Научная статья на тему 'Методическая подготовка студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования'

Методическая подготовка студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МНОГОУРОВНЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ / METODICAL TRAINING / MULTI-LEVEL PEDAGOGICAL EDUCATION / CHEMISTRY TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толетова Марина Константиновна

Статья посвящена актуальным проблемам методической подготовки студентов в условиях многоуровневого педагогического образования. Приводится анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме исследования, по организации и проведению всех видов практик. Особое внимание уделяется обоснованию теоретических положений педагогических практик в системе методической подготовки студентов к обучению химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толетова Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching experience practices in the system of supplying students with knowledge of didactic techniques for teaching chemistry

The article is dedicated to the vital issues of the students' methodical training under the condition of multi-level pedagogical education. There is provided an analysis of reference literature in the fields of psychology and pedagogy, as well as didactics, devoted to various kinds of teaching practice organizing and conducting. The focus of the article lies in substantiation of the theoretical grounds for teaching experience practices in the system of supplying students with

Текст научной работы на тему «Методическая подготовка студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования»

предметная. По каждой функции курсивом выделены те умения учителя математики, которые связаны с реализацией национально-регионального компонента школьного математического образования.

Примечания

1. Кабанова-Меллер Е. Н. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения // Структуры познавательной деятельности. Владимир, 1976. С. 27.

2. Салаватова С. С. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: К реализации национально-регионального компонента содержания образования: учеб. пособие для студентов 3-5 курсов специальности «032100-Математика с дополнительной специальностью». 4-е изд., доп. Уфа, 2007. С. 31-88.

3. Гибадуллина А. Использование краеведческого материала на уроках математики // Студенческая наука - в действии: тез. докл. конф. Стерлитамак, 1998. С. 154-155; Маннанова В. Языковая проблема преподавания математики в национальной школе // Студенческая наука-2000: сб. материалов. Стерлитамак, 2000. С. 150-152; Викторова Н. К проблеме обучения математике на родном языке // Студенческая наука -в действии: сб. материалов 42-й науч. студ. конф. Стер-литамак, 2002. С. 22-24; Ахметова А. Реализация регионального компонента в обучении математике в национальной школе // Конкурс научных работ студентов вузов Республики Башкортостан 2007 года. Уфа. 2007. С. 179.

УДК 37.016:54

М. К. Толетова

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам методической подготовки студентов в условиях многоуровневого педагогического образования. Приводится анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме исследования, по организации и проведению всех видов практик. Особое внимание уделяется обоснованию теоретических положений педагогических практик в системе методической подготовки студентов к обучению химии.

The article is dedicated to the vital issues of the students' methodical training under the condition of multi-level pedagogical education. There is provided an analysis of reference literature in the fields of psychology and pedagogy, as well as didactics, devoted to various kinds of teaching practice organizing and conducting. The focus of the article lies in substantiation of the theoretical grounds for teaching experience practices in the system of supplying students with

ТОЛЕТОВА Марина Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения химии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена © Толетова М. К., 2009

knowledge of didactic techniques for teaching chemistry.

Ключевые слова: методическая подготовка, многоуровневое педагогическое образование, обучение химии.

Keywords: metodical training, multi-level pedagogical education, chemistry teaching.

B основных положениях «Болонской декларации» предложен новый вариант организации общей системы высшего образования, включающий многоуровневую подготовку студентов. Структурные реформы ставят задачи разработать критерии аттестации бакалавров и магистров, адаптируемые к национальным и региональным особенностям, выявить возможные варианты наборов компетенций для сопоставления качества подготовки специалистов. Важность обозначенной проблемы стимулируется усилением дифференциации современного школьного образования, появлением новых моделей учебных заведений, расширением спектра применяемых учителями новых образовательных технологий, широким распространением экспериментальной работы в школе. В настоящее время возникла необходимость в преподавателе более высокой квалификации. Это, в свою очередь, требует усовершенствования методической подготовки студентов.

