Научная статья на тему 'Уроки российского социально-экономического проектирования (теоретические и методологические проблемы)'

Уроки российского социально-экономического проектирования (теоретические и методологические проблемы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / МНОГОУРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА СРЕДЫ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасёва Л.А.

На примере развития российских территорий показаны формы кризиса социально-экономического управления, в частности управления региональными проектами. Предложены рекомендации по преодолению выявленных проблем. Обоснована необходимость и технология многоуровневой оценки среды реализации проектов. Особое внимание уделено проблеме согласования интересов. Автор предлагает новый подход к оптимальному сочетанию мер институциональной поддержки проектов (исследования проведены на примере Тверской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки российского социально-экономического проектирования (теоретические и методологические проблемы)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

11 (152) - 2012

УДК 330.3

уроки российского социально-

экономического ПРОЕКТИРОВАНИЯ (теоретические и методологические проблемы)

Л. А. КАРАсЁВА,

кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории E-mail: karasevatvgu@yandex. ru Тверской государственный университет

На примере развития российских территорий показаны формы кризиса социально-экономического управления, в частности - управления региональными проектами. Предложены рекомендации по преодолению выявленных проблем. Обоснована необходимость и технология многоуровневой оценки среды реализации проектов. Особое внимание уделено проблеме согласования интересов. Автор предлагает новый подход к оптимальному сочетанию мер институциональной поддержки проектов (исследования проведены на примере Тверской области).

Ключевые слова: социально-экономическое управление, региональные проекты, развитие территорий, многоуровневая оценка среды, согласование интересов, институциональные нормы, территориальный маркетинг, Тверская область.

Одной из форм проявления кризиса управления является неэффективность социально-экономического проектирования. В рыночной экономике невозможно обойтись без управления проектами как действенного инструмента развития. Однако в российских условиях, несмотря на обилие реализуемых проектов и программ, затрагивающих разные сферы жизни общества, полезные эффекты от управления незначительны, а в соотношении с понесенными затратами неэффективны. Инициативы наталкиваются на сопротивление внешней среды. Как следствие, проекты не оказывают существенного влияния на развитие экономики.

Конечно, все это можно объяснить сложившейся исторической ситуацией. С одной стороны, «советские лекала» программирования вряд ли могут быть использованы без изменений в условиях становления рыночной экономики, хотя они отличались глубиной научного обоснования и имели успешный опыт реализации. С другой стороны, передовые западные наработки, отражающие самые последние управленческие новации, также требуют адаптации к российской практике. Не только по причине иных территориальных, социально-экономических условий, ценностных установок, но и в силу слабо развитого организационного потенциала, дальнейшего воплощения проектных решений [1].

Из российского опыта управления проектами можно вынести некоторые полезные уроки. К сожалению, опыт носит негативный оттенок. В данной статье хотелось бы подойти к обозначенной проблеме с экономико-теоретической точки зрения и вскрыть более глубокие причины сложившихся парадоксов развития. Проанализируем их на примере регулирования процессов освоения новых и развития уже обжитых российских территорий, поскольку реализация любого проекта происходит в рамках социально-экономических условий конкретной территории.

Урок первый. Национальные проекты, несмотря на огромные средства, направляемые в них, так и не обнаружили ключевого системообразующего за-

мысла, понятного широкому кругу людей и принимаемого гражданским сообществом. Аналогично -территории, несмотря на многочисленные целевые программы развития, во многом демонстрируют стихийно сложившийся вектор жизнедеятельности. Разрозненные «точки роста» могут решить лишь локальные проблемы1.

