Материалы Межрегиональной
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«1917—2017: итоги столетия», 16 мая 2017 г., Смоленск
Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 10-17
УДК 271.2(4) Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Тупикин Роман Владимирович) Смоленская Православная Духовная Семинария
Уроки столетия: через осмысление к единству
в созидании
Нынешний, 2017 год — год столетия Февральской и Октябрьской революций. События 1917 года стали поворотными как для новейшей истории России, так и всемирной истории ХХ века. В нашей стране нет ни одного человека, который бы в своей судьбе или судьбах своих близких не испытал последствий этих событий.
Мы вновь и вновь обращаемся к духовным, политическим, экономическим и социальным причинам российских революций. Не только историки, но и всё российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий, их осмыслении.
Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Мы обязаны открыто говорить о том, что послужило причиной тех или иных событий и какими последствиями они обернулись для народов исторической Руси».
Тема уроков столетия — обширная, в высшей степени сложная, неоднозначная.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года Президент страны Владимир Владимирович Путин обозначил необходимость обращения к этой теме: «Уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других инте-
ресах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад не оказались тогда наши предки».
Основные тезисы национального примирения в формировании единства истории сформулированы министром культуры России, председателем Российского военно-исторического общества В.Р. Мединским:
— признание преемственности исторического развития от Российской Империи через СССР к современной Российской Федерации;
— осознание трагизма общественного раскола;
— уважение к памяти героев обеих сторон, искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях;
— осуждение идеологии революционного террора;
— понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе.
Необходимым условием осмысления произошедших событий является глубокое изучение причин исторического взрыва без впадения в крайности идеализации или использования сложившихся идеологических штампов.
100 лет назад трагедией для России стало нежелание разных политических сил, имевших разные взгляды на будущее страны, подчинить свои частные амбиции интересам России, рука об руку работать на благо народа, созидательно решать задачи. В результате общественный, политический диалог был подменён кровопролитным гражданским конфликтом.
«Главная трагедия народа заключалась в том, что одурманенный сомнительными популистскими идеями, он позволил оболгать национальную историческую память, надругаться над своей традицией, веками создававшейся усилиями предков, позволил разделить себя на враждующие лагеря, поставить политические и социальные различия выше национального единства и культурной общности», — сказал в своем выступлении на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений 25 января 2017 года Святейший Патриарх Кирилл.
Согласно материалам переписи 1937 г., 1/3 горожан и 2/3 сельчан объявили себя верующими. Среди неграмотных от 16 лет и старше православные верующие составляли 67,9%. Среди грамотных — 79,2%. Всего верующими себя назвали 57% опрошенных, многие оставили вопрос без ответа.
Это убедительно свидетельствует о провале первой атеистической кампании, получившей название «воинствующего атеизма».
Несколько десятков миллионов советских людей не побоялись ответить на вопрос о вере в Бога утвердительно, и отсутствие ответа смутившихся людей мы тоже можем прочитывать как свидетельство веры в Бога.
Это люди, которые родились в царской России, получали образование в церков-но-приходских школах; это и те, кто родился уже после революции и воспитывался в семьях людей, получивших церковное воспитание.
И именно эти люди совершали индустриальный экономический прорыв в 30-е годы, они защищали наше Отечество в годы Великой Отечественной войны.
В период ослабления гонений на Церковь во второй 1940-х и первой половине 1950-х годов открывались храмы, советские, партийные и хозяйственные руководители на официальном уровне оказывали помощь церковным общинам и организациям.
Мы видим, что, несмотря на вынужденность жить по законам атеистического государства, религиозность как неотъемлемая часть мировоззрения русского человека, воспринятая через семейное воспитание и школьное и церковно-приходское образование, сохранялась.
Иные, масштабные и долговременные последствия имела вторая атеистическая кампания второй половины 50-х — первой половины 60-х годов прошлого века. Почему? Потому что оружием было выбрано воспитание и образование. Время «научного атеизма» — время перевоспитания, когда вся мощь советской пропаганды была направлена, прежде всего, на подрастающее поколение и молодежь, мало знакомых с религиозной жизнью. Пронизанное атеистической пропагандой школьное и профессиональное образование, научные и публицистические статьи, десятки художественных фильмов антирелигиозной тематики, выставление духовенства в карикатурном виде, тотальное вытеснение верующего человека из всех сфер жизни.
