Научная статья на тему 'Уровневая методическая подготовка бакалавров и магистров химического образования в педагогическом вузе'

Уровневая методическая подготовка бакалавров и магистров химического образования в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / LEVEL STUDENTS' METHODICAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / EDUCATIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Виктор Васильевич, Роговая Ольга Геннадьевна, Толетова Марина Константиновна

Рассматриваются актуальные проблемы методической подготовки студентов к обучению химии. Приводится анализ отличительных особенностей методической подготовки бакалавров и магистров. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов с использованием учебно-методических заданий, моделирующих деятельность учителя химии, адекватно отражающих сущность и содержание процесса обучения, способствующих формированию профессиональной компетентности студентов в области химического образования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению методической системы подготовки студентов на факультете химии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).The article is devoted to actual problems of students' methodological training for teaching chemistry. The analysis of the distinctive features of methodical training of bachelors and masters of chemical education is given. Particular attention is paid to the organization of students' individual work with the usage of educational and methodological tasks that simulate the chemistry teacher activity, that adequately reflect the content of the training process, that form the professional competence of students in the field of chemical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Виктор Васильевич, Роговая Ольга Геннадьевна, Толетова Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровневая методическая подготовка бакалавров и магистров химического образования в педагогическом вузе»

УДК 378.2

В.В. Васильев, О.Г. Роговая, М.К. Толетова,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Уровневая методическая подготовка бакалавров и магистров химического образования в педагогическом вузе

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Год назад исполнилось 50 лет со дня основания факультета химии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена как самостоятельного структурного подразделения. В минувшие годы на факультете осуществлялась подготовка учителей химии разных квалификаций: «Учитель химии на иностранном языке», «Учитель химии и учитель иностранного языка», «Учитель химии и переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Учитель химии и методист воспитательной работы». Всего за это время было

подготовлено более 3 тыс. специалистов в области химии и образования, успешно работающих в средних общеобразовательных и профессиональных учреждениях разных категорий (школы, техникумы); научно-исследовательских учреждениях; вузах и институтах повышения квалификации учителей. В настоящее время на факультете обучаются бакалавры и магистры по направлениям «020100 Химия» и «050100 Педагогическое образование (профиль "Химическое образование")» в соответствии с федеральными государственными образовательными

стандартами высшего профессионального образования.

Сегодня Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена - это многопрофильный университетский комплекс. Его отличительной особенностью является сочетание глубокой предметно-специализированной подготовки с психолого-педагогической и общекультурной. «Культурологическая концепция университета стала фактором осознания себя как феномена национальной культуры и конкретной социокультурной среды» [1].

Факультет химии имеет большой опыт уровневой подготовки студентов, так как с 1992 года в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена начала осуществляться подготовка бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование», а с 1997 года - бакалавров химии. Результаты многолетней опытно-экспериментальной работы преподавателей факультета были учтены при разработке новых образовательных стандартов высшего профессионального образования по профилям педагогического образования [2, 5].

Современный рынок труда требует повышения профессиональной мобильности выпускников педагогических вузов и тем самым делает востребованным ряд профессионально важных личностных

© Васильев В.В., Роговая О.Г., Толетова М.К., 2014

ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ

кандидат химических наук, доцент, декан факультета химии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: химия и фотохимия ме-таллопорфиринов, общая химия, вопросы организации химического образования в вузе. Автор 112 публикаций

ОЛЬГА

ГЕННАДЬЕВНА РОГОВАЯ

кандидат химических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой химического и экологического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: экологизация педагогического образования, теоретические аспекты и методика химико-экологических исследований. Автор 85 публикаций

МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА ТОЛЕТОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химического и экологического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: теория и методика обучения химии, методическая подготовка студентов к обучению химии, теоретические аспекты и методика тестирования учебных достижений студентов. Автор 70 публикаций

Рассматриваются актуальные проблемы методической подготовки студентов к обучению химии. Приводится анализ отличительных особенностей методической подготовки бакалавров и магистров. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов с использованием учебно-методических заданий, моделирующих деятельность учителя химии, адекватно отражающих сущность и содержание процесса обучения, способствующих формированию профессиональной компетентности студентов в области химического образования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению методической системы подготовки студентов на факультете химии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Ключевые слова: уровневая методическая подготовка студентов, профессиональная компетентность, учебно-методические задания.

The article is devoted to actual problems of students' methodological training for teaching chemistry. The analysis of the distinctive features of methodical training of bachelors and masters of chemical education is given. Particular attention is paid to the organization of students' individual work with the usage of educational and methodological tasks that simulate the chemistry teacher activity, that adequately reflect the content of the training process, that form the professional competence of students in the field of chemical education.

Key words: level students' methodical training, professional competence, educational tasks.

