Научная статья на тему 'Признание в любви'

Признание в любви Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ. ТАЛАНТ / SUBJECT / ACTIVITY / GIFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыденко Валентина Александровна

В статье показан вклад в науку и жизненный путь ученого Л. А. Степашко, ее грани таланта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Declaration of love

In this article the author shows that L.A.Stepashko makes an important contribution to Pedagogic learning. Her life way, sides of gifted person are shown.

Текст научной работы на тему «Признание в любви»

Научные школы............................. .....................................................................18

Научные школы

В. А. давыденко

Признание в любви

УДК 37.01 ББК 74.00

в статье показан вклад в науку и жизненный путь ученого А. А. Сте-пашко, ее грани таланта.

Ключевые слова: субъектность, активность. талант.

V. A. Davydenko

Declaration of love

In this article the author shows that L.A.Stepashko makes an important contribution to Pedagogic learning. Her life way, sides of gifted person are shown.

Key words: subject, activity, gift

Идея человека выступает ценностным основанием в приобретении собственного опыта свободных творческих действий Л. А. Степашко

пожаловалась другой: «У меня внутри что-то очень болит, мучает меня, не дает мне ни спать, ни есть». Старый краб, услышавший этот разговор, сказал: «Ты-то совершенно здорова и беспечна, но та боль, которую испытывает твоя подруга оттого, что внутри у нее — жемчужина редкостной красоты!» Не такую ли «жемчужину редко-

Лилии Анатольевне Степашко — преподавателю высшей школы, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Академии социальных и педагогических наук 19 октября 2013 года исполнилось бы восемьдесят пять лет.

Есть такая притча. На дне моря жили две устрицы. Как-то раз одна

Л. А. Степашко

стной красоты» носила в душе Лилия Анатольевна Степашко, талантливый ученый и учитель, блестящий лектор, замечательный человек. Безгранично увлеченная педагогикой, ее историей, она сама источник творчества и вдохновения для своих учеников и коллег в поиске ответов на непростые вопросы образования.

Родом Елена Анатольевна из деревни Федоровская, Усть-Кубинского района, Вологодской области. Окончила Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина в 1950 году, а через семнадцать лет — целевую аспирантуру в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Трудовую деятельность начинала как учитель русского языка и литературы в селе Николаевка Смидовичского района Еврейской автономной области, за-

тем работала в средней школе № 57 г. Хабаровска, в Хабаровском технологическом техникуме. С 1961-го по 2005 гг. занималась научно-педагогической деятельностью в Хабаровском государственном педагогическом институте (ныне Дальневосточный государственный гуманитарный университет) и прошла все ступени роста: от ассистента до доцента, профессора, заведующей кафедрой педагогики, проректора по научной работе.

В 1998/99 учебном году Л. А. Степашко был разработан принципиально новый для отечественной педагогики курс «Философия и история образования». В основу курса была положена авторская концепция этой еще только формирующейся учебной дисциплины. В поисках методологических «ключей», во многом общих для антропологического знания сегодняшнего дня, Лилия Анатольевна, а вслед за ней ее ученики обратились к изысканиям в области философии, герменевтики. Идеи субъектности, активности, вопросы содержания образования и другие раскрываются через рассмотрение гуманистических течений, школ, учений в зарубежной и отечественной педагогической мысли от древнейших времен до ХХ века включительно.

Л. А. Степашко — глубокий, мудрый, тонко чувствующий человек, необыкновенно талантливая натура. К тому же она была очень «доступным» профессором, могла выслушать в любое время суток и всему придавала толк и смысл.

Талант вдохновения — главный в числе прочих талантов Лилии

Научные школы

191

Анатольевны. Она так рисовала доверившемуся ученику перспективу его развития, показывала достижимость научной вершины, к которой он был устремлен, такие глубины научного знания перед ним распахивала настежь, что пробуждала у него азарт исследователя и веру в себя. И сорваться с такой высокой орбиты ему было почти невозможно. Чем жить тогда, если этого дела не будет? Не потому ли ее ученики не прерывают свою исследовательскую работу и, завершив кандидатскую, погружаются в докторскую, пишут и пишут монографии, учебные пособия, статьи и содержательно интересно выступают на семинарах и конференциях самого высокого уровня. «Продлить себя в своих учениках — святая, очень трудная работа ...». И Лилия Анатольевна делала ее много десятилетий. И делала убедительно и красиво.

Много нас у нашего дорогого учителя, и все мы разные, но к каждому у нее был свой подход, все ученики безгранично благодарны Лилии Анатольевне и безмерно гордятся тем, что учились у нее.

Ежемесячные семинары для аспирантов и докторантов в доме Лилии Анатольевны заканчивались обсуждениями, спорами, разговорами о жизни и чаем с пирогами, испеченными радушной хозяйкой. А перед Новым Годом у нас была хорошая традиция: каждый за столом говорил о том, чем запомнился ему прошедший год, какие главные события свершились. А подводила итоги разговора наша Лилия Анатольевна.

У Лилии Анатольевны была неподражаемая способность слушать (это наследственное — ее дедушка, народный учитель, обладал этим удивительным педагогическим даром). она исключительно талантливо слушала собеседника, вызывая стремление искренне и полно выразить все, даже то, что самому говорящему еще не очень понятно. Но человек, выговариваясь, уже освобождался от гнета неопределенности, сам начинал искать и находить свое отношение к тому, о чем говорил. И принимал внутреннее решение, испытывая облегчение и благодарность к мудрому слушателю.

Последние годы она жила во Владивостоке, где написала свой фундаментальный труд «Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания», в котором изложила свои базовые идеи, задающие вектор деятельности ее учеников — человеко-размерность. образование предстает как триада. «мир образования» рассматривается в диалектическом единстве: образование в системе общественных институтов (контекст социокультурного развития человечества) и образование как педагогический процесс (контекст индивидуального развития человека). Объединяющим, синтезирующим началом соотношения двух контекстов выступает концепт «Становление человека в образовании».

Лилия Анатольевна жила в педагогике, в образовании. Она создала свою педагогическую реальность на самых высоких образцах отечествен-

ной и мировой педагогической культуры. Представила обобщение своей педагогической реальности в работах, посвященных философии образования, при этом оставаясь замечательным методистом общего и профессионального образования. Достаточно редкий феномен в высшем педагогическом образовании.

В наши дни, когда занятие наукой превратилось в рядовую профессию, Л. А. Степашко удалось остаться ученым в изначальном смысле слова: человеком не просто знающим, но и смело вторгающимся в неизведанное, добывающим новые факты, открывающим новые истины.

очень много времени Л. А. Степашко отдавала общественной работе. Сорок лет была связана со школами, институтами усовершенство-

вания учителей. Лилия Анатольевна активно популяризировала психолого-педагогические знания среди населения. Лилия Анатольевна Степашко — Заслуженный работник высшей школы РФ, награждена медалями К. Д. Ушинского, «Ветеран труда», знаком «Отличник народного просвещения».

Лилия Анатольевна — патриарх дальневосточной педагогической науки. Автор более 200 научных трудов. Под ее научным руководством и при ее консультировании защищено 7 докторских и 20 кандидатских диссертаций. Ее интересовал человек во всех измерениях: социальном, нравственном, экологическом, экзистенциальном, духовном и т. д. Ее отличала философская культура, синкретизм мышления, открытость авторской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.