Секция: Инновационный потенциал в регионах и отдельных городах
УДК 658.152
УРОВЕНЬ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАТО Г. ЗЕЛЕНОГОРСК)
Порошина Е.А., педагог
дополнительного образования МБУ ДО «ЦО Перспектива», Первухина А.А., МБУ ДО «ЦО Перспектива», г. Зеленогорск, Красноярский край
Автор статьи рассматривает проблему возможности полной реализации
конституционного права на труд в современном обществе. Актуальность темы обоснована необходимостью анализа ситуации на рынке занятости небольшого города, который имеет монопрофильную структуру экономики. В г. Зеленогорске проблема занятости населения стоит острее, чем в других регионах.
Проведен анализ особенностей и уровня занятости населения на примере ЗАТО г. Зеленогорск, определены направления развития трудовой занятости, создан банк идей для эффективной реализации права на труд граждан в моногороде.
Установлено, в ЗАТО Зеленогорск уровень трудовой занятости реально низкий, что не позволяет утверждать, что данное конституционное право на труд реализовано в полной мере. Причиной данной ситуации можно считать современные процессы - переходный период, экономический кризис, сложная геополитическая ситуация в мире. В то же время Зеленогорск имеет потенциал для инновационного роста.
Ключевые понятия: Право на труд, труд, трудовая деятельность, трудовая занятость, рынок труда, рабочая сила, экономически активное, трудоспособное население,
безработица.
Современное демократическое общество предполагает, что права каждого гражданина осуществляются и сохраняются. Но практическая реализация всех прав человека в наше время одна из самых актуальных проблем. Особеннозначима в современных экономических условиях кризиса проблема реализации права человека на труд.
Шарль Фурье говорил: «Без права на труд все остальные права превращаются в нули».
Что же такое труд для каждого из нас? Труд - это явление, присущее только человеку, без него невозможна жизнь общества. С помощью трудовой деятельности развивается личность, а так же происходит преобразование внешней среды обитания человека.
В г. Зеленогорске проблема реализации права граждан на труд стоит острее, чем в других регионах, так как он является моногородом, сегодня идет активный поиск путей развития экономического, а, следовательно, и социального потенциала города. Актуальность темы заключается в необходимости анализа ситуации на рынке занятости. Предпринята попытка создания банка идей для инновационного роста ЗАТО г. Зеленогорск. Так же в этой связи обращается внимание на проблему нарушений конституционных прав человека.
Право на труд относится к основным правам человека и гражданина, о чем записано в статье 37 Конституции РФ.
Государство стремиться обеспечить реализацию права на труд, создает правовую базу. Закон РФ 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Право на труд относится к группе экономических прав человека.Каждый человек имеет право на труд, что включает право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права.
Но в Конституции РФ 1993 года не закреплено право на труд в виде гарантированной работы, речь идет о свободном труде в безопасных условиях, а также о защите от безработицы. Право на труд является важнейшим, потому что труд является основой многих других прав - право на охрану здоровья, на отдых, право на материальное обеспечение в старости и др.
В исследуемой области рассмотрены понятия труд, трудовая деятельность, трудовая занятость.
В статье 2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» записано, что занятыми считаются граждане «работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на
условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, а так же занимающиеся
предпринимательской деятельностью». [ 2]
Показатель трудовой занятости характеризует сложившуюся в стране экономическую ситуацию, деловую и финансовую активность, платежеспособный спрос населения и др.
Занятость определяется соотношением занятого в трудовом процессе населения. Право на труд реализуется на специальном рынке труда, где основным товаром является рабочая сила.
В современной экономической науке вместо понятия рабочая сила чаще применяется иной термин - «экономически активное, трудоспособное население», являющееся индикаторами рынка труда.
С 2006 по 2016 год число занятых в российской экономике уменьшается со 101,5 % до 100, а безработных увеличивается с 92,5% до 94. [ 4]
По данным Росстата в 2016 году численность рабочей силы, то есть экономически активного населения в возрасте 16 - 60 лет (занятые + безработные) составила 76,1 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны. Из них занятых экономической деятельностью - 71,6 млн.человек и 4,6 млн.человек как безработные по критериям Международной организации труда. [ 8]
Частью экономически активного населения являются безработные.
