56
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 159.9 К.Р. Сидоров
УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрывается уровневая модель психики - психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева применительно к изучению сложных психических явлений: происхождения сознания, функционирования познавательных и регулятивных процессов, различия темперамента, характера, личности. Обсуждается преимущество теории деятельности по сравнению с когнитивными моделями психики.
Ключевые слова: уровневая модель психики, системный анализ, психологическая теория деятельности, когнитивный подход.
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев разработал многоуровневую модель психики, или психологическую теорию деятельности, с помощью которой современная психология, во-первых, может объяснить многие психологические явления, во-вторых, раскрыть связь между этими явлениями, сложными проявлениями психики.
Главным в теории А.Н. Леонтьева является категория деятельности, которую автор наполняет конкретным психологическим содержанием, психологизирует, поворачивает как бы со стороны самого субъекта. Обратимся к общему строению деятельности или ее макроструктуре [7]. Важно заметить, что деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких слоев, или уровней. Обозначим эти уровни сверху вниз: уровень особых видов деятельности, уровень действий, уровень операций и уровень психофизиологических функций. Раскроем эти уровни подробно, по порядку, обозначенному выше.
Высший уровень - это уровень особых видов деятельности, представляет собой конкретные виды деятельности, различаемые между собой по их предмету, придающему им определенную направленность. Предмет деятельности, по терминологии автора, есть ее действительный мотив [7. С. 80]. Деятельности без мотива не существует, другое дело, осознается мотив или нет. Следующий уровень - это уровень основных «составляющих» отдельных человеческих деятельностей, осуществляющих их действий. Действие - есть процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут1. Уровень деятельности и осуществляющих ее действий не совпадают друг с другом, их совпадение - частный случай2. Человеческая деятельность существует в форме действия, цепи действий и не является аддитивным процессом. Отношения между двумя анализируемыми уровнями не однозначные, одним и тем же действием можно разную систему отношений реализовать, осуществить различные деятельности. Наоборот, одна деятельность реализуется цепью последовательных действий, как и было замечено уже выше. Действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на ее цель (происходит расщепление прежде слитых между собой функций в мотиве - побуждения и направления деятельности). По мнению автора, понятие действия является важнейшей «образующей» человеческой деятельности. Как уже было замечено, в организации деятельности существует иерархия, иерархия как на уровне собственно деятельности, так и на уровне действий (как, впрочем, и на других, нижележащих уровнях). Эти иерархические отношения могут быть как согласованными, так и конфликтными. Касаясь отношений двух уровней, заметим, что от мотива зависит только зона объективно адекватных целей. В связи с этим выступает еще одна функция мотива - это целеобразование, процесс порождения новых целей (действий) в деятельности. Отметим, что А.Н. Леонтьев выделяет два аспекта действий. Первый -интенциональный, второй - операциональный. Первый аспект предполагает то, что должно быть достигнуто. Второй - как, каким образом это может быть достигнуто. Осуществление действия происходит в определенных условиях, с помощью особых образующих действий - операций3. Именно поэтому операции в теории деятельности определяются задачами. Операции и составляют третий уровень
1 Процесс, подчиненный сознательной цели. Цель и есть сознательный образ результата [7. С. 81].
2 Сдвиг мотива на цель (мотив - цель в авторской формулировке).
3 Операция - есть способ выполнения действия. Уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками [2].
или слой психики. И здесь имеется своя структура, иерархия [7]. Главное свойство операций в том, что они мало осознаются или не осознаются вообще. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Первые операции практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях. Вторые - находятся на границе сознания и могут стать актуально сознаваемыми [2]. А.Н. Леонтьев постулирует принцип «подвижности» отдельных «образующих» системы деятельности. Каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные [7]. Например, некоторые действия могут быть превращены в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Возможно и обратное движение - это превращение операций в действия. Такой процесс обозначается как дробление деятельности на более мелкие единицы [2]. Рассмотрим пример самого Леонтьева. Процесс дробления или укрупнения единиц деятельности можно установить объективными индикаторами. К числу таких индикаторов принадлежит оптокинетический нистагм, изменения циклов которого позволяют при выполнении графических действий установить объем входящих в их состав двигательных «единиц». Например, написание слов на иностранном языке расчленяется на более мелкие, дробные единицы, чем написание привычных слов родного языка. Можно считать, что такое членение, выступающее на окулограммах, соответствует расщеплению действий на входящие в его состав операции, наиболее простые, первичные [7]. Следующий нижележащий уровень - это уровень психофизиологических функций, уровень физиологического обеспечения психических процессов, осуществляемых операций. Это то, что дает нам природа. Сюда относятся некоторые способности нашего организма, а именно: способность к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и т.д. [2]4.
