Научная статья на тему 'К 70-летию университета. Развитие вуза впериод с 1993 по2008 годы: от ВНИКа к лаборатории высшей школы, от института к университету'

К 70-летию университета. Развитие вуза впериод с 1993 по2008 годы: от ВНИКа к лаборатории высшей школы, от института к университету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEMS OF HIGHER SCHOOLS / MULTILEVEL EDUCATIONAL SYSTEM / TRADITIONS AND NOVATIONS IN EDUCATION / REGIONALIZATION / TRAINING IN SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордонская Лидия Александровна, Эпова Елена Владимировна, Алексенко Лариса Павловна

В статье представлены результаты научно-исследовательской и научно-методической деятельности ВНИКа (Временного научно-исследовательского коллектива) ЧГПИ им. Н.Г. Чернышевского, затем Лаборатории по проблемам высшей школы и Научно-исследовательского института развития образования ЗабГГПУ в модернизации образовательной системы Забайкальского края, в подготовке квалифицированных гуманитарно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордонская Лидия Александровна, Эпова Елена Владимировна, Алексенко Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the 70th unniversary of the University. The University Development from 1993 to 2008: from TRG to the Laboratory of Higher School, from the Institute to the University

The paper presents the results of research and methodological activity of Temporal Scientific Group (TSG) named after N.G. Chernyshevsky, further the Laboratory on the Problems of Higher School and Research Institute of ZabSPU Education Development in modernization of the educational system of Transbaikalia, in training highly qualified specialists.

Текст научной работы на тему «К 70-летию университета. Развитие вуза впериод с 1993 по2008 годы: от ВНИКа к лаборатории высшей школы, от института к университету»

люди. годы. СОБЫТИЯ

УДК 378 (09)

ББК Ч 483

Л.А. Бордонская, Е.В. Эпова, Л.П. Алексенко

К 70-ЛЕТИЮ УНИВЕРСИТЕТА. РАЗВИТИЕ ВУЗА В ПЕРИОД С 1993 ПО 2008

ГОДЫ: ОТ ВНИКА - К ЛАБОРАТОРИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, ОТ ИНСТИТУТА К УНИВЕРСИТЕТУ

В статье представлены результаты научноисследовательской и научно-методической деятельности ВНИКа (Временного научноисследовательского коллектива) ЧГПИ им.

Н.Г. Чернышевского, затем Лаборатории по проблемам высшей школы и Научноисследовательского института развития образования ЗабГГПУ в модернизации образовательной системы Забайкальского края, в подготовке квалифицированных гуманитарнопедагогических кадров.

Ключевые слова: проблемы высшей школы, многоуровневая система образования, традиции и инновации в образовании, регионализация, профильное обучение.

L.A. Bordonskaya, E.V. Epova, L.P. Akeksenko

TO THE 70TH UNNIVERSARY.

OF THE UNIVERSITY THE UNIVERSITY DEVELOPMENT FROM 1993TO 2008: FROM TRG TO THE LABORATORY OF HIGHER SCHOOL, FROM THE INSTITUTE TO THE UNIVERSITY

The paper presents the results of research and methodological activity of Temporal Scientific Group (TSG) named after N.G. Chernyshevsky, further - the Laboratory on the Problems of Higher School and Research Institute of ZabSPU Education Development in modernization of the educational system of Transbaikalia, in training highly qualified specialists.

Key words: problems of higher schools, multilevel educational system, traditions and novations in education, regionalization, training in specialty.

Наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новые и новые задачи, и университетское образование должно стараться возбудить желание внести свою лепту в сокровищницу науки.

Д.И. Менделеев

Коллектив — это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей.

В. А. Сухомлинский

Глубокие социально-экономические изменения в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков, идеи гуманизации и гуманитаризации образования, региональные особенности педагогического образования поставили перед коллективом Читинского государственного педагогического института им. Н. Г. Чернышевского (ЧГПИ) проблемы реформирования как структуры, так и содержания образования. При решении задач перестройки содержания образования особое внимание было уделено переходу на многоуровневую систему, внедрение которой в вузах России началось с 1992/93 учебного года. В то время эта система предусматривала возможность завершения образования на одном из трёх установленных уровней: двух/трёхлетний курс неполного высшего образования с профессиональной подготовкой на уровне младшего специалиста, базовое высшее образование с присвоением степени бакалавра и пяти/семилетний курс с присвоением квалификации специалиста или степени магистра.

