Научная статья на тему 'Христоподражательные подвиги новомучеников и исповедников Церкви Русской и следование России историческому пути святой Руси'

Христоподражательные подвиги новомучеников и исповедников Церкви Русской и следование России историческому пути святой Руси Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ / СВЯТАЯ РУСЬ / РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦАРСТВЕННЫЕ МУЧЕНИКИ / СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ / СОРАБОТНИЧЕСТВО БОГУ / CATHEDRAL OF NEW MARTYRS AND CONFESSORS OF THE RUSSIAN CHURCH / HOLY RUS / RUSSIAN CIVILIZATION / ROYAL MARTYRS / HIS HOLINESS THE PATRIARCH / CO-OPERATION TO GOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузахметов Р.К.

В статье представлены некоторые результаты осмысления истории новомучеников и исповедников Церкви Русской в контексте глобальных вызовов и угроз современного мира. Принципиально важным представляется опыт актуализации исторического материала. В частности, вывод о том, что христоподражательный подвиг новомучеников и исповедников является духовно-нравственной основой развития России как Православной цивилизации, следующей историческому пути Святой Руси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christ-imitative feats of the new martyrs and confessors of the Russian Church and following of Russia along the historical path of Holy Rus

The article presents some results of interpretation of the history of New Martyrs and Confessors of the Russian Church in the context of global challenges and threats of the modern world. Essentially important is the experience of actualization of historical material. In particular, it is the conclusion that Christ-like feats of new martyrs and confessors can be the spiritual and moral basis for development of Russia as an Orthodox civilization, which follows along the historical path of Holy Rus.

Текст научной работы на тему «Христоподражательные подвиги новомучеников и исповедников Церкви Русской и следование России историческому пути святой Руси»

УДК 281.93/272

Христоподражательные подвиги новомучеников и исповедников Церкви Русской и следование России историческому пути Святой Руси

Кузахметов Рафаэль Каюмович кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин Оренбургской Духовной семинарии,

Россия, г. Оренбург. kuzahmetov.rafael@rambler.ru

Аннотация: В статье представлены некоторые результаты осмысления истории новомучеников и исповедников Церкви Русской в контексте глобальных вызовов и угроз современного мира. Принципиально важным представляется опыт актуализации исторического материала. В частности, вывод о том, что христоподражательный подвиг новомучеников и исповедников является духовно-нравственной основой развития России как Православной цивилизации, следующей историческому пути Святой Руси.

Ключевые слова: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; Святая Русь; русская цивилизация; Царственные мученики; Святейший Патриарх; соработничество Богу.

Kuzakhmetov Rafael K.

Ph.D. (history),

associate professor of the Department of History, Social and Humanitarian Disciplines of the Orenburg Theological seminary, Russia, Orenburg. kuzahmetov.rafael@rambler.ru

Christ-imitative feats of the new martyrs and confessors of the Russian Church and following of Russia along the historical path of Holy Rus

Abstract: The article presents some results of interpretation of the history of New Martyrs and Confessors of the Russian Church in the context of global challenges and threats of the modern world. Essentially important is the experience of actualization of historical material. In particular, it is the conclusion that Christlike feats of new martyrs and confessors can be the spiritual and moral basis for development of Russia as an Orthodox civilization, which follows along the historical path of Holy Rus.

Key words: Cathedral of New Martyrs and Confessors of the Russian Church; Holy Rus; the Russian Civilization; Royal Martyrs; His Holiness the Patriarch; co-operation to God.

Созидание и защита Святой Руси - сердцевина истории Русской цивилизации.

В новейшей истории России идеалы Святой Руси нашли наиболее полное выражение в христоподражательных подвигах новомучеников и исповедников Церкви Русской, продолживших в ХХ столетии дело святых апостолов.

Подвиги новомучеников и исповедников - крестный путь святой Руси в условиях самого ожесточенного натиска антихристовых сил на Православную Церковь.

