Научная статья на тему 'Уроки жизни: памяти Лилии Анатольевны Степашко (к 85-летию со дня рождения)'

Уроки жизни: памяти Лилии Анатольевны Степашко (к 85-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. А. СТЕПАШКО / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / УРОКИ ЖИЗНИ / L.A. STEPASHKO / LESSONS OF LIFE / SPIRITUAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елисеева Елена Викторовна

Статья написана на основе архивных материалов и личных воспоминаний об учителе. Данный материал представляет собой осмысление истоков многогранности и универсальности Л. А. Степашко как личности и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS OF LIFE: TO MEMORY OF THE TEACHER L. A. STEPASHKO (2928-2009) (ON THE 85TH BIRTH ANNIVERSARY)

The article is written on the basis on the archives materials and personal memories about the teacher. This material is the thoughts about her many-sided and an encyclopaedic knowledge as a personality and afamous person.

Текст научной работы на тему «Уроки жизни: памяти Лилии Анатольевны Степашко (к 85-летию со дня рождения)»

Научные школы

199

Е. В. Елисеева

УРОКИ ЖИЗНИ: ПАМЯТИ

ЛИЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ СТЕПАШКО (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

УДК 37.01 ББК 74.00

Статья написана на основе архивных материалов и личных воспоминаний об учителе. Данный материал представляет собой осмысление истоков многогранности и универсальности Л. А. Степашко как личности и человека.

Ключевые слова: Л. А. Степашко, духовный опыт, уроки жизни.

E. V. Eliseeva

Lessons of life: to memory of the teacher

L. A. STEPASHKO (2928-2009) (ON THE 85TH BIRTH ANNIVERSARY)

The article is written on the basis on the archives materials and personal memories about the teacher. This material is the thoughts about her many—sided and an encyclopaedic knowledge as a personality and afamous person. Keywords: L.A. Stepashko, lessons of life, spiritual experience.

Здесь духа мощное господство, Здесь утонченной жизни цвет Ф. Тютчев

очень важной науке, которую сама постигла в полной мере, основательно — человеческому достоинству. Это значит жить соразмерно, сообразно с требованиями правды, чести, совести, истины, любви и красоты, создавая свой внутренний мир, мир «идеальных сущностей, идеальных смыслов» (Л. А. Степашко). Для нее очень

1ак устроен мир — уходит эпоха, уходят люди, которым было дано сохранять связь времен и поколений. Среди них и Лилия Анатольевна Степашко — первый доктор педагогических наук на Дальнем Востоке, основатель научной школы по истории педагогики. Ее можно назвать Учителем с большой буквы, поскольку она учила

важно было сохранить дух человека в чистоте, в божественной, природной первозданности. Поэтому и в своих выступлениях перед аудиторией, и в своих работах она использовала философский термин «экология духа». Лилия Анатольевна считала важным и необходимым каждому человеку «... узнать свою природу, вслушаться в себя, понять себя; <...> смело определиться в жизни сообразно истинным влечениям своего духа». Именно здесь — в неумении следовать своей природе в «несродности» (Л. А. Степашко) — видела она причину всех бед как в отдельной личности, так и в обществе в целом.

Сегодня становится понятным ее обращенность к поэзии, к текстам русской классической литературы. В частности, частое цитирование строк из поэмы любимого ею Н. А. Некрасова:

Средь мира дольнего Для сердца вольного Есть два пути.

Взвесь силу гордую, Взвесь волю твердую,— Каким идти? Одна просторная Дорога — торная, Страстей раба,

По ней громадная, К соблазну жадная Идет толпа.

На вид блестящая, Там жизнь мертвящая К добру глуха. Другая — тесная Дорога, честная По ней идут

Лишь люди сильные.

Любвеобильные,

На бой, на труд» и т. д.

Всем известно, что духовными истоками (равно как для Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого) для Н. А. Некрасова послужили евангельские строки: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13—14). Тем самым до каждого из нас она пыталась донести те вечные истины, на которых основан и держится мир. В этом заключалась мудрость духовного опыта Лилии Анатольевны. Причем ей было свойственно удивительное и редчайшее сочетание мудрости земной и мудрости небесной. Откуда берет начало эта мудрость? Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

И. Гёте «Фауст».

Для многих из нас Лилия Анатольевна запомнилась человеком, обладающим огромной внутренней силой воли и мощным духом, которые она в себе воспитывала, взращивала на протяжении всей жизни. Первыми ступеньками ее духовного восхождения, ее духовной «лествицы» были детство и юность. До сегодняшнего дня не многие знали, что значительную роль в становлении мировоззренческих оснований, в формировании внутреннего мира Лилии Анатольевны сыграл статус «дочери врага народа».

научные школы

201

Анатолий Васильевич озерков, отец Лилии Анатольевны, молодой активист, член партии ВКП (б) с 1930 года, искренне поверивший в идеалы советской республики, не побоявшись взять ответственность за целый район Вологодской области, 5 марта 1938 года был арестован. А 9 октября 1938 года приговором Военной коллегии Верховного суда СССР по ст.

58 - 7, 8, 10, 11 УК РСФСР был

осужден к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. Приговор приведен был в исполнение в тот же день... . И только в 1957 году Мария Николаевна, мама Лили Анатольевны А., получила документ, свидетельствующий о том, что Анатолий Васильевич реабилитирован в судебном порядке.

