Научная статья на тему 'Организация учебного процесса по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» при подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению «Экономика»'

Организация учебного процесса по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» при подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / АСПИРАНТУРА / КАДРЫ / ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУКОМЕТРИЯ / SCIENTIFIC ACTIVITY / RESEARCH / POSTGRADUATE STUDY / SHOTS / THE TOP SKILLS / ECONOMY / EDUCATIONAL PROCESS / NAUKOMETRIYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурда Алексей Григорьевич

В статье обобщен опыт преподавания дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» аспирантам, обучающимся по направлению «Экономика», отражены особенности проведения лекционных занятий и занятий семинарского типа, организации самостоятельной работы при подготовке кадров высшей квалификации в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурда Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR DISCIPLINE «BASIS OF RESEARCH ACTIVITY» WHEN TRAINING THE TOP SKILLS IN POSTGRADUATE STUDY IN THE ECONOMY DIRECTION

In article experience of teaching discipline of «A basis of research activity» to the graduate students who are trained in the Economy direction is generalized features of carrying out lecture occupations and occupations of seminar type, the organization of independent work when training the top skills according to new Federal state educational standards of the higher education are reflected

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» при подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению «Экономика»»

Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 001.89(075.8) © А. Г. Бурда

А. Г. Бурда

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АСПИРАНТУРЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»

В статье обобщен опыт преподавания дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» аспирантам, обучающимся по направлению «Экономика», отражены особенности проведения лекционных занятий и занятий семинарского типа, организации самостоятельной работы при подготовке кадров высшей квалификации в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Ключевые слова: научная деятельность, исследование, аспирантура, кадры, высшая квалификация, экономика, учебный процесс, наукометрия.

А ктуальность обобщения опыта организации /\ учебного процессе в аспирантуре обуслов-#%лена тем, что подготовка кадров высшей квалификации Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается в качестве уровня высшего профессионального образования, что выдвигает разработку и реализацию программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в число приоритетных задач высшей школы и формирования инновационного общества [7].

В распоряжении педагогов и обучающихся имеются учебники и учебные пособия [4, 5, 15] методические и практические разработки, посвященные организации научного труда [17, 6], планированию исследований, выполнению квалификационных научных трудов [11, 12], которые оказали существенную помощь начинающим исследователям, стали для многих своего рода настольными книгами. Однако, одни из них стали библиографической редкостью, другие устарели, третьи изначально были рассчитаны или для профессионально подготовленных к научной деятельности специалистов, занимающихся организацией научных исследований, или же адресованы студентам колледжей и вузов, но не аспирантам первого года подготовки.

Анализу современного состояния российской системы подготовки научных кадров высшей квалификации, ее соответствия требованиям инновационного развития экономики посвящены работы многих ученых-педагогов. Так, Казанцев А. К. и Никитина И. А. исследуют происходящие в России и за рубежом процессы изменений в системе подготовки научных кадров высшей квалификации, предлагают концепцию непрерывного образования на исследовательском уровне, рассматривают модели прогнози-

рования потребности в научных кадрах высшей квалификации и комплекс по повышению эффективности функционирования национальной системы подготовки научных кадров высшей квалификации [8]. Выявлению проблем в этой области и обоснованию путей их решения посвятили статьи Лаптев В. В. [13], Федораев С. В. [20], Малтозян К. И. и Светлицкая И. Г. [15], Платонова Н. А. и Вапнярская О. И. [16]. Характеризуя современное состояния подготовки кадров высшей квалификации, рассматривая его соответствие характеру инновационного развития экономики России, большинство авторов сходятся во мнении, что основное внимание должно уделяться подготовке научных кадров через аспирантуру и обосновывают направления работы аспирантуры в условиях инновационной экономики, определяют перспективы сотрудничества аспирантов и научно-исследовательских подразделений вузов.