Выделяемый выше анализ является, по справедливому замечанию автора, системным анализом человеческой деятельности или анализом поуровневым [7].
Теперь рассмотрим, как реализуется вышеописанная теория деятельности в работах самого Алексея Николаевича Леонтьева и его учеников при описании сложных психических явлений.
Проследим вначале, как раскрывается его собственная теория при объяснении происхождения сознания. Сознательное отражение - есть отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективно устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта». Именно в процессе коллективного труда происходит разделение трудовой деятельности. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции. Одни операции сразу приводят к биологически полезному результату (охота, например), другие прямо такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения (изготовление орудий, загон скота, к примеру). В таком случае цель деятельности отделяется от его мотива, а значит, в деятельности выделяется ее новая единица - действие. В психическом же плане это явление переживается как смысл действия. Смысл и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Осуществление действия с необходимостью предполагает развитие «беспристрастного» типа познания действительности, ибо идет расширение круга предметов, на которые эти действия направляются. Познание объективно устойчивых свойств является жизненной необходимостью [2].
Рассмотрим, как используется психологическая теория деятельности при объяснении познавательных процессов. Восприятие как процесс протекает на разных уровнях организации деятельности. На уровне деятельности восприятие приобретает ранг самой крупной выделяемой единицы. К примеру, деятельность эстетическая5. Восприятие ради восприятия. Можно слушать музыку так, что вы вслушиваетесь в музыку, при этом осуществляется переход некоторого содержания в его богатстве, вложенном создателем этой музыки, в само музыкальное произведение [6]. Другие уровни психики также функционируют, но в другом режиме. Главное здесь - осуществляемый напрямую уровень восприятия как деятельности 6. На уровне действий восприятие протекает, например, в процессе наблюдения за определенным объектом. В таком случае говорят, что это - действие или система действий наблюдателя, Система перцептивных действий, имеющих цель, ради чего-то совершаемых7. Действие может быть
4 Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях [2].
5 Сюда относится слушание концерта или созерцание произведений искусства.
6 Пойти слушать концерт для того, чтобы его слушать [6].
7 И здесь не исключены другие уровни функционирования психики, в данном случае ответ на вопрос, ради чего ведется наблюдение, выводит нас в плоскость анализа мотива (ов) осуществляемого действия или на уровень деятельности (ей).
высоко автоматизировано и отправлено на нижележащий уровень. В этом случае перемещение идет на другой уровень, уровень операций. Анализ перехода с уровня действий на уровень операций может быть показан с помощью примера овладения навыками вождения автомобиля. Первоначально каждое действие целиком загружено сознанием и полностью контролируется8. Затем, по мере автоматизации действий, они переходят в разряд операций, способов осуществления действия и практически не осознаются субъектом. Произошло укрупнение единиц деятельности. Можно ехать на автомобиле, а думать о предстоящей встрече с друзьями, не обращая внимания на осуществление технической стороны движения собственного транспорта. Но, если возникает некоторая экстремальная ситуация, возможно движение вверх, дробление деятельности на мелкие единицы, операции вновь контролируются сознанием, превращаясь в отдельные действия. Во всех случаях задействован и самый нижний уровень - это уровень физиологических механизмов, «обслуживающих» вышележащие уровни [2]. Но задействован он качественно различно, в зависимости от выделяемого в анализе ведущего уровня. Заметим, что относительно функционирования внимания посредством физиологических систем введено понятие функционального органа или функционально-физиологической системы (ФФС). Важно и место акта внимания в структуре деятельности. Этой проблемой занимались В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев [8]. Авторы указывают на то, что основанием классификации видов внимания является место акта внимания в структуре деятельности. Здесь допустим обратное движение - это движение снизу вверх, для лучшего понимания выделяемой функции.