В октябре 1993 г. для подготовки и перехода Читинского государственного педагогического института им. Н. Г. Чернышевского на многоуровневую систему высшего образования был создан ВНИК (Временный научноисследовательский коллектив). Первоначально в его состав входили представители всех факультетов института. Постоянный состав ВНИКа сформировался в первой половине 1994 года. С момента его создания руководителем был проректор по учебной работе Семичевский Геннадий Александрович, членами ВНИКа — Бордонская Лидия Александровна, Алексенко Лариса Павловна, Клименко Татьяна Константиновна, Кононенко Наталья Васильевна, Мальчикова Ирина Юрьевна, Немерова Ольга Михайловна, Рогова Антонина Викторовна, Эпова Елена Владимировна. Кроме этого, в работе ВНИКа активно участвовали Валерий Павлович Горлачев, ректор ЧГПИ, и Александр Петрович Зенков,

проректор по социальной работе. В этом составе ВНИК стал подлинным научно-методическим центром, воплотившим в жизнь идеи реформирования вуза.

При разработке программы реализации многоуровневой системы образования была поставлена задача сохранить традиции и положительный опыт в подготовке педагогических кадров, накопленные в ЧГПИ. Коллективом ВНИКа была проделана многосторонняя кропотливая работа по изучению и анализу нормативных документов Министерства образования, материалов по инновационной деятельности педагогических вузов России, публикаций научного и научно-методического характера по проблемам высшего образования; разрабатывалась модель многоуровневой системы высшего образования (МСВО), вариант её реализации в условиях нашего региона и вуза.

История показывает, что прогресс невозможен без борьбы, без убеждения в правильности и прогрессивности идей. Не сразу и не все сотрудники института приняли новую модель образования и программу реализации МСВО. Поэтому членам ВНИКа пришлось встречаться с профессорско-преподавательским составом факультетов с целью разъяснения целей, задач, специфики и преимуществ многоуровневой системы высшего профессионального образования, возможностей реализации МСВО в институте; привлекать к разработке учебных и учебно-методических материалов преподавателей вуза. Было принято решение вводить многоуровневую систему обучения постепенно, по желанию факультетов, по мере их готовности. На ряде факультетов были созданы творческие группы преподавателей, которые разработали учебные планы, авторские программы по дисциплинам федерального компонента и элективным курсам, квалификационные характеристики специалистов; развернулась работа по составлению интегративных курсов в рамках блоков и модулей по основным дисциплинам и элективным курсам.

В процессе работы ВНИКом был создан пакет документов:

— Концепция Читинского государственного института им. Н.Г. Чернышевского по реализации многоуровневого высшего профессионального образования.

— Модель многоуровневой системы профессионального образования в ЧГПИ. Данная модель имела структуру 2 + 2+1: неполное высшее образование (2 года), бакалавр образования (2 года), специалист (1 год). Заметим, что эта модель больше устраивала и общественность нашего региона, и студентов, чем ныне

действующая.

— Концептуальные подходы к отдельным блокам образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра и специалиста.

— Модель квалификационной характеристики специалиста с полным высшим педагогическим образованием (бакалавр, специалист).

— Учебные планы по ряду направлений.

— Перечень элективных курсов к учебным планам.

— Рейтинговая система контроля, которая включала основные положения, содержание и организацию рейтинговой системы контроля индивидуально-творческой деятельности студента, порядок перехода на рейтинговую систему контроля знаний студентов, варианты этой системы.

«Забегая» вперёд, отметим, что рейтинговую систему оценки качества знаний приняли и успешно реализовали преподаватели дисциплин региональной физической географии, общей физики, философии, всеобщей истории и др. Время часто ставит под удар достижения прошлого: вскоре об этой системе забыли, перейдя на традиционную оценку знаний. В настоящее время профессорско-преподавательский коллектив вуза вновь разрабатывает рейтинговую систему контроля знаний обучаемых. «Новое — это хорошо забытое старое» — естественно для науки.

