцировать дистресс, конфликт, психосоматические заболевания, девиации или же стимулировать развитие субъекта взаимодействия (группы или общества) с выходом на новый виток развития, создание новых психосоциальных конструктов [4].

Уровневость бытия в аспекте современных философских воззрений представлена: 1) реальным (материальным, вещественным, предметным) миром, 2) действительным (субъективным, информационным) миром, и 3) возможным (трансцендентным) миром с соответствующими им уровнями самореализации человека. Психосоциальную адаптацию можно рассматривать как созидание субъектами взаимодействия действительного и реального мира через информационные поля (сигнал, раздражитель, потребность как начало самотворчества) и возможный мир как потенциальную реализуемость «матрицы памяти Вселенной» [3].

Цель работы: обосновать уровневую модель структуры психосоциальных характеристик субъектов взаимодействия:

1-й уровень - предметный - соматическая составляющая субъекта (реальный мир с точки зрения философии);

2-й уровень - энергетический - эмоциональная составляющая субъекта;

3-й уровень - информационный - ментальная составляющая субъекта (действительный мир с точки зрения философии);

4-й уровень - трансцендентный - экзистенциальная составляющая субъекта (возможный мир с точки зрения философии).

Взаимодействие происходит на всех уровнях одновременно, но в каждой конкретной ситуации доминирует один из них. Для рассмотрения нашей задачи ограничимся тремя уровнями, ибо в трансцендентном уровне дихотомия «адаптация-дезадаптация» отсутствует (см. табл.). Нижняя строка матрицы отражает действия человека в материальном мире - это работа, карьера,

бизнес. Средняя строка - действия человека в эмоциональном плане - это семья, друзья, коллеги - те, с кем субъект энергетически связан. Верхняя строка отражает действия в семантическом поле - творчество, создание новых психосоциальных конструктов и смыслов в разных сферах жизни. Стрелка указывает качественное изменение явлений для каждого субъекта взаимодействия в каждом уровне.

Таблица - Матрица характеристик субъектов взаимодействия

—^ Субъекты личность малая группа оощесгво

тгртфпрчга-п^у он Н Ь~Й мудрость опыт задатки дзБнантность толерантность конформность пр 2ДБНДЭНН2 менгальность ар х = пшк

.эвгрг зтнчэскнн пснх о ватин сензнтнЕно сть харизиатичность статусно сть пассноварносгь властность лидерство

мат эр нал ьнын {пр едиетный) жадность рачительность скупость СИЛ 0 Ч2ННО сть защищенность включенность целостность ценности территория

Субъект взаимодействия при личностной самоидентификации на предметном уровне функционирования в материальном мире контролирует свои ежедневные действия, экономно ведет дела, склонен к сохранению и накоплению жизненно важных ресурсов.

Взаимодействуя с другими через эмоции, человек в энергетическом поле входит с ними в отношения влияния-подчинения, проявляя себя как энергодонор либо как энерговампир. Та и другая функции проявляют себя в полюсах от обостренной сензитивности до разномо-дальных психопатий.

На информационном уровне субъект может осознать свои природные задатки, а в пределе - самореализоваться через накопленный опыт.

Малая группа (субъект взаимодействия при самоидентификации с социальной группой) на предметном уровне функционирует как групповой субъект по своим канонам и объективным законам природы. В ней каждый член осознает свою защищенность в групповой сплоченности.

Малая группа на энергетическом уровне обозначает свои интересы и утверждает зону своего влияния среди конкурентов. В самоутверждении эмоциональность колеблется от невротических проявлений до беспри-кос-ловного поклонения (харизмы). Наиболее прочные эмоциональные связи группового субъекта проявляются в клановости.

В информационном поле малая группа как субъект взаимодействия проявляет себя в диапазоне от полной внушаемости до противоположного полюса - девиант-ности.

Общество на материальном уровне существования как групповой субъект взаимодействия заботится о целостности и безопасности своего жизненного пространства.

Общество в своих энергетических «выбросах» может колебаться от завоевания лидерства над соседствующими общностями до агрессивных выпадов своей пассио-

Р.Г. Халитов, И.М. Юсупов

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ..

нарности.

Общественный субъект в информационном поле фиксируется через ментальность, национальный характер, общественное сознание, судьбу.

