Научная статья на тему 'Театр - особое богатство Кировского лицея естественных наук'

Театр - особое богатство Кировского лицея естественных наук Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ТЕАТР-СТУДИЯ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Русских Г.А.

Статья посвящается двадцатилетнему юбилею театра-студии Кировского лицея естественных наук. Раскрываются приемы взаимодействия руководителей, актеров и зрителей уникального самодеятельного театра. Определяется значимость школьного театра в становлении и развитии духовной культуры лицеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театр - особое богатство Кировского лицея естественных наук»

Новосибирск

Г. А. Русских

Театр - особое богатство Кировского лицея естественных наук

Статья посвящается двадцатилетнему юбилею театра-студии Кировского лицея естественных наук. Раскрываются приемы взаимодействия руководителей, актеров и зрителей уникального самодеятельного театра. Определяется значимость школьного театра в становлении и развитии духовной культуры лицеистов.

Ключевые слова: образцовый детский коллектив, театр-студия, театральный спектакль, художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик.

В детстве таится мощный источник художественного развития, а в каждом ребенке - потенциальный художник.

З. Новоявленская

Образцовый детский коллектив театр-студия Кировского лицея естественных наук отметил свое двадцатилетие. Двадцать лет театру - отличный возраст. В репертуаре - музыкально-драматические спектакли по пьесам русских и зарубежных авторов, инсценировки сказок и других литературных произведений классики и современности, которые получили высокую оценку театралов.

В Кировском лицее естественных наук театр представляет собой особое богатство, которое бережно хранит и приумножает коллектив его почитателей: педагогов и лицеистов. Одни почитатели театра выражают желание быть создателями спектакля, другие хотят быть зрителями. Чтобы обладать уникальным богатством, которое в свое время А. С. Пушкин называл «волшебным краем», каждый лицеист, и актер, и зритель,

должен знать и понимать: 1) в чем таится волшебство театра; 2) как взаимодействуют создатели спектакля и зрители?

Руководители театра, отвечая на эти вопросы, используют удивительную книгу выдающегося режиссера, народного артиста РСФСР, профессора Бориса Евгеньевича Захавы «Мастерство актера и режиссера». По своей познавательной и исследовательской ценности это пособие представляет значительный интерес не только для профессиональных актера, режиссера, театрального педагога, театроведа, но для каждого человека, которого интересует театральное действие. Для нашей статьи особый интерес представляет первая глава книги, которая называется «Основные принципы театра», поскольку именно в этой главе определяется суть понятия «театр» и раскрываются отличительные черты театрального искусства.

Когда речь идет о театральном спектакле, то мы понимаем, что спектакль создается многими участниками творческого процесса. Это драматург, режиссер, актеры, хормейстер, постановщик танцев, гримеры, декораторы, осветители, костюмеры и т. д. И каждый вкладывает свою часть творческого труда в общее дело. Таким образом, получается, что коллектив театра как творческий ансамбль становится создателем спектакля. Рассмотрим, как распределяются обязанности главных создателей театрального действия. Драматург создает пьесу - это основа любого спектакля. Пьеса отражает авторское понимание драматурга тех событий, которые происходят на сцене. Режиссер, работая с драматургическим произведением, формирует собственный взгляд на театральное действие, он подбирает исполнителей. Его понимание спектакля определяет работу с актерами. Актеры создают творческий образ и через свое понимание образа общаются со зрителями. Зритель воспринимает актеров как своих собеседников. Таким образом, складывается коллектив единомышленников, в сотворчестве которого рождается подлинное произведение искусства. К. С. Станиславский писал, что коллективное творчество обязательно требует ансамбля и те, кто нарушает его, совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искусства, которому они служат [6].

Известно, что театр - синтез многих искусств, которые вступают во взаимодействие друг с другом: литература, живопись, музыка, вокальное искусство, искусство танца, пантомима и т. д. Поэтому театральные деятели всегда отмечают синтетическую природу театра, однако они особо выделяют носителя специфики театра - актера, который, используя художественные средства, воздействует на зрителя, создает запоминающиеся и волнующие зрителя образы. Основным материалом в актерском искусстве, определяющим его специфику, является действие, которое выражается в уникальной живой речи актера, в его движениях на сцене. В действии актера кроется особый секрет необычайной власти театрального искусства над человеческими сердцами [4].

Изучая особенности театрального искусства, театроведы сотни страниц посвятили изучению такого феномена, как творческое взаимодействие режиссера и актёра в процессе создания спектакля. В процессе взаимодействия учитывается, что в театральном искусстве актеры являются основным материалом в создании спектакля и обеспечивают творческое начало постановки. Реализации замысла режиссера способствуют мысли и мечты актера, его художественный вкус, творческая фантазия, личный и социальный опыт, актерское обаяние. Именно взаимодействие между режиссером и актером является основой режиссерского мастерства. Недаром знатоки театра говорят, что настоящий режиссер является для актера не только учителем театра, но и учителем жизни [4].