Совершенствование методической подготовки педагогических кадров следует рассматривать как одну из приоритетных целей и важных предпосылок социально-экономического и духовного прогресса общества. В литературе имеются публикации, раскрывающие различные аспекты педагогической деятельности: построение модели педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. Щербаков, В. А. Сластенин); продуктивный процесс познания и профессиональное развитие личности (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. Л. Рубинштейн); совершенствование профессиональной подготовки учителя (О. А. Абдуллина, Е. П. Белозер-цев, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. А. Глуз-дов, М. И. Жаворонкова, Н. М. Зверева, С. Б. Ел-канов, Т. А. Иванова, В. А. Кан-Калик, А. А. Касьян, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Муд-рик, Н. Д. Никандров, Е. Н. Перевощикова, Ф. В. Повшедная, Г. А. Кручинина, В. А. Сласте-нин и др.); концептуальные подходы к управлению качеством современного образования (Г. А. Бор-довский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын); концепция развития профессиональной компетенции учителя, изменения в оценке результатов педагогического образования, обновление образовательных профессиональных программ подготовки специалистов (В. А. Козырев, Н. Ф. Родионова, А. П. Тря-пицына, И. С. Батракова и др.); теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествозна-

ния педагогического университета (В. П. Соломин); разработка общих принципов и методики оценивания результатов высшего образования (Г. А. Бордов-ский, В. П. Соломин, С. Ю. Трапицын, В. С. Аване-сов, В. П. Беспалько, Б. С. Иванов и др.); эколого-педагогическая подготовка студентов (Н. Д. Андреева); теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования (П. В. Станкевич); методика оценки качества деятельности преподавателей вуза (Н. В. Бор-довская, Е. В. Титова); система комплексной оценки качества образования специалиста (Э. Корот-ков); методология концептуального построения многоуровневого непрерывного профессионального образования как интегративной педагогической системы (А. П. Беляева); теоретическое обоснование оценки качества дидактической системы профессионального образования (Н. М. Александрова); различные подходы к организации и проведению всех видов педагогической практики студентов в процессе подготовки современного специалиста образовательной сферы (О. А. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, В. П. Горленко, О. С. Гребенюк,

A. С. Захарова, Л. В. Загрекова, Л. В. Кильянова,

B. С. Морозова, В. В. Николина, И. А. Протасова, В. К. Розов, В. А. Сластенин, Н. К. Сергеев, И. Ф. Харламов, Г. А. Ястребова и др.); поэтапное решение задач профессионального роста личности (В. С. Аверьянов М. А, Вейт, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, П. И. Пидкасистый, В. А. Сласте-нин, А. И. Щербаков и др.); профессиограмма учителя химии (И. Л. Дрижун); проблемно-интегра-тивный подход к формированию методической компетентности учителя химии в вузе (М. А. Шаталов); непрерывная химико-методическая подготовка (Е. Я. Аршанский).

В основу методической подготовки студентов к обучению химии в системе многоуровневого педагогического образования положены идеи гуманизации (обращение к общечеловеческим ценностям); интеллектуализации (становление интеллектуально-личностных особенностей будущего специалиста в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений и компетентностей); гуманитаризации (установление гармонического равновесия между естественно-математической и гуманитарной подготовкой с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму); фундаментальности и комплексности образования (закладывание основ для профессиональной мобильности обучающегося на всю жизнь); единства и многообразия, показывающий, что цели и сущность Болонского процесса и ценности национальной системы образования методологически не противоречат друг другу.

Ведущими принципами подготовки студента педагогического образования являются: непрерывность педагогического образования (включение со-

циально-педагогических факторов и положений, определяющих роль педагога как ключевой фигуры в процессе модернизации содержания, методов и организационных форм образования); преемствен-ностб (планирование деятельности на весь период обучения в вузе с учетом уровня профессиональной подготовки); поэтапностб (постепенное усложнение цели, содержания подготовки студентов к обучению химии, форм работы от курса к курсу); фундаментализация (ориентация содержания образования на наиболее общие основополагающие теоретические идеи педагогической науки, адаптация этого содержания к профессиональным задачам будущих специалистов и их профессионализация, широкое использование проблемных методов обучения в подготовке студентов к деятельности, связанных с постановкой и решением самостоятельных задач, формирование исследовательских умений); индивидуализация образовательных маршрутов.