«ХХ столетие для России - время огненных, страшных, кровавых испытаний, время сатанинских соблазнов, повелевающих умами и развращающих души миллионов людей; время ревностных подвижников, исповедников и мучеников - бесстрашных воинов Христовых, сберегших на Руси истину и веру вопреки всем усилиям русофобов, богоборцев и христоненавистников [10, с.349], - писал на исходе прошлого века в разгар очередной российской смуты митрополит Иоанн (Снычев).

Свержение власти Помазанника Божия в 1917 г. с последующим убийством Царственных Мучеников явились кульминационным моментом в многовековом противостоянии мирового зла и Православного Царства, удерживавшего человечество от падения его до срока под власть антихриста.

Во время европейских революций середины XIX века, путь которым преградила державная мощь России, провидец Ф.И. Тютчев заметил, что давно уже в Европе существуют только две действительные силы -революция и Россия. «Эти две силы теперь противопоставлены одна другой, и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой когда-либо мир был свидетелем, зависит вся политическая и религиозная будущность человечества. ...Революция, прежде всего, враг христианства. Антихристианское настроение есть душа революции» [15, с.144]

Глубинная первопричина революционной катастрофы 1917 г. -помрачение духовно-нравственного самосознания русского народа. «Не всякому духу верьте, но испытайте духов - от Бога ли они» - это евангельское предупреждение было забыто, прежде всего, образованной частью общества и правящим слоем империи - теми, на ком лежала историческая ответственность за судьбы России, за ее следование вселенской миссии «Третьего Рима».

«Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня» [12, с.7], - напоминал на рубеже Х1Х-ХХ столетий святой праведный Иоанн Кронштадтский. Российская империя при всех ее противоречиях осталась последним прибежищем земной Церкви, воинствующей в мире, который, по словам Святого Апостола Иоанна Богослова, «лежит во зле».

Духовная экспансия Запада было нацелена на разрушение евангельского фундамента Православной цивилизации. В XIX - начале XX вв. происходило нашествие на Россию лжеучений, ересей и сект. Особо следует подчеркнуть, что против Православной империи выступили массы носителей самого соблазнительного лжеучения в истории человечества - ереси хилиазма, принимавшей новые формы, рядившейся в новые - красные -одежды революции 1917 г.

Раскрывая глубинную сущность большевистской власти, архиепископ Аверкий (Таушев) указывал: «Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере чисто политической есть еще большевизм духовный, изнутри разлагающий человеческие души, а потому еще более губительный и опасный; что область этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире, чем область большевизма политического, и что последний черпает главную для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме» [2, с.101].

Убийство Царственных Мучеников имело не столько политический, сколько религиозно-мистический смысл. Казнь Царя и Царской семьи носила ритуальный сатанистский характер и осуществлена была не просто объятыми классовой ненавистью террористами, но слугами грядущего антихриста. Одно из наиболее значимых тому подтверждений - символическая сатанинская надпись, обнаруженная на стенах подвала Ипатьевского дома.

«Государь Николай Александрович воспринимается нами сегодня как ангел, посланный Богом на землю накануне апокалипсических бурь, -подчеркивает протоиерей Александр Шаргунов. - Вместо Помазанника Божия Россия получила помазанников сатанинских» [4, с.323].

Начало эпохи массовых гонений богоборческой власти на Русскую Церковь принято отсчитывать с момента захвата власти большевиками и левыми эсерами 25 октября (7 ноября) 1917 г.

Однако ведь еще в февральско-мартовские дни осуществления либерально-масонского заговора обнажилась антихристианская сущность «героев Февраля».

Вспомним предупреждение Господа: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15). Свержение власти Помазанника Божьего было бунтом против Бога. «Не будет Царя - не будет России» [12, с.301], - предупреждал праведный Иоанн Кронштадтский.

Предатели, рожденные рабами.

Свобода лживая не даст покоя вам.

Зальете вы страну кровавыми ручьями,

И пламя пробежит по вашим городам [5, с.34].

