изучения эмоционального состояния школьников использовалась методика цветописи [1]. На рис. 2 представлена динамика эмоционального тонуса учащихся в течение учебного дня, недели и года. Как следует из представленных данных, в первом полугодии от начала к концу дня увеличивается частота «радостного» спектра при снижении частоты «грустного», однако указанная динамика не может трактоваться однозначно как повышение эмоциональных состояний, так как в отдельные дни она сопровождается снижением спокойно-уравновешенных эмоциональных реакций (понедельник, пятница), что не исключает вероятности эмоционального перевозбуждения и вполне согласуется с данными о состоянии ССС, в частности значениями ВИК, свидетельствующими о напряжении симпатической нервной системы. Тем не менее во втором полугодии уменьшение частоты «радостного» и «грустного» спектров происходит при одновременном повышении уровня зеленого цвета, что указывает на улучшение эмоционального статуса.
Полученные результаты позволяют заключить, что предложенный режим обучения в целом обес-
печивает благоприятное течение адаптационных механизмов. Однако необходимо учитывать особенности первого этапа обучения, обусловленные непривычными условиями и режимом работы, отсутствием первоначальных навыков труда по избранной специальности. Для успешного течения процессов психофизиологической адаптации на данном этапе необходимо, по-видимому, ак-тивно вмешиваться в процесс формирования на- • выков путем тренировки профессионально значимых функций.
Литература
1. Менделеева О. И. // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. — М., 1981.— С. 101 — 106.
Поступила 01.07.86
Summary. The impact of an educational regimen on a number of physiologic and psychological characteristics in the 8th-grade schoolchildren mastering metal working in an interschool training and production centre was studied. The obtained results demonstrated a favourable development of adaptation processes under the proposed educational regimen. ®
УДК 371.71:371.1
Г. Г. Никогосян, А. Н. Джангмрова
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕБЕНКА КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ереванский медицинский институт
Начальный этап систематического образования, являясь ответственным периодом в жизни школьника, во многом предопределяет как успешность обучения, так и состояние здоровья ребенка. Поэтому большого внимания заслуживают изучение и гигиеническая оценка тех условий, которые могут помочь ребенку справиться с новой для него социальной функцией.
В армянских и русских школах Еревана было изучено состояние здоровья более чем 400 детей, обучающихся в начальной школе. По данным углубленного медицинского осмотра проанализированы заболеваемость и ее структура, состояние гемодинамики, нервной системы, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, физическое развитие, структура, а также распространенность заболеваний по обращаемости, проведено распределение детей по группам здоровья.
Оказалось, что за период начального обучения происходит постепенное ухудшение состояния здоровья, которое четко выявляется к 3-му классу. Изучение успеваемости тех же детей показало, что к 3-му классу параллельно с ухудшением здоровья увеличивается число неуспевающих
школьников за счет достоверного уменьшения как хорошо, так и удовлетворительно успевающих. Вместе с тем на 1-ом году обучения выявлено отсутствие связи между количеством неуспевающих и группой здоровья; более того, сре-ди детей 1-й группы здоровья неуспевающих больше, чем среди их одноклассников с худшим состоянием здоровья (2-я и 3-я группы здоровья), а также среди здоровых школьников 3-го класса. На 3-м году обучения отмечается четкая зависимость между успеваемостью и состоянием здоровья, чего не наблюдается на 1-м году обучения. Следовательно, есть еще какие-то факторы, обусловливающие неуспеваемость на 1-м году обучения, значимость которых постепенно ослабевает, в результате чего в 3-м классе выявляется зависимость успешности обучения от состояния здоровья. Таким фактором, по нашим предположениям, может быть исходный уровень педагогической подготовленности детей ко времени начала систематического обучения. Это предположение объясняется следующим: в Ереване охват детей дошкольного возраста детскими садами недостаточен, поэтому значительная часть дошкольников остается вне систематизи-