В ноябре 1938 года была арестована и Мария Николаевна Озеркова. Малолетние девочки, Лиля и Римма, остались без присмотра. Было принято решение определить их в разные детские дома. Но сестра отца, Надежда Васильевна, оформив вовремя опекунство над девочками, не позволила этому совершиться. К счастью, в январе 1939 года Марию Николаевну освободили. Воспоминая об этом времени, в своем дневнике она напишет, что все родные жили надеждой на освобождение Анатолия Васильевича. С этого момента для Марии Николаевны и ее девочек начались испытания невероятной трудности!

И, тем не менее, жизнь продолжалась. Из воспоминаний Марии Николаевны мы узнаем: «Училась Лиля хорошо. У нее и Риммы в учебе способности отца». Далее: «Закончила Лиля 10 классов на золотую медаль, которую ей не

выдали. Хотя кл. руководитель Ушакова мне (М. Н.) сказала, что Лилю наградят золотой медалью. И все в школе знали об этом..». Но даже на выпускном вечере об этом никто не вспомнил. И далее Мария Николаевна пишет: «Лиля не захотела оставаться на вечере. Убиты мы обе такой неожиданностью.». Уже на второй день после выпускного вечера Лиля уехала в Москву, где поступила в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Окончив его с отличием, Лилия Анатольевна получает предложение продолжить обучение в аспирантуре по филологии. Но «по справке с Лубянки», как «дочери врага народа», в этом ей было отказано.

Таким образом, волею судьбы 20-летняя девушка оказалась на Дальнем Востоке. Свою трудовую деятельность она начала учителем русского языка и литературы в сельской общеобразовательной школе № 2 (с. Николаевка, Смидовического района ЕАО). Мария Николаевна, вспоминая встречи с дочерью на летних каникулах, пишет: «На летние каникулы она (Лиля) приезжала домой. Была бодрая. Моя дорогая девочка может жить и работать с людьми, победив свое самолюбие, обиды... Молодец она!» Таким образом, с юных лет Лилия Анатольевна воспитывала в себе удивительное качество человеческой души — не помнить зла и творить добро!

Надо заметить, что и учительство Лилии Анатольевны — не случайность, все в этом мире «промыслитель-но». Как признается в письме Михаил Николаевич Агапитов, дядя Лилии Анатольевны, из двадцати учителей

династии Агапитовых (по материнской линии) «.... больше всех потрудилась Лиля. Своей настоящей, искренней любовью к детям, обладая благородными незаурядными способностями и трудолюбием и горячо желая упорядочить дело народного образования и просвещения, она достигла вершин педагогического образования и просвещения». Свой педагогический стаж династия учителей Агапитовых начинает с 1889 года. Первым учителем был дедушка Лилии Анатольевны Николай Николаевич Агапитов, выпускник вытегорской учительской семинарии. Радушный, хлебосольный, добросовестно и с любовью выполнявший «великое и святое дело распространения света в темноте народной», он не мыслил своей жизни без регулярных занятий с церковным хором, без организованных им народных чтений, без веселых школьных праздников для всей округи. Учитель состоял регентом церковного хора, хорошо играл на скрипке, обладал красивым басом. Пел «наставник» — пела школа — пел народ. Из 68 лет жизни — 48 лет отданы им школе, детям, делу, которое и сегодня многим представляется рутинным, неперспективным и непрестижным.

Сегодня известно уже четвертое поколение педагогической династии Агапитовых, оно представлено правнучками Николая Николаевича. Марина Анатольевна Степашко (по мужу Невзорова) — кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, преподает в ДВФУ (г. Владивосток). Елена Генриховна Патронова (по мужу Тесова), внучка Марии Николаевны, дочь ее младшей

дочери Риммы Анатольевны, преподает литературу в одной из школ Бобруйска. Таким образом, более 100 лет служит делу образования династия учителей Агапитовых, корни которой «...в жизни, культуре Каргополья. Десяткам тысяч детей и юношества отданы ум и сердце. Жил и живет в педагогическом труде потомков Николая Николаевича и Марии Спиридоновны их нетленный завет

— преданности учительскому делу, соединенной с любовью к детям»,

— напишет в своей статье, посвященной столетнему юбилею династии учителей Агапитовых, Мария Николаевна Озеркова. Она, совершенно неконфликтный человек, со своей позицией, которую имела, но не навязывала, до конца своих дней будет находиться рядом с Лилией Анатольевной и ее семьей, создавая атмосферу тепла, радости и уюта в доме. Ее главная черта — постоянное стремление помочь нуждающемуся, прийти на помощь ближнему, что составляет сущность православия и природы русской души. «В горе молчаливая, в праздник хлопотливая, мама, милая мама!», — напишут девочки, Лиля и Римма, в поздравительной открытке Марии Николаевне.

Итак, теперь становятся понятны истоки многогранности и уникальности Лилии Анатольевны Степашко как личности, как человека. Это ее зоркость сердца; мудрость мысли; сила слова; верность педагогическому делу; особая культура и интеллигентность; любовь к искусству; требовательность к себе и другому; чувство собственного достоинства; самоуважение в сочетании с уважением другого; способность к бесконечному совершенствованию и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.