Результатом стал разрыв традиции; воспитанное в этот период времени поколение во многом потеряло веру в Бога. Уже через десять лет природная религиозность людей, отторгнутых от Церкви, стала проявляться через распространение суеверий, оккультных верований, мистических учений. В это же время развивается так называемый научный интерес к религии: появление описательной литературы по истории Церкви, по древнерусскому искусству и литературе — это яркое свидетельство религиозного голода.
Парадоксально, но пронизанная атеистической пропагандой советская система образования через изучение произведений классической литературы, музыки, изобразительного искусства сохраняла христианские ценности, нравственные ориентиры.
Не удалось разрушить сформированные христианскими ценностями нравственные идеалы и традиции народа. Христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры. В советское время были созданы произведения литературы, изобразительного искусства, музыки и кинематографа, в которых раскрывались примеры жертвенности и беззаветной любви к Родине, поднимались проблемы высоких моральных принципов и разрыва традиций, переживание потрясений начала ХХ столетия.
Обращение к теме революций 1917 года и их последствий происходит в самых разных сообществах, на самых разных площадках, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Сегодня мы будем говорить об истории Русской Православной Церкви в революционные и последующие годы: страшной истории гонений, попыток полного уничтожения, выкорчевывания веры из душ русских людей. Промыслом Божиим Церковь вступила в этот период, будучи укрепленной восстановленным Патриаршеством и избранием святителя Тихона на Московский Патриарший престол. Патриарх призывал «верных чад Церкви» не к вооруженной борьбе, а к покаянию, при-
зывал к духовному, молитвенному подвигу: «Противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага». Святейший Патриарх Тихон умолял православный народ «не сходить с пути крестного, ниспосланного Богом, на путь восхищения мирской силы».
В течение года мы будем обсуждать события 1917 года и новейшей истории нашей страны в рамках работы Третьего Смоленского регионального форума Всемирного Русского Народного Собора. На приходах, в смоленских ВУЗах и учреждениях культуры пройдут тематические секции Форума, в работе которых примут участие духовенство епархий Смоленской митрополии, ученые, руководители органов власти и силовых структур, представители общественных организаций, педагоги, деятели культуры. Темы секций: «Подвиг и увековечение памяти новомучеников и исповедников земли Смоленской и всех, в годы гонений пострадавших», «Актуальные вопросы национального суверенитета России: нравственность в науке, образовании и культуре, здравоохранении, экономике, праве», «История и перспективы развития национальной системы образования и воспитания», «Духовные основы воинского служения Отечеству: уроки истории и современный опыт взаимодействия армии, казачества и Церкви».
Первая секция — молодежный форум «Смоленщина — моя история», состоялась 29—30 апреля 2017 г. В конце мая этого года пройдет секция, посвященная роли традиционных духовных ценностей в развитии русской культуры.
Осмыслению уроков столетия посвящена наша научно-практическая конференция, которая проводится в рамках Программы мероприятий Смоленской епархии к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.
В ходе работы мы остановимся на обсуждении наиболее важных, на наш взгляд, аспектах. Предметные площадки сегодняшней конференции обозначают эти аспекты.
На предметной площадке «История. История Русской Православной Церкви» мы обсудим причины революций 1917 года, а также положение и роль Русской Православной Церкви в революционной обстановке и последующие годы, остановимся на рассмотрении эволюции церковно-государственных отношений в советский и новейший периоды, развитии церковных институтов и деятельности Церкви на современном этапе. Также является необходимым обсудить вопросы, связанные с изучением жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В проблемном поле предметной площадки «Образование. Педагогика» находятся вопросы религиозного образования и воспитания в истории России, развития духовно-нравственного компонента в современном образовательном пространстве, а также истории и современного состояния духовного образования.