Таблица I
Дифференциально-диагностическая таблица для выявления урозня развития речи
Раздел Уровень развитии речи
хороший недостаточный общее недоразвитие речи
Фонетика Лексика Грамматика Навык связной речи Нарушения звукопроизноше-ния отсутствуют Словарный запас качественно и количественно хороший Предложение грамматически правильно оформлено, полное, распространенное, сложное Сформирован Нарушения звукопроизношения отсутствуют или наличествуют незначительные, неспецифические Нарушения фонематического слуха отсутствуют Бедность словаря, адекватное употребление слова без грамматических искажений Грамматически правильное оформление речи, предложение правильное, нераспространенное Сформирован недостаточно Нарушения звукопроизношения распространяются на несколько групп Характер нарушения специфичен (замены и смешения звуков) Нарушение фонематического слуха Бедность словаря (ограничен рамками обиходно-бытовой тематики), неправильное употребление слов с грамматическими искажениями Нарушение согласования. Неправильный порядок слов в предложении, незаконченность предложений Не сформирован
рованных учебно-воспитательных мероприятий и при поступлении в 1-й класс оказывается не подготовленной к процессу обучения. Исходя из этого предположения, нами было проведено исследование, направленное на определение влияния исходного уровня педагогической подготовленности ребенка на успешность его обучения и состояние здоровья. Под педагогической подготовленностью понимали наличие у приступающих к систематическому школьному обучению суммы знаний, навыков и умений, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду. Поскольку имеются указания на прямую связь между рисунком и уровнем развития речи [1], между уровнем развития речи и аппликацией, конструированием, овладением счетными операциями, различением цветов и т. д. [3], а также исходя из того, что в школьном обучении ^преобладают в основном вербальные способы, а также способы обращения с числовыми и другими абстрактными символами, мы при определении степени педагогической подготовленности учитывали наличие у детей элементарных математических представлений и уровень развития речи. В соответствии с этим была разработана методика и издано пособие в картинках для определения уровня педагогической подготовленности [2]. Владение ребенком языковыми средствами и навыком связной речи, элементарными математическими навыками и представлениями, умение различать 'Предметы по качеству, оперировать обобщающими словами и предлогами определять действие квалифицировалось как освоение программы обучения в детском саду и педагогическая готовность к систематическому обучению в 1-м классе. У 214 первоклассников, поступивших в школу в 1977/78 и 1978/79 учебных годах, изучены исходное состояние здо-
ровья, исходный уровень педагогической подготовленности и психомоторное развитие ко времени начала обучения, режим дня, длительность времени самоподготовки, некоторые микросоци-альные условия учебы и быта по результатам санитарно-гигиенического обследования и анкетным данным, успешность обучения в 1-м классе по академической успеваемости и степени овладения навыком чтения; у тех же детей изучено состояние здоровья ко времени окончания ими 3-го класса.
Необходимость изучения уровня развития речи отмечалась и ранее, однако в предыдущих исследованиях рассматривались лишь ее отдельные компоненты, в частности звукопроиз-ношение. Вместе с тем известно [5], что недостаточная сформированность фонетико-фонема-тического восприятия создает трудности в овладении устной и письменной грамотой, а недостаточная сформированность лексико-грамматиче-ских средств языка ведет к трудностям формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебы, к недостаточному развитию связной речи и как следствие этого — к трудности в формировании учебных навыков и умений. Исходя из этих предпосылок, а также с учетом данных литературы [4] и собственных наблюдений была создана дифференциально-диагностическая таблица (табл. 1) для выявления уровня развития речи: хорошее и недостаточное развитие речи (соответственно ХРР и НРР) и общее недоразвитие речи (ОНР). По уровню педагогической подготовленности дети распределялись на 3 группы: подготовленные, недостаточно подготовленные, неподготовленные (табл. 2). Результаты исследования показали, что почти все дети имели элементарные математические представления о форме, количестве, о единичном и множественном, владели
