Научная статья на тему '«Зелёная экономика: экологические императивы обеспечения экономического развития Российской Арктики»: резолюция круглого стола'

«Зелёная экономика: экологические императивы обеспечения экономического развития Российской Арктики»: резолюция круглого стола Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
534
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / RUSSIAN ARCTIC / ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ENVIRONMENTAL ASSESSMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / НАКОПЛЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE / ДАМПИНГ / DUMPING / МОРСКОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / MARINE NATURAL RESOURCES / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ТУРИЗМ / TOURISM / АТЛАС / ATLAS / ПОЛИТИКА / POLITICS / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / "GREEN ECONOMY"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы —

Публикуется резолюция круглого стола «Зелёная экономика: экологические императивы обеспечения экономического развития Российской Арктики», прошедшего в рамках 2-го заседания Арктического экспертного клуба 23 октября 2015 года. Организаторами проведения круглого стола выступили: Институт региональных исследований и городского планирования НИУ Высшей школы экономики, Арктический центр стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова. Со-организаторы: Российский институт стратегических исследований (РИСИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Here we publish the resolution of the round table “Green economy: the environmental imperatives for economic development of the Russian Arctic”, held within the framework of the 2nd meeting of the Arctic Expert Club on the 23rd of October 2015. The organizers of the round table: the Institute of Regional Studies and Urban-planning of the Higher School of Economics, Arctic Center for Strategic Studies NArFU named after M.V. Lomonosov. Co-organizers: the Russian Institute of Strategic Studies (RISS).

Текст научной работы на тему ««Зелёная экономика: экологические императивы обеспечения экономического развития Российской Арктики»: резолюция круглого стола»

ОБЗОРЫ. REVIEWS

УДК 338+502.34

DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.22.160

2-е заседание Арктического экспертного клуба (23 октября 2015 г.)

NATIONAL RESEARCH UHIVERSir*

«Зелёная экономика: экологические императивы обеспечения экономического развития Российской Арктики»: резолюция круглого стола

Аннотация. Публикуется резолюция круглого стола «Зелёная экономика: экологические императивы обеспечения экономического развития Российской Арктики», прошедшего в рамках 2-го заседания Арктического экспертного клуба 23 октября 2015 года. Организаторами проведения круглого стола выступили: Институт региональных исследований и городского планирования НИУ Высшей школы экономики, Арктический центр стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова. Со-организаторы: Российский институт стратегических исследований (РИСИ).

Ключевые слова: Российская Арктика, зелёная экономика, экологическая оценка, безопасность, накопленный экологический ущерб, дампинг, морское природопользование, инфраструктура, туризм, атлас, политика, международное сотрудничество

"Green economy: the environmental imperatives for economic development of the Russian Arctic": Resolution of the round table on October 23, 2015

Abstract. Here we publish the resolution of the round table "Green economy: the environmental imperatives for economic development of the Russian Arctic", held within the framework of the 2nd meeting of the Arctic Expert Club on the 23rd of October 2015. The organizers of the round table: the Institute of Regional Studies and Urban-planning of the Higher School of Economics, Arctic Center for Strategic Studies of NArFU named after M.V. Lomonosov. Co-organizers: the Russian Institute of Strategic Studies (RISS). Keywords: Russian Arctic, "Green Economy", environmental assessment, safety, accumulated environmental damage, dumping, marine natural resources, infrastructure, tourism, atlas, politics, international cooperation

Российская Арктика включает как сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ), определённые указом Президента России № 296 от 2 мая 2014 г., так и акватории морей Северного Ледовитого океана. Российская Арктика или АЗРФ в широком смысле, как идентичные понятия, — это внутренние морские территориальные воды, исключительные экономические зоны акваторий Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, континентальный шельф, определяемый в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, акватория Северного морского пути как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации; все как открытые здесь, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане; сухопутные северные территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на побережье северных морей, имеющие выходы к акватории Северного Ледовитого океана, обеспечивающие безопасность российского государства; воздушное пространство» (© Ю.Ф. Лукин, 2015).

Территориальные внутренние морские воды (12 морских миль), исключительные экономические зоны (200 морских миль), континентальный шельф (350 морских миль) — это термины международного права, UNCLOS. Их употребление вполне коррелируется с международной правоприменительной практикой. «Акватория СМП» определяется в федеральном законе от 28.07.2012 N 132-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

При определении внутренних границ морской акватории в Арктике и на Дальнем Востоке России можно условно взять ареал формирующейся Национальной арктической транспортной линии (НАТЛ) от Мурманска до Петропавловска-Камчатского, о которой шла речь в Совете Федерации 28 января 2016 г. на заседании Экспертного совета по Арктике и Антарктике (председатель В.А. Штыров). Объективно требуется, однако, добавление ещё морских портов-хабов Архангельска и Владивостока. В итоге будет обозначено всё морское побережье от западной части Российской Арктики до Дальнего Востока. Российская акватория северных морей получается длиннее, чем исторически обозначенная в прошлом столетии трасса СМП, реально отвечает современным требованиям организации грузоперевозок и логистики, международного судоходства и торговли.