Материалы по многоуровневой системе высшего образования, изданные в это время в институте, отражали различные направления деятельности ВНИКа и вуза в целом:

— Многоуровневое высшее педагогическое образование (материалы проектировочного семинара): Выпуск 9 (Редакционная комиссия: М.Н. Костикова, П.К. Одинцов, А.П. Тряпицы-на, В.С. Ямпольский). Материалы печатались по решению Главного управления педобразо-вания МО РФ и Научно-методического совета по многоуровневому педобразованию УМО по ОППО.

— Многоуровневая система высшего педагогического образования. Сборник авторских программ (части 1 и 11 ).

— Единство образовательной и профессиональной подготовки студентов в системе многоуровневого высшего образования: Материалы региональной научно-практической конференции (март 1995 г.)

В этот период институт активизировал научно-методические связи с педагогическими училищами и колледжами области. Члены ВНИКа разработали сквозные учебные планы и программы среднего и высшего специального образования для реализации концепции непрерывного педагогического образования в

Читинской области. Был создан Учебно-научнометодический комплекс (УНМК) «ССУЗ-ВУЗ».

Проделанная работа позволила с 1 сентября 1994 года пяти факультетам войти в эксперимент по реализации многоуровневой системы высшего педагогического образования (физико-математическому, естественногеографическому, филологическому, технологоэкономическому факультетам, факультету педагогики и методики начального обучения).

3-7 апреля 1995 года в ЧГПИ состоялся Проектировочный семинар, организованный Главным управлением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации, на основании инициативы педвуза и согласно приказу № 144 от 28.03.95 г. Министерства образования Российской Федерации. В семинаре приняли участие ректорат, деканы факультетов, заведующие кафедрами, более 250 преподавателей института, педагогических училищ области и Читинского педагогического колледжа, представители Комитета общего и профессионального образования, науки и молодёжной политики (КОПОН и МП) Администрации Читинской области.

В ходе Проектировочного семинара состоялось 2 пленарных заседания, были организованы «Круглые столы» с ректоратом, ВНИКом, заведующими кафедрами, проведены групповые занятия с профессорско-преподавательским составом по трем ключевым проблемам многоуровневого образования:

1. Цели и задачи вуза по проблемам многоуровневого образования.

2. Технология составления учебных планов и программ в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

3. Мониторинг эксперимента по введению многоуровневого образования.

На семинаре был обсужден представленный пакет документов по многоуровневой системе высшего педагогического образования. Участниками Проектировочного семинара анализировались технологии реализации основных профессионально-образовательных программ по направлениям высшего педагогического образования, варианты изменения структуры вуза и функционала традиционных структурных подразделений, интеграционные процессы.

В результате работы Проектировочного семинара был принят итоговый документ, подписанный руководителем рабочей группы по Многоуровневому педобразованию МО РФ, начальником Главного управления педагогического образования МО РФ М. Н. Костиковой и членами рабочей группы (председателем НМС

по многоуровневому педобразованию, проректором Омского педуниверситета В.С. Ям-польским; членом НМС по многоуровневому педобразованию, проректором Барнаульского педуниверитета П.К. Одинцовым; Председателем Сибирской региональной секции НМС базового педагогического образования УМО ОППО завкафедрой педагогики Омского педуниверситета Н.В. Чекалевой; членом НМС по многоуровневому педобразованию, проректором Ленинградского областного пединститута Г.П. Чепуренко). Данный документ остается актуальным до сих пор, поэтому приведем его дословно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рабочей группы Министерства образования Российской Федерации о ходе эксперимента по реализации многоуровневой системы высшего педагогического образования в Читинском государственном педагогическом институте

1. Основной целью всей экспериментальной работы, проводимой коллективом ЧГПИ, является поиск оптимальных путей реализации образовательнопрофессиональных потребностей личности, повышение качества подготовки специалистов на основе анализа этно-культурно-экономических реалий региона.

2. Ректорат (ректор В. П. Горлачев) провел целенаправленную работу по переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и созданию творческой, психологически комфортной атмосферы для перехода вуза на многоуровневую систему образования.

3. ВНИКом (руководитель Г. А. Семичевский) и рабочими группами по направлениям высшего педагогического образования разработан необходимый пакет документов для перехода на многоуровневую систему образования, начата его апробация.

4. Коллективом вуза осуществляется целенаправленная и планомерная опытно-экспериментальная работа по реализации концепции многоуровневого педагогического образования.

