Научная статья на тему '4-е заседание арктического экспертного клуба САФУ им. М. В. Ломоносова'

4-е заседание арктического экспертного клуба САФУ им. М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «4-е заседание арктического экспертного клуба САФУ им. М. В. Ломоносова»

УДК 338+502.34

DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.23.186

4-e заседание Арктического экспертного клуба (17 февраля 2016 г.)

NATIONAL RESEARCH UHIVtRSITr

17 февраля 2016 г. состоялось 4-е заседание Арктического экспертного клуба, посвя-щённое теме арктического туризма в России, в котором приняли участие с использованием видеосвязи через Skype 40 участников из самых разных частей России: от Владивостока и Якутии до Мурманска, Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. Целью докладов и обсуждений было не только уточнение теоретико-методологических обоснований развития арктического туризма, но и разработка практических предложений и рекомендаций по организации туризма в Российской Арктике.

Н.К. Харлампьева, к.и.н., доцент Санкт-Петербургского госуниверситета, с.н.с. ААНИИ, выделила 5 уровней прикладного анализа развития туризма в Арктике: международный, международный арктический, межрегиональный арктический, региональный, внутри субъектов АЗРФ, для каждого из которых есть свои компетентные органы власти: от Международной морской организации до органов власти российских регионов. Водноресурсный комплексный подход может выступить одним из приоритетных направлений международного арктического регионального сотрудничества по выработке основ природоохранных требований на местах.

По мнению профессора Ю.Ф. Лукина, под арктическим туризмом следует понимать внутренний и международный туризм в Арктике, являющийся в целом перспективным сектором экономики.

Директор Российского центра освоения Арктики (Салехард) В.А. Пушкарев, выступая с информацией о развитии туризма в Ямало-Ненецком автономном округе, отметил, что планируется установка стел, знаков, отмечающих крайнюю восточную точку Европу, завершена очистка острова Белый. Туристы могут посещать стойбища оленеводов, это пользуется спросом, но слишком дорого из-за необходимости арендовать на несколько часов вертолёт.

Е.Е. Плисецкий, к.г.н., зам. директора ИРИиГП НИУ ВШЭ, в своей презентации проанализировал комплекс документов федерального и регионального уровней, в которых речь идёт о стратегических приоритетах развитии туризма. Он отметил, что доступ в Арктический регион затруднён из-за его важности для национальной безопасности страны (пограничная

зона, военные базы, важные производства). Существенны проблемы транспортной доступности. Арктические туристские маршруты пока слабо «распиарены» для иностранцев. Незначительные объёмы финансирования программ по развитию туризма также ограничивают развитие отрасли. По мнению Е.Е. Плисецкого, требуется увеличение инвестиций, единый орган по развитию туризма, единый закон о туризме (современный закон о туристической деятельности не затрагивает некоторые важные аспекты).

Согласно выступлению Т.В. Белевских, к.э.н., руководителя Туристско-информацион-ного центра МАГУ, в Мурманской области существует конкуренция с соседними Финляндией и Норвегией, оказывающую заметное влияние на туристскую сферу региона.

Е.И. Голубева, д.б.н., профессор географического факультета МГУ, и её коллеги проанализировали проблемы и перспективы экологического туризма на ООПТ в Российской Арктике. Не всем понятен сам термин «экологический туризм». Отмечались инфраструктурные и логистические проблемы развития туризма, подготовки квалифицированных кадров в этой сфере, что стало предметом дискуссии в ходе заседания клуба.

Природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Российской Арктики рассматривался в сообщении Л.Н. Драчковой, к.г.н., доцента кафедры географии и гидрометеорологии ИЕНТ САФУ им. М. В. Ломоносова. Использование имеющегося потенциала стихийно и фрагментарно, не приносит ощутимых доходов государству и субъектам, а в ряде случаев, наносит непоправимый вред окружающей среде и объектам историко-культурного и природного наследия. Факторы, сдерживающие развитие туризма: малая продолжительность благоприятного «высокого» сезона; наличие длительного холодного, дождливого, снегового периода, ветер, высокая влажность; личная безопасность туристов; отсутствие системы оказания базовых медицинских услуг.

Н.В. Митенева, специалист управления развития туризма Министерства культуры Архангельской области, раскрыла особенности развития морского туризма в Арктической зоне, подтвердила слова ранее выступивших о недостаточном финансировании программ развития туристской сферы. Требуется более активное участие бизнеса в развитии туризма, у туристских компаний нет чёткого понимания специфики арктического туризма.

Было также анонсировано готовящееся к выходу издание об арктическом туризме в России: аналитический обзор и справочные материалы. В ходе дискуссии отмечались, что профессиональная подготовка кадров в университетах для туристской деятельности в Арктике на уровне бакалавриата вряд ли оправдана с позиции дальнейшего трудоустройства выпускников. Более приемлемым является реализация программ профессиональной перепод-

готовки, повышения квалификации, обучения в магистратуре для подготовки специалистов по заказам субъектов и муниципалитетов АЗРФ. Высказывалось мнение, что арктический туризм всё же нишевой, дорогостоящий продукт, не рассчитанный на широкие массы туристов, имеет свои ограничения. В то же время, потенциал арктического туризма в России используется далеко ещё не полностью. По итогам встречи подготовлена резолюция.