Реформирование системы высшего образования обусловило смещение акцента на самостоятельную работу обучающихся, это обостряет потребность в современных технологиях и средствах учебного процесса, а также видах учебно-методического обеспечения подготовки кадров высшей квалификации при существенном сокращении непосредственного общения с преподавателями и руководителями научно-исследовательских работ. Все это побуждает к обобщению опыта преподавания основ научно-исследовательской деятельности в аспирантуре при подготовке кадров высшей квалификации по конкретным направлениям подготовки, обмену опытом, поиску новых перспективных подходов в этой сфере с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий.

Примечательным является усиление интереса и рост числа публикаций по вопросам методики и методологии научных исследований в регионах. Следует отметить, что это обусловлено не только переходом на уровневую систему образования и расширением контингента магистрантов, изучающих основы научных исследований [5], а и стремлением авторов рассмотреть основополагающие понятия на практических примерах ведения научной работы в рамках проектов, поддержанных региональным правительством, а также материалах защищенных кандидатских диссертаций, подготовленных исследователями в данном регионе [9]. Мы полагаем, что рациональные подходы к организации изучения методики научных исследований магистрантами экономики могут найти развитие и при подготовке аспирантов, а использование примеров научной работы на соответствующих территориях, учет особенностей региональной среды могут рассматриваться и как развитие педагогической регионологии [3] применительно к подготовке кадров высшей квалификации.

В Кубанском государственном аграрном университете кафедра экономической кибернетики преподает дисциплину «Основы научно-исследовательской деятельности» аспирантам, обучающимся по семи направлениям подготовки: «Экономика», «Информатика и вычислительная техника», «Психологические науки», «Языкознание и литературоведение», «Философия, этика и религиоведение», «Культурология», «Социологические науки». Подготовка кадров высшей квалификации по направлению «Экономика», где сосредоточен наибольший контингент аспирантов, ведется по шести профилям (направленно-стям) в рамках реализуемых образовательных программ: «Экономика и управление народным хозяйством», «Бухгалтерский учет, статистика», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Экономическая теория», «Математические и инструментальные методы экономики». В соответствии с компетенциями, определенными образовательными стандартами и учебными планами, для каждого профиля (направленности) разработаны рабочие программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» и фонды оценочных средств.

Необходимость и целесообразность преподавания основ научно-исследовательской деятельности экономистам в аспирантуре очевидны и обусловлены такими видами профессиональной деятельности, определенными образовательным стандартом, как научно-исследовательская деятельность в области экономики и преподавательская деятельность: ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации.

Тематика лекционных занятий включает такие важные для начинающих исследователей моменты как:

- значение и сущность научного поиска, научных исследований;

- развитие научных исследований в России и за рубежом, включая развитие науки в различных странах мира, методические основы определения уровня науки в различных странах мира, существующие индексы и рейтинги в этой области (Рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности, Индекс уровня образования в странах мира, Индекс грамотности взрослого населения, Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования, Рейтинг лучших университетов мира, Рейтинг вузов России, в том числе по уровню научно-исследовательской деятельности);

- организацию науки в Российской Федерации, статистику числа организаций, выполнявших исследования и разработки, численность исследователей, возрастное распределение исследователей в отечественной науке в разные годы; основные показатели деятельности аспирантуры: число организаций, ведущих подготовку аспирантов численность аспирантов, прием в аспирантуру, выпуск из аспирантуры, в том числе с защитой диссертации, численность аспирантов по субъекта РФ и по отдельным отраслям науки;

- методология и методика научного исследования, включая рассмотрение сущности методологии исследования, принципы и проблемы исследования, разработку гипотезы и концепции исследования, процессуально-методологических схем и научных методов познания в исследованиях;

- основные методы поиска информации для научного исследования, включая рассмотрение документальных источников информации, организации справочно-информационной деятельности, методов работы с каталогами и картотеками, в том числе электронными каталогами библиотек, ресурсы и сервисы научной электронной библиотеки, Российской государственной библиотеки, электронно-библиотечных систем;

- методика работы над рукописью научного исследования, особенности подготовки и оформления диссертации, включая композицию научного произведения, приемы изложения научных материалов, работу над рукописью, язык и стиль научной работы, рассмотрение история развития диссертации как квалификационной научной работы, процедур подготовки, оформления и защиты диссертации.

