Научная статья на тему 'Проектно-ориентированная практика опорных вузов в развитии территорий (на примере деятельности ФГБОУВО "Мурманский арктический государственный университет")'

Проектно-ориентированная практика опорных вузов в развитии территорий (на примере деятельности ФГБОУВО "Мурманский арктический государственный университет") Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
238
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ ВУЗ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / БРЕНДИРОВАНИЕТЕРРИТОРИИ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТУРИЗМ / FLAGSHIP UNIVERSITY / PROJECT ACTIVITIES / DEVELOPMENT OF THE AREA / BRANDING OF AREAS / CLUSTER APPROACH / TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ашутова Т.В., Белевских Т.В., Желнина З.Ю., Горбачева А.А.

В данной статье представлена общая характеристика роли опорного вуза в развитии территории присутствия. Реализуемая в России практика опорных университетов позволяет обеспечить осознание и актуализацию территориальных индивидуальных и общественных потребностей. Практика МАГУ как опорного университета представлена в работе на примере стратегического проекта«Креативный город территория развития», который носит междисциплинарныйхарактер и призван реализовать образ Мурманской области как перспективного и комфортного региона для проживания и самореализации, несмотря на экстремальность природно-климатических условий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-ORIENTED PRACTICE OF FLAGSHIP UNIVERSITIES IN THE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

This article presents a general description of the role of flagship university in the development of the regions. Implemented in practice in Russia practice of flagship university allows to ensure the realization and actualization of the territorial individualand social needs. Practice of the MASU as a flagship university is presented in the example of the strategic project "Creative city the territory of development". This is an interdisciplinary and aims to represent and implement the image of the Murmansk region as a promising and comfortable region for living and fulfillment, despite the extreme climatic conditions.

Текст научной работы на тему «Проектно-ориентированная практика опорных вузов в развитии территорий (на примере деятельности ФГБОУВО "Мурманский арктический государственный университет")»

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.73-90 УДК 332.+378.1

Т. В. Ашутова, Т. В. Белевских, З. Ю. Желнина, А. А. Горбачева

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА ОПОРНЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБОУ ВО «МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

Аннотация

В данной статье представлена общая характеристика роли опорного вуза в развитии территории присутствия. Реализуемая в России практика опорных университетов позволяет обеспечить осознание и актуализацию территориальных индивидуальных и общественных потребностей. Практика МАГУ как опорного университета представлена в работе на примере стратегического проекта «Креативный город - территория развития», который носит междисциплинарный характер и призван реализовать образ Мурманской области как перспективного и комфортного региона для проживания и самореализации, несмотря на экстремальность природно-климатических условий региона.

Ключевые слова

опорный вуз, проектная деятельность, развитие территории, брендирование территории, кластерный подход, туризм.

T. V. Ashutova, T. V. Belevskikh, Z. Yu. Zhelnina, A. A. Gorbacheva

PROJECT-ORIENTED PRACTICE OF FLAGSHIP UNIVERSITIES IN THE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Abstract

This article presents a general description of the role of flagship university in the development of the regions. Implemented in practice in Russia practice of flagship university allows to ensure the realization and actualization of the territorial individual and social needs. Practice of the MASU as a flagship university is presented in the example of the strategic project "Creative city - the territory of development". This is an interdisciplinary and aims to represent and implement the image of the Murmansk region as a promising and comfortable region for living and fulfillment, despite the extreme climatic conditions.

Keywords:

flagship university, project activities, development of the area, branding of areas, cluster approach, tourism.

Общая постановка проблемы

В последнее время активно ведется дискуссия на предмет актуальности реализуемых функций (ролей) современного университета как в российской, так и международной практике. Конечно, учреждения высшего образования в нашей стране всегда ассоциировались в большей степени с образовательными и в меньшей степени научно-исследовательскими практиками. Однако характерной тенденцией для современного периода развития образования в России и мира стало явное доминирование научно-исследовательской деятельности в университетах. Кроме того, все активнее стали рассуждения на предмет третьей функции образовательных организаций как практики во благо человека, общества и территории.

При анализе социальных функций университетов важную роль играют понятия, определяющие их содержание — «третья роль» ("third mission"), «социальная ответственность» ("social responsibility"), «вовлеченность в жизнь местного сообщества» ("community engagement"), «социальная вовлеченность» ("social engagement"). Выявление, осознание и актуализация территориальных индивидуальных и общественных потребностей в обучении граждан, подготовке специалистов для конкретных региональных отраслей производства, проведении конкретных научных исследований для решения проблем, актуальных для сообщества, на основе многостороннего взаимодействия с различными заинтересованными участниками территории можно назвать «социальным участием» университетов или "civil participation". Так или иначе, каждое из понятий подчеркивает особенный фокус деятельности университетов: ориентированность на потребности общества в целом и отдельных граждан, активную социальную позицию университетов в отношении «своей» территории [Перфильева, 2017].

Арктика — это уникальное территориальное пространство жизни и деятельности человека, которое требует проектирования и практической реализации особых арктических технологий формирования социокультурной среды, учитывая вызовы экстремальности и дискомфортности территории, обеспечение возможности комфортного проживания в регионе, самореализации и развития человека.

В апреле 2017 года ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» стал опорным университетом. В настоящий момент МАГУ осуществляет подготовку по 55 направлениям и специальностям высшего и среднего профессионального образования и обеспечивает 46,82 % общего объема подготовки кадров с высшим образованием в Мурманской области согласно данным, представленным в Программе развития МАГУ на период до 2021 года.

Миссия МАГУ как опорного вуза заключается в формировании кадрового, интеллектуального и социокультурного потенциала для развития Мурманской области как ключевого российского субъекта в Арктической зоне Российской Федерации. В соответствии с миссией университет ставит перед собой стратегическую цель стать ядром научно-образовательного кластера региона, обеспечивающего на базе интеграции ресурсов власти, бизнеса, науки и образования формирование «креативного класса», наделенного знаниями и компетенциями, соответствующими и опережающими требования ключевых отраслей региональной экономики, способного формировать и развивать рынки будущего, быть драйвером социокультурного развития региона согласно Программе развития МАГУ.

