Научная статья на тему 'Уроки театрального искусства и работа театра-студии'

Уроки театрального искусства и работа театра-студии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
652
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ТЕАТРАЛЬНАЯ АЗБУКА / СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКЕ И РЕЧИ / ЗРИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ / ДРАМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Катеринчук Е.А.

В статье раскрывается принципиальное отличие уроков театрального искусства от уроков по традиционным школьным предметам, предлагается программа «Основы театрального искусства», демонстрируются оригинальные приемы работы театра-студии Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Лицей естественных наук».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки театрального искусства и работа театра-студии»

ВОСПИТАНИЕ

Е. А. Катеринчук Уроки театрального искусства и работа театра-студии

В статье раскрывается принципиальное отличие уроков театрального искусства от уроков по традиционным школьным предметам, предлагается программа «Основы театрального искусства», демонстрируются оригинальные приемы работы театра-студии Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Лицей естественных наук».

Ключевые слова: основы театрального искусства, театральная азбука, средства выразительности в музыке и речи, зрительский практикум, драматизация.

Чудо живет в каждом из нас.

Стоит только поверить...

И. Пачин

Уроки театрального искусства принципиально отличаются от уроков по традиционным предметам школьного курса, поскольку главная задача, которую решают учителя и ученики на уроках театра, - научиться перевоплощению, созданию сценических образов, используя разнообразные средства выразительности. Каждый урок представляет собой площадку, на которой работает мастер (учитель основ театрального искусства) и его ученики. Взаимодействие мастера и учеников строится через понимание сценических отношений. В сценических отношениях рождается искусство театра, а реализуется - в сценическом действии. Мастер и ученики на уроке организуют актерскую игру, которая служит основой сценического действия. Так, например, на уроке на тему «Сценическое действие» учитель предлагает следующий сказочный сценарий.

«В сказочном лесу»

Учитель: В одном сказочном лесу, в дупле старого развесистого дуба жил маленький-маленький..

Дети: Настя - кузнечик,

Виталик - бельчонок,

Никита - гномик,

Оля - волшебник,

Света - секретик!

Учитель: Это был бельчонок, а сейчас я открою вам тайну. Он был волшебником! Интересно, какие чудеса он умел делать?

Настя - Он мог превращаться в самых разных животных.

Виталик - Мог летать как птица.

Оля - Становиться невидимым.

Никита - Уменьшаться до микроскопических размеров.

Света - Выполнять любое желание!

Учитель: Интересно, а как он выглядел?

Виталик - Бельчонок был рыженький, пушистый.

Оля - Такой забавный с живыми черненькими глазками.

Света - С остренькой мордочкой.

Никита - И кисточками на ушках.

Настя - Он быстро-быстро перепрыгивал с ветки на ветку и смешно перебирал лапками, как наш Виталик.

Учитель: Вообрази, Настя, что ты - этот бельчонок. Покажи, как он прыгает, перелетает с ветки на ветку, прячется от куницы. Молодец! Прямо как настоящая белка. А теперь, друзья, давайте поиграем. Никита будет хищной куницей, а вы бельчатами. Но сначала послушайте музыкальные темы наших героев. Отгадайте, чья эта тема? (Дети угадывают темы, а затем проводится игра «Белки и куница».)

- Как вы думаете, бельчонок умел разговаривать?

Света - Конечно, на любом языке.

- А какой у него был голос?

Виталик - Тоненький.

Настя - Волшебный.

Оля - Остренький.

Учитель: Ты хотела сказать пронзительный.

Оля - нет, пронизывающий, как острая иголочка.

Учитель: Замечательно! А в каком темпе он говорил?

Никита - Очень быстро, отрывисто.

Света - Скороговоркой.

Виталик - Бельчонок не говорил, а стрекотал: «Здравствуйте, дедушка дуб!»

Учитель: Рано утром могучий дуб просыпался и приветствовал лесных жителей.

Как?

Виталик - Доброе утро, друзья!

Света - Здравствуйте звери и птицы!

Настя - Лоси, ежи

Никита - и синицы.

- Интересно, каким голосом говорил дуб - низким или высоким?

Света - Конечно, низким, басистым.

Виталик - Плотным, темным.

Учитель: А в каком темпе - быстро, медленно?

Настя - Медленно, нараспев.

Никита - Протяжно.

Света - Он, скорее, не говорил, а пел: «Ого-го-го, просыпайтесь!»

