Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2009. Вып. 11:3 (32). С. 167-172
Шестая ежегодная всероссийская научнобогословская конференция «Наследие Преподобного Серафима Саровского и судьбы России»
(25—29 июня 2009 г., Санкт-Петербург —
Саров — Дивеево)
Всероссийские научно-богословские конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», начиная с 2004 г., проходят сначала в одном из городов России и продолжаются в Дивееве и Сарове.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 25 по 29 июня 2009 г. в Санкт-Петербурге, Сарове и Дивеево проходила Шестая ежегодная всероссийская научно богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Главной темой конференции в этом году стали темы — «Молодежь в Церкви и по дороге к ней», «Восстановление памяти о новомучениках в Церкви, обществе и государстве». Перед участниками конференции стояла задача — обсудить духовно-нравственные, богословские, исторические, социальные, культурные, общественно-политические аспекты взаимных влияний Русской Православной Церкви и Российского государства в свете насущных общенациональных задач.
Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербурской духовной академии, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Российской академии наук, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Участие в конференции приняли церковные и светские российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители и миряне, представляющие разные епархии, монастыри, приходы, академические институты, духовные и светские учебные заведения, а также представители центральной и местной администрации, государственные и общественные деятели, журналисты. В конференции принимали участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, с. Богородска Смоленской епархии, п. Эссой-ла Карельской республики, Нижнего Новгорода, Владикавказа, Новосибирска, Пскова, Ярославля, Арзамаса, Вологды, Сарова, Дивеево, Выксы, Владивостока, Йошкар-Олы, Саратова, г. Шарьи Костромской обл., г. Анива Сахалинской обл. и представители Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.
Перед началом работы конференции был отслужен молебен епископом Гатчинским Амвросием с духовенством в университетской церкви свв. апп. Петра
и Павла. Пленарное заседание проходило в Актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета. Президиум возглавили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, вел заседание член Попечительского совета Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, декан факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ Я. Л. Скворцов.
С приветствием от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси выступил председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, главный редактор журнала «Фома», профессор В. Р. Легойда.
Со вступительным словом к участникам конференции обратился архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского.
После этого прозвучали приветственные обращения к участникам конференции: от Санкт-Петербургского государственного университета, от Государственной Думы, руководителя Федерального агентства по атомной энергии С. В. Кириенко. Епископ Гатчинский Амвросий зачитал приветствие конференции от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
С пленарными докладами выступили: ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий («Духовное воспитание и молодежная политика Русской Православной Церкви»); наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий («Преподобный Назарий и духовное возрождение русского монашества»).
После пленарного заседания в первый день работы конференции участники начали работать в секциях: «Вклад Православной Церкви в становление и развитие российского общества и государства», «Русское монашество и формирование национальной культурной традиции», «Восстановление памяти о новому-чениках в Церкви, обществе и государстве». Заседания секции продолжались два дня — 25 и 26 июня, во второй день заседания проходили в Санкт-Петербургской духовной академии, причем каждое заседание, помимо сообщений, включало дискуссию по тематике докладов.
На шестой конференции представители ПСТГУ выступили на всех секциях с докладами.
Так, на секции «Вклад Православной Церкви в становление и развитие российского общества и государства» младший научный сотрудник отдела новейшей церковной истории ПСТГУ К. В. Ковырзин выступил с докладом «Определение Поместного Собора “О правовом положении Православной Российской Церкви” 2 декабря 1917 года: несбыточная мечта или упущенная возможность?», который был посвящен истории разработки и анализа определения Поместного Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года. Докладчик подчеркнул, что в политической ситуации, сложившейся в России в 1917 г., соборное определение не получило шанса на реализацию, однако принципы и некоторые положения соборного определения могут быть актуальными в современных условиях. Научный сотрудник отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ И. Г. Менькова выступила с докладом «Исторический феномен 1930-х годов — появление “членов царской семьи”. Странничество “великих князей и княгинь в окрестностях Дивеева”. Сведения, содержащие-
Шестая ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «наследие Преподобного...
ся в предлагаемом докладе, были почерпнуты из материалов следственного дела 1931 г., посвященного поиску и ликвидации лиц, появлявшихся в городах Муроме и Ардатове, в храмах и окрестностях Дивеевского, Саровского, Понетаевско-го, Миляевского и Кутузовского монастырей и соседних деревнях, выдававших себя за членов царской семьи. К началу 1932 г. расследование было завершено, и сюжет этот, достаточно живописный, можно было считать исчерпанным. Но он послужил раскрытию одной из существенных сторон души русского человека: благодаря нему выявилась исключительная любовь русского народа к своему царю. Запрятанная глубоко в сердце, она оживала от первой же искры надежды, и самый дальний родственник царя был дорог крестьянину глухой деревни, готовому принять за истинное даже грубую подделку.