Резолюция 4-го заседания Арктического экспертного клуба «Арктический туризм в России»

Обеспечение комплексного развития Арктической зоны РФ должно быть направлено и на стимулирование развития туристской деятельности. Это одно из приоритетных направлений социально-экономической деятельности, обусловленное как высоким природным и культурным потенциалом Российской Арктики, так и высоким мультипликативным эффектом отрасли туризма. Ключевыми принципами стратегических мероприятий по развитию арктического туризма являются их скоординированность, взаимоувязанность и последовательность, подкрепленная необходимой нормативно правовой базой. Здесь имеют значение объёмы и полнота финансирования, применение моделей государственно-частного партнёрства в развитии туристской инфраструктуры, формирование научно-исследовательской и методологической базы освоения потенциала территории, обеспечивающей выбор эффективных механизмов государственного, муниципального, общественного и корпоративного управления.

Природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Российской Арктики в настоящее время не получил должной оценки, его использование для развития туристской отрасли является фрагментарным, не приносящим доходов, а в ряде случаев наносящим непоправимый вред окружающей среде и объектам культурного и природного наследия. Ряд арктических регионов России не имеют внятной, обоснованной Концепции по развитию арктического туризма. Отсутствует комплексная экономико-географическая оценка природного и историко-культурного наследия Арктики как основы туристской аттрактивности (привлекательности) территории, в том числе оценка природоёмкости каждой ООПТ для бережного использования в туризме, оценка потенциала, возможностей и угроз импактных районов. Многие историко-культурные объекты, включая памятники истории освоения Арктики, нуждаются в реставрации, подвергаются значительному разрушению, в том числе и по вине самодеятельных туристов. Отмечается низкая популяризация Арктики как туристского региона для внутреннего и социального туризма, проектных и уже существующих туристских маршрутов среди российских потребителей, высокая стоимость туров. Существующие и реально «работающие» туристские маршруты, в основном, ориентированы на материковую часть

Российской Арктики. Наблюдается острый дефицит специалистов в области арктического туризма. В связи с этим важно реализовать ряд научно-практических мер, направленных на эффективное развитие арктического туризма.

1. Научно-практическое обоснование целей и задач развития туризма в Арктике и на Севере России, формирование методических основ подготовки квалифицированных кадров для развития арктического туризма, разработка концептуальных основ осуществления туристской деятельности.

a) Концептуальные исследования для создания единого терминологического аппарата арктического и северного взаимосвязанных видов туризма, выявления их специфики и ареала применения.

b) Проведение физико-географических, социально-экономических и экологических обоснований создания необходимых условий для развития арктического и северного видов туризма в России.

c) Разработка и апробация методики комплексной экспертной оценки туристского потенциала северных территорий, конкретных, готовых к реализации, турпродуктов для развития российского арктического туризма.

^ Проведение экспертной оценки инвестиционной привлекательности импактных туристских районов на основе анализа перспектив инвестиционной привлекательности и возможных рисков.

е) Разработка концепции региональной инновационной системы по водным ресурсам АЗРФ с целью консолидации усилий по формированию системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использованию, охраны и восстановления водных объектов АЗРФ, создания модели основ безопасного туризма в регионах.

А Проведение конкурсов образовательных программ для осуществления подготовки и переподготовки кадров по туристским специальностям для Арктики и Севера России.

§) Разработка и реализация научно-обоснованных проектов комплексного развития туризма в Арктике и на Севере России путём выделения грантов на конкурсной основе.

И) Формирование рабочих исследовательских групп в рамках международного арктического регионального сотрудничества для создания концепции развития туризма в Арктике с использованием экологического, водноресурсного, социокультурного и других принципов, учитывающих особенности природно-территориального, ресурсного, социального и этнокультурного потенциала регионов.

2. Обеспечение конкурентоспособности северного туристского продукта и сокращения издержек на проведение маркетинговых исследований.

a) Субсидирование туристских продуктов в Арктике, на Крайнем Севере с учётом стоимости северных удорожаний и транспортные расходов в составе оказываемых туристских услуг.

b) Субсидирование расходов на проведение маркетинговых исследований в сфере проектирования и продвижения туристского продукта в Арктике, на Крайнем Севере.

3. Определение роли северных территорий в арктическом туризме, как инструмента развития АЗРФ, включая разработку нормативно-правовых актов по определению статуса территорий, не относящихся к АЗРФ, но влияющих на развитие туризма.

a) Разграничение понятия сухопутных территорий АЗРФ от сопряжённых территорий Севера России, способствующих развитию туризма.

b) Оценка уровня социально-экономической стабильности и безопасности территорий, не относящихся к Арктической зоне РФ, но способствующих её развитию с учётом потенциала развития Северного морского пути.

