Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ТЕСТИРОВАНИЯ ВФСК "ГТО"'

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ТЕСТИРОВАНИЯ ВФСК "ГТО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОТА / БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВФСК "ГТО" / ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшов Евгений Викторович, Кузнецова Ольга Борисовна, Шаехов Рим Фазылович

Введение. Представленная работа посвящена изучению показателей физической подготовленности студентов на основе тестирования комплекса «ГТО». Цель исследования: определить уровень развития быстроты у студентов в рамках тестирования ВФСК «ГТО». Методика и организация исследования. В рамках Фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» и учебных занятий по физической культуре студенты Пермской государственной фармацевтической академии (512 человек: 444 девушки и 68 юношей) сдавали нормативы ВФСК ГТО. В качестве одного из обязательных тестов использовался бег на короткие дистанции: 30, 60 и 100 метров. Результаты исследования и их обсуждение. Наилучшие результаты студенты продемонстрировали в беге на 60 метров (по сравнению с дистанциями 30 и 100 метров). Это связано с тем, что значительная часть студентов не обладает достаточной быстротой двигательной реакции и скоростной выносливостью. Выводы. Определен уровень развития быстроты студентов Пермской государственной фармацевтической академии: на знаки отличия справились с нормативами 65,8% тестируемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшов Евгений Викторович, Кузнецова Ольга Борисовна, Шаехов Рим Фазылович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF DEVELOPMENT OF SPEED STUDENTS IN TESTING VFSK “TRP"

Introduction. The presented work is devoted to the study of indicators of physical fitness of students based on the use of VFSK "RLD". The purpose of the study: to determine the level of development of speed among the students during the physical education classes, taking into account the VFSK "RLD". Methodology and organization of the study. As part of the Festival All-Russian Physical Culture and Sports Complex “RLD” and physical education classes, the students of the Perm State Pharmaceutical Academy (512 people: 444 girls and 68 boys) passed the standards (tests) of the VFSK "RLD". Short distance running was used as one of the required tests: 30, 60 and 100 meters. The results of the study and their discussion. The students showed the best results in the 60-meters run (compared to the distances of 30 and 100 meters). This is due to the fact that a significant part of students do not have sufficient speed of motor reaction and speed endurance. Conclusions. The level of development of speed of students of Perm State Pharmaceutical Academy was determined: 65,8% of students coped with the standards for insignia.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ТЕСТИРОВАНИЯ ВФСК "ГТО"»

3. Manzheley, I.V. and Ivanova, S.V. (2014), "Environmental approach in organization of physical culture and sports activities with people", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 61-64.

4. Government of the Russian Federation, (2014), "On the approval of the State program of the Russian Federation "Development of Physical Culture and sports"", Decree of15.04.2014 No. 302, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201404240026, (accessed 18 March 2022).

5. Ministry of Finance of the Russian Federation, (2020), "On approval of the lists of subjects of the Russian Federation in accordance with the provisions of paragraph 5 of Article 130 of the Budget Code of the Russian Federation, Order of 11.11.2020 of No.1030, available at: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132065-

pri-

kaz_minfina_rossii_ot_11.11.2020_1030_ob_utverzhdenie_perechnei_subektov_rossiiskoi_federatsii_v_

sootvetstvii_s_polozheniyami_punkta_5_stati_130_byudzhetnogo_kodeksa_ross, (accessed 18 March 2022).

6. Pfeifer, N.E. (1968), Features of managerial activity of the teacher-organizer of high density of culture, dissertation, Leningrad.

Контактная информация: a.krylova@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2022

УДК 796.012.13

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ТЕСТИРОВАНИЯ ВФСК «ГТО»

Евгений Викторович Кудряшов, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, заведующий кафедрой, Ольга Борисовна Кузнецова, кандидат биологических наук, доцент, Пермская государственная фармацевтическая академия Минздрава России, Пермь; Рим Фазылович Шаехов, старший преподаватель, Пермский институт

ФСИН России, г. Пермь

Аннотация

Введение. Представленная работа посвящена изучению показателей физической подготовленности студентов на основе тестирования комплекса «ГТО». Цель исследования: определить уровень развития быстроты у студентов в рамках тестирования ВФСК «ГТО». Методика и организация исследования. В рамках Фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» и учебных занятий по физической культуре студенты Пермской государственной фармацевтической академии (512 человек: 444 девушки и 68 юношей) сдавали нормативы ВФСК ГТО. В качестве одного из обязательных тестов использовался бег на короткие дистанции: 30, 60 и 100 метров. Результаты исследования и их обсуждение. Наилучшие результаты студенты продемонстрировали в беге на 60 метров (по сравнению с дистанциями 30 и 100 метров). Это связано с тем, что значительная часть студентов не обладает достаточной быстротой двигательной реакции и скоростной выносливостью. Выводы. Определен уровень развития быстроты студентов Пермской государственной фармацевтической академии: на знаки отличия справились с нормативами 65,8% тестируемых.