5. Рабочая группа считает необходимым одобрить представленный пакет документов, определяющий стратегию перехода института на многоуровневое высшее педагогическое образование, и рекомендует:

- осуществлять переход на многоуровневую систему высшего педагогического образования поэтапно по мере готовности к этому факультетов;

- осуществлять дальнейшую работу по созданию учебно-методических комплексов по направлениям высшего педагогического образования, обеспечивающих возможность реализации индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий каждым студентом; усилить научно-методическую проработку этих комплексов;

- направить усилия научной части (проректор М.В. Константинов), заведующих кафедрами и лабораториями на расширение тематики комплексных межкафедральных научных исследований, ориентированных на проблемы многоуровневого высшего педагогического образования;

- считать приоритетным в издательской деятельности в ЧГПИ подготовку и издание учебных пособий по курсам учебных дисциплин базового и полного высшего педагогического образования; ректорату создать условия материального и морального стимулирования этой деятельности;

- направить усилия ректората и факультетов на создание и укрепление учебно-материальной базы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов в системе многоуровневого образования, считая приоритетными направления на расширение использования новых информационных технологий и создание сетей телекоммуникационной связи;

- создать условия для реализации выбора студентом разнообразных технологий и форм обучения (в том числе очной, заочной, вечерней), изменив при необходимости структуру подразделений вуза;

- считать целесообразным создание новых структурных подразделений, обеспечивающих новое содержание образования;

- начать подготовительную работу по созданию условий для открытия направлений и специальностей эстетического профиля с учетом потребности региональной системы образования в специалистах с высшим образованием университетского типа;

- считать целесообразным подготовку программы «Кадры высшей квалификации» для системы педагогического образования Читинской области; ввести в практику работы вуза заключение договоров о подготовке и защите диссертационных исследований между ректоратом и преподавателями вуза;

- разработать план мероприятий по достижению необходимых объемных показателей (количество дипломированных специалистов высшей квалификации, открытие диссертационных советов, увеличение количества аспирантов и др.) для преобразования института в педагогический университет;

- включать в работу по реализации многоуровневого образования учреждения педагогического образования Читинской области, считая целесообразным осуществление вертикальной интеграции с целью усиления потенциала учреждений педагогического образования Читинской области и создания условий для профессионального роста преподавательского состава.

Переход к качественно новой, личностно ориентированной системе высшего образования, как показал семинар, требует перестройки сознания, фи-

лософского осмысления принципов многоуровневой системы высшего профессионального образования, овладения инновационными педагогическими технологиями.

Рабочая группа отмечает высокий уровень разработанных ЧГПИ документов, творческое заинтересованное отношение коллектива вуза к созданию стратегии и тактики реализации образовательных стандартов с учетом специфики Читинской области.

Рабочая группа констатирует наличие в ЧГПИ обстановки современной образовательной среды, нового стиля работы, направленность на развитие академических свобод студентов и создание условий для выбора траектории образования, движение вуза к новой модели университетского образования».

Итоги работы Проектировочного семинара были обсуждены на заседании Ученого совета института 6 апреля 1995 года, где была утверждена развернутая программа проведения эксперимента по внедрению МСВО в ЧГПИ.

В это же время заметно активизировалась научная деятельность института. Расширились тематика и формы научных исследований, вся работа стала проводиться в рамках научных лабораторий как самостоятельных научных подразделений. Для дальнейшей работы по развитию ЧГПИ им Н. Г. Чернышевского, внедрению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс, повышению статуса вуза приказом ректора В. П. Горлачева № 439-а от 30 мая 1996 года ВНИК в том же составе (Г.

А. Семичевский, Л. П. Алексенко, Л. А. Бордон-ская, Т. К. Клименко, Н.В. Кононенко, И. Ю. Мальчикова, О. М. Немерова, А.В. Рогова, Е. В. Эпова) был преобразован в лабораторию по проблемам высшей школы (руководитель профессор Л. А. Бордонская). В различные годы с лабораторией сотрудничали М. Б. Лига, Т. В. Лучкина, М. И. Гомбоева, Т. В. Бернюкевич, С. З. Кимова.

Безусловно, вопросы развития вуза решались прежде всего ректоратом при поддержке руководителей области и города, однако пакеты всех документов разрабатывались в лаборатории.

