The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.
159
УДК 373.24
МЕЖДЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Попидченко В. А., магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск
Самая популярная группа детей в общеобразовательной школе, имеющая статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, это дети с задержкой психического развития. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению межличностных отношений подростков с ЗПР со сверстниками, обучающихся в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Ключевые слова: подростки с ЗПР, межличностные отношения, инклюзивное образование.
В любой социальной группе между людьми существуют отношения. Они бывают разными, но всегда основываются на определенных побуждениях и включают то или иное поведение, эмоции, чувства, познание, волю. Умение выстраивать и сохранять хорошие и тёплые отношения с окружающими является одним из важнейших составных частей активного образа жизни.
Под понятием «межличностные отношения» мы понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [1]. Проблема межличностных отношений - одна из центральных в жизни любой личности. Согласно
культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в процессе взросло-
подростковой коммуникации происходит развитие детской психики, усиленно
усваиваются социальные нормы, происходит формирование жизненных позиций, нравственно-этических понятий и личностных качеств, влияющих на поведение подростков. Из-за особенностей развития, а порой и условий, в которых находятся подростки с задержкой психического развития, данные процессы происходят по-другому. Следовательно, подростки с ЗПР требуют повышенного внимания и особой заботы в сравнении с нормотипичными сверстниками.
В данной статье кратко представлены результаты эмпирического исследования межличностных отношений подростков с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Мы предполагаем, что социальная жизнь подростка с ЗПР играет огромную роль в компенсации, а именно: при благоприятной психологической атмосфере в классе развитие межличностных отношений подростков с ЗПР приближено к развитию нормотипичных сверстников.
Объектом исследования нашего исследования являются подростки с ЗПР. Предмет исследования - это отношения обучающихся с ЗПР со сверстниками в группе (классе).
Цель: исследовать межличностные отношения подростков с ЗПР с нормотипичными сверстниками в инклюзивном образовательном пространстве.
В процессе работы были поставлены задачи:
1. Определить психологическую атмосферу класса, в котором обучаются подростки с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками.
2. Изучить межличностные отношения подростков с ЗПР с подростками «нормы».
Исследование проводилось на базе бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа №91» в общеобразовательном классе, в котором обучаются подростки с ОВЗ (ЗПР). В исследовании принимало участие 20 обучающихся в возрасте 12-13 лет: нормально развивающиеся сверстники - 17 человек, с диагнозом ЗПР — 3 человека.
Для изучения психологической атмосферы класса нами применялась методика «Изучение психологической атмосферы класса с помощью карты-схемы» [2]. Основанием для выбора послужило то, что психологическая атмосфера более динамична и отражает преобладающее эмоциональное состояние в классе за небольшой отрезок времени. Для изучения межличностных отношений среди подростков послужила методика социометрии.
Перейдём к анализу полученных данных методики по изучению психологической атмосферы в классе при помощи карты-схемы.
--♦--Кривая 1. Обучающиеся с нормальным развитием -■-Кривая 2. Обучающиеся с ЗПР
1 2 3 4 5 б 7 В 9 10 II 12 13 14
Рис.1 Профиль ответов испытуемых, полученных с помощью карты-схемы.
Обратившись к диаграмме, можно увидеть, что графики находятся в положительном профиле. Из их расположения следует, что критерии можно разделить по признаку близости - удалённости. По критериям № 3,6,10,12 кривая 1 и кривая 2 практически совпадают. Это критерии, обозначающие следующие характеристики психологической атмосферы в классе: совместная деятельность, взаимная поддержка, эмпатия, отзывчивость, сплочённость. Критерии №1,2,5,7,13,14, обозначающие доброжелательность,
The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.
бесконфликтность, честность, понимание,
положительная критика, справедливость, защита, гордость за класс, показывают близость кривых 1 и 2. Показатели критериев № 8,9,11, обозначающие такие качества, как: терпимость, единство, активность -отдалены. Критерий № 4 (взаимодействие и сотрудничество с другими классами) имеет самое большое расстояние между кривыми.
Из приведённой диаграммы можно сделать вывод о положительной атмосфере в классе, в число которого входят обучающиеся с ОВЗ (ЗПР).
Для изучения межличностных отношений среди подростков выбором послужила социометрия. Цель -оценка межличностных эмоциональных связей в классе, т.е. взаимных симпатий между членами группы. На основе полученных данных составлена матрица, ниже (таблица 1) представлены последние строки матрицы: строка 1 - количество выборов, строка 2 -количество взаимных выборов, «СС» (строка 3) -социометрический статус каждого обучающегося.
Таблица 1.Подсчёт положительных (строка 1) и взаимных (строка 2) выборов.
160
Обучающиеся под номерами 1,5,19 имеют задержку психического развития. Взаимность выбора у двух обучающихся с ЗПР низкая - 1 и 0.
Таблица 2.Результаты социометрии
75% испытуемых вошли в статусную группу «Принятые», в том числе обучающиеся с ЗПР. При проведении методики испытуемым необходимо было дать обоснование своего выбора. При выборе нормотипичных обучающихся давались ответы: «интересный», «умный», «участвует в конкурсах», «хорошо учится» и т.д. При выборе обучающихся с ЗПР были даны следующие ответы: «хороший характер», «доброта», «весёлость», «надёжность». 10% испытуемых вошли в статусную группу «Непринятые». Также был вычислен коэффициент взаимности выборов (КВ), который показывает обоюдность симпатий в подростковом коллективе. КВ=29%.
Опираясь на данные вышеперечисленных методик, можно сделать следующий вывод: подростки с ЗПР предпочитают строить межличностные отношения с небольшим количеством сверстников. В пределах классного коллектива подростки с ЗПР чувствуют себя комфортно, но при выходе за его пределы, в отличии от нормотипичных сверстников, испытывают трудности.
Источники и литература:
1 .Каталог психологов// URL://http://dic.academic.ru (дата обращения 10.06.2017).
2. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. Бодалева А. А. - М.: Модэк МПСИ, 2011. - 356 с.
3.Шешукова Н. Н., Королева О. Л., Кузьмина В. П. Изучение интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 898-902. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46354.htm.
«Звёзды» 0% «Пр едио читаемые» (15=4) ((Принятые» (75°/.) «Непринятые» (10%) «Отвергнутые» 0%'
Подростки с нормальным развитием 0 3 13 1 0
Подростки с ЗПР 0 0 2 1 0
После обработки и интерпретации полученных данных социометрии, классифицируем испытуемых на 5 статусных групп. В таблице 2 представлены результаты: 15% обучающихся составляют статусную группу «Предпочитаемые», основанием для выбора было следующее: «красивая внешность», «ум», «занятия живописью», «занятия танцами», «пение», «отзывчивость», «юмор» и т.д.
Уважаемые коллеги, читатели нашего научного издания!
В сентябрьском номере Вы сможете прочесть публикации ученых-участников нашей конференции, которые не вошли в настоящий номер. В связи с тем, что количество работ превысило запланированные редакцией площади, нам пришлось распределить публикации на две части. Мы надеемся, что данная беспрецедентная подборка специализированных материалов от наших ученых-педагогов сыграет важную роль в изучении инклюзивного образования в нашей стране и мы продемонтсрируем высокие результаты в данном направлении.
Спасибо, что Вы читали наш журнал. Увидимся в следующем номере!