Научная статья на тему 'Размышление о личности А. В. Роговой в контексте времени'

Размышление о личности А. В. Роговой в контексте времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышление о личности А. В. Роговой в контексте времени»

Юбилеи

Размышление о личности А. В. Роговой в контексте времени

Антонина Викторовна родилась и выросла в хорошей семье, с детства мечтала стать учительницей. Ей повезло, она обучалась у замечательных учителей в школе № 9 (ныне она № 32) г. Читы. Одним из таких учителей была Зинаида Филипповна Токарева, именно она привила любовь к литературе и русскому языку, научила вдумчивому отношению к слову, что очень пригодилось в дальнейшей научной работе. После окончания в 1971 г. филологического факультета Читинского педагогического института по комсомольской путевке отправилась в пос. Пограничный Приаргунского района, где начала свою профессиональную деятельность. В 1975 г. Мария Николаевна Ахметова пригласила Антонину Викторовну работать на кафедру педагогики как перспективного и работоспособного преподавателя и, надо отметить, что все надежды она оправдала. С первых лет работы на кафедре Антонина Викторовна включилась в научно-методическую работу, тогда кафедра активно разрабатывала сопровождение процесса оптимизации в школе, в школах области внедрялась теория Ю. К. Бабанского. Сама обобщала передовой педагогический опыт лучших учителей области. Являясь членом педагогического общества, Антонина Викторовна пропагандировала новаторские идеи в сфере воспитания и обучения выступала с лекциями, консультировала школы и учителей, которые занимались творческой работой.

В 1980 г. она поступает в очную целевую аспирантуру Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина на кафедру педагогики, ее научным руководителем становится профессор В. М. Кларин — известный ученый, историк педагогики, который сыграл решающую роль в ее становлении как ученого. В жизни каждого человека важна ШКОЛА, которую он проходит: школа жизни, средняя школа, профессиональная школа, научная школа и т.д. Каждая ШКОЛА обогащает человека, «гранит» его личность, предопределяет судьбу, вот почему так важно, чтобы человек с детства попадал в достойную ШКОЛУ, добрые педагогические руки, имел рядом с собой мудрых учителей. В этом смысле жизненный путь Антонины Викторовны был удачным, прекрасные родители и учителя в средней школе, школа профессионального становления у Марии Николаевны Ахметовой, которая много внимания уделяла становлению целой группы молодых преподавателей, которых она набрала на кафедру как преподавателей всех психолого-педагогических дисциплин, и как молодых ученых-исследователей. И если сложилась Забайкальская научно-педагогическая школа, то во многом благодаря усилиям Марии Николаевны на ее старте.

Московская педагогическая аспирантура образца 80-х гг. обогащает Антонину Викторовну и всех, кто в этот период там учился, встречами, лекциями и семинарами таких выдающихся ученых, как Л. И. Новикова, А. Б. Мудрик, А. И. Пискунов, В. В. Мерцалова, Г. А. Сосновская, О. А. Аблулли-на, В. А. Караковский, С. И. Архангельский и многих-многих других. Мы старались попадать на лекции В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Специально для аспирантов проводился семинар по проблемам коллектива, мы еще успели слушать соратников Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Наше поколение оказалось на стыке времен: были живы носители и разработчики советской педагогики, которых мы с удовольствием слушали и учились у них, и уже прорастала гуманистическая педагогика, осваивалась коммунарская методика как технология воспитания переходного периода от застоя к построению демократического государства, и носители этих идей также работали с нами.

После Московской Олимпиады 1980 г. аспиранты переселяются в новые комфортабельные общежития на юго-западе Москвы. Аспиранты жили интересно и насыщенно событиями разного характера, нас просвещали как провинциалов, в своих регионах отвечающих за духовное и мировоззренческое развитие будущих учителей, и поэтому отделом аспирантуры организовывались плановые экскурсии в музеи, знаменитые места, такие как «Пушкин в Москве», «Есенин в Москве», «В. И. Ленин в Горках», «Мавзолей Ленина» и т.д. Мы активно участвовали в избирательных компаниях, ездили по историческим местам Подмосковья, таким как Бородинское поле и т.д. С позиций сегодняшнего дня понимаешь, что мы не только учились заниматься наукой, параллельно выполня-

Гуманитарный вектор 2010 № 1

ли исследования, но нас готовили к идеологическому и духовно-нравственному воспитанию будущих учителей.

Пройдя эту школу, Антонина Викторовна в 1984 г. защитила диссертацию по теме «Эстетическое воспитании учащихся советской школы во внеурочное время в 30-е годы XX века». Затем она вернулась на родную кафедру, где активно стала заниматься научно-методическим сопровождением педагогических классов, которые создавались по всей области с конца 70-х гг. по настоянию проректора того времени Надежды Александровны Троценко, поочередно сначала Т. К. Клименко, а затем А. В. Роговой, а затем уже совместно.