К числу важнейших особенностей театрального искусства относится тот факт, что спектакль окончательно формируется под непосредственным воздействием зрителя, который, находясь в зале своим пониманием происходящего на сцене и адекват-

ным эмоциональным откликом, участвует в создании этого спектакля. Недаром актеры говорят, что они чувствуют «дыхание зала». Для рождения этого чувства и создателям спектакля, и зрителям необходимы информированность, широта кругозора, собственные жизненные наблюдения, понимание исторических особенностей, на фоне которых разворачивается действие в спектакле. Именно эмоциональный контакт между актером и зрителем стимулирует и процесс творчества на сцене, и процесс его восприятия в зале. На зрителя воздействует особая эмоциональная театральная среда, восприятие становится коллективным. Так, например, трудно удержаться от смеха, если все вокруг смеются; невозможно не заинтересоваться тем, что происходит на сцене, если в зрительном зале аншлаг и стоит напряженная тишина. Таким образом, искусство театра способно объединять мысли, чувства и устремления многих людей, которые пришли на спектакль.

Б. Е. Захава в своей знаменитой книге сформулировал следующие положения, необходимые для понимания такого феномена, как театральное искусство: театр - это искусство коллективное; главный носитель специфики тетра - актер; основное выразительное средство театра - действие; ведущий компонент театра - драматургия; основной материал режиссерского искусства - творчество актера; взаимодействие актера и зрителя - важнейший компонент театра [4].

Лицейский театр - театр самодеятельный, в этом его особенность и значимость. Каковы отличительные черты самодеятельного театра?

В литературе отмечается, что самодеятельный театр - это театр любительский, который характеризуется добровольной, творческой организацией участников спектакля. Хорошим самодеятельный театр может быть в том случае, если спектакль создают коллектив энтузиастов и энтузиаст руководитель. Энтузиазм руководителя, масштаб его личности являются решающим фактором существования самодеятельного театра. Именно в общении руководителя театра и его участников в процессе постановки спектакля может возникнуть особая творческая атмосфера, которая формирует умение слышать и понимать друг друга. Главное - формируется потребность участников спектакля увидеть результаты своей работы на сцене. Но руководителю мало быть энтузиастом, важное значение имеют его профессиональные умения и навыки. Именно руководитель-профессионал может создать особую театральную атмосферу, которая воспитывает коллективизм участников театрального действия, что является важным стимулом создания интересного спектакля.

Для лицейского театра как театра самодеятельного необычно то, что на сцене создают удивительные образы и осуществляют действия актеры, хорошо знакомые зрителю по школьной жизни. Это лицеисты, учителя, сотрудники лицея, которые чудесным образом освобождаются от общепринятых отношений в лицейской жизни и перевоплощаются в новые необычные для лицея персонажи. Каждое слово, которое звучит со сцены, отзывается у зрителей двояко. С одной стороны, на сцене человек, которого лицеисты очень хорошо знают по словам и поступкам в обыденной жизни, с другой стороны, - это актер, который со сцены говорит новые слова и выстраивает свои отношения со зрителем в новой, творческой, непривычной для лицеиста ситуации.

Коллектив театра Лицея естественный наук г. Кирова, состоит из двух частей: инвариантой и вариативной. Инвариантую часть коллектива составляют: художественный руководитель театра Елена Анатольевна Катеринчук, главный режиссер Александр Анатольевич Тетерин, хореограф Ольга Валерьевна Чермных, звукооператор Алексей Николаевич Пупышев. Вариативная часть - актеры-учителя и родители, актеры-лицеисты.

Елена Анатольевна не только художественный руководитель, но и талантливый драматург, автор многих пьес, поставленных на сцене лицейского театра. Она профес-

сиональный музыкант и опытный педагог-репетитор, глубоко чувствующий атмосферу лицея и актерские возможности исполнителей.

Александр Анатольевич - профессиональный актер Кировского драматического театра. Актерское дарование позволяет ему, неординарному режиссеру, изнутри видеть драматический материал и создавать необычные образы на сцене, используя детскую непосредственность и врождённую талантливость своих лицейских «актеров».

Хореограф Ольга Валерьевна мастерски владеет искусством постановки как исторического, так и народного танца, которые обеспечивают важнейшее эмоциональное взаимодействие участников спектакля и зрителя.

Алексей Николаевич, системный администратор лицея, человек с хорошим художественным вкусом, профессиональный звукорежиссер, который умеет наилучшим образом настроить звук, учитывая особенности сцены и зрительного зала.

