SOCIAL VALUES AND ESTABLISHMENTS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS ON INITIAL
AND FINAL STAGE OF EDUCATION
© 2014
T.P. Varfolomeeva, candidate of psychological sciences, associate professor of the Department
of General and Social Psychology D.F. Khamzina, student of the IV course of the direction of «Pedagogics», specialization «Psychological education» of the faculty of Psychology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: In the given article the results of empirical research of social values and educational and professional establishments of students-psychologists on initial and final stages of education are presented. The notions of social values, educational and professional establishments are viewed, the structure of educational and professional establishments is viewed, the analysis of obtained results of research is presented.
Key words: social values, educational and professional establishment, affective educational and professional establishment attitudinal component, cognitive component of educational and professional establishment, conative (behavioral) component of educational and professional establishment.
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
© 2014
В.В. Васина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология», Р.Г. Халитов, кандидат психологических наук, ассистент кафедры «Общая психология», И.М. Юсупов, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В цикле взаимодействия существуют две точки бифуркации: психосоциальный диссонанс и персональная или социальная идентичность. При персональной идентичности доминируют интересы самого человека, а при социальной идентичности - интересы социума, которые формируются только во взаимодействии субъектов.
Ключевые слова: персональная и социальная идентичность, личное и коллективное сознание, психосоциальный диссонанс, четырехуровневая модель описания психологических явлений.
Постановка проблемы. В современную эпоху экспоненциального развития цивилизации взаимоотношения людей в мире становятся все плотнее и более связаны, взаимозависимы. Потребность человека в самовыражении своей уникальности вступает в противоречие с тенденцией сильной взаимосвязанности: пространственной (территориальной), временной, экономической, культурной, этнической, конфессиональной и т.д. Возникают условия для наступления эпохи постмодерна, когда знания, представления в обществе становятся фрагментарными, соединенными кусками, но не соединенными единым целым. При этих условиях актуальным становится вопрос идентичности человека (личности, персоны): как персональной или социальной идентичности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы показывает, что до 70-х годов 20-го столетия существовала индивидуальная парадигма в социальной психологии, которая предполагает применение только принципов индивидуальной психологии. В теории социальной идентичности Г. Тэджфел попытался выйти за рамки индивидуальной парадигмы. Теория социальной идентичности включает три основных концепта: социальную категоризацию, социальное сравнение и социальную идентификацию. Дальнейший уход от индивидуальной парадигмы совершил Дж. Тернер. Его концепция самокатегоризации позволяет различать индивидуальные и групповые феномены, как совокупность субъектов и «совокупный субъект», обладающий эмерджентным свойством. То есть рассматривать межгрупповое поведение как результат, а не причина самовосприятия, и процесс формирования социальной идентичности как процесс самокатегоризации. Разделение персональной и социальной идентичности позволяет показать целесообразность деперсонализации и стереотипизации групповых членов как основы для категоризации внешних групп. И эта мера может оказаться адекватной при оценке напряженности межгрупповых отношений [1].
Теоретическими основаниями нашего исследования являются: вероятностная философия Налимова В.В.; положения синергетики о самоорганизующихся системах;
и собственные разработки: четырехуровневое представление иерархии Бытия; психосоциальный диссонанс.
Однако проблема идентичности недостаточно глубоко разработано в общепсихологическом плане механизма взаимодействия. Необходимо исследование психологического механизма возникновения выбора идентичности, персональной или социальной, и условия выбора. Актуальной остается проблема определения, измерения и меры идентичности.
Цель исследования (анализа): разработать модель механизма возникновения и выбора персональной или социальной идентичности.
Объект исследования - человек, взаимодействующий в социуме.
Предмет исследования - идентичность субъектов взаимодействия.
Гипотеза. Психологический механизм взаимодействия связан с идентичностью человека - персональной или социальной: при социальной идентичности доминируют интересы социума, а при персональной идентичности доминируют интересы самого человека, что создает предпосылки для возникновения психического напряжения (конфликта) при выборе между ними (идентич-ностями) при взаимодействии.