Тезис «все как открытые здесь, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане» приводится по Постановлению Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Изменения климата могут способствовать как появлению новых, так и исчезновению прежних островов, что требует постоянного их учёта, верификации. Необходимо учитывать при этом, что в Мировом океане идёт борьба даже за самые небольшие скалы.

Структура состава Российской Арктики — АЗРФ, таким образом, сохраняет лучшие исторические традиции (Российская империя — Советский Союз — Российская Федерация) и правовую преемственность, коррелируется с актами 1916, 1926, 1989, 2008 гг. При включении территорий, островов и акваторий Арктики в широкий состав АЗРФ (не только суши, но и морей) безусловно используется междисциплинарный подход, учитываются не только астрономический (Полярный круг), физико-географический и биоклиматический подходы, но и административно-территориальное деление с позиций управляемости, геокультурный подход, культурно-исторические традиции регионов, их геополитическая значимость, социально-экономические и другие критерии.

Арктика — это особая, сложная экосистема и одновременно уникальная с точки зрения международных отношений транснациональная среда. Здесь тесно взаимодействуют многие акторы современного мира: государства и их союзы, международные организации, общество и бизнес, ТНК, население, люди. Часто мы ещё не осознаём в полной мере, что не только сырьё, углеводороды, а весь ландшафт Российской Арктики — это настоящее национальное богатство нашей страны, качество которого во многом определяет устойчивость биосферных процессов, климата на планете, развитие экономики, здоровье населения Европы и Азии.

Сегодня Россия активно возвращается в Арктику, возрождая Северный морской путь, создавая самую современную инфраструктуру двойного назначения, комплексно решая другие актуальные задачи. Однако принимаемые стратегии, долгосрочные программы развития

АЗРФ как на федеральном, так и на региональном уровнях сегодня в силу разного рода причин работают не так, как хотелось бы, часто получается «как всегда». В условиях переживаемого финансово-экономического кризиса, санкций против России, обвального падения спроса в мире на нефть и газ, девальвации рубля, обострения геополитической ситуации, ведения войны против запрещённой в России террористической организации ИГИЛ, новой холодной войны— реализация масштабных целевых инвестиционных государственных программ, особенно на региональном уровне, скорее всего, становится делом будущего.

В этих непростых условиях более чем актуально обеспечить на деле, здесь и сейчас, баланс экономики и экологии, охрану природной и культурной среды АЗРФ, понять и осуществить практически переход к использованию технологий зелёной экономики в интересах всего населения, учитывая, что арктические территории характеризуются крайне уязвимой природой и длительным периодом её восстановления. В Арктике и на Севере России технологии шестого технологического уклада, зелёная экономика пока не получили широкого распространения, но за ними будущее.

Переход от традиционной модели экономического роста к «зелёной экономике» — это общемировой тренд с опорой на ресурсосберегающие и экологически безвредные производства, повышение благосостояния людей и снижение рисков для окружающей природной и культурной среды. Ключевой проблемой развития зелёной экономики в Арктике становится переход на новые технологии переработки отходов, создание безотходных производств. Зелёная экономика должна возвращать отходы обратно в производственный цикл, нанося минимальный вред окружающей среде. Основная проблема во многом заключается сегодня в экономической цене вопроса, масштабах затрат и сроках окупаемости экологически чистых проектов при переходе к зелёной экономике на северах. Где взять необходимые ресурсы, найти источники финансирования для продвижения зелёной экономики в АЗРФ — этот вопрос часто остаётся открытым, особенно в регионах, актуален поиск инвесторов, реализация проектов на основе частно-государственного партнёрства.

Важно иметь оценку антропогенного воздействия на окружающую среду на основе инвентаризации источников и объектов такого воздействия, сбора сведений о загрязнении компонентов природной среды Арктики и нарушении состояния экосистем. В Российской Арктике уже несколько лет ведётся масштабная очистка загрязнённых островных и прибрежных территорий, удаления и вывоза накопленных ранее отходов. К этой работе активно подключились регионы, федеральные министерства и ведомства, в том числе Министерство обороны РФ. В период 2011—2015 гг. велась практическая работа по оценке НЭУ и очистке арктических территорий, таких как: архипелаг Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, посёлок Амдерма, архипелаг Шпицберген и др. Задача сегодня заключается ещё и в том, чтобы не допустить в будущем конфликтных ситуаций, связанных с появлением новых загрязняющих производств, особо обращая внимание на развитие ЖКХ, урбанистической инфраструктуры Мурманска, Воркуты, Норильска, Архангельска, Северодвинска, Тикси, других городов и посёлков, где проживает 80% всего населения АЗРФ, на жизнедеятельность постоянных и вахтовых поселений всех ведомств на островах в акватории СЛО.

