Научная статья на тему 'Уровень логичности мышления и его особенности у студентовшахматистов'

Уровень логичности мышления и его особенности у студентовшахматистов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мыслительная деятельность / шахматы / студенты / уровень интеллекта / логическое мышление. / thinking activity / chess / students / intelligence level / logical thinking

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Забелина Лариса Геннадьевна

Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная пра-вительством в 2013 годы из средств формирования логического способа мышления значимое ме-сто отвела не когнитивному заучиванию знаний, а приобретению опыта в игровой форме через игру в шахматы. В научной литературе неоднократно доказан факт положительного переноса ум-ственной работоспособности, развитой в шахматах, на другие виды интеллектуальной деятель-ности. Однако крайне мало исследований, посвященных изучению влияния систематических за-нятий шахматами на особенности мыслительной деятельности. В предложенном материале рас-сматривается качественная характеристика различных свойств познавательной деятельности сту-дентовшахматистов, что подчеркивает новизну нашего исследования. Практическая значи-мость исследования заключается в возможности, при необходимости, целенаправленного ис-пользования шахмат как средства развития конкретных мыслительных процессов. В работе был использован тест Равена, как основной метод анализа логического мышления студентов. Резуль-таты. Автором были достоверно установлены различия в уровне интеллекта, успеваемости и не-которых качественных характеристиках мыслительной деятельности между студентами и студен-тами-шахматистами. Заключение. На основании полученных данных была выявлена необходи-мость использования шахмат, как инструмента интеллектуально развития, в том числе, и на этапе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Забелина Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of logical thinking and its peculiarities in chess students

The concept of mathematics education development in the Russian Federation, approved by the govern-ment in 2013 from the means of forming a logical way of thinking a significant place gave not to cogni-tive memorization of knowledge, but to the acquisition of experience in game form through the game of chess. Scientific literature repeatedly proved the fact of positive transfer of mental efficiency developed in chess to other types of intellectual activity. However, there are very few studies devoted to the study of the systematic chess lessons influence on the peculiarities of thinking activity. The proposed material considers the qualitative characteristic of various properties of chess students’ cognitive activity, which emphasizes the novelty of our study. The practical significance of the study lies in the possibility, if nec-essary, of purposeful use of chess as a means of developing specific thought processes. Raven's test was used in the work as the main method of analyzing the logical thinking of students. Results. The author reliably established differences in the level of intelligence, academic performance and some qualitative characteristics of thinking activity between undergraduates and chess students. Conclusion. On the basis of the obtained data the necessity of using chess as a tool of intellectual development including at the stage of professional education was revealed.

Текст научной работы на тему «Уровень логичности мышления и его особенности у студентовшахматистов»

УДК 794.1

Уровень логичности мышления и его особенности у студентов- шахматистов

Забелина Л.Г. *

Новосибирский государственный технический университет г. Новосибирск, Россия ORCID: 0000-0002-7477-3001, [email protected]*

Аннотация: Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная правительством в 2013 годы из средств формирования логического способа мышления значимое место отвела не когнитивному заучиванию знаний, а приобретению опыта в игровой форме через игру в шахматы. В научной литературе неоднократно доказан факт положительного переноса умственной работоспособности, развитой в шахматах, на другие виды интеллектуальной деятельности. Однако крайне мало исследований, посвященных изучению влияния систематических занятий шахматами на особенности мыслительной деятельности. В предложенном материале рассматривается качественная характеристика различных свойств познавательной деятельности студентов-шахматистов, что подчеркивает новизну нашего исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности, при необходимости, целенаправленного использования шахмат как средства развития конкретных мыслительных процессов. В работе был использован тест Равена, как основной метод анализа логического мышления студентов. Результаты. Автором были достоверно установлены различия в уровне интеллекта, успеваемости и некоторых качественных характеристиках мыслительной деятельности между студентами и студентами-шахматистами. Заключение. На основании полученных данных была выявлена необходимость использования шахмат, как инструмента интеллектуально развития, в том числе, и на этапе профессионального образования.