Объективными предпосылками обеспечения непрерывности образования, осуществления дисциплинарной преемственности выступают: общая тенденция интеграции образования в общество, в вузовскую науку, повышение его востребованности; активизация контактов со школами; повышение роли гражданских функций образования; «здоро-вьесберегающие» функции образования.

Одной из стратегических задач высшего образования является интеграция общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и цикла общих гуманитарных дисциплин - в естественнонаучное и техническое образование [1].

Выделение в содержании методической подготовки студентов к обучению химии гуманитарного знания, отражающего внутренний мир человека и его деятельность в духовной сфере, оптимизация содержания гуманитарной подготовки требуют включения таких важнейших вопросов, как человек и мироздание, человек и общество, человек и культура общества, человек и среда обитания, человек в условиях индустриального и постиндустриального общества. Содержание методической подготовки студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования включает также знания, ориентирующие учащихся на общественно значимые проблемы, объясняющие явления живой и неживой природы.

Система методической подготовки студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования призвана обеспечить формирование профессионализма будущего магистра. Главной целью методической подготовки студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования является формирование профессиональной компетентности лич-

ности, готовой к продолжению образования на следующих ступенях, готовой к долгосрочной конкурентоспособности на рынке труда [2].

Механизмом реализации цели и содержания методической подготовки студентов к обучению химии являются отношения преподавателя и студентов, а условием ее осуществления служат средства, методы, методические приемы, технологии с учетом их многостороннего характера, с помощью которых студент может овладеть профессиональной деятельностью.

В содержании системы методической подготовки студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования выделяют следующие компоненты: опыт профессионально-познавательной деятельности, опыт ценностных отношений. Опыт профессионально-познавательной деятельности включает основные элементы системы интегрированных знаний технологии и методики обучения химии, а также знания основ химии; систему умений, которыми овладевает студент в процессе методической подготовки - проектировочные умения (прогнозировать возможности использования различных форм организации учебной деятельности, прогнозировать внедрение образовательных технологий в учебный процесс, составлять план организации и проведения научно-практической конференции, составлять план организации кабинета химии и лаборантской, описывать структуру урока, выявлять соответствие оценки результатам и т. д.); организационные умения (организовывать свою деятельность на уроке и проводить внеклассное мероприятие по предмету и т. д.); коммуникативные умения (управлять собой в ситуации педагогического общения, вести полемику, беседу, выступать с сообщением); исследовательские умения (проводить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, участвовать в анализе содержания и методики проведения урока, давать характеристику урока по типу и по структуре, рассматривать виды самостоятельных работ, определять методы и формы контроля, используемые на уроке т. д.); интегративные умения (обобщать опыт проведения уроков, выполнять индивидуальные задания и т. д.); рефлексивные умения (проводить диагностику достижения результатов, рефлексировать и корректировать результаты своей деятельности); гностические умения (выявлять особенности познавательной деятельности ученика при изучении определенной темы, делать выводы об эффективности проведенной работы и т. д.). Ценностный компонент представляет собой систему ценностей профессионального характера, которыми должен овладеть студент в процессе методической подготовки. Содержание системы методической подготовки студентов соответствует Федеральному образовательному стандарту.

Реализация системно-функционального, компе-тентностного, интегративного подходов позволила определиться с содержанием системы методической подготовки студентов в условиях многоуровневого педагогического образования [3].

Содержание методической подготовки студентов к обучению химии включает систему интегрированных знаний, систему интегрированных умений и виды деятельности, обеспечивающие преподавание химии. Мы выделяем следующие виды деятельности, которыми должен овладеть студент в процессе методической подготовки: учебно-исследовательская, методическая, научно-исследовательская, научно-педагогическая, - которые включают определенные компоненты деятельности, соответствующие этапам организации этой деятельности.

Учебно-исследовательский вид деятельности состоит из следующих этапов: диагностический, аналитический, проектировочный.

Методический вид деятельности включает следующие этапы: адаптивный, проектировочный, организационный, рефлексивно-оценочный.

Научно-исследовательский вид деятельности отражает работу студентов над магистерской диссертацией, поэтому представляет собой следующие этапы: информационно-аналитический, исследовательский и экспериментальный.

