ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
37
УДК 101.2 В.В. Васина
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ДИССОНАНС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Вводится обобщенное понятие психосоциального диссонанса как несоответствие значений индивидуальных или групповых представлений нормам социальной эталонной группы (общества), приводящее к психическому дискомфорту, напряженности, конфликту, которые проявляются в психосоматике, девиациях личности (или группы) либо стимулируют личности или социальные группы к творческому саморазвитию. Предлагаемая нелинейная модель диссонанса позволяет при помощи формул связать психосоциальные характеристики личности, социальных групп, общества, прогнозировать социальные процессы, а также эффективно использовать в процессе подготовки в профессиональном образовании.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, психосоциальный диссонанс, несоответствие значений, психический дискомфорт, напряженность, конфликт, психосоматика, девиации личности, нелинейная модель диссонанса.
Введение
Существующие тенденции интеграции в содержании профессионального образования (ПО) касаются интеграции педагогики и психологии как на уровне практики ПО (на предметном уровне - междисциплинарная интеграция), так и на уровне методологии ПО, где основным вопросом становится организация деятельности: профессиональной подготовки, обучения, образования и воспитания. Также остро поставлена проблема психологического обеспечения и сопровождения профессиональной деятельности, которая существует давно, ее разработка в различных областях общественной активности людей направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности, улучшение морального климата в трудовых коллективах и наиболее целесообразную расстановку кадров. В современных условиях проблема психологического обеспечения и сопровождения приобрела самостоятельное теоретическое значение. Ее базой явились многочисленные исследования общих вопросов эффективности профессиональной деятельности в самых разнообразных аспектах: психологическом (Г.И. Ефремова, Т.А. Подольская, А.И. Прохоров), педагогическом (С.С. Бондарев, Н.Б. Москвина, Н.Н. Романов), пси-холого-педагогическом (В.Р. Кулешов), социально-психологическом (Д.В. Гандер, М.Ю. Шевчук, Т.В. Шеломова), социально-педагогическом (Т.Е. Коровкина), инженерно-психологическом (А.А. Добряков), медико-психологическом (Л.Е. Шевчук), информационно-психологическом (А.С. Попов) и т.д.
12 декабря 2008 г. в г. Москве состоялся IV Всероссийский съезд психологов образования «Психология и современное российское образование», который разработал концепцию развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 г., утвердил и определил основные цели, задачи, направления и принципы развития Службы практической психологии образования во взаимодействии с психологическими вузами и факультетами, научными организациями и учреждениями, общественными и государственно-общественными объединениями, объединениями юридических лиц, осуществляющими деятельность в области психологии образования. Цель психологического обеспечения образования - повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.
Проблема также связана с тем, что изменения в мире происходят быстрее, чем в психике, в обозримой истории человечества изменились трудности, которые стоят перед человеком. Дело скорее не в количестве, а в разнообразии и ином характере трудностей и их возможных последствий. Социальная среда порождает новые нормы и пересматривает старые. Другим стал и человек, новое значение для него приобрели многие обстоятельства жизни в обществе.
Для успешного протекания образовательного процесса необходимо, чтобы представления его участников о динамике и результатах согласовывались между собой. Таким образом, была сформулирована проблема изучения согласованности представлений разных социальных групп субъектов взаимодействия в профессиональном образовании: преподавателей, администрации, студентов.
Феномен психосоциального диссонанса во взаимодействии субъектов профессионального образования
В ходе научных изысканий и консультационной деятельности субъектов взаимодействия в профессиональном образовании за последние 5 лет нами выяснено, что чаще всего человек сталкива-
ется с несовпадением социальных представлений различных социальных групп и страдает от несовпадений социальных представлений о нормах с эталонной для него группой. Так, нами был обнаружен феномен, который мы назвали психосоциальный диссонанс [2. С. 23-25], который проявляется в социальных взаимоотношениях, и шире, чем когнитивный диссонанс Л. Фестингера [4]. Психосоциальный диссонанс объединяет в себе несколько разных теорий диссонанса и консонанса, выходя на уровень физиологии, психофизиологии, психологии, педагогики, психопедагогики. В прикладном решении проблем человека эти дисциплины находятся в тесной взаимосвязи.
В концепцию психосоциального диссонанса хорошо укладываются обнаруженные нами проявления феномена на уровне процесса (диссонансная ситуация, вызванная несовпадением представлений и норм), состояния психосоциального диссонанса и свойства (диссонансность как закрепившаяся черта характера, в большей или меньшей степени присущая людям, часто находящимся в ситуациях психосоциального диссонанса). Тогда диссонансная устойчивость - это наименьшая диссонанс-ность, минимальный коэффициент психосоциального диссонанса, который обнаружен нами экспериментальным путем по различным измеряемым параметрам у студентов г. Казани [1. С. 150-153].