Учитель: А теперь, ребята, давайте придумаем мелодию на эти слова.

Это фрагмент урока театра во втором классе Лицея естественных наук. Урок проводится по авторской программе «Основы театрального искусства». Уроки проводятся один раз в неделю с 1-го по 6-й класс. Курс синтетический, он включает в себя элементы таких предметов, как история театра и музыки, актерское мастерство, вокал, изобразительное искусство и риторика. В программе доминируют темы раздела «Выразительные средства в музыке и речи» (интонация, ритм, темп, способы исполнения звука, динамика, тембр).

Кроме перечисленных средств выразительности в данном фрагменте урока используются лейтмотив и мелодия. Во время игры-импровизации дети угадывают музыкальные темы, а затем сами сочиняют слова и мелодии сказочных героев. Мы видим здесь основные приемы театральной педагогики: диалог, игру, импровизацию, этюдную деятельность.

Основная цель программы первого года обучения - адаптация детей к учебной деятельности. Уже ко второй четверти на уроках театра появляются этюды - маленькие сценки, которые играются в режиме импровизации. В этюдах используется сумма умений и навыков, выработанных в процессе занятий: 1) видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него; 2) управлять своим вниманием; 3) различать оттенки отношения, анализируя слова и действия, адекватно реагировать на них; 4) четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.

Программа «Основы театрального искусства» состоит из шести содержательных блоков. Раскроем особенности содержания каждого блока.

1-й класс: «Театральная азбука» (36 часов)

Планируемые результаты: интерес к театральной деятельности; знакомство детей с элементарными средствами выразительности, умение использовать средства выразительности в чтении стихов, пении, инсценировании, музыкальной импровизации.

Итоговое мероприятие - вечер развлечений (или урок-концерт) «На балу у Золушки». (В программе вечера - образно-ролевые игры, игры-импровизации, инсценированные песни, кукольные представления.)

2-й класс: «Особенности музыкального театра» (36 часов)

Планируемые результаты: общее представление об особенностях функционирования музыкального театра; развитие мелодического и тембрового слуха, двигатель-но-ритмических действий на основе работы с музыкальным материалом.

Итоговое мероприятие - музыкальный или музыкально-драматический спектакль по мотивам русских или зарубежных сказок.

3-й класс: «Хоровод кукол» (36 часов)

Планируемые результаты: представление об особенностях кукольного театра; художественно-ассоциативное мышление; умение выполнять разнообразные движения и игровые действия в воображаемой ситуации.

Итоговое мероприятие - кукольный спектакль, в котором совместно с учителем изобразительного искусства дети делают занавес, декорации, костюмы, кукол, афишу.

4-й класс: «Театр и синтетические виды искусства (кино, анимация-мультипликация, цирк, эстрада)»

Планируемые результаты: представление об основных общих и индивидуальных выразительных средствах театра, кино, цирка и эстрады, умение использовать средства выразительности в музыке и речи.

Итоговое мероприятие - театрализованный концерт «Огни цирка» (имитация цирковых номеров).

5-й класс: «Средства выразительности в музыке и речи» (36 часов)

Планируемые результаты: владение комплексом выразительных средств: интонация, темп, динамика, тембр, артикуляция, понимание закономерностей развития театрального искусства на примере становления музыкального театра.

Итоговое мероприятие - театрализованный праздник «В древних Афинах».

6-й класс: «Театр и связь времён» (36 часов)

Планируемые результаты: умение фантазировать, воображать, ассоциативно мыслить; умение создавать свободные композиции; представление об искусстве театра как средстве общения между людьми разных эпох; умение устанавливать преемственность между древним и современным искусством, понимать язык символов.

Итоговое мероприятие - вечер средневековой литературы и театра.

Развитие внимания, фантазии, воображения, наблюдательности на уроках театрального искусства проходит в игровой деятельности. Упражнения и этюды вводятся в учебный процесс поэтапно: сначала задания, развивающие сенсорику и восприятие: зрение, слух, обоняние; затем проводятся игровые упражнения на тренировку базовых свойств - внимание, воля, память, и, наконец, переходим к развитию воображения, фантазии, логики мышления.

Участвуя в игре-драматизации, в этюдной деятельности, дети в своем воображении воссоздают ту или иную ситуацию, пытаются представить мысли и чувства героя, их отношение к другим людям, их действия.