Эти обличительные строки стихотворения «Николай II» были написаны С. Бехтеевым на третий день «бескровной революции».

В первые же после февральского военного переворота дни под давлением правительства и нового «революционного обер-прокурора» В.Н. Львова формируется «обновленный» Святейший Синод, занявший позицию оправдания революции. Опираясь на либеральную общественность и обновленчески настроенную группу духовенства, В.Н. Львов начал гонения на иерархов. После февральского переворота были арестованы восемь иерархов. В марте-октябре 1917 года 15 епархиальных архиереев были уволены или изгнаны со своих кафедр [13, с.67].

Преступная деятельность Временного правительства открывала дорогу к власти самым радикальным политическим силам. Революционный октябрь 1917 года положил начало большевистским репрессиям, жертвами которых все чаще становились православные храмы, монастыри, священнослужители и прихожане.

Святейший Патриарх Тихон в послании к всероссийской пастве от 19 января (1 февраля) 1918 года предал анафеме участников кровавых расправ: «...Это поистине дело сатанинское» [6, с.99].

По подсчетам сотрудников ПСТГУ, только в конце 1917-1919 гг. репрессиям подверглись 20 тысяч священнослужителей и мирян, из которых 15 тысяч были расстреляны [17, с.127].

Репрессированы были 171 из 564 членов Поместного Собора 19171918 гг., 75 из них были убиты. 45 членов Собора прославлены Русской Православной Церковью в лике святых [18, с.414]. Священный Собор 19171918 гг. - поистине Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В эпоху гонений Православная Россия вступила укрепленной молитвенными подвигами святителя Тихона и избравшего его Патриархом Поместного Собора 1917-1918 гг.

Святитель Тихон одним из первых ступил на Русскую Голгофу и встал во главе новомучеников и исповедников.

Будучи избранным Патриархом, он произнес провидческие слова: «Отныне на меня возлагается попечение обо всех Церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни» [6, с.75].

Владыка Тихон в послании всероссийской пастве от 19 января (1 февраля) 1918 года своим первосвятительским благословением указал единственно спасительный путь в условиях смуты: «Зовем вас всех верующих и верных чад Церкви: встаньте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей. А если нужно будет и пострадать за

дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою» [6, с.120].

Получив благословение Святейшего Патриарха Тихона, с Поместного Собора отправился на страдания и смерть митрополит Киевский и Галицкий священномученик Владимир Богоявленский. «Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно начиналось» [9, с.256], - сказал владыка Владимир незадолго до своей мученической кончины. «И там, где крестилась Русь во Христа, где руками апостола Андрея Первозванного было воздвигнуто знамение победы - Крест Христов - в Киеве, над Днепром - был вознесен на крест преемник апостольского служения священномученик митрополит Владимир, и с этого же места началось Крещение Русской Церкви огнем и кровью» [9, с.256], - напоминал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

С начала 20-х годов основными орудиями большевистской власти в ее ожесточенных попытках разрушения Церкви стали кампания по насильственному изъятию церковных ценностей и «обновленческий» проект Л.Д. Троцкого, выдвинувшего лозунг «Борьба с религией - это борьба за коммунизм» [18, с.421].

По плану Троцкого и при прямой поддержке ОГПУ, раскручивалось обновленческое движение, направленное на разложение Церкви изнутри вплоть до превращения ее в несколько враждующих между собой общин под контролем чекистов. В период между летом 1922 и летом 1923 гг., когда Патриарх Тихон находился под арестом, Церковь оказалась фактически в руках обновленцев.

Решительный отпор большевистским и обновленческим проискам в Петрограде был дан в 1922 г. Митрополитом Петроградским священномучеником Вениамином (Казанским). Владыка Вениамин с малых лет помышлял о духовном подвиге: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те, и не придется переживать, что они пережили. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих... Христос - наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место Благодати Божией» [9, с.420]. Эти строки, адресованные одному из петроградских благочинных, воспринимаются ныне как духовное завещание священномученика потомкам, призванным к покаянной молитве, исповедничеству и мученичеству в третьем тысячелетии.

