ШАХМАТЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
CHESS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' INTELLECTUAL ABILITIES
Шишканова Мария Александровна
студент ИХО, ЖИИ
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Shishkanova Maria Aieksandrovna
Student
HO, JII
Volgograd State social and pedagogical university
Volgograd, Russia Переузник Анатолий Захарович преподаватель кафедры/ физической культуры/ Волгоградский государственны/й социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Pereuznik Anatoiy Zakharovich teacher of the department of physical culture Volgograd State social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. Доказано, что успеваемости способствуют занятия различны/ми логическими играми. Шахмаы/ помогают человеку развивать не только интеллект или логику, но к тому же, благодаря шахматам раскрывается красота человеческого мышления, что насыщает личность эстетически. Шахматы непосредственно влияют не только на интеллектуальное развитие студента, но и на формирование его личности.
Abstract. It is proved that progress is promoted by occupations by various logical games. Chess helps a person to develop not only intelligence or logic, but also, thanks to chess, the beauty of human thinking is revealed, which aesthetically imbues the personality. Chess directly affects not only the intellectual development of the student, but also the formation of his personality.
Ключевые слова: шахматы, логика, исследование, интеллект, мышление.
Keywords: chess, logic, research, intellect, thinking.
Существует огромное множество исследовательских работ различных известных ученых, таких как В.А. Якунин, Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин и др. в таких направлениях, как личностное, социальное, психологическое, интеллектуальное развитие молодежи, в том числе и студентов. Учеными доказано, что обучение и интеллектуальное развитие в целом зависит от умения эффективно использовать свои знания, что происходит на подсознательном уровне. Человек способен принимать оптимальные решения благодаря своему интеллекту, который можно и нужно развивать. Развитие мышления состоит в тренировке логики. Заставляя мозг принимать логически правильные решения, мы формируем некую закономерность, что остается в памяти. Таким образом, для развития интеллекта подходят различные процессы, тренирующие нашу
логику. К таким процессам относят задачи, головоломки, кроссворды, а также шахматы, о которых пойдет речь.
Игра в шахматы помогает уметь концентрировать внимание на чем-то конкретном, развивать логику, укреплять память и уметь правильно использовать свои знания, а также способствует выявлять оригинальные решения проблемы. Шахматы, это не только игра, но и способность развивать логику, самоанализ, мыслительные процессы, способность найти выход из любой сложившейся ситуации, умение не терять воодушевление. Тренировка такими играми позволяет улучшить умственные способности игроков, относительно людей, которые не занимаются интеллектуальными играми.
Зачастую во время экзаменов студенты начинают замечать, что им сложно сосредоточиться, мысли рассеиваются, трудно собраться, и они не могут выполнять те или иные задания. Это означает, что мозг не способен сконцентрироваться, а для этого ему необходимы тренировки. В таком случае нужно занять мозг логическими процессами, а шахматы как нельзя лучше смогут уравновесить духовное состояние и заставить мозг начать работать. Практически в любом учебном заведении есть возможность начать заниматься шахматами, даже если вы не хотите в дальнейшем участвовать в соревнованиях. Однако как показала практика, именно дальнейшее развитие студента игре в шахматы путем участия в соревнованиях влияет на него куда сильнее, чем простая игра. Ученик становится более уверенным в себе, лучше адаптируется к учебным процессам, улучшается его работоспособность, выносливость и общее состояние в целом.
Шахматы играют очень важную роль в развитии интеллекта каждого человека. Данная игра благоприятно воздействует на мозг, развивая логические процессы. Молодежь становится более старательной, терпеливой, усидчивой, усердной в выполнении каких-либо заданий, повышается работоспособность, появляется умение пренебрегать внешними факторами, которые стоят на пути к выполнению плана, также появляется выносливость, позволяющая выполнить задание в любом случае. В наш век роль шахмат в жизни молодежи значительно возросла, так как молодое поколение с раннего возраста сталкивается с компьютерной техникой. Знакомство с компьютером может стать весьма удачным, если есть навык игры в шахматы. В таком случае информация, воспринимаемая индивидом из компьютера, будет более доступной. Так человек может черпать информацию из интернета, не позволяя себе впасть в зависимость перед техникой.