Особую страницу в жизни Антонины Викторовны занимает работа с педагогическими училищами. Начиная с 1989 г. на новый уровень взаимодействия переходит сотрудничество кафедры педагогики с областным отделом народного образования и педагогическими училищами. Этот период особый и определяется многими факторами: в ЧГПИ новый ректор В. П. Горлачев, соответственно он пытается придать динамизм в развитии пединститута, как в теории, так и в практике идет поиск новых подходов в системе общего образовании. Инновационные процессы к тому времени захватывают и систему профессионального образования. В это время система образования всех уровней ощущает потребность в педагогической науке, поэтому руководители областной системы образования Г. Г. Филиппов и Л. А. Скиданова понимают, что дальнейшее развитие образования без науки невозможно и начинается процесс сближения науки и практики. Формой первоначального взаимодействия становятся традиционные августовские конференции педагогических училищ и педагогического института. На первой совместной встрече преподаватели педагогических училищ рассказывали в основном о методике проведения уроков, научно-методический уровень работы в училищах уже не соответствовал требованиям времени, научные проблемы почти не ставились и не обсуждались, никакая опытноэкспериментальная работа в педучилищах не проводилась. Стало понятно, что предстоит большая интересная работа, в которую включилась вся кафедра. Антонина Викторовна стала научным руководителем Сретенского педучилища, затем педколледжа, по теме «Личностно-профессиональное становление будущих учителей в образовательном процессе педколледжа». Позднее, с 1995 г., сначала в рамках Забайкальской педагогической ассоциации, а затем Забайкальского университетского комплекса (ЗУК) осуществляет кураторство, являясь заместителем ректора по работе со средними профессиональными учебными заведениями. Совместно с членами ВНИКА педучилищам оказывалась помощь в переходе на другой уровень — педколледжа, разрабатывались совмещенные учебные планы, программы опытно-экспериментальных площадок, проводилась подготовка научно-практических конференций, издавались сборники статей.

С 1976 г. Антонина Викторовна сотрудничала с областным Институтом повышения квалификации учителей и даже один год (1993-1994) являлась проректором по науке ЧИПКРО. Затем более двух лет, в связи с уходом Т. К. Клименко в старшие научные сотрудники, работала заведующей кафедрой педагогики. После получения статуса педагогического университета перед ректором встала задача подготовки докторов наук, поэтому А. В. Рогова была включена в состав группы перспективных ученых, которым предстояло подготовить и защитить докторские диссертации. Начался поиск темы исследования, Антонина Викторовна решает разрабатывать историко-педагогическую тематику, для этого предпринимает попытки проконсультироваться в Хабаровске у Елены Анатольевны Степашко — крупнейшего историка педагогики на Дальнем Востоке, затем у ученых МГПИ в Москве академика Алексея Ивановича Пискунова и своего научного руководителя кандидатской диссертации В. М. Кларина. Ее тема исследования, связанная с изучением взглядов религиозных философов, вызвала интерес на кафедре педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, руководит которой А. П. Тряпицына. Проблема духовно-нравственного становления личности в контексте культуры нашла понимание и поддержку. Именно под научным кураторством кафедры и научного консультанта Т. К. Ахаян в 2004 г. Антонина Викторовна защищает докторскую диссертацию «Идея воспитания человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX — первая половина XX вв.)». Защита диссертации стала явлением в Совете РГПУ, поскольку глубина и широта исследования, уровень проработки исторического материала, анализ философских и педагогических работ, который продемонстрировала Антонина Викторовна, вызвала многочисленные вопросы и длительную дискуссию ученых и была единогласно утверждена. В 2008 году она получила звание профессора.

В настоящее время А. В. Рогова является профессором кафедры педагогики, членом диссертационного совета, научным руководителем молодых ученых, под ее руководством защищено 15 диссертаций и столько же готовят свои исследования, ею издано несколько монографий, свыше ста научных работ, она участник многочисленных творческих групп, член ученого совета КИПКРО, член краевого

Юбилеи

совета по опытно-экспериментальной работе, руководит магистратурой по социальной педагогике, одним словом, является активно действующим профессором.

У Антонины Викторовны профессиональная семья: дочь Полина Владимировна Гайдай — кандидат искусствоведения, зять Сергей Николаевич Гайдай — кандидат педагогических наук, внук Дмитрий — замечательный скрипач, восхищающий бабушку.

Вся ее профессиональная биография является результатом само: самообразования, саморазвития, самореализации, самоорганизации, самодисциплины. Она сама сделала свою биографию, своим трудом, через многочисленные преодоления трудностей, через восхождение к самой себе, через духовную работу над собой. За годы жизни сложился круг друзей, которые особо ценят ее за эстетство, красота вокруг — это ее кредо. Вокруг нее все должно быть красиво; ее дом украшают красивые картины, красивая обстановка. Она обладает особыми свойствами к общению, умеет слушать, сочувствовать и сопереживать.

Она живет в ритме нашего времени, когда на многое уже не хватает сил, но степень профессионального служения своему делу у профессора А. В. Роговой всегда остается на высоте.

Т. К. Клименко - коллега, соратница, подруга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.