Научно-педагогический вид деятельности предусматривает следующие этапы: информационно-аналитический; исследовательский; экспериментальный; аналитический на базе школы и вуза; проектировочный на базе школы; организационный; рефлексивно-оценочный [4].

Организация системы методической подготовки студентов в условиях многоуровневого педагогического образования включает разработку и использование индивидуальных планов студентов, планирование самостоятельной работы студента; введение зачетных кредитных единиц; осуществление постоянного мониторинга образовательного процесса; создание новой информационно-образовательной среды; балльно-рейтинговую систему оценки знаний и умений студентов.

Результативно-оценочный компонент системы методической подготовки студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования предназначен для оценивания результатов процесса методической подготовки студентов в форме опыта профессионально-познавательной деятельности, опыта ценностных отношений, опыта нормативно-правовой деятельности [5].

Система методической подготовки студентов к обучению химии в условиях многоуровневого педагогического образования предусматривает овладение ценностями общечеловеческой и педагогической культуры, где одним из направлений становится развитие внутренних качеств педагога, владение технологией и методикой преподавания хи-

мии, обладание культуротворческой способностью, которая ведет к самосозиданию, приобретению собственного опыта понимания и оценивания окружающего мира. Цель проведения учебно-производственной (педагогической практики) в системе методической подготовки студентов к обучению химии определяется социальным заказом общества и заключается в формировании профессиональной компетентности [6].

В условиях реализации компетентностного подхода оценка качества методической подготовки студента в период педагогической практики осуществляется через компетенции, которые позволяют отразить различные виды деятельности. Каждая компетенция представляет собой совокупность сложных профессиональных умений и навыков ин-тегративного характера, которые являются результатом деятельности студентов за период прохождения практики. Содержание производственной (педагогической) практики включает гуманитарные знания, ориентирующие на общественно значимые проблемы, объясняющие явления живой и неживой природы. Студентами рассматриваются такие важнейшие вопросы, как человек и мироздание, человек и общество, человек и культура общества, человек и среда обитания, человек в условиях индустриального и постиндустриального общества. Методика обучения химии обладает значительным гуманитарным потенциалом, затрагивающим методологические, мировоззренческие аспекты, экологические проблемы. В период производственной практики студент ориентирует содержание учебного материала на усиление связи изучаемого с повседневной жизнью, опытом и знаниями учащихся, активно использует межпредметные связи. При ознакомлении учащихся с важнейшими теориями, законами студенты формируют представление о химической науке как области человеческой деятельности.

В период учебно-производственной педагогической практики студент овладевает следующими «универсальными» компетенциями: социально-педагогической - осознание своих педагогических возможностей, овладение методами и приемами организации, проведения и анализа внеклассных мероприятий, способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе, чтобы оптимально устанавливать целесообразные социально-педагогические контакты с другими субъектами образовательного процесса, взаимодействовать с ними, проявлять высоконравственные отношения к ним, регулировать или своевременно устранять возможные конфликтные ситуации, участвовать в научно-практических конференциях; предметно-образовательной - владение профессионально-педагогическими умениями и навыками в процессе преподавания учебного предмета химии, развитие у студентов ценностного от-

ношения к опыту творческой профессиональной деятельности, приобщение к опыту учителей-новаторов, чтобы обеспечить качество химико-образовательного процесса, учебных достижений, дальнейшего образования и самообразования; коммуникативно-языковой - готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания химии; информационно-технологической - умение владеть основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся химии, чтобы успешно использовать в своей профессиональной деятельности современные (традиционные и инновационные) образовательные технологии; духовно-культурной - реализация образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной практике, чтобы деликатно взаимодействовать с другими субъектами образования, с представителями других культур, стран, религиозных конфессий, толерантно относиться к иным традициям, нормам, обычаям, обрядам, событиям, праздникам, к другим народам, народностям и расам.

Содержание учебно-производственной (педагогической) практики в системе методической подготовки студентов к обучению химии включает профессиональные знания, профессональные умения и виды деятельности, обеспечивающие преподавание химии [7]. Мы выделяем следующие виды деятельности: учебно-исследовательский, методический.