Одной из задач нашей сегодняшней конференции, и многих других мероприятий, проводимых в этом году, является исследование жизни и подвига святых новомуче-ников и исповедников Церкви Русской, людей, которые явились не только совестью русского народа, но и её духовным потенциалом для возрождения церковной жизни в нашем Отечестве в конце минувшего века.
В итоговом документе XXV Международных Рождественских Чтений засвидетельствовано: «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата».
К сожалению, мы можем констатировать, что многие из наших сограждан ничего о новомучениках не знают. Сегодня наш долг — сделать все возможное, чтобы имена новомучеников и исповедников русских не исчезли из памяти нашего народа. На это направлены многочисленные общецерковные мероприятия, в том числе Программа мероприятий Смоленской епархии к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.
Продолжается работа по сбору информации о священно-церковнослужителях Смоленской епархии, репрессированных в XX веке, для составления полного списка пострадавших во время гонений. Проводятся просветительские мероприятия: показы документальных фильмов о новомучениках, паломнические поездки и экскурсии к местам, связанным с памятью новомучеников и исповедников Церкви Русской, просветительские беседы и семинары, показы тематических выставок. Тема 100-летней годовщины убиения первых новомучеников Церкви Русской будет обсуждаться на конференциях и семинарах в муниципальных образованиях Смоленской области в рамках муниципального этапа региональных Рождественских образовательных чтений.
Мы проводим все эти и многие другие мероприятия в соработничестве с органами власти и уже не мыслим нашей созидательной деятельности без взаимодействия с государством, общественностью, всеми гражданами. Это сотрудничество является одной из составляющих периода духовного возрождения нашей Родины, начавшегося в конце 1980-х годов.
Начавшееся духовное возрождение страны неразрывно связано с возрождением духовного образования и созданием системы духовно-нравственного образования и воспитания. Для Смоленщины этот период возрождения неразрывно связан с именем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вступившего на Смоленскую кафедру в конце 1984 года и более 25 лет своими архипастырскими трудами созидавшего новую Смоленщину.
В 1985 году духовенство Смоленской епархии (40 священников и 3 диакона) составляли в основном лица в возрасте до 40 лет, имеющие среднее образование. Отмечая высокие нравственные качества большинства священнослужителей, правящий архиерей указывал на серьезную проблему — отсутствие богословского образования у многих клириков, рукоположенных после прохождения приходской практики и самообразования.
В 1988 году было основано Смоленское духовное училище, которое стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, открытых после долгого
перерыва. В 1995 году Смоленской духовной школе был присвоен статус семинарии. В конце 1998 года из состава Смоленской Духовной Семинарии было выведено регентское отделение, на основе которого было создано Смоленское Межъепархиальное Духовное училище.
Духовные школы имеют не только государственную лицензию на образовательную деятельность, но и государственную аккредитацию по основным профессиональным образовательным программам.
Знаменательным событием не только для Смоленской епархии, но и для всей Русской Православной Церкви стало открытие в 1992 году в городе Смоленске Православной гимназии № 1. Это был первый шаг, связавший государственные структуры с церковной школой и положивший начало организации школ подобного типа. В 1996 году в городе Рославле была открыта Православная гимназия № 2. Обе гимназии получили государственную аккредитацию и выдают своим выпускникам аттестаты государственного образца.
В начале 1990-х годов многие детские дошкольные учреждения закрывались ввиду сложных экономических условий и падения рождаемости. Именно в это непростое время, в 1992 году в Смоленске был открыт первый в России Православный детский сад.
Таким образом, Смоленщина стала первым регионом страны, в котором был сформирован полный цикл православного образования: детский сад — гимназия — училище — семинария. Результатом этого опыта стало формирование целого поколения патриотически настроенных людей, воспитанных в русле православной традиции и церковного благочестия.
С первых лет вступления на Смоленскую кафедру архиепископа Кирилла началось выстраивание социального партнерства Церкви и государства в сфере образования. В результате эффективных церковно-государственных отношений появилась стройная система духовно-нравственного образования в Смоленской области.