Актерское ядро театра его взрослый состав - это учителя и сотрудники лицея, именно они, опираясь на свой жизненный опыт и актерское обаяние, в течение многих лет принимают участие в разных театральных постановках. Но конечно, главное волшебство и удивительную зрелищность спектаклей создают дети-актеры. Их яркий эмоциональный отклик на драматургический материал, подлинное восприятие значимости действия, в котором они принимают участие, их безграничное доверие и влюбленность в своих руководителей создают особую «магию», которая интегрирует активное воображение актеров и зрителей. Притягательная сила каждого спектакля как раз и заключается в творческом взаимодействии руководителей театра, взрослых актеров, актеров-лицеистов и зрителей, которые захвачены действием, происходящим на сцене. «Жизнь на сцене», притягательная сила спектакля являются особым средством эстетического воспитания лицеистов и способствуют развитию их уровня зрительской культуры.

Известно, что хороший спектакль невозможно создать без репетиций. Именно репетиции принадлежит важная роль в формировании творческой самобытности участников спектакля, развитии их эстетической и нравственной культуры. С одной стороны, репетиция - это сложный процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, с другой стороны, это - коллективное занятие по осознанию сути драматургического материала, специальной работе по технике речи, хореографии и сценическому движению [8]. Особое значение имеют репетиции в костюмах. К. С. Станиславский отмечал, что костюм, найденный для образа, перестает быть вещью и превращается для артиста в реликвию, и горе, если эта реликвия потеряется. Знакомство с костюмом на репетиции не просто момент одевания, а это - процесс облачения, действие психологически важное, поскольку происходит внутреннее преображение участников спектакля.

В лицее, как правило, все дети, участники спектакля, проходят особую подготовку к художественно-эстетическому восприятию спектакля на уроках по основам театрального искусства. Эти уроки - отличительная черта учебного плана образовательного учреждения и важный компонент лицейской системы воспитания. Особое значение имеет то, что на этих уроках учителя основ театрального искусства как в начальной школе, так и в среднем звене уделяют этюдной деятельности. Самые яркие и захватывающие уроки проводятся как «Фестиваль этюдов». На этих уроках каждый участник этюда, работая над ролью, выступает и как драматург, и как режиссер-постановщик, и как актер, и как костюмер. Свое уникальное творчество демонстрируют и лицеисты-художники, и лицеисты-музыканты, продумывая художественное и музыкальное оформление спектакля, подготавливая пригласительные билеты, программы, афиши и т. д.

Особый эмоциональный отклик у актеров и зрителей лицея имел спектакль-мюзикл «Алые паруса», который стал важным событием в жизни творческого коллек-

тива. Спектакль был показан по ГТРК «Вятка» и завоевал признание у большого количества зрителей.

Российской театральной публике хорошо известен мюзикл «Алые паруса» Максима Дунаевского, который успешно идет в театрах Москвы. На сцене лицейского театра звучала музыка других композиторов: Андрея Богословского, сына известного композитора, и Александра Кирикова, талантливого музыканта и актера Кировского драматического театра.

Итак, мюзикл «Алые паруса»... Как идея создать это музыкально-театральное представление на сцене лицея воплотилась в жизнь? Как руководителям театра-студии удалось подготовить актеров к созданию сложных романтических образов в спектакле? Попытаемся раскрыть приемы работы творческой лаборатории руководителей лицейского театра.

Прежде всего, участникам спектакля необходимо было понять масштаб личности знаменитого в России писателя-земляка Александра Грина, познакомиться с обстановкой, которая окружала его в детстве, юности и в зрелые годы, проследить жизненный и творческий путь писателя, научиться понимать необычный текст его произведений и, конечно, еще раз осмысленно прочитать повесть «Алые паруса». Эту задачу успешно решили на своих уроках и внеурочных занятиях учителя русского языка и литературы, истории и обществоведения. На студийных занятиях и в ходе творческих встреч руководителей театра и актеров с целью коллективного прочтения сценария мюзикла было важно, чтобы лицеисты почувствовали себя единомышленниками выдающегося писателя.

Неизвестно, когда зародились у А. Грина поэтические образы Ассоль и Грея, однако все вятчане, которые любят творчество Грина и гордятся своим земляком, убеждены, что именно на берегу реки Вятки автор знаменитой феерии увидел и алый парус, и встречу своих героев. Сашу Гриневского, ученика Вятского городского четырехклассного училища, юного поэта и мечтателя, жители города Вятки часто видели на берегу реки, он наблюдал алые всплески вечерней зари и размышлял о счастливой судьбе жителей дальних волшебных стран.

Актеры-лицеисты понимали, что А. Грин в своих книгах пишет о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая. Главная идея, которая раскрывается в большинстве произведений писателя-романтика, -это идея любви.

