Научная статья на тему 'К вопросу о формировании и развитии навыков аналитического мышления сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность'

К вопросу о формировании и развитии навыков аналитического мышления сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ / ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОЛИЦИЯ / CHESS / CHESS COMBINATION / POLICY STROKE / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куров Альберт Иванович

В статье рассматриваются особенности развития аналитического мышления сотрудников органов внутренних дел посредством игры в шахматы. Анализируется влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей. Предлагается применение сотрудниками органов внутренних дел навыков игры в шахматы при осуществлении оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the formation and development of analytical thinking skills of law enforcement officers engaged in operational activity

In article development of analytical thinking with game in chess is considered. Influence of a game in chess on development of mental abilities is analyzed. Need of use by staff of law-enforcement bodies of skills of a game in chess in case of operational and service activity implementation is reasoned.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании и развитии навыков аналитического мышления сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность»

Куров Альберт Иванович

Краснодарский университет МВД России (e-mail: albert.kurov.69@mail.ru)

К вопросу о формировании и развитии навыков аналитического мышления сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную

деятельность

В статье рассматриваются особенности развития аналитического мышления сотрудников органов внутренних дел посредством игры в шахматы. Анализируется влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей. Предлагается применение сотрудниками органов внутренних дел навыков игры в шахматы при осуществлении оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: шахматы, шахматная комбинация, тактический прием, правоохранительные органы, полиция.

A.I. Kurov, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: albert.kurov.69@ mail.ru

On the question of the formation and development of analytical thinking skills of law enforcement officers engaged in operational activity

In article development of analytical thinking with game in chess is considered. Influence of a game in chess on development of mental abilities is analyzed. Need of use by staff of law-enforcement bodies of skills of a game in chess in case of operational and service activity implementation is reasoned.

Key words: chess, chess combination, policy stroke, law enforcement agencies, police.

Любые действия сотрудника органов внутренних дел на современном этапе развития МВД России строго определены: они закреплены на уровне Федерального законодательства (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ведомственных и иных правовых актах, таких как приказы и наставления (приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»). В указанных нормативных правовых актах четко прописан алгоритм действий сотрудника полиции в той или иной ситуации, порядок распределения обязанностей членов группы в момент осуществления служебной деятельности, даны рекомендации по тактике действий. Также среди ученых-правоведов и ученых-процессуалистов, практиков с большим опытом работы распространены труды об алгоритме расследования определенных видов преступлений, тактике проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Но зачастую в процессе осуществления служебной деятельности

приходится сталкиваться с такими ситуациями и сложностями при выполнении оперативно-служебных задач, которые не регламентированы нормативными актами или инструкциями. В этом случае сотрудник полиции обязан действовать, прежде всего, в рамках закона, соблюдая основные принципы деятельности полиции. При этом действия сотрудника полиции должны быть строго определены им самим уже на стадии формирования ситуации, в которой он оказался. Для этого сотруднику полиции необходимо в кратчайшее время, которое может составлять сотые доли секунды, принять стратегически грамотное, логически обоснованное, результативное, а самое главное - законное решение. Данный процесс требует высокого уровня как интеллектуальной, так и физической подготовки, кроме того, сотрудником полиции должны быть изучены соответствующие теоретические «догмы» о служебной деятельности. Для этого и проводятся первоначальная подготовка, аттестация, повышение квалификации, проверка знаний сотрудников полиции. Но этого недостаточно. Следует учитывать способность сотрудника полиции думать не только рационально (как указано в законе, инструкции, приказе, наставлении), но и иррационально (в рамках закона, нормативных актов, должностных регламентов, но при этом так, как

259

развивается конфликтная ситуация, в которой он оказался). Для этого требуется наличие нестандартного мышления, умения анализировать ситуацию, прогнозировать действия противника для получения преимущества и дальнейшей «победы» в той или иной ситуации. Именно эти навыки приобретаются человеком, который регулярно играет в шахматы.

Известно, что шахматы - настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-кле-точной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название происходит из персидского языка (шах - король, мат - умер).

Благоприятное влияние шахмат на развитие умственных способностей детей и взрослых было неоднократно доказано множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике. При обучении детей и подростков влияние шахмат на интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать в тонусе свои умственные способности, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки, что необходимо регулярно осуществлять и сотруднику органов внутренних дел в комплексе с физическими упражнениями. Одно из ключевых умений, которое помогают приобрести шахматы, - способность к последовательному мышлению [1]. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того, тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы - игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, а не в тренировке оперативной памяти. Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности, что также необходимо при осуществлении оперативно-служебной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, при расследовании уголовных дел. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы

благотворно влияет на их успеваемость в школе. В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи А. Бинэ и П. Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики обратились к шахматам как к инструменту борьбы с тяжким недугом - болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше [2]. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений. Чтобы рассмотреть вопрос о необходимости применения навыков игры в шахматы сотрудниками органов внутренних дел, среди слушателей факультета профессионального обучения МВД России в декабре 2015 г. было проведено социологическое исследование путем анкетирования. Результаты оказались неутешительными: из 100% опрошенных лишь 34% умеют играть в шахматы либо имеют какое-либо представление о них. При этом следует отметить, что 35,3% лиц, играющих в шахматы, являются офицерами. 64,7% опрошенных - это младший командующий состав. Также среди лиц, умеющих играть в шахматы, 35,3% имеют высшее, два высших или неоконченное высшее образование, остальные же 64,7% имеют среднее специальное или среднетехническое образование. Лишь 27% из числа слушателей, играющих в шахматы, отдали бы своих детей в шахматные школы, чтобы они также познакомились с искусством шахматной игры. При этом 100% опрошенных «шахматистов» указали при социологическом опросе, что шахматам они научились играть в детстве (с 5-7 лет или в школе), лишь 5,88% опрошенных из числа играющих в шахматы (4 человека), т.е. 2% от общего числа опрошенных, имеют шахматный разряд или обучались в шахматных школах и секциях. При этом у 100% опрошенных в шахматы играет кто-то из родственников, друзей, знакомых. 78,1% опрошенных, в том числе все слушатели, играющие в шахматы, согласились с тем обстоятельством, что навыки игры в шахматы пригодятся при осуществлении сотрудником органа внутренних дел оперативно-служебной деятельности, что говорит о необходимости внедрения шахматной культуры среди сотрудников органов внутренних дел. Лишь 15% играющих в шахматы могут делать

260

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 2 (36)

это в свободное время, т.к. в соответствии с результатами анкетирования большое количество свободного времени посвящено решению рабочих задач. Также 100% опрошенных «шахматистов» и 42% опрошенных в целом согласны, что в органах внутренних дел должны ежегодно проводиться шахматные турниры для определения сотрудников полиции, лучше всех владеющих шахматным искусством.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что в настоящее время существует острая необходимость в применении шахмат среди сотрудников органов внутренних дел. Зачастую полицейский находится в растерянности и слишком поздно реагирует на сложившиеся обстоятельства либо реагирует неверно, не ожидает и не предвидит действий правонарушителя, что влечет за собой практический просчет и потерю преимущества в экстренной ситуации. А человек, с детства играющий в шахматы, способен показать более высокие результаты при выполнении приемов боевой борьбы, огневой подготовки, т.к. обладает высоким уровнем концентрации, умением быстро принимать обдуманные решения, тактически обоснованные и целесообразные в конкретной ситуации. Знание и использование шахматных комбинаций способствует выполнению алгоритма достижения поставленной цели, будь то проведение определенного следственного действия, оперативно-розыскного, поискового или иного оперативно-служебного мероприятия. Человек, умеющий применять шахматную тактику, стратегию, комбинаторику, всегда будет на голову выше своего оппонента. Именно способность точно анализировать сложившуюся ситуацию и прогнозировать дальнейшее развитие событий необходима при осуществлении оперативно-служебной деятельности сотрудниками органов внутренних дел.

Стоит отметить, что при овладении шахматными знаниями, практикой игры усиливается уровень интеллектуального развития по следующим направлениям: наблюдательность; внимание; память; воображение; логическое мышление; интуиция [3].

Развитие указанных качеств необходимо любому сотруднику органов внутренних дел, будь

1. Нимцович А.И. Моя система. М., 1984.

2. Дамский Я. В. По законам красоты. М., 2002.

3. Иващенко С.Д. Учебник шахматных комбинаций. М., 2014. Кн. ^.

то следователь, оперуполномоченный, участковый уполномоченный или же патрульный на маршруте патрулирования. Навыки игры в шахматы могут использоваться любым подразделением ОВД, поскольку методы и способы логического, тактического и стратегического мышления универсальны.

На основании приведенных выше фактов, результатов социологического исследования, проведенного в ходе написания настоящей статьи, можно сделать ряд выводов.

Шахматы - это простейший и доступнейший способ вырабатывать у человека способность к развитию интеллектуальных способностей, поддерживать их на имеющемся уровне или же регулярно, совершенствуясь в игре, повышать его, поскольку в природе не существует предела развития интеллектуальных способностей в отличие от физических.

Для получения лучшего результата шахматами необходимо заниматься с ранних лет (примерно с 4) как самостоятельно, так и в специально предназначенных для этого школах или секциях, поскольку знание правил игры в шахматы - это неполное владение шахматным искусством. Шахматы имеют огромный теоретический базис, изучение которого дает возможность совершенствовать навыки и использовать терминологию, знать, как ведется запись игры в шахматы, и т.п.

Сотрудник полиции, независимо от должности, звания и подразделения, в котором он проходит службу, должен пусть не играть на уровне профессионального спортсмена, но хотя бы иметь базовые навыки игры в шахматы, чтобы периодически применять эти навыки на практике.

Навыки игры в шахматы помогают выполнять приемы боевой борьбы и упражнения по огневой подготовке, т.к. возможность концентрации внимания и анализ сложившейся ситуации способствуют успешному, результативному применению того или иного норматива. То есть шахматы как катализатор интеллектуального развития должны сочетаться с физическими нагрузками.

Рациональное применение навыков и тактики игры в шахматы - гарантия положительного результата при осуществлении сотрудником полиции оперативно-служебной деятельности, возможность оценить ситуацию, найти пути ее решения без ущерба интересам службы.

1. Nimtsowitsch A.I. My system. Moscow, 1984.

2. Damsky Ya.V. According to the laws of beauty. Moscow, 2002.

3. Ivashchenko S.D. Textbook of chess combinations. Moscow, 2014. B. 1a.

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.