Выстраивается методический «мостик» от игры к художественному творчеству; чтобы через игру ввести ребенка в искусство, постепенно меняя игровые задачи на за-

дачи, специфические для художественного творчества, акцентируя внимание детей на законе выразительной формы.

Важнейшее значение в подготовке лицеистов к определению уровня их достижений средствами театральной педагогики имеет зрительский практикум.

Зрительский практикум - это посещение театральных спектаклей, которые проводятся в процессе изучения всего курса «Основы театрального искусства» театра с 1-го по 6-й класс. Посещение спектаклей осуществляется по плану воспитательной работы лицея. Обсуждение зрительского восприятия спектаклей проводится, как правило, на учебных занятиях.

Театр формирует умение увидеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому и влияние уроков театра на лицеистов многогранно: они действуют на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.

Значение уроков театра в жизни детей раскрывается в их отзывах.

«Раз в неделю у нас проводятся интереснейшие уроки театрального искусства, их проводит Елена Анатольевна. Мы изучаем выразительные средства, историю театра, выполняем творческие задания и ставим этюды.

Изучая творчество актеров, мы раскрываем свои таланты. Учимся быть прилежными не только на сцене, но и в жизни. Очень интересна и история древнего греческого театра, как он не похож на современный!

Мне очень понравилось готовить этюды по древнегреческим мифам. В них мы отошли от канонов древнегреческого театра (актеры-мужчины, хор, маски). Но нам удалось передать поучительный смысл мифов, сочиненных тысячи лет назад в Греции - мировой столице искусства, где впервые зародились театр, скульптура и т. д.

Театральное искусство - важный предмет, который учит нас красиво говорить, выражать свои мысли, театр расширяет наш кругозор, открывает мир закулисья. Я люблю эти уроки».

Мария Кривошеина, 5А класс

Очутишься в сказке и сразу поймешь,

Что ты на уроках театра.

Здесь каждый волшебник, и каждый актер -

Все ждут приключений на завтра.

Очутишься в сказке и сразу поймешь

Поэзию русского слова.

Наш добрый учитель, ты нас приведешь

К ступеням театра Большого.

Маша Фадеева, 1А класс

Особенности студийной работы. А. А. Мелик-Пашаев отмечал, что задача педагога не в том, чтобы как можно раньше угадать, кто из многих детей рожден для того или иного призвания, и создавать для него особые условия развития, а в том, чтобы приобщить всех к полноценному художественному творчеству, ввести в общение с искусством. На этом благотворном фоне особо одаренные дети быстрее найдут и проявят себя, а другие, благодаря приобретенному опыту, станут компетентными и заинтересованными слушателями, зрителями, читателями, наследниками художественной культуры человечества.

Именно для детей, которые не только интересуются театром, но и способны создавать образы на сцене, работает театральная студия. Экспериментальная студийная работа ведется в лицее с 1997 г. (9-11-е классы), с 1999 г. (5-7-е классы), с 2000 г. (1-3-и классы). В 2008 г. был создан экологический театр. Все лицеисты с первого по пятый класс знакомятся с основами театрального искусства на уроках театра, а те, кто проявляет актерские способности, приглашаются в театральную студию. Таким образом осуществляется интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Программа работы студии «Основы актерского мастерства» состоит из двух основных частей. Первая - пропедевтическая, включающая два блока: первый блок - театральная азбука (54 часа - первый год обучения); второй блок - основы музыкального театра (54 часа - второй год обучения). Вторая часть: основной курс «Сценическое действие» (270 часов - с третьего по седьмой годы обучения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор пропедевтического курса (первый и второй год обучения) - Е. А. Катерин-чук. Авторы основного курса (с третьего по седьмой год обучения) - известные театральные деятели и педагоги А. П. Ершова, В. М. Букатов.

Представленная программа является по своему характеру развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.

Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи разных видов искусства.

«Занятия искусством восстанавливают целостность растущего человека. В тех редких школах, где директор дает простор хоть какому-нибудь виду искусства, вскоре повышается эмоциональный тонус детей, уходят усталость и тревожность, улучшается отношение к занятиям и успеваемость» (А. А. Мелик-Пашаев).

