Научная статья на тему 'Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников с нарушениями зрения'

Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
290
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
болезни детей / нарушение зрения / замедленое развитие / children diseases / eyesight defect / developmental retardation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербина Т. Л., Коробова Е. А.

Более низкий уровень физического развития младших школьников с недостатками зрения по сравнению с их здоровыми сверстниками можно объяснить наличием основного дефекта, а также вторичными нарушениями развития, В свою очередь эти факторы усугубляют состояние гиподинамии у детей с возрастом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of health and physical development of the schoolchildren with the eyesight defect

Lower level of physical development of the young schoolchildren with the healthy children can be explained with the existence of the basic defect and the secondary defect of the development also. In its turn, these factors deepen the state of hypodinamy of these children while they grow up.

Текст научной работы на тему «Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников с нарушениями зрения»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология» Том 16 (55) №3 (2003) 239-243.

УДК 613. 574

УРОВЕНЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Щербина Т. #., Коробова Е. А.

Анализ состояния здоровья школьников с нарушением зрения проведен на основе изучения медицинских карт и заключения медико-педагогической комиссии. Был проанализирован характер основных и сопутствующих заболеваний 56 учащихся с дефектами зрительных функций и 60 учащихся без зрительных нарушений, обучающихся в начальной школе.

Кроме основного заболевания у 54% школьников начальных классов с дефектами зрения выявлены сопутствующие заболевания. Самым распространенными являются заболевания нервной системы (задержка или нарушения психического развития, нарушение речи), опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), заболевания органов дыхания (ринит, тонзиллит, гипертрофия и гиперплазия небных миндалин, аденоиды), заболевание пищеварительной системы (дискинезия желчевыводящих путей, дисбактерисз, гастродуоденит), заболевания эндокринной системы (заболевания щитовидной железы, избыточный или недостаточный вес), заболевания сердечно-сосудистой системы (кардиопатия, аритмия, аномалия аортального клапана).

Первичная рефракция после рождения претерпевает ряд изменений. Формирование вторичной рефракции представляет собой длительный процесс, на который влияют различные факторы, среди которых соматические и другие заболевания. Данные литературы указывают, что у детей с отклонениями в состоянии здоровья близорукая рефракция встречается в 1,5-2 раза чаще, чем у здоровых детей [13]. У девочек миопия встречается в 1,5 раза чаще, чем у мальчиков [9].

Установлено, что слабость соединительнотканных элементов организма может явиться причиной изменения рефракции. Ослабление опорной ткани вызывает не только слабость склеры, но нарушает работу почек, способствует общей астении. [4]. Установлена взаимосвязь зрительных патологий с определенными инфекционными болезнями. Например, у миопов чаще, чем у эмметропов, в раннем детстве встречаются такие заболевания, как болезнь Боткина, тонзиллиты, туберкулез, скарлатина, корь [6]. Имеются сведения о

240

Щербина Т. ИКоробова Е. Л,

влиянии рахита на развитие близорукости. У детей, больных ревматизмом, до 11,0% случаев встречается близорукость разных степеней. Развитие малокровия и нарушение кровообращения при болезнях сердечно-сосудистой системы приводит к плохому питанию глаза в целом, что отрицательно сказывается на состоянии сетчатки и зрительного нерва. При повышенном кровяном давлении, болезнях почек, сахарном диабете также нарущаегся кровоснабжение глаза, его внутренних оболочек. При тяжелом течении этих заболеваний может наступить помутнение хрусталика [14].

Поступление детей б школу сопровождается значительным снижением двигательной активности (до 50%). Дефицит движений увеличивается по мере перехода учащихся из класса в класс, В начальной школе у мальчиков врожденная двигательная активность выше, чем у девочек.

Недостаток физического развития, слабость мышечного корсета являются причиной сколиозов, кифозов, плоскостопия. У детей с нарушениями зрения дефекты осанки встречаются чаще, чем у учащихся массовых школ. Если у младших школьников с нормальным зрением нарушение осанки наблюдается у 23,3% , то у их ровесников с нарушением зрения этот показатель составляет 37,5%.

А.П.Павлов (11] обнаружил у сенсорно депривированных детей усиление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Автор считает, что подобные отклонения в состоянии здоровья обусловлены слабым физическим развитием детей, сниженной двигательной активностью.

А.К.Акимова [2] указывает, что кроме нарушения осанки, у младших школьников с дефектами зрения обнаружено 50,4% деформаций стоп, среди которых наиболее распространено статическое плоскостопие, характеризующееся опущением продольного свода сгопы. Вместе со снижением остроты зрения встречаются другие формы деформации стоп. У учащихся с остротой зрения 0,05 - 0,03 деформации наблюдались у 29,3% исследуемых, а с остротой зрения 0,09 - 0,6 - у 21,1%- В наших исследованиях у учеников начальной школы с нормальным зрением плоскостопие встречается у 6,3%, в то время как у детей с нарушениями зрения - 11,4%.

