М. А. Бажина
Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уровень качества законодательства - визитная карточка любого государства. Чем выше качество законодательства, регулирующего различные сферы деятельности общества, тем более прочной является основа для функционирования всех отраслей экономики.
Необходимость обращения к вопросам уровня качества транспортного законодательства связана с тем, что его развитие проходит так называемый переломный период. Используя сравнительно-исторический метод, автор анализирует транспортное законодательство Российской империи и Советского Союза, доставшееся в наследство российскому законодателю, и делает вывод о том, что оно уже не в полной мере отвечает тем требованиям, которые диктуют современная экономика и политическая ситуация. В связи с тем что количество нормативных правовых актов, регулирующих вопросы транспортной деятельности, в последнее время достигло критических показателей, объективно возникает вопрос об уровне качества транспортного законодательства в целом. Автор приводит соответствующие примеры, свидетельствующие о его снижении. Раскрываются критерии, позволяющие определить уровень качества транспортного законодательства: соблюдение системности при разработке законов; их соответствие современным требованиям и тенденциям развития общества; соответствие законодательства юридико-техническим требованиям.
Ключевые слова: транспортная деятельность, качество законодательства, системность законодательства
Для цитирования
Бажина М. А. Уровень качества транспортного законодательства Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 3. С. 59-66. DOI: 10.34076/2410_2709_2021_3_59.
УДК 346.5
Вопросы качества законодательства всегда были предметом обсуждений ученых-юристов. Связано это в большей степени с тем, что легальных критериев, определяющих уровень качества законодательства, нет. Единственно возможным инструментом, позволяющим определять эффективность правового регулирования, является судебная практика [Гаджиев 2012]. Она, как лакмусовая бумажка, показывает состояние законодательства, посвященного тем или иным общественным отношениям. Исходя из сказанного, можно вывести соответствующую формулу: чем больше судебных споров возникает в какой-
DOI: 10.34076/2410_2709_2021_3_59
либо сфере, тем ниже качество законодательства в этой области.
В последнее время растет количество транспортных споров, возникающих в процессе осуществления транспортной деятельности1. Можно сделать вывод, что следует уделить большее внимание вопросам качества транспортного законодательства.
Прежде всего необходимо определить содержание понятия «качество», которое зависит от сферы общественных отношений. Так, в общеупотребительном значении каче-
1 Арбитражное судопроизводство. Общие показатели по категориям дел 2020 // URL: Ы1р:/^а1:.апи-пресс. рф/Б1а:з/агЬЛ/42/з/1 (дата обращения: 18.05.2021).
ство - это свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или предмета [Даль 2021]. В философии качество суть характеристика объекта, а именно «внутренняя определенность предмета, явления» [Гончаров, Колесникова, Ширяева 2015: 54], которая дает представление о предмете или явлении в целом. С технической точки зрения понятие «качество» используется в значении свойств какого-либо предмета [Копытов 1963: 9]. В экономике его дефиниция в большей степени затрагивает общественные отношения по обмену и обращению товаров, работ или услуг с целью удовлетворения потребностей и интересов частных лиц и общества. Так, У. Эдвардс Деминг рассматривал качество как способность к удовлетворению требований потребителя [Деминг 2011]. Определение, данное Дж. М. Джураном, также по сути раскрывает изучаемое понятие с точки зрения потребительских свойств какого-либо объекта, а именно как соответствие объекта назначению или применению [Juran 2004]. В итоге можно говорить о том, что понятие «качество» используется в большей степени как критерий оценки результатов материальной (производственной) деятельности.
В юриспруденции качество рассматривается как совокупность свойств или требований, предъявляемых к чему-либо. Чаще всего речь идет именно о качестве продукции (товаров, работ, услуг). Данная тема является предметом пристального внимания ученых-юристов (см., например: [Конин 1972; Белых 2007; Панова 2020]).