На занятиях семинарского типа аспирантам предлагается применительно к теме своего ис-

следования, своей выпускной квалификационной работы, на которой, как правило, будет базироваться будущая кандидатская диссертация, обосновать актуальность, сформулировать цель и определить задачи исследования, его предмет и объект, сформулировать рабочую гипотезу. По признанию обучающихся, выполнение этого задания оказывается полезным не только для уяснения ключевых моментов методологического аппарата научных исследований, но и представляет практический интерес в плане подготовки введения для будущей выпускной квалификационной работы и вступительной части доклада по ее защите.

Осуществляя поиск литературы по теме своей научной работы с использованием материалов Научной электронной библиотеки, популярных электронных библиотечных систем и электронных каталогов, контента образовательного портала КубГАУ обучающиеся составляют список библиографических записей найденной литературы с указанием доступности источника.

Рассматривая возможности, предоставляемые системой научно-информационных изданий Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, продуктами и услугами организации, аспиранты формулируют проблемы, с которыми сталкиваются при использовании ресурсов этой организации.

Изучение перечня удаленных сетевых ресурсов Российской государственной библиотеки сопровождается определением, тех из них, которые могут быть полезны при проведении конкретного индивидуального исследования. Особый интерес у аспирантов вызывает сетевой ресурс «Диссертации: зарубежные коллекции в открытом доступе». Используя один из представленных здесь проектов, например, ОАРГГ-Еигоре, обучающиеся пытаются найти диссертации зарубежных учёных по тематике близкие к своим исследованиям. Тем самым междисциплинарные взаимосвязи основ научно-исследовательской деятельности с иностранным языком аспиранты познают на практике, а при затруднениях с переводом используют интернет сервисы по опИпе-переводу. Иностранный язык при этом выступает как источник формирования социокультурной личности аспирантов и расширения кругозора обучающихся [18].

Изучая порядок депонирования дипломных работ (проектов), подготовленных к защите диссертаций и авторефератов диссертаций, а также результатов интеллектуальной деятельности (необнародованных произведений) в ФГБУ «Российская государственная библиотека», обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Какие цели преследует депонирование различных видов работ? Какими способами может воспользоваться автор для предоставления своей работы и комплекта документов в ФГБУ «РГБ»? Взимает-

ся ли плата за данную услугу? Какой документ выдаётся и какова стоимость услуг по депонированию необнародованных произведений в РГБ?».

При изучении дисциплины обучающиеся познают постановку задачи измерения количественных характеристик научной информации, историю и основные направления развития наукометрии, основы оценки и финансирования различных научных единиц (институтов, команд, индивидуумов), проблемы применения наукометрических оценок, цитируемости, индекса Хирша, онлайн-проектов Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Российский индекс научного цитирования. Используя материалы

http://elibrary.ru, аспиранты определяют индекс Хирша указанной преподавателем научной организации и вузов г. Краснодара, проводят сравнительный анализ публикационной активности вузов, строят рейтинг вузов Краснодарского края по числу зарубежных публикаций, по числу публикаций в зарубежных журналах и российских из перечня ВАК, по числу авторов, имеющих публикации в журналах, входящих в Web of Science или Scopus, определяют индекс Хирша указанного преподавателем автора, осуществляют поиск списка статей, ссылающихся на работы указанного преподавателем автора, определяют процент самоцитирований. В процессе выполнения этих заданий учитывается опыт анализа научной активности преподавателей вузов в отдельных регионах [19], осмысливаются мнения авторитетных ученых о негативных последствиях непродуманного активного внедрения наукометрических подходов [14].