с) Формализация, нормативное закрепление арктических и северных территорий, создание индивидуальных программ смежного развития в зависимости от их «причастности» к субъектам Арктической зоны РФ.

4. Разработка правил, стандартов страхования туристов в Арктике и на акватории СМП, включающих формирование специальной обязательной программы по страхованию жизни и здоровья человека, согласно утверждённым туристским пакетам.

a) Определение списка туристских пакетов, реализуемых на территории Арктической зоны РФ, на акватории СМП с выделением трех сегментов (сухопутного, морского, смешанного).

b) Создание перечня опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека в Арктике, на акватории СМП, определение мер ответственности всех структур, принимающих обязательства по их соблюдению.

c) Формирование специальных обязательных программ страхования жизни и здоровья туристов с учётом того, что данный вид страхования не должен распространяться на людей, зарегистрированных и проживающих в АЗРФ, перемещающихся по акватории СМП и не являющихся туристами.

^ Формирование перечня страховых случаев для туристов в Арктике, на акватории СМП и организаций способных оказать экстренные медицинские услуги.

5. Разработка теоретической и методологической базы развития экологического туризма, расширение научно-практических исследований для оценки рекреационной ёмкости территорий и акваторий ООПТ Арктики и Севера России по приёму туристов.

a) Расширение возможностей внедрения экологического туризма на ООПТ АЗРФ.

b) Создание единого терминологического аппарата экологического туризма.

c) Разработка модели решения возникающих конфликтов рекреационного характера с природоохранным и традиционным природопользованием.

^ Развитие инфраструктуры ООПТ северных территорий.

е) Разработка методов оценок рекреационной ёмкости территорий и акваторий ООПТ в Арктике и на Севере России.

А Подготовка кадров в области экологического туризма для нужд Арктики и Севера России.

§) Продвижение программ экологического туризма с учётом высокой уязвимости арктических экосистем, ООПТ.

И) Формирование программ развития экологического туризма с учётом сохранения наследия коренных народов Севера и возможности вовлечение местного населения в социально-экономическую деятельность.

I) Организация системы дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) как в очной, так и в заочной, дистанционной формах обучения для сотрудников ООПТ, туристских компаний и местного населения.

6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития Арктического туризма.

a) Законодательное закрепление понятий арктического и северного туризма, связанных с региональной спецификой видов туристской деятельности, возникающих в процессе осуществления их отношений в Арктике и на Севере России.

b) Разработка, принятие законодательного акта, направленного на регулирование всех видов отношений, возникающих между федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления, участниками туристского рынка, инвесторами, потребителями туристских услуг, на решение задач государственной политики в сфере развития туризма в Арктике и на Севере России. Целью его применения должно стать обеспечение развития региональных туристских центров, правовая формализация отношений государ-

ства, с одной стороны, и частного бизнеса: инвесторов, непосредственных участников туррынка, а также потребителей услуг, с другой стороны.

с) Совершенствование реализации 172-ФЗ1 в части уточнения действующих документов стратегического планирования по развитию Арктики, туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В практике правоприменения важно усиление целе-полагания и взаимувязанности на всех уровнях системы стратегического управления с приоритетами и задачами развития арктического туризма. Анализ программно-целевых инструментов реализации приоритетов, заложенных в стратегических документах регионов АЗРФ, показывает, что они, в настоящее время, не носят комплексного характера.

7. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма в субъектах АЗРФ, включающих разработку и финансирование федеральных, региональных, муниципальных целевых программ развития туризма, как одного из направлений диверсификации экономики моногородов Крайнего Севера.

a) Стимулирование развития предприятий малого бизнеса в сфере туризма.

b) Упрощение процедуры выделения земельных участков предприятиям малого бизнеса в сфере туризма.

c) Освобождение от арендной платы на землю предприятий малого бизнеса в сфере туризма на срок 3-5 лет в зависимости от сроков реализации и окупаемости разработанных проектов.

^ Постоянный мониторинг новых туристских продуктов в регионах, размещение и постоянное обновление информации о них на сайте туристского информационного центра.

е) Снижение проверочной нагрузки на малый и средний бизнес в сфере туризма со стороны контрольно-надзорных органов.

А Организационная и информационная помощь в разработке новых межрегиональных туристских продуктов реализуемых в рамках арктического туризма.

8. Развитие морского туризма на базе Мурманского и Архангельского морских портов, проведение маркетинговых исследований потребителей турпродукта в сфере морского круизного туризма, включая разработку программ его продвижения.

a) Разработка региональных прогнозов потребностей продуктов морского туризма, стратегий его развития.

b) Определение источников финансирования целевых программ развития морского туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях упрвления.

c) Оценка возможностей и угроз, апробация, отбор продуктов, маршрутов и направлений морского туризма в Арктике.

^ Создание единого отечественного туроператора в АЗРФ по развитию морского туризма.

Арктический центр стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова, Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ

Архангельск — Москва Апрель 2016 г.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.