Уровень операций. На этом уровне проявляется вынужденное внимание, обусловленное особенностями стимуляции (интенсивность, новизна, движение и т.д.). Он включает в свой состав операции, сформированные путем «прилаживания» в процессе филогенетического развития. Выделяемые операции отвечают определенному и узкому кругу стимульных условий. На данном уровне функционирования проявляется и эмоциональное внимание, которое обусловлено соответствием стимула с влечениями, желаниями или неудовлетворенными потребностями субъекта. Оперативные акты такого внимания обусловлены преимущественно внутренними предпосылками и формируются в процессе онтогенетического развития как путем прилаживания, так и путем сознательной выработки9. Функции двух выделяемых видов внимания одинаковы. Это функция деструкции ФСС (функционально-физиологической системы) той деятельности, которая происходила в данной стимуляции и функция актуализации ФФС восприятия этой стимуляции. Таким образом, на данном уровне проявляются феномены непроизвольного внимания. На уровне действий внимание функционирует в форме произвольных актов. Цель внимания - быть внимательным. Действие внимания здесь реализуется с учетом внешних и внутренних условий как совокупность определенных операций. Особенности данной формы внимания или действия внимания в том, что расширяется круг возможных его объектов и круг его функций. Обнаруживаются такие функции, как трансформация старых и построение новых ФФС. Происходит осознание самого акта внимания в виде чувства усилия. Переход от произвольного внимания к послепроизвольному происходит в результате сдвига мотива на цель. Внимание выступает на уровне деятельности, его предмет становится мотивом и, следовательно, акты внимания совпадают с «самодвижением» ФФС данной деятельности, направляются и регулируются этой ФФС. Осознание мотива внимания происходит в виде переживаний поглощенности деятельностью, интереса, смутного ощущения лихорадочной работы мозга и даже творческого экстаза [8].
Память как психический процесс может функционировать на всех выделяемых в теории деятельности уровнях. Рассмотрим принятое нами движение сверху вниз, как в случае восприятия. На уровне деятельности запоминание происходит без запоминания, не нужны на этом уровне специальные приемы - мнемотехники. Фиксируется информация без последующего припоминания. Раз и навсегда. Фиксация прочная потому, что касается она смысла. В качестве иллюстрации рассмотрим пример самого А.Н. Леонтьева, приведенный им в собственных лекциях для лучшего понимания развиваемого подхода. Пример его обращен к прекрасной половине человечества (к девушкам учебной аудитории). «Некий молодой и прелестный человек всячески выражает чувства глубокой привязанности, влюбленности и очень настойчиво ждет Вашего согласия на свидание с ним. И вот наступает
8 Внимание субъекта приковано к отдельным приборам управления автомобиля, без этого не возможно овладеть более крупным действием - ездой на автомобиле.
9 Операции первого и второго рода, по А.Н. Леонтьеву. Операции второго рода - привычное внимание, обусловленное прошлым опытом субъекта. Внимание актуализирует механизмы, уже сформированные и специализированные для приема и обработки определенной стимуляции.