Вместе с тем понятие «качество» также употребляют применительно к нормативному правовому акту (например, закону) [Поленина 1987; Нерсесянц 2005]. Так, М. Ф. Казанцев под качеством нормативного правового акта понимал совокупность его свойств (характеристик) [Казанцев 2009: 42-43]. В. И. Черво-нюк говорил о том, что качество закона - это «интегративное свойство, отображающее внутренне присущую содержанию и форме закона совокупность социальных и юридических характеристик (свойств), определяющих его правовую природу, то есть социальную адекватность государственных установлений, совершенство их юридической формы» [Черво-нюк 2014]. Можно утверждать, что качество нормативного правового акта отражает также его способность обеспечить правомерную де-
ятельность индивидуумов и их объединений и создать условия для конструктивного достижения результатов при соблюдении соответствующих условий.
Таким образом, качество любого законодательного массива предполагает его соответствие определенным критериям. Рассмотрим их более подробно.
1. Соблюдение системности в формировании законодательства. Системность законодательства выступает одним из основополагающих факторов, влияющих на его уровень качества. Системность означает упорядоченность, организованность внутренних единиц (элементов), составляющих единое целое, содержательно и структурно связанных между собой.
Транспортное законодательство в настоящее время являет собой не систему, а некий массив различного рода актов, принятых в разные периоды. Единственным критерием разделения всех актов служит вид транспорта. Можно сказать, что такая видовая сегментация в правовом регулировании сложилась исторически.
В дореволюционной России морские перевозки регулировались Уставом торговым, а речные (как один из видов подряда) подпадали под общие нормы т. X Свода законов Российской империи. В 1885 г. был принят первый Устав железных дорог. Правовая регламентация именно деятельности железнодорожного транспорта была обусловлена объективными обстоятельствами: иные виды транспорта еще не получили должного развития.
В советский период традиция обособленного правового регулирования деятельности конкретного вида транспорта реализовалась в полной мере. Каждый вид транспорта получил самостоятельное правовое регулирование в виде отдельного транспортного устава или кодекса [Бажина 2020]. Кроме того, наряду с основными актами было принято большое количество ведомственных актов по отдельным вопросам (например, определение скорости перевозки, правил погрузки и перевозки скоропортящихся грузов и т. д.).
Многие советские ученые поддерживали дифференциацию в правовом регулировании перевозок различными видами транспорта. Теоретики морского права подчеркивали его самостоятельность и близость к международному праву, а морских перевозок -
к внешнеторговым сделкам. В связи с этим представители морского права [Шептовиц-кий 1936: 11] полностью отрицали общность правового регулирования как морских, так и речных и железнодорожных отношений. К примеру, А. Д. Кейлин и П. П. Виноградов настаивали на том, что «морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании» [Кейлин, Виноградов 1938: 5]. Подобные тенденции наблюдалось не только в морском праве, но в железнодорожном, автомобильном, воздушном [Жуков 2004: 114]. Это привело к тому, что уже в советский период назрела необходимость унификации транспортного законодательства [Яичков 1958: 36].
Современное транспортное законодательство впитало в себя особенности каждого периода и по инерции продолжает использовать те же схемы правового регулирования, которые применялись ранее. Однако ввиду усложнения общественных отношений, требующих детальной правовой регламентации, продолжает расти количество нормативных правовых актов. Отсутствие системы законодательства приводит к некоторому «законодательному хаосу». Основные его признаки - «заурегулированность» отдельных сфер транспортной деятельности, использование разных понятий, обозначающих одно и то же явление (например, «экспедиционные услуги» и «транспортно-экспедиционные услуги» [Бажина 2016: 62]), а также множества определений одних и тех же понятий («мульти-модальная перевозка», «смешанная перевозка»). Кроме того, подзаконные нормативные правовые акты дублируют положения вышестоящих актов, что не имеет какого-либо обоснования исходя из целей обеспечения системности, ясности, полноты правового регулирования.