Подготовленные конспекты лекций, методические разработки для проведения занятий семинарского типа и пособия для самостоятельной работы обучающихся размещены на кафедральной станице сайта в разделе «Документы» и на образовательном портале университета. Мультимедийные презентации лекций, прочитанных в 2015-2016 учебном году также планируется разместить на образовательном портале. В организации учебного процесса по основам научно-исследовательской деятельности широко используются информационные технологии и имеющийся у кафедры экономической кибернетики Кубанского госагроуниверситета опыт их применения в научной [1] и образовательной деятельности [2].

Обучение аспирантов-экономистов по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» проводится по очной и заочной формам. Аспиранты-заочники выполняют контрольную работу по индивидуальным вариантам. Задания на контрольную работу выдаются на установочных занятиях, размещаются в интернете на странице кафедры экономической кибернетики и включают теоретические вопросы по методологии научных исследований и практические

задания по освоению методов и процедур поиска информации для научного исследования, в том числе с использованием электронных библиотечных систем и каталогов, определению публикационной активности научных организаций и ученых, использованию современных интернет-сервисов для участия в научных конференциях, публикации статей в журналах, включая процедуры подачи заявки, отправки текста статьи, ознакомление с опубликованными материалами и составление их библиографического описания.

Поскольку при оформлении статей, брошюр и монографий научному работнику приходится соблюдать требования редакционных коллегий журналов и издательств по соблюдению уровня оригинальности научных текстов, аспиранты с особым интересом относятся к практическим заданиям в этой сфере, а обсуждения полученных результатов проходит весьма оживленно и эмоционально.

На заключительном занятии в режиме делового профессионального активного общения в диалоговом режиме обучаемых и ведущего преподавателя, включая и общение через компьютерную сеть в реальном времени, выясняются основные проблемы, тенденции развития научных исследований. Подводятся достигнутые в процессе освоения данной учебной дисциплины основные результирующие итоги аудиторной и индивидуальной, самостоятельной, исследовательской работы обучаемых по основным положениям основ научных исследований, а также по формам и видам обучения.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

- формирование у обучаемых общих представлений о необходимости научно-исследовательской деятельности, ее особенностях и влиянии на общественный прогресс;

- раскрытие прогрессивной сущности науки, научных направлений и научных результатов, ее необходимости для поступательного развития любого цивилизованного общества как единого целого всех его процессов;

- усвоение основных теоретических положений, законов, принципов, терминов, понятий, процессов, методов, технологий, инструментов, операций осуществления научной деятельности;

- рассмотрение основных направлений научных исследований в РФ и за рубежом, иссле-

дование перспективных научных направлений в области профессиональной деятельности;

- получение представления об общей методологии научного замысла, и научного творчества, общей схеме организации научного исследования, практике использования методов научного познания;

- изучение традиционного механизма научного поиска, анализа, проведения экспериментов, организации опросов, составления анкет и т.п.;

- овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых публикаций и информационных материалов по теме исследования;

- изучение методов планирования и организации научных исследований;

- рассмотрение методики оценки экономической эффективности научно-исследовательской деятельности;

- рассмотрение процедур поисков в глобальных сетях необходимой для начинающих исследователей информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней;

- изучение стандартов и нормативов по оформлению результатов научных исследований, подготовке научных докладов, публикаций на семинары и конференции;

- изучение приемов изложения научных материалов и формирования рукописи научной работы, оформления диссертации;

- знакомство с процедурами оформления научных работ и документов для успешного участия в конкурсах на получение различных научных грантов;

- знакомство с процедурами апробации результатов научных исследований, подготовки публикаций по результатам научно-исследовательских работ.

Накопленный опыт организации и осуществления учебного процесса по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» в аспирантуре ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» по направлению «Экономика» свидетельствует об успешном решении этих задач и, на наш взгляд, может быть интересен и полезен нашим коллегам в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации.