качеств, таких как самостоятельность, творческий подход к делу, умение постоянно учиться, общительность, способность к сотрудничеству и др. Переход к новой парадигме образования, ориентированной на развитие профессиональных компетенций специалиста с высшим педагогическим образованием, на формирование у него готовности и способности применять свои знания в изменяющихся условиях, требует:

- переработки учебных планов и программ с целью внедрения в учебный процесс новых методик

и технологий обучения, повышающих эффективность труда преподавателей;

- увеличения доли самостоятельной работы студентов над изучаемым материалом;

- использования интерактивных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

- совершенствования системы текущего и итогового контроля работы студентов (введение балль-но-рейтинговой системы и др.)

Согласно действующему законодательству, при реализации

образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. На факультете химии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.

Уровневая подготовка студентов предусматривает их обучение в рамках бакалавриата и магистратуры химического образования. Каждый из названных уровней представляет собой целостную систему образования специалиста. В то же время каждая система сама является составной частью общей системы подготовки специалиста химического образования.

Совершенствование методической подготовки студентов педагогических вузов в настоящее время следует рассматривать как одну из приоритетных задач и важных предпосылок развития педагогического образования в России. В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к высшему образованию, методическая подготовка направлена на формирование готовности и способности студентов применять знания, умения в изменяющихся условиях, про-

являть ценностные отношения, включаться в инновационную деятельность на основе овладения общекультурными и профессиональными компетенциями и таким образом решать различные профессиональные задачи [5].

Методическая подготовка студентов к обучению химии в условиях уровневого высшего педагогического образования строится на основе интеграции аксеологи-ческого, акмеологического, системного, интегративного, ком-петентностного, деятельностного, технологического и критериально-оценочного подходов. Процесс изучения любой методической дисциплины осуществляется с позиции взаимозависимости и взаимосвязи данных подходов.

Важнейшим звеном профессиональной подготовки компетентного специалиста в области педагогического образования выступает процесс освоения студентом методических дисциплин и курсов. В содержании методической подготовки бакалавров химического образования рассматриваются такие вопросы, как теория и методика обучения химии в средних общеобразовательных учебных заведениях разного типа; современные инновационные технологии и технологические приемы обучения химии; организация внеурочной работы по химии; проведение квалификационного исследования, связанного с анализом, отбором и переработкой информации, с целью дальнейшего применения ее в процессе обучения учащихся химии, практика. Содержание практик (учебная (методическая) и производственная (стажерская)) определяется задачами каждого этапа с учетом специфики и условий учебного заведения, на базе которого проходит практика. Таким образом, в методической подготовке студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена реализуется со-

четание освоения методической теории с педагогической практикой, способствующее всесторонней профессиональной подготовке бакалавров и магистров химического образования.

Методическая подготовка студентов к обучению химии предполагает реализацию междисциплинарных связей с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического блока, такими как история, культура речи, экономика образования, правоведение, социология. В процессе методической подготовки происходит интегрирование знаний и умений, полученных студентами при освоении дисциплин естественнонаучного и профессионального цикла (информационно-коммуникационные технологии, психология, педагогика, специальные химические дисциплины).

В учебном плане подготовки бакалавров по направлению «050100 Педагогическое образование (профиль "Химическое образование")» включен модуль «Методика обучения и воспитания (химическое образование)», который определяет профессионально-педагогическую направленность студентов. В процессе изучения данного модуля происходит формирование у студентов системы комплексных методических знаний: студенты овладевают теоретическими основами и практическими знаниями о современных методиках и образовательных технологиях; осуществляют поиск наиболее результативных методик и образовательных технологий; осваивают содержание модуля; овладевают основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся химии; устанавливают междисциплинарные связи как внутри модуля, так и вне его; включаются в образовательный процесс исследовательской деятельности и др.

В результате освоения данного модуля бакалавры химического

образования должны быть готовы и способны:

- реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждения;

- применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- владеть основами речевой профессиональной культуры;

- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

В структуру вариативной части основной образовательной программы подготовки бакалавров включена дисциплина «История химического образования», которая направлена на расширение и углубление знаний студентов по истории химии, а также умений использовать эти знания в процессе обучения учащихся в средних общеобразовательных учебных заведениях. В процессе изучения данной дисциплины происходит формирование у студентов знаний об истории химического образования, о развитии научных представлений, о роли химии в создании общечеловеческих ценностей и развитии культуры. В результате изучения дисциплины «История химического образования» студенты должны осознать социальную значимость своей будущей профессии, приобрести мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности; овладеть культурой мышления.