Нужно отметить, что есть два показателя - общая безработица и регистрируемая безработица. Уровень общей безработицы — это доля безработных в общей величине рабочей силы. По правилам Международной организации труда, человек в возрасте 15-72 лет признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:
• Не имел работы
• Искал работу
• Был готов приступить к работе.
При расчете уровня безработицы
учитывается только численность экономически активного населения, которая составляет примерно половину общей численности населения страны. Статистика строится на основе анализа выборочной части населения, а не всех граждан страны. В стране много безработных граждан, о занятости которых нет официальных сведений либо они неточны. Уровень
безработицы, то есть отношение численности безработных к численности рабочей силы, в 2016году составил 6 %. [4]
Другое понятие - регистрируемая безработица - это незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»в статье 5 определяетгосударственную политику в области содействия занятости населения:
«Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: развитие трудовых ресурсов; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения». [ 2]
Данная статья ориентирована на международные нормы в области занятости. В 1964 году Международной организацией труда была принята Конвенция«О политике в области занятости», в которой определена одна из целей для государств мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость.Такая политика направлена на то, чтобы обеспечивались работой все, кто готов приступить к работе и ищет работу, чтобы такая работа была более продуктивной, чтобы существовала свобода выбора занятости. У каждого трудящегося должны быть самые широкие возможности приобрести необходимую квалификацию для выполнения работы, к которой он пригоден, и использовать в этом виде занятости свою квалификацию и свои способности без дискриминации.
Таким образом, государство создает условия для реализации права на труд, содействуют занятости населения, старается регулировать уровень занятости и рынок труда, гарантирует социальную защиту от безработицы, но не закрепляет право на труд в виде гарантированной работы.
В 90-х годах XX века в связи с изменением экономической системы происходил переход от общественной собственности на средства производства к частной. Это вызвало закрытие многих предприятий в различных регионах России, либо резкое сокращение на них численности рабочих мест. В итоге это привело к негативным процессам на рынках труда. Такие перемены произошли и в ЗАТО Зеленогорск.
Например, в городе за период с конца XX века престали существовать несколько крупных предприятий, в том числе одно градообразующее - ОАО «Сибволокно», выпускающее уникальное вискозное
высокомолекулярное волокно, численность работников 5 тысяч; ОАО Управление строительства - 604, численность работников около 3 тысяч. Так же закрылись два филиала вузов, три школы и профессиональный лицей и
др. [10 ]
Второе градообразующее предприятие ОАО ПО "Электрохимический завод» провело реструктуризацию и сократило численность коллектива с 11 до 2-х тысяч.
Таким образом, высвободилось около 17 тысяч работников, большая часть высококвалифицированных, что для 62-тысячного города составляет около 27% населения. Новых больших предприятий не создано.
На данный момент в городе успешно функционируют два больших предприятия: Электрохимический завод и Красноярская ГРЭС-2. Их удельный вес в промышленном производстве Зеленогорска достигает 70%. [9]
Для содействия гражданам в поиске подходящей работы государство создало Службу занятости. Специалисты Центра занятости Зеленогорска обозначают проблемы в сфере занятости населения.
1. Несбалансированность рынка труда города: предлагается высвободившаяся высококвалифицированная рабочая сила -инженеры,экономисты, банковские работники, а спросом пользуются в основном профессии начального и среднего звена, низкооплачиваемые.
2. Особую трудность с трудоустройством испытывают выпускники без опыта работы и люди предпенсионного возраста. Данная проблема характерна для края: доля молодежи до 25 лет среди безработных составляет 20,2%, лиц в возрасте 50 лет и старше - 19,5%. [8]
По информации Центра занятости уровень безработицы в городе составляет 1,1%. По РФ уровень безработицы на 1 января 2017 года к численности рабочей силы (экономически активного населения) составил 1,2 %. Официально на учете стоит 504 зеленогорца.