Вывод первый. Осуществление проектов в режиме «латания дыр», без опоры на системообразующие проблемы территории не обеспечит достижения даже самых блестящих задач. Оно не раскрывает потенциала самих идей и потенциала их развивающего воздействия на окружающую среду (деловую и социо-культурную функции). Процесс стратегического целеполагания состоит не только в постановке конечных целей, но и в понимании, что их достижение зависит от условий и состояния среды реализации. Любая концепция, а, следовательно, и ее проектное воплощение должны быть построены на основе исследования и критериального анализа этой среды. Результатом является построение дерева проблем, которое предопределяет содержание и механизм реализации концепции. Очень важно подчеркнуть, что как многоуровневая экономическая система, так и процесс ее познания должен быть структурирован по уровням ее функционирования. Очевидно, и проблемы не лежат в одной плоскости, а обнаруживают себя через разные уровни проявления социально-экономической природы функционирования экономики (технико-экономический, социально-экономический, организационный, институциональный уровни) [2]. Тогда в зависимости от социального заказа и конкретных условий его реализации одна группа проблем будет системообразующей, а другие - носить подчиненный характер.

Это позволит не только выявить существующие и потенциальные точки роста, но и распознать среди них своеобразную «зону притяжения», формирующую направление развития территории. В этом случае проектирование из настоящего с ориентацией на будущее должно встроить проекты в сложившуюся систему интересов региона, раскрыть бизнес-потенциал территории в конкретной внешней среде реализации.

Урок второй. При наличии неудовлетворенных потребностей новых целевых групп потре-

бителей (инвесторов и др.) накопленные ресурсы территорий практически не используются, хотя и могут быть направлены на реализацию указанных потребностей.

Очевидно, что без комплексного анализа потенциала территории невозможно обеспечить эффективной с точки зрения развития территории его реализации.

Вывод второй. С одной стороны, одной из ключевых проблем современного социально-экономического проектирования является проблема сбора, обработки и анализа информации для принятия управленческих решений. В российских условиях эта проблема усугубляется необъективной статистикой, недоступностью, а иногда и закрытостью необходимой информации. А в случае разработки концепций развития территорий информационный блок имеет принципиальное значение. В этих условиях вхождение в команду проектировщиков узких специалистов, хранителей и носителей специальной информации становится неотъемлемым условием работы2.

С другой стороны, роль методолога-теоретика в этой ситуации состоит не только в формировании методологии исследования, но и определении группы таких специалистов, без которых базовый ситуационный анализ невозможен.

Как показывает практика нашей работы по региональным проектам в Тверской области, технология исследования напоминает работу мультипликатора: художник, чтобы оживить изображение, берет несколько слоев целлулоида, наносит изображение на каждый из них, и при наложении одного слоя на другой оживляет, придает «объем» плоским персонажам - они оживают. По аналогии родилась авторская технология совмещения результатов проведения ряда экспертиз. Она позволила сформировать многослойное пространство аналитических выкладок, дополняющих друг друга. При работе над проектами заказывались следующие экспертизы:

1) технико-экономическую экспертизу - оценку природно-ресурсного и экономического потенциала земельного участка и внешней среды;

2) экологическую экспертизу - оценку экологической обстановки в регионе;

3) социально-экономическую экспертизу - оценку структуры собственности, анализ направ-

1 Подобные проблемы характерны не только для Тверской области, но и для других регионов. См., например, опыт модернизации промышленности Урала: Перечнева И. Надо ускоряться // Эксперт Урал. 2011. № 5 (452).

2 См., например, мнения экспертов о проблеме двух поколений узких специалистов: Рогачев М. Придется

стать большими // Эксперт. 2011. № 17 (751).

