Вестник ПСТГУ
II: История. История Русс кой Православной Церкви 2007. Вып. 4 (25). С. 171-182
Четвертая ежегодная всероссийская
НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России»
(28 июня — 1 июля 2007 г., Нижний Новгород — Саров — Дивеево)
Всероссийские научно-богословские конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», начиная с 2004 г., проходят ежегодно в Москве, Дивееве и Сарове. Первая конференция (июнь 2004 г.), положившая начало традиции, была посвящена 250-летию преподобного Серафима Саровского. Начиная со второй конференции, каждая, следуя общему направлению, имела и конкретную тему: вторая (сентябрь — октябрь 2005 г.) — «Россия в духовных поисках современного мира», третья (июнь — июль 2006 г.) — «Возрождение православных монастырей и будущее России».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2007 г. в Нижнем Новгороде, Сарове и Дивеево проходила Четвертая ежегодная всероссийская научно богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». На этот раз она была посвящена шестисотлетней годовщине со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского, пятисотлетней годовщине со дня рождения святителя Филиппа, Митрополита Московского, игумена Соловецкого, и девяностолетней годовщине интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Главной темой конференции в этом году стала актуальная и проблемная тема — «Православная Церковь и государство в исторической судьбе России». Перед участниками конференции стояла задача — обсудить духовно-нравственные, богословские, исторические, социальные, культурные, общественно-политические аспекты взаимных влияний Русской Православной Церкви и Российского государства в свете насущных общенациональных задач.
Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Нижегородского государственного университета, Российской академии наук, Москов-
ских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии государственной службы при Президенте России, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. Участие в конференции приняли церковные и светские российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители и миряне, представляющие разные епархии, монастыри, приходы, академические институты, духовные и светские учебные заведения, а также представители центральной и местной администрации, государственные и общественные деятели, журналисты. Географический охват участников конференции был гораздо шире, чем на предыдущих трех конференциях: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Владикавказ, Саратов, Краснодар, Архангельск, Вологда, Саранск, Чебоксары, Сергиев Посад, Саров, Дивеево, Звенигород, Сходня, Королев, Жигулевск, Вольск, Ворсма, Краснослободск, Электросталь, Богородск, другие города Московской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской областей.
Конференция начала свою работу пленарным заседанием в конференц-зале Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Президиум возглавили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов, а также ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Председатель Общественной палаты Р.Г. Стронгин. Вел заседание член Попечительского совета Фонда преподобного Серафима Саровского, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД России В.Р. Легойда. В этом году впервые была осуществлена интернет-трансляция пленарного заседания конференции на сайтах Фонда преподобного Серафима Саровского и Нижегородской епархии.
Заседание открылось видеоприветствием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его Святейшество подчеркнул значимость установившейся традиции научно-богословских конференций, совершаемых с рассуждением и молитвой, с устремлением разума и всей души к преподобному отцу нашему Серафиму Саровскому. Опыт прошедших трех конференций показал, сколь необходима подобная работа. Чрезвычайно важна тема обсуждений этого года, ибо материальное благосостояние общества невозможно при существующем духовном неблагополучии, и в полной мере это относится и к такой важной составляющей нашей жизни как сила, крепость и на-
дежность государственного строения. Призыв обращен к тем, от которых зависит благополучие, а зачастую и само существование нашего народа, его будущее и настоящее. В заключение Святейший Патриарх поздравил участников конференции с началом серьезной работы, молитвенно пожелал ученому собранию помощи Божией в трудах, во благо России и Церкви совершаемых, и призвал Божие благословение и ходатайство святителей Филиппа, митрополита Московского, Тихона, Патриарха Московского и всея России, преподобных Саввы Сторожевского и Серафима Саровского чудотворца.
После этого прозвучали приветственные обращения к участникам конференции министра культуры и массовых коммуникаций России А. С. Соколова, руководителя Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко, ректора Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения.
Рабочая часть пленарного заседания началась с доклада митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Владыка сделал обзор отношений Православной Церкви и государства в исторической судьбе России на примерах служения святителей Московских Филиппа, Тихона, преподобного Саввы Сторожевского. В докладе прозвучал призыв, устанавливая правильные отношения Церкви и государства, не забывать о неотмирной природе Церкви, не умалять сакральной глубины ее жизни, осмысляя на богословском уровне ее бытие и ее задачи.
Второй доклад был сделан полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе А.В. Коноваловым. Он обратил особое внимание на роль традиционных религиозных конфессий в построении современного гражданского общества в Рос сии.