Актуально создание современной научно-исследовательской и прогнозной базы, условий, обеспечивающих внедрение новых знаний, технологий, методов и их ускоренное освоение в производстве, развитие в АЗРФ высокотехнологичных отраслей зелёной эконо-

мики. Концептуально «зелёная» экономика очень близка традиционной культуре северян, их мировосприятию, ценностям и может сыграть в перспективе огромную роль в социально-экономическом и культурном развитии всех коренных, больших и малых, народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В рамках 2-го заседания Арктического экспертного клуба были рассмотрены ключевые вопросы зелёной экономики, обеспечения экологической безопасности в условиях интенсивного хозяйственного освоения Арктики; подходы к соблюдению баланса экономического и экологического развития территорий; современные тенденции в области ликвидации накопленного экологического ущерба (НЭУ); модернизации управления, нормативной правовой базы обеспечения природоохранной деятельности в АЗРФ; развития Северного морского пути и предотвращение загрязнения северных морей вследствие нефтеразливов в их акваториях; проблемы социально-экономического и экологического развития моногородов, расположенных в АЗРФ; организация международного экологического сотрудничества и другие. Отмечалось, что научная деятельность в Арктике, по сути, прекратилась в начале 90-х гг., а в последние десятилетия в областях геофизики, сейсмологии, археологии, гляциологии, биологии, геологии, метеорологии, мониторинга окружающей среды была представлена точечными исследованиями, не позволяющими сформировать научное обоснование развития альтернативных направлений хозяйственной деятельности в высоких широтах Заполярья. Основные проблемы взаимодействия заключаются в междисциплинарном и трансграничном характере, сложности систематизации и обобщении многопредметной информации, оценке экологического состояния, факторов и результатов антропогенного воздействия на все элементы окружающей среды.

1. Участниками круглого стола было отмечено, что обеспечение устойчивого эколого-экономического развития Российской Арктики на принципах зелёной экономики требует системного решения комплекса задач в экономике и экологии, среди которых первоочередными были определены:

a) Обеспечение комплексного природопользования, с использованием современных экологически чистых, малоотходных технологий зелёной экономики, позволит на долгие годы сохранить хрупкую экосистему Арктики при её новом индустриальном освоении. Хранение, удаление и вывоз отходов из районов АЗРФ, а также их переработка, сокращение источ-ников загрязнения, должны являться одним из основных условий, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении любого вида деятельности в Российской Арктике, как государством, так и бизнесом.

b) Применение в Арктике и на Крайнем Севере России современных технологий генерации энергетики (например, проект Мезенской приливной гидроэлектростанции), развитие био-нергетики в локальном теплоснабжении северных территорий, модернизация комму-нальной энергетики, энергоэффективность в строительстве и на транспорте, бережное отношения к потреблению воды и выход на гло-бальный рынок с этим новым товаром, обязательная для всех стейкхолдеров в Арктике утилизация отходов, — эти и другие меры открывают уникальное окно возможностей для Российской Федерации, чтобы занять лиди-рующие позиции в развитии зелёной экономики и переоценке ценностей в мире.

с) Оптимизация, выявление и развёртывание перспективных видов экономической деятельности с учётом потребностей экономики страны и экологической безопасности, плановая ликвидация убыточных «грязных» производств и прошлого экологического ущерба в импактных районах Российской Арктики, реализация адресных мер по осуществлению защитных и компенсационных природоохранных ме-роприятий в горячих экологических точках, зонах чрезвычайной экологической ситуации, зонах экологического бедствия, учитывая угрозы жизни или здоровью людей.

^ Диверсификация экономической деятельности в Арктике и на Севере России на основе эффективного использования биологических ресурсов акваторий и суши прибрежных районов, развития транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе двойного назначения, арктического туризма, сферы услуг и других видов деятельности. е) Поиск источников финансирования, использование частно-государственного партнёрства и других инструментов для активного продвижения инвестиционных проектов зелёной экономики, внедрения современных технологий с участием науки, государства, бизнеса, частного капитала, молодёжи.

О Проведение комплекса научно-исследовательских работ в разных научных областях зелёной экономики и экологии, природопользования, геофизики, сейсмологии, археологии, гляциологии, биологии, геологии, географии, метеорологии, мониторинга окружающей среды, культуры, истории, философии, используя ресурсы РАН, университетов, федераль-ных ведомств, научных фондов и др.

Для предотвращения возникновения негативных экологических последствий на этапе нового индустриального освоения Арктики, при использовании технологий 5 и 6 технологических укладов значимо:

1.1. Междисциплинарное обоснование: социально-экономическое, экологическое, геополитическое, социокультурное, физико-географическое, геолого-геоморфологическое, метеорологическое, гидрографическое, картографическое; анализ и синтез стратегических направлений социально-экономической деятельности, инфраструктурного комплекса и системы логистики для жизнеобеспечения, перспективного применения технологий шестого технологического уклада в Российской Арктике, на Крайнем Севере России и на территории зон российского присутствия на архипелаге Шпицберген, — с подготовкой соответствующих аналитических материалов, баз данных, моделей развития проектными командами специалистов разных отраслей научного знания.