Глубинные знания потребностей института, обращение к перспективным научным исследованиям в области образования позволили членам лаборатории (чаще всего они были инициаторами) разработать и успешно реализовать Программы развития вуза, повышения его статуса. С этой целью были разработаны концепции развития вуза:

— концепция ЧГПИ по реализации многоуровневой системы высшего образования (1995г.);

— концепция Забайкальского государственного педагогического университета (1996г.);

— концепция развития Забайкальского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (2003г.).

Реализация разработанных концепций отражена в приказах Министерства образования РФ:

•приказом № 532 от 26 марта 1997 года Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского был преобразован в Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского;

•приказом № 1411 от 17 ноября 2005 года Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского был преобразован в Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.

Н. Г. Чернышевского.

По инициативе членов лаборатории в 2005 году была разработана «концепция развития системы профессионального образования в Читинской области на 2005-2010 гг.». Авторы — В. П. Горлачев, Л. А. Бордонская, Е. В. Эпова, Т. В. Бернюкевич. Проект Концепции был рассмотрен и одобрен на заседании Совета вузов г. Читы в мае 2005 г., на заседании Совета по образованию Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области в сентябре 2005 г.

Также при активном участии членов лаборатории при вузе были открыты лицей, Агинский филиал ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, Забайкальский социально-гуманитарный педагогический комплекс (ЗУК).

Значительные преобразования начались в вузе с открытием новых специальностей. До 1990 г. в институте реализовывалось 13 специальностей традиционного педагогического профиля. В 1994 г. членами лаборатории были открыты две специальности: психология (Т. К. Клименко), юриспруденция (О. М. Немерова). За 10 лет (1996 — 2006 г.) под непосредственным руководством члена лаборатории Е. В. Эповой факультетами вуза были подготовлены документы и пролицензированы 42 специальности и направления как педагогического профиля, так и гуманитарного.

Открытие новых специальностей и направлений было необходимым условием для перехода вуза из статуса института в университет. Это же было и необходимым условием для успешного прохождения трёх аттестаций и аккредитаций в 1994, 1999, 2004 гг..

В этот период значительно усилился научный потенциал лаборатории: пять членов лабо-

ратории успешно защитили докторские и кандидатские диссертации:

• Т. К. Клименко, докторская диссертация на тему «Инновационное образование как фактор становления будущего учителя» (г.Хабаровск, 1999 г.);

• Л. А. Бордонская, докторская диссертация на тему: «Теория и практика отражения взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и в подготовке учителя физики» (г. Москва, 2002 г.);

• А. В. Рогова, докторская диссертация на тему «Идеи воспитания человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX — первая половина XX вв.» (г. Санкт-Петербург, 2004 г.);

• Е. В. Эпова, кандидатская диссертация на тему «Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педвузов при изучении курса алгебры и теории чисел» (г. Новосибирск, 2000 г.);

• Н. В. Кононенко, кандидатская диссертация на тему «Система задач как средство формирования конструктивных умений учащихся при изучении школьного курса геометрии» (г. Омск, 2002 г.).

Основными направлениями деятельности лаборатории являются следующие:

• Изучение состояния и анализ проблем высшего педагогического образования.

• Профессиональная подготовка специалистов в вузе.

• Обобщение опыта инновационной деятельности и освоение механизмов её развития в различных образовательных учреждениях.

• Разработка методологии непрерывного образования в России.

• Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

• Регионализация образования.

• Деятельность университета по организации профильного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Международное сотрудничество с образовательными учреждениями Китая.

• Подготовка научных кадров.

• Координация научных исследований в области педагогики высшей школы.

Коллективом лаборатории в период 1995

— 2008 гг. подготовлены и проведены научнопрактические конференции различного уровня.

региональные:

— Единство образовательной и профессиональной подготовки студентов в системе многоуровневого высшего образования (1995 г.);

— Традиции и инновации в системе образования (1997 г.);

— Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования (1998 г.);

— Культура и образование: традиции и инновации (2001 г.).

международные:

— Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты (Россия — Китай - Монголия) (2003 г.);

— Традиции и инновации: проблемы качества образования (2005 г.);

— Трансграничье в изменяющемся мире: культура, образование, природа, человек (Россия-Китай-Монголия) (2006 г.);

— Трансграничье в изменяющемся мире: образование и международное сотрудничество (Россия-Китай-Монголия) (2007 г.);

— Университет в современном мире (2008г.).