Таблица № 1 Ситуация с безработицей в Зеленогорске на 1 января 2017 г
По нашим расчетам регистрируемый уровень безработицы больше, чем объявленный показатель, не 1,1%, а 1,58 %: (504:32 000 *100=1,58).
Далее изучалось общественное мнение о реальной трудовой занятости в городе с помощью анкетирования населения.
Предлагалась анкета из 6 вопросов, респондентов просили указать пол, возраст, стаж работы, статус по занятости, форму предприятия.
Целью исследования было изучение трудовой занятости жителей, создание банка идей для эффективной реализации права граждан на труд. Опрос проводился среди
экономически активного населения Зеленогорска. В исследовании приняло участие
103респондента.В результате анализа выявлен уровень занятости населения.
Диаграмма № 1 Уровень населения в ЗАТО г. Зеленогорск
занятости
26,8% """"" ■ Занятое население
17,8% □ Незанятое население
Щ 73,2% ■ Безработные
Показатель
Число экономически активного населения 32 тыс. человек
Уровень безработицы 1Д%
Количество зарегистрированных безработных 504 человека
% трудоустройства 70%
Проблемы в трудоустройстве - Выпускники без опыта работы - Люди предпенсионного возраста
Занятыми оказались 73,2 %, а незанятыми 26,8%, в том числе безработных 17,8%.Все они не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней. Данный показатель составляет уровень общей безработицы.
Это подтверждает расчеты по поводу большой доли высвободившейся рабочей силы в общем числе экономически активного населения.
Таким образом, на самом деле общий уровень безработицы в городе намного выше, чем зарегистрированный. В Зеленогорске наличествует скрытая безработица. Официально объявленный показатель регистрируемой
безработицы - 1,1% - не соответствует положению дел.
В анкетах предлагалось занятым работникам указать форму их предприятия.
Диаграмма № 2 Занятость населения в предприятиях разных форм собственности
Оказалось, большую часть занятости обеспечивают частные предприятия - 44,3%, другие формы предприятий-55,7%.
На сайте городской администрации есть информация, что всего зарегистрировано 715 предприятий. Формы собственности
предприятий г. Зеленогорска - государственная 7 %, муниципальная 10%, частная 70%. [9]
Тяжелую ситуацию с отсутствием рабочих мест в городе активно обсуждают в сети Интернет. По поводу официально объявленного низкого уровня безработицы оставляют саркастические комментарии: « безработных нет, а те, кто по вахтам едут, это просто романтики, им нравится». [11]
Каковы же направления развития трудовой занятости населения ЗАТО г. Зеленогорск?
Рынок труда Зеленогорска
характеризуется большим предложением рабочей силы и небольшим спросом на данный товар. На вакантные рабочие места претендуют 504 зарегистрированных в Центре занятости безработных, а так же незанятая часть экономически активного населения.
Был проанализирован сайт с
предложениями работодателей, опубликованных на местном городском портале. Предлагалось 112 вакансий, причем не только в Зеленогорске, но и в близлежащем городе Заозерный. В результате анализа вакансий установлено, что требуются работники в области производственной и социальной сферы [11].
Диаграмма№ 3 Предложения на рынке труда г. Зеленогорска
Установлено, что наиболее
востребованной профессией в Зеленогорске является слесарь по ремонту - 15 вакансий. Далее идут уборщик, водитель, продавец, пекарь - 7 вакансий. На третьей позиции официант, фасовщик, торговый представитель - 5 вакансий. Для администратора, электромонтера, учителя работодатели готовы предоставить по 4 места. По 3 вакансии есть для кассира и медицинской сестры. По две вакансии могут быть предоставлены педагогу, психологу, фармацевту, социальному работнику, бухгалтеру, плотнику, токарю, подсобному рабочему, кондуктору.
В данной ситуации просматриваются проблемы. Предлагаемых вакансий
недостаточно: на 112 мест претендуют 504 зарегистрированных безработных, то есть в среднем 5 претендентов на место. Так же конкуренцию увеличит незанятое население, ищущее работу.