Большинство авторов объясняют причину плоскостопия общим функциональным ослаблением организма и в первую очередь - связочно-апоневротического и мышечного аппарата, который удерживает свод стопы и обеспечивает функцию движения. Более того, любые нарушения стопы приводят к нарушениям двигательного стереотипа. Если эти нарушения развиваются с детства, то часто выражаются в патологической позе при ходьбе.

Нарушение функций зрительного анализатора вызывают нарушения позы тела во время работы и осанки. Доказано, что дефекты зрения способствуют

Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников... 241

нарушению равновесия тела, в первую очередь из-за ослабления крупных групп мышц. [8,с.24]; [10,с.54].

Многочисленные данные свидетельствуют о взаимосвязи плоскостопия и деформацый позвоночника с ¿дефектами зрения [16]. Из 110 детей со сколиозами у 32% отмечаются нарушения зрения, из которых наиболее часто встречается высокая близорукость. При деформациях позвоночника видоизменяется грудная клетка, снижается жизненная емкость легких, что способствует заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Ослабление дыхательных и брюшных мышц снижает функцию внешнего дыхания [4]. Так, у слабовидящих учащихся начальной школы сила дыхательных мышц при вдохе и выдохе отстает от нормы на 17.6 - 25,2%, а задержка дыхания - на 14,2 - 22,8% [3,с.47].

В первые месяцы обучения в школе в организме школьников, особенно ослабленных, возникают перемены, которые можно классифицировать как "школьный стресс" и "адаптационная болезнь". Социально-медицинские исследования режима дня младших школьников свидетельствуют о преимуществе нагрузок статического характера, что значительно увеличивает число учащихся с функциональными нарушениями нервной и сердечнососудистой систем [12]; [3 5]. При исследовании состояния здоровья учащихся начальной школы заболевания системы кровообращения у детей с дефектами зрения составили 16%, а среди детей контрольной группы - 6%. Кроме того, выявлена тенденция увеличения числа таких заболеваний с возрастом среди всех учащихся начальной школы.

Кроме выраженных патологий описанных систем у большинства детей с нарушениями зрения имеются другие виды отклонений в здоровье. Например, нарушение речи (16,2%), поражение функций щитовидной железы (9,7%), гиперплазия миндалин (6,9%), многократные ангины (5,9%), грыжевые выпячивания (4,2%), хронический гасгрит (3,8%). У нормально видящих детей подобные нарушения встречаются значительно реже.

Анализ физического развития и физической подготовленности детей с дефектами зрения показал отличие многих параметров от возрастной нормы. Наблюдается задержка роста, слабо развивается грудная клетка, проявляются ранние деформации костей и суставов, снижение тонуса мышц [I].

Установлено, что дети с нарушением зрения совершают меньше шагов за день, по сравнению с нормально видящими детьми. Если слабовидящие младшие школьники проходят за день в среднем 4,1 км. то дети с нормальным зрением -10,3 км [5].

Низкий уровень двигательной активности у детей с нарушением зрения, недостаточный объем и интенсивность движений на протяжении дня не может компенсироваться двумя уроками физкультуры в неделю. Правильно

242

Щербина Т. И,, Коробова Е. А.

организованная двигательная активность на общеобразовательных уроках (использование физкультминуток, физкультпауз, кратковременная работа в положении стоя) способствует 2 - 3 - разовой смене положения позы школьника и выполнению 150 - 200 движений, что улучшает все психические функции и повышает работоспособность на протяжении урока.

Анализ антропометрических характеристик позволяет сделать вывод, что у младших школьников с нарушением зрения такие показатели, как рост и масса тела, достоверно ниже, чем у учащихся массовых школ. Наиболее выражено отставание в росте у мальчиков в возрасте 8 и 9 лет, а у девочек в 9 лет. Отставание по массе тела у мальчиков и девочек с дефектами зрения достоверно ниже в возрасте 8 и 9 лет. У детей 6 и 7 лег статистически достоверных различий в росте и массе тела не наблюдалось.