Результаты научно-исследовательской деятельности лаборатории отражены во многих публикациях. С 1995 г. издано 10 монографий, 8 сборников материалов научных конференций, 2 сборника статей, отражающих международное сотрудничество университета (Россия — Китай — Монголия), более 30 учебных и учебнометодических пособий, статьи в изданиях различного уровня.

Лаборатория имеет тесные научные контакты с исследовательскими центрами и ведущими педагогическими вузами России в городах Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Барнаул, Хабаровск, Улан-Удэ. Научные контакты реализуются через разработку совместных проектов, подготовку монографий, учебных пособий, обсуждение актуальных вопросов педагогики на научных семинарах, конференциях и т.д. Все годы существования коллектив лаборатории сотрудничает с Комитетом общего и профессионального образования, науки и молодёжной политики Читинской области (Забайкальского края), Комитетом образования Агинского бурятского автономного округа (АБАО), Читинским институтом повышения квалификации работников образования, Институтом усовершенствования учителей АБАО, педкол-леджами и педучилищами области, образовательными учреждениями г. Читы, Читинской области и АБАО.

Члены лаборатории принимают активное участие в работе с молодыми учеными Забайкалья (аспирантские семинары, консультации в течение учебного года; подготовка и проведение Летней Школы молодого ученого)

В 2003 г. был создан нии ро — Научноисследовательский институт развития образования (директор Л. А. Бордонская). Базовой лабораторией, вошедшей в состав НИИ, была

Лаборатория по проблемам высшей школы. Целями НИИ были:

• разработка важнейших проблем развития педагогического образования в Читинской области;

• объединение усилий и координация действий научно-педагогической общественности университета;

• проведение научных исследований, направленных на решение проблем развития образования личности и развития системы образовательных учреждений в условиях Забайкалья.

Направления деятельности НИИ:

1. Проведение научных исследований в области развития образования.

2. Организация научных мероприятий.

3. Пропаганда и просветительская деятельность в области педагогики, психологии и социальных наук.

4. Психолого-педагогическое сопровождение образования личности.

5. Издательская деятельность.

6. Координация научно-исследовательской деятельности в области педагогики, психологии и социальных наук в университете и в областных образовательных учреждениях различного уровня.

Начиная с 2003 года, в университете велась огромная работа по открытию первого в истории вуза диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций. Членами Лаборатории (профессорами Л.А. Бордонской, В.П. Горлачёвым, Т.К. Клименко, А.В. Роговой, доцентом Е.В. Эповой) были проанализированы нормативные документы, изучена возможность открытия совета, подготовлены обоснования, подобраны кандидатуры членов совета, получены консультации у начальников отделов диссертационных советов ВАКа РФ. Результатом явилось открытие Диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальностям 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» в 2004 году.

В 2004 г. лабораторией были начаты исследования по сравнительной педагогике в рамках международного сотрудничества с Автономным районом Внутренней Монголии Китая (АРВМ КНР). Начало сотрудничеству положила экспедиция в г. Чжаланьтунь в июле 2004 года и заключение договора между ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского и Администрацией г.Чжаланьтунь «Об организации научно-исследовательской деятельности» от 26. 11. 2004 г. С 2005 года в соответствии с «Договором об организации

научно-исследовательской деятельности между ЗабГГПУ (г. Чита, Россия) и Хулуньбуирским институтом (г. Хайлар, КНР)» от 10.12.2005 г. осуществляется сотрудничество в рамках комплексной темы исследования «Трансграничье в изменяющемся мире». Лаборатория в рамках договоров проводит исследования по теме «Трансграничье в изменяющемся мире: Природа. Культура. Образование». В целом за период с 2004 по 2008 гг. Лабораторией было организовано 4 экспедиции в АРВМ КНР. Экспедиционные исследования позволили выявить:

1. Особенности системы образования и особенности управления образовательными учреждениями Китая.

2. Специфику образовательного процесса в учреждениях различного уровня и профиля (детских садах, школах, специальных учебных заведениях, вузах).

3.Особенности образовательного пространства современной школы КНР.

4. Региональную специфику системы образования АРВМ и региональные аспекты содержания образования.