На занятиях театра-студии лицеисты не раз работали со статьями известных вятских ученых Т. Е. Загвоздкиной и Е. О. Галицких. По мнению Татьяны Евдокимовны, отличительная черта сюжета повести «Алые паруса» - это вечная легенда любви, причем любви, в которой отсутствует скука счастливого конца [3]. В чем чудо любви юной Ассоль и капитана Грея? Е. О. Галицких, профессор ВятГУ, отмечает, что встреча капитана Грея со спящей Ассоль - это настоящее чудо. Грей не может пройти мимо своего счастья, он шел к нему всю предыдущую жизнь. Заключительная встреча главных героев придает финалу феерии ослепительно радостный накал. Встреча Ассоль и Грея наполнена музыкой счастья, «движением парусов цвета глубокой радости» [1].

Почитателям таланта Александра Грина хорошо известны слова, которые капитан Грей говорит в финале книги: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Удивительное чудо - музыкальный спектакль «Алые паруса» сотворил своими руками творческий коллектив лицейского театра. Об этом чуде пишут в своих отзывах лицеисты.

...Мне запомнился спектакль «Алые паруса». Прекрасные герои и исполнители ролей, красивые костюмы, декорации, замечательная музыка и танцы. Мне бы очень хотелось, чтобы ставилось больше таких спектаклей (Даша Клабукова, 6А).

...В спектакле «Алые паруса» я была маленькой Ассоль. Вместе с учителем театра, Андреем Николаевичем, мы пели дуэт сказочника Эгля и Ассоль. Кроме роли Эгля, Андрей Николаевич играл роль трактирщика Меннерса, а Елена Анатольевна - его жену.

Мне больше всего запомнились эти роли. Было так смешно, когда они выбегали из таверны и кричали про Алые паруса. Еще очень хорошо играл Эдуард Владимирович - учитель истории. Он был угольщиком Филипом и так забавно «калякал» с малыми детьми.

...Мне очень понравился спектакль и, я думаю, что, когда вырасту, я сделаю лицейское телевидение. По нему будут показывать лицейские программы и обязательно наши спектакли (Аня Котряхова, 2-й класс).

...Участие в лицейских спектаклях - это самое лучшее занятие для меня. Это просто здорово! Мне бы очень хотелось сыграть свою роль еще раз (Артур Спасский, 6А).

...Спектакль «Алые паруса» был очень красочным, веселым, поучительным. Я понял его суть: нужно верить в то, о чем мечтаешь, и не отступать от своих принципов (Владимир Половников, 6Б).

Итак, мы только приоткрыли дверь в лабораторию, где осуществляется взаимодействие руководителей театра-студии и актеров в процессе подготовки их к пониманию тех образов, которые создаются в ходе спектакля.

Как лицейский феномен театр не смог бы состоятся без активного участия в его жизни руководителя лицея, без его административного сопровождения творческой деятельности участников лицейского театрального коллектива. На этапе становления лицея первый директор Ада Ефимовна Дашевская сформулировала концептуальные основы развития театрального коллектива, пригласила профессиональных руководителей и предопределила значимость театра в воспитательной системе лицея. Валентина Анатольевна Русанова, сохраняя и приумножая славные традиции лицея, способствовала созданию инновационной воспитательной среды образовательного учреждения, в которой лицейский театр представляет собой особый ценностный ориентир для развития коллектива лицея. Александр Юрьевич Трифонов, который возглавляет лицей с сентября 2018 г., активно поддерживает театр и способствует развитию творческого потенциала уникального коллектива.

Мы смело можем сказать, что начиная с директора и заканчивая каждым первоклассником Кировский лицей естественных наук г. Кирова «заразился» театром, его особой атмосферой сотворчества и взаимодействия. Лицейский театр хорошо знают в театральной среде г. Кирова и Кировской области, недаром он носит почетное звание «Образцовый детский коллектив» и достойно отмечает свой двадцатилетний юбилей.

Список литературы

1. Галицких Е. О. Роль встречи в феерии Александра Грина «Алые паруса» // Литература в школе. 2015. Вып. 9. С. 8-10.

2. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях театрального коллектива. СПб. : Искусство, 2004. 183 с.

3. Загвоздкина Т. Е. Мотив любви в творчестве А. С. Грина // Литература в школе. 2015. Вып. 9. С. 3-7.

4. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М. : Сов. Россия, 1964. 288 с.

5. Зимина Л. Т. Духовное возрождение России. М., 2000. 278 с.

6. Станиславский К. С. Полный курс актерского мастерства. М. : «Издательство АСТ», 2017. 43 с.

7. Федосова А. Н. Театр, где играют дети, - основа эстетически нравственной личности // Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. Смоленск ; М. : Смоленский обл. ин-т усовершенствования учителей, 2007. С. 183-187.

8. Мороз Н. В. URL: https://infourok.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.