Проблема идентичности в социальном взаимодействии связана в первую очередь с конфликтом, который существует между субъектами взаимодействия: личностью, социальными группами, обществом, сообществом, при несоответствующей идентичности субъектов взаимодействия. Конфликт возникает между субъектами взаимодействия при несовпадении их представлений на предмет конфликта, представлений, которые возникают из-за несоответствующей идентичности субъектов взаимодействия. Например, при конфессиональных разногласиях: один человек (христианин) может хорошо относиться к другому (мусульманину), но его единомышленники ему говорят: «Ты же христианин, как ты можешь с ним согласиться?». Разные идентичности вступают в противоречие - выбор остается за субъектом. При этом ключевым моментом при взаимодействии является психосоциальный диссонанс, который возникает при нару-
шении границ нормы (т.е. привычного, знаемого, адаптированного), когда субъект взаимодействия выходит из зоны нормы (привычных знаний, комфорта, гомеостаза).
Рассмотрим предложенный нами механизм взаимодействия субъекта взаимодействия (человека, или социальной группы, общества) с социальной средой. Функционирование механизма взаимодействия субъекта взаимодействия с социальной средой и возникновение психосоциального диссонанса можно представить следующим образом:
- социальная категоризация - упорядочивание объектов социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для субъекта взаимодействия критериям;
- идентификация субъекта взаимодействия (личности или социальной группы) с социальным окружением: группой или обществом, в которой осуществляется деятельность субъекта взаимодействия (личности или социальной группы); внешняя и внутренняя, формальная и неформальная, персональная или социальная;
- адаптация к новым условиям деятельности (к социальной среде), к новой нормативной деятельности: формальной и неформальной; внешней и внутренней;
- социальное сравнение (оценка) - установление различий социально-психологических представлений о нормах личности и социальной группы;
- рефлексия и возникновение психосоциального диссонанса - внутреннего и внешнего, как психологических барьеров в виде несоответствия представлений и возникновения психического напряжения, преодоление которых ведет к «развитию» личности;
- выбор пути «развития»: либо новообразование, либо психологическая защита и психическая напряженность, которая может привести к стрессу, психосоматическим отклонениям и т.д.;
- обратная связь - взаимодействие, категоризация, идентификация, адаптация, оценка, рефлексия, диссонанс, выбор - элементарный цикл взаимодействия;
- как итог: возникновение новых психологических конструктов (компетенций); либо психологическая защита (стрессообразующий фактор) и психическая напряженность, которая ведет к стрессу, девиациям, конфликтам, психосоматическим отклонениям и т.д.
В цикле взаимодействия ключевым этапом становится психосоциальный диссонанс - эта точка выбора, точка бифуркации траектории развития субъекта взаимодействия: либо новых психологических комплексов, либо образование новых компетенций, психосоциальных конструктов, в том числе способности к адаптации, к разрешению конфликта. Поскольку психосоциальный диссонанс (ПСД) имеет большое значение в нашем исследовании, напомним наше определение. Психосоциальный диссонанс - это несоответствие представлений субъекта взаимодействия нормам социальной (эталонной) группы (общества) и возникающее психическое напряжение, которое может привести к дистрессу, конфликту, психосоматическим заболеваниям, девиациям и т.д., или же к развитию субъекта взаимодействия (группы или человека) - выходу на новую ступень, созданию новых психосоциальных конструктов. Нами создана математическая (вероятностная) модель психосоциального диссонанса (ПСД) с его мерой, которая позволяет вычислять численно ПСД при помощи математических формул между субъектами взаимодействия (личности, социальные группы, общества, сообщества), а также моделировать психосоциальные явления [2, 3]. Это помогает разрешать многие теоретико-методологические проблемы современных социально-психологических исследований.