навыком речи. Дети с ХРР учились на «хорошо» и «отлично», дети с ОНР имели плохую успеваемость. В русской школе четко проявляется влияние знания русского языка — большинство владеющих языком детей учатся хорошо и отлично. Речевая готовность обусловливает также длительность самоподготовки ребенка: в русской школе среди свободно владеющих русским языком детей только 12,8 % уделяют • самоподготовке больше 3 ч, а среди ограниченно владеющих — 42,2 %. Среди учащихся русской школы, не овладевших техникой чтения, 76,2 % детей уделяют самоподготовке более 3 ч. Чрезмерная же длительность самоподготовки ведет к нарушениям режима дня за счет укорочения времени ночного сна и пребывания на воздухе и в итоге к ухудшению здороьья. У детей, педагогически не подготовленных, как в армянской, так и в русской школе к концу начального обучения отмечено достоверно (р<0,01) больше случаев нарушения осанки, что вполне объясняется удлинением времени самоподготовки, нарушениями режима, снижающими двигательную активность и повышающими статическую нагрузку. Педагогически не# подготовленные дети оказываются также в неблагоприятных условиях еще более повышенной зрительной нагрузки и по существу могут рассматриваться как группа риска по близорукости. У наблюдаемых нами педагогически не подготовленных детей достоверно чаще отмечалось ухудшение зрения. При одинаковом исходном уровне здоровья при поступлении в 1-й класс во времени окончания начальной школы выявляется более выраженное уменьшение числа детей 1-й группы здоровья и повышение числа детей 3-й и 4-й групп здоровья среди педагогически не подготовленных школьников. Таким образом, ко времени завершения начального обучения педагогическая неподготовленность,\де-тей к обучению приводит к заметным измене-^
Таблица 2
Критерии определения уровня педагогической подготовленности ребенка
Показатель Группа подготовленности
подготовленные недостаточно подготовленные неподготовленные
Элементарные математические представления (количество, счет, форма, величина, ориентировка в пространстве и во времени) Уровень развития речи (лексика, грамматика, навык связной речи) Имеют элементарные математические представления, правильно отвечают на подавляющее большинство вопросов Словарь в пределах или выше обиходного, правильный грамматический строй предложения, правильное употребление окончаний и предлогов, навык связной речи сформирован Недостаточно владеют элементарными математическими представлениями, правильно отвечают на часть вопросов Словарь беден, правильное употребление слов без грамматических искажений, правильное оформление речи, навык связной речи сформирован недостаточно — 14 — Не имеют элементарных математических представлений, неправильно отвечают на вопросы • г4 Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, неправильное употребление слов с грамматическими искажениями, неправильный поря-• док слов в предложении, навык связной речи не сформирован
прямым счетом до 10 и более. Исключение составили только дети с задержкой психического развития. Проверка речи выявила, что из 94 первоклассников армянских школ большинство (78,6%) детей обладают НРР и только 19,4% детей — ХРР. На развитии речи сказывалось предварительное обучение в подготовительном классе: среди детей, пришедших в 1-й класс из подготовительного класса школы, 31,1 % имели ХРР и не было детей с ОНР, среди пришедших в 1-й класс без предварительной подготовки детей с ХРР не было, а 6,2 % были с ОНР. В русской школе проверка знания русского языка, владения устной русской речью первоклассниками-армянами (120 детей) показала, что в отдельных классах количество детей, не владеющих русским языком, велико и колеблется от 40 до 70 %, причем наихудшие данные были получены у детей, поступивших в 1-й класс русской школы после детского сада с обучением на армянском языке (92,9 % детей владеют речью недостаточно). Распределение всех детей по уровню педагогической подготовленности к обучению в 1-м классе показало, что 25,2 % детей педагогически подготовлены к систематическому обучению, 63,3 % подготовлены недостаточно, а 14,4 % плохо подготовлены.