У людей в течение жизни складывается различный диссонансный опыт - опыт преодоления ситуаций психосоциального диссонанса. Резонансно-диссонансная терапия, разработанная нами, в виде тренинговой работы позволяет студентам накопить посильный опыт нахождения в процессе психосоциального диссонанса, регуляции диссонансного состояния, минимизации диссонансности при необходимости и приобретения диссонансной устойчивости для творческого, плодотворного труда.
Подготовка специалиста в профессиональном образовании для успешных действий в диссонансных ситуациях
Сегодня человеку нужна более обстоятельная и многогранная подготовка для успешных действий в диссонансных ситуациях несовпадения мнений, образа мыслей, картины мира. Трудности и проблемы диссонансных ситуаций находятся не только вне человека, но и в нем самом. Ему обязательно надо знать и понимать себя, уметь готовить себя, управлять собой, чтобы выходить из диссо-нансных ситуаций с наименьшими потерями.
К диссонансным ситуациям в жизни человека, вызванным несовпадением представлений и норм, следует относиться как к неизбежности, как неотъемлемой ее черте, в известном смысле как к норме, в чем-то каждый человек не совпадает с общепринятой нормой. Психосоциальный диссонанс присутствует повсеместно. Культура современного образованного человека предполагает его подготовленность к трудностям жизни в социуме, здоровое отношение к ним и их преодолению, культуру саморегуляции поведения и своих состояний.
Психосоциальный диссонанс (ПСД) - это не всегда плохо. Развитие человека всегда идет путем преодоления трудностей, при напряжении, повышенной активности и затратах сил. Встречи с трудностями во взаимоотношениях, с диссонансом учат человека, обогащают его полезным для жизни опытом, повышают жизнестойкость. Они могут коренным образом изменить личность человека и его судьбу, заставить иначе посмотреть на окружающих и на себя. Диссонансный опыт позволяет по-новому почувствовать жизнь. Пресыщенность удовольствиями (ставшими нормой) притупляет положительные чувства, простое ограничение удовольствий воспринимается как крушение старых норм, то есть как психосоциальный диссонанс.
Направленность субъекта профессионального образования по отношению к психосоциальному диссонансу
Нами обнаружено, что при психосоциальном диссонансе проявляются пять основных видов поступков, как и в экстремальных ситуациях: общественно ориентированные; коллективистически ориентированные; делового ориентирования; индивидуально-ориентированные; аффективные, импульсивные. При этом прослеживаются две противоположные направленности. Направленность - система побуждений личности к активности (система мотивации), определяющая ее избирательность и интенсивность, оказывающая регулирующее воздействие на сферы и свойства личности, инициация активности, ее «запуск», энергетическое обеспечение успеха поведения и действий. Достаточно распространена такая категория реагирования, как направленность от психосоциального диссонанса - это реакция избегания ПСД-ситуаций и состояний. Менее очевидна и встречается реже направленность к психосоци-
Психосоциальный диссонанс в профессиональном образовании ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
____________39
2012. Вып. 1
альному диссонансу - реакция стремления к ПСД-ситуациям и состояниям. Обе направленности могут быть врожденными, индивидуально-приобретенными или ценностно-обусловленными.
Структура диссонансной ситуации включает: обстановочные составляющие, внешние условия, обстановку, среду, обстоятельства; личностные составляющие, человек, попавший в данные обстоятельства и находящийся перед необходимостью выбора действий, его личностные качества, процессы и механизмы, доминирующие в психике; поведенческие составляющие, предшествующее поведение, поведение в диссонансной ситуации, намерения и пути для выхода.
Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации. Психологическая включенность человека в ситуацию превращает ситуацию в системный объективно-субъективный феномен «человек в ситуации» [3].
То, что человек находится в психосоциальном диссонансе, может замечаться (осознаваться) или даже не замечаться (не осознаваться) в зависимости от сложности ситуации и личностной устойчивости. Выходить (и как скоро) или не выходить из диссонансной ситуации при ее осознании человек решает сам. Это решение связано с рядом психологических явлений:
- понимание и оценка человеком диссонансной ситуации и ее отдельных факторов, которые воспринимаются человеком субъективно и в собственной интерпретации (разрушительный психосоциальный диссонанс или диссонанс для развития);
- оценка значимости диссонансной ситуации и отношения к ней (продуктивность и непродуктивность деятельности в состоянии психосоциального диссонанса);
- мотивация, активность в диссонансной ситуации, от которой зависит то, к какой цели и с каким упорством стремится человек, насколько важен для него результат активности;
- мобилизованность, ресурсность, устойчивость, степень личных возможностей для обеспечения успеха, творчества, здоровья и безопасности;
- адекватность решений, поведения и действий, в которых обнаруживается степень тренированности, подготовленности к успешной деятельности в диссонансной ситуации;
- психическое состояние человека, которое непосредственно предшествовало возникновению диссонансной ситуации и с которым человек «вошел» в нее, и те состояния, что возникли уже в ситуации, могут в зависимости от своих особенностей либо благоприятствовать успеху, либо затруднять, делать его достижение невозможным;
- применяемые человеком бессознательные адаптивные и неадаптивные способы защиты;
- сознательное проактивное совладающее поведение, активное проявление личностной саморегуляции;
- антиципационная составляющая регулируемого вступления и выхода из диссонансных ситуаций.