Выводы. Отклонения от этой матрицы вызывают психосоциальный диссонанс и дезадаптируют личность и общество в целом. Диагностика уровня, на котором личность или общность людей испытывают психосоциальный диссонанс, позволяет контролировать возможные аномалии, а при желании - изменять их целенаправленным воздействием в целях адаптации: ощутить себя адаптированным в среде проживания (предметный уровень); быть психологически защищенным семьей, кланом, сектой (энергетический уровень); сохранить себя как единая человеческая общность, этнос, народ (информационный уровень).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васина В.В., Халитов Р.Г. Нелинейная модель психосоциального диссонанса как характеристика взаимодействия личности, социальных групп, общества / В.В. Васина, Р.Г. Халитов // Городское здравоохранение - 2009. - № 2. - С.23-25.

2. Васина В.В., Халитов Р.Г., Юсупов И.М. Возможность изменения представлений о коррупции в обществе / В.В.Васина, Р.Г.Халитов, И.М. Юсупов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 4. - С.5-8.

3. Нуруллин Р.А. Метафизика виртуальности / Р.А.Нуруллин // Казань: Изд-во КГТУ, 2009. - 525 с.

4. Халитов, Р.Г., Юсупов И.М. Нелинейная модель психосоциального диссонанса / Р.Г. Халитов, И.М. Юсупов // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. Серия Психология, 2008.- № 3. - С. 140-148

LEVEL MODEL OF PSYCHOSOCIAL INTERACTION OF SUBJECTS

© 2013

R.G. Khalitov, candidate of psychological science, senior researcher

Institute ofpedagogics and psychology ofprofessional education of the Russian Academy of education,

Kazan (Russia)

I.M. Yusupov, doctor of psychological science, professor, professor of the Department of psychology

and psychophysiology development

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: Subjects of communication - the person , small group and society - are considered at three levels of psychosocial interaction : subject , energy and information . Reaction takes place at all levels simultaneously , but in each particular situation is dominated by one of them. Dynamics characteristics for each subject represented interaction from level to level in a matrix form . Deflection characteristics of the subjects indicate psychosocial dissonance , dezadaptiruyuschem person, group or society as a whole. Diagnosis of the level at which a person or community of people experiencing psychosocial dissonance allows you to control the behavior of anomalies encountered.

Keywords: personality, small groups, society, the levels of interaction.

УДК 101.1:159.9

К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

© 2013

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Объектом исследования статьи становится процесс интерпретации, помогающий в современности возродить интеллектуальные способности человека. Этот процесс сложен и включает в себя огромное количество компонентов, помогающих обрести ценностные смыслы.

Ключевые слова: ценность, смысл, интерпретация, «Мост Интерпретаций», символ.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ценностный подход в современной культуре является одним из важнейших, что обусловлено возникновением и существованием нерешенных глобальных проблем, интенсивным развитием науки, информатизацией, технологизацией и виртуализацией всех отраслей (вспомним характеристики современной эпохи - информационная эпоха, техносфера). Неокантианец Г. Риккерт, связав понятия культуры и ценности, верно заметил: «...Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления им созданы...» [1, с. 53]. Исходя из этого, можно утверждать: культура и ее феномены обладают ценностным началом, несущим в себе определенный смысл.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современности интерпретация становится одной из центральных проблем философии науки и эпистемологии, о чем говорит большое количество исследовательской литературы по проблеме. Обращение к практике интерпретации неслучайно, потому что она связана с познанием, пониманием и отношением к окружающему миру. Так, Микешина Л.А. подчеркивает: «В философии мы имеем дело с двумя главными объектами интерпретации - «вещами» (ре-

альные события, объекты природы и человеческой деятельности) и текстами. Интерпретативное философское знание о «вещах» - «первичная» интерпретация, сродни эмпирическому научному знанию, поскольку предлагает толкование конкретных данных и понятий, т.е. осуществляет «работу» в слое фактического знания, делает его доступным пониманию. «Данные» становятся «фактами» лишь вследствие интерпретации» [2, с. 7]. Именно интерпретация выступает как ценностный интеллектуальный компонент, связанный с «осознанием сознания», в результате чего рождается «мысль о мысли».

Формирование целей статьи (постановка задания). Сегодня сложилась такая негативная ситуация, в рамках которой мы можем наблюдать дискредитацию индивидуального мышления, презрение к мысли и мыслящему субъекту. Более того, в современной культуре, благодаря тотальной деятельности СМИ, мы обнаруживаем навязывание человеку определенных истин и ценностей, в результате чего он вынужден жить по заданным стандартам, не прибегая к критичности мышления и собственному мнению. Это привело к тому, что уже несколько поколений философов постулируют идеи кризиса сознания и утраты человеком способности суждения. Поэтому актуальным становится процесс интеллектуального возрождения человека как существа разумного, мыслящего и думающего. Одним из способов подобного возрождения является интерпретация,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.