Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ АСПИРАНТА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ'

УРОВЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ АСПИРАНТА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заинтересованность обучающихся / образовательная программа / свободная посещаемость / потребности аспирантов / student interest / educational program / free attendance / needs of postgraduate students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Антропов, А.А. Тищенко

В статье проводится анализ заинтересованности группы аспирантов для выявления необходимости адаптации образовательной программы кадров высшей квалификации с учетов потребности обучающихся. На современном этапе научно-педагогический состав сталкивается с необходимостью постоянного «переформатирования» образовательной программы и корректировки формата применения соответствующего методического пособия. Авторами предлагается рассмотреть заинтересованность аспирантов в виде фактора, влияющего на образовательную программу, при условии проведения занятий в малых группах. Проведенное авторами исследование указывает на существование диаметрально противоположной заинтересованности у обучающихся в рамках малых групп. Исследование может послужить базой для дальнейшего изучения уровня влияния заинтересованности на эффективность применения образовательного подхода свободного посещения занятий и методов проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Антропов, А.А. Тищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF INTEREST OF A POSTGRADUATE STUDENT AS A FACTOR INFLUENCING THE EDUCATIONAL PROGRAM OF THE DISCIPLINE

The article analyzes interest of a group of postgraduate students to identify the need to adapt the educational program of highly qualified personnel taking into account the needs of students. At the present stage, the scientific and pedagogical staff faces the need to constantly “reformat” the educational program and adjust the format of the application of the corresponding methodological manual. The authors propose to consider the interest of postgraduates as a factor affecting the educational program, provided that classes are held in small groups. The study indicates the existence of a diametrically opposite interest among students in small groups and can serve as a basis for further study of the level of influence of interest on the effectiveness of the educational approach of free attendance of classes and methods of conducting classes.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ АСПИРАНТА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ»

анкетированию, позитивно относятся к использованию цифровых технологий в качестве дополнительного учебно-методического средства.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что цифровизация образования в современных условиях представляет собой лишь стартовый этап интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство. Проблема трансформации профессиональной роли преподавателя в отношении этого процесса еще долго будет оставаться актуальной, поскольку существует

Библиографический список

ряд факторов, влияющих на интенсификацию преподавания в цифровой среде. Наиболее важными из них являются техническая база вуза, готовность всего профессорско-преподавательского состава к работе в цифровой среде, студентов к учебной деятельности в цифровой среде. Различного рода изменения образовательного пространства можно преодолеть, если личностными качествами преподавателя являются профессиональная самореализация, самосовершенствование, мобильность.

1. Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии. Декларация принципов (документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R, 12 декабря 2003 года). Available at: https://pandia.ru/text/78/397/86336.php

2. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе. Высшее образование в России. 2009; № 6: 102 - 106.

3. Кокоева РТ., Хетагов В.К. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 3.

4. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.

5. Дорофеева Е.В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе. Известия ВГПУ. 2012; № 10: 51 - 56.

6. Абрамов РН., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова УС., Григорьева А.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора. Университетское управление: практика и анализ. 2020; № 24 (2): 59 - 74.

7. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования 2021; № 1 (86): 316 - 318.

8. Казак Е.Г. Понятие «профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании. International Scientific Review. 2015; № 6 (7): 68 - 70.

9. Восковская А.С., Карпова Т.А. Использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования 2019; № 6 (79): 9 - 11.

References

1. Postroenie informacionnogo obschestva - global'naya zadacha v novom tysyacheletii. Deklaraciya principov (dokument WSIS-03/GENEVA/D0C/4-R, 12 dekabrya 2003 goda). Available at: https://pandia.ru/text/78/397/86336.php

2. Gafurova N.V., Bugaeva T.P. Vospitatel'nyj process v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 6: 102 - 106.

3. Kokoeva R.T., Hetagov V.K. Professional'nye kompetencii prepodavatelya vysshej shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 3.

4. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.

5. Dorofeeva E.V. Sozdanie komfortnogo psihologicheskogo klimata v studencheskoj gruppe. Izvestiya VGPU. 2012; № 10: 51 - 56.