В мае-июне 1922 года в Москве и Петрограде были устроены показательные судебные процессы над «церковниками». В числе приговоренных к смертной казни был митрополит Вениамин. В своем последнем слове он сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем

приговоре - жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава, Тебе, Господи Боже, за все!» [9, с.259].

Близкие владыки Вениамина незадолго до его казни получили митрополичий клобук, на донышке которого с внутренней стороны было написано: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным» [9, с.259]. Таков один из нравственных уроков, данных нам новомучениками и исповедниками.

Обращаясь к другому великому уроку, Святейший Патриарх Кирилл в слове по окончании молебна у мощей святителя Тихона в Донском монастыре произнес: «Он был не только Предстоятелем Церкви, но и ее сердцем, и именно на это сердце были направлены удары гонителей» [8, с. 273].

Святейший Патриарх Тихон, вернувшись из заключения, повел последовательную борьбу с обновленческим расколом. Вокруг него сплотились в 1923 году подлинные Христовы воины: архиепископы Волоколамский Федор (Поздеевский), Тверской Серафим (Александров), архиепископ Верейский, священномученик Иларион (Троицкий), епископ Лужский Мануил (Лемешевский), архиепископ Крутицкий, священномученик Петр (Полянский), возведенный вскоре в сан митрополита и ставший в 1925 году местоблюстителем патриаршего престола и др.

Опираясь на них, Святейший Патриарх выработал такой стратегический курс в отношениях с советской властью, который позволил Церкви не просто выжить, но стать действенной исторической силой и спасти многомиллионную российскую паству от духовной погибели под господством богоборцев и еретиков-обновленцев. Стратегический курс Патриарха Тихона обеспечивал сохранение духовных основ нашей цивилизации и укрепление духовных сил народа в условиях атеистической государственности. В дальнейшем Священная война 1941-1945 гг. и Победа над сатанинским чудовищем фашизма подтвердили справедливость исторического курса, проложенного Патриархом Тихоном.

Засилие до конца 30-х гг. в партийной и государственной власти наиболее радикальной части большевизма объясняет развертывание с конца 20-х гг. массовых репрессий, имевших целью полное уничтожение Православной Веры и Церкви в Советской стране. В начале 1929 года директивой Л.М. Кагановича, объявлявшей духовенство политическим противником ВКП(б), фактически была дана установка к самому широкому использованию репрессивных мер.

К 1939 году Церковь как организационная структура была практически уничтожена. В Московском Патриархате летом 1939 года осталось четыре правящих архиерея [18, с.412]. По подсчетам Комиссии по реабилитации Московского Патриархата к 1941 году были репрессированы за Веру 350 000 православных христиан. Из них не менее 140 тысяч составляли священнослужители [17, с.127].

По подсчетам сотрудников ПСТГУ за все годы советской власти репрессиям подверглись 426 архиереев Московского Патриархата. Из них 247 были расстреляны [17, с.126].

Массовое закрытие церквей привело к тому, что на начало 1939 года по всей стране осталось около ста действующих храмов [18, с.412].

Казалось, гибель Церкви неизбежна. Но итогом невиданных гонений на Церковь стала духовная победа Православия. «Кровь мучеников есть семя христианства» [16, с.40] - эти слова Тертуллиана нашли великое подтверждение в эпоху новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Почему же власть апокалипсического зверя потерпела поражение в России? Размышляя об этом, М.В. Назаров подчеркивает, что, несмотря на падение Российской империи, «именно Россия в ХХ веке оказала наибольшее духовное сопротивление установлению царства антихриста. Поскольку она -особая страна в Божием замысле, то и революция в ней дала незапланированные антихристианскими силами результаты, отодвинув, казалось, уже неминуемый конец истории. Революция в своем развитии явила сонм новомучеников российских, которые во главе с Царской семьей молятся о России. Они молят Бога продлить время для опамятования нашего народа, надеясь, что он все же успеет сделать должный вывод из катастрофы» [14, с.228].