Ключевые слова: мыслительная деятельность, шахматы, студенты, уровень интеллекта, логическое мышление.

Для цитирования: Забелина Л.Г.* Уровень логичности мышления и его особенности у студентов шахматистов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1) .

The level of logical thinking and its peculiarities in chess students

Larisa G. Zabelina*

Novosibirsk State Technical University г. Novosibirsk, Russia ORCID: 0000-0002-7477-3001, [email protected]*

Abstract: The concept of mathematics education development in the Russian Federation, approved by the government in 2013 from the means of forming a logical way of thinking a significant place gave not to cognitive memorization of knowledge, but to the acquisition of experience in game form through the game of chess. Scientific literature repeatedly proved the fact of positive transfer of mental efficiency developed in chess to other types of intellectual activity. However, there are very few studies devoted to the study of the systematic chess lessons influence on the peculiarities of thinking activity. The proposed material considers the qualitative characteristic of various properties of chess students' cognitive activity, which emphasizes the novelty of our study. The practical significance of the study lies in the possibility, if necessary, of purposeful use of chess as a means of developing specific thought processes. Raven's test was used in the work as the main method of analyzing the logical thinking of students. Results. The author reliably established differences in the level of intelligence, academic performance and some qualitative characteristics of thinking activity between undergraduates and chess students. Conclusion. On the basis of the obtained data the necessity of using chess as a tool of intellectual development including at the stage of professional education was revealed.

Keywords: thinking activity, chess, students, intelligence level, logical thinking

For citation: Larisa G. Zabelina* The level of logical thinking and its peculiarities in chess students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

В последнее десятилетие шахматы, как вид спорта, переживают всплеск популярности не только в России, но и в мире? в целом. По данным исследования британской компании YOUGov около 600 миллионов человек на планете профессионально или любительски интересуются шахматами. В частности, в России, знакомы с игрой 49 % населения [1].

Министерство спорта Российской Федерацией активно развивает шахматы как вид спорта. Российская Шахматная Федерация в соответствии с разработанным Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий ежегодно организует и проводит соревнования различного ранга: среди мужчин - 50; среди женщин - 22; среди юношей и девушек, мальчиков и девочек - 64; среди студентов - 10. Сборные команды Российской Федерации по шахматам постоянно принимают участие в международных соревнованиях: Всемирной шахматной Олимпиаде, чемпионатах мира, Европы, первенствах мира [1].

Кроме того, концепция развития математического образования в РФ, утвержденная Правительством РФ в 2013 году, из средств формирования математического способа мышления значимое место отвела не когнитивному заучиванию знаний, а приобретению познавательного исследовательского математического опыта в игровой форме. В подтверждение актуальности концепции высказывание академика Г. Клауса: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебник логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения» [4]. Последнее десятилетие шахматы стали востребованы не только как вид состязательной деятельности, но и как уникальный образовательный инструмент. Проект «Шахматы в школе» позволил более 600 тысяч детей познакомиться с шахматами. Примерно в 10 регионах России шахматы преподают как урок почти в % от общего количества школ [6].

Значимая ценность и особенность шахмат заключается в их комплексном воздействии на личность занимающегося. Систематические занятия шахматами [3]: тренируют умственные способности, логическое мышление; развивают когнитивные способности (память, внимание и т. д.); формируют психологическую стрессоустойчивость. Углубляясь в содержательную составляющую шахматной игры, следует отметить, что наряду с активной мыслительной деятельностью (способностью оперировать мысленными образами и схемами), абстрактно-логическим мышлением (выделение свойств объекта и причинно-следственных связей) существенная роль результата принадлежит шахматному творчеству (логическому замыслу) [4]. Кроме того, развитие умственной работоспособности в шахматах имеет положительный перенос и на другие сферы и виды интеллектуальной деятельности. Шахматы играют важную роль в укреплении морального духа и формировании личности человека [1].