лений развития региона, фиксацию наиболее крупных и значимых точек бизнес-активности и т. п.;

4) организационно-экономическую экспертизу -анализ целевых программ развития области и муниципальных образований, определение возможностей сотрудничества с общественными и другими заинтересованными организациями и объединениями;

5) экспертизу инвестиционного климата;

6) экспертизу правовых и административных норм, влияющих на осуществление проекта. Конечно же, при работе в такой технологии

складываются соответствующие нормы совместной деятельности. Особая роль при наложении результатов экспертиз отводится «держателю целого» (координатору, теоретику-методологу), который уже на этапе выдачи заданий отдельным экспертам должен продумать проблемный запрос и нужную форму предоставления результатов. При непосредстве н-ном наложении он обязан соблюсти нейтралитет и объективность, не подгоняя полученные данные под предполагаемое решение. Наоборот, весь массив собранной информации, структурированный предлагаемым способом, подскажет направление поиска оптимального варианта. При этом выбор комбинации экспертиз, детализация и глубина их содержания зависят от масштабности и целей технических заданий, а также бюджета времени и средств.

При наложении сквозь все слои проступает скрытая логика жизни территории, очерчивается потенциал, стихийно прорисовываются некие зоны, «концентрирующие» отдельные точки роста или проблемные узлы территории. В свою очередь критериальный взгляд, заданный ценностными ориентирами проекта, «оживляет» это интегрированное информационное пространство, подсказывая направление поиска ключевой идеи проекта (сама территория «выталкивает» ключевую идею развития).

На этой основе дальнейшая работа включает в себя вполне традиционные этапы: генерирование идей, их оформление, разработку концепции, проекта, сценариев реализации. Все они могут быть выполнены в соответствии с общеизвестными принципами и инструментарием проектного менеджмента. Подобный подход позволяет не клонировать уже успешные проекты, а генерировать и осуществлять дополняющие их идеи.

Урок третий. Реализация отдельных инвестиционных проектов (часто при содействии государственных и муниципальных структур), вполне эффективная с точки зрения частного интереса, не всегда приводит к повышению, а подчас и снижает уровень жизненной и деловой активности населения территории.

Вывод третий. Любой проект - это работа на заказчика. Более того, понимание заказа, интересов и целей заказчика есть неотъемлемое условие профессионализма социально-экономического управления. Востребованы проекты, приносящие быструю отдачу, однако они также быстро исчезают. Это можно понять, ведь сама среда провоцирует такое поведение. Вспоминается басня «Стрекоза и муравей», которая применительно к бизнесу обозначает разные горизонты эффективности. При проектировании наблюдаются стремление к краткосрочным выгодам и игнорирование долгосрочной перспективы, т. е. имеет место близорукий прагматизм.

Хуже, когда «близорукий прагматизм» стрекозы мешает эффективному воплощению того или иного проекта, ибо не учитывает интересов агентов реализации. Для успешного и гармоничного развития системы просто необходимо видение целого. «Муравей» мыслит стратегически, он развернут в будущее. Опасным является заблуждение, что бизнес может существовать обособленно от социума. Именно поэтому и возникает необходимость вкладывать силы в формирование бизнес-среды, чувствительной к инновационному развитию. Эти вложения принесут плоды куда более ценные, чем сиюминутные выгоды. Проектировщик может расширить горизонты видения, тем самым обеспечивая получение устойчивых выгод заказчиком. Однако это возможно только в случае включения в анализ и проектирование интересов экономических субъектов внешней по отношению к заказчику среды. Высвобождается медленная энергия дальновидности.

Лечение «близорукости» предполагает в качестве важнейшего шага проектирования проведение анализа:

• преимуществ и недостатков внешней среды с позиции потребностей и интересов заказчика;

• потребностей и интересов субъектов, определяющих социально-экономическую, финансовую, культурную и т. д. политику внешней по отношению к заказчику среды.

Такие действия требуют дополнительных затрат времени и средств на исследование и согласование интересов. Однако они обеспечат более эффективную реализацию предлагаемых инвестиционных проектов за счет наиболее полного использования возможностей внешней среды, нейтрализации угроз, снижения рисков. В долгосрочной перспективе это стабилизирует получение прибыли и способствует устойчивости в развитии бизнеса в целом, что в условиях изменяющейся внешней среды особенно актуально.