В цикле взаимодействия существует еще другая точка бифуркации - выбор идентичности субъекта взаимодействия: персональная или социальная. Рассмотрим подробнее этап идентификации. Концепция Тернера самокатегоризации позволяет различать индивидуальные
и групповые феномены, как совокупность субъектов и «совокупный субъект», обладающий эмерджентным свойством. «Если мы проведем различие между персональной и социальной идентичностью и допустим, что самовосприятие изменяется вдоль континуума, определяемого этими двумя формами самоопределения, можно увидеть, что перемещение вдоль этого континуума идентичности будет вызывать социальное поведение или как межперсональное, или как межгрупповое» (Turner, 1975). То есть межгрупповое поведение - результат, а не причина самовосприятия, поэтому процесс формирования социальной идентичности входит в рамки процесса самокатегоризации. «В отличие от первоначального определения Тэджфелом социальной идентичности как аспекта Я-концепции, извлеченного из группового членства и основанного на нем, новое понимание вытекает непосредственно из социальной категоризации себя и видится как каузальная база групповых процессов» (Дж. Тернер). Разделение персональной и социальной идентичности позволяет показать целесообразность деперсонализации и стереотипизации групповых членов как основы для категоризации внешних групп. И эта мера может оказаться адекватной при оценке напряженности межгрупповых отношений (Сушков, 2002) [1]. Эта мера проявляется в виде ПСД. Например, для коррупционера, когда возникает выбор между личным и общественным, доминируют только личные интересы, и он готов всегда взять себе, если даже приносит непоправимый вред обществу. Когда на жизненном пути развития личности возникает выбор (точка бифуркации траектории развития), каждый выбирает по своей идентичности. Подвиг Александра Матросова тому пример, когда он, спасая Родину, закрыл своим телом вражеский дзот, в противоположность предателям, которые, спасая свою шкуру, продавали Родину. В такой терминологии можно сказать, что коррупционеры продают оптом и в розницу свою Родину, свой народ.
Здесь нами показана роль самоидентификации во взаимодействии и принятия выбора, которая может кардинально изменить жизнь субъекта. Например, Спиноза отказался от религиозного видения мира и соответственно от жизни в своей общине, что было для тех времен подобно смерти, но жил по своим представлениям для научного, философского познания мира.
Проведем анализ идентичности через призму модели многоуровневости мира.
Мир для человека во многом (~ 90 - 95%) - это его представления, образы, хранимые в его матрице памяти. Матрицу памяти можно представить в виде катего-ризированных «полочек», ячеек матрицы, где хранятся систематизированные представления. Эти образы, представления и составляют его действительный (субъективный, виртуальный) мир. Внешний реальный (объективный) мир (~ 5 - 10%) ощущается, воспринимается как сигнал, раздражитель для внутреннего мира, который как реакция активизирует соответствующие образы (представления). В ответ происходит «внешнее» и «внутреннее» действия человека - взаимодействие человека и среды окружения как творчество для реализации возможного мира. В философии определяют три уровни Бытия: реальное, действительное, возможное. Поэтому уровни реализации человека: реальное, действительное, возможное. Мы рассматриваем адаптацию, разрешение конфликта как творение действительного мира субъектов взаимодействия через реальный мир (сигнал, раздражитель, потребность как начало самотворения; а как результат - развитие субъекта, новых психологических конструктов) и возможный мир как потенциальная все-возможность «матрицы памяти Вселенной».
В контексте трех уровневого представления мира в философии нами предложена психологическая модель структуры психосоциальных характеристик взаимодействия и субъектов взаимодействия, которую можно представить как четырехуровневую модель механизма
возникновения и выбора персональной или социальной идентичности, и его соответствия 3-х уровневой модели в философии:
1 уровень - предметный, материальный, физиологический, сепарабельный уровень, соматическая составляющая субъекта (реальный - с точки зрения философии);
2 уровень - эмоциональный, энергетический уровень: эмоциональная составляющая субъекта;
3 уровень - информационный, понятийный, виртуальный, категориальный уровень: ментальная составляющая субъекта (действительный - с точки зрения философии);
4 уровень - трансцендентный, несепарабельный, квантовый уровень: единосмысловая, сущностноэкзи-стенциальная, миссийная составляющая субъекта (возможный - с точки зрения философии).
Сепарабельный, т.е. разделенный уровень - это не только материальный, предметный, это скорее аналитический уровень, где предметы исследования, описания, анализа разделены друг от друга. Это могут быть слова, предложения, если это касается языка, символы в изображениях, краски на холсте, индивид в обществе и т.д.
Энергетический уровень в психике человека проявляется через ощущения, эмоции. Т.е. энергия проявления психики субъекта взаимодействия выражается через силу эмоций (внешнее проявление), через силу ощущений (внутреннее проявление).
Информационный уровень - информация в виде понятий, категорий, смысла - семантический континуум по выражению В.В.Налимова, виртуальный мир по выражению Н.А.Носова (виртуалистика) [4, 5]. При этом если информация представляет собой как отдельные сигналы, то это первый сепарабельный уровень (проявление фрактальности мира, масштабной инвариантности).
Несепарабельный уровень - неразделенный, неделимый мир, из которого все возникает, и в которое все уходит (аналог физического вакуума), семантический вакуум (по выражению В.В. Налимова) [4].
