Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТАШКЕНТСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ИСЛАМА КАРИМОВА'

УРОВЕНЬ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТАШКЕНТСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ИСЛАМА КАРИМОВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миршарипова З.М., Камилова Ж.Э.

В статье рассматривается уровень ощущения счастья у студентов, обучающихся в Ташкентском техническом государственном университете имени Ислама Каримова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миршарипова З.М., Камилова Ж.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТАШКЕНТСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ИСЛАМА КАРИМОВА»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES)

УДК 1

Миршарипова З.М.

Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова (г. Ташкент, Республика Узбекистан)

Камилова Ж.Э.

Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова (г. Ташкент, Республика Узбекистан)

УРОВЕНЬ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТАШКЕНТСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ИСЛАМА КАРИМОВА

Аннотация: в статье рассматривается уровень ощущения счастья у студентов, обучающихся в Ташкентском техническом государственном университете имени Ислама Каримова.

Ключевые слова: счастье, обучение, высшее образование.

Для человека во все времена было и будет важным ощущать себя счастливым. Для каждого человека ощущение счастья свое. Для одних счастье заключается в здоровье, для других - в благополучии, наличии определенного достатка, иные же видят счастье в каждом новом дне: в возможности вставать каждое утро, видеть мирное небо над головой, дышать и вкушать радости жизни.

На современном этапе развития общества возрастают требования к каждому его члену. «Счастье и удовлетворенность жизнью оказывают существенное влияние на

поведение людей в трудных жизненных ситуациях и сказываются на выборе стратегий и конкретных способов их преодоления» [2]. Счастье - это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас сможет приблизиться к тому, чтобы быть счастливым [3].

В настоящее время проводятся значимые исследования на предмет взаимосвязи между здоровьем и счастьем. Объектами этих исследований выступает именно взаимосвязь между вещами, непосредственно сопутствующими друг другу, но не обязательно имеющими причинно-следственные связи. Показатели счастья включают удовлетворенность жизнью, здоровье, окружение и роль в жизни общества. Мы попытались определить уровень ощущения счастья у студентов ТГТУ и некоторые факторы, влияющие на этот уровень.

В исследовании принимали участие 40 студентов 1-4 курсов, обучающихся на всех факультетах ТГТУ. Студенты всех групп были сопоставимы по возрасту и половому составу: 61,5% составили юноши, 38,5% -девушки. Средний возраст обследуемых составил 21 год. Для оценки уровня счастья применяли Оксфордский опросник счастья. Для выявления соматических жалоб использовали Гиссенский опросник соматических жалоб. Для оценки стрессоустойчивости студентов применяли тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых [4]. С учетом уровня ощущения счастья все обследуемые студенты были разделены на две группы: в 1 -ю группу вошли студенты со средним уровнем ощущения счастья; во 2-ю группу - с пониженным уровнем ощущения счастья.

Согласно критериям оценки результатов этой методики, средний уровень ощущения счастья находится в диапазоне от 41 - 60 баллов, пониженный уровень ощущения счастья - в диапазоне 21-40 баллов. Уровень ощущения счастья 1 группе составил 54,7 ± 1,1 баллов; показатель во 2 группе составил 40,3 ± 0,8. Выявлено достоверное отличие показателя уровня ощущения счастья в группах: р < 0,05. С учетом показателя уровня ощущения счастья в этих группах с использованием Гиссенского опросника, который включает в себя характеристику жалоб по поводу физического

самочувствия, определяли субъективный уровень ощущения самочувствия и его интенсивность.

Оценка для первых 4-х шкал находятся в диапазоне 0-24, для 5-й - в диапазоне 096 баллов. Согласно критериям оценки результатов этой методики, все показатели находятся в норме. Шкала «нервное истощение» характеризует неспецифический фактор истощения, который указывает на общую потерю жизненной энергии, потребность человека в помощи. Данный показатель был выше у студентов с пониженным уровнем ощущения счастья и составил 5,9 ± 0,7 баллов; тогда как у студентов со средним уровнем ощущения счастья он составил 4,1 ± 1,3 баллов.

Шкала «Желудочные жалобы» отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий (эпигастральный синдром). Выявлены достоверные отличия между группами. Данный показатель достоверно был выше у студентов с пониженным уровнем ощущения счастья и составил 2,4 ± 0,5 баллов; р < 0,05. У студентов со средним уровнем ощущения счастья - 0,7 ± 0,3 баллов. Шкала «Болевые жалобы» выражает субъективные страдания, носящие спастический характер. Выявлены достоверные отличия между группами. Выявлено, что чаще всего жалобы отмечались по шкале «Желудочные жалобы» и «Болевые жалобы», несколько реже отмечались жалобы сердечные и по шкале «Нервное истощение».

Студенты с пониженным уровнем ощущения счастья имели достоверно низкий уровень стрессоустойчивости. В процессе исследования было установлено, что согласно критериям этой методики, значение базового показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. У студентов со средним уровнем ощущения счастья этот показатель составил 71,3 ± 9,2 баллов. У студентов с пониженным уровнем ощущения счастья этот показатель 87,6 ± 4,1 баллов. Показатель динамической чувствительности к стрессу показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения.

Средние показатели составляют от 12 до 28 баллов. Данный показатель у студентов со средним уровнем ощущения счастья был ниже нормы и составил - 11,5 ± 1,8 баллов; а у студентов с пониженным уровнем ощущения счастья он был ниже нормы и составил 17,6 ± 1,4 баллов.

Наибольшее количество студентов отмечают следующие приемы снятия стресса: сон, отдых, смена деятельности, физическая активность, общение с друзьями или любимым человеком.

Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. 25% студентов (70% девушек, 30% юноши) ощущали средний уровень счастья и 75% имели пониженный уровень этого показателя.

2. У студентов со средним уровнем ощущения счастья показатели интенсивности жалоб по поводу физического самочувствия достоверно ниже, чем у студентов с пониженным уровнем ощущения счастья.

3. Студенты со средним уровнем ощущения счастья были менее чувствительны к стрессу; меньше реагировали на обстоятельства, на которые невозможно повлиять; были менее склонны излишне усложнять ситуацию; имели меньшую предрасположенность к психическим заболеваниям, чем студенты с пониженным уровнем ощущения счастья.

Список использованной литературы:

Интернет-журнал «Про учебу». Чем студенческая жизнь отличается от школьной?. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prouchebu.com/studencheskaya_zhizn/. - Дата доступа: 10.05.2018.

Крючкова, Н.В. Счастье в представлении современного студента // Научное сообщество студентов XXI столетия. /Н.В.Крючкова. - Гуманитарные Науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.mfo/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 10.05.2018)

Чиксентмихайи, Михай. Поток. Психология оптимального переживания [пер. с англ.]. /МихайЧиксентмихайи. -М., 2011. 1122 с. 4. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции /Ю. В. Щербатых.- СПб: Питер, 2006. - 256с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.