Урок четвертый. Действующие институциональные нормы и формы, обеспечивающие общественно-сознательное воздействие на экономику, малоэффективны. Они не позволяют полноценно формировать и реализовывать инновационный потенциал экономики. А стихийно складывающиеся нормы не развернуты в будущее.

Вывод четвертый. По мнению автора, эффективна та институциональная форма, которая, опираясь на соответствующее законодательство, способна использовать основные элементы (рычаги) воздействия - социальные, экономические, финансовые, организационные, правовые - в их оптимальном сочетании. Критерием оптимального сочетания мер поддержки является соответствие институциональной структуры доминирующим проблемам развития.

Экономическая или финансовая составляющая этих мер может быть или системообразующей, или обслуживающей другую доминирующую составляющую (например образовательную или исследовательскую). Тогда государственная и муниципальная поддержка должна быть направлена на создание и развитие тех институциональных форм, которые адекватны сложившейся ситуации. При этом важными условиями являются осуществление постоянного мониторинга проблем и соответствующая корректировка ведущих институциональных форм. И в этом смысле появляется еще один критерий эффективности управления - институциональные формы должны обеспечивать накопление и реализацию социально-экономических потенциалов проектов.

Например, представляется весьма важным и своевременным создание по инициативе государства и поддержка консалтинговых компаний особого типа, в задачи которых должны входить: • зондирование внешней среды, распознание и

оценка новационных идей, наилучшим образом

задающих вектор разрешения ключевых проблем территории, региона, социальных групп и т. п., формирование поля предпринимательских идей;

• разработка концепций и проектов, основанных на новых предпринимательских идеях, позволяющих комплексно осваивать территории, вовлекать в экономический оборот землю, находящуюся в руках разных собственников, решать другие сложные социально-экономические проблемы;

• формирование общего рабочего пространства проектов для соединения всех заинтересованных субъектов их осуществления, и в первую очередь инвесторов, проектируя и апробируя новые организационные институты: взаимодействия основных «игроков», вбрасывания и продвижения проектов к внутренним и внешним их участникам (прямым и косвенным). Таким образом, речь идет не столько о проблемах инвестирования в инновационные идеи или во внедрение изобретений, сколько о проблеме изменения отношения общества и субъектов социально-экономического управления к инновациям и механизмам их внедрения. Другими словами - о соотношении идеи и среды ее реализации. Модернизация экономики есть поступательное движение от инерционного развития с элементами инноваций к сценарию развития на основе инноваций по мере накопления соответствующего потенциала.

В качестве иллюстрации к вышевысказанным суждениям приведем два примера. Первый иллюстрирует структуру проектной работы команды экспертов. Второй пример связан с построением концепции туристского зонирования Тверской области. Он раскрывает пошаговое развертывание требований к анализу историко-культурного наследия и туристского потенциала для создания банка данных инвестиционных площадок и проектов развития индустрии туризма Тверской области [1].

Первый пример. Методология исследования вариантов использования земельных участков Тема исследования: разработка территориальной комплексной схемы развития объединенного земельного участка (далее - Участка).

Предмет исследования: обоснование и представление наилучшего и наиболее эффективного варианта освоения и развития Участка.

Внешняя по отношению к объекту исследования среда (далее - регион): совокупность социально-

экономических факторов и отношений, влияющих на стоимостные характеристики земельных участков. Здесь регион задается не административными границами, а рассматривается как пространство жизнедеятельности, в которое включена исследуемая территория.

Ключевая идея исследования: предложить концепцию наиболее эффективного освоения и развития Участка, опираясь на экономические интересы собственника объекта исследования, с учетом интересов ключевых экономических субъектов региона, влияющих на его функционирование и развитие.

«Целевая функция»: максимизация выгод, в т. ч. приращение рыночной стоимости участка.

Логика исследования. Анализ земельного участка:

1.1. Общая характеристика Участка.