Любые психологические задачи можно рассматривать в ракурсе этих четырех уровней и фазового психологического пространства характеристик. Взаимодействие происходит на всех четырех уровнях одновременно, но в каждый данный момент доминирует какой-то один уровень (вероятностное проявления мира).
Например, если рассматривать субъекты взаимодействия, то можно отнести к первому уровню «личность» - Я сам, отделенный от всех других, Я - мое тело; на второй уровень - малую социальную группу, в которых существует эмоциональная (энергетическая) связь между членами группы, Я - как член малой социальной группы; на третьем уровне располагается - большая социальная группа, которая связана через понятие (мы - мужчины, студенты, спортсмены, россияне и т.д.); четвертый уровень занимает соответственно Вселенная, Мир в целом, как связь всех со всеми.
Все психологические явления можно представить че-тырех-уровневой моделью. Причем познание, развитие идет от сепарабельного уровня до трансцендентного.
1 уровень (сепарабельный) является сигналом (внешним воздействием) для субъекта взаимодействия - первичный сигнал.
2 уровень (энергетический) вызывает эмоции (энергетическая реакция), субъект взаимодействия испытывает ощущения, возникают образы, представления.
3 уровень (категориальный, понятийный): систематизация представлений по категориям, представления соединяясь со словом, образуют понятия, понятийные системные образы.
4 уровень (трансцендентный) - целостное восприятие мира, безполюсное.
Фрактальность мира (масштабная инвариантность) предполагает, что на каждом уровне существуют свои четыре уровня и т.д. Для рассмотрения нашей задачи
достаточно трех уровней, поскольку трансцендентный уровень без полюсов, и это значит, что отсутствует пара мир-конфликт на четвертом уровне, и поэтому нет необходимости разрешать конфликт.
Конфликт по уровням:
1 уровень - конфликт реальный, предметный, материальный в реальном мире («война», «мордобой»);
2 уровень - конфликт эмоциональный, энергетический, возникших образов, представлений (скандал эмоциональный, ругательства);
3 уровень - конфликт понятийный, виртуальный, принципиальный, идейный (выяснение отношений, дипломатия, установление норм, правил); конфликт знани-евый - у В.В.Налимова «Научное творчество как проявление интеллектуального бунта» [4, с. 60];
4 уровень - нет конфликта.
Понятия «персональная или социальная» идентичность можно также получить, рассматривая идентификацию через призму нашей четырехуровневой модели. При этом разделение идентичности не только на два класса, а соответственно на четыре. Поскольку сознание, память и соответственно идентичность тесно связаны между собой, рассмотрим их одновременно вместе по уровням:
1 уровень - сознание личности; матрица памяти; персональная идентичность;
2 уровень - сознание коллективное, семейное (малой социальной группы); коллективная память; социальная (малой социальной группы) идентичность;
3 уровень - сознание социальное (большой социальной группы), патриотическое, государственное; ноосфера Вернадского; социальная идентичность (большой социальной группы);
4 уровень - сознание вселенское, трансцендентное; матрица памяти Вселенной, и соответствующая идентичность (Я есть Мир, Мир есть Я).
Соответственно, рассмотрим классификацию интересов (соответственно, потребностей, мотивов) субъектов взаимодействия по соответствующим уровням:
1 уровень - индивидуальные интересы («шкурные»); по Маслоу - уровень физиологических потребностей;
2 уровень - группа лично связанных по интересу людей, общий интерес: семья, «бизнес» и т.д.; по Маслоу уровень - потребность принадлежности к малой социальной группе и соответственно их интересам;
3 уровень - интересы общественного масштаба, большой социальной группы, межгосударственные интересы; по Маслоу - потребность признания обществом;
4 уровень - вселенские, трансцендентные интересы: отшельники, религия (но не церковь), философия по жизни (но не наука); по Маслоу - потребность самоактуализации.
Нужно отметить фрактальность (масштабную инвариантность) уровней: в каждый уровень вложены свои четыре уровня. Например, если человек находится на втором или третьем уровне по масштабам своей работы, но при этом в каждый из этих уровней вложены свои четыре уровня интересов (фрактальность), то человек может находиться на первом «шкурном» уровне своих интересов, тогда у него проявляется персональная идентичность и склонность к своим личным интересам, т.е. к воровству (коррупции).