Библиографический список

1. Бурда, А. Г. Информационные технологии и модельные тренажеры в обучении методам оптимальных решений в агроэкономических системах: монография [Текст] / А. Г. Бурда, Г. П. Бурда, С. Н. Косников, С. В. Пермякова, В. В. Осенний, О. Ю. Франциско. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - 133 с.

2. Бурда, Г. П. Моделирование экономики: учеб. пособие для вузов. Часть II. Методы моделирования производства и рынка [Текст] / Г. П. Бурда, Ал. Г. Бурда, Ан. Г. Бурда. - Краснодар: КГАУ, 2005. - 545 с.

3. Буторина, Т. С. Педагогическая регионология : монография [Текст] / Т. С. Буторина. - Архангельск : Изд-во АГТУ, 2006. - 21 с.

4. Герасимов, Б. И. Основы научных исследований [Текст] / Б. И. Герасимов, В. В. Дробыше-ва, Н. В. Злобина, Е. В. Нижегородов, Г. И. Терехова. - М. : ФОРУМ, 2009. - 272 с.

5. Дмитриев, М. Н. Методология и методика исследований в экономике: учеб. пособие [Текст] / М. Н. Дмитриев. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2014 - 93 с.

6. Завлин, П. И. Труд в сфере науки [Текст] / П. И. Завлин, А. И. Щербаков, М. Д. Юделевич. - М.: Экономика. - 1973. - 294 с.

7. Зелинская, М. В. От инвестиций в образование к инновационному обществу [Текст] / М. В. Зелинская, Ю. В. Сидак // Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 г. Материалы научно-практической конференции. - Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2015. - С. 110-114.

8. Казанцев, А. К. Национальная система подготовки научных кадров высшей квалификации: состояние и проблемы развития [Текст] / Казанцев А. К., Никитина И. А. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - 2004. - № 1. - С. 135-164.

9. Крутиков, В. К. Методология и методика в экономических исследованиях [Текст] / В. К. Крутиков, Ю. В. Зайцев, О. И. Костина. - Калуга : Эйдос, 2012 - 170 с.

10. Крутов, В. И. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов [Текст] / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов и др.; Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. - М.: Высш. шк., 1989. - 400 с.

11. Кузин, Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов [Текст]. - М.: «Ось-89», 2000. -320 с.

12. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления, порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов [Текст]. - М.: «Ось-89», 1997. - 304 с.

13. Лаптев, В. В. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и общества / Лаптев В. В. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 7-17.

14. Луценко, Е. В. Хиршамания при оценке результатов научной деятельности, ее негативные последствия и попытка их преодоления с применением многокритериального подхода и теории информации [Текст] / Е. В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 108. - С. 1-29.

15. Малтозян, К. И. Организация подготовки аспирантов к инновационной деятельности [Текст] / К. И. Малтозян, И. Г. Светлицкая // Совет ректоров. - 2011. - № 10. - С. 69-73.

16. Платонова, Н. А. Современные подходы к организации воспроизводства кадров высшей квалификации в аспирантурах вузов [Текст] / Н. А. Платонова, О. И. Вапнярская // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2011. - № 4. - С. 77-82.

17. Приходько, П. Т. Азбука исследовательского труда [Текст]. - Изд-во Сибирского отд. АН СССР, Новосибирск. - 1979. - 94 с.

18. Просвирнина, Л. Г. Иностранный язык как источник формирования социокультурной личности и расширения кругозора учащихся [Текст] / Л. Г. Просвирнина, А. В. Уланов // Социально-экономические и правовые системы: современное видение. Материалы Международной научно-практической конференции. Редакторы: Б. И. Нефедов, В. А. Ковалев, М. Г. Родионов. - 2015. - С. 156-158.

19. Пузина, Н. В. Анализ научной активности преподавателей омских вузов [Текст] / Н. В. Пузи-на // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 2 (10). - С. 99-104.

20. Федораев, С. В. Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в условиях перехода к инновационной экономике [Текст] / С. В. Федораев // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2013. - № 2 (42). - С. 28-40.