В этой связи, в своем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что студенты, систематически занимающиеся шахматами, имеют достоверные различия в показателях познавательной и мыслительной деятельности. Таких, например, как: произвольное внимание, целостное восприятие, синтез, анализ, умозаключение и др.

Цель исследования - выявить особенности динамических показателей, а также пространственного и комбинаторного мышления у студентов технического вуза, в том числе и у студентов-шахматистов.

Основные задачи:

1. Определить уровень умственных способностей студентов технического вуза.

2. Установить отличительные особенности познавательной и мыслительной деятельности у студентов- шахматистов.

3. Установить зависимость между средним баллом по успеваемости и занятиями шахматами.

В исследовании приняли участие студенты 1-4 курса Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) различных факультетов. Общее число испытуемых - 101 человек.

Материалы и методы

В качестве основного метода исследования выбрана методика изучения логического мышления Дж.Равена (тест прогрессивных матриц Равена в электронном варианте). Чёрно-белые прогрессивные матрицы Равена состоят из 60 матриц, в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов [5]. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий - А, В, С, D, Е, каждая серия состоит из 12 матриц с заданным принципом познания: взаимосвязи в структуре матриц «А»; аналогии между парами фигур «В»; прогрессивных изменений в фигурах матриц «С»; перегруппировки фигур «Л», разложения фигур на элементы «Е».

Результаты и обсуждение

Основные результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Уровень интеллекта и средний балл успеваемости у студентов технического вуза

контингент п % верных ответов % верных ответов средний балл

Х т Х т

Х т Х т

студенты -шахматисты 14 53,8 1,14 89,5 1,9 120,0 2,1 4,2 0,2

студенты 87 52,2 0,5 87,1 0,9 116,8 1,0 3,8 0,1

Примечание; 10 - уровень интеллекта; Х - среднее арифметическое; т - стандартная ошибка Х.

Общий анализ уровня умственных способностей по выявленному показателю ^ свидетельствует, что студенты НГТУ показали достаточно высокий уровень интеллекта - «интеллект выше среднего» (показатель 111-120). Вместе с тем, студенты-шахматисты имеют достоверно чуть более высокое значение уровня умственных способностей (р <0,05).

В свою очередь, значение среднего балла успеваемости по всем предметам у студентов технического вуза исследуемой выборки соответствует уровню «хорошо». При этом, студенты, не занимающиеся шахматами, незначительно отстают по уровню успеваемости (р <0,05).

Таблица 2.

Особенности пространственного и комбинаторного мышления студентов технического вуза

контингент п серия теста Равена

А В С Б Е

Х ш Х ш Х ш Х М Х ш

студенты -шахматисты 14 99,3 0,7 98,5 1,0 92,5 3,3 87,4 2,6 72,9 5,8

студенты 87 98,0 0,4 96,1 0,6 86,3 1,3 87,4 1,2 69,6 2,4

Примечание: А, В, С, D, Е - серии теста прогрессивных матриц Равена; Х - среднее арифметическое; m - стандартная ошибка М.

Качественный анализ результатов выполнения заданий по сериям показал:

1. При работе с матрицами серии «А» необходимо было проявить такие мыслительные процессы, как дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними, а также идентификация недостающей части структуры и сопоставление ее с образцами. Уровень внимательности, статистического представления, воображения и визуального различия у представителей обеих групп имеют достаточно высокие значения, однако при этом достоверно не различаются (р >0,05).

2. Решение заданий матриц серии «В» требовали от испытуемого нахождения аналогии между парами фигур, через дифференциацию элементов и использования оси симметрии и принципа аналогии. Способность линейной дифференциации и умозаключение на основе линейных взаимосвязей у представителей обеих групп достаточно высокие, но при этом, у студентов-шахматистов достоверно выше по сравнению с контрольной группой студентов (р <0,05).

3. Задания серии «С» можно было решить, используя наблюдательность в выявлении принципа обогащения фигур новыми элементами. Способность к быстрой наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамической внимательности и воображение у студентов-шахматистов развито на достаточно высоком уровне и достоверно выше по сравнению со студентами, не занимающимися данным видом спорта (р <0,05).