Например, раньше люди жили в общине, и существовало общинное мышление - все для и во имя общины. Потом появились государевы служащие (дворяне и прочие), которым были безразличны интересы общины (кроме, разумеется, налогов), поэтому и пытались запустить руку в государственную казну в силу возможности занимаемой должности. Тогда идентичность общинная заменилась идентичностью персональной у государев слуг (государственных служащих). Таким образом, для коррупционера характерна персональная идентичность интересов своих, даже если он занимает должность, которая предполагает интересы социальные. Для профи-
лактики коррупции необходимо усиление воспитательной работы по социальной идентичности наших граждан.
Выводы. При социальном взаимодействии у субъектов проявляется персональная и социальная идентичность одновременно, но доминирует какая-то одна из них в зависимости от ситуации. При этом несоответствующая идентификация может привести к психосоциальному диссонансу: несовпадению представлений и возникновению психического напряжения, которая может развиться в конфликт между субъектами взаимодействия. Предложенная концепция механизма взаимодействия, которая включает идентификацию, психосоциальный диссонанс, психическое напряжение (конфликт), могут помочь при регулировании социальных взаимодействий субъектов: личности, социальных групп, общества, сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05: Москва, 2002. 306 с.
2. Халитов Р.Г. Модель психосоциального диссонанса в половозрастных социальных группах (на примере коммуникативно-волевых компонентов психики) / Р.Г. Халитов // Экспериментальная психология, 2010. - № 3. - с. 135.
3. Васина В.В. Состояние конфликтности в свете био-психо-социо-духовной составляющей человека / В.В.Васина // Социальный мир человека. Ижевск: ERGO, 2014. 340 с., С. 43 - 45.
4. Налимов В.В. Облик науки. СПб.-М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 368 с.
5. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.
THE PROBLEM OF IDENTITY IN SOCIAL INTERACTION
© 2014
V.V. Vasina, candidate of psychological science, associate professor of the chair «General psychology» R.G. Khalitov, candidate of psychological science, assistant of the chair «General psychology», I.M. Yusupov, Doctor of Psychology, Professor, professor of the chair «Psychology of development and psychophysiology»,
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: In the cycle of interaction, there are two bifurcation points: psychosocial dissonance and identity (personal or social). When personal identity interests of the person dominate, and when social identity - interests of society, which must be formed in interaction of subjects.
Keywords: personal and social identity, personal and collective consciousness, psychosocial dissonance, the four-level model descriptions of psychological phenomen.
УДК 372.881.1
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2014
И.С. Власова, учитель начальных классов, студент магистратуры
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. Подлинное культурот-ворчество связано с организацией гуманитарной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир.
Ключевые слова: культуротворчество, воспитание, культура, самовыражение, культуроосвоение, культуросози-дание, творчество.
Цивилизация принесла человеку освобождение от тяжелого физического труда, создала комфорт, расширила возможности получения информации, создала высокие достижения научно-технического прогресса. Однако мы очень часто слышим о социокультурной деформации, примитивизации интересов и потере идентичности у современного человека в результате развития процессов технологизации и непрерывного роста потребления в современной экономике. Многие ученые подчеркивают, что существующее информационное общество является обществом повышенного риска, так как его социокультурная и экономическая деятельность сопровождается обострением противоречий между инновационными и адаптационными формами. Информационные системы требуют формирования принципиально новых представлений о природе, обществе, человеке, жизни, требуют нового уровня сознания, мышления, действия, научно-технических направлений современной цивилизации.
Стало очевидным, что в современных условиях традиционные цели образования, направленные на освоение суммы знаний, умений и навыков малоэффективны, т.к. не формируют внутренней мотивации на учебу, создают ситуацию перегрузок для детей. Если школа не отказывается от привычных формальных ролевых взаимоотношений учителя с учеником, в центре которых учитель, если главное - сумма знаний, то она обрекает себя на отчуждение и изоляцию от тех, ради кого и существует.
Современная система образования направлена на формирование культурной личности, способной постичь многообразие окружающей действительности, установить собственную естественную связь с миром, осознать мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может быть в человеческих представлениях и образах. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который любит свою Родину, уважает и принимает ценности семьи и общества, активно и заинтересованно по-
знает мир, владеет основами умения учиться, умеет организовать собственную деятельность, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач [1]. Воспитательный процесс призван стать инструментом гуманизации сознания и деятельно-