References

1. Burda, A. G. Informacionnye tehnologii i model'nye trenazhery v obuchenii metodam opti-mal'nyh reshenij v agrojekonomicheskih sistemah: monografija [Information technologies and model exercise machines in training in methods of optimum decisions in agroeconomic systems: monograph][Tekst] / A.G. Burda, G. P. Burda, S. N. Kosnikov, S. V. Permjakova, V. V. Osennij, 0. Ju. Francisko. - Krasnodar: KubSAU, 2012. - 133 p.

2. Burda, G. P. Modelirovanie jekonomiki: ucheb. posobie dlja vuzov. Chast' II. Metody modeliro-vanija proizvodstva i rynka [Modeling of economy: studies, a grant for higher education institutions. Part II. Methods of modeling of production and market] [Tekst] / G. P. Burda, Al. G. Burda, An. G. Burda. -Krasnodar: KubSAU, 2005. - 545 p.

3. Butorina, T. S. Pedagogicheskaja regionologija : monografija [Pedagogical regionologiya: monograph] [Tekst] / T. S. Butorina. - Arhangel'sk : Izd-vo AGTU, 2006. - 21 p.

4. Gerasimov, B. I. Osnovy nauchnyh issledovanij [Bases of scientific researches] [Tekst] / B. I. Gerasimov, V. V. Drobysheva, N. V. Zlobina, E. V. Nizhegorodov, G. I. Terehova. - M. : FORUM, 2009. -272 p.

5. Dmitriev, M. N. Metodologija i metodika issledovanij v jekonomike: ucheb. posobie [Methodology and technique of researches in economy: tutorial] [Tekst] / M. N. Dmitriev. - Nizhnij Novgorod: Niz-hegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, 2014 - 93 p.

6. Zavlin, P. I. Trud v sfere nauki [Work in the sphere of science] [Tekst] / P. I. Zavlin, A. I. Shherbakov, M. D. Judelevich. - M.: Jekonomika. - 1973. - 294 p.

7. Zelinskaja, M. V. Ot investicij v obrazovanie k innovacionnomu obshhestvu [From investments into education to innovative society] [Tekst] / M. V. Zelinskaja, Ju. V. Sidak // Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija po aktual'nym voprosam jekonomiki i gumanitarnyh nauk v 2015 g. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnodar: Krasnodarskij centr nauchno-tehnicheskoj in-formacii, 2015. - P. 110-114.

8. Kazancev, A. K. Nacional'naja sistema podgotovki nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii: sosto-janie i problemy razvitija [National system of preparation of scientific shots of the top skills: state and problems of development] [Tekst] / Kazancev A. K., Nikitina I. A. // Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta. Serija 8. Menedzhment. - 2004. - № 1. - P. 135-164.

9. Krutikov, V. K. Metodologija i metodika v jekonomicheskih issledovanijah [Methodology and methods in economic researches] [Tekst] / V. K. Krutikov, Ju. V. Zajcev, 0. I. Kostina. - Kaluga : Jejdos, 2012 - 170 p.

10. Krutov, V. I. Osnovy nauchnyh issledovanij: Ucheb. dlja tehn. vuzov [Bases of scientific researches: the textbook for technical higher education institutions] [Tekst] / V. I. Krutov, I. M. Grushko, V. V. Popov i dr.; Pod red. V. I. Krutova, V. V. Popova. - M.: Vyssh. shk., 1989. - 400 p.

11. Kuzin, F. A. Dissertacija: Metodika napisanija. Pravila oformlenija. Porjadok zashhity. Prakticheskoe posobie dlja doktorantov, aspirantov i magistrantov [Dissertation: Writing technique. Rules of registration. Protection order. A practical grant for doctoral candidates, graduate students and undergraduates] [Tekst]. - M.: «Os'-89», 2000. - 320 p.