6. Abramov R.N., Gruzdev I.A., Terent'ev E.A., Zaharova U.S., Grigor'eva A.V. Universitetskie prepodavateli i cifrovizaciya obrazovaniya: nakanune distancionnogo fors-mazhora. Universitetskoe upravlenie: prakíika i analiz. 2020; № 24 (2): 59 - 74.

7. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 2021; № 1 (86): 316 - 318.

8. Kazak E.G. Ponyatie «professional'naya mobil'nosf» v pedagogicheskom issledovanii. International Scientific Review. 2015; № 6 (7): 68 - 70.

9. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Ispol'zovanie veb-kvestov dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 2019; № 6 (79): 9 - 11.

Статья поступила в редакцию 06.06.21

УДК 378.1

Antropov V.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Science (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: antrvl49@yandex.ru

Tischenko A.A., postgraduate, Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Science (Ekaterinburg, Russia), E-mail: tischalex@ya.ru

THE LEVEL OF INTEREST OF A POSTGRADUATE STUDENT AS A FACTOR INFLUENCING THE EDUCATIONAL PROGRAM OF THE DISCIPLINE. The

article analyzes interest of a group of postgraduate students to identify the need to adapt the educational program of highly qualified personnel taking into account the needs of students. At the present stage, the scientific and pedagogical staff faces the need to constantly "reformat" the educational program and adjust the format of the application of the corresponding methodological manual. The authors propose to consider the interest of postgraduates as a factor affecting the educational program, provided that classes are held in small groups. The study indicates the existence of a diametrically opposite interest among students in small groups and can serve as a basis for further study of the level of influence of interest on the effectiveness of the educational approach of free attendance of classes and methods of conducting classes.

Key words: student interest, educational program, free attendance, needs of postgraduate students.

В.А. Антропов, д-р экон. наук., проф., Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург,

E-mail: antrvl49@yandex.ru

А.А. Тищенко, аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, E-mail: tischalex@ya.ru

УРОВЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ АСПИРАНТА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье проводится анализ заинтересованности группы аспирантов для выявления необходимости адаптации образовательной программы кадров высшей квалификации с учетов потребности обучающихся. На современном этапе научно-педагогический состав сталкивается с необходимостью постоянного «переформатирования» образовательной программы и корректировки формата применения соответствующего методического пособия. Авторами предлагается рассмотреть заинтересованность аспирантов в виде фактора, влияющего на образовательную программу, при условии проведения занятий в малых группах. Проведенное авторами исследование указывает на существование диаметрально противоположной заинтересованности у обучающихся в рамках малых групп. Исследование может послужить базой для дальнейшего изучения уровня влияния заинтересованности на эффективность применения образовательного подхода свободного посещения занятий и методов проведения занятий.

Ключевые слова: заинтересованность обучающихся, образовательная программа, свободная посещаемость, потребности аспирантов.

Каждый начинающий ученый-исследователь, соискатель или аспирант (далее - «аспирант»), приступающий к работе над кандидатской диссертацией сталкивается с массой вопросов, начиная с методики ее написания и правилами оформления, заканчивая процедурой защиты. Безусловно, в современном мире и с учетом уровня текущего технологического прогресса можно найти множество

методических пособий, посвященных написанию кандидатской диссертации. Однако получить ответы на все интересующие вопросы весьма непросто, и причин возникновения таких сложностей более чем достаточно. Среди них можно выделить следующие:

• нехватка на текущий момент актуальных методических пособий;

• наличие существенных различий и ключевых особенностей в правилах подготовки исследования в рамках образовательных организаций, включая негласные;

• библиографическая редкость квалифицированных научных трудов, посвященных выполнению диссертационных работ и др.

Кроме вышеуказанного, в подготовке аспирантов существует уникальная специфика, связанная с тем, что научно-педагогический состав постоянно сталкивается со своего рода различием в уровне образованности аспирантов. В результате, у каждого аспиранта существует разная заинтересованность (потребность) в освоении той или иной темы, посвященной изучению методологии подготовки, написания и оформления диссертации.