1.2. Комплексный анализ инвестиционной привлекательности субъектов АЗРФ и Крайнего Севера России с учётом социально-экономической ситуации, стратегической экологической оценки (СЭО) и принципов зелёной экономики, возможностей, рисков и угроз, определения потенциальных инвесторов.

1.3. Разработка и реализация портфеля арктических проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе проектов зелёной экономики, на основе междисциплинарной экологической и экономической, социокультурной оценки их ценности и приоритетности с привлечением специалистов разных отраслей научного знания.

1.4. Реализация проектов развития социальной и информационно-коммуникационной инфраструктуры Российской Арктики, Севморпути, Национальной арктической транспортной линии (НАТЛ).

1.5. Выбор вариантов, моделей развития субъектов АЗРФ на основе междисциплинарного анализа перспектив развития инновационных, конкурентоспособных отраслей зелёной экономики с учётом потребностей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создания новых рабочих мест и повышения квалификации, особенно для молодёжи.

1.6. Междисциплинарное научное концептуально-практическое обоснование создания пра-вовых, социально-экономических, организационных условий развития малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях АЗРФ и Крайнего Севера России, в том числе в сфере зелёной экономики.

1.7. Стратегическая экспертная оценка и программа развития арктического туризама, турист-ского потенциала, перпективных туристских продуктов северных территорий, импактных районов и горячих экологических точек Российской Арктики и зон российского присутствия на архипелаге Шпицберген.

1.8. Создание баз данных экологической чувствительности арктических территорий и акваторий к загрязнению, в том числе нефтяному, дампингу; анализ деятельности горнодобывающей, нефтяной, газовой и других отраслей в импактных районах и горячих экологических точках АЗРФ.

1.9. Эффективная и оперативная деятельность системы подготовки высококвалифицированных кадров для работы в высоких широтах и полярных областях Российской Арктики, в том числе, подготовка магистров, получение дополнительного образования для работы в условиях зелёной экономики, — в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова и других вузах РФ.

2. Важной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации экологической политики РФ, в том числе в Арктике, является модернизация управления, совершенствование законодательства и обеспечение его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Рекомендовать осуществить политические, правовые и научные мероприятия с целями защиты окружающей среды, экологической безопасности, роста зелёной экономики в Российской Арктике:

2.1. Разработать «Концепцию зелёной экономики в Российской Арктике», используя потенциал ФГБУН «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН», Кольского научного центра РАН, САФУ имени М.В. Ломоносова и других организаций.

2.2. Разработка «Стратегии экологической безопасности осуществления работ по развитию Арктики на период до 2030 года».

2.3. Стратегическая экологическая оценки (СЭО) всех промышленных, инфраструктурных проектов и программ с привлечением локальных сообществ и науки в части влияния на окружающую природную и культурную среду Российской Арктики, акваторию, объекты на Новой Земле и других островах Северного Ледовитого океана, вне зависимости от ведомственной подчинённости.

2.4. Внесение изменений в законодательные акты РФ об охране окружающей среды, экологической экспертизе, о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, внутренних морских водах РФ, а также принятие ряда других нормативных правовых актов.

2.5. Формирование экологического блока и тематических карт в рамках подготовки Национального атласа Арктики на основе фундаментальности и комплексности научных исследований, универсализации практического использования.

2.6. Оценка влияния дампинга на окружающую среду арктических регионов и социальные условия жизни коренных народов Севера с учётом трансграничного переноса загрязняющих веществ, мониторинга мест захоронения, регистрации операций по сбросу в море отходов, публичного представления информации по данной тематике.

2.7. Реализация программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» (НЭУ) в Российской Арктике.

2.8. Публикация полного перечня всех российских островов в морях СЛО в рамках подзаконного акта «Государственный реестр российских островов в морях Северного Ледовитого океана» с указанием фактического статуса каждого арктического острова и его ведомственной принадлежности.

3. Особую актуальность для АЗРФ и Крайнего Севера России имеет сбалансированное развитие моногородов. На долю регионов АЗРФ приходится пятая часть всех моногородов России, большинство из которых находится в депрессивном состоянии. Монопрофильные города и поселения АЗРФ стали наиболее уязвимыми структурными элементами из-за своего географического положения, исторического развития, узкой специализации промышленности и низкой конкурентоспособности предприятий, сокращения численности населения, высокой доли отходов вредных производств.

3.1.Необходим комплексный подход к переориентации структурно-функциональной организации моногородов. Экологические проблемы таких городов требуют более детального рассмотрения вследствие происходящих и прогнозируемых изменений в окружающей среде.