Первый директор лицея Ада Ефимовна Дашевская считала очень важным условием создание в лицее здоровьесберегающей среды в условиях интеллектуальных перегрузок. Именно забота о здоровье детей явилась важной причиной возникновения в лицее уроков театра и бальных танцев. В 1997 г. Ада Ефимовна решила, что у талантливых детей должен быть свой театр, и пригласила в лицей профессиональных актеров и руководителей театра. Ада Ефимовна считала важным условием развития творческого коллектива общение учеников с профессионалами не только в учебное, но и во внеучебное время.

В разные годы в театре-студии с детьми занимались прекрасные специалисты: режиссер Дома детского творчества А. Н. Бусыгин, балетмейстеры О. В. Слобожанинова, супруги Фофановы, В. Д Абашев, лучшие концертмейстеры нашего города -Е. С. Буркова, Л. В. Хоробрых и А. А. Фещенко, руководитель камерного инструментального ансамбля Н. Б. Шадрина, художники-сценографы И. В. Михайлицина, Е. А. Давыдова, художники по костюмам Н. В. Змитриченко, А. Г. Галак и Т. А. Белозор.

Мы с А. А. Тетериным с интересом работаем до сих пор, хореографию с 2008 г. преподает ведущий балетмейстер и руководитель хореографической студии «Призвание» О. В. Чермных.

Благодаря регулярным репетициям и выступления дети сплотились, сдружились, научились понимать и прощать друг друга. Робким и застенчивым театр помог стать коммуникабельнее, рискованнее, увереннее в себе, а излишне самоуверенным -терпимее и добрее. Активные участники студии являются лидерами классных коллективов. Студийцы с невысокой успеваемостью получают авторитет и признание одноклассников благодаря своим занятиям в театре.

Идеи Ады Ефимовны Дашевской продолжает нынешний директор Лицея естественных наук Валентина Анатольевна Русанова.

По-прежнему все лицеисты с 1-го по 6-й класс изучают основы театрального искусства, участвуют в различных праздниках и спектаклях.

С большим интересом, с глубоким уважением и тактом Валентина Анатольевна относится к идеям и начинаниям педагогов театральной студии: постановке новых спектаклей, оформлению сцены, пошиву исторических костюмов или записи фонограмм. Вот уже 20 лет администрация Лицея во главе с директором создает условия для развития разнообразных видов деятельности учащихся, формирует чувство комфорта и благоприятных отношений между детьми.

Рассмотрим особенности создания спектакля. Реализация комплексных образовательных программ «Основы театрального искусства» и «Основы актерского мастерства» способствует развитию творческого потенциала лицеистов. Дети пробуют себя в конкурсе чтецов, презентациях, литературно-музыкальных композициях, праздничных концертах, а главное - участвуют в лицейских спектаклях.

Музыкально-драматический спектакль рассматривается в системе работы Лицея как конечный результат интегративного образования и показатель уровня развития творческой деятельности лицеистов.

Посмотрите, какие спектакли мы ставили в начальной школе и среднем звене в рамках программы «Основы театрального искусства» и «Основы актерского мастерства» в 2013-2018 гг.

1-й класс: «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Мюзикл по одноименной сказке А. Толстого. Инсценировка И. Веткиной. Музыка А. Рыбникова. Хореография Е. Ярославцевой.

2-й класс: «Старая сказка на новый лад». Мюзикл по мотивам русских и зарубежных сказок. Музыка А. Рыбникова, М. Дунаевского, Г. Бардина, Т. Досковской. Хореография А. Веселковой.

«Черничная царица». Экологическая фантазия по одноименной сказке Т. Смер-тиной. Музыка из репертуара Государственного академического русского народного ансамбля «Россия». Хореография Е. Ярославцевой.

3-й класс: «Конек-горбунок». Детский мюзикл по сказке П. Ершова. Музыка Р. Щедрина. Хореография О. Чермных, Г. Корепановой.

4-й класс: «Волшебник Изумрудного города». Музыкальная сказка по одноименному произведению А. Волкова. Музыка А. Морсина, Г. Гладкова, А. Флярковского, Б. Савельева. Хореография О. Чермных, В. Абашева.

Напомним название блоков программы «Основы театрального искусства» и планируемые результаты в 5-м и 6-м классах.

5-й класс: «Средства выразительности в музыке и речи» (36 часов). Планируемые результаты: владение комплексом выразительных средств: интонация, темп, динамика, тембр, артикуляция, понимание закономерностей развития театрального искусства на примере становления музыкального театра.