Потребность в заинтересованности со стороны обучающегося отмечают многие ученые-преподаватели, как изучающие уровень качества образования и/ или мотивацию обучающихся [1 - 3], так и исследующие новые инструменты образовательного процесса [4 - 7]. Соответственно, заинтересованность является существенным условием качественного образовательного процесса и одним из ключевых факторов, влияющих на программу обучения. Вышеуказанные обстоятельства создают сложности в подготовке аспирантов, и часто от преподавателя требуется индивидуальный подход к обучению. Следовательно, формирование программы образовательного процесса становится крайне сложной задачей для научно-педагогического состава и вызывает потребность в проведении локальных исследований уровня заинтересованности аспирантов в изучении той или иной главы методического пособия по преподаваемой дисциплине.

Таким образом, актуальной научной проблемой при подготовке кадров высшей квалификации является необходимость постоянного «переформатирования» образовательной программы и корректировка формата применения методического пособия с учетом заинтересованности (потребности) аспирантов или группы аспирантов.

В настоящей работе авторами предлагается проанализировать результаты анкетирования аспирантов образовательного учреждения с целью выявления наличия или отсутствия различий в уровне заинтересованности аспирантов к изучению глав (параграфов) методического пособия по дисциплине «Методология подготовки, оформления и написания диссертации».

Для достижения указанной цели, авторы решают следующие задачи:

• опрос аспирантов с целью выявления уровня заинтересованности (потребности) в изучении определенных глав методического пособия;

• выявление приоритетов в заинтересованности (потребности) в той или иной главе методического пособия с целью дальнейшего анализа;

• систематизация полученного эмпирического материала, а именно: формирование базы данных результатов опроса и приведение ответов к единообразной форме, подлежащей возможности проведения анализа;

• анализ полученной базы данных ответов, а именно: обработка базы данных результатов опроса, формирование табличного и графического материала, позволяющего наглядно проявить зависимости при их наличии;

• формулирование выводов посредством использования методов формальной логики.

В рамках настоящей работы авторы определяет рабочую гипотезу - «предположим, что у аспирантов существует различный уровень заинтересованности в изучении определенной главы методического пособия, что вызывает потребность в переформатировании образовательной программы по изучаемой дисциплине».

Объектом исследования выбирается процесс подготовки кадров высшей квалификации, где в качестве предмета исследования будет выступать заинтересованность аспирантов в изучении глав методического пособия по дисциплине «Методология подготовки, оформления и написания диссертации».

Элементом научной новизны темы исследования может быть признано дополнение теоретического подхода к процессу подготовки кадров высшей квалификации, а именно: выявление уровня заинтересованности аспирантов к изучаемой главе как фактора, вызывающего потребность к переформатированию

программы обучения по дисциплине.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили данные о результатах опроса аспирантов с 1-го по 3-й год обучения. Авторы понимают и принимают наличие основных допущений и ограничений применения результатов данного исследования, среди которых хотят отметить:

• специфику метода преподавания дисциплины «Методология подготовки, оформления и написания диссертации» в режиме свободного посещения лекций;

• особенность вида дисциплины, выраженную в наличии рассматриваемой дисциплины только в рамках образовательной программы по подготовке научно-педагогических кадров высшей категории;

• ограниченность объема и спектра участвующих респондентов и другие, связанные с исследованием.

Однако именно вышеуказанные допущения и ограничения являются сильной стороной примененного исследовательского подхода. В связи с тем, что такой подход, по мнению авторов, показывает более приближенную к реальности картину, так как при более обширном исследовании будет исключаться специфика и другие индивидуальные особенности определенной дисциплины (например, добавление респондентов за счет включения других дисциплин или образовательных учреждений обобщает результат). В результате такого обобщения исследователи получают грубо агрегированный средний результат, который может искажать реальность. Таким образом, авторы считают, что данный подход имеет право на применение, и стремятся показать, что в случае выявления заинтересованности в изучении определенной дисциплины он более репрезентативен.

В качестве теоретической и практической значимости проведенного исследования можно определить возможность применения теоретических подходов, использованных авторами в исследовании влияния уровня заинтересованности на мотивацию аспирантов для изучения определенной дисциплины. Кроме того, полученные результаты могут послужить базой для продолжения исследований в области влияния уровня заинтересованности на удовлетворенность аспирантов от применения образовательной программы и определения эффективности применения образовательной программы по определенной дисциплине.