3.2.Устойчивое развитие моногородов, основанное на внедрении «зелёных технологий», диверсификации структры экономики, позволит перейти к более экологически эффективному производству и рациональному использованию местных ресурсов, изменить имеющуюся инфраструктуру, улучшить благосостояние, качество жизни и здоровье населения.

3.3.Появляется возможность для поиска новых путей освоения природных ресурсов, развития малого и среднего бизнеса, накопления и использования человеческого капитала.

4 г» */ */ «

. В контексте современной геополитической ситуации и активной реализации государственной политики по развитию внутреннего и международного туризма актуальны вопросы обоснования предпосылок и возможностей развития арктического туризма. Это позволит диверсифицировать отраслевую специализацию Арктического макрорегиона, сменив ориентацию с эксплуатации невозобновляемых минеральных ресурсов, добыча которых может иметь и уже имеет существенные экологические риски. Принимая во внимание факт, что развитие туризма представляет собой нишевый туристический продукт, объективные возможности развития туризма имеются уже сейчас:

а) наличие ООПТ в регионах, имеющих возможность принимать туристов, национальные парки «Русская Арктика», "Беренгия", "Онежское Поморье", "Югыд ва" и др.

Ь) развитие круизного морского туризма по трассе Северного морского пути, к Северному полюсу, на острова в акватории морей Северного Ледовитого океана; ^ тенденция роста интереса к экологическому, этнографическому, спортивному и другим видам

туризма как со стороны иностранных, так и российских туристов. Ключевыми рекомендациями здесь были:

4.1. Стимулирование региональных инициатив по созданию туристско-рекреационных кластеров и поддержка их на федеральном уровне, в том числе за счёт включения в состав ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)».

4.2.Формирование конкурентоспособного арктического туристского продукта и его продвижение на российских и международных выставках при участии Федерального агентства по развитию туризма.

4.3. Императивное обеспечение сохранения культурной и природной окружающей среды Арктики, объектов природного и культурного наследия при организации туристических маршрутов, круизов, экскурсий; экологическое просвещение всего населения.

5. Немаловажной является организация работы по оптимизации и совершенствованию системы данных дистанционного зондирования (ДДЗ) Земли, использования ГИС-технологий, потенциала ГЛОНАСС для оперативной оценки состояния окружающей среды при решении задач транспортного сообщения, спасении людей, социально-экономического, инфраструктурного развития АЗРФ, информационно-комуникационных технологий, принятия эффективных управленческих решений.

6. Особую значимость имеет дальнейшее развитие международного сотрудничества в Арктике. Арктика приобретает все более важную роль в глобальной политике и экономике. Арктический регион, обладающий огромными природным запасами и хорошими транспортными возможностями, привлекает к себе внимание не только арктических государств ^8), но и Китая, Японии, Южной Кореи, Индии и других стран. Происходящие изменения климата постепенно открывают водные пространства Арктики не только для разработки углеводородных, минеральных и биологических ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов в глобальной транспортной системе (Северный морской путь и Северо-Западный морской проход, Национальная арктическая транспортная линия).

В области международного сотрудничества актуально: 6.1.Осуществление Россией перехода от периодических исследований уровня радиоактивного загрязнения гамма-излучающими радионуклидами к постоянному мониторингу данной проблемы с последующей публичной презентацией мировому сообществу Комплексной программы по очистке акватории от радиоактивных отходов, тем самым устранив почву для спекуляций по поводу якобы неспособности России обеспечить экологическую безопасность Арктики. 6.2.Практическая реализация на деле национальных интересов России в Арктике, что

должно найти свое выражение в перманентной деятельности по: a) защите правового статуса Российской Арктики, транспортных коммуникаций и имеющихся природных ресурсов на основе выполнения UNCLOS (1982), норм международного права;

b) недопущению перехода северных морских маршрутов (СМП, НАТЛ) под международное управление, обеспечение качественных сервисных услуг и систематической проводки судов по этим маршрутам, предъявление повышенных экологических требований к судам для прохода по СМП;

c) обеспечению своего постоянного или сезонного присутствия в Арктике в виде научных экспедиций, грузоперевозок, рыболовства, добычи полезных ископаемых, временных поселений;

^ расширению прав постоянных наблюдателей в Арктическом совете для неарктических стран, постепенном росте своей роли при поддержке постоянных наблюдателей;

е) соблюдению норм экологической безопасности в Арктике всеми государствами, бизнесом, ТНК, населением, людьми.

6.3. Защита АЗРФ в качестве национальной ресурсной базы и транспортной артерии должна быть обеспечена, главным образом, дипломатическими способами.

6.4. Определение позиции в отношении устремлений КНР в Арктике, исходя из контекста российско-китайского стратегического партнерства, как фактора формирования многополярного мироустройства, на основе сочетания разумного и выверенного баланса национальных интересов и взаимного сотрудничества.

6.5. Привлечение иностранных инвестиций, международная кооперация и интеграция усилий, ресурсов, технологий для полномасштабного освоения Арктики и реализации значимых инвестиционных проектов на принципах зелёной экономики и реализации целей устойчивого развития Повестки дня ООН до 2030 года.