12. Kuzin, F. A. Kandidatskaja dissertacija: Metodika napisanija, pravila oformlenija, porjadok zashhity. Prakticheskoe posobie dlja aspirantov [Master's thesis: Technique of writing, rule of registration, protection order. A practical grant for graduate students] [Tekst]. - M.: «Os'-89», 1997. - 304 p.

13. Laptev, V. V. Problemy sovershenstvovanija sistemy podgotovki nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii na sovremennom jetape razvitija nauki i obshhestva [Problems of improvement of system of preparation of scientific shots of the top skills at the present stage of development of science and society] [Tekst] / Laptev V. V. - Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2009. - № 83. - P. 7-17.

14. Lucenko, E. V. Hirshamanija pri ocenke rezuitatov nauchnoj dejateinosti, ee negativnye posledstvija i popytka ih preodolenija s primeneniem mnogokriteriainogo podhoda i teorii informacii [Hirshamaniya at an assessment of results of scientific activity, its negative consequences and attempt of their overcoming with application of multicriteria approach and the theory of information] [Tekst] / E. V. Lucenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. - 2015. - № 108. - P. 1-29.

15. Maltozjan, K. I. Organizacija podgotovki aspirantov k innovacionnoj dejateinosti [Organization of training of graduate students for innovative activity] [Tekst] / K. I. Maltozjan, I. G. Svetlickaja // Sovet rektorov. - 2011. - № 10. - P. 69- 73.

16. Platonova, N. A. Sovremennye podhody k organizacii vosproizvodstva kadrov vysshej kvalifikacii v aspiranturah vuzov [Modern approaches to the organization of reproduction of shots of the top skills in

postgraduate studies of higher education institutions] [Tekst] / N. A. Platonova, 0. I. Vapnjarskaja // Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa. - 2011. - № 4. - P. 77-82.

17. Prihod'ko, P. T. Azbuka issledovatel'skogo truda [Alphabet of research work] [Tekst]. - Izd-vo Si-birskogo otd. AN SSSR, Novosibirsk. - 1979. - 94 p.

18. Prosvirnina, L. G. Inostrannyj jazyk kak istochnik formirovanija sociokul'turnoj lichnosti i rasshirenija krugozora uchashhihsja [Foreign language as source of formation of the sociocultural personality and expansion of an outlook of pupils] [Tekst] / L. G. Prosvirnina, A. V. Ulanov // Social'no-jekonomicheskie i pravovye sistemy: sovremennoe videnie. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redaktory: B. I. Nefedov, V. A. Kovalev, M. G. Rodionov. - 2015. - P. 156-158.

19. Puzina, N. V. Analiz nauchnoj aktivnosti prepodavatelej omskih vuzov [Analysis of scientific activity of teachers of Omsk higher education institutions] [Tekst] / N. V. Puzina // Vestnik Sibirskogo insti-tuta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2014. - № 2 (10). - P. 99-104.

20. Fedoraev, S. V. Problemy podgotovki nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii v uslovijah perehoda k innovacionnoj jekonomike [Problems of preparation of scientific shots of the top skills in the conditions of transition to innovative economy] [Tekst] / S. V. Fedoraev // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravlenija i jekonomiki. - 2013. - № 2 (42). - P. 28-40.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR DISCIPLINE «BASIS OF RESEARCH ACTIVITY» WHEN TRAINING THE TOP SKILLS IN POSTGRADUATE STUDY IN THE

ECONOMY DIRECTION

Alexey G. Burda,

professor, Kuban state agrarian university

Abstract. In article experience of teaching discipline of «A basis of research activity» to the graduate students who are trained in the Economy direction is generalized features of carrying out lecture occupations and occupations of seminar type, the organization of independent work when training the top skills according to new Federal state educational standards of the higher education are reflected.

Keywords: scientific activity, research, postgraduate study, shots, the top skills, economy, educational process, naukometriya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Бурда Алексей Григорьевич - доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заведующий кафедрой экономической кибернетики Кубанского государственного аграрного университета (г. Краснодар, Российская Федерация), e-mail: agburda@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 02.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.