Протоиерей Александр Ильяшенко предложил интересный и актуальный доклад «О реальном вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне». В своем докладе о. Александр сказал, что «Обычно, оценивая вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне, говорят о ее материальном участии... но разве можно это считать реальным вкладом РПЦ в победу русского народа? Чтобы оценить реальный вклад РПЦ в Победу в Великой Отечественной войне, надо ответить на вопрос: кто победил в этой войне?» «Именно русский народ одержал великую Победу, — подчеркнул он в своем докладе. — Так что же это за сила, которую никакая сила пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать в духовной сфере... Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917 г. и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и Русского Православного народа. Многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и своей смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими. Благодаря их подвигу, принявших на себя натиск сатанинской злобы богоборческой власти, и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти одержавших нравственную победу в неравной борьбе, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. Потому и встала “страна огромная”, как один человек, на “священную войну”, что “прадеды”, победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога “внукам своим” силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне».
Работу секции «Русское монашество и формирование национальной культурной традиции» возглавил епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. На секции был заслушан 21 доклад и проведен круглый стол «Монастырь в современной жизни России (к двухсотлетию преставления преподобного Назария)».
Младший научный сотрудник отдела новейшей церковной истории РПЦ ПСТГУ Татьяна Ивановна Шевченко сделала доклад на тему: «Спасо-Преобра-женский Валаамский монастырь в Финляндии в 1920-е гг., в котором была изложена судьба одного из крупнейших русских православных монастырей, оказавшегося после 1917 г. на территории самостоятельного Финляндского государства, чье население составляло лютеранское большинство. Как духовно, так и эконо-
мически Валаамский монастырь стал «донором» для национальной Финляндской Православной Церкви. Благодаря этому институт монашества, не свойственный и чуждый лютеранской культуре финнов, смог обрести в ней свое достойное место и способствовал созиданию Финляндской Православной Церкви.
Работу секции «Восстановление памяти о новомучениках в Церкви, обществе и государстве» и круглого стола вели доктор исторических наук, член комиссии по канонизации новомучеников Санкт-Петербургской епархии М. В. Шка-ровский и старший научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. А. Кривошеева.
Было заслушано 26 докладов и проведен круглый стол, который вызвал неподдельный интерес и горячую дискуссию со стороны участников. Большая часть докладов была посвящена жизнеописанию новомучеников различных епархий и использования темы памяти новомучеников и исповедников в преподавании курсов российской истории и культуры в высшей и средней школе.
Работа секции началась с трех докладов научных сотрудников ПСТГУ: Н. А. Кривошеевой «Работа Комиссии о гонениях на Священном Соборе 1917—1918 годов», К. А. Семенова «Обсуждение декрета “Об отделении церкви от государства” на закрытых заседаниях Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. и О. Н. Ефремовой «Архив Поместного Собора 1917—1918 гг. с письмами о преследовании за веру», посвященных началу гонений на РПЦ в 1917—1918 гг. и реакции Священного Собора Православной Российской Церкви на эти события.
Большой интерес вызвал доклад М. И. Зельникова, старшего научного сотрудника Свято-Филаретовского православно-христианского института, «Совершение богослужений в условиях гонений в опыте новомучеников и исповедников российских (до 1960-х гг.)», в котором было доложено о совершении богослужений в условиях гонений, прежде всего в местах заключений.
И. И. Ковалева, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ и трудник Свято-Никольского скита Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, краевед Олег Васильевич Панин представили доклад «Расстрел святых мучениц в селе Пузо как акция отряда оперативной тройки при Ардатовской уездной комиссии по борьбе с дезертирством (по материалам следственного дела Скоробогатова и Кузнецова)».
Монахиня Ангелина (Нестерова), псаломщица храма Феодора Стратилата (Смоленская область, Вяземский район), доктор биологических наук, в своем докладе «Святой праведный Алексей Южинский (Медведков), 1867—1934» рассказала об одном из первых русских святых, прославленных за рубежом в 2004 г., и предложила включить святого праведного Алексия Южинского, канонизированного РПЦЗ, в состав русских святых.
Е. Н. Козловцева, старший преподаватель кафедры истории России и архивоведения ПСТГУ, прочла доклад «Священномученик Сергий Махаев и препо-добноисповедник Сергий (Сребрянский) — духовные наставники русских сестер милосердия».