тот счастливый для него день, когда Вы, наконец, говорите: “Хорошо. В четверг в пять”. А Ваш молодой человек берет книжечку, разграфленную по дням недели и по часам, берет карандаш и говорит: “Ага, в четверг, так, значит, в пять” - и тщательно записывает. Как, Вы пойдете на свидание? Я думаю, что нет. Скорее, всего, нет. Потому, что он себя выдал. Такие вещи не запоминают, они входят в Вас, и Вы с этим живете. Уж если человек говорит, что забыл про назначенное свидание, значит, Вы понимаете... что это не имело для него особого смысла» [6. С. 321, 322]. На уровне действий действие мнестическое имеет цель - запомнить. Это действие произвольное, управляемое со стороны сознания, включающее различные приемы, техники для запоминания. Память функционирует и на уровне операций в форме непроизвольных процессов в структуре немнестических действий10. Здесь можно выделить два вида операций, имеющих различное происхождение. Первый вид - на собственном уровне - продукт фиксации повторяющихся движений. Второй - это действия, входящие в структуру другого действия, которые начинают занимать ранг операций. По изучению мнемических операций можно привести в качестве примера опыты В.И. Аснина, изложенные Леонтьевым [6. С. 319] в своих лекциях студентам - психологам опять-таки для понимания его теории11. Пример перехода с уровня действий на уровень операций происходит при формировании навыка печатания текста с помощью клавиатуры компьютера. Вначале каждое действие контролируется, сознается, но по мере формирования навыка автоматизируется, трансформируется в операцию. Печатание текста здесь происходит уже в другом режиме, сознание высвобождается и может функционировать на другом уровне, например, при обдумывании текста сообщения.
Отметим еще раз, какой бы уровень не был главным в предлагаемом анализе, не важно, какое психологическое явление мы рассматриваем (восприятие, память или мышление) везде и всегда задействован самый нижний, психофизиологический уровень12.
Мышление как сложный психический процесс также обнаруживает уровневую организацию. Мышление как деятельность имеет познавательный мотив. Однако порождается мышление первоначально в ранге действия, в ранге целенаправленного процесса, а затем мотив сдвигается на цель. Происходит трансформация действия в деятельность с собственным мотивом, который может занимать высокое место в общей иерархии мотивов, а иногда и самое главенствующее [6]. К примеру, деятельность ученого, у которого вся жизнь направлена на реализацию главной цели жизни - научного открытия. Именно на этом уровне осуществляется творческий процесс. Мышление может осуществляться и на уровне операций, например, счет в уме или пользование логарифмической линейкой. Этот уровень как бы высвобождает энергоемкое сознание от тех действий, которые могут протекать автоматически, что делает возможным направить его непосредственно на действие решения задачи или конкретные проблемные участки этого решения.
Экспериментальное изучение и диагностика познавательных процессов предполагают использование уровневой модели психики, одним из наиболее перспективных вариантов которой, как видно из анализа, представляется теория деятельности.
Проблема раскрытия, установления соотношения таких не конгруэнтных понятий, как «личность» и «характер», также может быть решена с помощью теории деятельности13. Такие качественные образования, как личность и характер, имеют различную «локализацию» в уровневой теории, в психологической теории деятельности. Исходными «единицами» психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций, ибо последние характеризуют деятельность, а не саму личность. В основании личности лежат отношения соподчиненности человеческой деятельности, выражающиеся в иерархии мотивов [7]. Именно поэтому в отечественной психологии принимается понимание личности как структуры смыслов, обозначаемых личностными смыслами [1]14. По мнению Л.В. Бороздиной, личность человека - это структура не только личностных, а жизненных смыслов. Структура, которая выражает то, ради чего существует данный субъект, на что он тратит свою жизнь. Единица анализа на этом уровне - единичный смысл. Жизненные смыслы в иерархии занимают наиболее высокие по-
10 Нет цели запомнить.
11 См.: [2].
12 Этот уровень проявляется и при рассмотрении характера, темперамента, эмоциональных и волевых процессов.
13 Еще одно доказательство мощности рассматриваемой теории.
14 Здесь указывается еще одна функция мотивов - смыслообразование. Смысл - есть значение для себя в трактовке А.Н. Леонтьева [6].
зиции [1]. Раскрытие иерархической структуры мотивов в каждом случае, определение степени конфликтности или согласованности отдельных мотивов, несущих в себе определенный смысл, и есть задача диагностики и анализа личности15. Проблема характера прямо не обсуждается в теории деятельности, однако в ней есть все условия для его понимания. Характер принимается в качестве уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы, для него релевантен вопрос «как, каким образом?». Единицей анализа на этом уровне выступает поступок. Поступок - вид действия, адресованного другому и имеющего социальный резонанс. Характер есть кристаллизованная система поступков, их организация в устойчивую поведенческую схему, устойчивый модус деяний [1]. Различия выступают на двух уровнях - деятельности и действия. Связь этих концептов осуществляется посредством цели, которая и определяет выбор способов (черт характера) в реализации жизненных смыслов (ценностей личности). Разумеется, единичный смысл можно различными способами реализовать и, наоборот, одним и тем же поступком реализуется порой различная система мотивов. Это и есть проблема неоднозначного соотношения мотивов (личности) и способов их реализации (характера) в психологии, указанная в работах Л.В. Бороздиной. Изучение системы устойчивых поступков, привычного модуса деяний отдельного субъекта, способов реализации жизненного смысла (ов) и есть задача диагностики характера.
