DOI: 10.24412^-37273-2024-1-141-144 Ногерова Марьям Татуевна,
кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Уровень развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. обоснована актуальность исследования, обусловленная большой значимостью и недостаточной изученностью межличностного общения детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками. Проведён анализ российских и зарубежных исследований межличностных отношений, определены научные понятия «отношение», «взаимоотношение», «межличностные отношения». Подобраны методики для диагностики уровня развития межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста. Сформирована репрезентативная выборка респондентов с учётом деления на экспериментальную и контрольную группы и проведения в дальнейшем психолого-педагогического эксперимента. Установлены социометрический статус и уровень знаний обучающихся о нормах межличностных взаимодействий, а также уровень благоприятности психологического климата в ученических группах. Выявлен большой процент обучающиеся, испытывающих эмоциональный дискомфорт по причине непринятия и изолированности, с низким уровнем сформированности представлений о нормах межличностных взаимодействий, оценивающих психологический климат в коллективе как неблагоприятный. Сделан вывод о необходимости организации конструктивного взаимодействия определённой части учеников со сверстниками, развитию их межличностных отношений.
Ключевые слова: отношения, межличностные отношения, уровень развития межличностных отношений, норматипичные дети, дети с особыми образовательными потребностями, статусная категория, норма межличностных взаимодействий, психологический климат, уровень благоприятности психологического климата.
Всестороннее изучение детей с ограниченными возможностями здоровья признаётся как актуальная проблема и вызывает больший интерес отечественных и зарубежных ученых. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к росту числа таких детей, в России, к примеру, более миллиона детей-инвалидов, что намного превышает показатели за предшествующие годы.
В связи с этим необходима разработка специализированных направлений, форм содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследованием межличностных отношений занимались такие отечественные и зарубежные учёные как Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Э. Г. Эйдемиллер, У. Бронфенбреннер, С. Минухин, В. Сатир и др. [4,5,6,7]. В.Н. Мясищев понимал личность как систему отношений человека к различным аспектам действительности: к себе, к людям, к окружающему миру [4]. Опираясь на концепцию В.Н. Мясищева и его сторонников в российской психологии определяют межличностные отношения как «совокупность взаимодействий между людьми различного характера, эмоционально-личностная окраска которых и определяет их особенности» .... Имеется ввиду личное взаимодействие при каждодневном общении и в рамках малых групп, для возникновения которых необходимы контакты между людьми.
Особенности межличностных отношений, которые обусловлены появлением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены в исследованиях
Т.А. Басиловой, Н.П. Болотовой, Е.Я. Диденко, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.А.Стребелевой, Н.Ш. Тюриной, Е.Ю. Фирсовой, Л.М. Шипицыной, G.B. Mesibov, M. Stone и другие [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. В их работах исследуются особенности отношений детей и родителей в процессе воспитания детей с нарушениями развития. Исследования авторов показывают, что рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к нарушению функционирования семьи по: качеству жизни, финансовым показателям, трудоустройству, распределению ролей, состоянию физического и психологического здоровья и т. п.
Не всегда родители и педагоги особых детей используют гармоничные модели воспитания, вследствие чего у детей формируются специфические черты характера, снижающие возможности их успешной адаптации и обучения [6,9].
Изучение научной литературы, обобщение опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями, позволили выделить противоречие между потребностями практики в изучении особенностей межличностных отношений детей с ОВЗ со сверстниками и малочисленностью научных исследований и методических рекомендаций в данной области. Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости изучения особенностей межличностных отношений детей с ОВЗ со сверстниками с целью выявления их влияния на успешность их обучения и развития.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена большой значимостью и недостаточной изученностью особенностей межличностного общения детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками.
Целью нашего исследования является установление уровня развития межличностных отношений со сверстниками у младших школьников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества межличностных отношений:
- распределение социальных ролей (социометрический статус);
- уровень знаний о нормах межличностных взаимодействий;
- уровень благоприятности психологического климата.
Была проведена диагностика уровня развития межличностных отношений у обучающихся младшего школьного возраста и сравнительный анализ полученных результатов. Нами были использованы тестирование, анкетирование, математические методы, сравнительный метод. Батарея методик включала социометрическую методику Дж. Морено, схематическую карту А.Н. Лутошкина и авторскую анкету Т.В. Безродных «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий». Исследования проводились на базе двух школ: МКОУ «СОШ № 23» и МКОУ «СОШ № 29» городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. В качестве респондентов выступили девяносто школьников в возрасте от девяти до тринадцати лет, поровну норматипичных и с особыми образовательными потребностями. Обучающиеся без нарушений в развитии и с ограниченными возможностями здоровья были разделены на контрольную и экспериментальную группы для проведения в дальнейшем коррекционной программы.
Результаты диагностики социометрического статуса школьников приведены в таблице 1.
Таблица 1
Процентное соотношение статусных категорий младших школьников
Статусные категории Э.Г.О.В.З. К. Г.О.В.З. Э.Г.Н.Р.Т. К. Г.Н.Р.Т.