Учебно-исследовательский вид деятельности состоит из следующих этапов: диагностический (ознакомление с системой учебной работы школы, учебной и внеурочной работой по предмету; изучение опыта учителей школы и оценка качества образовательного процесса в современной школе, самодиагностика), аналитический (участие в анализе содержания и методики проведения урока, рассмотрение урока по типу и по структуре, рассмотрение видов самостоятельных работ, определение методов и форм контроля, используемых на уроке, изучение научной организации труда учителя), проектировочный (составление индивидуального плана работы студента в период практики, анализ темы по плану, выполнение индивидуальных заданий, оформление отчетной документации).

Методический вид деятельности включает следующие этапы: адаптивный (ознакомление с системой учебной и внеурочной работой по химии; самодиагностика; изучение опыта работы учителя химии), проектировочный (составление конспекта урока, отбор наиболее эффективных форм и методов обучения, составление проблемных вопросов, составление дифференцированных заданий по теме, разработка тестовых заданий по теме, подготовка демонстрационного и лабораторного эксперимента, разработка сценария внеклассного ме-

роприятия), организационный (обобщение опыта работы учителя; проведение уроков, индивидуальных консультаций; решение дидактико-методичес-ких задач), рефлексивно-оценочный (рефлексия и коррекция результатов своей деятельности, проведение самоанализа урока).

На адаптационном этапе студенты осознают структуру и содержание учебного процесса, осознают трудности педагогической профессии. На информационно-аналитическом этапе идет подготовка к профессиональной деятельности, обогащение теоретических знаний будущего преподавателя химии. Проектировочный этап проявляется в разработке способов и методов обучения химии, в составлении конспекта урока, в разработке сценария внеклассного мероприятия. Организационный этап предполагает проведение уроков, семинарских занятий, внеклассных мероприятий. На рефлексивно-оценочном этапе происходит осознание методов и способов методической подготовки, проведение диагностики достижений результатов, осмысление возможностей профессиональной подготовки, рефлексия и коррекция результатов своей деятельности.

Организация производственной педагогической практики носит индивидуально-ориентированный характер, каждый студент получает задание, которое ему предстоит выполнить в период практики. Каждое задание выполняется студентами индивидуально, формируется умение работать самостоятельно, что положительно сказывается на теоретической подготовке студентов, развитии их творческих способностей, профессиональном становлении. Выполнение заданий самостоятельного творческого характера требует кропотливой работы с литературой, анализа, наблюдений, сообщений. Особенностью организации педагогических практик является использование современных информационных технологий в процессе проведения практики [8].

Самостоятельная работа студентов в период производственной практики включает следующие виды деятельности: участие в анализе содержания и ме-

тодики проведения уроков учителей школы и уроков коллег-студентов (проведение дополнительных занятий как с отстающими, так и с сильными учащимися), проведение факультативных занятий по углубленному изучению учебного материала (разработка тематического планирования на период практики); разработка и проведение уроков по химии; изготовление дидактического материала; планирование, разработка и проведение внеклассного мероприятия по химии; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; выполнение исследовательской работы в соответствии с тематикой выпускной курсовой работы; выполнение индивидуальных заданий, предложенных методистом.

Примечания

1. Соломин В. П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естественнонаучного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: коллективная монография. СПб., 2002.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева. СПб., 2002.

3. Подготовка специалиста в области образования: сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Бордовского,

B. А. Козырева. Вып. XI. Высшее образование за рубежом. СПб., 2005.

4. Магистратура в педагогическом университете: из опыта проектирования магистерских программ / под ред. В. А. Козырева. СПб., 1997. С. 81.

5. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования: монография. СПб., 2006.

6. Педагогическая практика студентов РГПУ им. А. И. Герцена в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: метод. рек. СПб., 1996.

C. 20.

7. Учебно-методическая работа по химии в период педагогической практики: метод. рек. / сост. Т. К. Дей-нова, Г. В. Некрасова. СПб., 1997. С. 20.

8. Педагогическая практика по химии в средней школе: метод. рек. / сост. Г. В. Некрасова, М. С. Пак. СПб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.