С позиции теории деятельности объяснимы и эмоциональные явления, а также возможна их функциональная классификация. В.К. Вилюнас указывает на то, что общая функция эмоциональных явлений в том, что они служат медиатором между потребностями живого существа и деятельностью по их удовлетворению. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в процессе удовлетворения потребностей субъекта эмоциональные явления распадаются на две большие группы. Первая группа - это ведущие эмоциональные явления. Их функция в том, что они открывают значимость, смысл самого предмета потребности16 [4]. Это и есть одна из главных форм проявления мотивов в сознании субъекта. Личностный смысл - есть переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшегося (ихся), в поле действия ведущего мотива [2]. Вторая группа - производные эмоциональные явления, которые универсальны (надежда, тревога, страх, восторг возникают при удовлетворении любой потребности), но зависимы от ведущих эмоциональных явлений (этой зависимостью выражается их направленность). Они отражают смысл сложившихся ситуаций. Сюда может быть отнесен подкласс эмоций успеха - неуспеха, функция которого сравнима с подсобным механизмом, подключаемым по мере необходимости к процессу регуляции деятельности и корригируемым на основе учета фактических достижений его протекания в конкретной ситуации. Этим можно объяснить, например, радость, которая проявляется, когда мотив достигается беспрепятственно, особенно когда наши успехи превосходят ожидания, или объяснить тревожность, огорчения, которые возникают, когда мы сталкиваемся с неожиданными помехами [4]. Мотивы проявляются, таким образом, в сознании еще в одной форме - в форме эмоций. Эмоции в теории деятельности есть отражение отношения результата деятельности к ее мотиву [2]17. Поскольку чувства - это ведущие эмоционально-смысловые образования личности, то обнаруживаться они будут не прямо, а косвенно, через производные эмоциональные явления, что необходимо учитывать в диагностике. Например, о любви мужчины и женщины друг к другу мы судим по таким эмоциональным проявлениям, как радость, беспокойство, гордость, ревность, обида и т.д. Вообще эмоциональные явления, прямо наблюдаемые или диагностируемые косвенно, при соотнесении с условиями, их вызвавшими, раскрывают сложную картину личности, «просвечивают» мотивационно-смысловую организацию субъекта, что очень важно для изучения собственно личностной проблематики. Привычный способ эмоционального реагирования в этом случае презентирует иной слой психики, который обсуждался выше - это слой характера, который также может быть вскрыт при изучении эмоциональных проявлений. Более того, если эту проявляемую эмоциональность субъекта рассмотреть с предельно формальной стороны, например, определив в параметрах интенсивности, скорости протекания и т.д., то мы обнаружим в анализе и другой слой психики - темперамент, который прямо не обсуждается в теории деятельности.
15 Проблематика, связанная с диагностикой и изучением, в том числе внутриличностных конфликтов.
16 Предмет потребности в теории деятельности и есть мотив. Иначе, мотив - есть опредмеченная потребность.
17 За эмоциями субъекта стоят всегда мотивы-стимулы, которые в теории деятельности в отличие от мотивов-смыслов занимают нижние позиции в иерархии. Разница двух указанных классов мотивов еще и в том, что они выполняют различные функции в психике. Мотивы-стимулы несут в себе функцию побуждения, тогда как мотивы - смыслы не только побуждают к деятельности, но и направляют ее.