Стратегический проект «Креативный город - территория развития»

Стратегическим проектом МАГУ определен проект «Креативный город — территория развития». Ключевая цель его реализации состоит в формировании многоуровневой социокультурной системы на базе опорного университета, которая обеспечит условия самореализации личности в Арктическом регионе, создание комфортной среды проживания, развитие креативной экономики в регионе. Мероприятия проекта гармонично встраиваются в систему проектно-ориентированной подготовки и направлены на формирование интереса

к индустрии креативных технологий, профессиональное самоопределение и развитие предпринимательской активности у молодежи.

Взаимодействие участников в проекте строится на следующих принципах:

1. «Организационные единицы проекта как творческие объединения и центры передового опыта». Важно признать уникальное «разнообразие» представителей креативных индустрии, вовлеченных в проект, что обеспечивает междисциплинарное сотрудничество.

2. «Разнообразие творческих сообществ и городских практик». Взаимодействие участников проекта позволяет консолидировать передовой и успешный опыт, знания, ресурсы и практики.

3. «Платформа регионального сотрудничества в области культуры и развития территорий». Поощрение участников совместно работать в партнерстве, получать совместные результаты для культурного развития и продвижения креативной экономики, позволяет обеспечить сокращение неявных потерь и издержек конкуренции.

На данном этапе количество вовлеченных в проект участников составляет 150 человек, которые совместно с профессиональным сообществом занимаются разработкой и реализацией реальных региональных практик.

Можно сформулировать следующие задачи реализации данного стратегического проекта:

• создать на базе опорного университета площадку, которая обеспечит эффективные решения широкого спектра задач в области изучения, поддержки и развития творческих индустрий в регионе совместно с профессиональным сообществом, что приведет к консолидации знаний и опыта в сфере креативной экономики;

• реализовать принципы социального проектирования и экспертизы проектов по городскому развитию с включением всех региональных субъектов (власть, бизнес, сообщества) на базе опорного университета;

• обеспечить условия для творческой и профессиональной самореализации студентов МАГУ и жителей региона, используя ресурсный потенциал опорного вуза;

• сформировать многоуровневую образовательную и социокультурную среду для взаимодействия учащейся молодежи и профессионального сообщества, направленную на продвижение и популяризацию среди молодого поколения актуальности освоения арктических территорий, содействие процессам трудовой и социальной адаптации молодежи;

• содействовать продвижению образа Арктики и имиджа Мурманской области, установить взаимосвязь бренда МАГУ и региона через проведение всероссийских и международных культурных мероприятий и разработку региональных проектов по развитию въездного и внутреннего туризма;

• инициировать и стать ключевым участником создания и реализации регионального кластера северного дизайна совместно с органами исполнительной власти, профессиональным сообществом и ведущими стейкхолдерами креативной экономики;

• обеспечить условия к развитию предпринимательской активности и коммерциализации результатов деятельности творческих индустрий.

Ключевые результаты к концу реализации проекта видятся следующим образом:

• постоянно действующий Центр творческих индустрий «Элементарно», как площадка по продвижению и развитию креативных технологий в регионе совместно с участниками проекта;

• формирование северной идентичности в региональном сообществе и восприятия Мурманска, как столицы Арктики, презентация деятельности, проектов и результатов Центра творческих индустрий в СМИ и глобальной сети (количество информационных поводов);

• арт-галерея «Отпечаток» — инновационный центр Арктического искусства и культуры национального и международного уровня;

• функционирование кластера северного дизайна совместно с правительством Мурманской области и другими внешними участниками проекта;

• функционирование Центра прикладной урбанистики, свободного открытого объединения жителей города и региона, предприятий, заинтересованных в развитии города. Реализация принципов социального проектирования, совместных проектов по городскому развитию, таких как благоустройство городской территории, парков и скверов, создание современных городских скульптур и инсталляций, стрит-арта с включением всех субъектов (власть, бизнес, сообщества);

• Арктический центр туристских практик и инициатив, направлением деятельности которого является содействие развитию туристско-предпринимательской среды, научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности, развитие образовательной среды в сфере туризма в регионе, популяризация внутреннего туризма для разных целевых аудиторий;

• действующий молодежный арктический стройотряд в регионе.

Проект обеспечит участие МАГУ в брендинге региона, который направлен

на решение задачи позиционирования Мурманской области, обеспечения узнаваемости, инвестиционной и миграционной привлекательности региона.

Ключевой институциональной единицей реализации стратегического проекта, которая объединит заявленные цель и задачи, выступает кластер северного дизайна. «Кластер северного дизайна» позволит создать условия для интеграции субъектов, которые хранят, производят, транслируют творческие продукты. Реализация концепции кластера подразумевает использование дизайна как стратегического инструмента для инноваций при достижении большей конкурентоспособности и прибыльности территорий, бизнеса, промышленности, государственного сектора, образования и граждан, также создание благоприятных условий для комфортного проживания. Эта инициатива является частью стратегии развития Мурманской области и общей тенденцией перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. Работа кластера позволит с помощью дизайна повысить уровень конкурентоспособности организаций, вузов, территорий, товаров, услуг. Подготовить специалистов, которые обладают актуальным набором компетенций, говорят на одном профессиональном языке для работы в дизайне на территории северных стран. Кроме того, кластер позволит воплотить, в территории присутствия проекта, идею создания открытой среды для коммуникации и сотрудничества, а также формирует новую сеть взаимоотношений, на основе которых происходит обмен идеями и практической

их реализацией. Будут созданы новые рабочие места, участники кластера смогут рассчитывать на поддержку в продвижении своих идей, используя синергетические эффекты для получения максимальных экономических результатов.