Уже в 1989 году состоялось первое заседание круглого стола на тему: «Точки соприкосновения духовного и материального в вопросах нравственного воспитания молодежи».
В конце этого же года открыта первая воскресная школа при Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска.
В 1992 году в г. Смоленске начали проводиться первые семинары для учителей с участием священников.
В 1999 году подписан первый Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви. Этот договор стал базовым документом, определившим современный вектор сотрудничества государства и церкви в этой сфере.
В 2003 году на Третьем Народном Соборе жителей Смоленщины было принято решение о введении учебных курсов «Азбука Смоленского края» для начальной школы и «История православной культуры земли Смоленской» для основной общеобразовательной школы в качестве обязательного учебного предмета. Учитывая
общественное мнение, выраженное в решении Народного Собора, данные учебные курсы с 2003-2004 учебного года были введены в Базисный учебный план Смоленской области в качестве регионального компонента.
В настоящее время модуль «Основы православной культуры» в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» изучают 6818 (88%) школьников в 366 школах (в прошлом году изучали 5514 человек в 350 школах).
В начальном и среднем профобразовании духовно-нравственные дисциплины изучают 825 студентов в 12 учреждениях (меньше на 180 человек). В 10 учреждениях дополнительного образования кружки по православной культуре посещают 914 детей и подростков. В 61 дошкольном образовательном учреждении изучают православную культуру 927 воспитанников (больше на 905 детей).
Всего в 454 образовательных организациях Смоленской области дисциплины духовно-нравственного содержания изучают 24914 учащихся (больше, чем в 2014-2015 учебном году на 2767 человек).
Ежегодно проводятся конференции, конкурсы, способствующие сохранению и восполнению интеллектуального потенциала региона. С 2001 года проводится научно-практическая студенческая конференция «Шаг в науку», с 2006 года — окружной этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», с 2008 года — фестиваль православной культуры «Отечество мое православное».
Мы можем с уверенностью констатировать, что в Смоленском регионе более чем за 15 лет создана достойная база по духовно-нравственному образованию в традициях православной культуры.
Наша сегодняшняя задача — продолжать труд духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Многие вопросы этой сферы требуют не изобретения новых форм и методов, а разумного использования и системного применения накопленного положительного опыта.
Уроки столетия показывают, насколько велика наша ответственность в деле воспитания. Обращаясь к выпускникам Смоленской Православной Духовной семинарии, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, сказал: «Нет у нас с вами большей задачи, чем воспитание молодого поколения, не изуродованного атеизмом, сохранившего еще доверие к Церкви Христовой, потому что от этих людей будет вскоре зависеть судьба нашей страны, и потерять их было бы преступлением».
Сегодня мы переживаем тревожное время. Угроза мирной жизни существует во многих уголках мира: конфликт на Ближнем Востоке, не прекращающиеся трагические события на Украине, попытки давления на Россию и другие страны, стремящиеся к мирному и созидательному диалогу. И в нашей стране мы наблюдаем попытки разобщить общество изнутри. Одним из ярких примеров этому является непрекращающаяся дискуссия вокруг темы передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви. Мы видим, как продолжается навязывание чуждых нашей национальной культуре квазиценностей, продолжается масштабная пропаганда общества потребления, в СМИ, интернете, литературе, кинематографии продолжается выпуск
медийных продуктов, попирающих ценности мира и патриотизма, милосердия, брака и семьи, любви к труду и раскрытию в этом труде талантов, дарованных Господом.
Задача всех нас, граждан великой страны — мирное созидание, труд во благо процветания Родины. И опыт потрясений XX века учит тому, что в основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации общества, а не к разобщению и розни по общественным, политическим или иным мотивам.
«Милостью Божией преодолев трагические испытания века XX-го, наша Церковь и народ вошли в XXI столетие обновленными и умудренными опытом. Мы призваны усвоить уроки минувшего века... Главный урок ... заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобные общества, по слову Священного Писания — дом, построенный на песке. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие сто лет», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XXV Международных Образовательных Рождественских чтениях.