Эти два доклада задали тон конференции. В них были поставлены острые вопросы, которые следовало обсуждать, не умаляя их проблематичности. Трезвый и доброжелательный взгляд друг на друга Церкви и власти давал возможность обсуждать возможности и пути их взаимодействия.
На пленарном заседании была проведена презентация интернет-портала «Православное Поволжье». Новый веб-сайт разработан по инициативе Общественного Совета ПФО и епархий, расположенных на территории округа. На нем собрана воедино и постоянно обновляется информация о приволжских епархиях, святынях, повседневной жизни регионов Приволжского федерального округа.
После пленарного заседания был проведен круглый стол «Сотрудничество Церкви, региональных властей и местного самоуправ-
ления», в котором приняли участие митрополит Филарет, А.В. Коновалов, Р.Г. Стронгин, а также представители Приволжского федерального округа, правительства, законодательного собрания, мэры городов и главы местного самоуправления Нижегородской области. С установочным докладом выступил М.А.Тарусин, руководитель сектора социологии «Института общественного проектирования». В своем докладе он представил результаты социологических исследований, проводимых институтом, в частности о ценностных ориентациях российского общества. Докладу последовала дискуссия, причем особый интерес вызвало обсуждение конкретных проблем, которые возникают в совместной деятельности государственных, церковных, общественных органов региона. Так как в том или ином виде эти проблемы возникают во всех регионах, в круглом столе участвовали и представители иных округов. С заключительным словом на круглом столе выступил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, высказав свою точку зрения на совместную деятельность государства, Церкви, общества в Нижегородской епархии.
Далее работа конференции продолжилась в заседаниях секций. На конференции работали три основные секции: «Богословие и аске-тика государственного служения», «Историческая драма отношений Церкви и государства в России», «Права и достоинство человека с церковных и государственных позиций».
В этом году в конференции участвовало два представителя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Н.А. Кривошеева и доцент кафедры истории Русской Православной Церкви Н.Ю. Сухова. Они участвовали в работе секции «Историческая драма отношений Церкви и государства в России», поэтому основная информация будет относиться к этой секции. Вели заседания секции протоиерей Александр Мякинин, проректор Нижегородской духовной семинарии, и Т.Л. Мигунова, проректор по учебной работе Арзамасского государственного педагогического института. Заседания секции продолжались дня — 28 и 29 июня, причем каждое заседание, помимо сообщений, включало дискуссию по тематике докладов.
Первое заседание секции началось докладом наместника Савви-но-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрита Саввы (Фатеева). Отец Савва постарался проанализировать значение личности преподобного Саввы и его подвига через призму шести веков. Образ преподобного Саввы, «молитвенника о царях богоизбранных», является одним из свидетельств симфонии православного цар-
ства и священства в ее наивысшем расцвете. Кроме того, отец наместник рассказал о современной жизни обители, сочетании монашеского подвига, основы которого заложил в обители преподобный, и участии насельников и прихожан монастыря в просветительской, общественной, культурной жизни. Особое внимание было обращено на празднование предстоящего юбилея.
Несколько сообщений на секции было посвящено определению Поместного Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 г., имеющему особую важность в установлении принципов церковно'-государственных отношений. К этому документу обратились в своих докладах научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов, Н.А. Кривошеева и доцент Иоанно-Богословского православного института В.Л. Мах-нач. Определение Собора составлялось уже после октябрьского революционного переворота, но ориентировалось на Временное правительство (среди положений — требование православного вероисповедания главы российского государства, министра исповеданий, министра народного просвещения и их товарищей; получение Православной Церковью средств из государственной казны и т. д.). Тема вызвала горячую дискуссию. Речь шла не только о важности и основополагающем характере этого документа, но и о возможности перенесения его положений в современную ситуацию.
Следующая дискуссия развернулась после доклада доцента Академии труда и социальных отношений А.В. Усягина об истории института защиты прав человека в Российском государстве. Участники заседания ставили вопрос о православном церковном взгляде на понятие прав человека, о соотнесении церковной и государственной позиции по этому вопросу, о самом понимании «прав человека» с точки зрения юридической, исторической, религиозной, философской.
Зав. кафедрой политологии Нижегородского государственного университета С.В. Устинкин сделал доклад о Русской Православной Церкви в годы гражданской войны.
На этом же заседании прозвучало уже традиционное для саровских конференций сообщение зав. сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева В.П. Столярова об истории монастыря в послереволюционные годы, концлагере в монастыре и современном состоянии монастыря.