Для достижения видения, Кластер фокусируется на трех направлениях работы:

1. Развитие рынка.

2. Развитие региональной креативной индустрии.

3. Помощь в реализации и продвижение продукции участников кластера.

«Кластер северного дизайна» — это уникальный проект с точки зрения

масштаба и содержания. Участие в инициативе позволит партнерам выйти на новый, качественный уровень деятельности, каждый из них сможет эффективнее следовать своей миссии. Сотрудничество повысит вероятность появления новых идей, технологий, компетенций, проектов, команд, изделий. Вне сомнения, предлагаемый вариант кооперации отвечает последним вызовам времени и является наиболее эффективным в деле общего развития территорий.

В партнерстве с органами исполнительной власти региона будет подготовлена концепция, проведены стратегические сессии, сформирован инвестиционный план, календарь событий, дорожная карта, что обеспечит правовой и институциональный статус созданного регионального кластера северного дизайна.

Молодежные инициативы в формировании комфортной среды проживания: уехать нельзя, остаться

Молодежь Мурманской области через стратегический проект «Креативный город - территория развития» впервые получила уникальную возможность заявить о себе, спроектировать и сформировать современную пространственную среду с учетом северной специфики и своих представлений. В государственной программе Мурманской области «Развитие образования» на период 2014-2020 гг. выделена в качестве актуальной задача создания условий для успешной социализации и самореализации молодёжи Мурманской региона.

Практическая реализация мероприятий по вовлечению молодежи в региональные социокультурные проекты направлена на творческую, социальную, профессиональную реализацию и мотивацию молодежи для закрепления в регионе. Содействие развитию молодежного предпринимательства в регионе обеспечит личную конкурентоспособность молодежи, проектирование и коммерциализацию продуктов креативной индустрии.

Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, во всех субъектах проводятся комплексы мероприятий по восстановлению культурного наследия коренных народов, созданию туристической инфраструктуры. В рамках данной программы в Мурманской области объектом развития культурно-туристической сферы нами было определено село Териберка — село Кольского района Мурманской области, расположенное на берегу Баренцева моря, которое вошло в топ-20 туристических направлений мира.

«Лагерь-кампус» или «Студенческий городок» — это комплекс зданий, сосредоточенных на одной территории. Как правило, он включает в себя учебные корпуса, научно-исследовательские лаборатории, студенческие общежития, творческие мастерские, библиотеки, столовые, спортивнее сооружения и т.д. Здесь кроме выше названного может находиться музей, студенческий театр, часовня, магазины, дискотеки, кафе и бары.

Идея данного проекта направлена на организацию досуга и культурно -творческого развития молодежи с целью развития туристического потенциала региона и сохранения культурно-исторических традиций. Молодежный лагерь-кампус «Под крылом Арктики» предполагает наличие в проекте выставочных зон, творческих пространств для проведения встреч, мастер-классов, семинаров, научно-практических конференций. Так же в комплексе планируется продвижение туристического продукта: северные сувениры, фотографии и инсталляции, посвященные самым известным туристическим местам Мурманской области. В проект включена разработка дизайн-проекта музея под открытым небом «Обереги Кольского севера», который будет включать в себя средовые инсталляции и информационные щиты, рассказывающие о Териберке и других поселениях Мурманской области, их культуре, истории и традициях.

Над этим проектом работала команда студентов. Каждый из них выполнял дизайн-проект определенной зоны данного парка. Проект предполагает нестандартное воплощение объектов, которые учитывали бы все особенности северной среды, традиций и культурного наследия Кольского Севера.

Перед тем как создавать проект, необходимо было познакомиться с историей, мифологией народов Кольского полуострова. Название лагеря-кампуса — «Под крылом Арктики» — выбрано не случайно. Изучая различные предания северных народов, мы обнаружили, что образ полярной совы наиболее часто упоминается в ассоциациях с Севером и Арктическим ветром. Именно поэтому у северных народностей нашей страны самыми распространенными оберегами были и остаются костяные фигурки полярных сов, а также коготь этой редкой и загадочной птицы.

Общей стилевой концепцией лагеря-кампуса выбрана экобионика. Научный термин «бионика» происходит от слова «бион» — ячейка жизни. А сам стиль основан на единении передовых современных технологий с естественными законами всего живого, перенесенными в интерьер, с использование природных материалов. Однако бионика — это не просто копирование природных форм и объектов. Это органичная связь, простота и выразительная пластичность, минимум ресурсов для максимума комфортной функциональности и удобства.

В проекте молодежный лагерь-кампус на 200 мест. Основой генерального плана является анфиладная система открытых площадей. Центральная площадка напротив входной группы на которой находится главное здание «Сувенирная лавка» ограничена с одной стороны зданием «Конференц центра» лагеря с другой открытой площадкой для выступлений (посредством навеса-трибуны) являющейся элементом культурно-массового центра, зданием круглого кафе-столовой «Шикша» с другой, с левой стороны от центральная площадка органично переходит в зону музея под открытым небом «Обереги Кольского севера» и за ними вдоль набережной располагаются гостевые домики. Также по всей территории лагеря проложены пешеходные тропы соединяющие между собой входную, центральную и остальные действующие зоны лагеря (см. рис. 1).

Использование рельефа местности, сохранение ландшафта, органическое слияние зданий и сооружений лагеря с окружающей природой невозможно без учета природно-климатических условий. Архитектурно-художественный замысел при разработке генерального плана лагеря находит конкретное выражение в основе планировочного решения и оптимальном соотношении зданий и незастроенных участков, контрасте архитектурных объемов, подчеркивающем основную идею генерального плана (см. рис. 2).

Рис. 1. Фирменный стиль молодежного лагеря-кампуса «Под крылом Арктики»

Рис. 2. План зонирования молодежного лагеря-кампуса «Под крылом Арктики»

Данный проект находится в стадии проектирования и экспертной оценки, но уже вызывает неподдельный интерес не только на региональном, но федеральном уровнях.