4. Успешность решения матриц серии «Л» зависела от способности обследуемого выявлять количественные и качественные закономерности построения матрицы, в целом, и ее элементов.

Способность схватывать количественные и качественные изменения в составлении фигур согласно заданной закономерности у студентов обеих групп одинакова и развита достаточно хорошо (р >0,05).

5. Для решения самой сложной серии «Е» необходимо было применить аналитико-синтети-ческую деятельность, выявлять недостающие члены структуры с помощью алгебраических операций, активно использовать принцип анализа. Способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических и динамических рядов, высшая форма абстракции и динамического синтеза у студентов обеих групп достоверно не различается и имеет средние значения (р >0,05).

Заключение

Таким образом, результаты исследования подтвердили, что систематические занятия шахматами действительно улучшают свойства познавательной и мыслительной деятельности. Особенно способности детализации процесса, выявления причинно-следственных связей. Явно развивают способность выявления закономерности изменения процесса, динамической внимательности и воображения. Кроме того, навыки различной направленности, приобретенные в шахматной игре, позволяют успешно справляться с учебной нагрузкой.

Положительное влияние систематических занятий шахматами следует использовать не только в период школьного обучения, но и также продолжать на ступени профессионального образования. Более того, использовать как дополнительный инструмент развития мыслительной деятельности в тех специальностях, которые имеют в своей основе сходные с шахматной игрой познавательные процессы.

Список литературы

1. Батенко Е. М., Дворецкий А. М., Новиков М. В. Популяризация шахмат в России. Евразийское научное объединение. 2017; 2: 145-147.

2. Бессонов Е. В. Шахматы не ради шахмат - шахматы для саморазвития личности. Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике: Сборник материалов XVI Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием, Биробиджан, 22-23 апреля 2021 года. Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. 2021: 378-383.

3. Вишневский А.Н. Информационные технологии и шахматы. Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2014; 1: 50-57.

4. Гутенев М.Ю. Влияние шахматной игры на развитие творческого потенциала личности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014; 3: 57-61.

5. Мухордовой О.Е., Шрейбер Т.В. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет». 2011: 70.

6. Проект «Шахматы в школе». URL: Российская Шахматная Федерация.

References

1. Batenko E. M., Dvoretsky A.M., Novikov M. V. Popularization of chess in Russia. Evrazijskoe nauchnoe ob'edinenie. 2017; 2: 145-147 [In Russ.].

2. Bessonov E. V. Chess is not for the sake of chess - chess is for personal self-development. Mo-lodezhnye issledovaniya I iniciativy v nauke, obrazona\\vanii, kul'ture, politike. Sbornik materialov XVI Vserossijskoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Birobidzhan, 22-23 aprelya 2021 goda [Youth research and initiatives in science, education, culture, politics: A collection of materials of the XVI All-Russian Youth Scientific and Practical Conference with International Participation, Birobidzhan, April 22-23, 2021]. Birobidzhan: Amur State University named after Sholom Alei-chem. 2021: 378-383. [In Russ.].

3. Vishnevsky A.N. Information technology and chess. Vestnik Habarovskoj gosudarstvennoj akad-emii ekonomiki Iprava. 2014; 1: 50-57 [In Russ.].

4. Gutenev M.Y. The influence of the chess game on the development of the creative potential of the individual. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo universiteta. Seriya: social'no-gumanitarnye nauki. 2014; 3: 57-61 [In Russ.].

5. Mukhortov O.E., Schreiber T.V. Progressivnye matricy Rovena: metodicheskie rekomendacii [Raven's progressive matrices: methodological recommendations]. Izhevsk: Publishing house "Udmurt University". 2011: 70 [In Russ.].

6. The Chess at School project. URL: Russian Chess Federation.

Статья поступила в редакцию: 26.02.2024

Забелина Лариса Геннадьевна - доцент, Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, дом 20, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.