Современные экономические и политические реалии обусловливают необходимость пересмотра такого «закостенелого» подхода. Накопленное количество нормативных правовых актов, регулирующих транспортную деятельность, свидетельствует о необходимости их систематизации.
Существуют разные способы систематизации законодательства. Следует согласиться
с теми авторами, которые считают, что кодификация транспортного законодательства путем принятия единого акта - Транспортного кодекса РФ - является наиболее эффективной. Сама идея для отечественной юриспруденции не нова. Так, еще в 1940-е гг. высказывались предложения по созданию Транспортного кодекса, который бы унифицировал основные положения, регулирующие деятельность транспорта, и объединил все правовое регулирование различных видов транспорта. Однако данный документ не был принят.
При этом вопрос об объединении правовой регламентации перевозок различными видами транспорта в литературе ставился уже давно.
Еще в 1924 г. И. С. Перетерский писал, что хотя отдельные виды транспорта и обладают специфическими особенностями, тем не менее они не настолько разобщены, чтобы не допускать общих постановлений, единых для всех видов транспорта. Это дает основание высказаться за издание транспортного закона, в котором содержались бы как общие положения, относящиеся ко всем видам транспорта, так и специальные правила, касающиеся отдельных видов перевозок [Перетерский 1924].
Современное транспортное законодательство по инерции продолжает использовать те же схемы правового регулирования, которые применялись ранее
М. Ходунов придерживался мнения о том, что в разрешение одних и тех же вопросов действующими транспортными уставами и кодексами можно было бы внести единообразие, если все содержащиеся в них нормы гражданского права найдут отражение в Гражданском кодексе или в специальном транспортном уставе [Ходунов 1940: 32].
В свою очередь М. А. Тарасов, указывая на разрозненность норм морского и речного права [Тарасов 1948: 39], утверждал, что Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. № 1801, содержал много правил, схожих с нормами железнодорожного правового регулирования. Так, документационное оформление перевозок, претензионный порядок, особенности
предъявления исков при перевозке грузов железнодорожным и речным транспортом совпадали. При этом условия морских перевозок не отличались принципиально от речных.
А. В. Федоров видел общность транспортного законодательства в наличии единого понятия договора перевозки груза и договора перевозки пассажира. Кроме того, он отмечал, что при разрешении вопросов ответственности за несохранность груза при перевозке всеми видами транспорта применялся единый принцип ограниченной ответственности перевозчика, и условия возникновения такой ответственности, основания презумпции невиновности транспортного предприятия и т. д. определялись одинаково [Федоров 1975: 149].
Представленные точки зрения могут быть признаны актуальными и сегодня. Принятие единого кодифицированного акта является оптимальным способом привести в порядок нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере.
Представляется абсолютно оправданным и применимым к современной действительности вывод Д. А. Керимова о том, что помимо кодификации актов, которые уже изданы, должна проводиться кодификация и при подготовке проектов новых актов, чтобы предотвратить неупорядоченность нормативных правовых актов [Керимов 1962: 104]. Данный вывод следует учитывать при разработке правового регулирования применения в транспортной деятельности искусственного интеллекта.
2. Соответствие законодательства современным процессам, происходящим в обществе и государстве. Раскрывая суть этого критерия, следует обратиться к воззрениям К. Маркса, который указывал, что закон является «всеобъемлющим и подлинным выразителем правовой природы вещей» [Маркс, Энгельс 1954: 122]. Отсюда следует задача законодателя формулировать закон таким образом, чтобы он выступал в качестве «разумного правила» или «объективного мерила». Законодательство должно быть гибким, должно подчиняться изменениям, происходящим в обществе. Так, современная тенденция в развитии всех сфер экономики сводится к масштабной цифровизации. Переход на новый уровень отношений предполагает все
большее погружение в электронную среду. При этом новшества должны в обязательном порядке находить отражение в правовом регулировании.