Итоговое мероприятие - «Щелкунчик». Музыкальная сказка по волшебной истории Э. Т. А. Гофмана и балету П. И. Чайковского. В спектакле использована музыка Д. Шостаковича и Д. Эльфмана. Балетмейстеры О. Чермных, В. Абашев.

6-й класс: «Театр и связь времён» (36 часов)

Планируемые результаты: умение фантазировать, воображать, ассоциативно мыслить; умение создавать свободные композиции; представление об искусстве театра как средстве общения между людьми разных эпох; умение устанавливать преемственность между древним и современным искусством, понимать язык символов.

Итоговое мероприятие - «Карлик Нос». Музыкально хореографическая фантазия по сказке В. Гауфа и пьесе Н. Шувалова. Хореография О. Чермных. В спектакле использована фольклорная музыка Западной Европы Х1У-ХУвв.

Обратите внимание на имена композиторов: Петр Ильич Чайковский, Дмитрий Шостакович, Родион Щедрин, Алексей Рыбников, Максим Дунаевский, Геннадий Гладков, Александр Флярковский, Борис Савельев.

Музыка к детским музыкальным спектаклям воспитывает абстрактное и образное мышление детей, вовлекает юных зрителей и исполнителей в глубокий и разнообразный мир, в ту или иную историческую эпоху или причудливую фантастическую страну. Именно благодаря музыке и хореографии, сценическим костюмам и декорациям театр можно сравнить с машиной времени, благодаря которой мы путешествуем в веках и останавливаемся то в прошлом, то в будущем...

Замечательный режиссер Московского камерного театра Борис Покровский писал, что музыкальный театр - это театр особенный, где музыка - средство выражения действия. Самое главное в опере, балете, мюзикле - это музыкальная драматургия, то есть сопряжение музыки и факта.

Сила музыкального спектакля в том, что его музыка может выразить то, что недоступно слову. Она делает характеры более объемными, конфликты острее, подтексты и второй план происходящего сложнее, ощутимее, атмосферу сцены ярче.

А. А. Бахтин отмечал, что воспитание театром прививает юным зрителям и актерам основы театрального этикета, сценического движения и хореографии, слушания музыки и видения сцены, без которых восприятие музыкально-драматического действа невозможно. В результате формируется сумма навыков восприятия музыкально-драматического театра, дети воспитываются на высоких образцах музыкальной и литературной классики.

Таким образом, театр-студия представляет собой очень живой динамичный способ творческого взаимодействия, специфической особенностью которого является театрализация, хореография, совместное групповое пение, возможность индивидуальной и коллективной импровизации и активного диалога с аудиторией. Это творческая лаборатория, где постоянно идет эксперимент от исполнения простейших стихов, песен и танцевальных движений до создания целостного музыкального или драматического спектакля.

Список литературы

1. Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.-сост. С. И. Тукачева. Волгоград : Учитель, 2007. 76 с.

2. Бахтин А. А. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей. АКД. М., 2006. 34 с.

3. Волшебный мир кулис / сост. Е. А. Катеринчук. Киров : КИПК и ПРО, 2008.

83 с.

4. ГИТИС: жизнь и судьба театральной педагогики / сост. В. М. Турчин. М. : ГИ-ТИС, 2003. 424 с.

5. Голодов М. А. Этические законы театральной студии. М., 2005. 104 с.

6. Катеринчук Е. А. Музыкальный театр в школе : (материалы из опыта работы). Йошкар-Ола : Редакция журнала «Марий Эл учитель. Приложение к журналу, 2002. 48 с.

7. Мелик-Пашаев А. А. Художественное образование для всех детей // Педагог -Искусство - Дети : сб. статей и метод. материалов (по итогам науч.-практ. конф. «От школы с углубленным изучением предметов искусства - к непрерывному художественному образованию». Вып. 3 / сост. и науч. ред. Н. А. Жирова ; АПК и ППРО. Киров : КИПК и ПРО, 2009. С. 11-18.

8. Покровский Б. А. Мастер и его театр // Музыкальная жизнь. 2002. № 4.

9. Стаунэ Г. Д. Гуманизация воспитания подростков посредством игровой театральной деятельности // Вестник Иркутского педуниверситета совместно с ВосточноСибирским институтом МВД РФ : материалы Общероссийской науч.-практ. конф. Иркутск : Изд-во ИГПУ, 2006. Вып. 7. С. 339-345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.