Конференция продолжилась в городе Сарове. Перед началом этой части конференции 29 июня, в день годовщины основания Са-
ровской пустыни (отсчет ведется от освящения в 1706 г. первого храма обители во имя пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника), была совершена Божественная Литургия в храме преподобного Серафима Саровского. Богослужение возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении епископа Саратовского и Вольского Лонгина, наместника Саровской пустыни игумена Андроника (Могилатова) и многочисленного духовенства. В алтаре с участниками конференции молился митрополит Филарет. По окончании Божественной литургии была освящена икона преподобного «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Эта икона была подарена Фондом преподобного Серафима Саровского Свято-Успенской Саровской пустыни (Ближней) к 301-й годовщине основания. Эта икона будет размещена в храме в честь Святаго Духа и станет парной иконе преподобного Серафима, аналогичной по размеру, сюжету и технике исполнения.
В этот день секции продолжили свою работу. На заседаниях секции «Историческая драма отношений Церкви и государства в России» было заслушано еще 6 докладов. Преподаватель Московских духовных академии и семинарии Д.В. Сафонов посвятил свой доклад рассмотрению патриаршего служения святителя Тихона в контексте государственно-церковных отношений.
Тему служения святителя Тихона продолжил доклад ведущего научного сотрудника Института славяноведения РАН Ю.А. Лабын-цева. Он постарался изложить взгляд религиозных деятелей Русского зарубежья, в частности протопресвитера Терентия Теодоровича на служение святителя и положение Православия в довоенном СССР. Доклад старшего научного сотрудника Института российской истории РАН К.А. Аверьянова был ориентирован на раннюю эпоху церковно-государственных отношений — XIV в. На основе анализа источников докладчик попытался еще раз вернуться к теме роли Русской Церкви в Куликовской битве.
Неожиданной теме посвятил свое сообщение старший научный сотрудник РФЯЦ ВНИИЭФ И.Г. Жидов. Он попытался выявить закономерность в именах летчиков, погибших в Великой Отечественной войне и связать их с русскими церковными святцами.
Доклад доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Ю. Суховой был посвящен проблеме отношений Церкви и государства в развитии духовного образования в России в синодальную эпоху. Главное внимание было уделено рассмотрению реформ высшей духовной школы, степени участия в этом процессе государственных сил — императора, обер-прокурора, и церков-
ных сил — Святейшего Синода, епископата, корпораций духовных академий. Успехи и проблемы, связанные с этим тесным сотрудничеством, необходимо учитывать и в современных условиях, когда богословское образование становится предметом заботы не только Церкви, но и государства.
Последним в работе секции был доклад профессора юридического факультета Международного славянского института Ю.Б. Страка-ча, в котором он рассказал о проблемах изложения церковно-государственных отношений 1918—1988 годов в читаемом им учебном кур се.
Работу секции завершило подведение итогов, выделение вопросов, требующих дополнительного изучения и обсуждения.
Помимо трех основных секций, в Сарове работали еще две специальные секции: «Православная инициатива — устроение жизни в России» и «Православная культура глазами школьников». В работе первой специальной секции, посвященной практическому срезу церковной жизни, приняли участие лауреаты грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского. Его цель — адресная поддержка гражданских инициатив, опирающихся на православные ценности. Общая сумма грантов только за 2007 г. составила более 12 млн рублей. Секцию вели член правления Фонда преподобного Серафима Саровского Д.В. Сладков и зав. сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева В.П. Столяров. Опытом становления духовной жизни в вымирающей российской провинции с некогда славной историей поделилась монахиня Ангелина (Нестерова). Пример духовного возрождения жителей с. Богородицкое Смоленской области может быть обобщен и помочь другим: дело началось с обустройства заброшенных источников, установления деревянных поклонных крестов возле них и на местах разрушенных храмов, затем был построен храм св. воина Феодора Стратилата и начала возрождаться память о воинах, погибших в начале Великой Отечественной войны в так называемом Вяземском котле. Несколько докладов были посвящены поиску путей включения молодежи в традицию российского православия. Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, предложил свой опыт — через патриотическое движение исторической реконструкции. В.Ю. Туляков, директор Ардатовской школы художественных ремесел «Образ», организовал передвижную детскую выставку-конкурс на православную тематику и интернет-галерею «Радуга» лучших детских работ. Преподаватель музыкальной