В транспортной сфере технические новеллы также постепенно замещают привычный нам уклад. В качестве примера можно привести внедрение в осуществление транспортной деятельности электронного документооборота (сохраняется и возможность ведения бумажного документооборота). При этом документооборот в каждом виде транспорта имеет свое правовое регулирование.
В частности, автомобильные перевозки регламентируются постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (далее - Постановление № 2200). На воздушном транспорте применяется приказ Минтранса России от 10 августа 2018 г. № 300 «Об утверждении формы электронной грузовой накладной в гражданской авиации». Возможность применения электронной накладной на железнодорожном транспорте установлена п. 113 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных приказом Минтранса России от 27 июля 2020 г. № 256.
Положения об электронном документообороте в вышеприведенных нормативных правовых актах носят фрагментарный характер. В зависимости от вида транспорта механизм, позволяющий определить последовательность действий в рамках применения электронного документа в транспортной деятельности, либо не установлен, либо изложен крайне сжато. Кроме того, степень детализации положений об электронном документообороте применительно к различным видам транспорта существенно отличается. Так, в Постановлении № 2200, по сравнению
с иными актами, электронный документооборот урегулирован в большей степени: содержатся основополагающие понятия («информационная система электронных перевозочных документов», электронная транспортная накладная», «электронная сопроводительная ведомость»), разъясняются общие вопросы организации документооборота электронных перевозочных документов (раздел VIII).
Еще один важный момент, на который следует обратить внимание: внедрение электронного документооборота означает сокращение времени на оформление документов. Однако в полной мере сокращение времени возможно только при разработке общих принципов осуществления электронного документооборота, единых для всех видов транспорта. Необходимость унификации документооборота продиктована, в том числе, активным развитием смешанных перевозок, в рамках которых целесообразно применение единых требований по оформлению перевозочного процесса. В настоящее время переоформление документов при использовании различных видов транспорта значительно затрудняет грузооборот. Думается, что стоит разработать и легально закрепить унифицированную электронную форму для всех видов транспорта.
Очевидно, что развитие отношений идет вперед, а процесс их законодательного закрепления находится на позиции «догоняющего». Важно, чтобы законодатель вовремя отслеживал происходящие изменения и реагировал на них. В этом смысле качество законодательства во многом зависит от его адекватности, т. е. соответствия современным требованиям и тенденциям развития общества.
3. Соответствие законодательства юри-дико-техническим требованиям. Использование этого критерия имеет большое значение при определении уровня качества нормативного правового акта. Юридико-технические требования в большей степени связаны с языком нормативного правового акта, логикой его изложения.
Законодателю надлежит руководствоваться правилами, предъявляемыми к юридическим текстам, т. е. обеспечить ясность и простоту языка, максимальную точность, связность и последовательность изложения [Пиголкин
1990: 18-31]. Не допускается использовать понятия, имеющие неоднозначное трактование.
В транспортном законодательстве указанные правила соблюдаются не в полной мере. В связи с этим для повышения его качества нужно пересмотреть подходы к изложению нормативного материала.
Во-первых, необходимо провести «инвентаризацию» понятий и их определений, применяемых в транспортной деятельности. Результатом такой работы может стать издание терминологического словаря или тезауруса правового регулирования транспортной деятельности. Это позволит систематизировать используемые термины, избежать их дублирования.
Во-вторых, следует унифицировать понятия и их определения, используемые применительно ко всем видам транспорта. В данном случае речь не идет об объединении тех сфер, которые с технической точки зрения обобщать нельзя. Мы подразумеваем унификацию только тех областей правового регулирования, в которых это целесообразно и возможно. Например, можно унифицировать употребление понятий, обозначающих участников транспортного процесса (перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя). Их определения в транспортных уставах и кодексах (ст. 2 УЖТ РФ, ст. 2 УАТ РФ) представляются разрозненными, не совпадающими по своему объему и технике изложения.