Основные результаты исследования могут быть использованы для корректировки и/или форматирования программы обучения по дисциплине «Методология подготовки, оформления и написания диссертации» в зависимости от уровня заинтересованности аспирантов той или иной главой методического пособия.

В проведенном авторами опросе приняли участие 12 респондентов, представивших 50 ответов на вопрос о значимости (заинтересованности в изучении) и малой значимости определенной главы методического пособия. При этом респондентам на выбор было представлено 10 глав методического пособия с соответствующими разделами.

Полученная в ходе опроса информация имела неоднородную структуру ответов и разные форматы файлов (...pdf и ...doc). Кроме того, ряд респондентов сформировали свои ответы в разрезе разделов, а не глав методического пособия. Учитывая данные обстоятельства, авторами принято допущение, что ответ, полученный по конкретному разделу, будет присвоен главе, в состав которой входит данный раздел. Данное допущение основано на убеждении авторов о близкой логической связи разделов между собой в рамках определенной главы, а значит, заинтересованность аспиранта конкретным разделом неизбежно приведет его к необходимости изучения и других включенных в главу разделов. В основу данного допущения авторы закладывают одно из основных положений теории ожидаемой полезности [8], которую в данном случае можно интерпретировать следующим образом: «максимальная выгода (полезность) от изучения соответствующего раздела будет получена аспирантом при условии изучения всех разделов в рамках определенной главы».

В результате, авторы осуществили форматирование информации (привели их к одному формату) и поместили информацию в базу данных ответов аспирантов на вопрос о значимости главы методического пособия (табл. 1). База данных

Таблица 1

Код В Наименование темы D 1 уровня н Количеств Значимые главы Значимые 2 уровня ц 3 уров респонд ня В ентов отметивш ачимые главы Мене 4 уровня и „„ их тему в Ы 1 yp.BHjj Менее значимые Мене главы 2 уровн|д глав классификация по уровню ыЗуровн^ к главе имли ниой в ™ з™.

ГЛАВА I. ГЛАВА I. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА | 5 0 0 0 3 0 0 8 1 з

ГЛАВА II. ГЛАВА II.ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИС СЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В РОС СИИ гп г 1 0 0 0 0 0 2 о

ГЛАВА III. ГЛАВА ¡¡¡.МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 4 3 0 0 1 0 0 8 1

ГЛАВА IV. ГЛАВА IV.ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ 0 2 0 0 _ _ 1 0 0 3 2L 1

ГЛАВА V. ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 0 3 3 0 0 0 0 6 . о

ГЛАВА VI. ГЛАВА VI. НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ 0 0 3 0 0 0 0 3 _ . о

ГЛАВА VII. ГЛАВА VII.МЕТО ДИКА РАБОТЫ НАД РУКОПИСЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ. 0 г 2 1 1 □ 1 7 J .

ГЛАВА VIII. ГЛАВА VIII. ВЫ С ТУПЛЕНИЕ И ЕГО ПОДГОТОВКА 2 0 0 1 0 _ 1 п 1 5 3 2

ГЛАВА IX. ГЛАВА IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НАУЧНОГО РАБОТНИКА 0 г 1 0 1 2 0 0 4 2 2

ГЛАВА X. ГЛАВА X.ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНОГО И ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ 0 0 3 1 0 0 0 4 ] 4 0

База данных ответов аспирантов ИЭ УрО РАН на вопрос о значимости главы методического пособия

ответов скомбинирована авторами в форме таблицы и подготовлена с использованием программного обеспечения Microsoft Excel, что позволяет произвести дальнейший анализ имеющихся данных.

Авторы предлагают начать анализ сформированной базы данных ответов с агрегирования всех полученных ответов и распределения их по уровню значимости. Важно отметить, что уровень значимости или малой значимости главы методического пособия определяется авторами исходя из допущения, что аспираты определяли значимость с учетом приоритетности, где наиболее значимая глава определена как первая в списке ответов, а последующие главы имеют меньшую и наименьшую значимость. Такой подход к ранжированию основан на основных постулатах теории иерархии потребностей А.Г. Маслоу [9], который в данном случае можно интерпретировать так, что наиболее востребованная глава выбрана респондентом в первую очередь, а далее значимость присваивается по нисходящей.