Бренд и развитие туристской активности на территории

Исследование интереса туристов к отдельным территориям является сложной научной практикой, так как здесь требуется не только комплексная методика, но и актуальная база данных для формулирования гипотез, интерпретаций, а позже выводов и прогнозов. Мотивация путешествий основана на естественных и искусственных аттракциях, те и другие могут быть материальными или нематериальными, могут составлять разрозненный набор ассоциаций или представлять собой многослойный, но системный образ территории. В случае, когда такой образ включен в политику продвижения региона или отдельного населенного пункта, можно говорить о технологиях брендинга.

Формирование туристского бренда сталкивается с дилеммой экономических и культурных ориентиров. Эти ориентиры не сводимы друг к другу, каждый требует специализированного менеджмента, но в результате ожидается синергетический эффект — устойчивое развитие территорий, в первую очередь за счет креативных индустрий, формирующих уникальные общественные блага, связанные с туристской деятельностью. Уже эти позиции раскрывают нелинейность процесса, неоднозначность связей между приложенными усилиями и результатами, и столь же сложной остается

экономика бренда. Туризм проявляет себя частью «новой экономики», для которой нематериальность, направленность в будущее, зависимость от оборота информации, персональных компетенций и высоких технологий является базовыми принципами. Однако туризм можно отнести и к парадоксальным сферам потребления, так как, несмотря на признание личной мобильности, познавательной активности и здорового образа жизни важными социальными ценностями, все же персональный выбор может существенно отличаться от заявленных ориентиров. Если рассматривать туризм в этом ключе, то его можно отнести к мериторным благам — ценностям, индивидуальный спрос на которые отличается от предполагаемого нормативного (общественного) уровня в меньшую сторону. В качестве примера можно привести ситуацию, когда общество требует от государства всемерной поддержки внутреннего туризма, культурных индустрий, но в конкретной ситуации индивиды предпочитают покупки товаров для дома, выезды за рубеж, пассивный досуг и т.д. Долгосрочные вложения в туризм можно рассматривать в контексте теории «болезни цен», когда уже в 1966 году был поставлен вопрос об особенностях экономики культуры, перманентного дефицита её доходов, целей и институций поддержки со стороны государства и общества [Музычук, 2012]. В настоящее время эти позиции актуальны для туристской деятельности, в том числе на уровне региона, поскольку так же как в культуре рост издержек производства в туризме идет быстрее, чем рыночная цена на конечный продукт. Это закономерно и связано с тем, что туризм есть сетевой бизнес, где необходимы горизонтальные связи, многоцелевые договоренности, технологии вовлечения в индустрию природных и нематериальных ресурсов, а спрос на турпродукты эластичен и неустойчив. К тому же возникают альтернативные практики — вольные путешествия, каучсёрфинг, туризм по обмену и др. — все они создают ощущение возможности «бесплатного» туризма, однако «незаметные» услуги (уборка улиц, транспорт, связь, навигация, культурный досуг) создают определенный образ дестинации как «дружелюбного города» или «райского места».

В случае, если рассматривается организованный туризм, то значимым становится контент туристского продукта, который по сути несет в себе историко-культурные знания, эстетические предпочтения, творчество конкретного исполнителя. Качественный туристский продукт может быть отнесен к сфере искусства, но это не значит, что он будет успешно коммерциализирован и/или его внешние эффекты (экстерналии) будут заметны краткосрочном периоде. Следует подчеркнуть и выделить, что интересный и технологичный туристский продукт весьма сложно удержать в рамках одной фирмы, почти сразу возникают более или менее успешные копии, авторская уникальность сглаживается, конкретный туристский продукт выходит на уровень локальной практики одного из направлений культурных индустрий.

В туризме значимым является и другой феномен: независимо от своего личного участия люди склонны высоко оценивать успехи в развитии спортивного и культурного туризма, научных экспедиций, творческих начинаний в создании небольших экологических троп и масштабных национальных парков, креативных проектов со средовыми инсталляциями или ландшафтными решениями, объединяющими природные объекты и искусственные аттракции. Возникают позитивные переживания, чувство сопричастности к культурным процессам, эффект «присвоения» успеха. Интуитивное понимание того, что туризм

повышает качество жизни создает хорошие стартовые позиции для признания туристского бренда как составляющей региональной культурной идентичности.

В управлении туристскими территориями бренд является отражением цепочки ассоциаций и ценностей нескольких целевых аудиторий (внутренних и внешних), но конструкция бренда, его визуализация, стратегия продвижения — это всегда искусственный продукт, а поскольку туризм становится все более массовым, то в идею бренда разработчики закладывают не столько уникальный, сколько легко узнаваемый образ, что ведет к эксплуатации мифов, программированию несложных впечатлений. Неудивительно, что такая разработка остается продуктом, который существует только при условии постоянных затрат на его демонстрацию, при этом добавленная стоимость не создается, эмоциональная выгода (признание бренда) может проявить себя со знаком минус. Можно предположить, что одной из причин, приводящих туристский бренд к нежизнеспособности, является сама практика его конструирования, когда бренд рассматривается как «упаковка» имеющихся ресурсов, обладающих, по мнению разработчиков, постоянно действующим потенциалом привлекательности. Но в управлении туристскими ресурсами их необходимо рассматривать не как статичный фонд, а как поток с изменчивой социальной и экономической ценностью.

Другой проблемой конструирования туристского бренда является выбор его носителей, и поскольку бренд часто рассматривается как механизм привлечения инвесторов и туристов, то именно внешняя общественность, по идее такого проектирования, должна понимать, оценивать, усваивать туристский бренд и сопутствующие ему события. Такой подход фактически приводит к без субъектности, так как используется размытый образ потребителя бренда, и, наоборот, он слабо влияет на производителей бренда — участников туристской и креативной индустрии. Для последних осознание культурных смыслов своей деятельности формируется через результаты завершенных успешных мероприятий.