Дисциплины по выбору студента позволяют актуализировать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут. Буду-

щим бакалаврам химического образования предлагаются методические дисциплины «Внеклассная работа по химии», «Дополнительное образование школьников по химии», «Теория и методика эко-лого-химического образования» и др. Эти дисциплины направлены на формирование и развитие у студентов знаний и умений по организации и проведению внеклассной работы с учащимися средних общеобразовательных учебных заведений разного типа, по организации сотрудничества обучающихся и воспитанников, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. В результате изучения этих дисциплин студенты должны быть готовы ре-ализовывать учебные программы базовых и элективных курсов с учетом специфики образовательных учреждений. Все дисциплины профессионального цикла вносят значительный вклад в формирование профессиональной компетентности студентов.

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата является научным исследованием, перспективным и актуальным в плане общей теоретической ориентации и практической значимости, современным в использовании положительного опыта применения научных методов и приемов. Содержание работы составляют результаты теоретических и экспериментальных исследований в области теории и методики обучения химии. Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата должна показать теоретический потенциал автора, его умение интерпретировать различные концепции и теории, способность к творческому осмыслению анализируемого материала, степень владения профессиональным языком предметной области знания.

Целью методической подготовки магистров химического образования является формирование

у них профессионально-методической компетентности, позволяющей преподавать химию в образовательных учреждениях разного уровня (средних общеобразовательных и профессиональных школах разных категорий), а также работать в качестве ассистентов в вузах. Кроме того, в магистратуре химического образования осуществляется подготовка ученого-исследователя в области теории и методики обучения химии.

В содержании методической подготовки магистров химического образования рассматриваются вопросы, связанные с теорией, методологией и технологиями обучения химии; методикой применения инновационных технологий (более сложных по отношению к изучаемым в бакалавриате); внеурочной работой по химии в классах естественнонаучного профиля, методикой разработки и реализации элективных курсов по химии, основами научно-педагогических исследований по теории и методике обучения химии, проведением диссертационного исследования, связанного с анализом, отбором и переработкой информации. Большое внимание в магистратуре химического обра-

зования уделяется формированию у магистрантов научно-исследовательских умений, связанных с проведением диссертационного исследования, которые могут быть продолжены при их дальнейшем обучении в аспирантуре.

Магистерская диссертация -завершенное самостоятельное научное исследование студента по теории и методике химического образования. Магистерская диссертация представляет собой обобщение результатов собственного педагогического опыта, отражает теоретические и методологические проблемы в области химического образования, содержит критический анализ исторического аспекта выбранной проблемы и ее разработанность на момент изучения. Магистерская диссертация, ее тематика и научный уровень соответствуют основной образовательной программе подготовки по направлению «050100 Педагогическое образование, (профиль "Химическое образование")» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В процессе работы над магистерской дис-

сертацией студент овладевает опытом самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Приступая к изучению той или иной дисциплины, студенты должны знать о требованиях, которые будут предъявляться к оцениванию их работы. Средством, позволяющим организовать учебную деятельность студентов и спланировать все виды работ в течение семестра, является технологическая карта дисциплины. В технологической карте отражаются формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации, виды аудиторной и внеаудиторной работы, виды учебной деятельности студентов по освоению дисциплины и количество баллов по каждому виду деятельности, обязательный минимум освоения дисциплины.

Для повышения эффективности подготовки студентов в аспекте сотрудничества преподавателя и студента были разработаны технологические карты на основе балльно-рейтинговой системы, способствующие повышению мотивации студентов к освоению основной образовательной программы путем дифференциации оценки и продуктивной организации учебного процесса.

Одним из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки студентов является организация их самостоятельной работы. В соответствии с федеральным государственным образовательными стандартом высшего профессионального образования в бакалавриате на самостоятельную работу студента отводится до 60% учебного времени, и до 80% в магистратуре [5]. Для организации самостоятельной работы студентов были специально разработаны учебно-методические задания для каждой дисциплины методической подготовки по направлению «Химическое образование». Выбор учебно-методических заданий осуществлял-

ся в зависимости от особенностей уровня методической подготовки студентов, специфики формируемых химико-методических умений и практической направленности учебного процесса. Эти учебно-методические задания применяются на лекциях, практических занятиях, во внеаудиторной самостоятельной работе студентов, на экзамене, а также в период педагогической практики. На лекциях учебно-методические задания можно использовать для иллюстрации теоретических положений или как практический материал для соответствующих выводов, так как учебно-методические задания позволяют проверить усвоение студентами изученного материала, повысить интерес к теме, установить связь теории с практикой, являясь при этом средством установления обратной связи. Более широкое применение учебно-методические задания находят на лабораторных и практических занятиях, где студенты анализируют методические проблемы, делают выводы, отвечают на вопросы, самостоятельно разрабатывают критерии задания.

Приведем примеры учебно-методических заданий, которые использует преподаватель для организации самостоятельной работы бакалавров химического образования по дисциплине «Методика обучения и воспитания (Химия)» [4].

Задание 1. Для более наглядного отображения периодической зависимости свойств и форм соединений, образованных элементами третьего периода, учитель может построить с учениками соответствующий график. Какой класс неорганических соединений целесообразно использовать для построения данного графика? Сформулируйте вывод, к которому следует подвести учащихся.