школы из Москвы Е.Г. Карпова представила оригинальную авторскую методику обучения детей не только классической, но и православной музыкальной традиции. Еще одно направление докладов этой секции определялось желанием помочь воцерковлению людей с ограниченными физическими возможностями. Ю.Ю. Лесневский, директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, познакомил участников секции с технологией, позволяющей показать слепым устройство православного храма. Священник Александр Михеев, настоятель церкви святителя Николая из Ломоносовского района Ленинградской области, поднял проблему попечения об умственно неполноценных детях. Он поделился личным опытом воцерковления детей из интерната г. Петергофа. При этом о. Александр особо подчеркнул, что такие инициативы Церкви — реальной помощи детям-инвалидам — не могут иметь полного успеха без государственной поддержки. Остро стоит проблема правового статуса подобных инициатив. Грант конкурса за 2007 г. получило православное творческое объединение «МiР» (режиссер И. Семенчук) на создание спектаклей-уроков для школьников. Это три кукольных спектакля: «Житие Петра и Февронии», спектакль о детстве пророка Моисея «Дети Библии» по малоизвестному произведению Януша Корчака и спектакль о полководце Суворове. Планируется драматический спектакль о жизни последней царской семьи, в котором участвуют как взрослые актеры, так и дети. Вечером 29 июня объединение «МiР» показало всем участникам конференции одну из своих постановок — «О бренности» по рассказам А.П. Чехова, призванную помочь людям, включенным в бешеный ритм современного мира, задуматься о духовной сущности жизни. Коллективу удалось выработать свой собственный творческий язык — лаконичный и достаточно выразительный, без спецэффектов, основанный на традициях русского театра.
Школьная секция, которую вел протоиерей Игорь Пчелинцев, была организована совместно с оргкомитетом «Школьных Харито-новских чтений» — ежегодной научной конференции школьников, проводимой Российским федеральным ядерным центром ВНИИЭФ и администрацией Сарова. На этой секции был проведен конкурс первых научных исследований школьников, посвященных истории и возрождению храмов, монастырей, русских церковных традиций, а также современной церковной жизни, в которой школьники принимают непосредственное участие. Особое внимание, конечно, было уделено Саровскому монастырю, его храмам и пещерам. Интересно, что авторы исследований, несмотря на свою юность и небольшой
церковный и научный опыт, старались — и небезуспешно — связать традицию и современность, конкретные проблемы своих храмов и епархий с историей Русской Православной Церкви и Российского государства в целом.
Закрытие конференции состоялось 30 июня в зале Дома ученых Российского федерального ядерного центра. Были проведены круглый стол «Проблемы формирования современного церковного взгляда на государственное строительство» и пленарное заседание «Диалог Церкви и государства в прошлом и будущем России». На круглом столе большой интерес вызвал доклад П.Г. Буслаева, руководителя иконологической комиссии Исполнительного комитета юбилейных торжеств 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского. Член правления Фонда Серафима Саровского Д.В. Сладков рассказал о проекте гуманитарного университета в Сарове, предназначенного для взрослых, профессионально состоявшихся людей. Главная задача проектируемого учебного заведения — восполнение дефицита национального самосознания. В дискуссии выступили профессор В.Л. Махнач, ведущий телепрограммы «Кто мы?» на телеканале «Культура» Ф.В. Разумовский, социолог М.А. Тарусин и другие. Выступавшие говорили о том, что на современном этапе отношения Церкви и государства не являются достаточно определенными, отсутствует русский взгляд на русскую историю, символическое пространство не продумано, что дает повод недобросовестным людям использовать его для рекламы. Наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, церковные институты не могут получить полноценные юридические права, с другой стороны, элита часто использует авторитет Церкви для своей легитимизации в глазах общества.
В перерыве между заседаниями демонстрировался фильм о Соловках, где в советское время на месте монастыря разместился концлагерь. Страшные кадры лагерной хроники, современное неудовлетворительное положение на многострадальной земле вновь подчеркивали актуальность обсуждения главного вопроса — отношений Церкви и государства. Говорилось о том, что построение гражданского общества в России должно быть основано на православных ценностях. Церковь не элитарна, но универсальна, при этом она является самым значимым общественным институтом.
Пленарное заседание вел В.Р. Легойда. Ведущий отметил, что сегодня мы должны говорить об опыте свидетельства христианина современному миру. Церковный подход выражен в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Государственный подход пока не выражен, но это не должно стать камнем преткнове-
ния во взаимодействии. Был сделан особый акцент на реальном нынешнем опыте свидетельства и на священном для нас и нашей Церкви опыте новомучеников. Большая беда, что вне Церкви, в обществе, пока нет их почитания как шага к осмыслению нашего прошлого и истории, к восстановлению нашего исторического самосознания. Это не взгляд в прошлое, это взгляд в будущее, который поможет нам это будущее построить.