Если включить методику исследования туризма в парадигму экономики культуры, то можно квалифицированно представить значение некоммерческих проектов для развития туристской привлекательности территории. Социально -культурные проекты обладают несколькими принципиальными преимуществами и особенностями, позволяющими активизировать туристскую деятельность и вывести её на новый качественный уровень. В первую очередь следует принять во внимание «эффект колеи» (path dependence) — проект может быть успешен только в том случае, если он продолжает сложившиеся культурные практики, социальные связи и ментальные пространства. Это позволяет проекту избежать отторжения как искусственно созданной конструкции или искаженного заимствования чужого успешного опыта. Необходимо признать, что в текущем периоде региональный турбизнес не может быть ключевым заказчиком, самостоятельным инвестором в креативной экономике, в то время социально ориентированные проекты в туризме объединяют таких стейкхолдеров как государственные и муниципальные структуры, образовательные учреждения, некоммерческие организации, для которых творческие инициативы не являются полем рисковой деятельности. По сути, создается интеллектуальный продукт, который в узком смысле проходит технологическую апробацию, а в широком смысле формирует положительные экстерналии — растет интерес к путешествиям, востребованность работы предприятий инфраструктуры туризма,

осведомленность потенциальных туристов о возможностях территории, создается поле обоснованных управленческих решений для развития регионального туризма.

Эффективный менеджмент в сфере регионального туризма предполагает, что его целью будет достижение в обществе такого уровня туристской активности, когда она выйдет на новый качественный уровень:

- инициативное краеведение будет фактором культурной идентичности;

- культурные индустрии в регионе будет востребованы как движущие силы туристского бренда;

- туристские предприятия будут входить в состав культурно-образовательных кластеров;

- путешествия будут обязательной частью образовательной системы;

- туризм региона будет влиять на индустрию путешествий за его пределами.

Такие сверхзадачи выполнимы, если будет достигнуто понимание, что

туризм как и культура относится к сфере «опекаемых благ» — социальная полезность достигается даже в том случае, если не все индивиды этими благами пользуются [Рубинштейн, 2008]. И поскольку необходимо, чтобы туризм как социальное благо был развит и доступен, то возникает проблема проектирования модели управления, где целью выступают долгосрочные культурные эффекты. Однако, механизм управления должен использовать рычаги воздействия на туристский бизнес, который готов использовать потенциал бренда региона, интеллектуальные разработки, но не торопится вкладывать свои средства в поддержание такой деятельности, возникает вариант фрирайдерства — уклонение от обязательств оплаты общественных благ для их воспроизводства и расширения. Туристский и культурный потенциал территории - сложная идейно-материальная конструкция, трудно определить границы обязательств по его развитию, выявить скрытых фрирайдеров, достичь неконфликтного понимания стратегии развития. Поэтому актуальна задача профессионального диалога в понимании преимуществ ответственного сотрудничества.

Анализ текущих трендов в туризме подтверждает его свойства как актора культуры и дает возможность более точно сфокусировать усилия на решении текущих и стратегических задач. Группировка данных нескольких официальных отчетов, опубликованных Ассоциацией туристских операторов (АТОР) раскрывает специфику туристской сферы в российских регионах.

Сравнение объемов внутреннего и выездного потока за 2016 года позволило аналитикам АТОР сделать вывод о том, что внутренний туризм России выступает активным конкурентом выездному туризму, в русле его развития пользуются спросом культурное наследие, фестивали, спортивные мероприятия, экообъекты и экопроекты (см. табл. 1).

Эксперты указывают, что поток туристов в российских регионах формируется за счет нескольких субпотоков: это межрегиональные туристы; те, кто путешествует по брендовым маршрутам, а также иностранные туристы. Последние составляют в разных регионах 2,5-6 % от всего потока.

В своих отчетах эксперты выделяют отдельными строками Москву и Санкт-Петербург, поскольку они много лет являются лидерами в генерации туристских потоков. Так, например, Москву посещают 17-18 млн туристов ежегодно.

Таблица 1

Сравнительный анализ туристских потоков в 2016 году

Страна выезда из РФ Млн чел

Финляндия 2,89

Китай 1,68

Польша 1,10

Германия 1,05

Греция 0,78

ОАЭ 0,49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция 0,39

Доминиканская Республика 0,132

Млн. чел Регион РФ (въезд)

3,01 Вологодская область

2,60 Тюменская область

1,30 Калининградская область

1,50 Алтайский край

1,16 Рязанская область

1,00 Бурятия

0,40 Воронежская область

0,135 Мордовия

Источник: Федеральное агентство по туризму URL:

http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-

programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1

Исследование туристских потоков все чаще становится многоцелевым, так как специалистам туротрасли интересны не только направления и сезоны поездок, но и мотивации, интересы туристов при выборе идеи для своего отдыха. На выставке MITT-2017 на одной из проект-сессий был представлен аналитический доклад группы IpsosComcon о различиях в предпочтениях самостоятельных и организованных туристов (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительный анализ интереса к условиям поездки организованных и самостоятельных туристов [Федеральное агентство по туризму, 2017]

Данные рисунка показывают, что организованные туристы больше беспокоятся из-за цены турпродукта, уровня сервиса, состояния отеля, курорта, в то время как неорганизованных туристов волнуют другие факторы (интерес к самой стране пребывания, а также нестандартным видам отдыха). И в той, и в другой группе отмечено пристальное внимание к рекомендациям, отзывам, обсуждениям по темам поездок, организации отдыха, при этом выросла критика

доступного интернет-контента о путешествиях, то есть повысился уровень квалифицированного потребления информации.

Для развития потенциала региона как дестинации, привлекательной для туриста, такая аналитика является весьма важной, она позволяет быть ориентированным в потребностях туристов, а также выявить те целевые группы путешественников, которым будут интересны конкретные туристские продукты и локальные дестинации. Среди прочего данные о прибытиях указывают, что один из интенсивно растущих потоков в туризме — это городские туры, их выбирают и самостоятельные, и организованные туристы.