Члены лаборатории познакомились с:

• дидактической системой обеспечения предметного обучения;

• системой работы педагогических коллективов школ;

• подготовкой учителей в средних и высших учебных заведениях;

• организацией взаимодействия образовательных учреждений различного уровня (школа-вуз);

• организацией непрерывного образования в КНР.

Результатом экспедиций по изучению системы образования Китая явились диссертационные исследования двух российских аспирантов и одного китайского по проблемам сравнительной педагогики. Руководителями этих исследований являются члены лаборатории профессор Л. А. Бордонская и доцент Т. В. Лучкина. Кроме этого, по материалам исследований членами лаборатории были сделаны доклады на международных конференциях в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Чите, опубликовано более 15 статей в научных сборниках различного уровня. В рамках сравнительного исследования систем образования России и Китая проведено 5 научно-практических конференций с изданием материалов конференций.

Лабораторией в составе НИИ РО (с участием профессорско-преподавательского состава ряда кафедр) были предложены, разработаны и реализованы различные проекты. В частности, было обращено внимание на проблему, свя-

занную с регионализацией профессионального и общего образования в Эабайкалье. Анализ состояния регионального компонента ГОС ВПО показал, что региональный компонент занимает примерно пятую часть от общей трудоёмкости подготовки специалиста. При этом в нашем университете, как и в большинстве вузов России, отсутствует система в определении перечня входящих в него дисциплин и в отборе их содержания, нет единства в целостности видения проблемы регионализации образования и путей её решения. Это приводит к тому, что профессиональная образовательная программа подготовки специалиста с учётом регионального компонента содержания образования зачастую выстраивается стихийно, без научного обоснования. Для решения этой проблемы при подготовке специалистов в вузе необходимо было выявить теоретико-методологические основы и наметить пути реализации этих основ.

В рамках этого проекта была подготовлена и в 2007 году издана коллективная монография «Регионализация образования (на примере Забайкалья)» под редакцией профессоров Л. А. Бордонской, М. И. Гомбоевой, Л. В. Черепановой. В монографии представлены геополитические и географические особенности Читинской области, интеллектуальные и физические особенности детей, проживающих в экологически неблагополучных районах области, система образования региона, теория и практика регионализации образования. Изданная работа получила одобрение и принята к реализации не только нашим вузом, но и всеми учебными заведениями Читинской области.

Вторым проектом, над реализацией которого работали члены лаборатории, было профильное обучение. По результатам научных исследований общих проблем профильного обучения была создана модель деятельности университета по реализации профильного обучения. Модель представляет собой сложную многомерную структуру, отражающую разнообразные составляющие деятельности университета по реализации этого обучения в Читинской области. Модель имеет обобщённый характер, в ней определены функции, механизмы и средства осуществления профильного обучения. В деятельности университета по реализации профильного обучения выделены три аспекта: организационно-структурный, проблемносодержательный и содержательно-процессуальный. Модель предусматривает обучение по профилям на разных уровнях: на уровне университета, институтов и факультетов, кафедр, на уровне отдельных преподавателей и студентов. В 2007 г. по результатам исследования было опу-

бликовано научное издание «Университет и организация профильного обучения» (авторский коллектив Л. А. Бордонская (редактор), Л. П. Алексенко, С. И. Десненко, С. З. Кимова, Т. В. Лучкина, В. Ю. Проклова, С. С. Серебрякова, Е.

В. Эпова). В рамках данного проекта по договору с Комитетом образования АБАО была реализована программа дополнительного профессионального образования «Профильная школа», результатом которой явилась профессиональная подготовка учителей в классах различных профилей.

В настоящее время лаборатория работает по программам:

• Университет и профильное обучение.

• Регионализация образования.

• Сравнительная педагогика.

• Талантливые дети: обучение и развитие.

• Самостоятельная работа студента в вузе.

Научно-исследовательская работа членов лаборатории по проблемам высшей школы внесла огромный вклад в развитие университета. Вклад несомненный и достойный, чтобы о нём говорить. Мы отчётливо осознаём, что приоритет во всей работе всегда у создателей школы, а лаборатория и является таковой не только для её членов, но и для большинства педагогического коллектива ЗабГГПУ. Создатели школы — это всегда незаурядные личности. Личности в избранной научной деятельности, одержимые не только воплощением своих идей, но и обладающие потребностью их пропагандировать, нуждающиеся в поддержке научной общественностью, в продолжении своих дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.