На пленарном заседании выступил также директор РФЯЦ-ВНИИЭФ академик Р.И. Илькаев. Он сказал о том, что РПЦ поддержала институт в трудные для него времена, и выразил надежду, что люди с высокой духовной планкой, в том числе участники этой конференции, смогут как-то помочь решить проблему назревающего системного кризиса ЗАТО, на который не обращается должного внимания. Руководителями секций были подведены итоги работы и высказаны предложения, которые должны были войти в итоговый документ конференции. С заключительным словом выступил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Он подытожил работу конференции и пожелал ее участникам и самому себе учиться христианской жизни не по книгам, а у учителя — преподобного Серафима Саровского.
1 июля участники конференции посетили Свято-Дивеевский женский монастырь, где в Троицком соборе архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную Литургию. Общая молитва была достойным завершением конференции и дала надежды на решение сформулированных и обсужденных проблем.
В этом году все заседания и богослужения конференции проходили на Нижегородской земле, и особенно хочется отметить роль в ее организации и проведении клира и мирян Нижегородской епархии, возглавляемых архиепископом Георгием. Протоиерей Игорь Пче-линцев, начальник пресс-службы Нижегородской епархии, иереи Андрей Милкин, Николай Алясов, диакон Александр Атмажитов, члены Фонда преподобного Серафима Саровского Д.В. Сладков, И.В. Мещан, О.Г. Солдатенкова и др. не только решали оперативно и четко все организационные вопросы, но постарались приобщить участников конференции к церковной жизни епархии, что позволило сосредоточиться на научных проблемах и духовном постижении. Следует отметить, что один из клириков, участвовавших в организации, — иерей Николай Алясов — сын первого саровского священника Владимира Алясова, так что научно-богословские конференции органично включаются в церковную традицию епархии.
Работа конференции не окончилась на пленарном заседании. Организаторы конференции обрабатывали материалы конференции, систематизировали предложения участников, итоги дискуссий и круглых столов. К этой работе привлекались и участники конференции. Наконец, в июле был отредактирован и помещен на сайте фонда итоговый документ конференции.
В документе отмечалось, что многовековой опыт церковно-государственных отношений — важнейшая часть наследия России и русского народа, созданного и воспитанного в его историческом бытии Православной Церковью. На этот опыт можно и должно опираться сегодня в строительстве будущего. Русская Православная Церковь имеет сегодня определенную позицию по отношению к современному светскому государству, изложенную в 2000 г. в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Церковное понимание отношений с государством предполагает совместные труды по искоренению общественных пороков и устроению достойной жизни в России. Политика же государства по отношению к Русской Православной Церкви пока не имеет должной степени полноты и проработанности. Если в личных отношениях к Церкви деятелей политики, администрации, бизнеса, науки и культуры становится все больше положительных примеров, то на системном уровне ситуация далека от желаемой. Налицо и недостаточная компетентность многих должностных лиц в понимании природы Церкви и ее задач, в актуальных вопросах церковно-государственных отношений.
Перед Церковью стоит задача выработки оптимальных форм церковно-просветительской работы в этих кругах, поддержка и анализ движения отдельных государственных деятелей к осмыслению реального состояния церковно'-государственных отношений. Но Православной Церкви, ее институтам необходимо более четкое и основательное положение в государстве: возвращение храмов и возрождение в их стенах молитвенной жизни, возвращение чтимых святынь и церковных имуществ, доступ в школы и армию, полноценное включение в научно-образовательную систему, сотрудничество Церкви и государства в деле сохранения семьи.
В развитии церковно-государственных отношений велика роль как малых дел, так и масштабного свидетельства — недавние серафи-мовские праздники, торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского.
Итогом же конференции стал выбор темы следующей, Пятой всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», которая прой-
дет в июне 2008 г. По общему согласию была объявлена тема: «Почитание новомучеников ХХ столетия и восстановление национального исторического самосознания». Величайшая церковная трагедия должна быть осмыслена и пережита как трагедия всего народа. Обсуждение подвига новомучеников и исповедников минувшего столетия и почитание их в наши дни является одной из путеводных нитей, следуя которым можно выйти к целостному взгляду на нашу ис то рию.
м. богосл., к.и.н., доцент Н.Ю. Сухова