Несколько докладов было посвящено истории исповедников РПЦ за рубежом: в Китае и во Франции (например, М. И. Нефедьева, ассистент кафедры
Шестая ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «наследие Преподобного...
теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета — «Значение русской эмиграции в Китае для сохранения Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке в 1920—1930-е годы»).
Особый интерес и бурную дискуссию вызвал доклад протоиерея, председателя комиссии по канонизации новомучеников Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Сорокина «Подвиг исповедничества в Санкт-Петербургской епархии в ХХ веке». В ходе работы секции были освящены многие неизвестные ранее страницы истории различных епархий РПЦ в эпоху гонений, в частности в докладе И. Г. Меньковой (ПСТГУ) «Песчаный храм в Арзамасском лесу».
Был интересен и доклад С. Н. Бакониной, младшего научного сотрудника ПСТГУ, «Епископ Ветлужский Неофит (Коробов): “Желаю вам оставаться такими же христианами, какими вас сейчас вижу.”»
После секционных заседаний 25 июня были проведены два круглых стола «Молодежь в Церкви и по дороге к ней». К сожалению, неудачно спланированная программа конференции не дала возможности принять активное участие в этом круглом столе представителям нашего университета, так как большинство из них принимало участие в работе круглого стола «Восстановление памяти о ново-мучениках в Церкви, обществе и государстве». Во время работы круглого стола участники секции высказали следующие предложения:
1) о необходимости создания церковно-научного центра, который бы координировал поисковые работы по сбору сведений и восстановлению памяти новомучеников и исповедников в различных епархиях РПЦ;
2) о необходимости расширения доступа к архивным делам новомучеников и исповедников в государственных архивах и архивах ФСБ;,
3) обращение с просьбой включить прославленного Константинопольским Патриархатом о. Алексия Медведкова в сонм святых РПЦ;
4) пожелание использовать опыт русской церковной эмиграции по сохранению национальных традиций и воспитанию молодого поколения;
5) пожелание искать доступный понятийный язык для объяснения молодежи подвига новомучеников;
6) восстановление памяти о новомучениках и исповедниках и передача их опыта будущим поколениям будут возможны лишь в той мере, в какой их опыт будет практически усваиваться в современной церковной среде и обществе;
7) при описании мучений и трагической гибели новомучеников делать акцент на описании их убеждений, жизненной позиции и идеалов, во имя которых совершался их мученический подвиг;
8) исследователям как можно больше участвовать в различных научных конференциях, семинарах, форумах, для более широкого ознакомления общественности с подвигом новомучеников и исповедников российских (в частности в конференции 2010 г. в МГУ «Феномен творческой личности в культуре»);
9) переиздать представленную аудитории хрестоматию «История России (ХХ век)».
Последнее пленарное заседание конференции состоялось 27 июня в зале Дома ученых Российского федерального ядерного центра. На пленарном заседании выступил также директор РФЯЦ-ВНИИЭФ академик Р. И. Илькаев. Он сказал о том, что РПЦ поддержала институт в трудные для него времена, и выразил надежду, что люди с высокой духовной планкой, в том числе участники этой конференции, помогли решить проблему назревающего системного кризиса закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), на который не обращали должного внимания.
Участникам конференции была представлена автором-составителем И. Г. Жидовым книга «Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской Православной Церкви. Первые десять лет сотрудничества», выпущенной в Сарове в 2008 г. Книга посвящена событиям, связанным с установлением сотрудничества научного сообщества ВНИИЭФ и РПЦ в период с 1988 г. до июня 2001 г., участию сотрудников ВНИИЭФ с деятельностью Русского Народного Собора.
Руководителями секций были подведены итоги работы и высказаны предложения, которые должны были войти в итоговый документ конференции.
Участники конференции поддержали обращение представителей звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря и выступили против размещения вертолетной стоянки «Аэротакси» в охранной зоне этого монастыря.
Работа конференции не окончивается на пленарном заседании. Организаторы конференции обрабатывали материалы конференции, систематизировали предложения участников, итоги дискуссий и круглых столов. К этой работе привлекались и участники конференции. Наконец, в июле был отредактирован и помещен на сайте фонда итоговый документ конференции.
28 июня участники конференции посетили Свято-Дивеевский женский монастырь, где в Троицком соборе архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию. Общая молитва была достойным завершением конференции и дала надежды на решение сформулированных и обсужденных проблем.
Н. А. Кривошеева