Востребованы в основном кадры профессий начального и среднего профессионального звена. Но в городе за последнее время в результате реструктуризации градообразующего предприятия ОАО ПО ЭХЗ высвободились кадры с высокотехнологичного производства, а среди списка вакансий нет спроса на подобных специалистов.
Предоставляемые вакансии являются в основном низкооплачиваемыми, в большинстве уровень средней зарплаты 12-15 тысяч рублей, что существенно снижает покупательскую способность населения и в целом благополучие общества.
Пока все меньшее число жителей может найти работу вблизи места жительства, оно вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. В Зеленогорске вынужденную популярность приобретает вахтовый метод работы - 9% рабочих мест.На территории постоянного места жительства знания этих людей и желание работать не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий.
Развитие трудовой занятости на данный момент характеризуется невысокой
востребованностью низкооплачиваемых
малоквалифицированных вакансий на мелкие предприятия. Данное положение является одной
из ключевых проблем закрытого территориального образования Зеленогорск.
Основное социальное назначение права на труд - это обеспечение занятости, предоставление людям работы и средств существования для обеспечения достойного развития человека и его физического, умственного и нравственного совершенствования.
Не только Зеленогорск, но и вся страна нуждается в создании новых рабочих мест. Это отметил Президент Владимир Путин, он поручил правительству к 2020 году создать 25 млн. новых рабочих мест. Ведущая роль в этом процессе у развитого частного сектора.Новые рабочие места - это фундамент развития экономики любой страны. [7]
В ходе исследования темы в одном из вопросов анкеты респондентов просили предложить идеи для организации предприятий и создания новых рабочих мест. Предлагаемые предприятия сгруппировали по двум направлениям. По результатам опроса создана таблица.
Таблица № 3 Банк идей для эффективной реализации права на труд граждан Зеленогорска
Развитие организации социальной Производство инфраструктуры
Создание горнолыжиог о кур орта на левом берету реки Каи Восстановление золотодобывающего рудника
Создание большой курортной зоны на базе санатория: «Берёзка» Восстановление добычи слеоды
Восстановление школы космонавтики Завод трансформаторов
Со здание школы для одар енных детей Открыть новое (смежное) производство на площадках ЭХЗ
Медицинский колледж на базе бъшпей школы № 1 б S (здание принадлежит ФМБА) Ыусороперераоатывающий завод
Восстановить и запустить предприятие Завод искусственного волокна
Кирпичный завод
Сборка высокотехнологичных электронных устр ойств
Производство ООуВН
Лесоперерабатывавший завод
Можно отметить основные направления.
1. Восстановить существовавшие ранее предприятия - золотодобычу, добычу и обработку слюды, Завод искусственного волокна, производство обуви, сборку высокотехнологичных электронных устройств.
2. Создать новые предприятия -мусороперерабатывающий завод, горнолыжный
курорт на левом берегу р. Кан,
лесоперерабатывающий завод и др.
Это позволит открыть современные высокотехнологичные рабочие места.
Свежие и интересные идеи можно разместить в сети Интернет для привлечения государственных и частных инвесторов.
Привлекательным фактором выступит наличие следующих ресурсов города:
- избыток высококвалифицированной рабочей силы;
- резервные мощности по производству тепловой и электрической энергии;
- законсервированные производственные помещения;
- есть опыт некоторых производств.
В город должен прийти крупный инвестор и вложить деньги в производство, следовательно, откроются новые рабочие места.
Сегодня городская власть старается решить проблему. Организованы конкурсы бизнес-проектов, выданы гранты по семи заявкам на общую сумму 2,7 млн. рублей и 3 займа на общую сумма 16,5 млн. рублей. Но осуществление этих бизнес-проектов позволит создать около 70 новых рабочих мест. Для города с 62-тысячным населением этого недостаточно. Так же городская власть возлагала надежды на программу ТОСЭР как точку роста новой экономики. До сих пор проблема не решена. [9]
На данный момент особенностью города Зеленогорск является низкий уровень
занятости населения и высокий общий уровень безработицы. Рынок труда Зеленогорска характеризуется несбалансированностью спроса и предложения, предложение товара рабочая сила превышает спрос. Развитие трудовой занятости сегодня характеризуется небольшой
востребованностью низкооплачиваемых
малоквалифицированных вакансий на мелкие предприятия.