Выявлены различия показателей, отражающих состояние дыхательной системы. Так, размеры окружности грудной клетки ниже у детей с нарушениями зрения, но статистически достоверных отличий от школьников без зрительных дефектов по этому показателю не получено. Жизненная емкость легких и жизненный индекс (показатель отношения жизненной емкости легких на массу тела) у детей с нарушениями зрения ниже во всех возрастных группах. Достоверно статистические различия выявлены у мальчиков и девочек 7, 8 и 9 лет по показателю жизненной емкости легких, но у мальчиков с нарушением зрения данный показатель значительно ниже, чем у их ровесников без нарушения зрения. Достоверность величины по показателю окружности грудной клетки выявлялась в меньшей степени, чем достоверность по показателю жизненной емкости легких, В случае жизненного индекса различия не носили статистически достоверного характера, за исключением детей и 9- летнего возраста со сниженной массой тела.

Абсолютные значения кистевой динамометрии у мальчиков и девочек с нарушением зрения значительно ниже показателей своих сверстников из общеобразовательных школ. Статистически достоверные отличия по показателю силы кисти у мальчиков выявлены в 8 и 9 лет, у девочек в 7, 8 и 9 лет. При расчете силового индекса (отношения показателей силы кисти к массе тела) статистически достоверных отличий не получено из-за низких показателей массы тела у сенсорно депривированных детей по сравнению с младшими школьниками без зрительных дефектов.

Более низкий уровень физического развития по сравнению со здоровыми детьми можно объяснить наличием основного дефекта и вторичными нарушениями развития. В свою очередь, эти факторы способствуют прогрессированию гиподинамии у младших школьников с дефектами зрения с возрастом.

Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников.,. 243

Список литературы

1. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня // ML: ВОС, 1987.- 115с.

2. Акимова А.К. Коррекция недостатков физического развития слабовидящих учащихся специальных медицинских групп в процессе физического воспитания. Автореф. дис.чжанд. пел, паук. Москва, 1987. 28с.

3. Акимова А.К. Коррекционная работа над недостатками физического развития слабовидящих детей школьного возраста средствами лечебной физкультуры // Алма-Ата: Мектеп, 1983. - 85с.

4. Вепгкина Э.М. Типы рефракции у школьников и их зависимость от возраста, физического развития, внешних условий и рефракции родителей // Автореф. дис,,..канд. мед. наук. -Смоленск, 1970. - 24с,

5. Габриелян A.A. Особенности ходьбы слепых детей // Тезисы докл. науч.сессии по дефектологи - М: 1983. - С.65 - 68,

6. Головнева В.И. Близорукость как причина понижения зрения школьников Семипалатинска и меры ее профилактики // Автореф. дис....канд. мед. наук. -Семипалатинск, 1969, -23с.

7. Дубогай А.Д. Влияние различных двигательных режимов на организм младших школьников с нарушением осанки // Материалы 6-й науч.практ. конф. по вопросам физ. восп. и спорта среди молод. - Ташкент: Ешгвардия, 1977. - С. 37 - 39.

8. Касаткин Л.Ф. Координация движений и ее особенности у школьников с нарушением зрения // Дефектология. - 1975, - № 1. - С.24 - 27.

9. Коваленко В.В. Возрастные изменения рефракции у учащихся младших и средних классов // Охрана здоровья детей и подростков. - К.: Здоров'я. - J971. - Вып. 3. - С.81 -83.

10. Островская Е,Б. Формированиа представлений о замкнутом пространстве у слепых и частичновидящих младших школьников // Дефектолог ия. - 1976. - № 2. - С.54 - 57,

11. Павлов А.П. Состояние осанки у слепых и слабовидящих детей школьного возраста // Мышечная деятельность в норме и патологии. - Горький, 1974. - С.43 - 75.

12. Силла Р.В. Оптимальная доза двигательной активности для школьников Н Гигиенические основы физ. восп. и спорта детей и подростков. Материалы Всесоюз. Науч. Конф, - Таллин, 1975. - С.148 - 1 50.

13. Смирнова Т.С. Некоторые данные о соотношении состояния здоровья и миопии у школьников//Вопросы детской офтальмологии/Под ред. Э.С.Аветисова.- М.: НИИ глаз н. болезней и м. Гейм гол ьца, 1976, - С .63 - 65,

14. Старков Г. Л. Как сохранить и улучшить зрение. -М.:Медицина, i 972. - 64с.

15. Сухарев А.Г. Теоретические основы гигиенического нормирования суточной двигательной активности детей и подростков d Гигиенические основы физ. восп. И спорта детей и подростков. Материалы Всесоюз. науч. конф. - Таллин, 1975.-С. 160 — 164.

16. Щедрин А.Г. Лечебная физкультура и физиотерапия в комплексном лечении сколиоза начальной степени у детей в поликлинических условиях //Автореф. дис. .. .канд. мед. наук. - Новосибирск, 1971. - 24с.

Поступила в редакцию 01.04.2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.