Сити-брейк (малодневный городской тур) — соответствует запросам и возможностям туристов, они могут быть предложены в качестве самостоятельных турпродуктов или включены в длительные туры. На основе одного набора достопримечательностей могут быть построены различные тематические туры (исторический, романтический, литературный, мистический, детский, экскурсия-квест и др.). И все же для туриста большинство российских городов остаются территорией загадок:

- нет маршрутных путеводителей (обычно только описание достопримечательностей);

- устаревшая, неверная туристская информация в интернете;

- отсутствует качественный актуальный туристский контент (печатный и электронный);

- презентация города слабо встроена в мобильные сервисы;

- туристская навигация в городах неразвита;

- городские сообщества не готовы к свободной коммуникации с туристами.

Малодневные туры для турфирм открывают много возможностей, но для

фирмы наиболее важны логические операции в проектировании тура (рационализация маршрута, договорная работа, снижение издержек), творческие задачи носят сопутствующий характер, а конкурентоспособность турпродукта оценивается опытным путем. Ситуация вполне объяснима, но одной из причин здесь также является то, что у регионов нет достоверной базы данных о предпочтениях туристов.

Идеальная модель базы данных может быть представлена как совокупность количественной информации не только по въезду-выезду, ночевок туристов в регионе, но и релевантных сведений о занятиях туристов (посещении музеев, выставок, событийных мероприятий, покупки товаров и услуг местных производителей и т.п.). На первый взгляд такая модель кажется не только идеальной, но и утопичной, однако, можно предложить как минимум одно решение, которое позволит приблизить практику учета в региональной туристской индустрии к повседневной реальности. Это может быть электронная карта гостя (smart-card), которая обеспечит туриста мультисервисным обслуживанием в городе или регионе. Важно, чтобы такая карта была частью региональной программы поддержки туризма, ею было выгодно пользоваться при оплате проезда, посещении культурных учреждений, покупке местных товаров. Региональные предприятия, представленные в туристском кластере, видимо будут заинтересованы в развитии единой бонусной системы для коммерческих и некоммерческих туристских услуг. И, безусловно, мониторинг активности таких карт создаст базу данных для продуктивных интерпретаций в исследованиях состояния туристской деятельности в регионе, в отдельных локациях и на маршрутах.

В туризме электронная карта гостя не является новацией, её используют многие города Европы, некоторые города России (Санкт-Петербург, Сочи), существуют мобильные сервисы, которые позволяют «скачать» карту гостя на свой телефон и использовать ее в удобном для туриста формате. Но в российских регионах, в том числе в Мурманской области, такая технология работы с туристами не развита, а главное не разработана система применения «умных карт» в статистике и маркетинге туристских территорий. Отсюда еще ярче видна проблема «слепого бренда», когда политика продвижения региона не получает механизма оценки её результативности.

Проектирование туристских продуктов обеспечивает несколько направлений поддержки бренда территории:

- повышение спроса на туристские аттракции, культурные события и профессиональные компетенции;

- объединение ресурсов субъектов креативных индустрий и туристского бизнеса;

- создание уникальной модели региона на основании культурных ландшафтов и маршрутов;

- усиление востребованности культурных текстов разного типа (исторические, художественные, аналитические), что формирует необходимую избыточность безличного контента для бренд-коммуникаций;

- создание условий, стимулирующих продуктивные экономические отношения в сфере креативной индустрии, при потреблении общественных благ, реализации долгосрочных социально-культурных проектов.

Необходимо отметить, что туризм не является волшебной палочкой, взмах которой снимает противоречия и проблемы жизни региона, но это не значит, что отдельные решения, проекты и события не имеют положительного влияния на развитие региона в краткосрочном и долгосрочном периоде. Особую роль в этом ключе играют образовательные проекты, фестивали творческих идей, так как они проходят как резонансные события, обеспечивающие взаимопонимание и активизирующие сотрудничество местного сообщества и бизнеса в таких сферах туризм, искусство, социальное предпринимательство.

Организация международного сотрудничества в профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма северных территорий и Арктики

Согласно прогнозу социально-экономического развития Мурманской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов по базовому варианту объем туристического потока в 2018 году возрастет к 2016 году в 1,2 раза (на 65,1 тыс. чел.) и составит почти 357 тыс. чел. [Прогноз социально-экономического развития, 2015]. В соответствии с более оптимистичными инвестиционными ожиданиями региона за счет результатов, полученных от создания туристско-рекреационных кластеров «Хибины» и «Беломорье», реализации мероприятий по развитию событийного и делового туризма, имиджевого продвижения региона, маркетинга территории и региональных турпродуктов, объем внутреннего и въездного туристского потока на территории Мурманской области к 2018 году возрастет в 1,4 раза по сравнению с 2014 годом (на 104,4 тыс. чел.) и составит более 396 тыс. чел. [Прогноз социально-экономического развития, 2015]. Развитию въездного туризма в Мурманской

области способствует в, первую очередь, геополитическая нестабильность и ограничение выездного потока граждан России по уже освоенным маршрутам — Турция, Египет. Кроме того, в индустрии туризма региона отмечается высокий интерес туристов из Азии, которых привлекает экзотика северной территории. Также развитию туризма в северных широтах способствует объединение усилий северных стран (Россия, Норвегия, Финляндия) в проектировании, продвижении и реализации северного туристского продукта за счет реализации трансграничных проектов и соглашений. Стоит отметить и положительные инфраструктурные изменения в туриндустрии, развитие системы и технологий размещения туристов в области, досугового обслуживания, общественного питания.