Причиной данной ситуации можно считать современные процессы - переходный период, экономический кризис, сложная геополитическая ситуация в мире. В то же время Зеленогорск имеет ресурсы для
инновационного роста, для открытия новых производств и новых рабочих мест.
Источники и литература
1. Конституция Российской Федерации. - М, Проспект, 1996.- 34 с.
2. Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации».
3. Коноплицкий В. А., Филина А. И.Рынок труда. - М, ВИТА-ПРЕСС, 2003. - 294 с.
4. Труд и занятость в России. 2015:
Стат.сб-L Т. 78. - М, Росстат, 2015. J 274 с.
5. Уровень безработицы [Электронный
ресурс] http ://newslab.ru/news/713046
6. Опрос Фонда общественного мнения [Электронный ресурс]&т.гиЖаЬой-ь dom/12551
7. Россия нуждается в создании новых рабочих мест [Электронный ресурс] http ://www. gosrf.ru/news/6667/
8. Безработица в Красноярском крае [Электронный
ресурс] http ://www. ng.ru/regions/2016-02-02/7_krasnoyarsk. html
9. Экономика [Электронный ресурс] http ://www. zeladmin.ru/other/statistika/4721
10. Николаев А. Резервный понт и шапка Наномаха. [Электронный ресурс]http://www.sgzt.com/zelenogorsk/?module=a rticles&action
11. Зеленогорский развлекательно-информационный портал [Электронный ресурс] http://izgr.ru
РЕДАКТОРЖУРНАЛА «THE NEWMAN IN FOREIGN POLICY» ВАСИЛИЙ НИКУЛЕНКОВ БЫЛ ПРИГЛАШЕН МОДЕРАТОРОМ НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ ФИЛЬМА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА (КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Фильм был продемонстрирован широкой аудитории в Доме Кино города Красноярска в День 102-летия событий, которые получили название «Геноцид армян в Османской империи».
Как отметил модератор дискуссии с режиссерами фильма Буровским А.М. и Жгилевым Г.М. тема, действительно, очень остра и не обсуждать ее нельзя, потому что этот запрос есть не только у значительной армянской общины в России и в Красноярском крае, но и у представителей других народов. Люди разных профессий возвращаются к "армянскому вопросу". писатели, ученые, режиссеры, которые только оглянулись в прошлое событий Османской империи времен Первой Мировой войны, не могут оставаться равнодушными и хотят выразить свою позицию. Кто-то в прозе, кто-то в научной работе, кто-то в фильме.
Если про "великие злодеяния" молчать, то выходит, что даешь моральное оправдание, как когда-то Гитлер получил некое "разрешение" на Холокост, не испугавшись осуждения мирового сообщества после прецедента в Османской империи.
Очень важно, что сегодня мы научились решать острые политические вопросы, которые могут привести к истреблению целого народа, дипломатическим путем и мягкой силой. Этому свидетельствует пример 2014 года, когда в короткие сроки удалось организовать референдум в Крыму и спасти население полуострова от радикалов.
Ежегодно, Школа публичной дипломатии Красноярска участвует в большинстве мероприятий национальных общин
Красноярского края и никогда не отказывает в посещении и поддержке того или иного события по политическим соображениям.
У нас многонациональный край. И край этот находится в России - государстве, которое исторически выступает миротворцем и покровителем малых народов, которым порой сложно за себя постоять. Все исторические решения, принятые Россией достойны гордости и почтения, это суверенная часть нашего цивилизационного пути. Мы и сегодня стали домом для многих десятков народов, обладающих защищенными правами и большими возможностями.
Пресс-служба Школы публичной дипломатии