1.2. Критериальный анализ Участка (ключевое направление в исследовании - выявление потребностей и интересов собственника Участка, а также социальные, экономические, экологические и т. п. возможности использования объекта - фактические и потенциальные).

Анализ внешней среды:

2.1. Общая характеристика внешней среды.

2.2. Критериальный анализ внешней среды:

• потребности и интересы субъектов, определяющих социально-экономическую, финансовую, культурную и т. д. политику внешней среды; возможности внешней среды - фактические и потенциальные;

• преимущества и недостатки внешней среды с позиции потребностей и интересов собственника объекта исследования.

Формирование проблемного поля:

3.1. Проблемы функционирования внешней среды и возможности их разрешения через использование объекта исследования (ключевое - определить варианты включения объекта исследования в зону интересов).

3.2. Проблемы включения объекта исследования исходя из интересов собственника объекта.

Формирование концепции освоения и развития территории:

4.1. Ключевая идея.

4.2. Задачи, носящие принципиальный характер, для выработки новой идеологии освоения Участка.

4.3. Уточнение основных направлений освоения и развития Участка.

4.4. Определение самостоятельных проектов (градостроительных зон) концепции.

4.5. Выявление приоритетных инвестиционных проектов, обеспечивающих старт реализации концепции на комплексной, последовательной основе, и превращение Участка в лидера развития региона.

4.6. Определение принципов формирования партнерского сообщества по развитию Участка.

4.7. Обоснование форм (правовых, организационных, информационных) участия сформированного партнерского сообщества в управлении развитием региона.

4.8. Технико-экономическое обоснование альтернативных сценариев освоения Участка и их сравнительная характеристика.

Второй пример. Концепция критериального анализа базы данных по туристическим объектам Тверской области

Цель критериального анализа: сформировать базу данных для инициирования инвестиционных проектов как стартовых условий системного развития туристического бизнеса в Тверской области, в итоге получить результат:

1) база данных, включающая 50 наилучших объектов / ключевых идей инвестиционных проектов;

2) обоснованное концептуальное видение развертывания инвестиционных проектов по реализации выбранных 50 идей/объектов. Основные шаги для достижения поставленных

целей:

Шаг 1-й. Анализ оснований туристической привлекательности Действия:

• провести маркировку (цветом или геометрическими фигурами) и ранжирование имеющихся объектов (сложившихся и потенциальных) в соответствии с их природным, историко-культурным потенциалом туристического (или иного) использования;

• очертить стихийно сложившиеся пространства их концентрации, как следствие - уточнить зонирование Тверской области по критерию объединения и позиционирования туристических маршрутов;

• построить карту туристических зон (существующих и потенциальных), маркированных по следующим параметрам:

- природно-климатические условия;

- археологические достопримечательности;

- паломнические центры и храмы (сохранившиеся и разрушенные);

- места народных промыслов, утилитарных и художественных;

- выдающиеся люди и персоналии;

- исторические события;

- музеи, театры, культурные события (фестивали, форумы и т. п.);

- санаторно-курортные, лечебные, спортивные объекты;

• провести выбор и обозначение в выявленных зонах наиболее перспективных объектов. Шаг 2-й. Оценка внутреннего потенциала выделенных объектов для будущих инвестиционных проектов и развития региона в целом.

А. Критерии оценки для будущих инвестиционных проектов:

- наличие потребителей и емкость рынка: целевых групп первичных и вторичных потребителей, их ключевые потребности, интересы и возможности;

- существование подобных проектов;

- автономность (самодостаточность) проекта по признаку доходный бизнес /прибыльные инвестиции: сроки реализации, затраты на вовлечение объекта в бизнес, использование и окупаемость;

- варианты использования Участка помимо туристического предназначения: жилая застройка, промышленное и сельскохозяйственное использование, элемент инфраструктуры и т. п. Б. Критерии оценки для развития района,

региона в целом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- системность - варианты: ключевая точка роста окружающей территории, формирующая направление развития: центр туристических маршрутов; центр культурного, национального, экологического сообщества и др.