Ситуация психосоциального диссонанса всегда личностно опосредована, а поведение личности
имеет ситуативные признаки. Поведение и реакции человека не задаются однозначно объективными характеристиками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не навязывают человеку послушно-пассивную роль. Необходим комплекс присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, умений, навыков, подготовленности к жизни, деятельности и встрече с диссонансными ситуациями.
Характеристики субъекта ПО для разрешения ПСД-ситуации
Психическая напряженность (напряжение), которая приводит к психосоциальному диссонансу, представляет собой одну из форм целостной психической реакции человека. Как и всякое состояние, психическая напряженность есть динамическое проявление всей психологии личности в данное время или за определенный временной отрезок, личностный динамический феномен.
В ситуации психосоциального диссонанса, чтобы человек был активным для достижения успеха, ему должны быть присущи:
- адекватность ситуации - ситуация правильно оценена, принято верное и всесторонне взвешенное, сообразное ее особенностям решение;
- поведенческая оптимальность - мотивация и социальные ценности, определяющие поступки человека, соответствуют обстановке, принятому решению и общественным нормам и ценностям;
- действенная успешность - отобраны и реализуются наилучшие действия, средства, способы и приемы, которые, безусловно, обеспечивают достижение цели и решение задач;
- диссонансная устойчивость - минимальная диссонансность.
Заключение
Опыт преодоления диссонансных ситуаций диалектичен: одних он может закалить, других -надломить. Психопедагогическая подготовка позволит студентам приобрести посильный опыт преодоления диссонансных ситуаций (диссонансный опыт), подготовиться к встрече с трудностями социального мира и обеспечить успех в их будущем преодолении в профессиональной деятельности. Предупреждение, профилактика, развитие предвосхищения и антиципационных способностей - одна из задач резонансно-диссонансной терапии. Чтобы свести к минимуму вероятность психических потрясений и не создавать трудных диссонансных ситуаций и проблем, связанных с ними, можно заниматься вопросами их предупреждения для тех людей, которые тяжело их переносят, лучше готовить людей к встрече с трудностями в социальной жизни и их преодолению. Нами разрабатываются и экспериментально проверяются (в АСО КСЮИ) методология и модель занятий по подготовке педагога в профессиональном образовании на основе психосоциального диссонанса, которые позволят эффективно формировать компетенции, в том числе и универсальные, при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васина В.В. Структура психосоциального диссонанса по интенсивности и длительности // Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 23-24 октября 2009. Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2009. Т.2. 308 с.
2. Васина В.В., Халитов Р.Г. Нелинейная модель психосоциального диссонанса как характеристика взаимодействия личности, социальных групп, общества // Городское здравоохранение. 2009. № 2.
3. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М.: Юнити-дана, 2002. 607 с.
4. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
Поступила в редакцию 14.11.11
V.V. Vasina
Psychosocial dissonance in professional education
The present article deals with the general concept of psychosocial dissonance as the discrepancy between individual or group notions and the norms of social reference group (society), which can result in psychical discomfort, tension and conflict and become evident in psychosomatics, notably, in personal or group deviations or, on the contrary, it can stimulate the creative self-development in an individual or in social groups. The non-linear model of dissonance makes it possible to relate psychosocial characteristics of a personality to the ones of social groups and society by means of formulas, as well as to predict social processes; it can be used in the process of preparation for professional education too.
Keywords: social interaction, psychosocial dissonance, discrepancy, psychical discomfort, tension and conflict, psycho-somatics, personal or group deviations, non-linear model of dissonance.
Васина Вероника Викторовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Институт педагогики и психологии профессионального образования РAО 420039, Россия, г. Казань, ул. Исаева, 12 E-mail: [email protected]
Vasina V.V., candidate of psychology, senior researcher Institute of pedagogy and psychology of professional education of the Russian Academy of Education 420039, Russia, Kazan, Isaeva st., 12 E-mail: [email protected]