Туризм является приоритетным направлением социально-экономического развития Мурманской области. Основными целями в туриндустрии региона выступают проектирование и практическая реализация конкурентоспособных туристских продуктов; развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, соответствующего международным стандартам, обеспечивающего потребности граждан при совершении путешествий; создание новых рабочих мест; увеличение доходов, поступающих в бюджеты всех уровней, и доходов граждан, проживающих на территории Мурманской области; развитие межрегиональных и международных контактов; сохранение и рациональное использование туристских ресурсов, объектов туристского показа, а также природного и культурного наследия Мурманской области.

Формирование эффективного туристского пространства Мурманской области требует взаимодействия сотрудников туристской индустрии, органов власти, работников образовательных учреждений, представителей бизнес -структур, общественных организаций и других. Активную роль в формировании конкурентоспособной туристической индустрии региона играют образовательные организации профессионального обучения.

В связи с перспективами развития внутреннего и въездного туризма важным в подготовке студентов направления туризм является включение в учебный план дисциплин регионального компонента. Содержание регионального компонента в высшем профессиональном туристском образовании проектируется на основе современных образовательных концепций в соответствии с направлением и профилем подготовки бакалавров по туризму. Знание будущими специалистами туристических услуг и маршрутов на основе опыта региона, культурного, национального наследия является существенным звеном в совокупности квалифицированных умений и навыков молодых специалистов. В рамках профессионального обучения в МАГУ студенты изучают культурное и природное наследие Кольского Севера, Арктический туризм, экологический туризм, географию Баренц-региона.

Однако развитие туризма в северном регионе и арктической зоне имеет свои экономические, правовые, социальные, экологические, технологические, информационные, маркетинговые, управленческие, финансовые особенности, которые определяют ограничения, возможности и перспективы развития северной туриндустрии [Белевских, 2015].

Уникальное географическое положение, богатство природы, экстремальные климатические условия, богатое историко-культурное прошлое, самобытная культура — все это определяет возможности и перспективы туристических продуктов северных территорий и арктической зоны. По мнению

специалистов, северные регионы предполагают возможности реализации широкого ассортимента привлекательных и конкурентоспособных туристических продуктов. Однако организация туристской деятельности в рамках северных территорий имеет свои особенности, а именно: широкий ассортимент уникальных туристических продуктов; периферийное туристическое направление в российском и мировом масштабе; высокие издержки по оказанию туреслуги на Севере; высокая цена на северный туристический продукт; специализация в потреблении северного турпродукта; ограниченная емкость рынка северного турпродукта. Указанные особенности ставят под сомнение экономическую эффективность туристской индустрии в северных широтах и зоне Арктики и конкурентоспособность северного турпродукта и северной туристической отрасли [Белевских, 2015].

Характерной тенденцией развития туристской индустрии в настоящий момент выступает глобализация отрасли. Особое место и интерес в реализуемой глобализации занимает объединение северных стран в проектировании и продвижении туристских продуктов территории Севера и Арктики. Несомненно, особая ниша в рамках трансграничных отношений в туриндустрии принадлежит образовательным организациям. Здесь можно отметить двухсторонний интерес партнеров-участников отношений в реализации сетевой формы подготовки профессиональных кадров для туриндустрии северных территорий и Арктики. Нельзя не согласиться с преимуществами европейской системы образования в сфере подготовки профессиональных кадров для турндустрии. К ним можно отнести: накопленный опыт в сфере туриндустрии в создании и реализации туристического обслуживания с учетом северной специфики; комплексные программы обучения, которые сочетают теоретическую подготовку и практическую составляющую в формировании профессиональной компетенции будущего специалиста; участие коммерческих организаций (туристических компаний) в профессиональной подготовке кадров через предоставление площадки для организации и проведения практики, а также предложения временной занятости студентов. Российские образовательные организации профессионального обучения зарубежным партнерам могут предложить: организация и проведение совместных образовательных проектов, которые иностранным студентам и преподавателям позволяют познакомиться с российской туристической инфраструктурой, социокультурной средой, потенциальным российским потребителем, российскими потребительскими привычками и традициями, наладить коммерческие связи с турфирмами региона, в т.ч. что иногда является определяющим, практику русского языка [Ашутова, Белевских, 2016]4.

4 Более подробно с особенностями профессионального обучения, реализации федерального государственного образовательного стандарта и международных проектов МАГУ в сфере туризма можно познакомиться — Ашутова Т. В., Белевских Т. В. Организация международного сотрудничества в профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма северных территорий и Арктики / Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения — 2016: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Апатиты, 14-16 апреля 2016 г.) / под общей. ред. Е. П. Башмаковой, Е. Е. Торопушиной. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 2016. С. 384-389.

Можно назвать две ключевые сферы стратегического партнерства в образовательной сфере:

1. Непосредственно образовательная деятельность. Ключевая цель состоит в обеспечении туриндустрии Баренц-региона профессиональными кадрами, понимающими особенности организации туристической деятельности в северном регионе и способными применить адекватные технологии экономики, менеджмента и маркетинга к разработке и реализации конкурентоспособного северного туристического продукта.

Реализация совместных образовательных проектов позволит:

• реализовать интернациональные образовательные программы (курсы);

• формировать представление об особенностях организации туриндустрии в северном регионе и зоне Арктики;

• изучить особенности проектирования северного туристического продукта;

• познакомить участников с туристическим потенциалом и возможностями северных стран и арктической зоны;

• содействовать разработке туристических продуктов в регионах;

• обеспечить практическое коммерческое развитие различных туристических продуктов в регионах проекта сотрудничества.

2. Активизация сотрудничества в научно-исследовательской сфере.

Ключевая цель в этой области состоит в формировании научно -

исследовательской платформы развития туристической индустрии северных территорий и Арктики.