России дан исторический шанс вернуться на свой цивилизационный путь, основанный на идеалах Святой Руси, исполнить промыслительное задание защиты Истинной Веры и приготовления рода человеческого ко Второму Пришествию Спасителя.

Новомученики и исповедники Церкви Русской, по словам протоиерея Александра Геронимуса, «совершили такую искупительную жертву, так участвовали в тайне Искупления, что, вспоминая слова отца Иоанна (Крестьянкина) о том, что Соловки - это антиминс России, можно сказать, что вся Россия в результате их подвига стала престолом для жертвы, принесенной Богу русским народом в его святости.» [3, с.208].

К сегодняшнему дню в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской вошли имена более 1760 подвижников Православия [1, с.26], засвидетельствовавших кровью верность Христу.

Христоподражательный подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской - духовно-нравственная основа возрождения Веры и Церкви.

В современной России складываются традиции почитания новомучеников и исповедников, сохранения исторической памяти о них, изучения их трудов, подвигов и духовного наследия. Накоплен определенный опыт воспитания подрастающего поколения на примерах служения Вере и Отечеству в экстремальных исторических обстоятельствах. Особое значение для укрепления духовных устоев России имеют новые храмы, посвященные святым ХХ столетия. Скоро будет освящен один из них, призванный иметь

общецерковное значение - храм Воскресения Христова в память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской на Крови, что на Лубянке.

«Прославляя подвиг новомучеников, - говорится в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, - Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да прибавит Господь Милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь Веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего Земного Отечества» [18, с.434].

В последние годы при определяющей роли Русской Православной Церкви и ее союзников произошли важные сдвиги в решении проблемы духовной безопасности России. Однако менее острой эта проблема в обозримом будущем не станет. Почему?

Впору вспомнить заключительные строки стихотворения В.С. Высоцкого «Мой Гамлет»: «А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса» [7, с.201].

Теперь несколько «гамлетовских» вопросов нам - защитникам Веры и Отечества в XXI столетии. Готовы ли мы к потрясениям XXI века, который по всем признакам легче ХХ столетия не будет? Способны ли мы дать достойный ответ на вызовы антихристианской глобализации, нацеленной, прежде всего, на духовное разложение России и подчинение ее «новому мировому порядку»? Формируется ли у нас духовная и политическая элита, способная покончить с неолиберальной «пятой колонной» и стать реальным субъектом стратегического действия в межцивилизационных конфликтах XXI века? Достаточно ли крепки духовные рубежи нашего Отечества? Ощутили ли мы, наконец, духовное единство с теми, кто отодвинул конец земной истории - с новомучениками и исповедниками Церкви Русской и способны ли подобно им свидетельствовать об Истинной Вере в мире, отпадающем от Христа?

«Сохрани Бог, чтобы катастрофа России начала ХХ века каким-либо образом не повторилась, - подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл. -Многое из того, что сегодня говорится, к чему призываются люди, точь-в-точь повторяет слова, мысли и действия, которые соблазнили наш народ и привели к крушению нашего государства. У нас должен быть выработан иммунитет к такого рода соблазнам» [8, с.448].

XXI век принес потрясающее отсутствие сопротивления злу. Более того, зло, выступающее в обличии «либеральной демократии», «прогрессивных реформ», «новейших технологий», «толерантности» и прочих соблазнов, находит все больше приверженцев в «обществе потребления». Натиск секулярного мира на традиционные ценности - трагическая реальность нашего времени. Даже массовые кровавые гонения на христиан Ближнего и Среднего Востока не воспринимаются множеством наших современников как общечеловеческая беда.