Гармонизация понятийного аппарата транспортного права РФ с международным является первым шагом на пути сближения отечественного и международного правового регулирования. Такого рода работа даст российским профессиональным участникам транспортной деятельности возможность выйти на качественно иной уровень предоставления транспортных услуг и стать более конкурентоспособными на международном рынке.
Итак, представленные критерии определения уровня качества законодательства в целом и транспортного законодательства в частности не являются исчерпывающими. Цель нашего исследования - обратить внимание на проблему качества транспортного законодательства. Для ее решения потребуются достаточно длительный и кропотливый труд ученых-юристов и использование комплексного подхода в выполнении поставленных задач.
Список литературы
Juran J. M. Architect of Quality. The Autobiography of Dr. Joseph M. Juran. N. Y.: McGraw-Hill, 2004. 379 с.
Бажина М. А. Договоры перевозки грузов и транспортной экспедиции в России и Германии. Сравнительная характеристика: моногр. М.: Проспект, 2016. 105 с.
Бажина М. А. Особенности развития транспортного законодательства в период с 1930 по 1964 года // Советский конституционализм, государство и право в 1930-1964 гг.: доктрина, институты и репрезентации: материалы круглого стола / под общ. ред. К. С. Коровина, В. С. Плетникова. Екатеринбург: УрГЮУ, 2020. С. 53-68.
Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007. 300 с.
Гаджиев Г. А. Качество законов с российской точки зрения: доклад на XIII Диалоге высших судов России и Германии (31 мая - 1 июня 2012, Москва). М., 2012.
Гончаров В. И., Колесникова В. В., Ширяева И. В. Теоретические подходы к определению понятия «качество» // Экономинфо. 2015. № 23. С. 53-57.
Даль В. Толковый словарь живаго великорускаго языка. М.: Рус. яз., 1981-1982. Т. 2. 555 с.
Деминг У. Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2011. 419 с.
Жуков В. Н. Становление транспортного права: теория и история проблемы // Государство и право. 2004. № 9. С. 113-177.
Казанцев М. Ф. Региональное законодательство России: проблема качества. Екатеринбург, 2009. 328 с.
Кейлин А. Д., Виноградов П. П. Морское право. М.: Водный транспорт, 1938. 245 с.
Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М.: Госюриздат, 1962. 104 с.
Конин Н. М. Понятие качества продукции // Право и качество продукции. М.: Юрид. лит., 1972. 248 с.
Копытов Л. Н. Исследование физико-химических факторов, влияющих на прочность стекла: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 1963. 15 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1954. Т. 1. 696 с.
Нерсесянц В. С. Повышение правового качества законодательства как проблема юридической теории // 35 лет Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и ее роль в развитии юридического образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. (Москва, 13 октября 2005 г.). М.: РПА МЮ РФ, 2005. Т. 1. С. 71-81.
Панова А. С. Правовое обеспечение качества и безопасности товаров: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2020. 449 с.
Перетерский И. С. Договор воздушной перевозки // Советское право. 1924. № 2. С. 124125.
Пиголкин А. С. Язык закона. М.: Юрид. лит., 1990. 190 с.
Поленина С. В. Качество закона и совершенствование правотворчества // Советское государство и право. 1987. № 7. С. 12-19.
Тарасов М. А. Основные проблемы транспортного права // Методические материалы Всесоюзного заочного юридического института. М., 1948. Вып. 2. С. 37-41.
Федоров А. В. Об унификации норм транспортного права // Вопросы государства и права развитого социалистического общества. Тезисы республиканской научной конференции (24-26 сентября 1975). Харьков, 1975. C. 149-150.
Ходунов М. Кодификация транспортного права СССР // Социалистическая законность. 1940. № 12. C. 31-32.
Червонюк В. И. Качество закона: современная концепция и проблемы демократизации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 490-491.
Шептовицкий М. Я. Морское право: учеб. для ин-тов водного транспорта и морских техникумов. Л.: Гос. транспортное изд., 1936. 226 с.
Яичков К. К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. 289 с.