6.6. Международное экологическое сотрудничества в Арктике в целях противодействия глобальным угрозам, связанным с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата.

7. Участники круглого стола затронули ещё одну важную тему — экологические последствия развития судоходства по Северному морскому пути, который является важнейшим транспортным коридором и одним из ведущих факторов обеспечения устойчивого социально-экономического развития прибрежных территорий, имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности и усиления присутствия России в Арктике. Одним из значимых государственных решений по развития СМП стал «Комплексный проект развития Севморпути» (июнь 2015), в который вошло предложение Администрации Севморпути о круглогодичном размещении на линейных ледоколах, работающих в акватории СМП, оборудования и персонала для несения аварийно-спасательной готовности, включая водолазные работы, и готовности к ликвидации разливов нефти, с включением упомянутого персонала в состав экипажей ледоколов. Выполнение данного решения во многом зависит от выделения средств из федерального бюджета.

8. На заседании круглого стола отмечалась важность государственного участия в решении проблем пространственного планирования морских акваторий и побережий Российской Арктики. Основными принципами экологически устойчивого хозяйственного использования морских акваторий и прибрежных территорий являются:

8.1. Сбалансированный учёт экономических, социальных, экологических условий при планировании развития морехозяйственной деятельности.

8.2. Оптимизация морского природопользования на основе эколого-экономического подхода.

8.3. Сохранение и восстановление природных морских систем, их биологического разнообразия.

8.4. Сохранение уникальных, репрезентативных и средообразующих природных морских и прибрежных комплексов и формирование на их основе бассейновых систем особо охраняемых акваторий и прибрежных территорий.

8.5. Предотвращение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности и учёт отдалённых экологических последствий.

8.6. Сохранение подводного культурного наследия.

8.7. Предотвращение, минимизация межакваториальных конфликтных отношений. Реализация этих принципов в практике морского и берегового пространственного планирования связана с определением экологически и экономически обоснованных пространственных соотношений между различными видами акваторий и территорий (в зависимости от их состояния и хозяйственного использования).

9. Участники круглого стола отмечали, что материковая часть АЗРФ и Крайнего Севера России связана с югом страны системами речного стока, охватывающими около двух третей площади страны, что является благоприятным фактором для ускоренного взаимного развития зелёной экономики. Связь АЗРФ по водным артериям с поселениями юга Урала, Сибири, Дальнего Востока, регионами сосредоточения хозяйственного потенциала — мощный фактор как для развития зелёной экономики примыкающих к Арктике сухопутных территорий, так и полярно-морского природопользования. Такую роль могут выполнять бассейны рек Оби, Енисея, Лены. В частности обозначена необходимость реконструкции Кеть-Касского (Обь-Енисейского) канала, через который суда из бассейна реки Оби, при создании шлюзов в пределах Ангарского каскада ГЭС, получат прямой выход в Байкальский регион и наоборот. Также создание единой водной системы Обь — Енисей — Байкал простимулирует приток туристов.

10. По итогам 2-го заседания Арктического экспертного клуба были сформулированы конкретные рекомендации и предложения федеральным органам исполнительной власти.

10.1. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству энергетики Российской Федерации рекомендовать совместно начать разработку проектов по использованию возобновляемых источников энергии в Арктической зоне РФ (ветра, приливов), опираясь на уже существующий положительный опыт России, Канады и США.

10.2. Правительству Российской Федерации, Государственной комиссии по вопросам развития Арктики рекомендовать при обсуждении и разработке нормативных правовых документов на период до 2025—2030 гг., корректирующих и совершенствующих Стратегию развития Российской Арктики, Государственную программу РФ о социально-экономическом развитии АЗРФ:

10.2.1. Определить ключевой целью социально-экономического развития Российской Арктики — повышение качества жизни населения, включая коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

10.2.2. Актуализировать цели, задачи и мероприятия по развитию АЗРФ, заложенные действующими документами стратегического планирования федерального и регионального

уровней, с учётом приоритетов зелёной экономики, перераспределения объёмов финансирования.

10.2.3. Разработать комплексный план первоочередных мероприятий по развитию зелёной экономики в Российской Арктике в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе проектного подхода.