«Отсутствие должной реакции на сегодняшнее сатанинское зло и на подвиг новых мучеников - явления одного порядка, - отмечает протоиерей Александр Шаргунов. - Мы должны ясно сознавать, что мы живем уже не «в период перехода от социализма к коммунизму, а в период перехода от атеизма к сатанизму. Стремительный рост оккультизма и сатанизма сегодня наблюдается во всем мире. Как и прежде, строится новый мир без Бога, только место Бога на этот раз откровенно занимает диавол» [4, с.86].

Только молитвенное единение с новомучениками и исповедниками Церкви Русской, неколебимое стояние в Вере и соработничество Богу дадут нам силы ответить на растущее наступление антихристовых сил в современном мире. Ответить так, как предсказывал более ста лет назад святой праведный Иоанн Кронштадтский: «На костях мучеников как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь» [11, с.17].

Библиография

1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации. Доклад на открытии XXV Международных Рождественских образовательных Чтений // Журнал Московской Патриархии. - 2017. - № 3. - С. 24-28.

2. Аверкий (Таушев), архиепископ. Современность в свете Слова Божия / Архиепископ Аверкий (Таушев). - М.: Институт Русской цивилизации, 2012. - 720 с.

3. Александр Геронимус, протоиерей. Рождение от духа / Протоиерей Александр Геронимус. - М.: Никея, 2014. - 496 с.

4. Александр Шаргунов, протоиерей. Миражи любви и Церковь. / Протоиерей Александр Шаргунов. - М.: Русский Дом, 2009. - 384 с.

5. Бехтеев С. Царский крест. / Сергей Бехтеев. - М.: Достоинство, 2011. - 112 с.

6. Вострышев М.И. Патриарх Тихон / М.И. Вострышев. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 383 с.

7. Высоцкий В.С. Парус: стихотворения / В.С. Высоцкий. - СПб.: Азбука, 2014. - 272 с.

8. Иларион (Алфеев), архиепископ. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание / Архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев). - М.: Эксмо, 2009. - 560 с.

9. Иоанн Крестьянкин, архим. Проповеди / Архим. Иоанн Крестьянкин. - М.: Отчий дом, 2010. - 592 с.

10. Иоанн (Снычев), митр. Посох духовный / Митр. Иоанн (Снычев). - СПб.: Изд-во «Царское дело», 2008. - 408 с.

11. Иоанн (Снычев), митр. Русский узел / Митр. Иоанн (Снычев). -СПб.: Изд-во «Царское дело», 2008. - 408 с.

12. Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания / Митр. Иоанн (Снычев). - СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. -352 с.

13. Мраморнов А. Просветов Р. 1917-1918: годы излома // Журнал Московской Патриархии. - 2017. - № 1. - С 66-69.

14. Назаров М.И. Апокалипсис и Россия - вождю Третьего Рима / М. Назаров. - М.: Алгоритм, 2012. - 240 с.

15. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 3 / Сост. Б.Н. Тарасов. - М.: Издательский Центр «Классика», 2003. - 528 с.

16. Христианство: век за веком. Очерки по истории Христианской Церкви / Под общ. ред. архиепископа Егорьевского Марка (Головкова). - М.: Даръ, 2011. - 640 с.

17. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / М.В. Шкаровский. - М.: Вече, 2010. - 480 с.

18. Яковлев А.И. Путь истины. Очерки о людях Церкви XIX-XX веков / А.И. Яковлев. - М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. - 672 с.

УДК 930.85

Христианская община Рима и первые гонения при Нероне

Исаева Екатерина Олеговна воспитанница 4 курса Пензенской Духовной семинарии, Россия, г.Пенза Isaeva. Katarina@yandex. ги

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы относительно первых гонений на христиан при Нероне. Каков был социальный состав первых христианских общин, их численность? Обзор различных источников позволяет сделать следующие выводы: причина первых гонений на христиан при Нероне была независимой от произошедшего бедствия.

Ключевые слова: Древний Рим; христианская община; правление Нерона; первые гонения на христиан; мученичество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.