В результате данного подхода авторами сформирована таблица с ранжированными ответами по уровню значимости, где наиболее важным главам присвоен 1 уровень, а наименее значимым 2 и 3 уровень соответственно. Кроме этого, в таблицу включены сведения о менее значимых главах, что в авторской интерпретации рассматриваются как незначимые для аспирантов главы. Ранжирование незначимых глав производится по однотипному подходу, где наиболее незначимым главам присваивается 1 уровень меньшей значимости и так далее до 3 уровня (табл. 1).

Вначале авторы предлагают посмотреть на уровень общего внимания к той или иной главе, не вдаваясь в детали ее значимости. При этом общий уровень внимания определяется авторами как ответ аспиранта, учитывающий определенную главу. Такой подход позволяет определить, какая глава привлекла к себе наибольшее внимание, собрав максимальное количество упоминаний в ответах аспирантов. Наиболее наглядно общее внимание можно представить в форме карты, где объем занимаемой области указывает на уровень внимания к конкрет-нойглаве(рис.1).

глава vm. глава гх.

глава i. глава уп. главах. _ глава vi.

главаш. глава v. глава гу. глава п.

Рис. 1. Уровень общего внимания к главе (вне зависимости от значимости или незначимости главы, упоминаний (шт.))

Как видим, наибольшее количество упоминаний (8 шт.) на равных относятся к главе I «Наука и ее роль в развитии общества» и главе III «Методология и методика научных исследований». На втором месте по популярности глава VII «Методика работы над рукописью исследования» (7 шт.), а далее глава V «Организация и проведение научных исследований» (6 шт.). Наименьшее количество упоминаний в данной карте относится к главе II «Организация научно-исследовательской работы в России» (2 шт.), что может свидетельствовать о том, что она не имеет высокой степени внимания для преобладающей доли респондентов. Данный результат косвенно подтверждает гипотезу исследования о наличии различий в заинтересованности респондентов по отношению к главам методическо-гопособия.

Далее авторы предлагают составить рейтинг значимых и менее значимых глав, где первое место будет присвоено той главе, которая была обозначена значимой в той или иной степени, без ранжирования по уровню значимости (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг значимых глав, вне зависимости от уровня их значимости (1 - 3 уровни)

Место Наименование темы

1. ГЛАВА Ш.МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

2. ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

3. ГЛАВА I. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

4. ГЛАВА VII. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РУКОПИСЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представленный рейтинг показывает, что наиболее значимыми для аспирантов являются главы III, V и I. Такой результат ожидаем, учитывая специфику изучаемой дисциплины. Далее авторы предлагают построить рейтинг незначимых глав по аналогичному принципу с целью проведения последующего сравнения и анализа результатов. Рейтинг незначимых глав строится, исходя из ответов о меньшей значимости для респондента главы, где 1 место в рейтинге присваивается главе, набравшей наибольшее количество ответов о ее меньшей значимости и так далее (табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг незначимых глав, вне зависимости от уровня их незначимости (1 - 3 уровни)

Место Наименование главы

1. ГЛАВА I. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ГЛАВА VIII. ВЫСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ПОДГОТОВКА

3. ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

4. ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Примечательно, что при сопоставлении полученных рейтингов очевидно, что I, II и III главы находятся в обоих рейтингах сразу, где признаны аспирантами как значимые и незначимые одновременно. Однако, сопоставляя рейтинги, необ-

ГЛАВА IX.ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НАУЧНОГО РАБОТНИКА

ГЛАВА VIII.ВЫСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ПОДГОТОВКА

ГЛАВА VII.МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РУКОПИСЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА IV.ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ

ГЛАВА III.МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ГЛАВА II.ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

ГЛАВА I.НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

I Доля респондентов отметивших низкую значимость главы I Доля респондентов отметивших высокую значимость главы

Рис.2.Объем респондентовотметивших(не)значимость главы,%

ходимо учесть, что их расчет осуществлялся на различных объемах ответов, так как некоторые респонденты не выделили незначимые главы. Соответственно, имеет место несопоставимость объемов выборки, где рейтинг незначимых глав может быть нерепрезентативен для сравнения. Несмотря на это, авторы приводят его и отмечают данное обстоятельство как очередной косвенный фактор подтверждения гипотезы в части различия потребностей среди аспирантов.