10.2.4. Включить реальные конкретные мероприятия государственной поддержки развития субъёктов и муниципалитетов АЗРФ, направленные на:

a) закрепление трудоспособного населения, особенно молодёжи, на основе преодоления бедности с учётом значительно более высоких затрат на жизнь в северных условиях, решение задач сокращения различий в уровне и качестве жизни, создание новых рабочих мест, повышение квалификации и получение дополнительных компетенций, совершенствование пенсионного обеспечения;

b) ускореннное развитие социальной, коммуникационной, транспортной инфраструктуры, включая ЖКХ, дороги, социальные объекты, соответствующих северным условиям;

^ оптимизацию локальной биоэнергетики, внедрение энергоресурсосберегающих техно-логий, генерирование возобновляемых источников энергии;

^ поддержку инноваций в модернизации традиционных отраслей жизнедеятельности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, внедрение эффективно действующих механизмов компенсационных выплат и возмещения расходов (убытков), причинённых исконной среде обитания коренных народов при изъятии территорий традиционного пользования, выделение квот рабочих мест в ведущих отраслях экономики и организации дополнительного профессионального образования;

e) повышение качества и доступности образования, духовное и культурное развитие, сохранение позитивных ценностей населения АЗРФ и Крайнего Севера России;

О внедрение передовых современных технологий в коммуникациях, связи, телемедицине, дистанционном образовании, телевидении, в других сферах жизнедеятельности;

g) ценовое, тарифное, налоговое и таможенное стимулирование развития отраслей, учитывающее особенности развития регионов АЗРФ и Крайнего Севера России;

1п) развитие системы экологического мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды на территориях традиционного проживания коренных народов и предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной и иной деятельности;

0 обеспечение безопасности в Российской Арктике (на суше АЗРФ и в акваториях СЛО).

10.3. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как ведомствам, в полномочия которых входит деятельность по запросу и оказанию помощи в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике (2013), рекомендовать инициировать встречу сторон для обсуждения вопросов координации и организации совместных учений по отлаживанию коммуникаций, координации и взаимодействия при ликвидации нефтеразли-вов. Инициировать на международном уровне вопрос о восстановлении работы российско-американской группы совместного планирования (ГСП), в том числе в части организации и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проведения в ближайшее время совместных учений по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях, максимально приближенных к наихудшему сценарию разлива нефти.

10.4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рекомендовать пересмотреть принятую Методику расчёта финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объёме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни и здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов (Приказ Минприроды России №202 от 6 мая 2015 г.).По мнению ряда экспертов, поддержанном Общественным советом при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заключение №68/17-з от 30 сентября 2015 г.), данная Методика не в полной мере обеспечивает возмещение вреда, причинённого как окружающей среде, так и гражданам, юридическим лицам в полном объёме. Методика фактически вводит вместо принципа возмещения в полном объёме принцип ограничения ответственности виновника загрязнения, что противоречит требованию федеральных законов «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Необходимо учесть при расчёте финансовых резервов для возмещения вреда базовые таксы Минприроды России для исчисления размера экологического вреда при загрязнении в результате аварий на водных объектах.

10.5. Министерству энергетики Российской Федерации и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рекомендовать организовать на федеральном уровне статистику объёмов, площадей и координат разливов нефти на промысловых нефтепроводах. Правительством Российской Федерации с целью создания единой информационной базы ТЭК 26.12.2013 было принято распоряжение №2556-р «Об утверждении перечня форм предоставления в обязательном порядке субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса». Предложенный перечень форм, к сожалению, не содержит требования о предоставлении информации об объёме и площади нефте-разливов на промысловых нефтепроводах. При этом распоряжение вводит требование о предоставлении сведений о потерях нефтепродуктов в системе магистрального трубопроводного транспорта. Таким образом, государственная информационная система топливно-энергетического комплекса не обеспечивает получения государственными надзорными органами и гражданами РФ информации об аварийных разливах нефти на промысловых нефтепроводах, являющихся главным источником поступления нефти в окружающую среду. Очевидно, что федеральным ведомствам необходимо инициировать поправки в соответствующее Распоряжение Правительства Российской Федерации с целью внесения в формы отчётности сведений об объёмах, площадях и координатах разливов нефти на промысловых нефтепроводах.

10.6. Росприроднадзору, Росгидромету, Администрации Северного морского пути, региональным надзорным органам в области охраны окружающей природной среды, нефтяным компаниям, ведущим добычу и транспортировку нефти и нефтепродуктов на шельфе морей Северного Ледовитого океана, в связи с нерешённостью проблем эффективного мониторинга состояния окружающей среды в АЗРФ, рекомендовать учесть опыт общественных организаций по

мониторингу и выявлению экологических нарушений, содействовать им с учётом соблюдения требований российского законодательства.

11. Рекомендовать Росприроднадзору организовать координацию деятельности Росатома, Росгидромета, МЧС России, Минморречфлота России, Минобороны России, Администрации Северного морского пути, Северного флота ВМФ России, Роскосмоса, общественных экологических организаций для создания интегрированной базы данных об объектах и процессах дампинга и его влиянии на экологическую безопасность в АЗРФ и акватории Северного Ледовитого океана с учётом проведенного в прошлые годы комплекса работ по инвентаризации и ликвидации экологического ущерба в АЗРФ.