«Звезды» 12% 12% 20% 15%
«Предпочитаемые» 36% 28% 40% 50%
«Принятые» 40% 44% 25% 25%
«Изолированные» 12% 16% 15% 10%
Условные обозначения:
Э.Г.О.В.З. - экспериментальная группа детей ограниченными возможностями здоровья;
К. Г.О.В.З. - контрольная группа детей ограниченными возможностями здоровья;
Э.Г.Н.Р.Т - экспериментальная группа норматипичных детей;
Э.Г.Н.Р.Т - контрольная группа норматипичных детей;
По соотношению статусных категорий определяется уровень развития (уровень благополучия) межличностных отношений в группах испытуемых. Если большинство или половина членов группы имеет статус «Звезды» (высокий статус) и «Предпочитаемые» (средний статус), то это интерпретируется как высокий уровень благополучия. А если это соотношение в пользу низкостатусных категорий («Принятые», «Изолированные»), то уровень благополучия отношений в группе низкий. Сведения из таблицы позволяют констатировать факт низкого уровня благополучия межличностных отношений в группе детей с ОВЗ (48% и 40% составляет высокостатусная категория, 52% и 60% - низкостатусная категория). В группах с норматипичными обучающимися ситуация другая: «Звёзды» и «Предпочитаемые» составляют 60% и 65%, «Принятые» и «Изолированные» соответственно 40% и 35%. Таким образом, социометрическое исследование, указывает на необходимость гуманизации межличностных отношений и повышения статуса, обучающихся в коррекционных и норматипичных группах. В кор-рекционных классах имеется очень много обучающиеся, испытывающих эмоциональный дискомфорт по причине непринятия и изолированности.
Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий изучались с помощью одноимённой анкеты, разработанной Т.В. Безродных. Результаты диагностики уровня сформированности представлений младших школьников о нормах межличностных взаимодействий представлены в таблице 2.
Таблица 2
Процентное соотношение уровней сформированности представлений младших школьников о нормах межличностных взаимодействий
У.С.П.М.В. Э.Г.О.В.З. К. Г.О.В.З. Э.Г.Н.Р.Т. К. Г.Н.Р.Т.
Высокий 32% 28% 45% 60%
Средний 56% 56% 35% 25%
Низкий 12% 16% 20% 15%
Условные обозначения: У.С.П.М.В - уровень сформированности представлений о нормах межличностных взаимодействий.
Больше половины испытуемых (56%) с ОВЗ имеют средний уровень сформиро-ванности представлений о нормах межличностных взаимодействий. Эти дети обладают достаточными, но не всегда полными представлениями об отношениях взаимовыручки, взаимоуважения, взаимной ответственности в процессе взаимодействия. Высокий уровень показали 32% и 28%, а низкий - 12% и 1б% обучающихся с ОВЗ. Первые имеют полные представления о нормах межличностных взаимодействий, вторые не понимают отношений дружбы, взаимной ответственности, взаимной поддержки, имеют слабые нравственныепредставления о межличностных отношениях. В
норматипичных группах более 80% обучающихся имеют высокий (45% и 60%) и средний (35% и 25%) уровень сформированности представлений о нормах межличностных взаимодействий, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития нравственных представлений в группах. Наряду с этим есть школьники с низким уровнем сформированности представлений.
Таблица 3
Процентное соотношение обучающихся с различной оценкой степени благоприятности психологического климата в коллективе
Степень благоприятности Э.Г.О.В.З. К.Г.О.В.З. Э.Г.Н.Р.Т. К. Г.Н.Р.Т.
Высокая степень благоприятности 20% 20% 28% 24%
Средняя степень благоприятности 38% 30% 44% 36%
Низкая степень благоприятности 10% 14% 12% 16%
Низкая степень неблагоприятности 12% 12% 8% 8%
Средняя степень неблагоприятности 10% 10% 0% 4%
Высокая степень неблагоприятности 10% 14% 8% 12%
Анализ данных третьей методики показывает, что третья часть норматипичных детей и почти половина детей с ОВЗ оценивают психологический климат в коллективе как неблагоприятный.
Таким образом, результаты диагностики по всем методикам указывают на необходимость гуманизации межличностных отношений и повышения статуса обучающихся в коррекционных и нормотипичных группах, а также на необходимость организации конструктивного взаимодействия определённой части учеников со сверстниками, развитию их межличностных отношений.
Список использованной литературы
1. Бережная А. М., Лукьяненко Е. С. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками // Педагогические науки. 2016 № 11 С. 61-70.
2. Емельянова И. Г. Особенности межличностных отношений современных младших школьников // журнал Современные тенденции развития науки и технологий. 2015 №7-10. С 35-38.
3. Лукьяненко Е. С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников / психологическое здоровье личности: теория и практика. 2015 с. 22-28.
4. Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973). Психология отношений [Текст] : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 398 с.- (Серия «Психологи России»).
5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, 151 с.
6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко [и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. Москва: Академия, 2014.
7. Психология общения [Текст]: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. -Москва: Когито-Центр, 2011. - 598 с.
8. Серёдкина О. А. Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста и пути их решения // «Копилка уроков» 2015 № 208703 URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi.
9. Толстая С.В. Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте // С.В. Толстая, М. П. Рошка. Кишинёв. 2016.