Продолжая исследование, авторы предлагают проанализировать главы методического пособия, углубляя ранжирование по уровню значимости или незначимости. В результате, углубленное ранжирование данных позволяет выявить главы, имеющие наибольшую значимость среди значимых и среди незначимых для аспирантов (рис. 2), а также определить долю аспирантов, отдающих предпочтение той или иной главе методического пособия.

Примечательно, что Глава I, являясь значимой для одних аспирантов (41,7%), в то же время имеет низкую значимость для других (37,5%). Похожая ситуация и с Главой III, где ее высокую значимость отметили одни (33,3%), а другие (25%) обозначили ее как незначимую. Данные обстоятельства позволяют утверждать, что анализируемая выборка крайне неоднородна, и с высокой долей вероятности аспиранты имеют диаметрально противоположные потребности в отдельных направлениях знаний (заинтересованность). На этом противоречивые совпадения заканчиваются, и если не учитывать «лидеров» (главы I, III), то можно определить Главу VIII (16, 7%) и Главу II (8,3%) в качестве наиболее значимых, а Главу IX (25%) как наименее значимую для конкретной выборки респондентов.

В итоге, применив различные подходы к анализу базы данных ответов, можно однозначно предположить, что респонденты не только имеют различную заинтересованность (потребность) в изучении определенных глав методического пособия, но и уровень такой заинтересованности существенно отличается, а в отдельных случаях может быть диаметрально противоположным. Соответственно, само по себе методическое пособие не требует переформатирования, так как каждая его глава вызвала заинтересованность у аспирантов и/или способна удовлетворить потребности отдельного аспиранта. Вышеприведённое исследование показывает наличие уровня заинтересованности аспирантов к определенным главам, и данное явление может использоваться научно-педагогическим соста-

Библиографический список

вом как фактор, вызывающий потребность к переформатированию программы обучения по дисциплине (например, как метод преподавания лекций с целью повышения посещаемости).

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу авторов в части различий в заинтересованности (потребности) аспирантов, но не позволяют сделать однозначный вывод о необходимости переформатирования образовательной программы и приведения ее к какому-то особому (индивидуальному для данной выборки) виду или порядку изучения. Причиной, положенной в основу указанных выводов об опровержении второй части гипотезы, где сформулирована необходимость переформатирования образовательной программы, можно считать тот факт, что рассматриваемая дисциплина преподаётся в режиме свободного посещения, что не позволяет говорить о жесткости структуры образовательной программы, требующей необходимости корректировки в зависимости от заинтересованности аспирантов.

Однако уровень заинтересованности может использоваться для небольшой корректировки отдельных образовательных методов в целях повышения уровня посещаемости занятий, работы аспирантов во время занятия или формирования домашних заданий.

По мнению авторов, подход свободной посещаемости наиболее рационален и позволяет каждому аспиранту удовлетворить свою потребность в изучении определенной главы или представляет возможность не посещать занятие, проводимое в рамках неактуальной для него главы. Но эффективность использования подхода свободной посещаемости может быть достигнута только при условии правильного выбора методов или их комбинаций. Вполне очевидно, что заинтересованность имеет место быть как фактор и может учитываться при выборе методов реализации образовательной программы, если программа предусматривает обязательное посещение на протяжении всего курса. Кроме того, при регулярном исследовании уровня заинтересованности научно-педагогический состав может решить проблему, связанную с качеством усвоения образовательной программы или объемом посещаемости.

Проведенная авторами работа может послужить базой для дальнейшего изучения уровня влияния заинтересованности на эффективность применения подхода свободного посещения.

1. Витвицкая Л.А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса. Высшее образование в России. 2009; № 7.