Доказано, что успеваемости способствуют занятия различными логическими играми. На Западе особенное внимание уделяют шахматам. В США огромное количество учебных заведений, где имеются шахматные факультативы. Однако и у нас имеются города в которых, дети, намеренно остающиеся после занятий могут заниматься шахматами, не только факультативно, но и в любое удобное для них время.
Шахматы являются самым доступным и дешевым видом спорта, но несмотря на это они значительно развивают интеллект и логику человека. Шахматы весьма удобны, потому как вы можете играть в них практически в любое время, несмотря на погодные условия и прочие проблемы, которые могли бы помешать любому другому виду спорта. Остальные виды спорта к тому же являются более
дорогими. Также шахматы не требуют сильного физического развития, учитывая то, что усидчивость дается легко не всем людям. Шахматные соревнования удобны тем, что вы можете соревноваться с кем-либо, находясь дома. Благодаря интернету эта возможность дана всем.
Шахматы, как мы уже выяснили, являются весьма полезными, так как они помогают человеку развивать не только интеллект или логику, но к тому же, благодаря шахматам раскрывается красота человеческого мышления, что насыщает личность эстетически. Несомненно, самым эффективным является обучение шахматам под контролем тренера или педагога. Это помогает развивать аналитические и подсознательные процессы мышления, что ведет к успешному прогрессу не только в игре, но и при решении каких-либо других задач.
Занятия шахматами только по учебной литературе не будут такими эффективными как занятие с тренером, потому как социальное взаимодействие играет очень значимую роль. К тому же тренер может оценить способности каждого ученика и выбрать иной метод взаимодействия с ним, так сказать, более подходящий, чтобы студенту было проще. Выбрать иную литературу или более подходящего соперника для начинающих. Опытные тренеры даже на обычном занятии способны пробудить интерес к шахматам, воодушевляя учеников.
Тренер не должен забывать о физическом состоянии шахматиста, несмотря на то, что практическая и теоретическая подготовки, несомненно, играют более значительную роль. Иногда исход партии решает то, насколько ясным является сознание на момент игры, в редких случаях, именно ясность является залогом успеха. Шахматист должен быть стойким и собранным в любой ситуации, поэтому его физическая подготовка должна быть систематической и иметь целенаправленный характер.
Таким образом, можно сказать, что шахматы непосредственно влияют не только на интеллектуальное развитие студента, но и на формирование его личности. Также шахматы являются отличным выбором для подготовки подрастающего поколения у успешной жизнедеятельности в различных сферах нашего общества.
Литература
1. Аристов, В. Н. Психофизиологические основы развития интеллекта у студентов /В. Н. Аристов, Е. Ю. Тюменцева, В. Л. Штабнова //В мире науч. открытий. - 2013. - № 7.2 (43). - С. 131-145.
2. Михайлова, И. В. Особенности адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И. В. Михайлова, С. В. Шмелёва, А. С. Махов // Учёны/е зап. Рос. гос. социал. ун-та. - 2015. - Т. 14, № 2 (129). - С. 54-63.
References
1. Aristov V. N, Tyumenceva E. Yu, Shtabnova V. L. Psihofiziologicheskie osnovy razvitiya intellekta u studentov [Psychophysiological basis of the development of intelligence in students]. V mire nauch. Otkrytij - In the world of scientific. discoveries., 2013, no. 7.2 (43), pp. 131-145.
2. Mihajlova I. V., SHmelyova S. V., Mahov A. S. Osobennosti adaptivnogo shahmatnogo obucheniya detej-invalidov [Features of adaptive chess education of children with disabilities]. Uchyonye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta -Scientific notes of the Russian State Social University, 2015, Vol. 14, no. 2 (129, .o p. 54-63.