Наконец, с позиции развиваемой уровневой теории можно объяснить и волевые процессы психики. Воля в психологическом анализе может быть рассмотрена, прежде всего, на двух уровнях предлагаемой теории. Первый уровень - это уровень действий. Мы говорим - «волевое действие». Действие, которое связано с преодолением внутренних (мотивационных) и/или внешних преград (внешние факторы, препятствующие осуществлению действия). В таком случае речь может идти о волевом усилии, которое необходимо для осуществления действия. Заметим, что большинство классических теорий, начиная от В. Джемса, рассматривают волю на уровне действия. Однако ее рассмотрение только на этом уровне делает психологический анализ проблемы неполным. Именно А.Н. Леонтьеву принадлежит идея рассмотрения воли не как отдельного акта, а как деятельности на уровне целостной личности [3]. Именно на этом уровне воля проявляет себя силой мотива, а не недостатком усилия. В качестве иллюстрации развиваемого положения хотелось бы привести пример ученого, который день и ночь работает над своим научным открытием. Эта деятельность полностью его поглощает, и он отдает ей все свои силы. Это проявление воли? Несомненно, да. Да, в понимании А.Н. Леонтьева. Да, в психологическом смысле. Здесь нет внутренних (мотивационных) преград, нет проблемы усилия, здесь главное - сила ведущего мотива, а значит, и его качество, качество социальной значимости. Хотя на пути реализации подобной деятельности не исключены внешние препятствия, но не препятствия внутренние, подчеркнем еще раз. Все обсуждаемые критерии воли в психологической литературе ограничены. Представляется, что наиболее действенным критерием воли и личности является поведение человека в экстремальной ситуации [9]. Приведу исторический пример. Как известно, князь Александр Невский с риском для собственной жизни ездил в стан к ханам монгольским ради спасения россиян и безопасности Отчизны. Поступок смелый, благородный, достойный уважения и памяти россиян. Подлинно волевое поведение, его глубинный механизм заключен именно здесь, в системе ценностей человека, его морально-этических принципах (определение мое. -К.С.). Именно поэтому Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает называть волевой личностью человека, который успешно реализует свои высокие, социально-значимые мотивы.
Психологическая теория деятельности может рассматриваться и как альтернатива когнитивным теориям, в которых рассматриваются уровневые модели психики, модели переработки информации, на том основании, что является теорией рассмотрения психики как системного неаддитивного образования. Дело в том, что в когнитивных теориях «выпадает» субъект познавательной деятельности, конкретная личность. Процесс переработки информации хоть и представляется в таких теориях в виде блоков и уровней, однако эти модели настолько различаются, что приведение их к общему знаменателю, сближение позиций является делом будущего. Более того, в когнитивной психологии рассматриваются отдельные системы переработки информации - системы восприятия, памяти, мышления, которые пока мало «увязаны» друг с другом. Недостаточно «увязываются» в этих теориях в некоторую общую систему регулятивные компоненты психики (мотивация, воля, эмоции) и собственно познавательные процессы. Если регулятивные процессы психики и рассматриваются психологией познания, то только в связи с их влиянием на процессы переработки информации [5. С. 17]. Возможно, именно психологическая теория деятельности, активно развиваемая в настоящее время учениками и последователями А.Н. Леонтьева, поможет современной когнитивной психологии решить вышеобозначенные проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бороздина Л. В. Различие личности и характера // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложения. М., 2002. Т. 9, вып. 2. С.222-225.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2003. 336 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психол. журнал. 2005. Т. 26, №3. С. 15-24.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 143 с.
5. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М., 2002. 480 с.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. 511 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 352 с.
8. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. 1993. №2. С. 51-62.
9. Сидоров К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 2. С. 61-73.
Поступила в редакцию 21.09.10
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
K.R. Sidorov
Level pattern of psychic: psychological theory of activity
The aurthor reveals the level pattern of psychic - a psychological theory of activity of A. N. Leontyev in respect to the study of complex mental occurrences such as the origin of consciousness, the functioning of cognitive and regulating processes, temperament, character and personality differences. The article considers the advantage of the theory of activity as compared to cognitive models of the mind.
Keywords: level pattern of psychic, system analysis, psychological theory of activity, cognitive approach.
Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
E-mail: [email protected]
Sidorov K.R., candidate of psychology, associate professor Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: [email protected]