Ключевые слова: быстрота, бег на короткие дистанции, физическая подготовленность студентов, ВФСК «ГТО», знаки отличия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p226-229

LEVEL OF DEVELOPMENT OF SPEED AMONG THE STUDENTS WHEN TESTING

VFSK "RLD"

Evgeny Viktorovich Kudryashov, the candidate of sciences in physical education and sports, docent, department chair, Olga Borisovna Kuznetsova, the candidate of biological sciences, docent, Perm State Pharmaceutical Academy of the Ministry of Health of Russia, Perm; Rim Fazylovich Shaekhov, the senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of

Russia, Perm

Abstract

Introduction. The presented work is devoted to the study of indicators of physical fitness of students based on the use of VFSK "RLD". The purpose of the study: to determine the level of development of speed among the students during the physical education classes, taking into account the VFSK "RLD". Methodology and organization of the study. As part of the Festival All-Russian Physical Culture and Sports Complex "RLD" and physical education classes, the students of the Perm State Pharmaceutical Academy (512 people: 444 girls and 68 boys) passed the standards (tests) of the VFSK "RLD". Short distance running was used as one of the required tests: 30, 60 and 100 meters. The results of the study and their discussion. The students showed the best results in the 60-meters run (compared to the distances of 30 and 100 meters). This is due to the fact that a significant part of students do not have sufficient speed of motor reaction and speed endurance. Conclusions. The level of development of speed of students of Perm State Pharmaceutical Academy was determined: 65,8% of students coped with the standards for insignia.

Keywords: speed, sprinting, physical fitness of students, VFSK "RLD", insignia.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время правительство Российской Федерации все больше уделяет внимания развитию физкультурного и спортивного движения. В этой связи подписан целый ряд нормативных документов, определяющий развитие системы физического воспитания, которая направлена на укрепление здоровья различных групп населения, развития человеческого потенциала, формирования здоровой нации и крепкого подрастающего поколения.

Так, 24 марта 2014 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ № 1721 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», в котором обозначены основные особенности развития данного направления. Поставлены задачи по разработке и утверждению системы мероприятий по планомерному поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), а также организации мер по стимулированию населения различного возраста к выполнению нормативов и требований данного комплекса. В этом же Указе установлены сроки для обеспечения разработки и принятия нормативных правовых актов для реализации мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на федеральном, региональном и местном уровнях. Для достижения поставленной цели было разработано соответствующее Положение (https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5c8f51aa0c54f.pdf.).

26 апреля 2022 г. Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации был подписан перечень поручений по развитию физической культуры и спорта. В нем обозначены вопросы нормативно-правового регулирования в сфере массового спорта, реконструкции и капитального ремонта плоскостных спортивных сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, дальнейшего развития ВФСК ГТО

(www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/68609).

Наличие обязательных занятий по физической культуре в государственных стандартах на всех ступенях образования (дошкольном, среднем, высшем) дает возможность планомерной подготовки к внедрению комплекса «ГТО» среди детей и молодежи. Регулярное определение уровня физической подготовленности занимающихся позволяет вносить коррективы в методику подготовки и делает процесс физического воспитания более эффективным.

Учитывая вышеизложенное, проблемы, рассматриваемые в представленной публикации, являются актуальными для нашего государства.

Цель исследования: определить уровень развития быстроты у студентов в рамках тестирования ВФСК «ГТО».

Задачи исследования:

1. Определить уровень развития быстроты у студентов ФГБОУ ВО ПГФА.

2. Определить оптимальную для большинства студентов дистанцию спринтерского бега в рамках тестирования «ГТО».

3. Оценить эффективность учебно-тренировочного процесса в рамках подготовки к тестированию.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе проведенной работы были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической и специальной литературы.

2. Тестирование уровня развития быстроты.

Для проведения исследований за основу был взяты контрольные нормативы ФВСК «ГТО». В соответствии с Положением комплекс предусматривает процесс подготовки и непосредственное выполнение разными половыми и возрастными группами населения установленных нормативных требований. Студенты Пермской государственной фармацевтической академии ежегодно сдают нормативы VI ступени (18-29 лет). По результатам испытаний часть студентов были отмечены золотыми, серебряными и бронзовыми знаками отличия. Комплекс ГТО для данной возрастной ступени включает в себя 4 обязательных испытания (теста) и 9 тестов по выбору, для успешной сдачи которых необходимо развитие всех основных физических качеств [2].