Мария Анатольевна Бажина - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: mashsol@mail.ru.
ORCID: 0000-0003-1237-0052
The Quality of Transport Legislation of the Russian Federation
The legislation quality is the business card of each state. The higher level of legislation is, the stronger is the basis for the functioning of all economy braches. The necessity to cover the issues of transport legislation quality is connected with the fact that transportation legislation is in the hinge period. Using the comparative historical method, the author analyzes the transportation legislation of the previous periods (of the Russian Empire and Soviet Union) that is inherited by the Russian legislator, and concludes that it does not correspond to requirements of modern economy and political situation. The number of acts devoted to transportation issues has sufficiently increased, this raises a question of the quality of transport legislation. The author gives certain examples that illustrate its decrease.
The article describes the criteria that determine the quality of transport legislation: systematic approach to the development of laws; their compliance with modern requirements and trends in society; compliance of legislation with legal and technical requirements.
Keywords: transport activity, quality of legislation, systematic character of legislation
Recommended citation
Bazhina M. A. Uroven' kachestva transportnogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [The Quality of Transport Legislation of the Russian Federation], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2021, no. 3, pp. 59-66, DOI: 10.34076/2410_2709_2021_3_59.
References
Bazhina M. A. Dogovory perevozki gruzov i transportnoi ekspeditsii v Rossii i Germanii. Sravnitel'naya kharakteristika [The Contract of Carriage of Goods and Freight Forwarding Contract in Russia and Germany. Comparative Characteristic], Moscow, Prospekt, 2016, 105 p.
Bazhina M. A. Osobennosti razvitiya transportnogo zakonodatel'stva v period s 1930 po 1964 goda [Popularities of Transportation Legislation Development in Period of 1930-s - 1964-s], Korovin K. S., Pletnikov V. S. (eds.) Sovetskii konstitutsionalizm, gosudarstvo i pravo v 19301964 gg.: doktrina, instituty i reprezentatsii [Soviet Constitutionalism, State and Law in the Period of 1930-1964 Years: Theory, Institutes and Representations]: conference papers, Ekaterinburg, Ural State Law University, 2020, pp. 53-68.
Belykh V. S. Grazhdansko-pravovoe obespechenie kachestva produktsii, rabot i uslug [Civil Legal Support of Production, Work and Services' Quality], Ekaterinburg, Biznes, menedzhment i pravo, 2007, 300 p.
Chervonyuk V. I. Kachestvo zakona: sovremennaya kontseptsiya i problemy demokratizatsii [Quality of Law: Modern Concept and Problems of Democratisation], Yuridicheskaya tekhnika, 2014, no. 8, pp. 490-491.
Dal' V. Tolkovyi slovar' zhivago velikoruskago yazyka [Explanatory Dictionary of the Live Great Russian Language], Moscow, Rus. yaz., 1981-1982, vol. 2, 555 p.
Deming U. E. Vykhod iz krizisa: novayaparadigma upravleniya lyud'mi, sistemami iprotsessami [The Way Out of Crisis: New Paradigm of Operation of People, Systems and Processes], Moscow, Al'pina Publisher, 2011, 419 p.
Fedorov A. V. Ob unifikatsii norm transportnogo prava [On the Unification of Transportation Law], Voprosy gosudarstva i prava razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva [Questions of State and Law of the Developed Socialistic Society]: conference papers, Khar'kov, 1975, pp. 149-150.
Gadzhiev G. A. Kachestvo zakonov s rossiiskoi tochki zreniya: doklad na XIII Dialoge vysshikh sudov Rossii i Germanii (31 maya - 1 iyunya 2012, Moskva) [Quality of Laws from Russian Point
of View: Report on the XIII Dialogs of the Highest Courts of Russian and Germany (May, 31 -June, 1, Moscow)], Moscow, 2012.