Речевая готовность влияет на успешность обучения. Результаты проверки навыка чтения к концу букварного периода показали, что более половины (54 %) детей недостаточно овладевают или не овладевают навыком чтения, дети-армяне, обучающиеся на родном языке, к концу букварного периода добиваются больших успехов, чем дети-армяне, обучающиеся на русском языке; легче овладевают техникой чтения обучающиеся на родном языке. Выявлено положительное влияние обучения в подготовительном классе: среди детей, поступивших в 1-й класс после подготовительного, достоверно (р<0,01) больше детей, хорошо овладевших
Таблица 3
Распределение (в %) детей по группам здоровья к концу начального обучения
Объект исследования Педагогическая подготовленность Число Группа здоровья
детей детей ,-я 2-я 3-я 4-я
Армянская школа Неподготовле нн ые 1 100.0
Недостаточно подготовленные 62 12,9 75,8 9,7 1.6
Подготов ле н н ые 16 18,7 62,5 18,8
Русская школа Неподготовленные 11 9,1 72,7 18,2 —
Недостаточно подготовленные 47 12,1 70,2 10,6 6,4
Подготовленные 29 37,9 58,6 ■if 3.5
Обе школы Неподготовленные 12 8,3 66,7 16,7 8,3
Недостаточно подготовленные 109 12,8 .73,4 10,1 3.7
Подготовленные 45 31,1 60,0 6,7 2,2
Всего . . . 166 17,5 69,3 9,6 3,6
ниям в состоянии здоровья. Влияние фактора подготовленности на состояние здоровья наиболее проявляется в русской школе. Так, детей с 1-й группой здоровья в армянской школе среди подготовленных только в 1,5 раза больше, чем среди недостаточно подготовленных, а в русской школе — в 3 раза (табл. 3). В русской школе с уменьшением педагогической подготовленности более существенно увеличивается хроническая заболеваемость, а разница между крайними группами здоровья достоверна (р<;0,01).
Для выявления места педагогической подготовленности среди других факторов, определяющих готовность к обучению, были построены уравнения множественной регрессии с учетом 5 комплексных факторов: х, — микросоциальные условия (размер жилья, наличие рабочего места, образование родителей, занятость матери, посещение группы продленного дня); х2—педагогическая подготовленность; х3 — исходный уровень здоровья; х4 — психомоторное развитие; х5 — анамнестические данные. В качестве зависимых параметров взяты успешность обучения по академической успеваемости и технике чтения {у\) и динамика здоровья (у2). Полученные уравнения имеют следующий вид: г/1 = 0,370 + 0,559 • х2 + 0,218-х3 + 0,263 -х4 — —0,128-х5 (Я = 0,566), у2= — 0,043+ 0,594-• 0,003 • л-з—0,119 • х4 + 0,009 • х5 (Я = 0,457).
Анализ полученных уравнений выявил, что на успешность обучения наибольшее влияние оказывают микросоциальные условия и педагогическая подготовленность, затем последовательно исходный уровень здоровья, психомоторное развитие, анамнестические данные. На динамику здоровья влияют педагогическая подготовленность ребенка к школе, психомоторное развитие, анамнестические данные, исходный уровень здоровья, микросоциальные условия. Обращает на себя внимание разнонаправленное влияние микросоциальных условий на успешность обучения и динамику здоровья, что можно объяс-
нить повышенными требованиями к обучению детей со стороны более образованных родителей. Ведущее влияние на успешность обучения и динамику здоровья оказывает педагогическая подготовленность к обучению. Таким образом, на начальном этапе обучения педагогическая подготовленность к обучению в комплексе с социальными и биологическими факторами должна учитываться в качестве одного из критериев готовности ребенка к обучению в школе.
Выводы. 1. Уровень подготовленности ребенка ко времени начала систематического обучения является фактором, способствующим успешности обучения и сохранению здоровья.
2. В комплексе социальных и биологических факторов, обусловливающих успешность обучения на его начальном этапе, уровень педагогической подготовленности занимает одно из ведущих мест.
3. При определении понятия «готовность к обучению» должен учитываться в качестве одного из критериев исходный уровень педагогической подготовленности.
Литература
1. Антропова М. В., Ефремов С. П., Лосева О. А. //Нов. исслед. по возрастной физиологии.— 1976.—№ !.— С. 11—13.
2. Джангирова А. #., Мартиросян Т. Ф., Федорова В. В. Картинное пособие по обследованию уровня педагогической подготовленности ребенка к школе. — Ереван, 1982.
3. Юртайкин В. В.. Ефименкова JI. Н. // Дефектология.— 1981. — № 2. — С. 84—90.
4. Ястребова А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1978. — С. 13.
5. Ястребова А. В. //Дефектология. — 1983. — № 3.— С. '21—27.
Поступила 10.10.86
Summary. The significance of the level of pedagogical training for progress ir. study and health promotion of the first-year schoolchildren is emphasized.