В конце учебного года студенты Пермской государственной фармацевтической академии в рамках Фестиваля ГТО и на практических занятиях по физической культуре сдавали ряд нормативов (тестов) ВФСК ГТО для проверки уровня физической подготовленности. В качестве одного из тестов использовался бег на короткую дистанцию, характеризующий уровень развития быстроты.

Тест для определения уровня развития быстроты является обязательным в перечне контрольных нормативов для получения знака отличия, однако по выбору испытуемого может быть определен один из вариантов дистанции: бег на 30 метров, 60 метров или 100 метров. В исследовании приняли участие 512 человек (444 девушки и 68 юношей).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования позволили выявить определенные закономерности. Наилучшие результаты студенты продемонстрировали в беге на 60 метров (по сравнению с дистанциями 30 и 100 метров).

Дистанцию 60 метров успешно преодолели 68% студентов: при этом 23% пробежали на золотой знак отличия, 30% - на серебряный знак и 15% - на бронзовый. Не справились с заданием 32% студентов.

С дистанцией 30 метров на уровень знаков отличия справились 70% испытуемых: на уровень золотого знака - 18%, серебряного - 28%, бронзового - 25%.

Наиболее сложной для студентов оказалась дистанция 100 метров: не уложились в нормативы 64% студентов, на «золото» справились лишь 6% занимающихся, на «серебро» и «бронзу» - по 15% студентов.

На наш взгляд, это связано с тем, что значительная часть студентов не обладает достаточной быстротой двигательной реакции, вследствие чего в беге на 30 метров испытуемым не хватает длины дистанции для оптимального набора скорости перемещения. При этом нужно учитывать, что быстрота двигательной реакции как скорость ответа человека движением на какой-либо сигнал, в значительной степени зависит от наследственности и сложно поддается тренировке. В беге на 100 метров уступает показатель скоростной выносливости - происходит снижение скорости на 70- 80-х метрах дистанции. Развитие скоростной выносливости достигается регулярным выполнением специальных упражнений в определенной пульсовой зоне с высокой частотой движений.

Таким образом, студентам было рекомендовано использовать контрольный норматив бег на 60 метров как наиболее доступный из трех предлагаемых.

ВЫВОДЫ

1. Определен уровень развития быстроты студентов ФГБОУ ВО ПГФА: на знаки отличия справились с нормативами 65,8% тестируемых.

2. Оптимальной дистанцией для оценки уровня развития скоростных качеств для большинства студентов является бег на 60 метров.

3. Так как большая часть студентов уложилась в нормативы знаков отличия, подготовку к тестированию физической подготовленности студентов рамках ВФСК ГТО можно признать эффективной. Следует уделить внимание развитию скоростной выносливости и тренировке быстроты двигательной реакции.

Представленные результаты можно использовать в качестве исходных данных для контроля динамики показателей на последующих курсах обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршинник С.П. Степень готовности подростков 11-12 лет, проживающих в Краснодарском крае, к выполнению нормативов комплекса ГТО III ступени / С. П. Аршинник, М.В. Гилдаш, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3 (205). - С. 3-9.

2. Кузнецова О.Б. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как способ мотивации современных студентов к здоровому образу жизни / О.Б. Кузнецова, Е.В. Кудряшов // Материалы II международной науч.-практ. конф., 17 июня 2021, г. Донецк / В 2 ч. - Донецк, 2021. - Ч. I. - С. 303-306.

REFERENCES

1. Arshinnik S.P, Gildash M.V. and Tkhorev V.I. (2021), "Degree of readiness of adolescents Aged 11 -12 years living in the Krasnodar Territory to meet the Standards of the TRP Complex III Stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 205, No. 3, pp. 3-9.

2. Kuznetsova O.B. and Kudryashov E.V. (2021), "All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" as a way of motivating modern students to a healthy lifestyle", Materials of the II International Scientific Conference, June 17, 2021, Donetsk. Part 1, pp. 303-306.

Контактная информация: kudryashov-e-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2022

УДК 374.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

В настоящее время недостаточная цифровая финансовая грамотность является одним из барьеров, препятствующих развитию различных сегментов финансового рынка. В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса с обещающимися третьего возраста по цифровой финансовой грамотности. Целью исследования является описание основных методических рекомендаций, которые будут полезны при организации обучения людей третьего возраста. Также представлено кратное содержание тем занятий по повышению цифровой финансовой грамотности для обучающихся третьего возраста.

Ключевые слова: методические рекомендации, цифровая финансовая грамотность, обучающиеся третьего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.