- модульность (открытость) - возможность присоединения к более масштабным проектам (по принципу достраивания интересов, дополнения).

Шаг 3-й. Оценка факторов содействия реализации проектов.

Критерии оценки:

- трудовой, производственный, научный, социальный потенциалы зон;

- уровень и степень подготовленности коммуникаций, транспорта и социальной инфраструктуры;

- уровень качества жизни, в том числе безопасности, социальной благополучности среды реализации туристических маршрутов;

- общие тенденции развития частного бизнеса и инвестиций: концентрация собственности, производства, бизнес-активности, интересы ведущих субъектов и их противоречия;

- соотнесенность с федеральными, региональными и частными социальными и инвестиционными проектами, программами развития территорий, программами развития туристического потенциала области, района.

Шаг 4-й. Оценка маркетингового потенциала Планируемые действия:

1) оценка воспринимаемых (планируемых) целевых групп потребителей: первичных и вторичных, их ключевых потребностей, интересов и возможностей;

2) оценка конкурентных преимуществ и дифференциаторов (отличие от подобных проектов);

3) оценка факторов доверия, содействия реализации проекта;

4) важнейшие тенденции будущего (внешней среды);

5) оценка сильных и слабых сторон объекта (матрица SWOT), определение ключевых проблем реализации инвестиционного проекта.

Таблица 1

Зеркало бренда туристской зоны «Бежецкий Верх»

Показатель Слагаемые бренда туристской зоны

Территория Районы: Бежецкий, Весьегонский, Кесовогородский, Краснохолмский, Лесной, Молоковский, Сан-довский, Сонковский. Символ ТЗ*: «На столе дымится гусь»**- рождение зоны массового семейного гостеприимства и малых форм туристического бизнеса. Потенциалы ТЗ: • всхолмленный рельеф - поднятия - Моркины горы, Покров-Коноплинская гряда, Овиннищинская гряда; • проточные озера на Мологе, Рыбинское водохранилище; • традиционные отрасли сельского хозяйства - льноводство и мясное животноводство; • исторические, культурные достопримечательности и памятные места

Окончание табл. 1

Показатель Слагаемые бренда туристской зоны

Уникальность • Горки и холмы для лыжного катания. • Бежецк - город малых музеев: В. Я. Шишкова, В. В. Андреева - создателя первого оркестра русских народных инструментов, здесь расположен Дом-музей Анны Ахматовой, Николая и Льва Гумелевых, а также древние церкви. • Родовые имения известных людей (Куницын, Плетнев). • Рекреационные зоны на Рыбинском водохранилище для водно-спортивного туризма. • Охотхозяйства. • Историческая битва с татарами на реке Сить

Развитие Создание и позиционирование Бежецкого Верха как пространства: • семейного гостеприимства и малых форм туристического бизнеса; • здорового и активного образа жизни. Культивирование и продвижение локальных модульных центров семейного гостеприимства для обслуживания разнообразных туристических маршрутов: спортивных (лыжных и водных); культурных; историко-этнографических; промысловых (охота, рыбалка, собирание грибов и ягод); аграрных

Инвестиции • Подготовка комфортабельных, но недорогих объектов инфраструктуры центров семейного гостеприимства. • Строительство лыжных трасс и водных объектов. • Создание сельскохозяйственных парков и деревень, воссоздающих традиции крестьянского быта, возделывания и обработки льна. • Освоение территории и создание инфраструктуры вокруг значимых объектов культурно-исторического наследия

Земли Имеется возможность приобретения земельных участков на первичном и вторичном рынке по приемлемым ценам

Миссия Повышение качества жизни, социальной благополучности среды реализации туристических маршрутов на основе продвижения форм семейного гостеприимства в зоне Бежецкого Верха

* ТЗ - туристская зона;