2. Дотдуева Ж.Б., Базарова Д.Р, Чернова А.И., Басхаева И.И. Психологические факторы удовлетворенности личности условиями образовательного процесса. Вестник УРАО. 2018; № 5.

3. Субботкина З.Н. Проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся и их решения. Достижения науки и образования. 2020; № 16 (70).

4. Ларионова Н.И. Использование активных методов обучения при выполнении курсового проекта по специальным дисциплинам. Вестник Казанского технологического университета. 2013; № 12.

5. Хальзова Н.А., Лунина Ю.В. Практический опыт применения интерактивных занятий в вузе. Проблемы науки. 2018; № 6 (126).

6. Тимофеева Т.В., Нестеренко М.А. Об интеграции курсов компьютерной и инженерной графики для инженерных специальностей. ВестникРУДН. Серия: Инженерные исследования. 2012.

7. Банарцева А.В., Нечаева А.А. Обучение иностранному языку онлайн: преимущества и недостатки. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016.

8. Фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. Москва: Наука, 1970.

9. Костенко Е.П. Теория прогрессивного управления А. Маслоу. Пространство экономики. 2012; № 1-3.

References

1. Vitvickaya L.A. Organizaciya vzaimodejstviya sub'ektov obrazovatel'nogo processa. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 7.

2. Dotdueva Zh.B., Bazarova D.R., Chernova A.I., Bashaeva I.I. Psihologicheskie faktory udovletvorennosti lichnosti usloviyami obrazovatel'nogo processa. Vestnik URAO. 2018; № 5.

3. Subbotkina Z.N. Problemy aktivizacii myslitel'noj deyatel'nosti uchaschihsya i ih resheniya. Dostizheniya naukii obrazovaniya. 2020; № 16 (70).

4. Larionova N.I. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya pri vypolnenii kursovogo proekta po special'nym disciplinam. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; № 12.

5. Hal'zova N.A., Lunina Yu.V. Prakticheskij opyt primeneniya interaktivnyh zanyatij v vuze. Problemy nauki. 2018; № 6 (126).

6. Timofeeva T.V., Nesterenko M.A. Ob integracii kursov komp'yuternoj i inzhenernoj grafiki dlya inzhenernyh special'nostej. VestnikRUDN. Seriya: Inzhenernye issledovaniya. 2012.

7. Banarceva A.V., Nechaeva A.A. Obuchenie inostrannomu yazyku onlajn: preimuschestva i nedostatki. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016.

8. Fon Nejman Dzh., Morgenshtern O. Teoriya igr i 'ekonomicheskoe povedenie. Moskva: Nauka, 1970.

9. Kostenko E.P. Teoriya progressivnogo upravleniya A. Maslou. Prostranstvo 'ekonomiki. 2012; № 1-3.

Статья поступила в редакцию 01.07.21

УДК 378.1

Tropkina G.S., postgraduate, Theory and Technique of Pedagogical and Defectology Education Department, Pacific National University (Khabarovsk, Russia),

E-mail: tropkina_galina1980@rambler. ru

THE RELATIONSHIP OF THE BASIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS WITH INDICATORS OF MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION AND SUBJECTIVITY. The article reveals results of a study of closeness and significance of relationships between indicators of structural components of the subject position of students of military training centers. The study is conducted on the basis of the military training center of the Far Eastern University of Railway Transport. The sample is made up of students of two study groups aged 19-20 years, studying in the direction "Application of military units and units of mechanization of restoration and construction of railway tracks". As a diagnostic tool, the researcher uses a complex consisting of 4 methods: "Diagnostics of value orientations" (V.F. Sopov, L.V. Karpushina), a questionnaire "Orientation to military-professional activities" (V.A. Gubin, A.L. Zagoryuev), a projective method of "20 definitions of the concept of army" (V.A. Gubin, A.L. Zagoryuev), a method for determining the level of subjectivity (I.A. Seregina). To determine the degree of consistency of changes in the indicators of the subject position, the Spearman rank correlation method is used. Calculations are carried out with MS Excel. As a result of the conducted research, it is found that there are statistically significant relationships between the personal value of knowledge, the presence of military-professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.