Goncharov V. I., Kolesnikova V. V., Shiryaeva I. V. Teoreticheskie podkhody k opredeleniyu ponyatiya «kachestvo» [Theoretical Approaches to the Definition of the Notion «quality»], Ekonominfo, 2015, no. 23, pp. 53-57.
Juran J. M. Architect of Quality. The Autobiography of Dr. Joseph M. Juran, New York, McGraw-Hill, 2004, 379 p.
Kazantsev M. F. Regional'noe zakonodatel'stvo Rossii: problema kachestva [Regional Legislation of Russia: Problems of Quality], Ekaterinburg, 2009, 328 p.
Keilin A. D., Vinogradov P. P. Morskoe pravo [Sea Law], Moscow, Vodnyi transport, 1938, 245 p.
Kerimov D. A. Kodifikatsiya i zakonodatel'naya tekhnika [Codification and Legislation Technique], Moscow, Gosyurizdat, 1962, 104 p.
Khodunov M. Kodifikatsiya transportnogo prava SSSR [Codification of Transportation Law of USSR], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1940, no. 12, pp. 31-32.
Konin N. M. Ponyatie kachestva produktsii [The Notion of Product's Quality], Pravo i kachestvo produktsii [Law and Product's Quality], Moscow, Yurid. lit., 1972, 248 p.
Kopytov L. N. Issledovanie fiziko-khimicheskikh faktorov, vliyayushchikh na prochnost' stekla [Research of Physic and Chemical Factors That Influence on the Strength of Glass]: autoabstr. of cand. tehn. sc. thesis, Moscow, 1963, 15 p.
Marks K., Engel's F. Sochinenia [Written Works], Moscow, Gospolitizdat, 1954, vol. 1, 696 p.
Nersesyants V. S. Povyshenie pravovogo kachestva zakonodatel'stva kakproblema yuridicheskoi teorii [The Increase of Juridical Quality of Legislation as a Problem of Juridical Theory], 35 let Rossiiskoi pravovoi akademii Ministerstva yustitsii Rossiiskoi Federatsii i ee rol' v razvitii yuridicheskogo obrazovaniya [35 Years of the Russian Law Academy of Ministery of Justice of the Russian Federation and Its Role in Development of the Russian Education]: conference papers, Moscow, RPA MYu RF, 2005, vol. 1, pp. 71-81.
Panova A. S. Pravovoe obespechenie kachestva i bezopasnosti tovarov [The Legal Support of Quality and Security of Goods]: doct. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 2020, 449 p.
Pereterskii I. S. Dogovor vozdushnoi perevozki [Contract of Carriage by Air], Sovetskoe pravo, 1924, no. 2, pp. 124-125.
Pigolkin A. S. Yazyk zakona [Language of Law], Moscow, Yurid. lit., 1990, 190 p.
Polenina S. V. Kachestvo zakona i sovershenstvovanie pravotvorchestva [Quality of Law and the Improvement of Law Making], Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1987, no. 7, pp. 12-19.
Sheptovitskii M. Ya. Morskoe pravo [Sea Law], Leningrad, Gos. transportnoe izd., 1936, 226 p.
Tarasov M. A. Osnovnye problemy transportnogo prava [Essential Problems of Transportation Law], Metodicheskie materialy Vsesoyuznogo zaochnogo yuridicheskogo instituta, Moscow, 1948, vol. 2, pp. 37-41.
Yaichkov K. K. Dogovor zheleznodorozhnoi perevozki gruzov po sovetskomu pravu [Contract of Railway Carriage of Goods According to Soviet Law], Moscow, Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1958, 289 p.
Zhukov V. N. Stanovlenie transportnogo prava: teoriya i istoriya problem [The development of transportation law: theory and history of problems], Gosudarstvo i pravo, 2004, no. 9, pp. 113-117.
Maria Bazhina - candidate of juridical sciences, associate professor of the Department of business law, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Ekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: mashsol@mail.ru.
ORCID: 0000-0003-1237-0052
Дата поступления в редакцию / Received: 30.04.2021
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.06.2021