** Строчка из стихотворения Анны Ахматовой, написанного в канун Рождества в г. Бежецке, 1921 г.

Таблица 2

Зеркало бренда туристской зоны «Великое Троеградье»

Показатель Слагаемые бренда туристской зоны

Территория Районы: Калининский, Старицкий, Торжокский, Кувшиновский. Символ ТЗ*: «Треугольник с орлом внутри» - Величие, Вдохновение, Божественность, воплощенные в Единстве трех городов-лидеров, как сердце мощного развития жизнедеятельности в Тверской области. Потенциалы ТЗ: три старейших города-лидера - Тверь, Торжок, Старица объединяют и придают региону соответствующее значение. Геополитический и экономический заряд: • ядро русской государственности; • пересечение транспортных магистралей всех видов; • концентрация экономических, политических, информационных, образовательных сил в городе Твери - столице региона. Историко-культурный заряд: • скопление историко-культурных памятников мирового значения и территорий усадебной культуры. Духовный заряд: • обращение к истокам православной культуры и образцам духовного служения и подвижничества

Уникальность Величие и державность: • свидетельства великих свершений государственных деятелей - Ивана Грозного, Екатерины II, Михаила Тверского и видных предпринимателей - Афанасия Никитина, промышленников Морозовых, купца Аваева и др. Вдохновение и полет: • Царские Путевые дворцы в Твери и Торжке; • прославленные туристические маршруты «Пушкинское кольцо» и «Лемешевское кольцо» Верхневолжья; • художественное творчество и ремесла - древняя тверская школа иконописи, торжокское золотое шитье, современная школа живописи и дизайна; • лучшие постоянные экспозиции Тверского государственного объединенного музея.

Окончание табл. 2

Показатель Слагаемые бренда туристской зоны

Божественность и духовное проникновение: • Тверской Отроч монастырь - с глубочайшим событийным рядом (Максим Грек, митрополит Филарет); • Старица - родина первого русского Патриарха Иова, выходца из Свято-Успенского Старицкого монастыря, действующего по сегодняшний день; • Борисоглебский монастырь в Торжке

Развитие Создание и позиционирование «Великого Троеградья» как эпицентра, распространяющего на весь Тверской регион энергию развития и величавости: • мощь и успешность многофункционального, открытого, социально-ответственного бизнеса; • свободу действий и перемещений при возрождении пояса дворянских усадеб; • свет просвещения и силу духовного богатства через включение в жизнь реставрируемых православных святынь

Инвестиции • Транспортная и туристическая инфраструктура. • Многофункциональные туристические и деловые центры. • Усадебный туризм. • Археологические и культурные парки. • Просветительские проекты. • Центры детского отдыха. • Восстановление и развитие монастырей и храмов

Земли Имеется возможность приобретения земельных участков на первичном и вторичном рынке по приемлемым ценам

Миссия Высвобождение скрытой энергии экономического, культурного, духовного центра для победоносного явления миру «Великого Троеградья»

* ТЗ - туристская зона.

Далее представлено зеркало бренда туристских зон «Бежецкий Верх» и «Великое Троеградье» для каталога инвестиционных площадок и проектов Тверской области в сфере туризма (табл. 1, 2). Включение в статью в качестве примера материала рекламного характера неслучайно, поскольку иллюстрирует один из вариантов преодоления описанных выше возможных ошибок.

Надеемся, что обобщение опыта, а также некоторые проектные решения и отдельные рекомендации опровергнут сложившееся мнение о разрыве экономической теории и практики хозяйствования.

Список литературы

1. Карасёва Л. А., Зинатулин А.М., Смирнов С. Н. Парадоксы российского опыта освоения территорий // Вестник Тверского государственного университета. 2008. № 18 (78). Сер. Экономика. Вып. 8.

2. Карасёва Л. А. Попытка рефлексивного взгляда на методологию экономической науки // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ. 2007. № 4.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.