Критерии оценки:

1. Представлен график, отображающий зависимость свойств и форм соединений, образован-

ных элементами третьего периода (2 балла).

2. Сформулирован вывод, к которому подводим учащихся в процессе обсуждения периодической зависимости свойств и форм соединений (1 балл).

Задание 2. Закрепление знаний учащихся о хлороводоро-де, получении соляной кислоты и ее свойствах осуществляется на практической работе. Какие знания закрепляются и какие умения формируются у учащихся при выполнении практической работы: «Получение соляной (хлороводородной) кислоты и опыты с ней»? С какими правилами техники безопасности знакомим учащихся при выполнении данной практической работы? Сформулируйте три вопроса, которые следует предложить учащимся для подготовки к практической работе: «Получение соляной (хлороводородной) кислоты и опыты с ней».

Критерии оценки:

1. Рассмотрены знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе выполнения практической работы: «Получение соляной (хлороводородной) кислоты и опыты с ней» (1 балл).

2. Представлены три вопроса, которые предлагаем учащимся при подготовке к практической работе: «Получение соляной (хлороводородной) кислоты и опыты с ней» (2 балла).

3. Приведены правила техники безопасности, с которыми знакомятся учащиеся при выполнении практической работы: «Получение соляной (хлороводородной) кислоты и опыты с ней» (1 балл).

Задание 3. При обучении учащихся решению задач важно научить их делать проверку решенной ими задачи. Такой проверкой может быть составление обратной задачи. Составьте условие задачи на вычисление массы продуктов реакции по известной массе одного из исходных веществ, содержащего примеси, и решите ее.

0,8

1 2 3 4 5 6 7

Химико-методические умения

■ 2010-2011 уч. год ■ 2012-2013 уч. год

Рис. 1. Показатели уровней сформированности у студентов (п = 47) химико-методических умений

Предложите условие обратной задачи, которая позволит учащимся проверить правильность решения прямой задачи.

Критерии оценки:

1. Представлено условие и решение задачи на вычисление массы продуктов реакции по известной массе одного из исходных веществ, содержащего примеси (2 балла).

2. Представлено условие обратной задачи (2 балла).

Итоговый балл за выполнение учебно-методического задания определялся с учетом сложности и значимости показателей усвоения (элементов знаний, компонентов умений). Критериальный балл устанавливался суммированием значений вероятностных баллов. На основе данных распределения индивидуальных баллов студентов с разным уровнем успеваемости нами было представлено графическое изображение определения критериального балла на основе методики контрастных групп. После выполнения учебно-методических заданий мы рассчитывали коэффициент сформированности хими-ко-методическихзнаний и умений у студентов [4]. На рисунке 1 пред-

ставлены итоговые результаты сформированности ведущих химико-методических умений у студентов, прошедших методическую подготовку в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в 2010-2012 годах по направлению подготовки «050100. Педагогическое образование (профиль "Химическое образование")».

Результаты педагогического эксперимента показали, что уровень сформированности у студентов химико-методических знаний и умений, соответствующих определенному компоненту методической деятельности, повысился после внедрения уровневой методической подготовки в 2012-2013 годах.

Таким образом, разработанная в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена методическая система подготовки студентов педагогического вуза к обучению химии была апробирована и успешно реализована на практике.

Диаграмма иллюстрирует повышение уровня сформирован-ности химико-методических умений у студентов. Достоверность результатов статистически под-

тверждается (с вероятностью более 95%) критериями Стьюдента и Крамера -Уэлча. Результаты выполнения заданий позволили оценить не только итоговый уровень обученности студентов, но и сделать вывод об эффективности образовательных программ.

Предложенная система методической подготовки студентов является результатом работы преподавателей кафедры химического и экологического образования, многие годы успешно ведущих исследования в области методологии, теории и практики химического образования.

Литература

1. Бордовский Г.А. Педагогический университет XXI века. СПб., 2011. 108 с.

2. Роговая О.Г., Толетова М.К., ЛевкинА.Н. Современные технологии в процессе методической подготовки студентов педагогических вузов к обучению химии. //«Казанская наука»: педагогические науки. Казань, 2012. № 4. С. 323-326.

3. Толетова М.К. Учебно-методические задания для подготовки студентов к обучению химии в средней школе: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей высшей школы, для слушателей системы повышения квалификации учителей. СПб., 2011. 125 с.

4. Толетова М.К. Формирование методической компетентности бакалавров и магистров химического образования: СПб., 2013. 104 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100. Педагогическое образование (квалификация (степень) "магистр")». М., 2011. 30 с.

6. Федеральный закон о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (от 29.12.2012 г., N 273 (ред. от 23.07.2013 г). 15 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.