12. Дискуссионным и противоречивым в общественном мнении был и остаётся вопрос о тотальном запрете хозяйственной деятельности в крайне уязвимом с позиций экологии арктическом регионе, что подчёркивает актуальность публичного обсуждения данного вопроса на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Имеет смысл всесторонне изучить проблему с учётом перспектив развития зелёной экономики, возможного введения временных ограничений на добычу углеводородов на глубоководном континентальном шельфе, учитывая глобальное падение спроса на нефть. Частному бизнесу, госкомпаниям предложить сосредоточиться на прибрежных мел-ководных акваториях, на применении технологий добычи нефти с максимально возможным извлечением запасов из скважин на суше, использовании попутного газа. Рассмотреть также вопрос о разработке или коррекции специальных экологических стандартов для Российской Арктики с учётом мирового опыта, достижений современной науки и права, текущей ситуации.

13. Рекомендовать ректору САФУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессору Е.В. Кудряшо-вой изучить вопрос о проведении на регулярной основе ежегодных конференций «Арктического социально-экологического форума», продвигая «Арктический социально-экологический форум» как постоянный бренд Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова внутри страны и в международных отношениях.

14. Сформировать рабочую группу по разработке концепции Стратегии экологической безопасности в Арктике на базе Совета по изучению производительных сил (СОПС) РАН и Минэкономразвития России в консорциуме с Институтом региональных исследований и городского планирования НИУ Высшей школы экономики, Арктическим центром стратегических исследований САФУ имени М. В. Ломоносова.

15. Направить резолюцию круглого стола Арктического экспертного клуба Арктического центра стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова: В.А.Штырову, председателю Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, А.Г. Иванову, ответственому секретарю Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ, Д.А. Рогозину, председателю Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, для организации совместного сотрудничества и информационного партнёрства.

16. Возложить контроль за реализацией высказанных предложений и рекомендаций на Арктический центр стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова (директор К.С.

Зайков) и Институт региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики» (зам. директора института Е.Е.Плисецкий).

17. Опубликовать итоговую резолюцию в электронном научном журнале «Арктика и Север» Арктического центра стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова.

Эксперты, участники круглого стола Бабенко Михаил Владимирович, к.э.н., руководитель программы «Зелёная экономика» WWF России.

Багин Александр Михайлович, научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики НИУ «Высшая школа экономики».

Голубева Елена Ильинична, д.б.н., профессор кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Горшков Сергей Павлович, д.г.н., профессор кафедры экологии и наук о Земле Государственного университета «Дубна», академик РАЕН.

Драчкова Людмила Николаевна, к.г.н., доцент кафедры географии и гидрометеорологии ИЕНТ САФУ им. М.В. Ломоносова.

Журавель Валерий Петрович, к.пед.н., ведущий научный сотрудник Института Европы Российской академии наук.

Заболев Юрий Вадимович, первый заместитель Постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

Зайков Константин Сергеевич, к.и.н., директор Арктического центра стратегических исследований САФУ им. М.В. Ломоносова.

Захаров Владимир Михайлович, д.б.н., профессор, член-корреспондент РАН, Директор Института устойчивого развития Общественной палаты РФ.

Игнатьев Александр Александрович, главный редактор журнала «Арктические ведомости». Ильина Ирина Николаевна, директор ИРИиГП НИУ «Высшая школа экономики». Каратаева Каролина Евгеньевна, старший научный сотрудник сектора конъюнктуры мировых рынков Центра экономических исследований РИСИ.

Кириллов Сергей Николаевич, д.э.н., профессоры кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Куртеев Валентин Васильевич, ведущий сотрудник ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил».

Лукин Юрий Федорович, д.и.н., профессор, главный редактор журнала «Арктика и Север», Арктический центр стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова. Лыжин Дмитрий Николаевич, начальник сектора биоэкономики и устойчивого развития Центра экономических исследований РИСИ.

Минин Александр Андреевич, д.б.н., главный научный сотрудник ИРИиГП НИУ «Высшая школа экономики».

Назарова Ольга Владимировна, заведующая отделом науки журнала Президиума РАН «Энергия: экономика, техника, экология».

Ольшевский Александр Николаевич, руководитель ФГКУ «Администрация Севморпути». Плисецкий Евгений Евгеньевич, к.г.н., зам. директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики».

Сергеева Светлана Леонидовна, заместитель директора по науке НП "Российский центр освоения Арктики".

Сивоброва Ирина Анатольевна, руководитель научных программ Арктического РИАЦ РИСИ, зам. директора Высшей школы экономики и управления САФУ им. М.В. Ломоносова Сысоева Галина Ивановна, генеральный директор издательского дома «Арктика». Фетищев Дмитрий Владимирович, заместитель руководителя представительства Архангельской области при Правительстве Российской Федерации по инфраструктурному развитию. Чупров Владимир Алексеевич, руководитель энергетического отдела Гринпис России. Шевчук Анатолий Васильевич, директор Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России по вопросам экологии и природопользования, д.э.н., профессор кафедры управления природопользованием и охраной окружающей среды Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Резолюция дополнена и отредактирована редакцией журнала «Арктика и Север» Арктического центра стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова

Архангельск Январь 2016 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.