Задачи сотрудничества в научно-исследовательской сфере:

• организация международного сотрудничества в научно -исследовательской сфере туриндустрии северных регионов;

• возможности взаимодействия в сфере научно-исследовательского обеспечения развития туриндустрии регионов участников проекта;

• организация рабочей сети по обмену знаниями в сфере экономики, менеджмента, маркетинга северного туристического продукта;

• проведение трансграничных исследований в сфере проектирования и продвижения северных турпродуктов

• организация научных мероприятий по проблемам научно-исследовательского обеспечения развития туриндустрии северных регионов.

Большой интерес и развитие приобретают международные проекты и сотрудничество, организованное на стыке различных смежных предметных областей. Проблемы туристического продукта на севере заключаются в том, что многие из туристических услуг в Баренцевом регионе не основаны на подлинном культурном наследии в регионе; пользователь-ориентированный дизайн систематически не реализуется в области туризма; услуги зимнего туризма не предназначены для использования в летнее время. Туризм в Баренцевом регионе основывается на деятельности на открытом воздухе, таких как сафари на снегоходах, подледная рыбалка и других. Кроме того большинство существующих услуг ориентированы на мужчин-клиентов и только для зимнего сезона. Туристы ничего не знают о существовании экологического искусства, например, национальных парках не знают, нет оборудованных мест отдыха вдоль дорог и т.д. Существует потребность в новой культурной индустрии, искусства на основе развития туристической среды, потребность туристических услуг в летний сезон. Проект будет реализовываться при поддержке малого и среднего размера туристических компаний, предполагает разработку национальных парков

путем создания экологического искусства для повышения привлекательности внутренних маршрутов туризма северных территорий, новые услуги туризма будут разработаны на основе искусства в природе. Участники будущего проекта (студенты, преподаватели, дизайнеры, туристические компании) планируют развивать искусство на основе экологического образования, арт-лагерей в природе для семей, школ, детских садов, разработать новые виды культурных карт, провести трансграничные семинары, консультации, публикация и выставка для поддержки обучения и обмена знаниями.

Развитие совместных образовательных программ краткосрочного или долгосрочного характера, позволяет участниками обеспечить профессиональную подготовку кадров для индустрии туризма и гостеприимства территории Севера и Арктики, которое осознают особенности и логику оказания услуг с учетом северной специфики. Несмотря на общую конкуренцию северных стран в продвижении национальных турпродуктов, объединение усилий в образовательной и научно-практической сфере позволит обеспечить общую конкурентоспособность северного туристского продукта и северной туристической индустрии, а также сформировать высокую профессиональную компетентность кадров туристической индустрии северного измерения.

Заключение

Современный университет должен быть ключевым партнером по подготовке кадров и проведению НИОКР в интересах человека, общества и территории. Образовательная и научная деятельность МАГУ нацелена на достижение государственных (федеральных и региональных) приоритетов социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, определяющих перспективную потребность экономики в кадровом и научном обеспечении. В различные формы партнерства с МАГУ вовлечены большинство крупных и средних предприятий и организаций Мурманской области. Вуз имеет договоры на проведение работ, соответствующих профилю деятельности университета, в интересах крупнейших работодателей и государственных организаций региона, в том числе — договоры о целевой подготовке. Предприятия и организации региона выступают партнерами вуза при создании инновационных предприятий и выполнении совместных научных проектов, выпускники университета составляют основу кадровой базы региональной экономики. Университет активно вовлечен в региональные советы по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

В сфере международного сотрудничества МАГУ становится ведущим российским вузом в БЕАР, инициирующим международную научную и образовательную интеграцию в сфере сетевых международных проектов и программ. Университет участвует во всех значимых для развития европейской Арктики международных программах, касающихся образования, науки и инноваций, участвует в двусторонних программах академического обмена.

Университет является ключевым партнером региональных органов власти и бизнеса в реализации проектов социокультурной направленности. На базе МАГУ реализуется комплекс социально-ориентированных проектов, делающих университет центром социокультурной среды региона. МАГУ является центром реализации региональных практик психологической работы с молодежью, драйвером развития творческих индустрий в регионе, важнейшим компонентом

регионального имиджа, системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и здоровьесбережения населения региона.

Список литературы

Ашутова Т. В., Белевских Т. В. Организация международного сотрудничества в профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма северных территорий и Арктики // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения — 2016: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Апатиты, 14-16 апреля 2016 г.). Апатиты, 2016. С. 384-389.

Белевских Т. В. Особенности северного туристического продукта // Арктический дизайн: актуальные проблемы: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28-31 октября 2014 года. Мурманск, 2015. С.68-71.

Музычук В. Ю. Должно ли государство финансировать культуру? М.: Институт экономики РАН, 2012. 60 с.

Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции. URL: https://iorj.hse.ru/data/2011/03/30/1211844208/11.pdf

Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. URL: http:// www.gov-murman.ru Рубинштейн А. Я. К теории рынков «опекаемых благ». М.: Институт экономики РАН, 2008. 63 с.

Федеральное агентство по туризму. URL:

http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1

Сведения об авторах Татьяна Вячеславовна Ашутова

к.п.н., декан факультета искусств и сервиса ФГБОУ ВО «Мурманского арктического государственного университета», г. Мурманск

Татьяна Васильевна Белевских

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Мурманского арктического государственного университета», г. Мурманск

Зоя Юрьевна Желнина

к.фил.н., доцент кафедры искусств, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Мурманского арктического государственного университета», г. Мурманск

Антонина Анатольевна Горбачева

магистрант ФГБОУ ВО «Мурманского арктического государственного университета», г. Мурманск

Tatyana Vyacheslavovna Ashutova

PhD (Pedagogics) Head of the faculty of arts and service Murmansk arctic state university, Murmansk

Tatyana Vasilevna Belevskih

PhD (Economics), associate professor of the Department of economy and management Murmansk arctic state university, Murmansk

Zoya Yurevna Zhelnina

PhD (Philosophy), associate professor of Department of arts, tourism and service Murmansk arctic state university, Murmansk

Antonina Anatolevna Gorbacheva

undergraduate, Murmansk arctic state university, Murmansk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.